Старший священник Покровского храма в Бутырской тюрьме иерей Константин Кобелев рассказал, что он и другие батюшки в своем служении продолжают традицию, которую заложил протоиерей Глеб Каледа 16 лет назад. В то тяжелое время посторонним трудно было попасть в изолятор, особенно священнику. Сначала договорились с начальством тюрьмы, что здесь будут исполняться духовные песнопения. Потом батюшка попросил: «А можно я пройду с вашим хором как обыкновенный мирянин?» И его включили в список хора. Наверное, он много и дерзновенно молился, прежде чем решиться прийти в изолятор в своей одежде священника, не скрываясь среди певчих. Раньше такого смельчака замучили бы в подвалах Бутырки. А в 1992 году отец Глеб с Божией помощью начал в тюрьме открытое богослужение. Первую литургию в тюрьме он служил на Пасху на третьем этаже больничного корпуса, в который превратили храм (сейчас службы идут на первом этаже, где и находился прежде святой алтарь). В «молельной комнате» были просто натянуты одеяла и на них прикреплены бумажные иконки. Так после 70-летнего перерыва в Бутырской тюрьме стал возрождаться храм Покрова Пресвятой Богородицы. Начались регулярные богослужения. – К сожалению, отец Глеб был здесь настоятелем только два года, – вспоминает иерей Константин. – Говорят, что он слишком много на себя взял боли и переживаний за смертников. В то время обсуждался вопрос об отмене смертной казни, и отец Глеб много сделал для его решения. Кончина нашего дорогого батюшки была преждевременной, он как бы сгорел на этой службе. Но служение в Бутырке продолжалось. Оно качественно улучшилось, когда пять лет назад Святейший Патриарх назначил в каждый изолятор Москвы по десять священников. Все бутырские батюшки служат здесь с самого начала. Много помогают им работники тюрьмы, особенно ее новый начальник майор внутренней службы Дмитрий Викторович Комнов. – Мы благодарим Бога, что сейчас наше совместное служение начинается на новом уровне, – рассказал отец Константин. – Когда приходит в храм начальник изолятора и говорит: «Батюшка, вы знаете, многие заключенные просят их причастить, а мы не успеваем всех привести на службу», то уже знаменательно, что это так беспокоит начальника. Мы приняли решение чаще проводить обход камер, самим приходить туда, где нас ждут.

http://pravoslavie.ru/28224.html

Общаясь с заключенными, некоторые из которых были верующими людьми, Михаил не чувствовал себя одиноким. В тюрьме была отличная библиотека, которой будущий архиепископ активно пользовался. Из прочитанных в заключении книг особенно ему запомнились «Труженики моря» Виктора Гюго. В этой же тюрьме состоялся первый, он же и последний, допрос. Молодой следователь провел допрос совершенно корректно, без грубости, а Михаил «вдохновенно распространялся о деталях, которые считал безразличными для моего собеседника, и был скуп в ответах, которые, как опасался, могли бы кому-нибудь повредить», тем более что следствие тогда еще многого не знало. Заболев в конце февраля и попав в тюремный лазарет, Михаил увидел в окно гулявшую по тюремному двору Дагмару, узнав, таким образом, что и она находится в той же тюрьме. Именно этим моментом впоследствии владыка датировал свою влюбленность, приведшую в конечном итоге к браку. Дагмара, дочь природных немцев, живших в России уже несколько поколений, Александра Августовича и Елизаветы Эмильевны Шрайбер, родилась в 1911 в году Сестрорецке. Семья переселилась в Петроград еще до революции. В конце весны Михаил Мудьюгин был переведен другую следственную тюрьму, на Нижегородской улице, которая потом была переименована в честь академика Лебедева. Протоиерей Александр Ранне вспоминал свой разговор с владыкой, касавшийся его заключения: участие Михаила в деятельности молодежной общины «послужило поводом к его аресту, и он оказался в “Крестах“. Почему-то владыка был абсолютно уверен, что именно в это время там находилась и Анна Ахматова, хотя никаких свидетельств этому возможному факту до сих пор так и не найдено». Это правда: действительно неизвестно, чтобы Ахматову арестовывали, но тюрьма эта «Крестами» не называлась, хотя ее корпуса и были построены крестообразно, причем эта схема была применена в России впервые. Условия содержания здесь были заметно строже, чем в тюрьме на Шпалерной, но зато здесь оказалось возможным переписываться с заключенными из других камер.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

В 1837 году монастырь посетил цесаревич Александр Николаевич. Здесь же с 1869 года отбывал заключение лидер секты прыгунов Максим Рудомёткин, в 1857 году объявивший себя воплощением Святого Духа. В тюрьме Спасо-Евфимьева монастыря он составил 14 пророческих книг, вошедших в священное писание прыгунов «Книга солнца», и скончался в 1877 году. В «Суздальской крепости» в XIX веке содержались старообрядческие священнослужители. Некоторые, как Алимпий, умерли в одиночных камерах, не дождавшись освобождения; другие, как Аркадий (просидевший в одиночной камере 25 лет), Конон и Геннадий, были освобождены в 1881 году. В деле их освобождения значительную роль сыграл Л. Н. Толстой. С 1898 по 1904 годы в тюрьме содержался старообрядец Фёдор Ковалёв, похоронивший заживо 25 человек в связи с переписью населения 1897 г. С 1894 по 1902 год в тюрьме содержался архангельский благотворитель Василий Рахов. В 1900 году четыре месяца в монастырской тюрьме провёл Иван Чуриков, основатель движения чуриковцев. Мемориальная плита на стене тюремного корпуса В 1923—1939 годах монастырская тюрьма была превращена в политизолятор (с 1935 года — в тюрьму особого назначения). Здесь содержались, в частности, митрополит Петр Крутицкий, епископ Александр Боярский, экономисты Николай Кондратьев, Леонид Юровский, коммунистические и комсомольские деятели Владимир Невский, Мартемьян Рютин, Лазарь Шацкин, Иван Смирнов. 16 мая 1913 года в связи с празднованием 300-летия Дома Романовых монастырь посетил император Николай II с великими княжнами Ольгой, Татианой, Марией и Анастасией. Близ восточной стены собора находится могила князя Дмитрия Михайловича Пожарского — выдающегося русского полководца. В 1930-х годах склеп над могилой был разобран. На месте захоронения установлен каменный крест (в 2009 году мраморный склеп был восстановлен и 4 ноября открыт Президентом Медведевым). В 1940 году в монастыре содержались интернированные военнослужащие Чешского легиона польской армии во главе с Людвиком Свободой, которые были взяты под стражу после Польского похода РККА.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Евфимиев...

Тяжело было добровольному страдальцу это переселение в тюрьму, так как оно разлучило его с храмом Божиим. Не легка была жизнь в тюрьме и по другим причинам. Близость и общение с людьми отверженными тяжки должны быть для человека, стремящегося только к сердечной чистоте и святости. Весьма возможно, что самые дорогие и святые чувства мнимого бродяги подвергались грубому оскорблению и глумлению. Должно к этому прибавить еще и то, что наряду с прочими тюремными обитателями и Илию немого назначили на городские работы, возлагавшиеся на бродяг. Пребывание в тюрьме и работы в городе сильно подрывали здоровье юродивого и расшатали его так, что Илия немой сильно заболел и подумывал в иные минуты открыть про себя все начальству, чтобы только избавиться от невыносимых физических страданий. Но и в темнице Бог не оставил Своего раба без утешения и поддержки. В то время в тюрьме отбывали срок заключения три невинных женщины, ради Христа и спасения души принявшие добровольный подвиг темничного заключения. Они узнали невиновность Илии немого, видели его болезни и труды, от которых он изнемогал, и всячески убеждали терпеть до конца, утешая спасительностью страданий, которые есть крест Христов, носимый нами. Слова и доводы простых, но сильных верой жен поддерживали дух страдальца, и он победил временное малодушие, предал себя воле Божией и вооружился терпением. Ропот, уныние должны были оставить его в покое. Прошел полный год пребывания юродивого в тюрьме, и в здоровье и в положении его вообще произошла перемена к лучшему. Здоровье его улучшилось, и жизнь его стала сноснее. Илию немого выделили из числа бродяг и перечислили к рабочим смирительного дома, ходившим на работу в общественный приказ (присутственное место). Это уже было значительным улучшением положения Илии немого, так как его теперь стали признавать более за малоумного. Смотритель приказа обратил внимание на юродивого и задался целью добиться от него объяснения своего имени и звания. Чтобы запугать его и вынудить признание, смотритель объявил, что три раза в день будет бить его палками до тех пор, пока не откроет о себе, кто он и откуда.

http://azbyka.ru/fiction/rajskie-cvety-s...

В конце 1928 года Новоселов был арестован. 17 мая 1929 года Особым Совещанием при коллегии ОГПУ он был приговорен к 3-м годам лагеря по статье 58, п. 10 и отбывал срок в тюрьме города Ярославля. Уже в тюрьме 12 сентября 1931 года он получил новый срок – 8 лет, а 7 февраля 1937 года – еще 3 года за контрреволюционную деятельность. От одного из заключенных, Ахмета Ихсана, чудом вырвавшегося на волю, имеются сведения о пребывании Новоселова в тюрьме. Этот заключенный был турком, обращенным Михаилом Александровичем в православие и ставшим его духовным чадом. Среди своих соузников Новоселов пользовался большим уважением как человек твердый в вере, его почтительно называли аввой и богословом, – против последнего именования Новоселов неизменно возражал. В тюрьме Михаил Александрович продолжал отмечать все православные праздники, память святых. Множество людей тянулись к нему, жаждали его духовного руководства, хотя он и не был священником, просили его молитв. 26 июня 1937 года Новоселова перевели из Ярославской тюрьмы в Вологодскую, где возбудили против него новое уголовное дело за «систематическое распространение среди сокамерников клеветнических сведений по адресу руководителей ВКП(б) и Советского Правительства с целью вызвать недовольство и организованные действия против установленных тюремных правил и [продолжение?] борьбы в условиях тюрьмы». Как и ранее, Михаил Александрович держался спокойно и твердо, предъявленного ему обвинения не признал и 17 января 1938 года был приговорен Особым совещанием к расстрелу. ИСТОЧНИКИ: ОР РГБ. Ф. 265, 195/25–26. ВЧК. Архивно-следственное Дело 30819 (Р-25733). ЦА ФСБ. Арх. Н7377, т. 2, т. 8. Таврический церковно-общественный вестник. 1909, 8. Новоселов М. А. Письма к друзьям. Предисловие, комментарий и научная подготовка текста Е. С. Полищука. ПСТБИ, М. 1994. Читать далее Источник: Жития новомучеников и исповедников российских XX века Московской епархии/[Игумен Дамаскин (Орловский) и др.]; Под общ. ред. Митрополита Крутицкого Коломенского Ювеналия. - Тверь : Булат, 2002-2006, в 8-и томах./Январь-май. - 2002. – 285 с.; Июнь-август. - 2003. – 285 с.; Сентябрь-Октябрь. - 2003. – 235 с.; Ноябрь. - 2004. - 334 с.; Декабрь. – 2004. – 174 с.; 1: Доп. том. - 2005. - 287 с.; 2: Доп. том. - 2005. - 268 с.; 3: Доп. том. - 2005. - 284 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В девять часов отправившись из Сакура, к полудню прибыли в Циба. 5 ри от Сакура. В Циба тоже проповедовали несколько наших катехизаторов по временам, и по метрике здесь значится 15 крещеных, из которых двое умерли, один в тюрьме за растрату казенных денег, один был в тюрьме за подлог – теперь неизвестно где, прочие тоже все в разброде; двое всего, кажется, ныне в Циба, но и тех нельзя отыскать, только один из крещенных в Циба налицо – это сам нынешний катехизатор здешних мест, вышереченный Иоанн Катаока. Живут в Циба христиане, пришедшие из других мест, три семейства: 1) Давид Онума, бывший катехизатор, ныне письмоводитель при губернаторе, с женой и четырьмя детьми; 2) христианин из Такасаки, обучающий здесь шелководству, с женой и ребенком и 3) христианин из Токио, служащий в тюрьме, с женой; служит еще врачом в тюрьме племянник Онума, учившийся некоторое время в Семинарии. Остановившись в гостинице, по прибытии в Циба, мы послали известие Давиду Онума, и он тотчас прибыл, видимо обрадованный свиданием. Поговорили мы, в тоже время пообедали и отправились с о. Фадеем дальше, ибо не было причины останавливаться дольше, за несуществованием местной Церкви. В сумерки прибыли в Тоогане. остановились в гостинице и послали за катехизатором Иоанном Катаока. Он пришел с женой и грудным ребенком, который у него третий из детей. Рассказ о Церкви не занял много времени; всего здесь два христианина: слепец, крещенный в Токио, и перешедший из католичества в Кабусато. Потом, есть слушатели здесь, в Тоогане, и в окрестных деревнях, по словам Катаока, человек 13 (а по недавнему письму его о. Фаддею 26). Проповедывал здесь прежде Петр Дзикен, недавно в Токио ушедший без спроса с катехизаторства и из города, по огорчению от истории с Павлом Ниццума; Катаока говорит, что он оставил здесь по себе недобрую память, что будто к нему ныне сбежала дочь хозяина, у которого он квартировал. Впрочем, Катаока не совсем можно доверять. Он же сейчас плел, будто гостиница Кадзусая в Сакура – дом нехорошей репутации, что-то вроде публичного, между тем как мы сами с о.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Протоиерей Михаил Едлинский, Борисоглебской церкви г. Киева, умер в тюрьме 7 марта 1938 г. Протоиерей Александр Глаголев , проф. Киевской Дух. Акад., церкви Николы Доброго г. Киева, умер в тюрьме 12 ноября 1937 г. Скончался на допросе. Погребен в общей могиле, как и о. Едлинский. Протоиерей Виталий Богдан, Скорбященской церкви г. Киева, расстрелян 9 апреля 1931 г. Протоиерей Александр Должинский, ключарь Софийского Собора, расстрелян 9 апреля 1931 г. О. Хрисанф расстрелян в 1931 г. Отец Михаил Иваницкий умер в тюрьме. Священник Михаил Олабовский и Священник Димитрий Иванов умерли в ссылке в 1920 г. Священник Алексей Калежинский расстрелян (может быть вместе с прот. В. Богдан). В 1935–36 гг. были арестованы и замучены киевские о.о. протоиереи – Борись Саврасов, Никодим, Трифилий, Димитрий из Пущеводицы. Протоиерей Владимир Садовничный, б. инспектор семинарии, умер в ссылке, в 1937–38 г. Архидиакон о. Климент, Киевского Братского монастыря, при таинственной обстановке был вывезен за город и утоплен в Днепре. Иеромонах о. Милий, Киево-Преображенской пустыни, кроткий человек, был вытащен из келии и в лесу зверски убит: у него были вырваны челюсти. Священник о. Николай, Воскресенского Братства, расстрелян в Киеве в 1924 г. Иеромонахи о. Иерофей, Китаевской пустыни, и о. Смарагд, Св. Троицкого монастыря, были убиты в 1931 г. по обвинению в отрицательном отношении к колхозной системе. Архидиакон Онуфрий, Михайловского Златоверхого монастыря, расстрелян в 1931 г. Иеромонах Григорий, того же монастыря, убит на приходе. Иеромонах Прохор, регент того же монастыря, расстрелян пред самым приходом немцев, которые передали его труп оставшимся скрывавшимся монахам. При отступлении из Киева, в сентябре 1941 г., большевики учинили в Лукьяновской тюрьме над заключенными жуткую расправу. Некоторых расстреляли, повесив живыми за ребра. В таком положении был найден иеромонах о. Прохор, регент Св. Михайловского монастыря, и о. Трофим , сельский батюшка, проживавший в Киеве на иждивении у своей семьи. Последние годы они жили незаметными скромными обывателями.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Это подтвердил о.Алексий Острик, курирующий тюремное служение в Воронежской епархии. В епархии четыре освобожденных священника, которые постоянно работают  в тюрьме. Зарплату им платил благотворительный фонд «Благо», возможности которого из-за кризиса истощились, поэтому, по словам о.Алексия, они полгода трудятся без содержания. Это служение психологически трудно: как сказал один из несущих его, «весь мир состоит из зэков и милиционеров». Однако важно целиком посвятить себя узникам, т.к. тюремный священник должен использовать особый, внятный для заключенных, язык общения и проповеди, изнутри знать специфику их взаимоотношений, тюремные порядки и т.д. Будучи настоятелем тюремного храма Семилукской колонии, о.Алексий засвидетельствовал, что «у нас священник может прийти в любое время, в любое место в колонии». «Все держится на личной инициативе священника и на хороших отношениях с руководством колонии», -- подтвердил  председатель Отдела по взаимодействию с правоохранительными органами и учреждениями Рязанской епархии протоиерей Сергий Сальцов и также посетовал на то, что нет законодательной базы для полноценной работы священника в тюрьме. О.Сергий перевел дискуссию в другую плоскость, предложив обсудить проблему специальной подготовки к тюремному служению. Так, в Рязанской духовной семинарии уже второй год читается специальный курс по тюремному служению. Кроме того, в епархии разработан курс заочного обучения заключенных основам православия, которая используется в 15 регионах, рассказал о.Сергий. Он представил также новую методику подобного курса, рассчитанную на  подростков в колониях. Эту программу утвердили как  глава епархии, так и ректор Рязанского государственного университета. Председатель епархиального отдела по взаимодействию с ГУФСИН Красноярской епархии священник Александр Косов также уверен, что необходимо наладить обучение будущих священников тюремному служению, а также снабжать специальными навыками и программами тех, кто уже работает в местах лишения свободы. По словам о.Александра, представление о том, что для служения в тюрьме нужен некий «особый дар» -- не более, чем миф. «Тюремное служение – это общецерковная работа, и этому необходимо обучать», -- утверждает он. В Красноярской епархии отработан свой вариант пребывания священника в тюрьме: «освобожденного» клирика оформляют на ставку социального работника, заключая с ним соглашение, в котором прописаны все «трудовые функции» тюремного священника. О.Александр поднял вопрос о том, как «измерять» эффективность тюремного служения.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

обращена в приход. Церковь св. Николая в 1810 г. сгорела, но в 1820 г. построена вновь. “Ист. Росс. Иер.», IV, 774; “Новгор. сборн.», IV, Отд. 6, 42; “Памят. кн. Новгор. губ. на 1858 г.», прилож., 7. 956. Николаевская – Мамонтова, мужская пустынь, ныне село Мамонтово, Тамбовской губ., Моршанского у., в 27 вер. к югу от Моршанска, на левом берегу р. Цны. Основана около 1629 г. строит. Мамонтом; в 1652 г. приписана к Саввино-Сторо- жевскому мон.; в 1681 г. по соборному положению об учреждении новых епархий отдана на содержание архиеп. Тамбовского; в 1764 г. упразднена. В оставшейся приходской церкви находится чудотвор. икона св. Николая. “Ист. Росс. Иер.», V, 47; Смирнов, “Ист. опис. Саввино-Сторожев. мон.», 114; Хитров, “Ист. стат. опис. Тамбов. епар.», 323; “Акты истор.», V, 75; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 899, 6; “Акты Археогр. Эксп.», IV, 235 (Проезж. гр. 1679 г. Саввину м-рю); “Дополн. к Акт. истор.», X, 81 (Роспись приписн. м-рей 1683 г.); “Собр. госуд. грам. и договор.», IV, 128 (Постановл. 1681 г. о содержании архиереев). 957. Николаевская – Можайская – Борщовская, мужская пустынь, ныне село Борщово, Московской губ., Клинского у., в 18 вер. к сев.-зап. от Клина. О ней известно только, что она до 1745 г. состояла в ведени Св. Синода, имела 2 каменные церкви и в 1764 г. упразднена. “Ист. Росс. Иер.», III, 438; Ратшин, 285; Бакмейстер, “Топограф. известия», 1771 г., 35; “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 150 (в 1744 г. имела 8 душ. крест.). 958. Николаевская – Новая – Боровинская – Маврина, мужская пустынь, ныне приходская церковь , приписанная к гор. Тихвину, Новгородской губ., Тихвинского у., в 3 вер. от Тихвина и находилась недалеко от Николаевского-Беседного м-ря, который для отличия назывался Николаевскою Старою пустынью. Полагают, что основана в 1547 г. цар. Иоанном Грозным, в приезд его на Тихвин, но во всяком случае первое известие встречается под 1562 г: «от Тихвины от Пречистой за 4 версты горел храм чудотв. Никола, церковь и с иконами и с книгами и со всем запасом, да и кельи игуменские сгорели, новый монастырь, при игумене Иове Мухи“. Что это известие относится не к Никол. Беседному м-рю, подтверждается записью 1577–89 г. о ружных церквах и м-рях: «Николы чудотв. в Новую пустынь, от Тихвины 3 версты, игум. Ионе» и тут же рядом прибавлено: «В м-рь Николы чудотв. на Тихвину в старую пустынь, от Тихвины 3 вер., игум. Феодотию“. По духовному завещанию 1626 г., царицы Дарьи Алексеевны отказано в «Никольский м-рь, что на Тихвине, в старую пустынь, 5 руб.“. Все эти известия дают право предполагать, что обе пустыни существовали самостоятельно друг от друга. Впоследствии пустынь приписана к Тихвинскому Большому м-рю и в 1764 г. обращена в приход. “Полн. собр. лет.», III, 161; “Ист. Росс. Иер.», III, 429; Ратшин, 80; “Ист. стат. опис. Тихвин. Больш. м-ря», 131; Строев, “Спис. иер. и наст.», 118, 75; “Памят. кн. Новгор. губ. на 1858 г.», прилож., 33; “Временник Общ. ист. и древ.», 1850 г., VI, 67, 68; 1856 г., XXIV, 35.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

25. Берлюковская – Николаевская , мужская пустынь, заштатная, Московской губ., Богородского у., в 18 вер. к сев.-зап. от Богородска, близ дер. Авдотьиной, на левом возвышенном берегу р. Вори. Начало ей положил в первой четверти XVII ст. схимонах Варлаам, поселившийся в глухом тогда лесу, где было кладбище, и построивший церковь св. Николая, в которую и поставил икону св. Николая, прославившуюся потом чудотворениями. В начале XVIII ст. пустынь приписана к Чудову монастырю и пришла в запустение, так что была упразднена в 1770 г., но в 1779 г. стараниями митроп. Платона и благодатью чудотвор. иконы Лобзания Христа Спасителя Иудою возобновлена. М-рь содержит школу на 30 детей об. п. Нил, “Истор. очер. Николаев. Берлюков. пуст., изд. И. Общ. ист. и древн.”, М., 1875 г.; “Ист. Росс. Иер.”, III, 346; Ратшин, 246; Проценко, “М-ри в России”, 11; “Опис. монаст.”, 1817 г., 10; “Ист. и топограф. опис. городов Москов. губ.”, 113; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1858 г., 11 (надел. лесом); 1884 г., 236 (школа); “Москов. губ. в.”, 1852 г., 38 (Опис. Богород. у.); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 258, 82; “Чтения в И. Общ. ист.”, 1874 г., I, смесь, 179 (строитель старец Иосия 1730 г.); 1875 г., II, смесь, 1–54 (Нила, “Опис. Берл. пуст.”); 1877 г., I, отд. 2, 250, 324 (воспомин. архим. Пимена). 26. Бизюков – Григориевский – Пропасной или Георгиевская пустынь , мужской, 2 класса, Херсонской губ. и уезда, в 100 вер. от Херсона, и в 20 вер. от гор. Берислава, при р. Днепре. Он основан настоятелем Молчанской Софрониевской пустыни Феодосием, который построил здесь в Пропасной балке в 1783 г. церковь во имя священномуч. Григория и в знак благодарности за многие пожертвования к кн. Гр. Алекс. Потемкину-Таврическому, которому много вспомоществовал во время войны с Турциею (1769 г.), где Феодосий был в Тисманском мон. (в Валахии). Монастырь назывался в первое время Ново-Григорьевскою-Бериславскою пустынью и был приписан с 1792 г. к Молчанской Софрониевой пустыни; с упразднением в 1803 г. Бизюкова Крестовоздвиженского мон., он сделан штатным 2-го класса с настоящим наименованием. “Ист. Росс. Иер.”, III, 351; Ратшин, 534; Архим. Макарий, “Опис. Молчан. Софрониевой пуст.”, 19; “Опис. монаст.”, 1817 г., 10; Шмидт, “Херсон. губ.”, II, 599; “Памят. кн. Курск. губ. на 1860 г.”, 87; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 599, 6 (после Юхнова м-ря); Григорович, “Обзор учрежд. правосл. м-рей 1764 – 1869 г.”, 1–5.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010