Амвросий (Полянский) , архиепископ Подольский, умер в 1934 г. от солнечных ожогов и желудочных заболеваний в «Голодной степи» Казахстана, по дороге из Чимкента в отдаленное селение. Филипп (Гумилевский) , епископ, расстрелян в Красноярской тюрьме в 1934 г. за непризнание митрополита Сергия. Арсений (Жадановский) , архиепископ Серпуховский, расстрелян 17/30 июня 1935 г. Дамаскин (Цедрик) , епископ Глуховскии, викарий Черниговский, умер в Сибири в 1935 г.; по одной версии – в ссылке, от холода, на пароме, при переправе через реку, по другой – в тюрьме, от гангрены отмороженных ног. Петр (Полянский) , митрополит Крутицкий, умер в заключении в декабре 1936 г. Варфоломей (Ремов) , епископ, викарий Московский, расстрелян 26 июня 1936 г. Анатолий (Грисюк) , митрополит Одесский, умер в заключении 10 февраля 1938 г. (Сергиевской юрисдикции). Иосиф (Петровых) , митрополит Петроградский, расстрелян в конце 1938 г. за поощрение тайных странствующих священников. Димитрий (Любимов) , архиепископ Гдовский, расстрелян в 1938 г. за то же. По другой версии умер в Новгородской тюрьме около 1936 г. Алексий , епископ, викарий Петроградский, расстрелян в 1938 г. за то же. Серафим , епископ, расстрелян в Актюбинске в 1938 г. Питирим (Крылов) , архиепископ, викарий Московский, бывший соловчанин, расстрелян в 1938 г. Иувеналий (Масловский) , архиепископ Рязанский, расстрелян в 1938 г. Никон (Пурлевский) , епископ Белгородский, расстрелян в 1938 г. . Никон (Лебедев) , епископ, расстрелян в 1938 г. Никандр (Феноменов) , митрополит Одесский, умер в ссылке. Арсений (Стадницкий) , митрополит Новгородский, умер в ссылке в апреле 1936 г. Кирилл (Смирнов) , митрополит Казанский, умер в ссылке в 1936 г. Серафим (Чичагов) , митрополит Петроградский был болен, во время ареста горлом хлынула кровь, унесли на носилках, около года был в тюрьме, где умер или расстрелян в 1930–1932 гг. Макарий , схиепископ, убит в Псково-Печерском монастыре 1 апреля 1944 г. во время воздушного налета большевиков. (Он – бывший настоятель Макарьевской пустыни Новгородской губернии, обслуживал катакомбную церковь в пределах Новгородской, Тверской и Петроградской епархии. По его свидетельству, он в течение 10 лет не ночевал в одной квартире подряд две ночи. У него была своя духовная академия и духовная семинария для подготовки священников, которых и рукополагал тайно, как и постригал в монашество. Во время налета на монастырь, когда монахи спустились в укрытие, он остался в келье и молился и был убит осколком в сонную артерию. Молитвенник и Евангелие на аналое были залиты кровью. Часы остановились и показывали момент его смерти.)

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

2, 5,112). Тацит рассказывает, как Публий Вителлий покончил с собой в тюрьме, попросив нож для выскабливания написанного под предлогом литературных занятий (Ann., VI, 5, 8), а Пакониан был казнен за стихи против Тиберия, которые он сочинил, находясь в темнице (Ann., VI, 39). О составлении сочинений в тюрьме сообщает и Флавий Филострат (VA, IV, 46). Что касается христиан, то можно вспомнить письма Игнатия Антиохийского ; «Мученичество Перпетуи и Фелицитаты», где содержатся фрагменты тюремного дневника Перпетуи (2, 3); «Мученичество Монтана и Луция», частью которого является письмо мучеников (1–11); и Послание Филеаса, написанное в тюрьме. Особое место в этой «тюремной литературе» занимают письма Киприана Карфагенского – современника мученичества Пиония (Ер., 16, 20, 21 et al.). Таким образом, у христиан, безусловно, была возможность занять свой вынужденный досуг составлением сочинений. Если душа христианина в тюрьме могла быть спокойна, то и с плотью дела обстояли не хуже. Заключенный снабжался всем необходимым независимо от того, где он находился в заключении или куда был сослан («Вы снабжаете посылками братьев, находящихся в рудниках», – пишет Дионисий Александрийский о римской общине (Eus. НЕ, IV, 23, 10)). Диаконы Терций и Помпоний при помощи взятки добились перевода Перпетуи и ее товарищей в лучшую часть тюрьмы (Mart. Регр., 3). Иногда забота общины о бренном теле исповедника даже перехлестывала через край. Лукиан говорит об «обеде из различных блюд», доставлявшемся Перегрину, а Тертуллиан (правда, уже став монтанистом), рассказывая о мученичестве некоего Пристина, упоминает о пышных обедах, ваннах и вине, причем в таких количествах, что мученик на допросе вместо исповедания только икал и рыгал (De jejun., 12). На помощь заключенным приходила не только община, но и частные лица: «В то время как наша мать и владычица Церковь , а также отдельные братья-христиане помогают вам в темнице поддерживать свое бренное тело...» – пишет Тертуллиан верующим в оковах (Tert. Ad. mart., 1). Особую активность проявляли в этом отношении женщины-христианки. Один из самых распространенных сюжетов в апокрифических деяниях апостолов и мученичествах – посещение узника обращенной им в христианство, (как правило, молодой и красивой) женой или дочерью (а в Деяниях Иуды Фомы – и той и другой) одного из знатных язычников. Мужья и отцы подобное поведение одобрить не могли по многим причинам, а поэтому, пользуясь своим влиянием, ускоряли процесс осуждения и казни «безбожника и колдуна». Эти посещения можно было бы счесть за некий литературный прием, кочующий из апокрифа в апокриф, но их реальность подтверждает Тертуллиан , рассуждающий о невозможности брака между христианкой и язычником: «Стерпит ли он, чтобы она тайком ходила в темницу целовать оковы мученика?» – спрашивает он (Ad uxor., II, 4, 2). Конечно, все меры по облегчению участи заключенных предпринимались с ведома тюремной стражи. Кто же охранял христиан?

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Число желающих влиться в общину и посещать службы в домовой церквушке, где служил о. Анатолий, постоянно увеличивалось, что вызвало беспокойство властей, которые не могли спокойно смотреть на проявления духовного возрождения в городе. Через год после начала служения о. Анатолия в церкви св. Марии Магдалины храм закрыли. Община была вынуждена перейти в церковь свт. Иоанна Златоуста при бывшем Религиозно-просветительном обществе. Еще через год (в октябре 1923 г.) власти отобрали и этот храм. В это время о. Анатолий уже находился под арестом, случившимся в ночь на Страстной четверг 1923 года. Поражает воодушевление, с которым он принимает уготованные ему испытания. В одном из писем о. Анатолия из тюремной камеры сохранилось удивительное описание его чувств, когда непрошеные гости «препоясали его и повели, куда он не хотел» (ср.: Ин.21:18 ): «Часто чувство радости охватывает душу острой болью, иногда разливается спокойным светом в сердце... Никогда уверенность в Нем и в праведности Его путей не была в душе такой жизненной, твердой. Своей воли нет, нет своих планов, фантазий и даже нет своей ответственности. Есть Его воля, Его мудрость, Его пути, Его благость. Это началось в ту ночь, когда вышел я в неизвестность из дома, оторвавшись от старой жизни, от прошлого... Каждый день благодарю Бога за всю ниспосланную Им радость» 31 . После недолгого пребывания в киевской тюрьме о. Анатолия переводят в Москву, где он содержится в Бутырской тюрьме. Сохранились неясные свидетельства об издевательствах, которые пришлось ему перенести в застенке. Но доподлинно известно, что Жураковский не был сломлен, а в камере при нем имелась епитрахиль, что свидетельствует о совершении им и в тюрьме священнических обязанностей. Кроме того, ему, молодому священнику, выпало поддержать в камере дух свое го архипастыря, Экзарха Украины митрополита Михаила (Ермакова), схваченного властями в то же время. Пребывание в тюрьме окончилось для Жураковского скорым неправым судом, приговорившим его к ссылке в далекий Краснококшайск 32 .

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Zhura...

Это было время, когда власти ненадолго ослабили тяжесть заключения, разрешив (на краткое время) совершение в тюрьме богослужений. Однако не стоит полагать, что заключение было неким «курортным отдыхом». Всего полтора месяца спустя в этой же тюрьме при допросе был жестоко избит епископ Анатолий (Грисюк) : у него были сломаны челюсть и ребро. Разрешение богослужения и несколько «либеральное» отношение к заключенным в Таганской тюрьме было в значительной степени связано с тем, что ее часто посещали различные делегации, в том числе и иностранные, и власти создавали видимость гуманной советской пенитенциарной системы. Кроме того, нельзя было игнорировать и умонастроения, царившие среди заключенных. «Бывшие» (имеются ввиду дворяне, бывшие сановники) и представители духовенства могли почти свободно ходить вечером по этажам, населенным уголовниками: их уголовники не трогали, в отличие от заключенных коммунистов, социалистов и прочих деятелей революции, которым появляться в одиночку среди уголовников было далеко не безопасно. Князь Сергей Евгеньевич Трубецкой вспоминал о Таганской тюрьме 1921 года: «К духовенству отношение уголовных было двойственное: одни поносили, другие защищали (я не раз вспоминал евангельских двух разбойников). Тюремная церковь была закрыта, и в здании ее помещался клуб, но нам как-то полуофициально разрешали церковные службы (скорее их допускали, чем разрешали). Для этого, под охраной добровольных стражников из верующих 370 , нас вели в большую камеру, оборудованную под коммунистическую школу. Архиерейская служба шла под ироническими взглядами Ленина и Троцкого, портреты которых украшали стены. На время службы мы пожелали их снять или завесить, но этого нам не позволили. В этой бедной тюремной обстановке я особенно оценил великолепие службы митрополита Кирилла: он входил в мантии настоящим «князем Церкви» 371 . Неудивительно, что именно владыка Кирилл возглавил Пасхальное богослужение (март-апрель 1921 года), когда оно было все-таки разрешено: «Пасхальная ночь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сердечно благодарю Вас за Ваше письмо. Вы хотите знать, остался ли наш дорогой Авва мирянином. Хочу Вас уверить, что как Вы его видели или оставили последний раз, он так и остался глубоко верующим. В тюрьме многие звали его богословом, но он не хотел, чтоб его так звали. Он и не был священником. Авва говорил, что он православный христианин! Слово «мирянин» я много раз слышал, но значение этого слова я не очень знаю, мне кажется, что «мирянин» – человек верующий, и ходит в церковь служить. Так ли понимаю? Молодые люди, среди которых и были даже комсомольцы (бывшие), всегда окружали Авву, слушали его. Надежда Борисова – пушкинист, всегда просила Авву, чтобы он писал сказания Апостолов, наречия, молитвы, так как ей легче казалось, Авва всегда праздновал день святых. Летом, тогда мы имели огород и цветник, Авва очень любил поливать и ухаживать за цветами. Его любимые цветы были: львиный зев, карликовая астра, годеция. Вы пишете, что несколько лет тому назад кто-то приехал из России и принёс сведения об Авве. Знаете, что я Вам скажу: если человек попадает впервые в тюрьму, то он удивляется, что имеются такие тюрьмы в С.С.Р. Освобождённые из тюрьмы люди не имеют права на воле говорить о режиме, и о тюрьме ЧК., не помню, писал ли я Вам, что, например, Анна Ив. после освобождения своим близким знакомым рассказывала, как в тюрьме, и снова дали ей 8 лет тюрьмы, она, кажется, умерла. Хочу сказать, что если этот человек приехал из «нашей» тюрьмы, и то неправда, он не знает Аввы. В нашей прогулке Авва пользовался большим почтением – как твёрдый, верующий человек, хотя он был осторожен. Сущность большевиков знают те, кто сидел в тюрьме; 1936 г. в Ярославской тюрьме в камере 153 сидела Муханова – психически больная. Она беспартийная, до ареста работала в кремлёвской библиотеке, её судили в 1935 г. на втором процессе Зиновьева и Каменева. Она, в следствии, под влиянием угроз подписала протокол следователя, который он составил. Её из всех участников процесса звали на судебный зал и читали им приговор.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Определяли: 1) Принимая во внимание сравнительное достоинство устных ответов студентов I, II и III курсов Академии на экзаменах, успехи их в практических занятиях, достоинство третных сочинений и проповеди и поведение, – перевести их в следующие курсы в таком порядке: а) Во курс – студентов первого курса: 1) Соловьева Дмитрия, Кобранова Евгения, Воронцова Вениамина, Ружицкого Константина, 5) Иванова Бориса, Доброва Владимира, Преображенского Александра, Волкова Александра, Розанова Николая , 10) Рудича Василия, Новосельского Владимира, Мытарева Николая, Андреева Михаила, Товстуху Михаила, 15) Счастнева Петра, свящ. Дубровина Димитрия, Пиуновского Николая, Олейника Михаила, Давидова Федора, 20) Никольского Виктора, Соколова Бориса, Меморского Алексея, Розова Григория, Соловьева Ивана, 25) Саффрана Георгия, свящ. Дмитриева Василия, Руднева Николая, Соколова Николая, Тихомирова Владимира, 30) Порецкого Михаила, Безродного Михаила, Андреева Федора, Металлова Валентина, Моисеева Григория, 35) Шувалова Петра, Щеголькова Михаила, Молчанова Николая, Шереметевского Алексия, Иваницкого Владимира, 40) Протодиаконова Александра, Бриллиантова Петра, Жданова Леонида, Кириченко Василия, свящ. Беляева Николая , 45) Батина Павла, Боголюбского Геннадия, Смирнова Николая, Смирнова Дмитрия, свящ. Ворончева Александра, 50) Верхоустинского Дмитрия, иерод. Павлина (Крошечкина), Васильевского Александра, свящ. Рождествина Александра, Постникова Михаила, 55) Виноградова Сергея, Некрасова Михаила, диак. Цветаева Николая, Заболотского Павла, Афанасьева Николая , 60) Архангельского Константина, Авдиева Александра, свящ. Белорукова Александра и 63) Истомина Дмитрия. Б) В курс – студентов II курса: 1) Введенского Михаила, Бельчикова Николая, Драчева Николая, Колосова Сергия, 5) Вахаева Михаила, Щукина Александра, Ленчинского Ивана, Куханова Александра, Матвеевича Виктора, —172— 10) Пясецкого Петра, Голубцова Михаила, Садовского Евгения, иером. Варнаву (Беляева) , Иванова Сергея, 15) Орлова Александра, Гераскевича Николая, Орлова Николая , Архипова Петра, свящ. Вышелесского Константина, 20) Колчицкого Николая, Прыткова Николая, Арбекова Евгения, Сикова Максима, Троицкого Николая , 25) свящ. Архангельского Иоанна, Соловьева Алексея, Десятова Александра, Никольского Григория, Беляева Николая , 30) Дюльгерова Дмитрия, Покровского Гавриила, Цвинева Ивана, Петрова Сергия, Сапожникова Николая, 35) Покровского Сергея, Холмогорова Сергея, Крылова Григория, Алферова Петра, Волского Харлампия, 40) Вознесенского Федора, Херсонского Василия, Соколова Александра, Бажанова Василия , свящ. Делекторского Феодора, 45) Аскалонова Стефана, Никольского Леонида, Любимова Александра, Пикунова Александра, Постникова Сергея, 50) Георгиевского Сергея, диак. Мещерского Константина и 52) Никольского Николая .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

С Лубянки епископа перевели в Бутырскую тюрьму, затем – в Таганскую. Когда его уводили из Бутырской тюрьмы, то с ним прощались все заключенные в камере, многие плакали, даже над­зиратели пришли проститься. «Я вспомнил тогда прощание апос­тола Петра», – говорил епископ, рассказывая о своем пребывании в заключении. В Таганской тюрьме находилось тогда более десяти архиереев и множество духовенства. Верующие передавали в тюрьму про­сфоры, облачения, и духовенство совершало в камере соборную службу. Около маленького столика становилось столько архиере­ев, что служебники положить было негде. Диакона не было ни од­ного. Великую ектению начинал митрополит, а дальше все архиереи по старшинству говорили ектении по очереди. В Таганской тюрьме вследствие истощения епископ Петр тя­жело заболел: у него образовались фурункулы на голове, и его по­ложили в больницу. В конце июля епископа Петра назначили на этап в Петроград. Перед отправкой разрешили свидание, и к вла­дыке пришли его духовные дети. Когда его вывели из Таганской тюрьмы, они подошли к епископу и шли вместе с ним через весь город до Николаевского вокзала в сопровождении конвоя. Солда­ты, охранявшие архиерея, не препятствовали провожавшим идти рядом с епископом и не мешали им разговаривать. До отправки поезда оставалось еще несколько часов, и им разрешили провести их вместе. Епископ много рассказывал о своем пребывании в тюрьме и в конце беседы сказал: «Как хотел бы я открыть свое сердце и показать вам, как страдания очищают сердце». В Петроградской тюрьме епископ пробыл до 4 января 1922 го­да и в день памяти великомученицы Анастасии Узорешительницы был освобожден и уехал в Москву. Всенощную и литургию на Рождество Христово он служил в храме Марфо-Мариинской оби­тели, а на второй день праздника – в храме Христа Спасителя. В Москве владыка получил от Патриарха назначение быть еписко­пом Старицким, викарием Тверской епархии. Уехав в Тверь, владыка поселился в Успенском Желтиковом монастыре, где в 1918 году был настоятелем. Здесь он сразу же принялся за восстановление уставного богослужения, заведя те же порядки, что были у него в Нижнем Новгороде. Народ помнил его и встретил с радостью. В Твери епископ Петр восстановил в жиз­ни приходов благочестивый обычай паломничеств к местным святыням. Он сам иногда отправлялся с духовными детьми в Торжок, за шестьдесят километров. Шли пешком, дорóгой владыка читал акафист преподобному Ефрему, а сопровождавшие его паломни­ки пели припев. В селе Марьино они останавливались на ночлег и на следующий день приходили в Торжок.

http://fond.ru/kalendar/90/petr/

Несколько раз арестовывали Епископа Подольского (Москов. губ.) Петра , которого в последний раз арестовали 12 августа 1921 года; сведений об освобождении его не имеется. Епископ Волоколамский Герман некоторое время был в тюрьме, затем освободили, но без права выезда из Москвы. В тюрьму же заключены Иринарх , Епископ Тюменский, и Виктор , Епископ Барнаульский. Был под арестом, судим революционным трибуналом и присужден к высылке в Архангельск Митрополит Новгородский Арсений . Очень долго томили в тюрьме Епископа Пензенского Иоанна , с 5 апреля 1921 г. состоящего Архиепископом Рижским и Митавским. Томились долго в тюрьме и Епископы Лужский Артемий и Псковский Геннадий , ныне умерший от пережитых волнений. Держат под арестом и Епископа Смоленского Филиппа . В заточении в Великом Устюге находится управляющий Черноморской епархией Епископ Сергий . В Таганской тюрьме содержатся Епископы: Волоколамский Феодор и Алатырский Гурий . Архиепископ Черниговский Пахомий сослан в Реснянский монастырь. По слухам, Нижегородский Архиепископ Никодим умер в концентрационном лагере от сыпного тифа. Назарий , Епископ Енисейский, отстранен от должности. Независимо от активного гонения большевиками представителей Русской Православной Церкви, выразившегося в убийстве 28 епископов и арестах епископов, число коих не поддается учету, в особенности в настоящее время, когда большевики вызвали в Церкви смуту и стали поддерживать ничтожную группу церковных мятежников, арестовывая и отправляя в ссылку положительно всех епископов, оставшихся верными Св. Патриарху Всероссийскому Тихону (из этих 215 православных канонических епископов почти никто не участвовал на московском лже-соборе; в созванном большевиками лже-соборе принимали участие только 46 епископов, из коих только 2–3 епископа канонического поставления, но с восстанием против Св. Патриарха потерявшие свою каноничность, а остальные 43–44 епископа – лжеепископы, как поставленные церковными мятежниками – “живоцерковниками”, и, таким образом, более 200 епископов правомочных насилием большевиков устранены от участия в церковных делах), и самые законодательные акты советской власти носят характер явного насилия и гонения Православной Церкви.

http://azbyka.ru/fiction/vospominaniya-t...

После пережитых дней суда началось для отца долгое и однообразное время сидения в Таганской тюрьме. Хочется еще добавить, что очень многие, кто не был в зале суда, глубоко восприняли весь процесс, стойкость отца, и особенно его последнее слово, как нечто очень значительное для всех православных людей. Знаю, что горячо переживал эти дни отец Алексей Мечев . В последний день суда к нему пришел Сергей Павлович Мансуров 219 , они вместе молились за моего отца, и отец Алексей открыл Псалтирь – перед ним были слова 117 псалма: Не умру, но жив буду, и повем дела Господня, и отец Алексей утешил Сергея Павловича и окрылил надеждой на благополучный исход. В Таганской тюрьме отец пробыл два с половиной года. Срок его тюремного заключения «до окончательной победы мирового пролетариата над мировым империализмом» был заменен сначала 25 годами, затем 5 годами и наконец сокращен до половины срока, т. е. двух с половиной лет. В начале его сидения в Таганке тюрьму как-то посетили члены Коминтерна, их привели в одиночный коридор, где в камерах было по два человека. С моим отцом помещался Владимир Федорович Джунковский 220 , с которым они всегда раньше были в хороших отношениях, а сидение в тюрьме очень их сблизило. Заключенные сами приводили в порядок свои камеры, белили стены и затем устраивались по возможности «уютно», даже повесили фотографии. Члены Коминтерна, иностранные женщины, стали задавать вопросы заключенным, говорили по-французски. Моего отца спросили, какой у него приговор и срок, и тут произошел забавный диалог: на ответ отца о приговоре и сроке посетительница, член Коминтерна, с недоумением спросила заключенного: «et quand est се que cela sera, Monsieur?» (а когда это будет, месье? – Е. Ч.). В тюрьме все должны были работать, и отцу предложили быть воспитателем несовершеннолетних преступников – «беспризорных», которыми был переполнен верхний этаж тюрьмы. Он просил избавить его от этой обязанности, заявив, что воспитывать детей без веры в Бога он считает невозможным. Причина была признана достойной внимания, и вместо безпризорных отцу и Владимиру Федоровичу Джунковскому поручено было ухаживать за кроликами.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Mansuro...

У меня в кабинете в Вене есть замечательная икона Божией Матери. Она, может, не такая драгоценная, как здесь, но мне она очень дорога. Ее прислал мне из Грузии один монах. Я познакомился с ним, когда он был заключенным. Он тогда первый раз исповедовался, причастился. Звали его Владимир, как и меня. Сейчас его зовут Гавриил. Он вышел из тюрьмы и начал новую жизнь. Наша задача – не помочь как можно большему количеству людей в тюрьме. Наша задача – чтобы в тюрьме людей не было Я всегда говорю своим помощникам, что наша задача – не помочь как можно большему количеству людей в тюрьме. Наша задача – чтобы в тюрьме людей не было. Если их не будет, тогда я скажу, что выполнил то, что было мне предназначено. Это один из аспектов миссии Церкви в современном мире. – Каково отношение Православной Церкви к таким новоявленным западным «ценностям», как смена пола, однополые браки, аборты и т.д.? – Я вот что скажу. Большинство людей моего поколения считает, что свобода, пришедшая к нам в 1990-е вместе с голливудскими фильмами, снятием табу с запрещенных ранее тем, принесла очень много вреда. Наверное, какая-то доля правды в этом есть, потому что Запад очень часто идет в авангарде развития общества, а мы обычно опаздываем. Я более10 лет назад прочитал, что Конгресс США выделил достаточно большую сумму для пропаганды целомудренного образа жизни в семьях, и подумал, что в тот момент, когда страны бывшего Советского Союза захлебывались от радости, купаясь в потоке всей этой информации, которая раньше была запрещена, люди, которые раньше шли во главе этой информации, поняли ее вред и развернулись в обратном направлении. Умение разворачиваться в обратную сторону, а не только подхватывать веяния сего века, и понимать, что не все новое хорошо, очень важно. Мне кажется, что та проблема, о которой вы говорите, раздута и разогрета более, чем это необходимо. Процент людей, о которых вы говорите, в принципе, очень маленький. Когда рассказывают о бедствиях в какой-то стране, о преступности или о каких-то ужасно жестоких людях, я спрашиваю жителей этой страны, есть ли у них среди знакомых такие люди. И когда мне говорят, что нет, я понимаю, что это продукты СМИ, информационного давления. Мы иногда смотрим на мир через тот бинокль, который нам дает интернет, телевизор и средства массовой информации.

http://pravoslavie.ru/157777.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010