Немаловажный вопрос – возраст священника. Как-то в тюрьме исповедовали два священника: одному 26 лет, а другому шел восьмой десяток. Женщины все заявили, что пойдут только к последнему, к нему же стремилось и большинство мужчин. В тюрьмах, где люди еще не привыкли к исповеди, к общению с иереем, нужны священники, умудренные жизненным опытом, которым и нецерковному человеку было бы естественно сказать: «Отец! Святой отец!» Итак, наши современные тюрьмы и исправительно-трудовые колонии – это огромные приходы, нуждающиеся в Слове Божием и духовном окормлении, может быть, больше, чем обычные приходы в миру. Во многих тюрьмах и лагерях появились храмы, создаваемые в значительной мере трудом и на средства заключенных и по их инициативе или поддержке. Арестанты крестятся, исповедуются, для них совершаются Литургии. В ИТК 33 под Саратовом построен храм блаженной Ксении Петербургской. В Краснопресненской пересыльной тюрьме в храм превращена одна из камер. Регулярно совершаются богослужения в тюрьме города Сергиева Посада, начато восстановление храма XVIII века в Бутырской тюрьме и т. д. К тюрьмам привлечено внимание журналистского корпуса, но там нужен не бег по коридорам с телевизионной камерой не эпизодическая раздача посылок, а огромная систематическая работа с людьми. Раздел III Учитывая огромные размеры наших тюрем и зон общего, усиленного, строгого и особого режима и ограниченное количество кадров духовенства, ясно, что Русской Православной Церкви охватить все места заключения в должном объеме при имеющемся количестве священников невозможно. На Москву, город с населением более 9 млн. человек, со множеством приходских, больничных храмов и подворий – около 500 священников. Единственный выход – апостолат мирян. Проблема апостолата мирян рассматривалась на специальных католических конференциях и симпозиумах. Их опыт следует проанализировать с православных позиций и применительно к нашим условиям. Вся работа разнообразных катехизаторов – это и есть, по существу, апостолат мирян. Подготовкой катехизаторов, мужчин и женщин, занимались при Отделе религиозного образования и катехизации Московского Патриархата с начала 1991 года. Православные курсы катехизаторов, на базе которых осенью 1992 года создан Православный Свято-Тихоновский Богословский институт. Катехизаторов готовят краткосрочные курсы в некоторых епархиях, что позволяет иметь кадры преподавателей для воскресных школ.

http://azbyka.ru/otechnik/Gleb_Kaleda/os...

В 1895 г. – удостоен степени магистра богословия за диссертацию на тему «Православное учение о спасении». С 1897 г. – помощник начальника Японской духовной миссии. С 29.07.1899 – ректор Санкт-Петербургской духовной семинарии. С 06.10.1899 – инспектор СПбДА. С 25.01.1901–ректор СПбДА. 25.02.1901 хиротонисан во епископа Ямбургского, викария Санкт-Петербургской епархии. В 1901–1903 гг., по благословению митрополита Антония (Вадковского) , исполнял обязанности председателя Религиозно-философских собраний. С 06.10.1905 – архиепископ Финляндский и Выборгский. В 1906 г. избран почетным членом СПбДА. 06.05.1911 – член Св. Синода. 03.1912 – председатель Предсоборного Совещания при Св. Синоде. 04.04.1913–14.01.1915 председатель Миссионерского совета при Св. Синоде. 10(23).08.1917 избран архиепископом Владимирским и Шуйским. Член Предсоборного Совета. Член Священного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 гг., председатель Отдела о церковном суде; избран членом Священного Синода при св. Патриархе Тихоне. 28.11.(11.12). 1917 возведен в сан митрополита. Декабрь 1919–1920 г. находился в Москве. В январе 1921 г. арестован в Москве по обвинению в «нарушении декрета об отделении церкви от государства». 1921 (январь-весна) – в заключении в тюрьме ВЧК в Москве, затем в Бутырской тюрьме в Москве. В июне 1921 г. выслан в г. Нижний Новгород. 18.04.1922 арестован в Москве. Привлекался по делу о хищениях в Суздальской ризнице. Осужден Владимирским губсудом. Приговорен к лишению свободы на 1 год. Амнистирован. 16.06.1922 перешел в обновленческий раскол; вместе с архиепископом Костромским и Галичским Серафимом (Мещеряковым) и архиепископом Нижегородским Евдокимом (Мещерским) выпустил декларацию о признании каноничности самочинного обновленческого Высшего Церковного Управления (ВЦУ). 28.08.1923 по покаянии был принят в лоно Русской Православной Церкви. В 1923 г. – в заключении в тюрьме г. Владимира. Осужден. Приговорен к заключению в тюрьме на 3 года. Амнистирован через 1 год. С 18.03.1924 митрополит Нижегородский.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

На это долгом поставляю ответствовать Вашему Превосходительству следующее: 1) Говорил ли кто из священников двух центральных каторжных Тюрем Харьковской губернии Новоборисоглебской и Ново-Белгородской в прошедшем 1878 г. проповедь, в которой бы сообщался приведенный выше факт о смертности заключенных в той или другой тюрьме, мне неизвестно. 2) Между тем, мне известна статья (а не проповедь) священника Соборной о. Изюма церкви Александра Анисимова, под заглавием: «Наказанный и помилованный грешник», в которой, между прочим, действительно встречаются слова: «в этой (т. е. Ново-Борисоглебской) тюрьме за четыре только месяца умерло от цинги 200 душ». Но – 3) Принимая в рассуждение, что статья эта первоначально напечатана была (без моего ведома) в 51 Одесского Воскресного листка за 1877 г. и затем, по просьбе автора, перепечатана в 17 Харьковских Епархиальных Ведомостей 1878 г., и что священник Анисимов состоял настоятелем при церкви Ново-Борисоглебской Центральной Тюрьмы с 24 июля 1869 г. по 28-е Октября 1870 г., как видно из клировой ведомости о соборном изюмском причте, нельзя не видеть, что означенный факт никак не может относиться к минувшему 1878 году; но он относится, очевидно, к 1870 году, когда в помянутой Ново-Борисоглебской тюрьме, как усматривается из представленной мне справки из Архива Харьковской Д. Консистории, умерло, не считая иноверцев, 190 душ христиан, в том числе 122 – от цинготной болезни. Что же касается до 1878 г., то, по той же справке, в этом году умерло в той же Ново-Борисоглебской Тюрьме только 54 души, в том числе 40 душ от цинготной болезни. Препровождая при сем означенные Одесского Воскресного листка и Харьковских Епархиальных Ведомостей, с истинным почтением и совершенною преданностию имею честь быть»... 10-го же февраля получено было мною письмо от П. Н. Батюшкова, который писал мне от 6-го числа: «Надеюсь, что Ваше Преосвященство изволили своевременно получить пожертвованные дочерью Ивана Ив. Четверикова, вдовою Ек. Ив. Стахеевой, потир и крест, предназначенные ею для бедствующих церквей Болгарии и, что, как этот дар, так и вещи, собранные Вами по Епархии, отправлены к месту назначения.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Таков указь 18 Марта 1868 года. Им объем применения монастырского заключепия, как церковно-карательного института, ограничивался только немногими случаями, указанными в приведенных статьях Уложения. Монастырское заключение, которое в Уложении нередко назначалось альтернативно с тюрьмой, является здесь институгом полууголовным, аналогичным последнему, т. е. тюрьме. Так смотрит на это отношение монастырского заключения к тюрьме и наш Сенат. Кассационный Департамент Сената в своем решении 1884 года за 41, по делу Шмелева, прямо выразил, что назначаемое 3 ч. 1594 ст. Улож. заключение в монастырь от 4 до 8 месяцев соответствует заключению в тюрьме, без лишения и ограничения прав по 2 степ. 38 ст. Улож. о наказ. И это сближение монастырского заключения, как карательного института, с тюрьмой проводится в Уложении. Так, по 1 ч. 1585 ст., виновное в прелюбодеянии (состоящее в браке) лицо подвергается заключению в монастырь, или же в тюрьме на время от четырех до восьми месяцев, и сверх того, если оно принадлежит к одному из христианских вероисповеданий, предается церковному покаянию, по рассмотрению своего духовного начальства. При текстуальном толковании этого постановления, в котором первая половина носит альтернативный, а вторая безусловный характер, выходит, что за прелюбодеяние можно назначить одновременно монастырское заключение, какь наказание главное, и церковное покаяние, как наказание дополнительное! Другой случай подобного рода представляет 1594 ст., по которой виновные в кровосмешении в 4 степени родства или 2 степени свойства и подвергаются монастырскому заключению от 4 до 8 месяцев и во всяком случае, сверх того, предаются церковному покаянию по распоряжению духовного начальства. Заключение в монастырь, кроме значения наказания основного, может быть и наказанием заменяющим. «Это наказание, говорит H. С. Тагапцев, – заменяющее по ст. 137 и 138 Улож. для малолетняго многие виды исправительных наказаний и ссылку на поселение, было введено в Уложение в 1845 году Коммиссиею Государственного Совета в том соображении, что такое наказание и по способам надзора и по религиозным наставлениям, прямо и благонадежно ведет к исправлению. Закон уголовный указывает только сроки содержания малолетних в монастырь, но самый порядок содержания остается совершенно неопределенным, и теперь, с постепенным развитием исправительных приютов, это наказание будет все более и более ограничиваться в своем применении» 1362 . Предсказание г. Таганцева исполнилось в Новом Уголовном Уложении 1903 г. До того же времени помещение малолетних в монастыре практиковалось по прежнему.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sud-i-...

Просто повезли их на расстрел, но, по обычной для тех лет неразберихе, не явилась на безымянном полустанке — может быть, запив — расстрельная команда, и, делать нечего, повезли приговоренных дальше, аж до самой Москвы, где и сдали всех под расписку в тюрьму. Одним словом, путаница. И один только батюшка ведал, чьим таким заступничеством и в какой такой канцелярии спутаны были бесовские планы карателей. В неволе вполне открылся духовный талант отца Георгия: не сыскать было лучшего утешителя безутешных узников, в их числе и ожидающих своего скорого последнего часа. Непостижимо преодолевая тюремные запреты, подозрительность комиссаров, тюремщиков и самих заключенных, умудрялся и здесь батюшка уврачевывать язвы ран и скорби душевные. С ваткой, бинтиком и мазью, с крестом, Евангелием и ласковым словом бродил, неизвестно откуда находивший силы, отец Георгий по тюрьме: от камеры к камере, от болящего к поверженному духом, от атеиста к подвижнику веры. И отмыкались пред горячей его молитвой двери самых неприступных, самых мрачных камер и душ. Батюшка лечил, успокаивал, утешал, исповедовал, соборовал, отпевал. Служили в тюрьме и литургию. Что ж было не служить, когда полна была Таганская тюрьма не только приходскими священниками, но даже архиереями. В заточении пребывал здесь в то время и митрополит Кирилл (Смирнов), тот, на кого в своем завещании так надеялся Патриарх Тихон. Он-то, митрополит Кирилл, первый прозрел в отце Георгии благодатный дар и благословил его на усердие старческого послушания. Содержался в тюрьме и настоятель Данилова монастыря епископ Феодор. Сойдясь в тюрьме коротко с батюшкой, он не оставил его в беде, но получив свободу, впрочем вовсе недолгую, походатайствовал за батюшку и добился в 1922 году его досрочного освобождения. Петельки — крючочки… Он-то, уже архиепископ Феодор, и поселил отца Георгия в братском корпусе Данилова монастыря. Да, в том самом, где позже наша семья будет жить у тети Наташи. Когда же станут заселять кельи рабочими, архиепископ Феодор благословит батюшку поселиться в келейке собора Святых Отцов.

http://pravmir.ru/kaleda-moli-boga-o-nas...

«М[итрополит] Петр, – продолжал Косткевич, – решительно не согласился на это и тогда же, через ксендза, сидевшего с ним в одной камере, просил передать всем, что “никогда и ни при каких обстоятельствах не оставит своего служения и будет до самой смерти верен Православной Церкви " ». В результате, согласно тому же церковному летописцу, «в конце XII (1926 г. – свящ. А. М.) м[итрополита] Петра этапом через Вятскую, Пермскую, Екатеринбургскую и Тюменскую тюрьмы направили в ссылку в Тобольск» 1086 . Местоблюститель покинул Внутреннюю тюрьму ОГПУ («Лубянскую», как ее называли в народе) почти одновременно с тем, как в нее попал митрополит Сергий. В Вятской же тюрьме он едва не пересекся с митрополитом Кириллом, куда тот был доставлен в конце декабря 1926 г. из Котельнича. Новый 1927 год митрополит Петр встретил в Пермской тюрьме. Оттуда он смог в первый со времени ареста (и как оказалось, последний) раз обратиться с посланием к Церкви. «Мое высокоответственное положение в Церкви Божией и то доверие, каким я облечен со стороны собратий – Архипастырей и пастырей и всех верных чад Св. Церкви обязывают меня дать разъяснение некоторых явлений церковной жизни, связанных с моим именем», – начинал свое послание митрополит Петр. Далее следовало разъяснение действий Местоблюстителя в феврале-июне 1926 г., когда он, «лишенный возможности непосредственно наблюдать церковную жизнь, [...] питался всевозможными вестями, исключительно горькими и тяжкими» 1087 (отдельные фрагменты этого послания уже приводились выше, М. Е. Губонин в своем очерке его поместил полностью). Через три недели, 21 января 1927 г., митрополит Петр находился уже в тюрьме Свердловска (в этой главной тюрьме Урала ему затем пришлось провести не один год). В нескольких сотнях метров от здания тюрьмы находился кафедральный собор председателя ВВЦС, запрещенного в служении архиепископа Григория (Яцковского). Хотя арест митрополита Сергия в декабре 1926 г. несколько поднял настроение сторонников ВВЦС, в целом дела григориан шли неважно.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Раздайте каждому ребенку по одной чаше. Каждый ребенок украсит свою. Ее можно украсить, нарисовав мелками цветочки на одной из полос вокруг чаши. Или дети могут нарисовать треугольники по всей поверхности. Пусть дети используют свое воображение при выполнении этой работы. ОКОНЧАНИЕ: Повесьте на доску имена  Мария  и  Марфа . Напомните детям делать хорошее на этой неделе. Спойте песню. Закончите молитвой. Урок 39. Павел в тюрьме ПРИВЕТСТВИЕ: Когда придут дети, поприветствуйте их. Напомните тематическое слово. Спросите, помнит ли кто-нибудь «золотой стих». Похвалите тех, кто запомнил стих. На следующем уроке Вы наградите детей за то, что они выучили «золотой стих». «ЗОЛОТОЙ СТИХ»: Откройте Библию на «золотом стихе» (3 Послание Иоанна, стих 11). Прочитайте стих из Библии. Пусть дети тоже «прочитают» стих из Библии. Обратите внимание детей на то, что это слова Бога. ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ: На бумаге для рисования нарисуйте людей, которые поют. Другие люди узнают о том, что мы любим Иисуса, когда мы поем о Нем. Когда мы поем о том, что мы должны делать добро, это помогает нам помнить об этом.  (Можно спеть какую-нибудь песню.) АКТИВНАЯ ИГРА: Пусть дети построят тюрьму, в которую посадили Павла за то, что он рассказывал другим об Иисусе. Используйте большие кубики, перевернутые на бок столы или стулья. Дети могут представить, что они в тюрьме. Скажите детям: «Когда Павел был в тюрьме, он пел песни хвалы Иисусу. Многие из нас просто жаловались бы. Но Павел был хорошим миссионером. Он говорил людям об Иисусе, где бы он ни находился.» КНИГИ И КАРТИНКИ: Найдите книги и картинки Павла. Откройте Детскую Библию на истории о Павле и Силе в тюрьме. Найдите хотя бы одну картинку Павла как миссионера. Скажите детям: «Павел был хорошим миссионером. Он оставил свой дом и отправился в другие города и страны, чтобы рассказывать людям об Иисусе. Павел посетил многие страны и города как миссионер.» ЖИЗНЬ СЕМЬИ: Когда дети будут играть, скажите им делать хорошее друг для друга. Во время игры можно спеть какую-нибудь песню.

http://azbyka.ru/deti/uroki-dlya-zanyati...

Открытие и быстрый рост монастыря возможны во времена свободы Церкви от иконоборческих движений, в эпохи свободного распространения монашеских идей. А такое время наступило в Церкви только после смерти императора Феофила ( 842). Таким образом, мы не можем признать указания Большого жития о выступлении преп. Иосифа на общественную деятельность при императоре Льве Армянине правильным и всецело стоим на почве Малого жития Феофановской редакции, как жития более древнего и как написанного непосредственным учеником преподобного Иосифа Песнописца. Правда, некоторые ученые находят выход: они начальную дату о выступлении на общественную деятельность преподобного Иосифа берут из Большого жития, а возвращение из Критской тюрьмы определяют по Малому: иначе сказать, преподобный Иосиф с Григорием Декаполитом выступили со своею деятельностью при Льве Армянине, а возвратился св. Иосиф с Крита после смерти императора Феофила ( 842), пробывши в тюрьме, таким образом, 27 лет. 66 Нас смущает такое уже слишком продолжительное пребывание преподобного Песнописца в Критской тюрьме, тем более, что в житиях и синаксарных сказаниях нет на эту продолжительность ни малейшего намека. После смерти Льва Армянина, как известно, наступили довольно благоприятные для иконопочитателей времена, по крайней мере не было преследования их, а все заключенные по тюрьмам и находящиеся в ссылке за иконопочитание получили свободу. Это время сравнительного церковного спокойствия падает на царствование Михаила Травла (с 820 г.) и на начало царствования Феофила (с 829 до 832 г.). А с 832 года до 842 опять возобновляется гонение на иконы и иконопочитателей. Следовательно, весь 27-летний период пребывания преподобного Иосифа в тюрьме слагается из 5–6 лет иконоборчества при Льве Армянине; 12 лет спокойствия при Михаиле Травле и Феофиле и 10 лет опять иконоборчества при Феофиле. Между тем, судя по житиям, все время пребывания св. Иосифа в Критской тюрьме было беспрерывным гонением на иконы, без всякого намека на какой-либо перерыв, и преподобный Иосиф извещается небесным вестником о прекращении именно этого тяжелого времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Прежде чем отойти ко сну, отец Кихот решил немного почитать, потому что все никак не мог отделаться от воспоминаний о своем сне. Он по обыкновению раскрыл наугад святого Франциска Сальского. Еще до рождения Иисуса Христа люди прибегали к sortes Virgilianae [определение судьбы по Вергилию (лат.)] как к своеобразному гороскопу, отец же Кихот больше доверял святому Франциску, чем Вергилию, этому несколько вторичному поэту. То, что он обнаружил в «Любви к Господу», несколько удивило его, но в то же время и приободрило. «Размышления и решения полезно прерывать беседами, обращаясь то к господу нашему, то к ангелам, то к святым, то к себе самому, к своей душе, а то к грешникам и даже к неодушевленным созданиям…» Отец Кихот, подумав о «Росинанте», сказал: – Прости меня. Слишком я тебя загнал, – и погрузился в глубокий, без сновидений, сон.   ГЛАВА VI О том, как монсеньор Кихот и Санчо посетили еще одно святое место – Я рад, – сказал мэр, когда они выехали на дорогу, ведущую к Саламанке, – что вы наконец согласились надеть свой слюнявчик – как вы его называете? – Pechera. – Я боялся, как бы нам не оказаться в тюрьме, проведи эти жандармы проверку в Авиле. – Почему? За что? – Причина не имеет значения, важен сам факт. Во время гражданской войны мне пришлось познакомиться с тюрьмами. Так вот в тюрьме, знаете ли, всегда живешь в напряжении. Друзья отправлялись туда – и больше уже не возвращались. – Но теперь-то… теперь же нет войны. Стало куда лучше. – Да. Пожалуй. Правда, в Испании почему-то лучшие люди всегда хоть немного сидели в тюрьме. Возможно, мы никогда бы и не услышали о вашем великом предке, если бы Сервантес не оказался там, причем не однажды. Тюрьма дает человеку больше возможности думать, чем даже монастырь, где беднягам приходится вставать в самые непотребные часы на молитву. А в тюрьме меня никогда не будили раньше шести и вечером свет выключали обычно в девять. Конечно, допросы – штука довольно мучительная, но их вели в разумное время. Случая не было, чтобы в часы сиесты. Важно помнить, монсеньор, что, в противоположность настоятелю, следователь хочет спать в привычные часы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=686...

Скачать epub pdf Священники и катехизаторы в местах заточения (Предисловие автора, священника Глеба Каледы ) Во многих тюрьмах и лагерях за последние годы появились храмы и молитвенные комнаты. Многие священники ходят к заключенным, «проповедуя Евангелие Царствия» ( Мф.9:35 ), «благодати Божией» ( Деян.20:24 ), крестят некрещенных, исповедуют, причащают, служат молебны и Литургии. Имеются желающие венчаться в тюрьме: муж в тюрьме, жена на воле хотят закрепить свой гражданский брак церковным. В места заключения ходят также пятидесятники, адвентисты, представители «Богородичного центра», баптисты, Армия спасения из англоязычных стран и множество других религиозных группировок и сект. В тюрьмы зачастили и иностранные и отечественные журналисты и кинематографисты: конкурируют, кто первый снимет и опишет какое-либо небывалое еще событие в тюрьме, кто первый покажет в кино или по телевидению приговоренного к смертной казни или саму казнь. Торопятся французские и немецкие репортеры. На прямой вопрос французу: «А Вы пишете и даете репортажи о казнях в других странах, например, в Америке?» – был ответ, поразивший и возмутивший меня: «Нет, только в России». В интонации был подтекст: «Да нет, что Вы, только в России». Этому корреспонденту французской газеты «Монд» я сказал: «Мне не нужен гонорар. Если можете, пожертвуйте на храм в тюрьме». Я получил две бумажки. Когда мы расстались, я развернул их – это были две сторублевки, то есть в сумме меньше чем полдоллара. На следующий день борец за права и свободу человека в бывшем Советском Союзе улетал в Париж, – рубли ему там были не нужны. Гонорара за это интервью, как и за многие другие, я не получил ни копейки. Наши тюрьмы (СИЗО), наши лагеря (ИТК), наши заключенные – всегда остаются с нами как наши кровоточащие и гноящиеся раны. И нам их лечить. А все остальное – это отвлечение времени, реклама и щекотание нервов пресыщенных и богатых иностранцев. Одному из них пришла в голову идея: купить Бутырскую тюрьму и превратить ее в дорогой валютный отель...

http://azbyka.ru/otechnik/Gleb_Kaleda/os...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010