Т.е. были язычники, которые имели веру и были достойны получить милость Божию и благодать. Вот эти женщины получали живыми своих детей, которые умирали. И у Илии, и у Елисея были случаи, когда дети умирали у этих благочестивых жён, и Илия, со своей стороны, а Елисей, со своей стороны, крепким воплем и молитвой поднимали их из мёртвых: Бог возвращал им этих детей живыми. 11:35 ...иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; Здесь проводится очень интересная мысль о взаимодействии, взаимосвязи между страданием и наградой: некоторые были замучены, не получили освобождения, чтобы получить лучшее воскресение. Они были насыщены ранами и болью для того, чтобы в последствии насытиться большей славой, большей благодатью. Это очень важная мысль. Как апостол Павел пишет, что нынешние страдания ничего не значат по сравнению с будущей славой; что если сравнить то, что есть, и то, что будет, то нынешние страдания, вообще, мало что значат по сравнению с той славой, которая хочет открыться в рабах Божиих, и некоторые не получают избавления, чтобы улучить лучшее воскресение. 11:36 другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, Ну мало ли их было таких, сидящих в тюрьме: Пётр в тюрьме сидел, Павел в тюрьме сидел — много кто из святых в тюрьме сидел. У нас новомучеников и исповедников, в тюрьме сидевших, — сотни епископов, тысячи монахов и священников, миллионы мирян. 11:37 были побиваемы камнями, перепиливаемы... Это Исаия: он был перепилен, причём деревянной пилой. Его с некой такой особой циничностью и жестокостью перетёрли. По-славянски «перепиливаемы» — это «претрени». Даже не знаю, стоит ли об этом дольше говорить, но вот такая казнь была человеку, который лучше всех и больше всех из ветхозаветных пророков сказал за полтысячи лет о Христе. 11:37 ...подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, … Милоть и козья кожа — это, в общем-то, одежды Илии и подобных ему сынов пророческих. У евреев на некотором этапе духовной жизни была некая такая школа пророческая, были сыны пророческие — люди, которые учились молитве, посту, чтению Писания, заучиванию текстов наизусть, дерзновенной проповеди.

http://radonezh.ru/text/pryamoy-efir-rad...

о. Михаил Михайлов был одним из тех священников, кто в самом начале 90-х годов возрождал тюремное служение в нашем Отечестве. О. Орест Оршак уже много несет Слово Божие заключенным следственного изоляторе Мы попросили отца Михаила и отца Ореста рассказать о том, что такое служение православного священника в тюрьме. Настоятель нашего храма о. Михаил Михайлов был одним из тех священников, кто в самом начале 90-х годов возрождали тюремное служение в нашем Отечестве. О. Орест Оршак уже много несет Слово Божие заключенным следственного изоляторе Мы попросили отца Михаила и отца Ореста рассказать о том, что такое служение православного священника в тюрьме. РАССКАЗ СВЯЩЕННИКА МИХАИЛА МИХАЙЛОВА — Батюшка как началось Ваше служение в тюрьме? — В 1992 году, когда я переходил из Калужской епархии в Москву, мне был задан вопрос, какое я могу нести послушание, кроме послушания приходского священника. И поскольку к тому моменту у меня уже был опыт общения с людьми, отбывшими наказание, я сказал, что могу окормлять больничные храмы и тюремные храмы. У больничных храмов вопрос с духовенством был уже решен, начиналось служение в храме при Бутырской тюрьме. Я получил указ Святейшего Патриарха и в 1992 году был направлен на служение в Бутырскую тюрьму, оставаясь священником в храме св. апп. Петра и Павла в Лефортово. Начинали мы служение с отцом Глебом Каледой, я стал вторым священником, служившим там. — Наверное, было очень сложно в то время? Как раз в то время было попроще, потому что тюремное начальство видело в нас помощь. 1992 год — это было время разрухи, неустроенности. В тюрьме тоже было очень тяжелое положение во всех отношениях: вплоть до еды, вплоть до того, что у людей не было мыла. С воли им ничего никогда не приносили, это был строгий закон: сегодня принесешь спички, а завтра они попросят принести чай, кому-то ты уже не сможешь отказать и попадешь в зависимость от тюремных жителей. Поэтому единственное, чем мы могли помочь, если это был больной человек, например, мы, могли просить о содействии начальство. Тогда начальником тюрьмы был полковник Орешкин — очень хороший человек. У меня о нем остались только добрые воспоминания, мы с ним очень были дружны. Он делал все, что возможно для облегчения участи заключенных. Участь у заключенных, в самом деле, была очень тяжелая. В камерах на 40-50 человек содержалось не меньше 80 человек, иногда и по 200 человек.

http://pravmir.ru/v-temnice-bex-i-priido...

Прошу не милости, а справедливого отношения ко мне больному старику. Патриарший Местоблюститель Митрополит Петр Полянский 12 апр[еля] 1926 г. Помета: 46 кам[ера] ЦА ФСБ РФ. Д. Н–3677. Т. 3. Л. 455–455 об. Подлинник. Рукопись. Автограф. 25. Обвинительное заключение по делу о «церковно-монархической организации» 1485 5 мая 1926 г. Мая 5 дня, 1926 года, Я, Уполномоченный 6-го отделения СО ОГПУ – Казанский А. В., рассмотрел следственное производство по настоящему делу по обвинению граждан: 1) ПОЛЯНСКОГО Петра Федоровича (митр[ополита] ПЕТРА), родившегося в 1862 году, происходящего из духовного звания, по профессии – администратора дух[овных] учебных заведений, по роду занятий – служителя культа, с апреля месяца 1925 года возглавляющего религиозную организацию «православная церковь », судившегося в Нарсуде за покражу дров, в 1925 году приговоренного условно Особым Совещанием к трем годам высылки в Киркрай, русского, гражданина СССР, арестованного 9 декабря 1925 года, обвин[яемого] по ст[атье] 62-й УК и содержащегося во Внутренней тюрьме ОГПУ; 2) ДОБРОНРАВОВА Николая Павловича (епископа НИКОЛАЯ), род[ившегося] в 1861 году, происходящего из дух[овного] звания, служителя культа, русского, гражданина СССР, арестованного 30/XI–25 г., обвин[яемого] по ст[атье] 62-й УК и содержащегося в Бут[ырской] тюрьме. 3) САМАРИНА Александра Дмитриевича, род[ившегося] в 1868 г., б[ывшего] дворянина, окончившего университет по историко-филологическому факультету, занимавшего при царизме посты обер-прокурора синода и главноуполномоченного красного креста, избиравшегося в московские губернские предводители дворянства, ко времени ареста не имевшего определенных занятий, приговоренного в 1919 году, за создание черносотенной организации, к высшей мере наказания с заменой заключением до конца гражданской войны, арестованного 30/XI–25 г., обвин[яемого] по ст[атье] 62-й УК и содержащегося во Внутренней тюрьме ОГПУ. 4) СЕМЕНЯКО Николая Ивановича 1486 , род[ившегося] в 1879 г., по профессии – служителя культа (попа), русского, гражданина СССР, арестованного 30/XI–25 г., по ст[атье] 62-й УК и содержащегося в Бутырской тюрьме.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Николай (Никольский) был арестован. Но, слава Богу, о. Николай просидел в тюрьме всего несколько месяцев и, когда его выпустили, он был возвращен на свое место, а о. Всеволода перевели настоятелем в Николо-Кузнецкий храм, где место освободилось в связи со смертью прежнего настоятеля. Этот переход совершился в день Рождества Божией Матери, 21 сен­ тября 1951 года. Если проследить жизнь о. Всеволода внимательнее, то видно, как он перемещается в этой жизни с одного места на другое и как ведут его Господь и Божия Матерь. Здесь необходимо вспомнить, что и скончался о. Всеволод в день Собора Божией Матери, на второй день Рождества Христова. О. Всеволод сделался настоятелем Никольского храма, где тоже находится чудотвор ный образ Божией Матери «Утоли моя почали», как мы знаем, чрезвычайно чтимый русским народом. О. Всеволод застал H иколо-Кузнецкий храм совсем не таким, каким мы его теперь знаем. Теперь это — храм, как некоторые говорят, церковной интеллигенции, некоторые говорят — храм молодежный, но если мы возьмем фотог­ рафию того времени, то увидим, как храм битком набит ста­ рушками в платочках. Старые прихожане этого храма и старшие духовные чада о. Всеволода помнят, как храм бук­ вально не вмещал в себя прихожан каждое воскресенье и тем более каждый праздник, так что вход всегда ограждался же­ лезными перилами, и всегда была такая толчея и не­ стерпимая давка, что просто яблоку негде было упасть. Так и приходилось всю службу — три часа — проводить в этой давке. Молодежи в это время в храме почти не было. Это было время тяжелое, и тяжелое по-разному. В част­ ности, о. Всеволоду пришлось потерпеть настоящее гонение со стороны многих старост, которые назначались сюда атеистиче­ ской властью. В борьбе с этими старостами, в борьбе молитвен­ ной, прежде всего, проходили годы, один староста уходил, но его сменял староста, чаще всего, еще более жестокий, и поло­жение о. Всеволода нисколько не облегчалось. Были периоды служения о. Всеволода, когда он просто изнемогал от этой борь­ бы, вернее, от этого гонения.

http://pravmir.ru/otec-vsevolod-obladal-...

Солигалич. Церковь Николая Чудотворца при тюремном замке. Тюремная церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Николаевская г. Солигалич, тюремная церковь строилась по проекту 1895 года, как тюремная часовня на средства доброхотных дателей в память бракосочетания наследника престола Николая Александровича (будущего Государя Императора Николая II) и Александры Федоровны. В процессе строительства по прошению жертвователей часовня была обращена в церковь Николая Чудотворца, которая была завершена в середине 1897 г. и освящена 15 января 1898 г. Ближайшие церкви: Воскресенская и собор Рождества Богородицы городские, Преображенская с. Коровнова в 11 в. Источник: old-churches.ru 15 января 1898 года в Солигаличе произошло знаменательное и торжественное событие. В этот день при Солигаличском уездном тюремном замке была освящена новая церковь во имя святителя и чудотворца Николая Мирликийского, в память бракосочетания Их Императорских Величеств. При Солигаличской тюрьме ранее своей церкви не имелось, а арестанты молились в одной из камер, и лишь иногда, не более двух раз в году, они могли исповедаться и причаститься в одном из храмов города. В 1894 году член Костромского окружного суда по Солигаличскому уезду Николай Васильевич Рождественский, довольно часто посещавший Солигаличскую тюрьму по служебным делам, высказал предложение о строительстве при тюрьме часовни-мастерской. В Солигаличской тюрьме, по его мнению, было «полное стеснение заключенных в отправлении ими религиозно-нравственных обязанностей, по причине отсутствия помещения» Н.В. Рождественский считал, что если во дворе тюрьмы устроить часовню–мастерскую, она сможет удовлетворять бытовые требования арестантов – в их молитвах и труде. Об оказании помощи в строительстве часовни его просили и начальник Солигаличского тюремного замка Николай Васильевич Крутиков, и священник Солигаличского Рождественского собора Иосиф Сергеевич Смирнов. Идею Рождественского о строительстве часовни поддержали уездный предводитель дворянства, местный землевладелец Сергей Николаевич Малиновский и городской голова, купец Лев Стахиевич Виноградов.

http://sobory.ru/article/?object=56274

Залевского Николая, диак. Базилевского Николая, Забарного Петра, Гладкова Василия, 15) Магницкого Николая, свящ. Порубина Михаила, Доброва Петра, Трубачева Зосиму, Введенского Николая, 20) Калиновича Александра, Вижевского Дмитрия, Шувалова Павла, Милославского Александра, Щеглова Виктора, 25) Кораблева Константина, свящ. Теологова Василия, свящ. Розова Константина, Одинцова Алексея, свящ. Киселева Пимена, 30) Иванова Павла, свящ. Поликарпова Валентина, Побединского Василия, Ильинского Николая, Садикова Николая, 35) свящ. Майорова Константина, Белтова Николая, свящ. Введенского Димитрия, Иванова Михаила, Уметского Александра, 40) Алентова Николая, Смирнова Василия, Малинкова Ивана, болг. урож., Шамилова Филиппа, Смирнова Михаила, 45) свящ. Стрекалова Николая, иерод. Гавриила (Мануилова), болг. урож., Копылова Евгения, диак. Окунева Петра, свящ. Кораблева Павла, 50) Вишнякова Павла, Лебедева Виктора, Ивановского Николая , Никитского Павла, Розанова Ивана и 55) Воздвиженского Дмитрия. —130— б) В III-й курс – студентов II курса: 1) Соловьева Николая, Лисицкого Николая, Муравьева Сергея, Никольского Николая (Пенз.), 5) Ефремова Ивана, Добросердова Павла Гусева Николая, Виноградова Сергея, Миловидова Алексея, 10) Кулигина Дмитрия, Скворцова Ивана, Четыркина Петра, Чирского Ивана, Андреева Михаила, 15) Мефедова Герасима, Тихонравова Георгия, Забавина Ивана, свящ. Жданова Александра , Разумовского Григория , 20) Волкова Николая, свящ. Никольского Евгения, Ефремова Александра, Кедрова Александра, Авилкина Николая, 25) Воздвиженского Николая, иерод. Николая (Карпова), прот. Мухина Иоанна, Саиегу Онуфрия, Иоакиманского Николая, 30) Золотницкого Аркадия, Недельского Феодосия, Никольского Николая (Яросл.), Сиротинского Алексея, Миловидова Виктора, 35) Пиуновского Ивана, Голубева Леонида, Беляева Сергея, Калиновского Гавриила, Брянцева Алексея, 40) свящ. Орлова Василия, Смирнова Александра , диак. Гусева Петра, Рождественского Александра , Некрасова Платона, 45) Соколова Михаила , Ломакина Николая, Романовского Владимира, свящ.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1780 . Николаевский, мужской, ны­не церковь св. Николая, в гор. Самаре. Когда основан неизвестно, но упразд­нен до издания штатов в 1764 г. Еще во времена академика Рычкова, т. е. око­ло половины XVIII ст., церковь св. Нико­лая была приходскою и из 4 церквей, тогда существовавших, была только одна каменная. “Ист. Росс. Иер.”, VI, 3; Рычков, “Топогр. Оренбург.”, изд. 1762 г., II, 104. 1781 . Николаевский, мужской, ны­не село Никола-Пенье, Ярославской губ. и уезда, в 46 вер. к юго-вост. от Ярославля, при рч. Лахости. История его неизвестна; существующие в нем цер­кви построены: св. Николая в 1805 г. и св. прор. Илии в 1789 г. Крылов, “Ист. стат. обозр. Ярос. епар.”, 40, 116. 1782 . Николаевский, чтó на Бою или Боев, мужской, ныне село Никола-Бой, Ярославской губ. и у., в 41 вер. к юго-зап. от Ярославля. Су­ществовал в первой полов. XVII ст. и в списке жалован. монастырям грамот поименованных в монастыр. деле 1623 г., значится «Ростов. уез. Никольского м-ря, что на Бою». В 1723 г. монастырь и вотчина его в селе Никольском и дер. Костенчуковой (в 2 вер. от села), в числе 236 душ, приписаны к Спасо-Яковлевскому Ростовскому мон. “Опис. Ростов. Спасо-Яковлев. мон.”, изд. 1849 г., 38; Журавлев, “Путев. по Яросл. губ.”, 336; Крылов, “Ист. стат. обозр. Яросл. епар.”, 40; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 369, 29; Токмаков, “Справоч. указат. ист. матер.”, I, 17; “Опис. докум. и дел архи­ва св. Синода”, III, 1723 г., 15 (в вотчине м-ря была дер. Панина), прилож., CXXVII, XXXIV (в 1723 г. в нем был строитель иером. Фила­рет, переведенный в архиер. дом священником, 6 монахов и имел 10 двор. крестьян). 1783 . Николаевский – Белосороцкий, мужской, ныне село Белосороцкое, Минской губ., Речицкого у. О нем известно только, что он находился в зависимости от Киево-Печерской лавры. От м-ря осталась в приход. церкви чудотвор. икона св. Николая. Арх. Нико­лай, “Ист. стат. опис. Мин. еп.”, 74, 166. 1784 . Николаевский с Валку – Волковский, мужской, уничтоженный, Псковской губ. и уезда, вер. в 5 от Пскова, на левом берегу р.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Сохранилось следующее описание 1680 г. Никольской церкви 1649 г., просуществовавшей до рубежа XVIII–XIX в.в.: «Церковь Николая Чудотворца деревянная с трапезою рублена клецки, кругом до алтарей паперть, крыта тесом. В церкви Царские двери и столбцы, и сень писаны по золоту, местных икон: образ Спасителев, образ Пресвятой Богородицы " Знамение " в окладах; образ Николая Чудотворца; оклад, венец и фата басемные; образ Илии пророка, образ Трех Святителей: Василия Великого, Иоанна Златоустаго и Григория Богослова и священномученика Власия; образ московских чудотвор цев: Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, деисусы ветхи, да 32 иконы шестилистные. В алтаре на престоле Евангелие покрыто бархатом зеленым, евангелисты серебряные резные, крест благословенный писаный на краске; за престолом образ Пресвятой Богородицы, венец и фата басемные, сосуды церковные серебряные, позолочены местами; кадило одно серебряное, одно медное, чаша водосвятная. Ризы тафтяные, оплечье камка на золоте; ризы полотняные, два подризника, двое поручи, патрахель атласная, два пояса. В церкви хоругвь, писано Воскресение Христово». В том же 1680 г. село было приобретено боярыней М. М. Грушецкой, которая из своих угодий пожаловала на содержание Никольской церкви «10 четей пашни в поле и в дву потомуж» (это около 20 га) земли и лугов на 10 копен сена ежегодно. В Васильевском окрестных деревнях тогда жило 70 душ мужского пола. В церкви служили попы Афанасий Андреев (1680–1682 г.г.) и Иаков Степанов (1709–1722 г.г.). Во время Отечественной войны 1812 г. район с. Васильевское с его древней Ростовской дорогой вошел в маршрут знаменитого Тарутинского маневра фельдмаршала М. И. Кутузова, предпринятого главнокомандующим русских войск сразу после оставления Москвы с 5 по 21 сентября (по ст. стилю). Рвавшиеся из сожженной Москвы на плодородный российский юг французы, получили отпор от русских войск, ставших в ключевых местах на Пахре. Упорные кровопролитные бои происходили и на Бяконтовом Мысу у переправы через Пахру на древней Ростовецкой дороге. Здесь погибло немало русских воинов. Все они были с честью похоронены на кладбище Васильевского погоста близ Никольской церкви как герои-защитники Отечества.

http://sobory.ru/article/?object=48721

Через 100 лет, во время реконструкции тюрьмы по проекту архитектора Шимоновского, были снесены тюремные постройки, примыкавшие к храму. В 1887 г. храм переосвятили во имя святого благоверного князя Александра Невского. В 1899 г. храм был вновь перестроен и освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1909 г. по проекту архитектора В.В. Воейкова пристроили звонницу (не сохранилась). Покровскую церковь закрыли вскоре после 1917 г., устроили в ней пересыльные камеры. В 1930-е гг. храм разделили на два этажа, над ним надстроили третий этаж для медсанчасти. В эти годы количество узников Бутырской тюрьмы многократно возросло; всего единовременно в ней содержались до 20 тысяч человек. В Бутырской тюрьме в разное время находились в заключении – С.П. Королев, О.И. Мандельштам, А.И. Солженицын, В.Т. Шаламов. В Бутырской тюрьме содержались более 200 новомучеников (в том числе – митрополит Петр Крутицкий, архиепископ Илларион Верейский, протопресвитер Александр Хотовицкий, священник Владимир Амбарцумов). В настоящее время тюрьма продолжает располагаться в этом старинном комплексе и переезжать не планирует. Храм освятили в 1992 г. на третьем этаже здания церкви. На Пасху 1993 г. в Бутырской тюрьме состоялся крестный ход во внутреннем дворе вокруг храма. В 1997 г. после того как рухнула крыша переместили на первый этаж церковного здания. Его иконостас выполнен иконописцем Ольгой Клодт. Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " . Тюремный замок. У Бутырской (иначе Дмитровской) заставы. Построен в 1782 году. Стены замка составляют квадрат высотой около 4,5 сажени. Внутри квадрата расположены крестообразно тюремные здания. Главный корпус построен в 1888 году по системе одиночного заключения. В пяти этажах этого здания размещено 396 одиночных камер, 5 карцеров, 4 кладовых, ванная, библиотека и 2 кабинета для занятий чинов судебного ведомства. Другие корпуса перестроены и перестраиваются. По углам замка находятся четыре двора больших и четыре малых. Внутри замка домовая церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Тут же и Центральная пересыльная тюрьма с церковью Св. Александра Невского, сооруженной в 1879 году и перестроенной в 1884 году. Заботами старосты купца Хрулева церковь в последнее время возобновлена.

http://sobory.ru/article/?object=28664

–  Следствию известно, что председатель вашей двадцатки, Дмитрий Иванович Волков, неоднократно допускал в вашем присутствии антисоветские высказывания. Дайте показания по этому вопросу. –  По этому вопросу я показать ничего не могу, так как антисоветских высказываний я от него не слышал. На этом допросы Никиты Андреевича были окончены. В тех же числах в омской тюрьме следователи допросили церковного старосту. –  Следствию известно, что церковная двадцатка, председателем которой вы были, проводила активную борьбу по организации выступлений за открытие бездействующей церкви в Орехово-Зуеве. Это вы подтверждаете? – спросил его следователь. –  Я признаю, что наша двадцатка проводила активную борьбу за возобновление службы в бездействовавшей церкви в Орехово-Зуеве. – С какой целью вы открывали церковь, ведь службы в ней не было? –  Церковь мы открывали для того, чтобы там могла собраться двадцатка. В  это же время церковь посещали прихожане. –  Признаете ли вы себя виновным в том, что являетесь участником антисоветской группы церковников в городе Орехово-Зуево? –  Я был участником группы церковников в городе Орехово-Зуево, но никакой антисоветской деятельности наша группа не проводила. –  Следствию известно, что, кроме активной религиозной пропаганды, вы систематически проводили антисоветскую агитацию. В этом вы признаете себя виновным? – Нет. В антисоветской агитации я себя виновным не признаю. 4 сентября 1941 года следствие было закончено, и следователь в обвинительном заключении написал: «Учитывая, что в контрреволюционной деятельности Сухарев и Волков изобличаются оперативными материалами, которые не могут быть использованы в судебном заседании, следственное дело целесообразно направить на рассмотрение Особого Совещания при НКВД СССР» . 27 декабря 1941 года Особое Совещание при НКВД приговорило Дмитрия Ивановича Волкова и Никиту Андреевича Сухарева к пяти годам ссылки в Омскую область. Несмотря на приговор к ссылке, они, однако, не были освобождены из тюрьмы. Преклонный возраст, едва переносимые условия этапа, изнурительные круглосуточные допросы, содержание в тюрьме на голодном пайке, да еще во время войны, когда и солдаты не получали в достатке продуктов, быстро приблизили их смерть. Церковный староста Дмитрий Иванович Волков скончался 4 марта 1942 года в омской тюрьме 1 и был погребен в безвестной могиле. Член церковной двадцатки Никита Андреевич Сухарев скончался через четыре месяца в той же тюрьме, 4 июля 1942 года, и также был погребен в безвестной могиле.

http://fond.ru/kalendar/514/nikita/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010