Хотя внутреннее убранство церкви было выполнено по эскизам другого художника, оно составляло гармоничное целое с его архитектурными формами, образуя единый и целостный ансамбль. Храмовый иконостас был изготовлен из полированного дуба в «русско византийском» стиле, а его иконы «фряжского письма» выделялись на золоченом фоне. Церковь имела шесть престолов – три в верхнем и три в нижнем этажах. В верхнем этаже помещались следующие престолы: главный – Воскресения Христова, правый – Св. равноапостольной княгини Ольги в память матери митрополита, левый – Иверской Божией Матери. В нижнем этаже: центральный – Покрова Богородицы, правый – Св. преподобного Макария в честь ангела отца митрополита Иоанникия, левый – в честь небесного покровителя заказчика – Св. Иоанникия Великого. Облачения священнослужителей были выполнены из дорогой парчи, а вся утварь – из серебра. 12 июня 1894 г. храм был торжественно освящен в присутствии митрополита Иоанникия и других церковных иерархов, при пении хора архиерейских певчих и многолюдном стечении верующих. К числу наиболее чтимых образов церкви относились две иконы Богоматери: Иверская и «Взыскание погибших». Они были выписаны с Афона в 1872 и 1880 гг. и помещались в серебряных ризах. В 30-е годы XX в. Покровская церковь была закрыта, а в 1945 г. – взорвана. До наших дней от храмового ансамбля сохранилась одна из причтовых построек, но она находится в заброшенном состоянии. Источник: В. Неделин " Архитектурные древности Орловщины (ушедшее) " . Стр. 117. Село Вышнее Скворчее отстоит от г. Тулы в 182 вер., от г. Новосиля в 25 вер, и в 12 вер. от станции „Залегощь” Орловско-Грязской желез. дороги; мимо села, около самой церкви, протекает маленькая речка Скворка, по которой и само село получило свое название: прибавка же „Вышнее” дана ему в отличие от другого села „Нижнего” Скворчего, находящягося ниже по течению упомянутой речки Скворкн. Село находится в низменной местности. Время образования этого прихода неизвестно. Приход состоит, кроме села, из деревень: Скворчее-Хитрово. Скворчее-Петрово, Ольховец и Николаевка. Прихожан в настоящее время муж. пола 1011 душ и жен. пола 1080 душ.

http://sobory.ru/article/?object=42987

Внушительные, несколько тяжеловесные формы собора «как бы вырастают из земной тверди; создателям удалось достичь необычного сочетания визуальной устойчивости с ощущением внутреннего напряжения, скрытой энергии. Фасады декорированы в духе русского стиля, в завершениях храма и колокольни чувствуются византийские влияния». Алтарь сложно трёхчастен. Изначально стены снаружи были оштукатурены. Покровский собор – второй из 17 монастырских соборов Уфимской епархии, уцелевший во время советских погромов (первый – собор Успенского монастыря в Уфе). В конце 1917 г. монастырский хутор был разграблен. В начале 1920-х гг. монастырь закрыт, имущество реквизировано и расхищено, обитель преобразована в «трудовую коммуну», тем не менее, до 1924 г. церковь продолжала действовать. В последующем (до 1952 г.) в зданиях размещались: склад, колония, ШКМ, школа трактористов, а во время ВОв – детдом для эвакуированных детей. Примерно в 1940-е гг. разрушены до основания две малые монастырские церкви – верхняя и нижняя. Деревянные монастырские корпуса разобраны и отвезены в Фёдоровку, Дедово под разные учреждения. В 1971-76 гг. на земле монастыря построен пионерский лагерь «Ашкадар». Среди разгромленных руин чудом найден надгробный памятник Эннатским – Дмитрию Васильевичу (1840-86) и Софии Владимировне (урожденной Россинской) (1849-99); ныне он водружён на постамент недалеко от южной стены предположительно у мест их последнего упокоения. По ходатайству еп. Никона 19 июля 2000 г. Священным Синодом Русской Православной Церкви было благословлено открытие на территории поруганной женской обители Покровского мужского монастыря для возрождения в нём монашеской жизни. В 2002 г. приходам церквей во имя Казанской иконы Божией Матери г. Мелеуза и с. Фёдоровки был временно придан статус подворий Покровского монастыря. В настоящее время в монастыре проводятся многочисленные строительные работы: это храм иконы Божьей Матери (Иверской), храм княгини Ольги, Николо-Бондаревский скит, крестильный храм князя Владимира, большой трапезный храм архангела Михаила. Собор заново расписан стенописцем Никаноровым Владимиром Васильевичем с дочерью. К северо-востоку от обители в овраге на берегу р. Ашкадара сохранился монастырский источник.

http://sobory.ru/article/?object=28158

С 1943 по 2005 годы иконостас был двухъярусный. На белом фоне, украшенном гипсовой лепкой с позолотой, в нижнем ряду, справа от алтарных Царских Врат, находилась икона Спасителя в полный рост, за ней — храмовая икона Воскресения Христова. На южной боковой алтарной двери располагался образ Архистратига Михаила с огненным мечом в правой руке. Далее висела большая икона святителя Николая, прямо над левым клиросом. На задней стене левого клироса находилась чудотворная икона Иверской Бо­жией Матери, писанная на Афоне в Русском Пантелеимоновском монастыре. Слева от Царских Врат на ико­ностасе располагались Валаамская икона Божией Матери и икона По­крова Пресвятой Богородицы. Много трудов на реконструк­цию храма и обретение им нового благолепия положил протоиерей Виталий Веселый. Он переобору­довал иконостас, заменив старый двухъярусный на трехъярусный. В центральной части храма в 2008-2009 годах была произведе­на роспись потолка и задней стены храма братьями Олегом Телицыным и Виталием Душиным. В простен­ках окон были размещены иконы, принадлежащие старому иконоста­су нижнего яруса. Так, в простенке последнего окна слева находится икона Покрова пресвятой Богородицы. Перечислим особо почитаемые большие иконы на левой стене центральной части храма. Среди них есть две, которые по харак­теру письма являются католи­ческими. Это икона «Распятие Господне» и икона Пресвятой Богородицы, на коленях которой сидит Младенец-Спаситель со скрещенными ножками. Напротив заняла место икона особо почитаемых воинов-мучеников: великомученика Георгия Победоносца, мученика Иоанна Воина и великомученика Димит­рия Солунского. Далее, по направлению ко входу, находится очень большая по размерам икона пророка Илии. Таких больших образов в храме во­семь — по четыре на каждой стене. За иконой пророка Илии следует икона великомученицы Варвары, а за ней — святителя Димитрия Ростовского, наконец, ближе всех к задней стене, слева — икона ар­хангела Гавриила в полный рост, как и все остальные изображения. На противоположной сте­не, справа, напротив колонны находится икона Воскресения Христова, которую написал в 1997 году для алтаря храма Ни­колай Александрович Капинос.

http://sobory.ru/article/?object=20051

При подъезде к селу Жестылёво со стороны Дмитрова, виден уникальный пейзаж, от красоты которого невольно перехватывает дыхание. Подмосковные просторы, лес, перелески и уходящая вдаль дорога... И вдруг, откуда ни возьмись, перед путником возникает озёрная гладь водохранилища и на холме возвышающийся белоснежный храм с позолоченными куполами. В водной глади огромного водохранилища и небольшого пруда, что возле храма, отражаются маковки с позолоченными главками и крестами храма Покрова Пресвятой Богородицы. Село, что вольготно расположилось на высоком холме, старинное. Известно, что в конце XVI века Жестылёво состояло из 14 крестьянских дворов, а в деревянной Покровской церкви был " поясной деисус из семи икон, икона Рождества Пресвятой Богородицы " с деяниями на золоте " , икона Богоматери Одигитрии, икона Святителя Николая " с деяниями на золоте " . На святом престоле находился благословляющий деревянный крест, обложенный медью, рукописное Евангелие, обложенное медными изображениями евангелистов. При храме были выделенные кельи, в которых жили нищие, питающиеся " от церкви Божией " . Этот храм не дошёл до нашего времени - его сожгли поляки в годы Смутного времени. На протяжении XVIII-XIX вв. на месте сожжёного храма строились часовни, сменяя друг друга из-за ветхости. В 80-х гг. XIX века крестьяне стали писать прошения, чтобы им разрешили перестроить деревянную часовню в церковь. После того, как было получено, наконец-то положительное решение, " всем миром " стали жестылёвцы строить в своём селе храм. В Афонском Иверском монастыре на средства крестьянина Григория Демидова были приобретены две иконы - Иверской иконы Божией Матери и святого великомученика Пантелеймона. В ноябре 1890 года Покровский деревянный храм освятили, а в 1891 году пришло разрешение при храме отвести место для кладбища. Итак, в Жестылёве появилась церковь. " Построена в 1890 году тщанием прихожан. Зданием деревянная, с таковою же колокольнею, крепка, крыта железом " , - сообщает " Клировая ведомость " 1899 года.

http://sobory.ru/article/?object=01843

Время безжалостно к строениям, но еще в конце XIX века епископ Таврический и Симферопольский Гермоген видел внутреннее убранство церкви таким: «В церкви замечательны древние, выбитые на стенах изображения: на горнем месте - Спасителя, а по сторонам Его - 12 апостолов, по 6 на каждой, над жертвенником - Иоанна Крестителя с агнцем на руках, на южной стене - святителя Николая Чудотворца с книгою в руке, под куполом - лик Господа, близ входа в храм на северной стороне - святого великомученика Георгия на коне. Храм небольшой, но очень прочен...». Храм был расписан удивительно красивыми фресками, фрагменты которых сохранились до наших дней. В 1927 году средневековые храмы Феодосии осматривала реставрационная комиссия, в состав которой входил русский художник и искусствовед И.Э. Грабарь. Он предположил, что некоторые фрески храма Иоанна Предтечи принадлежат кисти знаменитого византийского живописца Феофана Грека (1340-1405), выдающегося мастера фрески, иконописи, миниатюры. В 70-е годы XIV века он работал в России. Сохранились выполненные им иконы в Благовещенском соборе в Москве и фрески церкви Спаса-на-Ильине в Новгороде. С храмом Иоанна Предтечи связано еще одно историческое событие, еще одно имя. Осенью 1474 года в Кафу прибыл русский путешественник Афанасий Никитин, возвращавшийся на родину в Тверь из далекой Индии. В «Хождении за три моря» он писал: «Море перешли, да занесло нас к Балаклаве, и оттуда пошли в Гурзуф, и стояли мы там пять дней. Божиею милостью пришел я в Кафу за девять дней до Филиппова поста (Бог-Творец!). Милостию Божией прошел я три моря». В то время причал и главные ворота города находились у генуэзской крепости. Тому, что произошло после, нет документальных подтверждений, но предание утверждает, что Афанасий Никитин увидел церковь Иоанна Предтечи и услышал пение молитв. Поскольку отважному путешественнику долгое время пришлось жить среди людей, исповедовавших буддизм и мусульманство, то он с радостью молился в храме, благодаря Бога о своем благополучном возвращении.

http://sobory.ru/article/?object=06270

Иоанн Добролюбов «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных». Том 4, Рязань, типография В.О. Тарасова, 1891 г. Первый деревянный храм в Спасс-Леоновщине (село Спасское) появился в 1706 году. Церковь была возведена по прошению владельца имения стольника Ивана Иванова сына Леонтьева в его поместье, что располагалось в Крутинской волости Коломенского уезда, по благословению Коломенского и Каширского епископа Антония (Одиновича). По прошествии чуть более 80-ти лет этот храм обветшал и требовал срочного ремонта или сноса. Прихожане села Спасское и близлежащих деревень, входивших в приход, решили так и поступить. В мае 1792 года инициативная группа во главе с бурмистром села Спасское Ермолаем Ивановым обратилась к епископу Коломенскому и Тульскому Афанасию (Иванову) с прошением на разрешение строительства нового храма прежнего храмонаименования с приделами Архангела Михаила и Флора и Лавра. При возведении планировалось использовать часть материалов от старой, обветшавшей церкви. 20 мая 1792 года была выдана храмозданная грамота а 16 июня этого же года церковь " была обложена с надлежащим молитвословием " , как рапортовал благочинный Никита Варфоломеев, иерей Воскресенской церкви села Дединова. 11 июня 1795 года церковь была освящена протоиереем Павлом Озерковским. Храм был деревянным, на каменном фундаменте, снаружи обит тёсом. На главке - восьмиконечный крест, сделанный из красной меди и вызолоченный через огонь. Церковь внутри была обита холстом и расписана масляными красками. В 1807 году рядом с церковью Преображения Господня построили каменную церковь во имя Троицы Живоначальной. По сохранившимся документам, этот храм был довольно небольших размеров и указывался как " непоместительным " . Из-за этого его вскоре разобрали (в 1857 г.), а на его месте возвели новую Троицкую церковь с двумя приделами в честь Успения Божией Матери и Архистратига Михаила. Была она пятиглавая, с вызолоченными крестами. Её освятили в честь Живоначальной Троицы в 1868 году, а в 1869 году освятили её приделы: правый - в честь Успения Пресвятой Богородицы и Иверской иконы Божией Матери, а левый - в честь Архистратига Михаила и святителя Николая Чудотворца. В 1913 году в ней было устроено центральное водяное отопление и проведена реконструкция церкви. При Троицкой церкви находилась трёхъярусная колокольня с пятью колоколами. Оба храма были обнесены каменной с железными решётками, оградой. Настоятелем храмов в те времена был Михаил Иванович Чальцов. Он прослужил 50 лет (с 1848 г.), награждён многими церковными и светскими наградами, много сделал для благоукрашения сельских храмов и развития образования на приходе.

http://sobory.ru/article/?object=22413

В соборном храме Введения Пресвятой Богородицы во храм хранился также и ковчег с частью мощей другого основателя обители, святителя митрополита Алексия. Кроме этих святынь Введенский собор хранил много других древних и досточтимых святых икон. Особенно чтилась жителями города Серпухова храмовая чудотворная икона Введения Богоматери, написанная в 14 веке и украшенная драгоценным окладом древней работы. В храме находился чудотворный образ святого Иоанна Воина и икона Владимирской Божией Матери, запрестольный образ Богоматери «Умиление» древнего письма, Нерукотворенный образ Христа Спасителя, иконы св. Георгия Победоносца, святителя Николая Чудотворца и св. Алексия, митрополита Московского. Не менее привлекали внимание богомольцев и любителей православной древности и три находящихся в соборе старинных складня, один из которых помещался над царскими вратами, два других - на правом и левом столпах храма. К северной стороне Введенского соборного храма Владычной обители примыкала древняя каменная церковь 15 века во имя трех святителей московских: Петра, Алексия и Ионы. Под ним находилась усыпальница с древними каменными надгробиями. Третий храм обители - двухярусная церковь во имя св. великомученика Георгия Победоносца, который всегда был особенным покровителем Владычного монастыря. К северной стороне Георгиевской церкви был пристроен придел во имя св. царевича Дмитрия, воздвигнутый повелением царя Василия Ивановича Шуйского. Этот придел - один из первых, если не первый в России храм, посвященный св. Дмитрию. Помещающийся же в этом приделе храмовый чудотворный образ св. Дмитрия представляет самое первое и самое верное изображение царевича. Под Георгиевском храме в нижнем ярусе прежде была монастырская хлебопекарня, а с 1818 года там помещалась церковь во славу Вознесения Господня. Под приделом св. Дмитрия в 1840 году устроен придел во имя св. Николая Чудотворца. Храмовая икона святителя чудесным образом явилась в упомянутой хлебопекарне. Пятый храм Владычного монастыря, посвященный Нерукотворенному образу Спасителя, находился над монастырскими вратами. Церковь была построена в 16 веке по благословению патриарха Иова, грамота которого хранилась в обители. Святынями храма были храмовый образ Нерукотворенного Спаса и икона Иверской Божией Матери, привезенная с Афонской горы архимандритом Ксенофонского монастыря Матфеем.

http://patriarchia.ru/db/text/30218.html

Старец покидал свою келью для посещения церкви. Новым явлением в этом периоде жития Александра Благословенного по сравнению с предшествующим была близость Томского Богородице-Алексеевского монастыря и резиденции главы епархии – епископа. В ограде этого мужского монастыря располагалась домовая архиерейская церковь – Крестовая. Вначале подвижник любил посещать именно эту церковь . Преосвященный Парфений (Попов), который знал старца до его переезда в Томск, предложил ему стоять на службе в моленной комнате епископа рядом с алтарем 918 . Предложение это заслуживает пристального внимания исследователей, т. к. несомненно свидетельствует об особом отношении томского владыки к ссыльному Феодору Кузьмичу. Особое отношение сложилось у епископа Парфения, возможно, не только в силу духовных даров старца (ибо духовное состояние его этот архиерей в какой-то момент даже поставил под сомнение – не прелесть ли это 919 ), но из предположения или знания о происхождении подвижника. Однако Феодор Кузьмич со свойственным ему смирением «отказался от этой чести и всегда становился у печи, на одном месте, а когда стал замечать, что на него обращают большое внимание, то совсем перестал ходить в эту церковь » 920 . Понятно, что в небольшой домовой церкви архиерея подвижник был слишком на виду, поэтому он отдает потом предпочтение большей монастырской церкви Казанской Божией Матери 921 , посещаемой многими местными и приезжими богомольцами. Отмечаются также в источниках частые посещения старцем часовни Иверской иконы Божией Матери 922 . Келейно, у себя, Феодор Кузьмич молился иногда не один, а с посетителем. Об этом говорит, в частности, случай, рассказанный архимандритом Ионой (Изосимовым), настоятелем Томского Богородице-Алексеевского монастыря. Один странствующий монах попросил старца записать для него (монаха) понравившуюся ему молитву. (Из этого следует, что гость слышал эту молитву.) Феодор Кузьмич дал ему на следующий день печатный текст той же молитвы. Томичи считали, что печатный текст появился чудесным образом в связи с тем, что подвижник скрывал свой почерк. На наш взгляд, печатный текст свидетельствует о более раннем появлении молитвы у старца. Так или иначе, но благодаря этому случаю в архиве монастыря сохранился текст этой молитвы, составленной самим святым либо особо предпочитаемой им. Приводим текст полностью в том виде, в каком архимандрит передал его, в числе других материалов, кружку томских почитателей Феодора Кузьмича:

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Время основания Николо-Перервинского мужского монастыря точно неизвестно, предположительно, XV в. Местность, где расположен монастырь издавна носит название Перерва (или Прерва) в связи с тем, что русло реки Москвы в этом районе меняло свое место, старое русло переставало быть проточным, и течение реки в старом русле прерывалось. История его прослеживается по документам с 1623 г. Монастырю принадлежали Иверская часовня с Иверской иконой Божией Матери (разрушена в 1929 г.) и часовня в дер. Выхине (сломана после 1917 г.). Калужская (за Калужскими воротами) и Серпуховская (у Серпуховских ворот) часовни во второй половине XIX в. были уступлены Николо-Перевинским монастырем Ферапонтову Лужецкому монастырю Можайского уезда Моск. губернии (ныне они разрушены). На протяжении 300 лет история монастыря связана с пребыванием тут знаменитых деятелей русской церкви. Жизнь монастыря конца XVII в. связана с частыми посещениями его десятым и последним перед 1917 г. Патриархом Московским и всея Руси Адрианом (1635-15.10.1700). Неоднократно совершая в монастыре богослужения, заботясь о нем, Патриарх Адриан построил здесь в 1696 -1700 гг; соборный храм св. Николая. Кончина его также произошла здесь, похоронен он был в Успенском соборе Кремля. Надвратный храм Толгской иконы Божией Матери построен в 1733-1735 гг. В 1775 г. при монастыре учреждена Перервинская семинария. Период истории монастыря конца XVIII-haч. XIX в. связан с именем митр. московского Платона Левшина (29.6.1737-11.11.1812). На территории обители им был выстроен двухэтажный митрополичий дом (1807 г.). В 1812 г. монастырь был занят французами, но мало пострадал, так как драгоценные предметы были вывезены или частью скрыты. В XIX в. выстроены корпуса келий и каменная ограда. В конце XIX в. в монастыре была выстроена еще одна церковь - домовая во имя св. прав. Никодима. Монастырь был закрыт, вероятно, в конце 20-х гг., но богослужение в старом соборе совершалось до 1940 г. Впоследствии многие здания были перестроены, купола храмов - сломаны, монастырский комплекс был занят заводом металлической и пластмассовой игрушки. В 1970-х гг. весь комплекс монастыря был занят заводом металлорежущих станков. В 1990-х гг. появились планы передать монастырь Патриархии. Церкви были переданы Толгская надвратная церковь и Никольский собор.

http://sobory.ru/article/?object=03495

Казанская церковь – одна из немногих действовавших и не закрывавшихся церквей в годы гонений ХХ века. В ней совершали богослужения многие ревностные архипастыри и пастыри Русской Православной церкви. Из числа настоятелей известен священник Александр Лебедев, ревностно служивший в этой церкви 36 лет (с 1863 по 1899 годы). Погребен был близ главного алтаря. До 1908 г. в церкви служил протоиерей Федор Тихонравов, сохранилась его фотография с прихожанами. С 1946 г. по 1948 г. в сане диакона здесь проходил служение будущий настоятель Ильинской церкви города Сергиев Посад протоиерей Тихон Пелих. В 1953 году настоятелем храма был назначен архимандрит Герман (Красильников). Здесь он прослужил 33 года. Человек глубокой веры, высокой духовной жизни, отец Герман всю свою жизнь чувствовал водительство Промысла Божия, который особенно проявился в необычном призвании его к монашеству. В 22 года, будучи учителем биологии в школе, он смертельно заболел и дал обет Богу в случае выздоровления принять постриг. Исцеление он воспринял как знамение Небесного благословения. Вскоре он был пострижен в мантию и рукоположен – сначала во диакона, а затем – во пресвитера. Архимандрит Герман ревностно исполнял свои пастырские обязанности; истово и молитвенно, почти ежедневно, особенно в Великий пост, совершал богослужения; торжественно и благоговейно служил молебны с чтением акафиста Божией Матери пред чтимой Иверской Ее иконой. При нем был храм полностью отремонтирован, позолочен купол колокольни, укреплен фундамент устроено отопление. Отец Герман скончался в 1985 году и похоронен близ главного алтаря, рядом с могилой протоиерея Александра Лебедева. На его кресте надпись «Христос моя сила». После архимандрита Германа настоятелем стал протоиерей Михаил Нейгум, один из составителей книги «Сокровищница духовной мудрости». Скончался в 2002 году и был похоронен на приходском кладбище. На его могиле почитатели построили часовню. В 1998 году настоятелем храма был назначен протоиерей Иаков Лопухович из рода потомственных священнослужителей. За короткое время усердием настоятеля и прихожан сделано немало: промыта роспись храма, восстановлена роспись центрального купола и фрагменты стенописи, проведены и другие работы по украшению храма и благоустройству его территории.

http://sobory.ru/article/?object=00070

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010