Составитель Н. Черкасова http://old.eltech.ru/tsr/text1.htm Еще в конце XVIII века здесь, на территории Императорского Стеклянного завода на Шлиссельбургском тракте (ныне — проспект Обуховской Обороны), находилась часовня, построенная в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Ее возведение связано с чудесным явлением. На этом месте был устроен перевоз от Стеклянного завода на другой берег Невы. Однажды лодочники-перевозчики увидели, что прямо на них плывет какая-то икона, которая, подплыв к плоту, без всякой видимой причины остановилась. С благоговением вынули лодочники икону из воды и увидели, что на ней изображена Пресвятая Богородица Тихвинская. Для нее была построена деревянная часовенка. Кроме Тихвинской иконы, в часовне находилась еще небольшая икона Богородицы «Всех скорбящих Радость». Сохранилось предание, что она принадлежала ладожскому купцу Матвееву, который в бурную погоду перевернулся в лодке с гребцами посреди Невы. Все гребцы погибли, а он, схватившись за доску и усердно молясь Божией Матери, благополучно достиг берега рядом с часовней. В благодарность за избавление от смерти, он подарил в часовню икону Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» — благословение своей матери. 5 августа (23 июля ст. ст.) 1888 года произошло чудесное событие, сделавшее известной небольшую Тихвинскую часовню во всем православном русском мире. Около двух часов пополудни над Петербургом разразилась страшная гроза. Молния ударила в кровлю Тихвинской часовни, рядом с куполом. Во время начавшегося после этого пожара часовня выгорела, но находившаяся в ней икона «Всех скорбящих Радость» чудесным образом уцелела и была дивно обновлена небесным огнем: потемневший от времени и копоти лик Богоматери просветлел. Шнур, на котором икона висела в углу часовни, сгорел, а сама икона упала на рассыпавшиеся из ящика для пожертвований монеты, причем 12 мелких медных монет (грошиков) прилипли к иконе (позднее 1 монета отпала). Монеты держались на поверхности иконы без всякой видимой причины — свидетельство Божественного знамения, чуда Божия. Весть о чуде быстро распространилась. К Тихвинской часовне потекли паломники, число их все увеличивалось, и вскоре стали передаваться известия о чудесных исцелениях от иконы. Весть о прославлении святой иконы распространилась за пределы столицы по всей православной России. К часовне ежедневно стали прибывать тысячи богомольцев помолиться перед чудотворным образом Божией Матери, который получил наименование «Всех скорбящих Радость» с грошиками. Неведомая дотоле Тихвинская часовня стала вскоре всем известной Скорбященской часовней на Стеклянном. К осени был устроен навес от ветра и снега, а затем построена новая часовня, наподобие шатра над прежней.

http://sobory.ru/article/?object=01534

Знаменская часовня, в отличие от других вала­амских часовен, сочетает в себе черты и храма, и монументального памятника. Резьба по камню в сочетании с позолотой продольных ре­бер кровли придает сооружению спокойную торжественность. В былые времена сохранность Знаменской часовни поддерживалась за счет пожертвований: «Всех часовен на Валаамском архипелаге устроено девятнадцать. Ремонтное содержание часовен, по предложению отца игумена Дамаскина, обеспечено навсегда вкладом одного благотворителя в количестве 1000 рублей, внесенных в кредитное учреждение». http://valaam.ru/publishing/40431/ Эта небольшая часовня посвящена Матери Божией, а именно Её чудотворной иконе " Знамение " , прославленной чудесами в Новгороде Великом в XII веке. Эта икона, где богомладенец изображается как бы внутри, " во чреве " Пресвятой Богородицы, является живописным выражением пророчества Исайи (одного из величайших ветхозаветных пророков) о будущем приходе в мир Благочеловека: " Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог " . Автором проекта этого сооружения выступил талантливый петербургский архитектор А. М. Горностаев, представленный в 1858 году Государю во время его визита на Валаам. Освящения этого сооружения, выстроенного в " Русском стиле " , состоялось в 1862 году. Выполнена часовня из карельского полосчатого мрамора, цоколь - из серого " сердобольского " гранита. Шатровая крыша с вызолоченными ребрами увенчана крестом с прорезными узорами и украшена массивным медальоном, надпись в котором сообщает о посещении обители императором Александром II. Своим живописным обликом Знаменская часовня напоминает русские средневековые терема и является ярким образцом русского стиля, оформившегося в отечественной архитектуре во второй пол. XIX в. Внутри часовни в киоте из черного диабаза располагались иконы " Знамение " , а также святых, соименных августейшим особам. Все они были утрачены в годы лихолетья. Прекрасные мозаичные образы Знамения Пресвятой Богородицы и небесного покровителя Государя - св. благоверного князя Александра Невского (его образ помещён на оборотной стороне часовни) выполнены в 90-х гг. ХХ века современным московским художником Евгением Ключарёвым.

http://sobory.ru/article/?object=08070

Инициатором передачи стало Общество Ревнителей Православной Культуры. В декабре 1992 года часовня была наконец передана Церкви и приписана к Николо-Кузнецкому храму. По благословению патриарха Алексия был создан Попечительский совет по восстановлению часовни-памятника, который возглавил протоиерей Александр Салтыков, духовник Общества Ревнителей Православной Культуры. Начиная с 1993 года наипервейшим делом Общества стало возобновление регулярных богослужений в часовне в дни поминовения воинов, " живот свой за Церковь и Отечество положивших " . Знаменательным в жизни часовни стал 1998 год - год 120-летнего юбилея освобождения Болгарии и подписания Сан-Стефанского мирного договора. 1 марта состоялось освящение и открытие часовни-памятника в присутствии Святейшего Патриарха Алексия II. 3 марта, в день национального праздника Болгарского народа - Дня независимости - у вновь освященной часовни состоялось торжественное поминовение воинов духовенством Русской и Болгарской Православных Церквей. В торжествах обоих дней приняли участие Болгарское посольство, представители МИДа России, правительства Москвы, офицерский состав Московского военного округа, военных академий, широкая общественность. Были возложенывенки от Министерства обороны и болгарского посольства. В 121-ю годовщину битвы под Плевной, 10 декабря 1998 года у сверкающей золотым крестом отреставрированной часовни состоялось уже традиционное для Москвы поминовение гренадер. В декабре 1999 года, учитывая значение и роль памятника в деле возрождения традиций православного воинства, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II взял в непосредственное ведение великую воинскую святыню, учредив при Часовне - памятнике гренадерам, Патриаршее Подворье. Приписана часовня к храму свт.Николая в Кузнецах. По материалам http://www.pobeda.ru «Знамение» иконы Божией Матери и Александра Невского, благоверного князя, часовня (Ильинский бульвар, дом 7). Часовня-памятник гренадерам, павшим под Плевной, сооружена на средства солдат и офицеров Гренадерского корпуса в память погибших русских солдат при освобождении Болгарии от османского ига в 1877–1878 гг.

http://sobory.ru/article/?object=01968

Часовня при Казанской церкви в Малинках не являлась каким-то примечательным строением, поэтому упоминается лишь в немногочисленных редких архивных документах. Первый из них относится к 1862 году, это сводная ведомость о церквях, в которой представлены лишь статистические сведения: «Казанская в Малинках, одноклирная, каменная. Одна часовня каменная». Вполне возможно, что полевшинская часовня даже не имела посвящения, но ни подтвердить, ни опровергнуть это пока не удалось. Следующий раз она упоминается в страховой карточке Казанской церкви в 1910 году: «Часовня каменная. Оценочная сумма 50 рублей». Причем в том же документе стоявшая рядом каменная сторожка оценена в 65 рублей. С 1838 года Казанская церковь в Полевшине была приписана к храму Преображения Господня в селе Бужарово и своего причта не имела, службы в ней совершались лишь изредка. И только в 1908 году самостоятельный приход «с причтом из священника и псаломщика» в селе был восстановлен. Последний дореволюционный документ, в котором упоминается полевшинская часовня, – клировая ведомость Казанской церкви за 1916 год: «Приписных к сей церкви церквей нет, часовен – одна каменная, крыта железом и находится в разстоянии близком от церкви». В 1935 году храм Казанской иконы Божией Матери закрыли, а спустя три года устроили в нем столярную мастерскую. В 1940-х годах разобрали колокольню и ограду, вынесли из усыпальницы гробницы Полевых. Судьба их пока неизвестна. Храм использовали как гончарную мастерскую, зернохранилище и склад школы. Здания Казанского храма, бывшей часовни и сторожки сохранились. Если церковь начали восстанавливать в 1998 году и рядом поставили деревянный храм, то до находящихся в сотне метров бывших церковных строений, ныне заброшенных, руки реставраторов пока не дошли. К сожалению, они еще даже не принадлежат Казанскому храму. И не просто понять – какая из двух сохранившихся построек была часовней. Ответ можно найти на рисунке С.М. Чехова (племянника знаменитого писателя), который изобразил оба строения, но одно из них (которое находится южнее) – с крестом. Пока ни одна из трех сохранившихся часовен не восстановлена в полной мере, а две из них (Лучинское и Полевшина) и вовсе находятся в заброшенном, неприглядном состоянии.

http://sobory.ru/article/?object=09887

Перед освящением часовни состоялся военный парад, в котором приняли участие 12 батальонов различных родов войск и 4 эскадрона Московского гарнизона. Принимал парад генерал-фельдмаршал великий князь Николай Николаевич (старший), главнокомандующий Дунайской армией. На торжествах присутствовали московский генерал-губернатор князь В.А. Долгоруков, в полном составе Городская Дума, представители московского военного сословия. Вся территория вокруг часовни со стороны улиц и сквера была заполнена множеством людей. К моменту освящения к Плевненской часовне была с крестным ходом принесена величайшая московская святыня - Иверская икона Божией Матери. Водосвятный молебен возглавил митрополит Московский Иоанникий, который в сослужении священников всех гренадерских полков и при пении Синодального хора совершил чин освящения. При возглашении " Вечной памяти " погибшим воинам - освободителям Болгарии были помянуты имена императора Александра II - освободителя и герцога Сергея Максимилиановича Лейхтенбергского, погибшего под Плевной. В заключение был оглашен акт о передаче памятной часовни на вечные времена городу Москве с завещанием всегда хранить память о павших воинах и совершать их церковное поминовение в день битвы 28 ноября. Но пришедшее революционное лихолетье смело многое из того, что нам было дорого. Часовня была закрыта и разорена. Ее неоднократно пытались уничтожить по распоряжению ЦК, но она чудом уцелела, напоминая своим обезображенным видом о тех злодеяниях, которым подверглась Русская Церковь. Часовня в обезображенном виде простояла до середины 1940-х годов, пока в обстоятельствах смертельной опасности государство не обратилась за поддержкой к Церкви. К концу войны ее привели в порядок, восстановили крест и позолотили надписи. Но без совершения служб часовня быстро разрушалась. В 1959 году она была полностью покрыта консервирующим составом и приобрела вид так хорошо знакомого москвичам черного чугунного памятника. Часовня долгое время оставалась не возвращенной Русской Православной Церкви.

http://sobory.ru/article/?object=01968

Снаружи, наверху, на цоколе маленького купола, будет помещен 8-й стих 17-го псалма: «Потряслась и всколебалась земля, дрогнули и подвиглись основания гор; ибо разгневался Бог». Внутри, над иконами, помещен будет 4-й стих 59-го псалма, также вполне соответствующий случаю. Затем по всем четырем фасадам, которые должны быть совершенно одинаковы вследствие положения часовни у перекрестка двух из главных улиц города, я заменил фрамуги дверей четырьмя картинами, писаными масляными красками, изображающими развалины Собора и Покровской, архиерейской и тюремной церквей… Так как восточная стена часовни будет занята иконами, то с этой стороны двери не будет, а только наличник и картина вместо фрамуги. Вместо двери я полагаю поставить мраморную доску, на которую, кроме надписи, означающей для чего и почему именно часовня построена, можно будет вырезать имена и фамилии тех лиц, жертвующих для постройки часовни не менее 10 или 15 рублей деньгами или материалами. Точное исполнение представленного при сем проекта не будет дешевое, ибо не может быть сомнения, что работа должна быть самая чистая и точная и из самых лучших материалов; кроме того часовня будет находиться на самом видном месте города и, как я сказал выше, она должна служить историческим памятником разрушения Верного, а потому она должна быть изящна и красива, а изящность и красота всегда дорогие». Часовня возводилась на пожертвования горожан. Крупные суммы внесли купцы Евтихий Фомин, Никита Пугасов и др. Постройка часовни обошлась городу в 5 269 руб. 50 коп. Пожертвований поступило 5 112 руб. 57 коп. Ежегодно, 28 мая, к часовне совершался крестный ход. Уже в советское время Знаменская часовня была бессмысленно уничтожена. Не стало одного из прекраснейших творений Павла Гурдэ... Использованные источники: Мушкетов И.В. «Верненское землетрясение 28 мая 1887 года. Труды геологического комитета». – 1890 г. – т. Х, 1; «Семиреченские областные ведомости». – 1887 г. 23,24,26,27; ЦГА РК, ф.48, оп.1, д.393, л.3, л.14, л.15: «Семиреченские областные ведомости». - 1911 г.

http://sobory.ru/article/?object=34949

Дальше - остановка у памятника героям Плевны, что рядом с метро «Китай-город». Часовня-памятник героям Плевны  ЭТА ЧАСОВНЯ МНОГИМ ЗНАКОМА ИЗВНЕ, НО МАЛО КТО ВИДЕЛ ЭТОТ ПАМЯТНИК ВНУТРИ. А ЧАСОВНЯ-ТО ДЕЙСТВУЮЩАЯ! У НЕЕ ЕСТЬ И ПОСВЯЩЕНИЕ - ЧАСОВНЯ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ЗНАМЕНИЕ» И СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО. ПО ЦЕРКОВНЫМ ПРАЗДНИКАМ ОТКРЫВАЮТ ДЛЯ ВСЕХ ЖЕЛАЮЩИХ, ЗДЕСЬ СОВЕРШАЮТ МОЛЕБНЫ. Построена она в память о героях, погибших при осаде города Плевны. Там шли ожесточеннейшие бои, повлиявшие на ход всей Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Мальчишки и девчонки рассмотрели и изучили рельефы, высеченные на стенах этого памятника, которые выразительно повествуют о происходящем в ту войну: вот янычар с кинжалом, вырывающий ребёнка из рук матери-болгарки; а это русский старик-крестьянин благословляет сына-гренадера в бой; а вот гренадер, берущий в плен турецкого солдата; а тут гренадер, умирая сам, срывает цепи с женщины, олицетворяющей Болгарию... Не так ли и сейчас наши воины бьются за освобождение Донбасса? Потом все собравшиеся посетили церковь святителя Николая Чудотворца в Кленниках, узнали историю храма и чудо, которое произошло при пожаре Москвы во время Отечественной войны 1812 г., когда огонь перестал распространяться после сгорания церкви, - точно эта жертва уже обессилила бушующую разрушительную стихию ада.Познакомились с житием настоятеля храма - святого праведного Алексия Мечёва, который всю свою жизнь после смерти горячо любимой им супруги посвятил молитве Богу о страждущих и утешению их. В свое время он был и сам безутешен. Но вдруг на пороге его дома появился отец Иоанн (Сергиев), чудотворец, прославленный позже в лике святых.- Вы пришли разделить со мной мое горе? - спросил отец Алексий кронштадтского гостя. - Не горе твое я пришел разделить, а радость, - услышал в ответ.  - Тебя посещает Господь. Оставь свою келью и выйди к людям, только отныне и начнешь ты жить. Ты погрузился в свои скорби и думаешь, что нет на свете горя больше твоего. А ты будь с народом, войди в чужое горе, возьми его на себя и тогда увидишь, что твое несчастье незначительно в сравнении с общим горем, и легче тебе станет.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/142...

Считается, что древняя часовня с Владимирским образом была выстроена здесь, на подступах к Кремлю, в том же 1395 году, когда икону встречали в Москве, или же позднее, но именно в честь этого события, по московскому обычаю. Так или иначе, часовня стояла тут задолго до построения стены Китай-города. И когда в 1534 году итальянский зодчий Петрок Малый, архитектор кремлевской Успенской звонницы, стал возводить крепостную стену, то на этом участке она вплотную примкнула к часовне: тогда здесь была устроена башня с ворота, получившими официальное имя «Никольские» по местной улице и «Владимирские» - по часовне. А потом, приблизительно в XVI веке список с Владимирской иконы поместили и на наружной стене Никольской башне Китай-города. Эта башня и оказалась на участке той самой эпохальной для Москвы Сретенской дороги… И царица Наталья Кирилловна Нарышкина решила построить тут церковь, освященную во имя Владимирской иконы. Ведь к тому времени не только в Москве, но и в этом историческом месте еще не было ни одного приходского храма в честь чудотворной иконы, а только Сретенский монастырь и часовня. И праздничные крестные ходы из Кремля совершались прямо в обитель. Царица дала обет – возвести здесь церковь. Причиной тому было не только знаменательное место – царица считала Владимирскую икону своей покровительницей, поскольку ее именины приходились на день праздника чудотворной иконы. И именно Владимирским образом родители царицы (по другим данным, ее воспитатель боярин Матвеев) благословили ее в день свадьбы с царем Алексеем Михайловичем в далеком 1671 году. Именно этот фамильный образ овдовевшая государыня и пожаловала царским подарком в новоустроенную церковь, хотя до освящения своего обетного храма ей дожить не довелось. Строительство красавицы-церкви в ярком, узорчатом стиле нарышкинского барокко было начато по личному указу Петра I, очень любившего мать, летом 1691 года на казенные средства Стрелецкого приказа, а освящена она была в октябре 1694 года. Тогда к ней был установлен крестный ход из Кремля 21 мая - в празднование чудесного спасения Москвы от набега крымского хана в 1521 году.

http://pravoslavie.ru/46.html

Знаменательна и судьба священников, служивших в Казанском храме с.Туртень в годину небывалых гонений на Русскую Православную Церковь. В 1932 г. был «раскулачен», арестован и приговорен к 10 годам концлагерей священник Дмитрий Вознесенский. Больше никаких сведений о дальнейшей судьбе о. Димитрия нет. Последним священником до закрытия храма в 1961 году был схиигумен Павел (Драчев), один из последних старцев Введенской Оптиной пустыни. Сейчас храм действующий, имеет два придела - во имя Казанской иконы Божьей Матери и во имя св. мчч. Флора и Лавра. В 150 м от храма находится благоустроенный источник и купальня, оборудованная лестницей и раздевалками. В самом живописном месте Тульской области, в восточной части Ефремовского района в селе Туртень на левом берегу речки Дубрава (Колотовка), находится храм в честь Казанской иконы Божьей Матери. Название села Туртень имеет несколько вариантов происхождения. Первый происходит от тюркского корня «тур» - «стоянка», «туртень» — «древняя стоянка». Вместе с деревней Турдей (Воловский район) и Тормасово (Ефремовский район) эта группа топонимов сохранила память о передвижениях отрядов степняков. Второе значение — слово «туртень» по-монгольски значит «река». А возникновение села связано с чудесным обретением на его месте иконы Казанской Божьей Матери. По преданию, когда-то давно на берегу речушки (в источниках XVII—XIX вв. - р. Туртенка), девушка нашла икону Казанской Божией Матери. Своего храма в Туртене тогда не было, а потому икону отправили в ближайшую церковь в с. Круглое. Но икона не один раз возвращалась туда, где была найдена. На месте явления была построена часовня, затем деревянный храм. Со временем, из-за ветхости деревянной церкви на противоположной горе была построена другая церковь, из дикого камня, сейчас на ее месте старое кладбище. Третья, каменная, ныне существующая церковь, была построена в 1802 году князем Петром Ивановичем Одоевцевым. Вместо древней часовни на месте явления иконы в 1848 году стараниями управляющего именьями Ланских помещика Михаила Афанасьевича Левачова была построена каменная часовня, покрытая железом. В 1860-е г. владелицей земельных угодий указывалась помещица генерал-майорша Е.А. Лермонтова. В 1860 г. в Туртене открылась земская школа, в 1868 году – церковно-приходское попечительство, занимавшееся благотворительностью.

http://sobory.ru/article/?object=07332

Другой образ Грузинской иконы Божией Матери пребывает в действующем с 1991 года храме Живоначальной Троицы в Хорошеве (Карамышевская набережная, 15, м. Полежаевская). Храм построен в 1598 году в вотчине Царя Бориса Годунова. В настоящее время в храме служат клирики Отдела Внешних Церковных Связей Московского Патриархата. Третий образ пребывает в храме Святителя Мартина Исповедника, папы Римскаго (Вознесения Господня) что в Алексеевской Новой слободе (ул. Б.Коммунистическая, 15, тел. 911-75-40, м. Таганская (кольцевая), м. Марксистская). Здесь в приделе Ее имени пребывает чудотворный образ Грузинской иконы Божией Матери, прежде находившийся в ныне разрушенном храме Грузинской иконы на Воронцовском поле. Храм действующий с 1991 года. По пятницам в 17 часов служится вечерня и утреня с Акафистом Грузинской иконе Божией Матери. В столице Российской Империи г. Санкт-Петербурге был только один храм в честь Грузинской иконы Божией Матери. Он был построен при подворье Красногорского Богородицкого мужского монастыря Архангельской епархии, что расположилось на Охте, рядом с церковью Владимирской иконы Божией Матери по проекту знаменитого епархиального архитектора Николая Никитича Никонова. Трехпрестольных каменный храм на 1500 человек в древнерусском стиле XVII века был заложен 20 июля 1903 года. Храм имел высокую шатровую двухъярусную колокольню над входом и обошёлся в 150 тысяч рублей. Внизу находилась часовня, освященная 12 декабря 1914 года, на втором этаже располагались кельи, а на третьем сам храм. Главный престол освятили 6 февраля 1905 года. Церковь во имя Грузинской иконы Божией Матери просуществовала до 1934 года, еще через год ее снесли и на ее месте построили школу. Престольные праздники [ править править код ] Как добраться [ править править код ] Адрес: Никитников пер., дом 3 (м. Китай-город, Старая площадь) Телефоны: +7 495 698 34 51 ; +7 495 698 26 43 См. карту Паломнику [ править править код ] Расписание богослужений: Накануне воскресных, великих и двунадесятых праздников, в 17:00 — всенощное бдение.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Троицы...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010