Столь необычное явление иконы, соединенное с чудом, довольно скоро сделалось известным в соседнем городе Рыльске и его окрестностях. Отсюда и устремились для поклонения к новой святыне благочестивые жители в надежде от нее получить исцеление и утешение в своих горестях, которая с течением времени все более и более прославлялась чудотворениями. Узнав об этом, Рыльский князь Василий Шемяка приказал перенести ее в Рыльск. Икона была торжественно встречена всеми жителями, вышедшими за город навстречу иконе. Только один князь Шемяка уклонился от этого торжества. За это он в день прибытия иконы в Рыльск был наказан слепотою. Князь осознал свою вину, раскаялся и, совершив усердное молебствие перед святою иконою, получил исцеление. Умиленный этим чудом, Шемяка построил в Рыльске церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В этом храме была поставлена чудотворная икона, и в день явления – 8 сентября, установлено ежегодное ее празднование. Но икона пребывала здесь недолго: чудотворным образом она перенеслась из храма и возвратилась на место своего явления, на берег реки Тускарь. Жители Рыльска неоднократно брали ее отсюда и ставили в Рыльске, но всякий раз она непостижимо возвращалась на прежнее место. Тогда они поняли, что Богоматерь благоволит к месту явления своей иконы, и оставили ее здесь в часовне. Многочисленные богомольцы стекались сюда для поклонения святыне, от которой обильно происходили чудеса. Молебствия для богомольцев совершал один благочестивый священник по прозванию Боголюб, который добровольно, по особому усердию и благоговению к Богоматери, являлся сюда и жил здесь, особенно в праздник Рождества Богородицы, упражняясь в подвижничестве. В 1383 году Курская земля подверглась новому разграблению со стороны татар. Татары, встретив на своем пути часовню, взяли священника в плен, а часовню решили сжечь. Но часовня, несмотря на все усилия, не загоралась, хотя они обложили ее хворостом. Суеверные варвары накинулись на Боголюба, подозревая его в волшебстве, которым они объясняли свою неудачу. Благочестивый иерей обличил их неразумие и указал на икону Божией матери, находящуюся в часовне. Озлобленные татары схватили святую икону, рассекли ее на две части и бросили их в разные стороны, а часовню сожгли. Иерей Боголюб был отведен в плен.

http://ruskline.ru/analitika/2023/06/15/...

Незадолго до Октябрьской революции в Знаменской церкви был устроен еще один престол - во имя Анны Кашинской, немногочисленные сведения об этом престоле имеются в описях храма 1920-х. Произошло это, скорее всего, по инициативе бывшего епархиального миссионера архимандрита Корнилия. В архиве Ярославской области сохранились документы 1930-х о судьбе чудотворного образа Богоматери Знамение. Когда местные власти вознамерились снести пристроенную к Знаменской башне церковь, 12 января 1930 председатель Епархиального управления епископ Софоний, беспокоясь о святыне, обратился в местный отдел Главнауки с просьбой уведомить, «находится ли на учете в Главнауке Знаменская икона Божьей Матери, как археологическая древность, которой более чем 700 лет, как она написана на стене в Знаменской часовне в Ярославле. Если эта икона до сего времени находится не на учете в Главнауке, то следовало бы таковую взять на учет, как древнюю археологическую старину». На заявлении епископа есть резолюция: «Осмотреть фреску и, если имеет интерес и смысл, поручить П.Н.Догадушкину снять ее для продажи или местного музея». Ответ заведующего ярославским отделением Центральных реставрационных мастерских Демьянова от 18 января 1930: «Считая фреску второстепенной по значению и учитывая шаг поповщины, мастерские просят горсовет ходатайствовать пред Окрисполкомом о разборке Знаменской часовни для освобождения уличной площади и прохода под башней. Резолюция: вопрос решен на президиуме, и Знаменская часовня передана Кустшвею». Чудотворный образ Богоматери Знамение был сбит со стены вскоре после принятия этого решения. Знаменская церковь была закрыта 8 марта 1932, ее приход был объединен с общиной церкви Пятницы на Туговой Горе, туда же поступила часть церковного имущества. В 1990-х на храме восстановлена глава. Еще до этого в здании разместилась народная киностудия «Юность». По изданию Т.А.Рутман. Храмы и святыни Ярославля: История и современность. С. 386-393 Ярославская Знаменская церковь в её нынешнем виде существует чуть более ста лет.

http://sobory.ru/article/?object=01105

«Село Влахернское, Мельница тож» Церковь иконы Влахернской Божьей Матери Легенда гласит, что в древности здесь, в густом сосновом бору на берегу речки Голедянки, стояли мельницы, и одна из них принадлежала загадочному мельнику Кузьме – будто бы его имя и осталось в названии Кузьминки. Ученые же считают, что название произошло от местной церкви или часовни святых Космы и Дамиана, почитаемых целителями и покровителями животных. Их праздник назывался в народе Кузьминками. Достоверные сведения об истории Кузьминок появляются в первой половине XVII веке, когда эти земли и «пустошь, что была Кузьминская мельница», принадлежали Симонову и Николо-Угрешскому монастырям: здесь были их рыбные и лесные угодья. Возможно, раньше, до Смутного времени, здесь была маленькая деревенька, именовавшаяся Кузьминки: в ней и могла стоять часовня святых целителей. После Смуты осталась только мельница, оттого местность называлась также и Мельницей. Ее третье имя – село Влахернское – появилось при следующих владельцах, знаменитых Строгановых, которые были одними из самых древних и богатых русских промышленников. По легенде, их родоначальник Спиридон был сыном татарского князя. Он, вопреки воле отца, принял христианство. Тот будто бы пошел на Москву с войском, пленил сына, отважившегося выйти навстречу, и потребовал отречься от Христа. Не дождавшись отречения, князь предал сына казни строганием. Случилось это в 1395 году. У потомков и появилась фамилия Строгановых. Еще Н.М. Карамзин усомнился в этой легенде, и теперь принято считать, что Строгановы – богатые уроженцы Великого Новгорода, а вот их родоначальником действительно был Спиридон, живший во времена Дмитрия Донского. По преданию, его внук Лука Кузьмич выкупил из татарского плена великого князя Василия II Темного. При Иване Грозном Строгановы занимались добычей соли. Они создали солеварни в Соли Вычегодской, и царь пожаловал им огромные владения в Пермской области. Для охраны этих владений и ради дальнейшей территориальной экспансии России Строгановы на свои средства организовали поход Ермака в Сибирь.

http://pravoslavie.ru/4354.html

В 1669 г. игум. Сергий испросил благословение Патриарха Иоасафа II на освидетельствование мощей прмч. Галактиона и пение молебнов святому. В 1673 г. Патриарх Питирим разрешил провести освидетельствование и дознание о чудесах от мощей святого, что, вероятно, не состоялось. В 1697 г. Вологодским архиеп. Гавриилом в мон-ре был обретен, но не вскрыт и вновь положен под спуд нетленный гроб святого. До сер. XVII в. у В. м. не было вотчин, братия получали от царя по 1 р. в год на человека. В 1658 г. строитель игум. Иосиф просил царя Алексея Михайловича об увеличении жалованья мон-рю. Царь в дополнение к прежнему содержанию пожаловал на 22 насельника денежную и хлебную ругу: по 2 р. в год на человека, по 2 четверти ржи и по 2 четверти овса. В 1659 г. распорядился выдать единовременно по 3 р. каждому иноку. П. И. Савваитов упоминает о 9 грамотах 2-й пол. XVII в., по к-рым В. м. получал из вологодских таможенных доходов жалованье деньгами, хлебом, воском, ладаном, церковным вином, пшеницей и солью. В XVIII - нач. XIX в. мон-рь приобрел земельные угодья, мельницу и рыбную ловлю. В 1764 г. В. м. был оставлен на своем содержании. В 1775 г., после пожара в Спасо-Каменном мон-ре на Кубенском оз., сгоревшая обитель была переведена в В. м. со штатным содержанием, в ризницу В. м. поступила сохранившаяся церковная утварь из Каменного мон-ря, в Свято-Духовский собор были перенесены мощи прп. Иоасафа Каменского . В. м. стал называться Спасо-Каменским Духовским. В 1824 г. обитель посетил имп. Александр I Павлович . В XIX в. в В. м. велось каменное строительство. В 1810-1811 гг. к Свято-Духовскому собору была пристроена 3-ярусная колокольня. Впосл. храм неоднократно ремонтировался, в 1871-1872 гг. вместо обветшавшей была построена новая алтарная часть. По описанию Г. К. Лукомского, к нач. XX в. Свято-Духовская ц. «представляла собой сооружение в стиле empire». В 1860 г. была разобрана сгоревшая в 1854 г. Знаменская ц., на ее месте к 1867 г. построили 2-этажный храм: верхняя церковь была освящена в честь иконы Божией Матери «Знамение», нижняя - во имя прмч. Галактиона с приделами прп. Иоасафа Каменского и святителей Димитрия и Иакова Ростовских. В нижней церкви при раке прмч. Галактиона хранились его вериги и цепь, а также икона Божией Матери «Знамение» 1776 г. и неск. древних Евангелий (ГА Вологодской обл. Ф. 1041. 131). В XIX в. в мон-ре были также построены каменные 2-этажный настоятельский и братский корпуса, хозяйственные здания. С 3 сторон мон-рь был обнесен каменной оградой с 4 башнями (зап. часть ограды оставалась деревянной). В одной из башен, справа от ворот, располагалась часовня над колодцем, к-рый, по преданию, выкопал прмч. Галактион. Стены часовни украшали 3 картины, изображающие предсказания святого жителям Вологды.

http://pravenc.ru/text/155169.html

Из дневника игумена Гавриила: «На 2-й день по освящении придела, 22 октября, в день Казанской Божией Матери, совершено было мною соборным служением торжественное Богослужение, накануне всенощная и самый день праздника Литургия и молебен с многолетием за Властей, благодетелей и строителей, поусердствовавших и потрудившихся в созидании сего храма. Таково мое желание было помолиться по освящении храма и принести безкровную жертву о всех и за вся, что и совершено Богу помогающу. По завершении всех работ по сооружению подворья памятная фотография». «В 1900 г. дивным Промыслом Божием и усердием рясофорного монаха о. Иоанна, через привлечение усердных жертвователей, была совершена закладка Валаамского Подворья, которое в сей же год и было окончено» (из архива Валаамского монастыря). Старинный район Москвы – Тверская застава – служил въездом из Петербурга в Москву. Первым храмом, созданным одновременно с основанием Тверской-Ямской слободы, был здесь Храм святого Василия Кесарийского (XVI в.). До 1858 г. он оставался единственным в этом районе. А в 1901 г. на 2-ой Тверской-Ямской улице было устроено подворье Валаамского монастыря Финляндской епархии и при нем сначала часовня, а затем и церковь во имя преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев. Колонны декора 1-го этажа по фасаду, были привезены с Валаама, чтобы паломники могли дотронуться до частиц знаменитого острова. Земля для подворья была пожертвована в конце XIX в. коммерсантом и крупным московским благотворителем С. С. Прусаковым в память чудесного исцеления его супруги во время паломничества на Валаам. В числе благотворителей часто упоминается и Георгий Иванович Курников. Он был выходцем из Углического уезда Ярославской губернии. Будучи купцом, занимался торговлей, строил дома, сдавал их в аренду. Изрядная доля капитала шла на благотворительные цели. Георгий Иванович отчислял большие суммы на нужды города. Участвовал он и в церковных делах, оказывая посильную финансовую поддержку. При храме святого Василия Кесарийского в Тверской-Ямской слободе (храм снесен в 1930-е годы), он служил старостой и ктитором до самой кончины в 1918 году. Георгий Иванович был женат на Прасковье Яковлевне Веселовой, принадлежавшей также к известному купеческому роду. Георгием Курниковым и его братом Филиппом было пожертвовано большое количество средств, а также список иконы Божией Матери «Иерусалимская», который и по сей день хранится в одном из храмов Валаамского монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=09505

Из проспекта «Храм святаго великомученика Георгия Победоносца Погоста Камно». Погост Камно церковь Святого Великомученика и Победоносца Георгия По местному преданию, недалеко от Камно находились владения княгини Ольги. Путешествуя по святым местам, здесь любил молиться преподобный Никандр Псковский. В древности здесь нередко были столкновения псковичей с ливонцами. В 1238 году здесь псковичи «избиша Литву на Камне». В 1407 году здесь произошло трагическое «Каменское побоище» псковичей с ливонцами, когда почти все псковские воины погибли. В 1420 году из Камно в Псков была перенесена чудотворная икона Пресвятой Богородицы по случаю бывшего от нее знамения. В 1601-1602 годах владыка, воевода, псковичи встречали здесь Печерские иконы Божией Матери «Умиление» и «Одигитрия». Церковь построена в XY веке. В документах начала XIX века отмечалось, что кровля и глава церкви очень ветхие. В 1879 году церковь расширена внутри за счет уничтожения четырех колонн, вместо каменного был сделан деревянный купол. Церковь построена из плиты; колокольня каменная, в связи с церковью, построена в 1844 году. На ней было пять колоколов. Большой колокол весил 52 п. 26 ф., средний - 12 п. 11 ф., малый - 6 п. 1 ф., два небольших подзвонка не имели обозначения веса. На большом колоколе было изображение Святого великомученика Георгия с шестью ангелами и надпись: «Лета 1873 колокол сей устроен усердием прихожан и старанием церковноприходского попечительства в церковь Святого Великомученика Георгия на Камне, лит на заводе почетного гражданина Андрея Самгина». На среднем колоколе было изображение Божией Матери с надписью: «Мастер Самгин в Москве», на других колоколах обозначено имя мастера. Престолов в церкви два, главный - во имя Святого великомученика и Победоносца Георгия, придельный - во имя Преподобного Никандра пустынножителя Псковского чудотворца. К Георгиевской церкви была приписана Казанская домовая церковь села Булаево. Вокруг церкви находится кладбище, на нем сохранилась часовня-усыпальница Святого Николая чудотворца. Возле церкви сохранились могилы владельца имения Камно поэта и переводчика Александра Николаевича Яхонтова (28 июня 1820 - 12 октября 1890) и его жены Анны Николаевны Яхонтовой (Ильман). По семейному преданию Яхонтовых, в имении Камно бывал Александр Сергеевич Пушкин.

http://sobory.ru/article/?object=00275

Л. 2 об. На церкви одна глава, крыта белым железом. На главе крест железный, резной осмиконечный. Купол церкви крыт железом, выкрашен зеленою краскою. Крыша на главном олтаре и трапезе деревянная на сропилах деревянных, не крашенная. Л. 3. Сия церковь с благословения Преосвященнейшаго Архиепископа Ионы вся в черне выстроена в одно время с 1823 года на церковную сумму. Внутри сначала украшены приделы и освящена 1835 г. генваря 25 дня протоиереем Вышневолоцкого Казанского собора Васильем Петровым. Настоящая украшена и освящена 1842 г. октября 18 дня протоиереем Вышневолоцкаго Казанского собора Александром Ивановым Вышневолоцким. Л. 4 об. Запрестольный образ Знамения Божией Матери в серебряной ризе… Оная риза и оклад и рама устроены в 1829 г. иждивением Его Сиятельства Графа Алексея Андреевича Аракчеева. Л. 6 об. При главном престоле церкви иконостас деревянный с резьбою (Л. 7) весь вызолоченный в три яруса. Л. 40. Колокольня построена вместе с церковию на церковную сумму о трех ярусах, покрыта железом, окрашенным зеленою краскою, на ней крест железный, позлащенный. 1-й. 1790 г. 20 пуд. 13 фун. 2-й. 8 пудов 33 фунта 1745 г. 3-й 6 пудов. 4-й 2 пуда и 2 фунта. 5-й 1 пуд. Л. 41. Часовня первая в деревне Городке, находящаяся близ сей деревни к полуденному краю от деревни за рекой на пригорке во имя Святаго Илии Пророка, деревянная, четырёхугольная… Л. 41 об. В д. Мартынове среди деревни во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Л. 42. В д. Варвариной Горе близ д. на выгоне во имя Св. Илии Пророка. Л. 42 об. В д. Спирове среди деревни во имя Святителя и Чудотворца Николая. В д. Кедрове среди деревни Св. Троицы. Л. 43. В д. Сельце Ивановском на выгоне во имя Свт. Николая. Л. 46. Храмосдательная грамота 1824 года генваря 14 дня за 307, подписанная Ионою Архиепископом Тверским. План фасада на построение церкви и колокольни утвержденный 1824 г. генваря 14 дня тем же Высокопреосвященным. План на устройство иконостаса при главном алтаре Весьегонским Мещанином Федором Ивановым Титковым?

http://sobory.ru/article/?object=39618

Первоначально храм в Казани был деревянным, а в 1722 году его перестроили, сделав каменным. Обновленная Троицкая церковь имела уже два придела: холодный - во имя Живоначальной Троицы и теплый - во имя Знамения Пресвятой Богородицы. Престол располагался в трапезной - небольшая главка в правой части трапезной позволяет понять место его расположения. После перестройки церкви в 1888 году в храме появился еще один придел - в честь популярной в народе Корсунской иконы Божией Матери. В ограде церкви также находились кельи и жилые помещения для священнослужителей. По всему видно, что особой нужды храм не испытывал. И неудивительно: конец XIX века - время расцвета Троицкой церкви, когда она была реконструирована, вследствие чего весь храмовый комплекс обрел торжественные черты в русско-византийском стиле. Главный придел и колокольня украшены оригинальными архитектурными и скульптурными деталями, на звонницу подняты новые колокола. На колокольне Троицкого храма в конце XIX века было восемь больших колоколов. Самый большой имел надпись: " Въ царствующем граде Казани ко храму Живоначальной Троицы въ царство благочестивейшаго, самодержавнейшаго, великаго Государя нашего Императора Александра Павловича всея России и при супруге его благочестивейшей Государыне Императрице Елизавете Алексеевне, при Казанском и Симбирском архиепископе Серапионе, того-же храма священникъ Иоаннъ Ионновъ, с прихожанами и прочих приходов прихожанами, всеобщимъ ихъ учердиемъ вылитъ сей колокол во 100 пудовъ. 1802, мая 22 " . В 1864 году на средства прихожанина Евдокима Савватеева на углу погоста была построена часовня. Именно в ней до революции хранилась Корсунская икона Божией Матери. Наконец, в 1875-76 годах вместо обветшавшей деревянной ограды на пожертвования прихожан и благодаря трудам церковного старосты Наума Широкова была возведена каменная - с железными решетками и тремя железными воротами. Но были и смутные времена в истории храма. Не раз он страдал от пожаров. Порой церковь выгорала полностью. Так было, например, в 1749, 1815 и 1859 годах. А в 1774-м перед сожжением храм первоначально подвергся еще и варварскому разграблению пугачевцами. Однако, как птица Феникс, церковь каждый раз восставала из пепла (и становилась другой - вот почему ее описания в литературе столь противоречивы).

http://sobory.ru/article/?object=31733

Мария Египетская жила в конце V – начале VI века от Рождества Христова. Юной девушкой она покинула отчий дом ради соблазнов одного из богатейших городов Византийской империи Александрии Египетской. Семнадцать лет Мария провела в удовольствиях, служила греху. По Божией воле она оказалась в Иерусалиме, у входа в храм Гроба Господня перед иконой Божией Матери. Пожелав с паломниками подойти к святому Кресту Христову в праздник Воздвижения Креста Господня, Мария чудесной силой иконы Богородицы была остановлена. Задумавшись о смысле своей жизни, этой чудотворной иконой она была постепенно обращена к духовной жизни. Помолившись Богоматери и со слезами дав Ей обет покаяния, Мария была пропущена в церковь и приложилась ко святому Кресту. Выйдя из храма, она перешла за реку Иордан и удалилась в пустыню. Воздействуя на плоть, святая укрепила свой дух. 47 лет преподобная провела в одиночестве и постоянной покаянной молитве. Около 522 года святой старец Зосима в пустыне исповедал и причастил ее святых Христовых таин перед уходом в мир иной. В VII веке святым Софронием, патриархом Иерусалимским (ок. 560 – 638), было составлено первое житие святой Марии Египетской. В Воскресенском соборе Иерусалима на месте обращения Марии была устроена часовня в ее честь. В конце X века константинопольский писатель Симеон Метафраст составил канон службы преподобной. В XIV веке перевод жития святой Марии Египетской распространился по Руси. В XVIII веке святитель Димитрий Ростовский подготовил новый пространный перевод жития и включил его в свои знаменитые Четьи-Минеи. Эта поучительная повесть повсеместно используется и в наши дни. Ковчег со святыми мощами преподобной Марии Египетской. Вклад Е.И. Украинцева в Сретенскую обитель. Текст на боковой стороне Святая Мария Египетская почиталась и в Католической Церкви, и в Православной. Однако проявления почитания преподобной существенно разнятся. У католиков святая Мария – покровительница раскаявшихся блудниц, помогающая женщинам избавиться от соблазна греха.

http://pravoslavie.ru/32260.html

1803 - 1808 годы: пристроена ризница и возведена часовня. 1834 - 1872 годы: основательно переделана архитектура и интерьер церкви: разобрана вся деревянная верхняя часть колокольни, ветхое заменено новым, шпиль был покрыт новым железом и крест вновь позолочен. Возведена ризница, пристроен новый придел, по проекту инженера Георгия Винтергальтера расширен храм, переделан купол. Во время проведения реставрации прихожане молились во временном деревянном здании. 17 октября 1871 года: освящен придел иконы Божией Матери «Троеручица», которую, по преданию, при наводнении 1777 года принесло водой на паперть. Эта икона была написана в начале XVIII века и украшена чеканной из серебра ризой с множеством драгоценностей. Ныне находится в Никольском Морском соборе. 1905 год: проводился очередной ремонт храма проводился. Тогда на колокольне были восстановлены куранты. В январе 1938 года церковь была закрыта, её имущество и убранство разграблены, а помещение приспособлено под склад. Часть икон была передана в музейный сектор Ленсовета, чтимые – в Знаменскую церковь. Перестройки и утраты особенно коснулись церкви в 1940-1941 годах. В 1951-1954 годах здание реставрировано. Во второй половине 1950 годов в Церкви был размещен отдел проектирования гидроэлектростанций Ленинградского филиала проектного института Оргэнергострой. По всей площади Церкви и под куполом стояли кульманы с чертежами будущих машин, узлов и агрегатов для ударных строек от Иркутской ГЭС до будущих – Красноярской и Усть-Илимской. В 1980-е годы здание реконструировано под Музей метеорологической, геофизической обсерватории им. А.И. Воейкова. С весны 1991 в частично возвращенном верующим храме начаты богослужения. По договоренности с Ленсоветом и Управляющим Епархией, Высокопреосвященным Митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Иоанном (Снычевым) принято решение храм возвратить верующим. Освещение Храма состоялось 1 января 1995 года митрополитом Иоанном. С 1996 по 2013 год была проведена масштабная реставрация здания.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_правв....

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010