В XVIII в. село принадлежало графам Фёдору и Ивану Андреевичам Остерманам. Их отец Андрей Иванович Остерман определял внешнюю политику России. Он был женат на Марфе Ивановне Стрешневой. После переворота, совершённого дочерью Петра I, Елизаветой Петровной, он был сослан в Сибирь, где и умер. Его сыновья Фёдор (1727-1804), генерал-поручик, действительный тайный советник, сенатор, и Иван (1725-1811), вице-канцлер и президент Коллегии иностранных дел, не имели детей. В XIX в. последней помещицей села была Тютчева. Церковь в честь Святителя и чудотворца Николая в селе существует издавна: она упоминается деревянной в окладных книгах патриаршего приказа в 1628 и 1654 г.г. В 1826 г. вместо обветшавшей деревянной церкви усердием прихожан построенная каменная церковь с каменной же колокольней. В храме первоначально было два престола: главный Святителя и чудотворца Николая и в тёплой трапезной – в честь святых и праведных Симеона Богоприимца и пророчицы Анны; в 1883 г. трапезная была расширена, в ней освящён ещё один престол, Апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В этом виде церковь существует и поныне. Главные святыни храма – 5 больших чудотворных икон Божией Матери. Из них одна, Иверская, - местная, остальные (два образа «Всех Скорбящих Радость», «Скоропослушница» и «Боголюбская») были принесены из других храмов при их закрытии во времена гонений. Под Иверской иконой Божией Матери установлена памятная доска с описанием чуда, происшедшего после крестного хода с этой иконой и молебна на окрестных полях: «В память избавления от червей, посланных Господом Богом на поля хлеба в июле месяце 1888 года. По молитвам же Царицы Небесной 21 июля птицы небесные сих насекомых поели. В благодарность оказанной милости установлено празднество сей Божией Матери 13 октября каждогоднее и тщанием прихожан в то же время положена новая риза позлащенная стоимостью во сто руб. серебром». Икона «Всех Скорбящих Радость», на которой Богородица изображена стоящей в полный рост, со скорбно-задумчивым ликом, обращенным влево, как при Кресте Господнем, принесена из с. Некоморно. Оно было в 2-х километрах на юго-восток от с. Новое и теперь уничтожено, земля распахана (сохранились лишь фундамент храма и несколько могил с кладбища). С появлением этой иконы в с. Некоморно связано чудо: слепой девочке было трёхкратное явление Богородицы с обещанием исцеления ,повелевающей найти Её икону, обмыть и этой водой вымыть глаза. Девочка рассказала сон матери и священнику. Стали искать и с большим трудом нашли в мастерской доску, с виду напоминающую икону. Изображение почти пропало, доску использовали как скамейку, на ней курили, ямка, прожжённая пеплом, до сих пор видна на шее образа Богоматери. Когда икону обмыли и этой водой умыли слепую девочку, она прозрела, а икона обновилась. Благодарные родители сделали на неё оклад.

http://sobory.ru/article/?object=00204

Иконы: Икона Иверской Божией Матери. Икона святаго евангелиста Иоанна Богослова. Эта икона по преданию была в Богословском монастыре, давно упраздненном, находившемся на Новом Городище. По упразднению монастыря, икона была перенесена в Успенский монастырь, а оттуда уже в эту церковь. Икона Господа Вседержателя. Замечательные по ценности сосуды и одежды на престоле и жертвеннике главнаго придела. Храмозданная грамота на построение каменной Преображенской церкви была дана в 1784 году, тогда же на прибрежном посаде левого берега Волги началось ее строительство. Преображенская церковь, больше известная среди горожан как Никольская, построена вместо двух стоявших здесь ранее храмов: деревянного во имя Николая Чудотворца и каменного в честь иконы Казанской Божьей Матери. После разборки Казанской церкви камень, оставшийся от этого храма, пошел на строительство нового здания. Сначала были возведены два теплых придела, сохранивших посвящения разобранных храмов. Сооружение же основного объема растянулось на долгих 30 лет - главный престол Преображения Господня освятили лишь в 1816 году. И только к 1843 году была завершена многоярусная колокольня. Это оригинальное сооружение, поставленное на низком берегу Волги в центре небольшой площади, сформированной по утвержденному Екатериной II новому регулярному городскому плану, сочетая в себе черты двух архитектурных стилей - барокко и классицизма, гармонично перекликается с архитектурой жилых и общественных зданий, окружающих его. Церковь имеет большое градостроительное значение, она украшает и дополняет береговую панораму Старицы. Церковное здание сильно пострадало после устройства в нем пекарни. Вокруг церкви - много исказивших ее фасады пристроек. В советское время храм лишился своих глав, небольшой главки на апсиде и шпиля на колокольне. Из Клировых ведомостей Старицкого уезда за 1828 год: Оная Преображенская церковь каменная, с приделами Казанския Божия Матери и Святителя Николая освященными, в твердости, утварию довольна, однокомплектная, опись утвари церковной и приходорасходныя деньгам книги имеются, земли пахатной и сенокосной неимеется, приходских дворов 80, в них мужеска пола 234, женска 301 душа.

http://sobory.ru/article/?object=02022

Пожар 1746 г. уничтожил оба храма «до основания». Через месяц после огненной беды прихожане «бьют челом» лаврскому начальству с просьбой разрешить им строительство новых деревянных церквей. В 1747 г. на прежнем месте была поставлена Ильинская церковь. Вместо сгоревшего Казанского храма срубили часовню, чтобы отправлять часы, утреню и вечерню, крестить младенцев и отпевать усопших. Через три года в 1752 г. часовню сменила новая Казанская церковь, просуществовавшая вплоть до 1958 г. Она была редким образцом деревянного храмового зодчества: едва ли не единственной во всем Подмосковье деревянной церковью ярусного типа. Церковь представляла собой высокий прямоугольный сруб, на котором располагались три последовательно уменьшающихся восьмерика. С востока к основному объему примыкал пятистенный алтарь, а с запада – трапезная с двускатной кровлей. Колокольни у Казанской церкви не было. Ее внутренне пространство было открыто на всю высоту. По мнению очевидцев, «церковь выглядела довольно благолепно». Храм снаружи был окрашен в розовый цвет, глава и крест позолочены. Стены внутри храма были покрыты «серым колером на масле и расписаны орнаментами», купол украшен живописью. В конце 1760-х гг. на приходе началось новое строительство в связи с принятым решением о возведении каменного Ильинского храма, действующего и ныне. Кирпич для него изготавливался на монастырском олифенном дворе. В 1773 г. строительство было окончено. Храм пророка Илии с приделом святителя Димитрия Ростовского освятил наместник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Павел (Зернов), сын подьячего Ильинской слободы и будущий архиепископ Казанский († 1815). В 1878 г. в церкви появился еще один придел, во имя Иверской иконы Божией Матери. Каменная Ильинская церковь – одна из красивейших в Сергиевом Посаде. По своей архитектуре она относится к стилю развитого барокко, повторяет трехчастную систему, характерную для большинства приходских церквей XVIII – XIX вв. По оценке известного советского архитектора и реставратора В.И. Балдина, она «выгодно отличается от других церквей города изяществом пропорций, тонким рисунком беленых порталов и наличников окон, ярко выделяющихся на темно-красном фоне ее стен, а также выразительным силуэтом кровли и стройного шатра колокольни».

http://sobory.ru/article/?object=61770

10 серпня 2006 р. 11:44 Смоленская икона Божией Матери [Стаття] 10 августа по новому стилю (28 июля ст. ст.) Православная Церковь отмечает праздник в честь одной из наиболее почитаемых на Руси икон — чудотворной Смоленской иконы Божией Матери, именуемой Одигитрией. 30 липня 2006 р. 19:45 Муромский Спасо-Преображенский мужской монастырь [Стаття] 2 августа состоится визит Святейшего Патриарха Алексия в Муромский Спасо-Преображенский мужской монастырь, который отмечает 910-летие со дня своего основания. В связи с предстоящими юбилейными торжествами Пресс-служба Московской Патриархии публикует материал об истории и сегодняшнем дни жизни одного из древнейших русских монастырей. 25 2006 р. 12:52 «Радуйся, Благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая» [Стаття] Во вторник Светлой седмицы Церковь установила празднование в честь одного из наиболее почитаемых в православном мире чудотворных образов Пресвятой Богородицы — Иверской иконы. 21 2006 р. 09:00 Пасха в Дахау, 1945 г. [Стаття] Воспоминания бывшего узника «R 64923», Глеба Александровича Рара († 2006). Настоящий рассказ был написан в 1998 г. на английском языке. Ниже приводится перевод, сделанный в 2006 году после кончины автора. 16 2006 р. 18:17 О Страстной седмице [Стаття] Каждый день Страстной недели — великий и святой, и в каждый из них во всех церквях совершаются особые службы. Богослужения Страстной седмицы особо величественны, украшены мудро расположенными пророческими, апостольскими и евангельскими чтениями, возвышеннейшими, вдохновенными песнопениями и целым рядом глубоко знаменательных, благоговейных обрядов. 11 березня 2006 р. 20:19 Неделя первая Великого поста, Торжества Православия: История праздника [Стаття] Статья посвящена истории установления празднования Торжества Православия в первую неделю Великого поста и рассмотрению состава богослужения в этот день 3 березня 2006 р. 18:04 4 марта — память всех преподобных отцов, в подвиге просиявших (переходящее празднование в субботу сырной седмицы) [Стаття] В сырную субботу Церковь воспоминает всех преподобных отцов, «в постничестве просиявшие светло, преподобно же пожившия», напоминая нам тем самым о предстоящем подвиге Великого поста и указуя примеры добродетельной жизни в лице великих постников — святых жен и мужей.

http://patriarchia.ru/ua/db/items/1264/p...

www.kaluga-eparhia.ru/abbats Трехпрестольный храм с приделами в честь Иоанна Воина и иконы Божией Матери “Утоли моя печали” был построен в 1740 г. гофмаршалом Д.А. Шепелевым. В 1777 г. в храме произошел сильный пожар, повредивший архитектурные украшения из белого камня и лекального кирпича. В 1889 г. в храме снова был пожар. В 1895 г. было получено разрешение от Калужского губернского правления о пристройке к храму трапезной с приделами. В 1896 г. храм был расширен устройством левого придела. Этот придел был устроен усердием прихожан и сторонних жертвователей. В 1908 г. проходила переделка главной части храма, на что следует донесение Калужскому губернатору; ремонт приостановлен в интересах сохранения ее как памятника древности. В 1927 г. храм закрыти. В дальнейшем в советское время в здании храма размещались цеха швейной фабрики. 21 сентября 1994 г. храм передан Епархии. Свято-Никольская церковь в Козельске на Белевской горке была построена в 1740 году на средства маршала Шепелева, который по завещанию и был в ней погребен. Храм был выстроен в итальянском стиле – фасады украшены орнаментами из белого камня и лекального кирпича. В конце 18 века храм горел, но был восстановлен. В конце 19 века церковь становится трехпрестольной, на пожертвования прихожан расширена трапезная. В храме хранились уникальные иконы древнего письма - святителя Николая и Иоанна Воина, и чудом уцелевшая во время пожара Иверская икона Божией Матери «Утоли моя печали». В 1927 году храм закрыли, позже переоборудовали под зернохранилище. В начале Великой Отечественной войны здание очень сильно пострадало. Его подожгли при наступлении немцев, так как там хранились документы НКВД. После войны в здании обустроили макаронную фабрику, а затем и швейный цех. Калужской Епархии здание передали в 1994 году в удручающем состоянии. Восстановление храма и организация приходской жизни начались тогда же. В восстановлении участвовали как прихожане, так и администрация города. Перекрыта железом кровля, восстановлена колокольня. Подарены 2 резных иконостаса. Обустроена просфорная, создана приходская библиотека.

http://sobory.ru/article/?object=07220

В дар новоосвященному храму Предстоятель Русской Православной Церкви передал список Шестоковской иконы Божией Матери. Затем в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря Святейший Патриарх Кирилл возглавил служение Божественной литургии . Летописи относят появление храма Усекновения главы Иоанна Предтечи Московского Новодевичьего монастыря ко времени основания обители, то есть к 1525 году. «Лета 7033…Тое же весны поставишя Новой монастырь Девичь у града Москвы за посадом близ монастыря святого Савы, а в нем церковь Пречистыя Богородици Одигитрия до Происхождение честнаго креста, да Прохор, и Никанор, и Тимон, и Пармен, да теплая церковь святый Амбросей Медиоламский, а вне монастыря церковь Усекновения Ивана Предтечи». Храм построили шатровый, пятиглавый, кирпичный. Располагался он около восточной стены Новодевичьего монастыря. Во время Отечественной войны 1812 г. Новодевичий монастырь был занят вражеской армией и подвергнут осквернению, а храм Усекновения был взорван. Решение о воссоздании храма Усекновения главы Иоанна Предтечи было принято председателем Правительства Российской Федерации, избранным Президентом России В. В. Путиным и Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом 6 мая 2012 года, когда они участвовали в церемонии возвращения в Новодевичий монастырь из Государственного исторического музея Иверской иконы Божией Матери. Возрождение храма было приурочено к празднованию 200-летия Отечественной войны 1812 года и победы. 8 июня 2012 г. в Новодевичьем монастыре состоялось совещание по вопросу реставрационного воссоздания храма. 11 сентября 2012 г., в день праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла у восточной стены Новодевичьего монастыря митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил освящение закладного камня восстанавливаемого храма. 23 марта 2015 г. благочинным Московской епархии был направлен циркуляр о сборе пожертвований на строительство во исполнение решения совещания викариев, благочинных, председателей отделов и комиссий Московской епархии от 10 марта 2015 г. о проведении акции «именные кирпичи».

http://patriarchia.ru/db/text/4555585.ht...

Закладка первого камня новой церкви состоялась 18 июня 1878 г. с благословения епископа Саратовского и Царицынского Тихона. Новый приход должен был вмещать 3500 прихожан. Для небольшого Саратова это было грандиозное культовое здание, самое величественное в городе. Строительство велось почти 4 года, «чин на освящение вновь устроенной каменной церкви» во имя Покрова Пресвятой Богородицы был совершен в июне 1881 г. В следующем, 1882 г., были освящены два придела: во имя иконы Казанской Божией Матери и во имя Святой Троицы. Освящение главного престола во имя Покрова Пресвятой Богородицы состоялось 20 января 1885 г. Его произвел епископ Саратовский и Царицынский Павел. В газетах того времени отмечалось, что новая церковь - одна из лучших в городе по своему внешнему и внутреннему убранству и украшению. По прошествии 10 лет, с 1891 по 1892 г.г., в приходе был произведен капитальный ремонт, построены хоры Покровского храма. Долгие годы при Покровской церкви не было отдельно стоящей колокольни. Средства на ее постройку нашлись только к 1897 г., тогда же состоялась закладка первого камня. Архитектором и куратором строительства был назначен уже зарекомендовавший себя с положительной стороны при строительстве Покровского храма А.М. Салько. Колокольня должна была быть самым высоким зданием в Саратове и состоять из пяти ярусов. Постройка колокольни шла долго, только в мае 1902 г. под колокольней был освящен храм в честь иконы Божией Матери «Иверская», и церковь Покрова в Саратове получила свой окончательный вид. В 1886 г. при Покровском храме в Саратове начала работу церковно-приходская школа, расположившаяся в отдельном здании на втором этаже, здесь же были открыты рукодельные классы и воскресная школа, на первом этаже находилась богадельня. С приходом новой власти все имущество церкви было национализировано, Покровский храм лишился здания бывшей приходской школы, двух домов для священнослужителей, приусадебных земель с хутором на 12 дворов. Все церковные книги, документы, метрические записи с 1860 г. были конфискованы советской властью. Само здание церкви до 1929 г. оставалось в собственности епархии и содержалось верующими, однако, уже к декабрю 1929 г. храм Покрова был закрыт.

http://sobory.ru/article/?object=06780

Храмовъ два: 1) деревянный во имя св. Троицы; 2) каменный во имя св. Александра-Невскаго (заложенъ въ 1894 г.). Две гостинницы для богомольцевъ. домъ. Монастырь владеетъ 268 дес. земли. Монахинь и послушницъ 70. Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи, 1908, стр.526 Троицкий Александро-Невский женский монастырь расположен на правом берегу реки Нудоль в 26 км к юго-западу от райцентра (г. Клин) и в 76 км на северо-запад от Москвы. В 1917 году в монастыре находились два храма: Троицкая деревянная зимняя церковь построена в псевдорусском стиле в 1890 году. (Разобрана в 1930-х гг.) Никольская каменная церковь с приделами Иверской иконы Божией Матери, прп. Тихона Калужского и вмц. Параскевы построена по проекту арх. И. П. Машкова в 1902-1905 гг. (ныне собор Александра Невского). Кроме этого, в обители с 1892 года по проекту арх. А. С. Каминского велось строительство большого пятикупольного каменного собора св. блгв. кн. Александра Невского, в котором предполагались приделы иконы Божией Матери " Скоропослушница " и вмч. Пантелеимона. Но из-за недостатка средств храм не был достроен, а в сер. ХХ века - разобран. За стенами обители в 1899-1900 гг. была построена на средства куп. П. П. Смирнова по проекту арх. И. С. Кузнецова деревянное здание монастырской церковно-приходской школы, в которой была устроена церковь ап. Петра и прмц. Евгении. Школа с храмом разобрана в 1924 году. В 80-х гг. XIX века бывший крепостной крестьянин Клинского уезда Федор Осипович Захаров, испытывая глубокую благодарность к императору Александру II и его преемнику Александру III, решил увековечить их имена созданием в сельце Акатово, принадлежащем ему, каменного храма во имя св. благоверного великого князя Александра Невского с женским общежитием на 12 человек, чтобы здесь возносились непрестанные молитвы об этих монархах. Кроме строений и земли в с. Акатово, Ф.О. Захаровым была пожертвована значительная денежная сумма на устройство общежития. После прохождения необходимых юридических процедур, в 1889 г. последовало официальное разрешение Святейшего Синода на создание обители, однако это решение не застало в живых Ф.О. Захарова, уже скончавшегося к этому времени.

http://sobory.ru/article/?object=08561

Основу иконостаса Александро-Невской ц. составлял ряд колонн коринфского ордера, между к-рыми располагалась алтарная преграда. Венчала иконостас резная золоченая арка в виде «нимба» с сиянием, опиравшаяся на портики пономарских дверей. Среди иконного ряда алтарной преграды значительный интерес представляли иконы местного чина: «Преображение Господне», «Взятие ангелами Божией Матери на небо», образ равноап. Марии Магдалины (св. покровительницы имп. Марии Феодоровны) и изображение св. Александра Невского, написанные Хозяиновым в 1816-1817 гг. Иконостас Александро-Невской ц. «стиля ампир, усвоенного русскою жизнью в александровскую эпоху», Дараган назвала «памятником подлинной художественной ценности... Отличительная черта этого русского стиля сказалась, между прочим, в обработке и передаче в дереве и деревянных строениях античных форм, пропорций и орнамента». Среди чтимых святынь в соборе хранилась икона св. кн. Александра Невского, подаренная в 1820 г. имп. Александром I. При церкви имелась б-ка (74 тома книг и духовных журналов), было открыто церковноприходское попечительство. К нач. XX в. штатный причт состоял из священника и псаломщика. Жалованье от казны причту не полагалось, а братский доход на причт составлял до 2 тыс. р. в год. В авг. 1920 г. прихожане получили все имущество Благовещенского храма в бессрочное и бесплатное пользование. В мае 1922 г. из храма были изъяты мн. литургические сосуды и нек-рые святыни, в т. ч. риза с местночтимой Иверской иконы Божией Матери. В нач. 30-х гг. XX в. храм был закрыт. В 1934 г. газ. «Красноярский рабочий» сообщала: «Громадное казарменной архитектуры здание капитально реконструируется: сносятся купола, колокольни, взамен которых здание покроет крыша. Внутри здания будут проведены работы по отоплению, освещению. Бывшая церковь превратится во вполне благоустроенное помещение, специально приспособленное под пушную базу Востсибпушнины». В результате купольные завершения храма и колокольня были разрушены, церковь утратила все элементы внутреннего убранства. В советские годы в храме размещался пушно-меховой склад Красноярской конторы «Сибпушнина».

http://pravenc.ru/text/2458971.html

Внутренняя площадь храма неправильно-крестообразная. Алтарь от храма в главном приделе отделяется каменною стеною, в приделах - одними иконостасами. Приделов в храме два: с правой стороны - во имя св. Николая, с левой - во имя св. муч. Флора и Лавра; построены они одновременно с храмом. Над престолом в Михаило–Архангельском алтаре устроена сень на четырех деревянных резных столбах, в верху сени помещена большая икона св. Троицы. За престолом, на горнем месте, помещается большой деревянный крест с изображением распятия. Иконостас в главном храме четырехъярусный с вызолоченною резьбою по темно-синему фону. По преданию, иконостас пожертвован в Красную Горку из одного Московского собора при построении церкви, о чем будто бы имеется надпись на обратной стороне иконостаса, но надпись не найдена. Первоначально иконостас имел большие размеры, так что не мог поместиться в храме, поэтому некоторые части его края были отпилены. Следы отпилов по краям и отсутствие симметричности заметны и теперь. Царские двери резные, вызолочены… Особым уважением прихожан пользуются иконы: Иверской Божией Матери, усердием прихожан выписанная с Афона в 1884 г.; св. преп. Марона и св. муч. Харлампия; Божией Матери «Скорбящей», св. преп. Зосимы и Савватия, св. вмч. Пантелеимона, св. свм. Власия, св. муч. Флора и Лавра и свят. Николая чудотв., ризы на всех иконах посеребрянные; серебряная риза имеется только на иконе Божией Матери «Скорбящей». Прихожанами особо почитается алебастровое лепное изображение Спасителя, сидящего в темнице. Почти вся церковная утварь приобретена или в конце XVIII или вначале XIX ст. На южной стороне с. Красной Горки находится ключ Городище, сливающийся с ключом Винным или Поповым Гульбищем. На ключе построена часовня, в которую летом стекаются богомольцы. С 1885 г. причт состоит из 2 священников, диакона и 2 псаломщиков. Причт получает содержания от казны: 1-й священник 160 руб., 2-й 106 руб., 1-й псаломщик 53 руб. и 2-й 40 руб. От прихожан получается: доходы от треб до 600 руб., руги с 600 венцов - по 1 пудовке овса с венца. Причт получает проценты с 300 руб., положенных на помин. Причт помещается в четырех деревянных церковных домах.

http://sobory.ru/article/?object=14841

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010