В 1918 и в 1922 гг. И. ч. была ограблена, за небрежное хранение церковных ценностей понесли наказание члены совета общины; остававшиеся в часовне ценности - золотая риза весом более пуда, неск. пудов серебра, 2 больших изумруда, более 100 алмазов, рубины и др. камни - были изъяты в 1922 г. В 1920 г. англ. писатель Г. Уэллс в кн. «Россия во мгле» отметил, что «особенной популярностью пользуется знаменитая часовня чудотворной Иверской Божьей Матери возле Спасских ворот; многие крестьянки, не сумевшие пробраться внутрь, целуют ее каменные стены». Перед И. ч. разворачивалось главное действие «комсомольского рождества» в Рождественский сочельник 1923 г. После закрытия и сноса И. ч. на ее месте была установлена авангардистская скульптура рабочего, исчезнувшая после разрушения ворот в 1931 г. Остатки И. ч.- каменные прямоугольные в плане фундаменты (5,5×6 м) - открыты и изучены при реконструкции Исторического (Воскресенского) проезда Московской археологической экспедицией Ин-та археологии РАН в 1988 и 1994 гг. 4 нояб. 1994 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил закладной камень И. ч. В 1996 г. были завершены работы по воссозданию И. ч. и ворот (архит. О. И. Журин). Ныне часовня, пристроенная к сев. стороне Воскресенских ворот, имеет куполообразную кровлю, увенчанную золоченой фигурой арх. Михаила с крестом. Окна (в т. ч. ложные) овальной формы обрамлены венками и золоченым подзором в виде драпировки. К единственному дверному проему на главном (сев.) фасаде ведут широкие чугунные ступени; его фланкируют золоченые горельефные фигуры апостолов Петра и Павла. Перед И. ч. по решению московского правительства установлен знак «Центр Москвы». 25 окт. 1995 г., в канун праздника Иверской иконы Божией Матери, список иконы прибыл в Москву из Иверского монастыря на Афоне, где был написан иером. Лукой, а на следующий день Патриарх Алексий II совершил чин освящения И. ч. В наст. время в И. ч. ежедневно совершаются молебны, к-рые служат поочередно священники московских храмов.

http://pravenc.ru/text/Иверской ...

В 1912 г. в с. Запутном служил священник Василий Иванович Перлов. Причт церковный с. Запутное состоял из священника Василия Перлова и исполняющего должность псаломщика Андрея Степановича Маслова. В Запутном в 1912–1914 гг. построена ныне существующая каменная церковь Казанской иконы Божией Матери. В разных номерах Рязанских епархиальных ведомостей рассказывается о вкладчиках церкви с. Запутное. 28 июля 1913 г. по резолюции преосвященного Димитрия епископа Рязанского и Зарайского была объявлена благодарность крестьянину приходской д. Поздняково (ныне Поздняки) Василию Андреевичу Канарейкину, пожертвовавшему в церковь с. Запутное металлические хоругви и гробницу под плащаницу (на 155 рублей). 27 апреля 1914 г. епархиальным начальством объявлена благодарность Правлению Казанской железной дороги, пожертвовавшему 300 рублей на построение новой каменной церкви в с. Запутное. В том же году крестьянин с. Запутное Константин Афанасьевич Стеняев пожертвовал в храм своего села киот для иконы стоимостью 110 рублей. 20 апреля 1915 г. епархиальным начальством была объявлена благодарность крестьянам Константину Афанасьевичу Стеняеву и Александру Яковлевичу Заглодину, пожертвовавшим в церковь с. Запутное сребропозлащенную ризу на икону Казанской Божией Матери. До недавнего времени в с. Запутное стояла полуразрушенная церковь Казанской иконы Божией Матери, закрыта в 1927 г. и стоит в запустении, утрачены главка и завершение колокольни, пробит свод в церкви и сильно разрушен в трапезной (на циллиндрический свод трапезной был обрушен зубец, украшавший западную стену храма), разрушена церковная ограда и каменная часовня, стоявшая у дороги. В здании храма хранили зерно, потом был военный склад, склад удобрений. Обветшавшее здание было заброшено и разворовано, жители унесли деревянные двери, взломали пол. Главка обрушилась в 1960-х гг. после удара молнии. Дом священника и в наше время стоит рядом с колокольней храма. Он был развернут раньше к церкви. В Запутном с северной стороны храма, на кладбище, стоит большой кованый крест, утвержденный на кирпичном основании. В середине креста раньше была икона. По рассказам местных жителей, крест поставлен над склепом семьи Филипповых, участвовавших своими средствами в построении храма. Дом Филипповых (после революции в нём устроили школу) стоял в Запутном на месте новой школы. Последним регентом церковного хора храма Казанской иконы Божией Матери в с. Запутном был Иван Алексеевич Жаров.

http://sobory.ru/article/?object=33434

В 1994 г. пустынь вновь возродилась. 12 сентября 1996 г. Свящ. Синод УПЦ одобрил присвоение обители ставропигии Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины. К 1994 г. осталось несколько корпусов, перестроенных для нужд расположенного на территории обители интерната. К 1997 г. в одном из корпусов был оборудован временный храм. В 1997–1999 гг. на месте явления Глинской иконы Божией Матери сооружена каменная часовня свв. правв. Иоакима и Анны. В 1997–2001 гг. на месте снесенной Успенской церкви построен каменный Свято-Николаевский храм, в 1999 г. взамен утраченной церкви Иверской иконы Божией Матери воздвигнут новый одноименный (оба сооружения отличаются от предшествующих). В 2002 г. обустроен Преображенский колодец с каменным 4-столпным навесом-часовней над ним, расчищен и восстановлен колодец Рождества Пресвятой Богородицы. С 2006 г. сооружается настоятельский корпус с Крестовоздвиженским храмом. http://azbyka.ru/palomnik Знаменитая Глинская пустынь находится в селе Сосновка Сумской области. Возникновение святыни связано с удивительной историей явления иконы Рождества Пресвятой Богородицы. В начале 16 в. пчеловоды, которые размещали ульи в лесу, увидели сияющий образ Богоматери на одной из сосен, а под деревом обнаружили целебный источник. С того времени люди стали приходить к этому чудотворному месту, где вскоре была построена часовня, а после – обитель, в которой монахи проводили богослужение. При строительстве часовни и монастыря икону несколько раз снимали с дерева, но на следующий день образ Пресвятой Богородицы находили на сосне. Первая церковь в этом месте возникла в конце 16 в. благодаря усилиям Ф. Милонова и его товарищей. Это была деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы. За всю историю своего существования пустынь несколько раз передавалась Молченскому Печерскому Путивльскому монастырю и только в 1764 г. обрела независимость. Освящение церкви с одноименным названием состоялось в 1781 г. 19 век стал периодом расцвета обители, но во времена советской власти часть пустыни была отобрана, иконы и другие ценности изъяты, а в 1922 г. монастырь закрыли. Чудотворную икону вывезли в с. Шалыгино, но вскоре она пропала. На земле прежней пустыни действовал детский городок, потом сельхозартель, колхоз и промкомбинат. Открытие пустыни произошло в 1942 г. Просуществовав 21 год, обитель снова была закрыта.

http://sobory.ru/article/?object=13951

У алтаря храма похоронена местная подвижница благочестия праведная Екатерина Жарова. В 14 лет она была отдана родителями в небольшой монастырь около Копорья, где пребывала 39 лет - до его закрытия в 1917 году, после чего совершила пешком паломничество в Иерусалим и к другим святыням. Екатерина сподобилась от Бога дара прозорливости. Так, во время Великой Отечественной войны она говорила, что победа над Германией совершится тогда, когда Пасха совпадет с днем св. Георгия Победоносца, что и случилось 9 мая 1945 года. Она завещала похоронить себя около церкви в Котлах, и это было исполнено. До сих пор к ней приезжают из разных мест люди - помолиться и поухаживать за могилкой. Святой источник в Пиллово В нескольких километрах от Котлов расположена другая водская деревня - Пиллово. Она знаменита тем, что здесь находится почитаемый источник. Рядом с источником - небольшой каменьвалун, на котором, как говорят, отпечатались следы стоп Божией Матери. «Следов» этих на камне три, и все они разного размера, однако местная благочестивая легенда рассказывает, что именно здесь, более 300 лет назад, Богоматерь явилась двум младенцам 5 и 6 лет. В честь этого события на этом месте впоследствии была установлена каменная часовня. Каждый год из храма в селе Котлы через Пумолицы, Рапполово и Пиллово к часовне шел крестный ход и на источнике совершался молебен с водосвятием. Эту практику пришлось прекратить лишь в страшном 1937 году. Но люди продолжали приходить и приезжать на источник. К сожалению, старинную часовню окончательно разрушили не во время гонений или военных действий, а в мирное, застойное время. В 70-е и 80-е годы XX века современные вандалы украли оставшиеся в часовне утварь и иконы, а саму часовню попросту растащили на стройматериалы. В 2004-2006 годах на источнике в Пиллово силами прихожан храма Свт. Николая Чудотворца в Котлах построена новая деревянная часовня и купальня. Чтобы попасть на источник, нужно въехать в деревню Пиллово и за первыми домами (там, где начинается поле) повернуть налево. Здесь заканчивается асфальт, и около 500 метров вдоль русла ручья идет проселочная дорога. Около самого источника есть место для стоянки автомобилей. На небольшом участке находится тот самый валун со следами, информационный стенд, часовня и сруб-купальня. Вода здесь всегда холодная, даже жарким летом. Но особенно много людей приезжает сюда на Крещение.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/10/2...

Часовню, вероятно, поставили в память о находившейся в Турове древней Никольской церкви. Турово, по краеведческим меркам – место примечательное. До 1870-х гг. здешнее поместье принадлежало начальнику Охтинского капсюльного завода в Петербурге Н. М. Саблину, затем его дочери Марии Николаевне, ставшей женой генерал-майора артиллерии Александра Степановича Лаврова, одного из основоположников отечественного сталепушечного производства, основателя знаменитого на всю Россию производства колокольного литья в Гатчине. Однако вначале бронзолитейный завод Лаврова основали при его усадьбе в Турове для выпуска изобретенной им в 1868 г. фосфористой бронзы. Ввиду удаленности от Петербурга дело оказалось невыгодным. К тому же открытый в 1876 г. завод в следующем году пострадал от пожара и переведен в Гатчину, где в начале 1880-х гг. перепрофилирован на выпуск церковных колоколов (С.Е. Глезеров). Турово Заклинской вол. – церковь во имя Свт. Николая Чудотворца, деревянная, сер. XVI b., воссоздана в XVII b., перевезена в 1701–1702 гг. в с. Смешино с переосвящением во имя Рождества Богородицы. Деревня Турово находится в 3 км к западу от г. Луги, на северном берегу оз. Туровского, на дороге Луга – Оредеж. В Писцовой книге 1500 г. Турово упомянуто как сельцо с помещичьей усадьбой («большим двором») Семена Лукича Мякинина и относилось к Дмитриевскому Городенскому погосту. О находившейся здесь Никольской церкви XVI b. известно по книге-справочнику «Историко-статистические сведения по Санкт-Петербургской епархии» 1884 г. Набокина О.В., Носков А.В. " Луга и окрестности. Из истории населенных мест Лужского района " . 2015 Турово (то же) – часовня во имя Печерской иконы Божией Матери, деревянная, время возникновения неизвестно, возобновлена в сер. XIX в., разрушена в кон. 1930 – нач. 1940-х гг., вновь построена в 1996 г. Часовня располагалась к северу от деревни Турово, у дороги на д. Шалово, в глубокой лощине («пещере»), над родником, истоком ручья Черного. Когда-то часовню окружала березовая роща, нынче почти полностью вытесненная хвойным лесом.

http://sobory.ru/article/?object=02214

В этом Прошении было сказано: «В обозримом будущем на местах Поклонных крестов могут появиться храмы и часовни, посвященные известным чтимым иконам Божией Матери (Владимирская, Державная, Знамение, Иверская, Казанская, Смоленская, Тихвинская, Феодоровская, Умиление и др.) и, таким образом, образовать символический «ПОЯС БОГОРОДИЦЫ». Все часовни будут находиться в административно-церковном ведении епархиального Сурского женского монастыря. Центральным образом каждой из них будет икона Божией Матери, Которой посвящена часовня. Икона будет иметь клейма с изображением святых, имена которых носят или носили члены семьи жертвователя-строителя часовни». Эта икона должна находиться внутри часовни, а над ее входом будет помещена небольшая резная копия этой иконы с «неугасимой лампадой» – красным огоньком светодиодной лампочки, круглосуточно питаемой солнечной энергией. Такое решение уже технически продумано и готово к реализации. Благословение на Прошение было получено, и таким образом, положено начало благому церковному делу на родине св. прав. Иоанна Кронштадтского. Совсем скоро, после подписания Прошения, молитвами Божией Матери нашлась добрая семья, жертва которой положила начало строительству Пояса, и в сентябре 2017 года появилась первая часовня. Она посвящена Казанской иконе Божией Матери и построена в д. Засурье, на территории «Иоанновского городка», где ежегодно нами проводится Православный военно-патриотический лагерь «Архистратиг» для подростков Иоанновской семьи. То, что случилось далее, иначе как чудом назвать нельзя. Через шесть месяцев, в марте 2018 года, появились сразу шесть благодетелей, готовых участвовать в строительстве еще четырех часовен и двух храмов, а через год – после Пасхи 2019 года – два человека изъявили желание поддержать это богоугодное дело: они взяли на себя попечение о строительстве еще двух часовен. Таким образом, за неполные полтора года вопрос строительства всего Пояса Богородицы был решен, а обозримое будущее, о котором было сказано в Прошении владыке Даниилу, оказалось действительно обозримым даже «невооруженным глазом».

http://ruskline.ru/opp/2019/11/01/prodol...

06.04.2021 Сегодня, 27 марта, Церковь чтит Феодоровскую икону Божией Матери Чудотворную Феодоровскую икону Божией Матери, сыгравшую важную роль в истории России XVII века, чествует Православная Церковь 27 марта. По Преданию Церкви, Феодоровская икона была написана святым апостолом Лукой. Когда эта икона была принесена на Русь точно неизвестно, но в начале XII века она уже была в нашей стране. Именно в начале XII века Великий князь Георгий (Юрий) Всеволодович, дядя святого благоверного князя Александра Невского, при обустройстве города Китеж пожелал перенести в него икону Богородицы. Однако, как ни старался князь, икона не сходила с места. Приняв это за особый знак от Матери Божией, князь основал на месте нахождения иконы, в небольшой часовне,… 27.03.2019 Икону в храме Василия Блаженного опознали как считавшийся утраченным образ из снесенной кремлевской часовни Специалисты Государственного исторического музея (ГИМ) идентифицировали икону «Спас Смоленский с припадающими преподобными Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским» из храма Василия Блаженного (Покровский собор) как образ, который ранее находился в Спасской часовне Московского Кремля. После сноса часовни в советское время эта икона считалась утраченной. «С большой долей вероятности можно предположить, что эта икона происходит из Спасской часовни, которая была построена справа от Спасской башни Московского Кремля в начале XIX века», – цитирует пресс-служба ГИМ слова гендиректора музея Алексея Левыкина, передает РИА Новости. Гендиректор Исторического музея рассказал, что Спасская часовня находилась в ведении священников Покровского собора, «которые ежедневно служили в ней молебны,… 22.03.2024 21 марта Церковь вспоминает спасение Курской-Коренной иконы Божией Матери Память одной из древнейших икон Русской Православной Церкви – Курской-Коренной иконы Божией Матери «Знамение» празднуется 21 марта. В этот день вспоминается спасение образа от злоумышленников, пытавшихся его уничтожить в Знаменском соборе Курска в 1898 году. Курский-Коренной образ был обретен 8 сентября 1295 года в окрестностях Курска, который до того был разорен полчищами хана Батыя и пришел в запустение. Однажды в близлежащем от города лесу охотник нашел образ, лежавший у корней дерева ликом вниз. Подняв икону, мужчина заметил, что она схожа с известным образом Богородицы «Знамение» из Великого Новгорода. В тот же момент от обретенного образа произошло первое чудо – на месте, где он лежал,…

http://foma.ru/themes/ikona

В деревне Нюхчезерской имеется приписная Николаевская церковь, устроенная в 1856 г. на казенные средства и освящённая 25 февр. 1864 г., и часовня. Для обучения детей имеется школа грамоты. Причт, состоящий из священника и псаломщика, имеет 3 десятины земли и получает с 1 янв. 1895 г. жалованья 392 рубля. Доходы же крайне малы. Это последнее обстоятельство, вместе с отдалённостью и глушью прихода, были причиной того, что здесь причт очень часто менялся. Мало того: бывали целые годы, когда приход этот оставался без священника, что, кажется, послужило благоприятным условием для проникновения сюда раскола, которым заражены очень многие из прихожан. Теперь же с увеличением жалованья есть основание надеяться, что описываемый приход не будет подолгу оставаться без священника, и приверженность к расколу постепенно будет ослабевать. Составлено по клировой ведомости 1894 г. Источник: Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 3 - Архангельск, 1896. - С. 31-32. В дер. Калгачиха с монастырских времен стояла деревянная часовня во имя иконы Божией Матери Одигитрия. В ночь с 15 на 16 января 1827 г. она сгорела дотла. С дозволения юрьегорского священника Захария Семенова и местного благочинного Симеона Молчанова спасенные от пожара иконы и утварь с богослужебными книгами сначала сложили «в одном небольшом домике», а затем перевезли в Троицкую церковь на Юрьеву гору. Как указано в приходской описи за 1834 г., из огня удалось вынести 18 икон. «Не имея возможности по тесноте оного (домика) вмещаться всем для моления, в сентябре 1827 года (крестьяне) письменно просили у Преосвященного дозволения построить там новую часовню». Юрьегорский священник Захарий Семенов хорошо понимал, что в краткие сроки в Калгачихе необходимо поставить новую часовню, а лучше церковь. Деревня находилась слишком далеко от Юрьегорского погоста, а ее жители «тяготели к расколу». Однако знаменитым указом Святейшего Синода от 25 декабря 1800 г. строить деревянные, а не каменные храмы «вновь на место погорелых» повсеместно запрещалось.

http://sobory.ru/article/?object=60729

При устройстве Петропавловского завода владельцем завода Максимом Походяшиным была выстроена деревянная церковь во имя св. апостолов Петра и Павла, освященная в 1759 г. с благословения Тобольского митрополита Павла. В 1767 г. с благословения того митрополита Павла в Петропавловском заводе на средства Походяшина была заложена каменная двухэтажная церковь. В 1787 г. во вновь выстроенной церкви был освящен нижний храм в честь Казанской иконы Божией Матери, а в 1798 г. был освящен верхний храм во имя св. апостолов Петра и Павла. Внутри храм был несколько раз обновляем, а снаружи остался в своем первоначальном виде; только в 1893 г. ко храму было пристроено крытое крыльцо и храм обнесен каменной оградой с чугунными решетками. К Петропавловскому храму приписана Николаевская церковь в дер. Лаче. Здесь была прежде деревянная часовня, которая в 1897 г. с разрешения Екатеринбургской духовной консистории от 24 февраля 1892 г. за 1942 была обращена в церковь и 26 января того же года освящена во имя св. Николая Мирликийского. Кем, когда и по какому случаю построена бывшая часовня, достоверно неизвестно. Особого причта при Николаевской церкви не положено, Петропавловский причт служит в ней в ноябре – январе, на 2 и 5 неделе Великого поста и 3 раза после Пасхи. В приходе 3 часовни: в селе Петропавловском, на кладбище, каменная в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы, построенная в XVIII ст. Максимом Походяшиным; другая в дер. Митяевой, деревянная, в честь иконы Знамения Божией Матери, построенная на средства местных жителей, и третья в дер. Денежкиной, построенная местными жителями в честь иконы «Утоли моя печали». «Приходы и церкви Екатеринбургской Епархии». Екатеринбург, 1902 г. Комментарии и обсуждение Походяшин Максим Михайлович – один из таких людей, которые не жалели своего достояния на строительство церквей. За свою жизнь он построил четыре храма: в Петропавловском и Богословском заводе и два - в Верхотурье. К сожалению, в настоящее время сохранился в первозданном виде только один - храм Петра и Павла в городе Североуральске.

http://sobory.ru/article/?object=12530

Это типичный сельский храм. Здание имеет трехчастную композицию и является запоздалым образцом ампирной архитектуры. Бесстолпный куб храма увенчан массивной ротондой. Объем трехъярусной колокольни с граненым резонатором звона предельно скуп и лаконичен в разработке. Рядом со Знаменской церковью в конце 19 века была построена кирпичная часовня на белокаменном фундаменте. Знаменская церковь была закрыта в 1939 году и использовалась под склад удобрений, потом и вовсе заброшена. С бывшей церкви была содрана кровля, разрушены межъярусные перекрытия колокольни, церковная ограда и часовня так же были разобраны местными жителями на кирпичи. С колокольни были сняты все колокола и увезены на переплавку. В ротонде храма остались фрагменты фигурной и декоративной клеевой живописи, относящейся к 1880-м годам. В храме чудом сохранилась часть трехъярусного деревянного иконостаса середины 19 века, царские врата и иконы из иконостаса были утрачены. В 1990 году при Знаменской церкви зарегистрирована православная община. При ремонтных работах, проводившихся в храме в конце 1990-х годов были установлены медный купол и главка с позолоченным крестом, воссоздана колокольня, на которую водрузили 5 колоколов. Источник информации: www//egorievgrad.ru/hram/egorievskiyraion Знаменское, Жашково тож, упоминается в списке с Владимирских писцовых книг В. Крапоткина 1636-43 гг., где упоминается «село Жашкино, а в нем место церковное Архангела Михаила запустело до мору…». Деревянная церковь в честь иконы Божией Матери Знамения с приделом Предтеченским первоначально построена была помещиком Владимиром Ивановичем Дружининым. Кроме того, в селе находится каменная церковь также Знаменская с приделами Предтеченским и Никольским, начатая постройкою в 1849 г. Приделы были освящены в 1850 г., а настоящая в 1862 г. Церковной земли, отмежеванной в 1800 г., состоит 33 дес., кроме того, в пользу причта в 1846 г. в урочищах Савкине и Сысоихе было прирезано 34 дес.; из означенного числа находится под церквами и кладбищем 1 ½ дес., усадебной 2 дес., пахотной 16, под дорогами и кустарником 43 дес., но плана и межевой книги на церковную землю у причта не имеется.

http://sobory.ru/article/?object=02790

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010