На ней усердием купца Акифьева в 1835 г. убрус вынизан жемчугом и украшен драгоценными камнями. - Три иконы: Знамения Пресвятой Богородицы, Скорбящей Божией Матери и Иверской Божией Матери. Из них на первую в 1844 г., а на две последние в 1831 г. усердием купца Акифьева ризы вышиты по разноцветному бархату золотом и серебром, а по местам украшены жемчугом и камнями. Вместе с Преображенской церковью в один ряд устроена на возвышенном холме колокольня частью из кирпича, а частью из белого камня тщанием и иждивением князя Якова Куденетовича Черкасского. Главы и крест на колокольне обиты золоченою медью, а яблоко белым листовым железом. На ней восемь колоколов различного веса: в 213, во 100, в 51, в 20, в 8, в 5, в 2 и 1 пуд. Кроме того, при церкви находится 1000 пудовый колокол, повешенный на новой колокольне, которая построена в 1839 г., неподалеку от старой, из белого камня, жертвователем колокола Н. Акифьевым. Кроме колоколов, на старой колокольне находятся немецкие железные боевые часы. Под колокольнею имеется железная дверь, которая ведет в подвал, находящийся под трапезою. В этом подвале хранились некогда многие древние рукописи и архив Павловского вотчинного правления, а также стрелы, луки, колчаны и бердыши. С 1839 г. в подвале хранится ветхая утварь. Преображенская теплая церковь вместе с холодною Троицкою, по указу Нижегородского митрополита Сильвестра Волынского, до 1838 г. именовалась соборною, но в уважение древности ее и желания жителей села Павлова указом 1841 г. оставлена на правах соборной. Богослужение в Преображенской церкви бывает только зимою и в некоторые летние праздники, а летом всегда совершается в холодной Троицкой. Записки императорского археологического общества, том Х, Санкт-Петербург, в синодальной типографии, 1857 г. Макарий (Миролюбов Н.К.). Памятники церковных древностей в Нижегородской губернии/соч. архим. Макария. - СПб., 1857. Зимний храм Преображенского прихода. Кирпичная церковь, хороший образец муромско-рязанской школы середины XVII в., в Нижегородской области уникальная.

http://sobory.ru/article/?object=33246

Закрытые храмы использовались под производственные цеха, склады, квартиры и клубы, а монастыри - под тюрьмы и колонии. Многие храмы уничтожались, разрушались православные святыни русского народа. В Москве в июле 1929 года уничтожили часовню Иверской Божией Матери, в 1930 году - Симонов монастырь, в 1931 году взорвали храм Христа Спасителя. По всей стране с колоколен снимались колокола под предлогом того, что они мешают слушать радио. Колокольный звон запрещен был в Москве, Ярославле, Пскове, Тамбове, Чернигове. Иконы сжигались тысячами; в газетах появлялись сообщения о том, как то в одной, то в другой деревне их сжигали целыми телегами; уничтожались иконы древнего письма. Сжигали богослужебные книги; при разгроме монастырей гибли и рукописные книги, археографические памятники, представляющие исключительную культурную ценность; драгоценная церковная утварь переплавлялась на лом. Закрытие храмов и уничтожение святынь сопровождалось арестами священнослужителей, высылками и ссылками их, этапированием в места заключения, где томились уже тысячи священников и десятки архиереев. В 1929 году Русская Церковь потеряла одного из своих самых замечательных иерархов - архиепископа Илариона, поборника восстановления Патриаршества, ревностного и неустрашимого борца с обновленчеством, ревнителя церковного единства, выдающегося богослова. Его мирское имя - Владимир Алексеевич Троицкий. Родился он в 1885 году. По окончании Московской духовной академии защитил магистерскую диссертацию «Очерки из истории догмата Церкви»; приняв постриг, служил профессором и инспектором родной академии. На Поместном Соборе он 32-летним архимандритом оказался одним из кандидатов на Патриарший Престол. В 1920 году был рукоположен в сан епископа Верейского. Когда вспыхнул обновленческий раскол, епископ Иларион стал ближайшим помощником Патриарха в борьбе против смуты. Оказавшись в ссылке на Соловках, исповедник Православия сохранил свой жизнерадостный, общительный, неунывающий характер; он скрашивал тяготы соузников непоколебимым благодушием, веселостью, остроумием. Работая на рыболовных топях вместе с другими епископами и священниками, архиепископ Иларион шутил, перефразируя стихиру Троице: «Вся подает Дух Святый: прежде рыбари богословцы показа, а теперь наоборот -богословцы рыбари показа».

http://sedmitza.ru/lib/text/440001/

Как следует из сохранившихся документов церковного архива, будущая монастырская церковь, видимо, по настоянию игуменьи Афанасии (Потемкиной) получила наименование в честь Иконы Иверской богоматери, которой она в 1862 году при возведении в сан была благословлена томским епископом Порфирием. Вследствие недостатка свободной монастырской территории (часть территории монастыря отошла к Христорождественской церкви после её передачи приходу), монахинями было принято вынужденное решение о приспособлении под церковное здание располагавшегося в юго-восточном углу обители каменного двухэтажного дома. Этот дом вместе с дворовым участком еще в 1837 году был приобретен игуменьей Девворой (Коноваловой) у енисейского мещанина Алексея Коренева. Местоположение дома в городской застройке зафиксировал план енисейского женского монастыря, составленный в 1838 году. Судя по изображению, в это время дом, находившийся к востоку от монастыря, имел квадратную форму плана и слегка отступал от северной линии застройки главной городской магистрали - Большой улицы. Его восточный фасад выходил в линию застройки проложенной по регулярному плану 1827 года поперечной улицы Никольской, шедшей на юг к комплексу городских кузниц с каменной часовней в честь Николая Чудотворца. В 1843 году по духовному завещанию игуменьи Девворы дом был подарен монастырю и «увеличен…чрез прикладку к нему другой половины». Приобретенный после реконструкции новый облик дома в виде вытянутого с севера на юг прямоугольного объема отразил план монастыря, датируемый началом 60-х годов XIX века. Находившийся в собственности монастыря дом с целью получения дополнительных доходов сдавался в аренду. Вследствие включения земельного участка бывшего домовладения мещанина Коренева в границы территории монастыря, при устройстве в 20-30-х годах XIX века каменной монастырской ограды её звенья примкнули к западному и северному фасадам дома. Предпринятые руководством женского монастыря действия по исполнению решения Синода об устройстве в обители «особой домовой церкви» были неожиданно осложнены произошедшим в Енисейске в августе 1869 года опустошительным пожаром. О масштабе разрушений города и комплекса строений монастыря красноречивые свидетельства оставил первый Енисейский и Красноярский епископ Никодим, посетивший город через месяц после катастрофы. В своем путевом дневнике он отметил: В Енисейске на две версты вдоль и на версту поперек все удобосгораемое сгорело», в Христорождественской церкви «крыша сорвана, колокола попадали, окна пустые, тут же стоят два каменные дома женского монастыря – обгорелые остовы». Последствия огненной стихии оказались настолько разрушительными, что по предложению епископа Никодима некоторое время даже обсуждался вопрос об основании новой монашеской обители в другом месте.

http://sobory.ru/article/?object=15134

Кладбище находится за версту от города, общее для всех церквей, ограда вокруг него из каменной плиты и булыжника. Церковно-приходского попечительства, богадельни, больницы при церкви не было. Школы в приходе были следующие: одна церковно-приходская от Министерства народного просвещения, одна от совета Дома трудолюбия, женская Министерства народного просвещения, две школы от земства совместно с городом. Частных школ не было. В школах обучалось 139 мальчиков и 190 девочек. Учителя и учительницы назначены Министерством народного просвещения, законоучители - из причта собора. При церкви существовал хор из певчих-любителей, в чтении и пении в церкви участвовали прихожане. В приходе было 10 часовен. На городской площади стояла чугунная часовня Иверской иконы Божией Матери, построенная в 1881 году жителями Порхова и крестьянами уезда в память Императора Александра II. В ней богослужение совершалось 23 август (5 сентября). На берегу реки Шелони, на месте ветхой часовни, в 1853 году коммерции советником В.Г. Жуковым построена каменная часовня Живоначальной Троицы. Богослужения в ней совершались в день Святого Духа и 1 (14) октября - в праздник Покрова Пресвятой Богородицы. На Санкт-Петербургской улице Порхова в 1863 году жители Порхова построили каменную часовню Святителя Тихона. Богослужения в ней совершались 15-16 (28-29) июня - накануне и в день памяти Святителя Тихона. На Санкт-Петербургской дороге жители Порхова построили деревянную часовню Святой Мученицы Параскевы. В ней богослужения совершались 16 (29) июня. При дороге на Остров находилась деревянная часовня Святого Иоанна Предтечи, в которой богослужения совершались 24 июня (7 июля) в день, когда Церковь чтит Рождество Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Еще пять часовен находились вокруг Порхова. В деревне Осечище крестьяне в 1871 году построили деревянную часовню, в которой отпевали покойников. Здесь также совершались богослужения 7 (20) января, 23 июня (6 июля) и 8 (21) сентября. В деревне Селище в 1867 году крестьяне построили деревянную часовню для отпевания покойников. Богослужения в ней совершались в день Святого Духа, 8 (21) сентября и 22 октября (4 ноября). В деревне Опочно находилась деревянная часовня, построенная крестьянами. Здесь также наряду с отпеванием совершались богослужения 18 (31) августа и 29 октября (11 ноября). Возле села Опочно находилась каменная часовня, в которой богослужения совершались 23 апреля (6 мая). В часовне в деревне Попадин Ручей богослужения совершались 20 июля (2 августа) и 15 (28) августа. Крестные ходы совершались 15 (28) мая навстречу иконе преподобного Никандра, 16 (29) мая - вокруг города с иконой Святого, 23 мая (5 июня) проводы иконы Преподобного Никандра. А также в день Пятидесятницы, вокруг Порхова 21 июня (4 июля) и 24 июня (7 июля) в кладбищенскую церковь и к Иоанно-Предтеченской часовне. Все они совершались «издревле».

http://sobory.ru/article/?object=40280

Около тридцати лет простояла Иверская церковь. В 1881 году Епископ Серафим (Протопопов) указал место для строительства нового церковного здания на двадцатиметровой горе, которая возвышалась почти вертикально за дорогой против алтаря Иверского деревянного храма и опускалась к дороге крутым обрывом. Владыка предложил вместе с храмом устроить и корпус для настоятельницы, который бы соединялся с храмом просторным и светлым коридором. Храм, по мысли архипастыря, предполагалось выстроить настолько обширным, чтобы он мог вмещать в себя всех богомольцев в великие и торжественные зимние церковные праздники. Ранней весной 1882 года приступили к работам. На нужное пространство срыли гору, образовав ровную площадку в виде буквы П. Земляные стены для предохранения от атмосферных влияний, от которых они могли бы рассыпаться, обложили каменной оградой значительной высоты. Епископ Серафим принимал непосредственное участие во всех главных событиях при постройке храма, составлении плана и проектировании фасада вместе с губернским архитектором П. А. Иностранцевым, вникал во все строительные детали, сам совершал Богослужения при закладке храма, поднятии крестов, сам же освящал оба престола. Новый храм имел вид параллелепипеда, вытянутого с запада на восток, и был двухстолпным. Здание завершалось массивным куполом с десятью окнами в барабане и венчалось небольшой главкой. Кресты сделали из железного стержня, обложили красной листовой медью и вызолотили. Высота храма с главкой и крестом составляла 30 метров. С западной стороны во всю длину фасада была сделана терраса из белого известняка. Внешний вид храма был достаточно скромным: плоскости фасада не имели выступающих частей, были разделены вертикальными пилястрами, плоскости стен по центру венчались треугольными фронтонами. Прекрасной была внутренняя отделка. Три иконостаса из дубового дерева с резьбой в стиле рококо и позолотой сделал симбирский мастер П. Н. Сибиряков. Иконы на все иконостасы писались в селе Палех Владимирской губернии живописцем Н. М. Сафроновым, который был уже известен своими работами для Сретенской церкви. Полы в алтарях и на солее были настелены паркетные. Освящение нового каменного храма состоялось 5 июня 1888 года. Его посвятили Иверской иконе, а придел устроили в честь Архистратига Михаила и освятили 29 июня того же года.

http://sobory.ru/article/?object=48141

После пожара в Богоявленском монастыре, в 1612 г. село было заложено, но затем выкуплено и возвращено монастырю патриархом Филаретом. В 1619 г. царь Михаил Федорович жалует Вельяминово князю Дмитрию Михаиловичу Пожарскому, но через четыре года, в 1623 г., село снова возвращается Богоявленскому монастырю, и вскоре переходит к князю Ивану Ивановичу Шуйскому. Именно при этом владельце здесь строится около 1627 г. новая деревенская церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы (взамен обветшавшей церкви во имя Святителя и Чудотворца Николая). Через одиннадцать лет по духовному завещанию владельца на помин души село Вельяминово вновь возвращается к Богоявленскому монастырю. В 1653 г. село Вельяминово приглянулось Святейшему Патриарху Никону, который выменивает его у Богоявленского монастыря на два других своих села в Московском уезде. Так Вельяминово становится подмосковной вотчиной владыки — патриарха и получает новое название - Владыкино. В Патриарших приказных книгах, сохранившихся до наших дней, упоминается, что Святейшие патриархи Никон, Иоаким, Адриан многократно слушали Божественную литургию в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы. А 19 мая 1690 г. село Владыкино посетил царь Петр Алексеевич и вместе с патриархом Адрианом также слушал Божественную литургию в церкви Рождества Пресвятой Богородицы. К 1596 г. относится первое письменное упоминание о деревянном храме святителя Николая в селе Вельяминове, на левом берегу реки Лихоборки. В 1653 г. село перешло во владение патриарха. Патриарх Никон переименовал его во Владыкино и освятил 9 апреля 1654 г. в нем второй храм в честь Иверской иконы Божией Матери. К 1682 г. относится первое письменное упоминание о храме Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине. Находился он на том же высоком левом берегу Лихоборки, что и храм святителя Николая. В 1701 г. он еще оставался деревянным. С упразднением патриаршества в 1722 г. император Петр I подарил Владыкино Феофану Прокоповичу. Двор его находился рядом с церковью Рождества Пресвятой Богородицы. Каменный храм был построен в конце XVIII века. Иконы в него были принесены из упраздненной церкви села Никольского.

http://sobory.ru/article/?object=03620

Началом возрождения монастыря считаются 1988—1989 года, когда праздновалось 1000-летие Крещения Руси. 29 января 1991 года Священный Синод удовлетворил прошение архиепископа Пермского и Соликамского Афанасия о благословении на открытие Свято-Николаевского монастыря на Белой горе, где была возобновлена монашеская жизнь. 26 мая 1991 года в верхнем храме Крестовоздвиженского собора прошло первое в возрождающемся монастыре богослужение. С приходом на Пермскую кафедру в 2010 году Высокопреосвященнейшего Мефодия, митрополита Пермского и Соликамского ускорились темпы восстановления Крестовоздвиженского собора Белогорского монастыря. Контроль за ходом реставрационных работ был передан епархиальному строительному отделу, который был создан в Пермской епархии Владыкой Мефодием. В 2011 году создан сайт Белогорского монастыря «Уральский Афон» ( http://www.uralafon.perm.ru ), начала издаваться ежемесячная газета «Голос долга». Монастырь часто посещают паломники. Храмы [ править править код ] Собор Воздвижения Креста Господня Церковь Спиридона Тримифунтского Часовня Николая Чудотворца на источнике Часовня-купель у пруда Часовня " Взыскание погибших " иконы Божией Матери Подворье Белогорского монастыря - храм Рождества Пресвятой Богородицы Святыни [ править править код ] Чудотворная икона Иверской Божией Матери, написанная монахами святой горы Афон. Икона является покровительницей этого монастыря. Ковчег с мощами святых угодников, привезённый из Иерусалима. Престольные праздники [ править править код ] Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель - 22 мая, 19 декабря Икона Пресвятой Богородицы " Иверская " - 26 октября, 25 февраля, 6 мая Как добраться [ править править код ] Монастырь находится в 100 километрах от Перми и в 12 километрах от ближайшего административного центра — села Калинина. Автомобильная дорога содержится в относительно сносном состоянии, что позволяет добраться из Перми до Белой горы за 1,5—2 часа. Самым популярным средством транспорта на этом маршруте является рейсовый автобус «Пермь — Калинино». Отходит он от городского автовокзала, который находится в центре Перми, близ Центрального рынка, и совершает два рейса в сутки: в 7:20 и 14:40. От Калинина до обители можно добраться на автомобиле местного жителя, договорившись за небольшую плату. Те, кому позволяет здоровье, могут совершить «восхождение» на Белую гору пешком, затратив на это от двух до трех часов.

http://azbyka.ru/palomnik/Белогорский_Ни...

Перед освящением часовни состоялся военный парад, в котором приняли участие 12 батальонов различных родов войск и 4 эскадрона Московского гарнизона. Принимал парад генерал-фельдмаршал великий князь Николай Николаевич (старший), главнокомандующий Дунайской армией. На торжествах присутствовали московский генерал-губернатор князь В.А. Долгоруков, в полном составе Городская Дума, представители московского военного сословия. Вся территория вокруг часовни со стороны улиц и сквера была заполнена множеством людей. К моменту освящения к Плевненской часовне была с крестным ходом принесена величайшая московская святыня - Иверская икона Божией Матери. Водосвятный молебен возглавил митрополит Московский Иоанникий, который в сослужении священников всех гренадерских полков и при пении Синодального хора совершил чин освящения. При возглашении " Вечной памяти " погибшим воинам - освободителям Болгарии были помянуты имена императора Александра II - освободителя и герцога Сергея Максимилиановича Лейхтенбергского, погибшего под Плевной. В заключение был оглашен акт о передаче памятной часовни на вечные времена городу Москве с завещанием всегда хранить память о павших воинах и совершать их церковное поминовение в день битвы 28 ноября. Но пришедшее революционное лихолетье смело многое из того, что нам было дорого. Часовня была закрыта и разорена. Ее неоднократно пытались уничтожить по распоряжению ЦК, но она чудом уцелела, напоминая своим обезображенным видом о тех злодеяниях, которым подверглась Русская Церковь. Часовня в обезображенном виде простояла до середины 1940-х годов, пока в обстоятельствах смертельной опасности государство не обратилась за поддержкой к Церкви. К концу войны ее привели в порядок, восстановили крест и позолотили надписи. Но без совершения служб часовня быстро разрушалась. В 1959 году она была полностью покрыта консервирующим составом и приобрела вид так хорошо знакомого москвичам черного чугунного памятника. Часовня долгое время оставалась не возвращенной Русской Православной Церкви.

http://sobory.ru/article/?object=01968

Протоиерей Александр Брюховец: «Мы свидетели того, как в этом храме зародилась духовная жизнь и распространилась на весь город. Из нашей церковной общины вышли священники, монахи и монахини, игумены, которые растеклись по всей нашей Родине. А некоторые несут свое служение и за рубежом, вспоминая добрым словом нашу общину...». Святыни храма: часть камня, на котором молился прп. Серафим Саровский 1000 дней и ночей; часть гроба св. праведного Лазаря Четверодневного – дар епископа Хризостома с острова Кипр; антиминс храма Саровской пустыни во имя иконы Божией Матери «Живоносный Источник»; икона прп. Серафима Саровского; икона Божией Матери «Скоропослушница» - дар Иверского монастыря горы Афон. ПРАВОСЛАВНЫЙ САРОВ Росписи Всехсвятского храма В первую очередь уникален сам сюжет росписей. Обычно под куполом православного храма изображают благословляющего Иисуса Христа в окружении Небесных Сил Бесплотных. Но здесь – сюжет из 4 главы последней книги Библии – «Откровения св. Иоанна Богослова»: «И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий; и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду. И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы. И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих; и перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет…». В восточной части купола изображен Сидящий на престоле, воздвигнутом на облаках. В правой руке Сидящий держит раскрытую книгу, с которой свисают семь печатей. Сверху и снизу престол окружен радугой. Ниже престола – летящий ангел со свитком, перекинутым через левую руку. На свитке надпись: «Сидящему на престоле, и Агнцу, благословение, и честь, и слава, и держава во веки веков». Вся нижняя часть купола с востока покрыта изображением «моря стеклянного, подобного кристаллу». Сидящий окружен четырьмя апокалиптическими животными. По правую руку – животные, подобные орлу и тельцу, а по левую – подобное льву и животное с человеческой головой. Справа от сидящего – Агнец, имеющий семь рогов.

http://sobory.ru/article/?object=05365

    Т. о., он относит время появления иконы в Иверон к более раннему сроку, периоду игуменства прп. Иоанна, и в подтверждение цитирует опубликованный Церковным музеем Грузинского Экзархата пергаменный Афонский сборник, содержащий Житие прп. Евфимия, где нет сведений о чудесном обретении иконы в настоятельство прп. Евфимия, но говорится о том, что иверские монахи уже к началу правления прп. Евфимия, перед тем как «вступать в церковь... сначала преклоняли колена и творили молитву перед образом Божией Матери, что на вратах храма»     По мнению ученого, в том же году, когда икона была пущена по воде вдовой из Никеи, отшельник Гавриил (Натроев полагает, что он и подвизавшийся во время прп. Иоанна инок Гавриил - разные лица) по распоряжению игумена Афо Павла вытащил икону из воды и принес ее в монастырь (находилась в мон-ре Афо свыше 160 лет). Ок. 982 г. в связи с обустройством Иверон и возведением там кафоликона прп. Иоанн перенес икону «Портаитиссы» на ворота Иверон (Натроев. 1909. С. 94-105). Ж.-Б.-Ф. Питра предположил, что прп. Гавриил и визант. гимнограф Гавриил одно и то же лицо.     В наст. время общепринятым стало отождествление Гавриила, обретшего икону Портаитиссы, с Гавриилом, упоминаемым в Житии преподобных Иоанна и Евфимия Святогорцев.     За время игуменства прп. Евфимий приобрел для Иверон большие территории как на Афоне, так и за его пределами: Магулу монастырь Фессалоникийца во имя вмч. Пантелеимона, Сисик, вотчины Сисикского мон вблизи Иерисса  и др.             Типикон прп. Евфимия    По совету свт. Арсения Ниноцминдского и Иоанна (Грдзелисдзе) прп. Евфимий, оставив переводческую деятельность, отказался от настоятельства, отклонил предложение визант. имп. Василия II Болгаробойцы занять вакантную кафедру Кипрского архиепископа и перебрался в скит св. Евфимия, к-рый он приобрел в Фессалонике для Иверон Продолжая занимать должность епитропа в Великой Лавре, он и здесь стал вводить суровые правила Типикона Иверон, что вызвало недовольство монахов. Они выразили протест, имп. Константин VIII для ознакомления с обстоятельствами дела вызвал прп. Евфимия в К-поль, где 13 мая 1028 г. святой скончался в результате несчастного случая: его сбросил мул, напуганный нищим. Тело преподобного перевезли в Иверон и погребли в ц. св. Иоанна Предтечи

http://isihazm.ru/1/?id=1870

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010