1890 . Покровский, женский, ныне приходская церковь в селе Павлове, Нижегородской губ., Горбатовского у., в 25 вер. к югу от Горбатова, при впа­дении рч. Тарки в р. Оку. Существовал в первой половине XVIII ст. и, вероят­но, основан кн. Черкасскими, владев­шими селом Павловым с 1622 г., ко­торое в 1745 г. перешло к графу Петру Борисов. Шереметеву, женатому на до­чери Мих. Яковл. Черкасского. “Ист. Росс. Иер.”, V, 445; Ратшин, 366; “Зап. Археол. Общ.”, X, 288. 1891 . Покровский, женский, ныне уже несуществующий, в гор. Вытегре, Олонецкой губ. При описи 1582 г., по­госта Покровского на Вытегре за Онегом озера, т. е. нынешнего города, говорится: «А на погосте церковь Покров Св. Бого­род., да теплая церковь Никола Чудотвор. Да в монастыре на погосте 20 келей, живут в них старицы, питаютца о церкви Божия». Неволин, “Пятины, в Зап. И. Р. Геогр. Общ.”, VIII, прилож. VI, 175; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 38. 1892 . Покровский, женский, упразд­ненный, в гор. Нижнем Ломове, Пен­зенской губ., на бывшем посаде. О нем известно только, что он существовал в XVIII ст., когда был упразднен, и имел соборную церковь Покрова Бого­родицы. В 1731–42 г. им управляла игум. София. “Ист. Росс. Иер.”, V, 180; Рябинин, “Пензен. губ.”, 443; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 959. 1893 . Покровский, мужской, ныне село Покровское, Пермской губ., Ирбитского у., в 95 вер. к юго-зап. от Ирбити, при рч. Бобровке, левом притоке р. Ирбити. Он первоначально был женским и осно­ван вскоре после 1620 г. архиеп. То­больским Киприаном, но в конце XVII ст. обращен в мужской. “Памят. кн. Перм. губ. на 1863 г.”, Отд. II, 53. 1894 . Покровский, женский, ныне приходская церковь , в гор. Соликамске, Пермской губ. Вероятно, уже существо­вал в XVII ст., так как оставшаяся от него церковь Покрова освящена в 1702 году. Берг, “Пут. в гор. Черд. и Соликам.”, 9. 1895 . Покровский, женский, в гор. Полтаве, там, где ныне урочище Мазуровка. Основан в 1676 г. монахинями, вышедшими из Подолии; в 1721 году все строения его пересены к селу Пушкаровке, где выстроен монастырь Вознесенский. “Ист. Росс. Иер.”, V, 652.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

к вост. от Нижнего, там, где ныне приходская церковь слободы Старых Печер, и основан в 1330 г. св. Дионисием, который в юных летах удалился сюда на уединение, ископал здесь пещеру и по собрании около него отшельников построил церковь Вознесения. В 1364 г. св. Дионисий оставил свою обитель, будучи поставлен во епископа Суздальской епархии св. Алексием митрополитом. В 1597 г. гора, на которой находился м-рь, сползла в Волгу, причем были разрушены все церкви и монастырские здания. По освидетельствовании местности, решено перенести м-рь на другое место, ближе к Нижнему, а на прежнем месте поставлена церковь для поминовения усопшей братии. Нынешняя приходская церковь во имя Преображения Господня построена в 1794 г. и в ней под спудом покоятся мощи схимонаха Иоасафа, обретенные в 1597 г. при разрушении м-ря. Новоустроенный м-рь отличается богатством и благоустройством. В соборном храме во имя Вознесения находится чудотвор. икона Божией Матери, именуемая Печерской и принесенная св. Дионисием. В м-ре сохранилась картина, представляющая вид монастыря до его разрушения. Добротворский, “Опис. первокласс. Печерского Нижегор. мон.», в 88 стр., in 8° (из “Нижегор. губ. ведом.»); “Ист. Росс. Иер.», V, 164 (с грамот. патриарха Никона ); Ратшин, 358; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 160; Макарий, “Ист. Р. Ц.», IV, 194; V, 185 (старец Павел Высокий, 1382 г.); “Опис. монаст.», 1817 г., 26; “Свед. о существ. лавр. и мон.», 146; “Словарь истор. о свят.», 93; “Волга от Твери до Астрах.», изд. Общ. Самолет, 165; “Журн. Мин. Вн. Д.», 1837 г., XXIV, 81; 1840 г., XXXVI, 385; “Владимир. сборн.», 1857 г., 180 (подрядная запись 1696 г. о построении церкви в вотчине Печер., мон., селе Плесце); Гацисский, “Нижегород. летописец», 37, 106, 108, 109; “Нижегород. губ. вед.», 1845 г., 47–49; 1846 г., 37; 1847 г., 21, 22; 1848 г., 2; 1849 г., 11, 28–43 (Доб- ротворского, “Описание»); 1852 г., 2 (древн. в Н. Нов.), 43 (гробница схимон. Иоасафа); “Зап. Археолог. Общ.», перечень засед., 75; “Церковно-ист.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

1768 . Николаевская – Иловицкая, мужская пустынь, ныне погост Никольская пустынь или Иловицы, Твер­ской губ., Вышневолоцкого у., в 58 вер. к юго-зап. от Вышнего Волочка. В 1670 г. упоминается строит. Александр. Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 486. 1769 . Николаевская – Мокрая, мужская пустынь, совсем упраздненная, Вологодской губ., Грязовецкого у., в 40 вер. к вост. от Вологды и верстах в 20 к сев.-сев.-вост. от Грязовца, на правом берегу р. Сухоны, недалеко от ны­нешнего сельца Никольского Старого. Ис­тория ее неизвестна, но в начале XVI ст. в ней был строителем Антоний. В 1620 г. приписана к Вологод. архиер. дому; около 1764 г. сгорела и не была возобновлена. “Ист. Росс. Иер.”, V, 93; Суворов, “Владим. Заоник. пуст.”, 28; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 763; “Акты истор.”, III, 84 (Ж. гр. 1620 г. Вологод. Софийск. собору на монастырек Никола чудотв. Мокрой); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1860 г., III, Отд. 1, 150 (в 1744 г. имела 6 душ крест.); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции”, I, 245 (дозорная книга 1613 г. владений пустыни); “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, VIII, 1728 г., прилож., CXV, XI (в ней находились 2 начальствующих и 10 монахов). 1770 . Николаевская – Пироская, мужская пустынь, ныне погост Пирос, Новгородской губ., Боровичского у., в 22 вер. к югу от Борович, на зап. берегу обширного оз. Пироса, близ Ни­колаев. ж. дороги. В грамоте патр. Ни­кона 1664 г. читаем: «В нынешнем в 172 г., февр. в 10 день, бил нам челом Новгородцкого уезду Николской пустыни старец Пимин: состроил де он в Пироском погосте, по благосло­вению митроп. Макария, новую церковь Николы чудотвор., а старой де церкви, что впусте стояла, сыскал образы, кои были рознесены, и обыскал де он ныне местный образ Николы чудотв., и из алтаря местные иконы, да клепало желез­ное...». Затем старец Пимин просит все это возвратить, а патр. Никон ука­зал Иверскому архим. Филофею все эти вещи розыскать. Митроп. Макарий был в 1542–1563 г., следоват., Пимену было более 100 лет. В писцовой книге Деревской пятины, 1581 г., значится: «Погост Пироской на оз. на Пиросе. А на погосте храм верховныи Апостоли Петр и Павел, да придел Никола чудотв., да теплый храм Козма и Дамьян, сто­ят без пенья». Таким образом ста­рец Пимен сделал неверное показание; вероятнее, что пустынь была заведена здесь значительно позднее. Существующая церковь во имя ап. Петра и Павла осно­вана в 1757 г. Неволин, “Пятины, в Зап. И. Р. Геогр. Общ.”, 1857 г., VIII, прилож., 248; “Па­мятн. кн. Новгор. губ. на 1858 г.”, прилож., 25; “Русск. истор. Библиот.”, V, 452.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

В случае отказа ехать в Гродно названные послушницы должны быть немедленно удалены из Жировицкой обители и, по получении о сем донесения от Вас, будут исключены из числа сестер Гродненского женского монастыря. Примите также все зависящие от Вас меры, чтобы запрещенный архимандрит Тихон не совершал богослужений и не говорил проповедей. Так как, согласно Вашему донесению, названный архимандрит служит и проповедует, вопреки распоряжению о нем, необходимо за ослушание поставить его в положение рядового члена монастырской братии, лишив его тех преимуществ, какие были ему мною предоставлены. Особенно позаботьтесь о том, чтобы архим[андрит] Тихон был удален из помещения, занимаемого гродненскими сестрами. О последующем имеете мне донести. Епископ Алексий.   Архив Успенского Жировичского монастыря. Папка «Дело об архимандрите Тихоне (Шарапове), быв. Настоятеле Жировицкого монастыря». Л. 22–22 об. Рукопись. Чернила синего цвета. Автограф епископа Алексия на собственном бланке. Слева под бланком черными чернилами написана дата получения письма: «29/IX 24 г.».   13 Письмо наместника Жировичского монастыря игумена Исидора (Лонгинова) в Гродненскую духовную консисторию (черновик)   Во исполнение указа Епископа Гродн. Алексия от [дата отсутствует] с/г за 3082 принимаю меры чтобы запрещенный о. Архимандрит Тихон не служил и не проповедовал. В Воскресение 12/Х с/г закрыл своим замком Кладбищенскую св. Георгиевскую церковь, которую запрещенный Архим[андрит] Тихон с народом самовольно захватил и совершал священнослужение и проповедовал, того же дня в 10 ч. утра обычно с крестным ходом о. Архим[андрит] Тихон пришел и увидя на церковной двери 2 замка ибо один был народный, а другой мой, не решил ломать замка, но прислал ко мне людей которые просили и требовали от меня под угрозой смерти и прочего отдать им ключ. Когда я отказал дать им ключ, то Архим[андрит] Тихон совершил литургию и молебен пред храмом, после которых все молящиеся люди во главе с Комендантом Жировицкой полиции пришли ко мне узнать на каком основании я закрыл их приходскую церковь. Когда я прочитал им указ Гродн[ненской] Дух[овной] Кон[систо]рии о том, что при Жировицком монастыре открыт приход и я назначен заведующим этим приходом, то они убедились в чем дело, но уходя от меня кричали и грозили мне кулаками и смертию, говоря, что мы не признаем никого кроме Архим[андрит] Тихона и сейчас сломаем замок и будем молиться с Архим[андритом] Тихоном, что и сделали. 13/Х с/г под Покрову по стар. стилю где и служил Архим[андрит] Тихон всенощную, а 14/Х с/г на Покрову в 10 ч. утра о. Архим[андрит] Тихон крестным ходом с толпою народа вошел в мо[насты]рский успенский Соборный храм, где совершил краткий молебен пред чудотвор[ной] Жир[овицкой] Иконою и сказал краткую речь, после чего обошел крестным ходом вокруг монастыря, собрал всех людей и увел на кладбище к Георг. церкви, где и совершил литургию, за которою много записал на поминовение и деньги увез, а имена оставил мона[сты]рю.

http://bogoslov.ru/article/6192400

22 марта в 11 часов утра приехал, наконец, Государь в сопровождении гофмаршала князя Долгорукова. Он немедленно поднялся к детям, где его ожидала Государыня. После завтрака он зашел к Алексею Николаевичу, где я находился в эту минуту, и разговаривал со мною с обычной простотой и благожелательностью. Но при виде его побледневшего и похудевшего лица было ясно, что он также много перестрадал за время своего отсутствия. П. Жильяр. Указ. соч. 1917 года, марта 2 дня приехал ко мне ктитор Феодоровского Собора Димитрий Никол. Ломан и сообщил, что меня приглашают явиться в Знаменскую церковь, взять чудотвор. Икону Царицы Небесной, с Нею прийти в Александровский дворец и отслужить молебен в детской половине дворца, где лежат больные в кори царские дети. Был подан автомобиль, который и довез меня до Знаменской церкви. Войдя в Церковь и встретив там о. настоятеля прот. Иоанна Ф. Сперанского, отказавшегося от служения молебна, но уже распорядившегося приготовить облачение, достать Икону и собрать людей для несения Ее, я тот час облачился, взял крест и с причтом Знаменской церкви при пении тропаря «Яко необоримую стену и источник чудес стяжавше Тя раби Твои, Богородице Пречистая…» отправились во дворец. Пропуск во дворец, хотя и охранялся часовыми Сводного Пехотного полка, был свободен. С первого подъезда мы поднялись во второй этаж на детскую половину и, пройдя ряд светлых комнат, вошли в полутемную большую комнату, где лежали на отдельных простых кроватях больные дети. Икону поставили на приготовленный стол. В комнате было так темно, что я едва мог разглядеть присутствующих в ней. Императрица, одетая сестрою милосердия, стояла подле кровати Наследника, недалеко от Нее стояли др. сестры милосердия и няни. Пред Иконою зажгли несколько тоненьких восковых свеч. Начался молебен. О, какое страшное, неожиданное горе постигло Царскую Семью! Получилось известие, что Государь, вызванный Императрицею в Царское Село и уже поспешно возвращавшийся из Ставки в родную семью, задержан на дороге, арестован и даже возможно, что отрекся от Престола.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

56. Богородицкий – Казанский , женский, общежительный, при гор. Мокшане, Пензенской губ. Он основан в 1700 г., упразднен в 1764 г. и церковь его обращена в городское кладбище. Около церкви образовалась женская община, признанная правительством в 1861 г., причем за нею утверждена пожертвованная земля. В 1881 г. община переименована в общежительный монастырь. (“Ист. Росс. Иер.”, V 94; “Памят. кн. Пензен. губ. на 1864 г.”, 98; “Сенат. ведом.”, 1862 г., 9; “Собр. узакон. и распор. правит.”, 1881 г., 130, ст. 840; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1861 г., 17 (учрежд.); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 961 (строит. Никифор, 1722–27 г.). 57. Богородицкий – Казанский – Ключегорский , женский, общежительный, Самарской губ., Бузулукского у., Таллинской волости, в 70 вер. к сев.-вост. от Бузулука, при селе Ключегорье (Талла). Существовавшая здесь с 1875 г. женская община в 1880 г. переименована в женский монастырь. “Собр. узакон. и распор. правит.”, 1880 г., 66, ст. 458; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1880 г., 98; 1884 г., 247. 58. Богородицкий – Лесненский , женский, 1-го класса, при посаде Лесно, Седлецкой губ., Константиновского у., в 12 вер. к зап. от уез. гор. Янова. С 1754 до 1863 г. здесь существовал католич. монастырь ордена паулинов, который за участие монашествующих в мятеже был закрыт, а костел с чтимою народом иконою Божией Матери передан православному ведомству и обращен в правосл. церковь . В 1884 г. с целью противодействия латино – польской пропаганде между воссоединенным из унии местным населением разрешено здесь учредить жен. общину с устройством при ней школы для девочек, больницы и богадельни. В 1889 г. община возведена на степень монастыря 1-го класса. Икона Божией Матери, известная под именем Леснинской, явилась русским пастухам в 1683 г. “Собр. узак. и распор. правит.”, 1884 г., 55; 1889 г., 106; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1884 г., 254; Батюшков, “Холм. Русь”, 118, 173 (изображение чудотвор. иконы), прилож., 3 (объяснение к рисунк.); “Церковн. вед.”, 1889 г., 32, 307 (возведение в м-рь), 37, прибавл., 1091 (слово по случаю преобразов. общины в м-рь) 1101 (торжество открытия м-ря); 1890 г., 12 (штат).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Синода», IV, 1724 г., прилож., XX, IV (митр. Казан. Тихон завещал архим. м-ря образ Успения и параманд атласный); “Древности, Труды Москов. Археол.Общ.», 1888 г., XII, протоколы, 34 (дело о перестройке в м-ре церкви Иоанна Предтечи с 3 рисунками: шатровые главы, деталь входа в церковь и колокольня). 844. Иоанно – Предтечев, женский, 3-го класса (с 1764 г.), в гор. Свияжске, Казанской губ., на берегу р. Свияги. Основан вскоре после покорения Казани во второй половине XVI ст. Замечательна здесь деревянная церковь св. Троицы, которая современна Иоанну Грозному. Здесь находится чудотвор. икона преп. Сергия Радонежского. “Ист. Росс. Иер.», IV, 312; Ратшин, 107; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 162; “Опис. монаст.», 1817 г., 96; “Воен. стат. обозр. Казан. губ.», 110; Лаптев, “Казан. губ.», 466; “Волга от Твери до Астрах.», изд. Общ. Самолет, 213; “Памят. кн. Казан. губ. на 1866 г.», Отд. II, 51; “Труды Казан. губ. стат. Комит.», I, 82; Рыбушкин, “Ист. гор. Казани», II, 129; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 306 и 307; “Журн. Мин. Вн. Дел», 1840 г., XXXV, 256 (обозр. древн. Русск. памятн.); 1850 г., XXXI, 434 (опис. м-ря). 845. Иосифов – Волоцкой или Волоколамский – Успенский, мужской, 2-го класса (с 1764 г.), Московской губ., Волоколамского у., в 18 вер. к сев.-вост. от Волоколамска, на равнине между рч. Сестрою и Сестругою, на левом берегу рч. Спировки. Основан в 1479 г. преп. Иосифом, учеником преп. Пафнутия Боровского, по смерти которого в 1477 г. был избран игуменом Пафнутиева монастыря; он удалился отсюда, по нежеланию братии принять общежительный устав, во владения кн. Бориса Вас. Волоколамского, где по просьбе князя и устроил в 1479 г. свой монастырь. Под 1509 г в летописях записано: «Свел кн. вел. Василей Иванович архиеп. Серапиона с великого Новагорода, после Велица дни 3 недели спустя, за то, что не благословил старца Иосифа на Ламском Волоце, что он из архиепископии из Новгородской пришел, с монастырем отказался в митрополию». Преподобный скончался в 1516 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

1882 . Подгорецкий – Рождество – Богородицкий, мужской, ныне село Подгорце, Люблинской губ., Грубешовского у., в 10 вер. к зап. от Грубешова, при р. Гуйве. Основание ему положено помещиком Гвоздем при владыке Паисие и с его благословения, в первой четверти XVII ст. Сын основателя в 1641 г. осо­бою записью обеспечил этот м-рь имениями. Батюшков, “Холм. Русь”, 83, 90. 1883 . Поддубецкий, мужской, ны­не село Поддубцы, Волынской губ., Луц­кого у., в 20 вер. к вост. от Луцка. История его неизвестна, но здесь издавна находилась чудотвор. икона Бож. Матери. Надобно полагать, что он уже прекра­тил свое существование в XVII ст., так как в духовном завещании 1710 г. двор. Ловдыковский просит похоронить его при церкви Успения Богород. в селе Поддубцах, не упоминая о м-ре. “Волын. епар. в.”, 1867 г., 8 (краткое известие); “Архив Юго-Зап. России”, ч. 4, т. I, 363, (духовн. завещание). 1884 . Поддубисский или Поддубинский, мужской, ныне приход­ская церковь в мест. Поддубиссах (По­дубись), Ковенской губ., Шавельского у., в 19 вер. к юго-зап. от Шавли, при рч. Дубиссе. Принадлежал к числу древних в крае и существовал ранее половины XVII ст.; при введении унии отнят униатами, устроившими в нем среднее учебное заведение для дворян. “Сурдегский Св. Духов м-рь”, 15. 1885 . Покровская – Сосновская, мужская пустынь, ныне деревня Сосновка, Рязанской губ., Зарайского у., в 20 вер. к сев.-зап. от Зарайска, при р. Оке. По писцовым книгам кн. Ив. Львова она значится существующею в 1628 г. и владела тогда землями и сельцом Сос­новкою. В 1631 г. она значилась в Ростиславском стане и имела церковь Покрова «древяну клетцки». В 1680 г. приписана к Воскресенскому, Нов.-Иерусал., м-рю, за которым состояла и в 1723 г. “Ист. Росс. Иер.”, VI, 185; “Кратк. ист. опис. ставропиг. Воскресен. м-ря”, 1852 г., 51; Воздвижен­ский, “Ист. обозр. Рязан. епар.”, 334; “Рязан. губ. в.”, 1855 г., 43 (выпись из писцов. книг); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 440 (в 1620 г. игум. Сергий); “Дополн. к Акт. истор.”, X, 81 (Роспись приписн. м-рей 1683 г.); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1874 г., III, Отд. 1, 57 (о приписке пуст. к Воскр. м-рю), IV, Отд. 1, 183 (игум. Иосиф 1656 г.), 1875 г., II, Отд. 1, 532 (описание пуст.); “Опис. до­кументов и дел архива Св. Синода”, II, ч. 1, прилож., DLVI, XLIX (в 1678 г. имел крест. 20 двор.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Росс. Вивлиоф.», 1791 г., XIX, 409 (архим. Сильвестр Старгольский, с 1761 г. еписк. Переслав.); “Продолж. древн. Вивлиоф.», 1789 г., V, 108 (Духовн. 1509 г. кн. Дм. Ив. Углицкого; в Переславль к Никите чудотв. сельцо Микитино); 1791 г., VII, 165 (приговорн. грам. 1584 г. о монаст. вотчинах; игум. Никон); “Переписн. книги Москвы», 1665–76 г., 187 (подворье м-ря в Земляном городе, между дворами стольн. Дубровского и Усова); “Матер. для ист. г. Пересл.-Залесс. XVII и XVIII ст.», 13 (опись 1677 г. живущих на подворье м-ря); “Русск. истор. Библиот.», III, 79 (празднов. в Москве около 1634 г. Никите Переслав. 24 мая; благовест в ревут, трезвон средний), 222 (ц. Иоанн Грозный в 1564 г. ездил с семейством в м-рь молиться и церковь камен. во имя муч. Никиты освящать), 948 (в 1631 г. отрезало атласу лазоревого на покров в Пересл. в Никицкой м-рь, на гроб Никиты Переслав., 4 аршина и атласу зеленого 5 арш.; отдано игум. м-ря Иосифу), 956 (в 1631 г. отрезано камки 7 арш. на гробницу, одежда преп. Никиты, половина из патриаршей казны, а половина из государевой); IV, 853 (Палинодия 1621 г.; 24 мая память преп. Никиты Столпника, Переяслав. нового чудотвор.). 948. Никитский, женский, 3-го класса (с 1764 г.), в гор. Москве, в Белом городе, на Никитской улице. Основан в XVI ст. боярином Никитою Романовичем Юрьевым, родным братом царицы Анастасии, на том месте, где существовала еще в XV ст. церковь св. Никиты, у Ямского двора, от которой и улица получила свое название. П. X., “Краткая ист. Москов. жен. Никит. м-ря, названнного так по имени родителя патриар. Филарета, Никиты Романов.», М., 1866 г.; “Ист. Росс. Иер.», V, 187; Ратшин, 262; “Опис. монаст.», 1817 г., 71; “Ист. и топограф. опис. городов Москов. губ.», 1787 г., прибавл., 77; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 229, 36; Проценко, “М-ри в России», 36; Калачов, “Акты юрид. быта древн. Росс.», I, 562, 86 (Духовн. 1690 г. Соломониды Федоровой); Горчаков, “Монаст. Приказ», прилож. документ., 20, 24 (Память 1704 г. игуменье Александре о принятии и постриж.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

в м-ре погребен монах Афанасий Феодорович, келейник архиеп. Лазаря Барановича); “Древности, Труды Москов. Археол. Общ.”, 1874 г., т. IV, вып. 3, исследов., 149 (в Тихвин. на Бережках церкви в Москве находится копия с чудотвор. иконы Божией Матери, под назв. «Росоточная Денница», прославившаяся в 1662 г. и находящая доныне в м-ре). 215. Инкерманский св. Климента , мужской скит, приписной к Успенскому-Бахчисарайскому мон., Таврической губ., Симферопольского у., в 57 вер. к юго-зап. от Симферополя и в 7 вер. к юго-вост. от Севастополя, в прекрасной Инкерманской долине, в отвесной каменной скале, имеющей высоту до 20 саж. от поверхности воды. Основан в 1851 г. преосв. Иннокентием, архиеп. Херсон. и Таврич., при древней христианской церкви, где подвизался в заточении св. Климент, Папа Римский, сосланный в 96 г. импер. Трояном и нашедший здесь до 2.000 христиан. Устроен фронтоном с окнами; по средине дверь с железным балконом, а наверху древнее укрепление Феодоро со стенами и башнями, с боку каменная крытая лестница, по которой восходят сначала в церковь , а потом в укрепление. По левую сторону лестницы высечены в скале гробницы, в коих лежат кости древних христиан. Скит потерпел от неприятеля в 1854 году, но был снова возобновлен. Иером. Ефрем, “Кратк. опис. Инкерман. киновии и древнего ее храма, в новооткрытой Таврич. епархии”, Москва, 1861 г.; Ф. В. Ливанов, “Инкерман и Инкерм. киновия в Крыму, составлено для путешествен.”, Москва, 1874 г., с указанием на разн. истор. источники; “Таврич. губ. в.”, 1853 г., 25 и “Херсон. г. в.”, 1853 г., 20 (Основ. скитов в окрест. Севастоп.); “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1850 г., 11 (основ. скитов); Шишкиной, “Замет. и воспом. Русск. путеш.”, II, 157. 216. Иерусалимский – Александро – Невский , мужской, 2-го класса, при гор. Таганроге, Ростовского у., области Донского Войска. Основан в 1814 г. при строившейся греческой церкви во имя св. Троицы надв. сов. Варвацием, который для обеспечения монастыря внес в Опекунский Совет 60.000 руб. Монастырь поставлен в зависимость от св. гроба Господня и на правах Николаевского-Греческого монастыря в Москве. В м-ре было отпето и поставлено до отправления в С.-П-бург тело Имп. Александра I; место это обозначено мраморною плитою. “Ист. Росс. Иер.“, VI, 940; Ратшин, 96; Павлович, “Екатеринослав. губ.”, 247; “Полн. собр. Закон.”, 1814 г., XXXII, 25657; Проценко, “М-ри в России”, 10; Григорович, “Обзор учрежд. правосл. м-рей 1764–1869 г.”, 17.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010