В праздник Рождества Христова причт Горицкой церкви исстари ходил для славления по домам в полном своем составе; брали и нас с сыном пономаря. В первый день праздника всегда соблюдался такой обычай: после утрени, которая в этот день начиналась в 11 часов перед полуночью и продолжалась часа четыре и даже более, – шли в известный дом, в котором священник, возложив на себя епитрахиль, брал в руки крест и, пропевши в этом доме положенные песнопения, отправлялись все с открытыми головами, как бы ни был велик мороз, в следующий дом, и таким образом, обошедши всю, так называемую, кривую улицу, состоящую из 20 или 30 дворов, возвращались домой; а затем на рассвете, часов в 8 утра, ударяли в колокол к Литургии. После Литургии шли на следующую улицу и обходили дома таким же порядком. В некоторых домах предлагаемо было угощение чаем или закуской. Хождение по домам в селе продолжалось не более двух дней; на третий день отправлялись в деревни, коих в Горицком приходе было только две и не в дальнем от села расстоянии: но туда нас детей никогда не брали. От хождения по домам мне доставалось рубля два медью, и этот доход я сполна отдавал своей матери. 6 См. Списки иерархов и настоятелей монастырей Росс. церкви, И. Строева. Спб. 1877 г., стр. 686. 9 О ревизии Владим. семинарии архим. Филаретом см. в Душеп. Чт. 1870 г. и во Влад. Еп. Ведом. 1873 г. 9. 10 За год до упразднения пустыни, именно в 1763 г., прислан был на имя последнего строителя ее Накодима, из Суздальской Д. Консистории указ с прописанием указа Св. Синода от 23 апреля того же 1763 года, последовавшего на имя епископа Суздальского Геннадия. о тяжком преступничестве и Ее Императорского Величества Высочайшей особы оскорблении Ростовским митрополитом Арсением (Мацеевичем) . Интересный документ этот напечатан в Ежегоднике Влад. губернск. статист. комитета т. 1, вып. 1, стр. 304 и след. Владимир, 1876 г. 11 Так, он послал 3 июля 1829 г. в Оренбург, куда в феврале того же года Аркадий назначен был в епископа, приветственное послание в стихах на 12 страницах.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

священник К. Ярославский Статья составлена по источникам: а) Зерцало Российских Государей, Тимофея Мальгина, СПБ. 1794 г.; б) История Государства Российского Ник. М. Карамзина, СПБ. 1824 г.; в) История г. Углича Феодора Кисселя, Ярославль 1844 г.; г) Ростов Великий, графа М. В. Толстаго, М. 1866 г. д) Иллюстрированный календарь на 1882 г., А. Гатцуга, М. 1881 г.; е) Полный Месяцеслов Востока, архимандрита (Сергия, М. 1876 г.; ж) Ярослав. Губернск. Ведомости часть неоф. 1887–1889 годов. Содержание А) Угличские владетельные князья из рода Великих Князей Владимирских Б) Угличские владетельные князья из рода Великих Князей Московских     А) Угличские владетельные князья из рода Великих Князей Владимирских I) Константин I Всеволодович Мудрый сын Всеволода III Георгиевича Большое Гнездо, Великого Князя Владимирского и Суздальского (1176–1212) и княгини Марии Шварновны Чешской; родился 1185 г. 18 мая; в 1196 г. вступил в брак с дочерью Смоленского князя Мстислава III Романовича Доброго, княжною в иночестве Агафиею († 20 января 1221 г.); имел трех сыновей: Василька, князя Ростовского (род. 7 декабря 1209 года, † 4 марта 1238 г.), Всеволода – Иоанна, князя Ярославского (родил. 18 июня 1210 г., † 4 марта 1238 г.) и Владимира – Димитрия, князя Угличского; с 1207 года князь Ростовский, Ярославский и Угличский; с 1216 г. Великий Князь Владимирский; † 2 февраля 1219 г. и погребен во Владимирском Успенском соборе. II) Блаженный Владимир I Димитрий Константинович, третий сын Константина I Всеволодовича Мудрого, Великого Князя Владимирского и княгини Агафии Мстиславовны; родился 26 октября 1214 г. 1 ; с 1218 г. князь Угличский; в 1232 г. вступил в брак с княжною Фотиниею, в иночестве блаженной Евдокиею († в 1278 г. и погребена в гор. Угличе 2 , имел сыновей Андрея и Романа; † 27 декабря 1249 г. в гор. Владимире, откуда мощи его перенесены в гор. Углич и погребены в Спасо-Преображенском соборе. III)Блaжehhый Андрей I Владимирович первый сын блаженного Владимира I Константиновича, князя Угличского и блаженной княгини Фотинии – Евдокии, родился 4 июля 1233 г.; с 1250 г. князь Угличский; около 1252 года вступил в брак с блаженною княжною Иустиною († 1278 г. и погребена в г. Угличе); были ли дети, неизвестно; † в 1261 году и погребен подле отца в Угличском Спасо-Преображенском соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К.А. Докучаев-Басков Елгомская Богоявленская пустынь (Каргопольского у., олонецк. губ. в 180 верстах от города, при озере того же имени (Елгомском) или «Чексенском и устьи речки Чечексы».) 158 Некто В. В. Богоявленский, сообщивший в редакцию «Олонец. Губернск. Ведом.» 159 список с грамоты царя Михаила, 7149–1641 г., от 5 апреля, основываясь на авторитете Елпедифора Барсова 160 , позволил себе опровергать, на перекор сообщенной грамоте, год основания Елгомской пустыни, относя время основания на несколько лет позднее, потому только, что будто бы Барсов держался этого мнения; между тем Барсов имел под руками другие данные, на несколько лет позднейшие упомянутой грамоты, доказывающие не столько время основания, сколько то, что описываемая нами пустыня, в такие то года уже существовала. Вот что говорит В. Богоявленский: «Елгомская пустынь основана была старцем Тарасием Москвитиным, но, по другим источникам, позднее 1627 года, о котором упоминается в настоящей грамоте: основываясь на надписи толковаго Евангелия и грамоте новгородскаго (?) митрополита Серапиона, от 8-го марта 1642 (?) г., г. Барсов относил основание пустыни к 1631 – 1642. Кроме того, по его же указанию, на двух крестах, водруженных при основании церкви Богоявления Господня с приделом Положения ризы Богоматери есть надпись: «при строителе старце Тарасие Москвитине», а на колоколе: «радением старца Москвитина 1631 года». 161 А вот что говорит Барсов: «13. Елгомская пуст. (в каргопольском уез.) 1. Основатель, старец Тарасий Москвитин, 1631 – 1642, что видно из надписи толковаго Евангелия (а что гласит надпись – Барсов не говорит), пожертвованного им сей пустыне и грамоты новгородского (?) митрополита Серапиона, от 7150 (1642) марта 8. Такого митрополита в Новгороде (Серапиона) в 1642 г. вовсе не было, а был тогда митрополитом Аффоний 162 . Кроме того на 2 крестах, водруженных при основании церкви Богоявления Господня с приделом Положения ризы Богоматери есть надпись: «при строителе, старце Тарасие Москвитине», и на колоколе: «радением строителя старца Москвитина 1631 года». 163

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но я не утерпел и снова спросил прямее: «это, Ваше Высокопреосвященство, не прежнее ли питьё из пива и мёда»? Он сухо отвечал: «да, брат, пиво и мед, – да только не тот»... С этими словами взглянув на всех прочих как-то полусурово... он промолвил с какою-то томностью: «ну, коли никто не хочет пить, так я выпью один сам»... и тут же, почерпнув ковшами из обеих мисок и влив в одну кружку, выпил залпом... Я проснулся»... Преосв. Антоний, выслушавши этот сон, сказал: «конечно, это сновидение скорее всего нужно приписать твоему болезненному состоянию и особенно внутреннему жару и жажде... а с другой стороны, к тебе-то, кажется, значение его не относится... другое дело, если бы тебе налил Митрополит то же кружку, и ты вы пил бы... то, пожалуй что, это было бы недаром... Но как он не дал тебе, и даже, как бы отклонил твой вызов пить, а сам только один выпил... то ближе всего остаётся подумать о нём... Не случилось ли с ним чего... – не пришлось ли ему выпить чашу… если не предсмертную, то вследствие каких-либо тяжких неприятностей... а я имел недавно известие из Киева, что там в Лавре, что-то неблагополучно со стороны некоторых лиц в отношении собственно к преосв. Митрополиту...» Владыка уехал... и что же? утром на другой день, он прислал ко мне келейного с полученною им телеграммою из Петербурга, где сказано: «Митрополит Арсений 26-го числа утром поражён ударом и безнадёжен...» После, при свидании, преосв. Антоний сказал мне: «вот твои, во сне виденные чаши чем обозначились... Молись же усерднее за Владыку Митрополита Арсения!..» 335 Таковые же чувствования и отношения были и со стороны всех высших лиц, хотя и не выражавшиеся так непосредственно при последних днях, по самому неудобству частого посещения. 337 Как при перенесении тела в Собор, так и при Литургии и отпевании были г.г. Командующий войсками Округа Генерал от Инфантерии А.О. Бруннер, Начальник губернии, Попечитель учебного Округа тайн. сов. П.Д. Шестаков, губернск. Предводитель действ. ст. сов. А.Г. Осокин и другие высокопоставленные лица.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Это просто старина и нелепость, на которую я считаю долгом обратить внимание просвещенных благотворителей и благотворительниц тюремного комитета. Их влияние в этом деле может быть далеко не бесполезным, а в том, что они захотят употребить это влияние, я пока сомневаться не смею. Выйдя из конторы, мы пошли далее по тому же коридору до двери, у которой стоял унтер-офицер с очень неглупым и солдатски честным лицом. Л. назвал его Ярошенком. Он отпер нам двери в церковь. Там шла обедня. Церковь внутри довольно красива; в ней светло и воздух легкий; иконостас отделан позолотою. Посредине между рядом колонн стоял дьячок, читавший очень внятно и не спеша, сзади его несколько пожилых дам в чепцах. Эти дамы занимают разные должности при женской тюрьме. Затем, если я не ошибся, — одиннадцать девочек, по-видимому, от семи до двенадцати лет и одна девушка, взрослая, но еще очень молодая. Все эти девочки стояли парами, а взрослая девушка сзади них, и рядом с нею самая маленькая девочка. Мне сказали, что этот ребенок (девочка лет шести или семи) приведен сюда недавно, а прежде он жил в женских публичных домах и переходил из одного дома в другой. Вероятно, ее хотели выкормить, пока подрастет, но судьба решила иначе: ребенка, не знающего родителей, взяли в тюремный детский приют и воспитывают вместе с детьми других несчастных. Это — дети содержащихся в тюрьме женщин. Матери некоторых из этих девочек и теперь содержатся в тюрьме, а другие уже сосланы. При ссылке матерей им предоставлено право требовать дочерей с собою или оставлять их здесь, где о них заботятся благотворящие дамы. Девочки одеты все в одинаковые платья, и на плечах у них тоже одинаковые цветные платки. Лица свежи и не изнурены, в манерах заметна пансионская выдержка; ее же можно видеть и во взрослой девушке (которая, как мне сказали, выросла тоже в тюрьме). Детей мужского пола в церкви не видал, и есть ли для них приют в тюрьме, забыл спросить; о помещении же и порядке в приюте, устроенном для девочек, я скажу в своем месте. За деревянною низенькою решеточкою сзади дам и девочек стоят пять или шесть арестантов в чистом белье и сюртуках, а один впереди всех у самой решетки во фраке. Они сегодня причащаются и потому стоят внизу, а не на хорах. Между этими арестантами один — карла, имевший очень известную историю с очень известным лицом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

До 26 июня 1937 года содержался в политизоляторе в Ярославле. В 1937 году, находясь в тюрьме, получил еще один срок. 7 февраля 1937 года обвинен в «контрреволюционной деятельности». Приговор: 3 года лишения свободы. На протоколах допросов М.А. Новоселова приписано сверху его мирского имени рукой следователя: «Епископ Марк». С 26 июня 1937 года до 1938 года он содержался в тюрьме в городе Вологде. Против него завели новое уголовное дело за «систематическое распространение среди сокамерников клеветнических сведений по адресу руководителей ВКПб и Советского Правительства с целью вызвать недовольство и организованные действия против установленных тюремных правил и борьбы в условиях тюрьмы». 17 января 1938 года епископ Марк (Новоселов) в Вологодской тюрьме был приговорен к высшей мере наказания – расстрелу. Дальнейших документальных сведений о его судьбе нет. От одного из заключенных, Ахмета Ихсана, чудом вырвавшегося на волю, имеются сведения о пребывании Епископа в тюрьме. Этот заключенный был турком, обращенным Владыкой в Православие и ставшим его духовным чадом. Среди своих соузников владыка Марк пользовался большим уважением как человек твердый в вере. Его почтительно называли аввой и Богословом. Против последнего именования она сам неизменно возражал. В тюрьме он продолжал отмечать все православные праздники, память святых. Множество людей тянулись к нему, жаждали его духовного руководства, просили его молитв. Турок говорил о Владыке как о святом. Его книга «Письма к друзьям» завершается следующими возвышенными словами: «Блажен, кто не отступит от Христа среди тяжких искушений, постигающих Церковь , воодушевляясь участием в ее всемирном торжестве, имеющем открыться по скончании мира». К этим блаженным, безусловно, должно отнести и самого Владыку. Мученик Михаил (Новоселов), (Марк, епископ Сергиевский) канонизирован как мирянин Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, 13–16 августа 2000 года. Литература: 1 . Полищук Е.С. Михаил Александрович Новоселов и его «Письма к друзьям "/ Новоселов М. А. Письма к друзьям. М.: Изд-во ПСТБИ, 1994.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Novosel...

Но все было тщетно. Митрополита Петра опять арестовали, потом дали новый срок. Так продолжалось еще некоторое время. А затем, уже в 1931 году его приговорили к пяти годам лагеря. Он был обрадован, надеясь, что он теперь будет пребывать не в одиночке – а он все время в тюрьмах проводил в одиночке – но попадет в лагерь, он даже просил об этом в письмах. Но при этом он категорически отказывался идти на уступки властям. А власти предлагали ему освобождение, если он будет, как митрополит Сергий, исполнять волю властей. Но он от этого отказался. И вот его оставили в тюрьме, перевели в 1933 году в Верхнеуральскую тюрьму особого назначения, где все узники носили только номера и были неведомы никому, кроме начальника тюрьмы и заместителя начальника. Его очередной срок в этом тяжелом одиночном заключении закончился в 1936 году, но его оставили в тюрьме и вновь продлили срок на три года. То есть к этому времени находился в тюрьме уже одиннадцать лет. Есть свидетельства о том, что когда он услышал очередной себе продленный срок, он улыбнулся и сказал: «Ну, теперь, видимо, я буду жить вечно». А далее близился 1937 год, и против митрополита Петра решили завести новое дело, которое должно было завершиться расстрельным приговором. И вот что показательно: составляя его дело, впопыхах, когда уже шли массовые расстрелы, начальник тюрьмы, младший лейтенант госбезопасности Арсеньев, в частности, писал, выявляя новый состав преступления митрополита Петра – а какое он мог совершить преступление в этой тюрьме, где он сидел, как «Железная Маска», можно сказать? Трудно даже представить себе, но тем не менее: «Отбывая заключение в Верхнеуральской тюрьме, проявляет себя непримиримым врагом Советского государства, клевещет на существующий государственный строй, обвиняя в гонениях на Церковь и её деятелей, клеветнически обвиняет органы НКВД в пристрастном к нему отношении, в результате чего якобы явилось заключение, так как он не принял к исполнению требований НКВД отказаться от местоблюстительского сана. Пытался связаться с внешним миром из заключения, используя для этого медицинский персонал тюрьмы. В результате чего получил от духовенства города Верхнеуральска просфору как знак привета».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

— Как вы окормляете заключенных? Что делаете? — Есть тюрьмы, где я могу пройти по модулям (корпусам) и поговорить с каждым заключенным отдельно. В других тюрьмах я должен собрать заключенных в аудитории. Мы говорим о жизни, об их нуждах, молимся. Нет строгого правила, как все должно происходить. — Вы окормляете только русских заключенных?  — Большая часть православных заключенных в Испании — румыны. Как правило, к ним приходит румынский священник. Среди моих подопечных есть русские, украинцы, иногда грузины, даже сербы.  — Как они попали в тюрьму?  — По-разному. Сидят два украинских экипажа с наркотиками на борту. Сидят в ожидании экстрадиции в Россию, Украину, США. Сидят по судебным и полицейским ошибкам. Многие сидели в результате операции «Тройка». Она проводилась против так называемой «русской мафии». Кто-то из них находится в тюрьме несколько лет. Суд состоялся, кстати, совсем недавно, спустя 10 лет после задержания. Всех, кто был на суде, оправдали. Одна женщина не дождалась. Находясь в тюрьме, пропустила очередь на пересадку органа, скончалась в больнице.  Но бывают, конечно, настоящие преступления: кражи, наркотрафик. Убийство — крайне редкая статья, почти никогда за нее из наших соотечественников в тюрьме не оказываются. С насилием я тоже ни разу не сталкивался. — Люди, к которым приходите, обязательно верующие, крещеные? — Очень разные. Чтобы кто-то сознательно называл себя атеистом, не припомню. Был один случай. В тюрьму попал капитан из Белоруссии. Я пришел к нему познакомиться.   — Вот вы, — спрашивает меня, — Библию читали? — Ну,— отвечаю, — читал.  — А знаете, кто ее написал? — Разные книги в разные эпохи были написаны разными людьми. — Нет! — восклицает он. — Библию написали евреи. А почему я должен верить тому, что пишут евреи? Месяц спустя он умер в тюрьме от сердечного приступа. Может ли священник остановить пытки? — После обнародования видео о пытках в Ярославской колонии то и дело в соцсетях раздавались возгласы: почему молчит Церковь? Вы сталкивались когда-нибудь с издевательствами и пытками в испанских тюрьмах? Священник хоть что-то с этим может сделать?

http://pravmir.ru/v-tyurme-chelovek-mozh...

Из ярких примеров, которые я, может быть, поведал бы слушателям радио Радонеж, это рассказ про 92-летнего генерала хунты, который последним из всех сидит в тюрьме, именно в этой тюрьме. Сидит 38 лет, причем это человек несгибаемой воли, ему достаточно подписать какую- то бумагу о признании своей вины или о том, что он болен, и он выйдет на свободу. Он этого не делает. - Это тот самый «черный полковник»? - Черный полковник, да. И отец Ефрем говорил, что этот человек к священникам относился крайне отрицательно. Но в итоге они пообщались, отец Ефрем смог принять у него исповедь. Он причастился впервые с пятого класса. - И присоединился к святой апостольской Церкви. - Да. И потом уже ходил за отцом Ефремом, и для него уже тюремная жизнь стала иначе выглядеть. Хотя я говорю, человек несгибаемый. То есть одна из его привычек, 38 лет в одно и тоже время, без пяти пять, он каждый день звонил своей жене и говорил какие то слова. Заключенные уже знали и поэтому допускали его до телефонного аппарата уже без очереди, потому что знали, что он не любит ждать. Вот такие странные истории. Несколько было историй, как отец Ефрем, по сути, вытащил людей из петли. Людей, которым казалось тяжело, они впали в уныние и даже хотели покончить жизнь самоубийством. Все-таки в тюрьме не самые лучшие условия. И ему удалось разговорами, может быть примерами, людям дать надежду. Мне запомнился один случай, который отец Ефрем рассказывал, как он вмешался в судьбу одного молодого парня, которого осудили за убийство. Но отец Ефрем говорит: я, когда его исповедовал, с ним беседовал, я четко понял, что он нисколько не виноват. История оказалась банальная, у нас тоже такие бывают. Когда два албанца между собой подрались, один другого убил, как раз этот грек оказался на месте. А когда приехала полиция, не смог оправдаться. И в итоге, отец Ефрем вмешался. Привлек в помощь Митрополита того округа Афин. Как-то удалось найти свидетелей. Этого парня выпустили. Вот много таких историй. Я сам был в тюрьме несколько раз, посещая отца Ефрема, даже так получилось, что мой сын умудрился быть на последней Литургии в этой тюрьме. Он в субботу был у отца Ефрема, и в воскресение он просил его прийти.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

И третья категория – это люди, которые находятся в экстремальной, напряженной ситуации. Я об этом говорю как священник, который по долгу службы принимает исповедь в тюрьме – в женском изоляторе 6. Каждый раз там я исповедаю человек по 40, после службы крещу, и я не видел, чтобы люди там страдали сильно от депрессии. Притом что изолятор женский, а женщины, как известно, больше подвержены депрессии, чем мужчины. Удивительно: люди сидят в тюрьме, иногда по нескольку лет, ожидая своего приговора, – ужасное состояние. У многих на свободе дети. Их должна одолевать тоска, безнадега полнейшая. Но – нет: там люди страдают от депрессии очень мало. Во всяком случае, гораздо меньше, чем наши некоторые прихожане, жалующиеся на неурядицы в семейной жизни, на детей, на здоровье, на какие-то такие проблемы, которые людям, сидящим в тюрьме, кажутся просто мелочью! Вот там-то проблемы реальные: срок «светит» лет на десять! И понятно, почему так происходит: попав в тюрьму, человек, может быть, впервые задумывается о своей жизни, о ее смысле, его не волнуют мелкие бытовые неприятности, он думает, как выжить, и просит у Бога помощи, он нацелен на то, чтобы решились его настоящие, подлинные беды. Именно в тюрьме многие знакомые мне люди пришли к Богу. Это как на войне: там ведь человеку тоже многие проблемы, волновавшие его в мирное время, кажутся просто несерьезными. Там он нацелен на выживание – о здоровье или о чем-то еще он думает гораздо меньше, чем «на гражданке». Видимо, в таком состоянии у человека мобилизуются все телесные, душевные и духовные силы для того, чтобы преодолевать действительные трудности. В СИЗО люди молятся и исповедуются по-настоящему, на совесть. Они не приходят просто так – побеседовать от нечего делать с батюшкой. Они очень долго ждут священника (иногда несколько месяцев) и проходят, действительно, для того, чтобы покаяться, попросить у Бога помощи. Человек, оказываясь вот в таких по-настоящему серьезных обстоятельствах, становится ближе к Богу.    Вспомним, как старец Иоанн (Крестьянкин) признавался: «Я нигде так не молился, как в тюрьме, – даже в монастыре».

http://pravoslavie.ru/66037.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010