Из опубликованных Д. Евтихиевым сведений, сопоставленных с данными натурного обследования памятника, выявляется характер выполненной реконструкции бывшего монастырского дома. Его частично сохраненные кирпичные стены были дополнены сложенными из обтесанных бревен деревянными стенами с западной и северной стороны. В образованном таким образом объеме здания, как сообщает его «описание», были размещены: в северной части кельи для послушниц, а в западной – паперть и хоры. Как сообщает Д. Евтихиев, помещение собственно церкви (храмовой части без притвора) получило продольный размер в восемь саженей и один аршин (около 17.75 м), и ширину, равную семи саженям и одному аршину (около 15.62 м). К моменту составления «описания» здание сохраняло полученные при реконструкции четыре входа с крыльцами: два на северном фасаде (на крайних западной и восточной осях) и по одному на западном и южном (на крайней западной оси) фасадах. Фотоснимки Иверской церкви 1880-х годов, дополняющие сведения приведенного «описания», показывают, что объем здания (над его храмовой частью) был изначально завершен шатром, установленным на крупном двухъярусном восьмигранном барабане. Такую же форму несколько меньшего по размеру завершения получила и алтарная (композиционно не выделенная) часть здания. Конструктивное устройство барабанов, выполненных из дерева для удешевления строительства и облегчения веса, предполагало, судя по наличию на их гранях восьмигранных (в описании названы круглыми) оконец, пропуск света для лучшего освещения интерьера церкви. Об этом свидетельствует и сохранившийся в перекрытии здания значительный по размеру восьмигранный проем, в прошлом представлявший собой основание светового барабана. В несколько однообразной архитектурной декорации оштукатуренных фасадов церкви доминируют обрамления высоких с трапециевидными перемычками окон. Они имеют вид широкой рамы «ушастого» типа с мелко профилированным двускатным навершием, дополненным небольшими «плечиками». Нижние части оконных наличников опираются на профилированную тягу, протянутую по верху цоколя вокруг всего здания.

http://sobory.ru/article/?object=15134

Прошло два столетия после кончины Никейского пришельца, как иноки Иверской обители, однажды вечером, увидали на море пламенный столп, касавшийся вершиной своей неба. В ужас и удивление впали они, когда увидали это чудесное явление, которое повторялось несколько дней и ночей. Тогда из всех окрестных обителей иноки собрались на берег морской и увидели огненный столб, стоявший над иконою Божией Матери; но чем ближе подходили они к морю, тем более икона удалялась от них. Тогда все собрались в храм и со слезами молили Бога, чтобы Он даровал им сие неоценённое сокровище – святую икону Пречистой Его Матери. Господь услышал их молитву. В то время в Иверской обители был старец Гавриил, родом грузинец; он отличался строгой жизнью и кротостью нрава. Ему явилась во сне Пресвятая Богородица, сияющая небесным светом: «возвести настоятелю и братии», сказала ему Матерь Божия, «что Я хочу даровать им икону Мою в помощь и покров, поди в море и ступай с верой по волнам морским». Старец, пробудившись от сна, впал в ужас от такого видения и немедленно объявил о сем настоятелю и братии. Тогда все иноки Иверской обители с пением и молитвословием вышли на берег морской и старец Гавриил вошёл в море, и к удивлению всех, чудесным образом, пошёл по водам, как по суше, и принял святую икону Божией Матери, стоящую на волнах морских. Как только принесена была на берег чудотворная икона, иноки три дня и три ночи совершали пред ней усердные молитвы и все были проникнуты глубоким чувством умиления к сему видимому покровительству Божией Матери. После того икону внесли в соборную церковь и поставили в алтаре. На следующий день, пред заутреней, инок, зажигавший в храме лампады, не нашёл в нём новоявленной чудотворной иконы. После тщетного искания, иноки нашли её над вратами монастырскими. Такое перемещение чудотворной иконы повторялось нисколько раз. Наконец, Пресвятая Богородица снова явилась тому же старцу Гавриилу и сказала ему: «объяви настоятелю и братии, что Я хочу быть вашей хранительницей, как в настоящей жизни, так и в будущей. Да уповают на милосердие Сына Моего и Владыки все иноки, которые на горе сей будут жить добродетельно, с благоговением и страхом Божиим. Я испросила у Него сей дар, и се вам знамение: доколе будете видеть икону Мою в обители сей, дотоле благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеют». Братия, услышавши от старца Гавриила о таком чудном видении, построили над вратами обители храм во имя Пресвятой Богородицы и в нём поставили Её чудотворную икону. С этого времени она пребывает доселе на этом месте, потому и называется Портаитиссой или Вратарницей, а по имени обители – иконой Иверской. Эта чудотворная икона Божией Матери почитается самым драгоценным сокровищем не только Иверской обители, но и всей Афонской горы, которая покровительством Божией Матери всегда была спасаема и сохраняема от бед и скорбей.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Спустя два года в Санкт-Петербурге, с согласия и при поддержке Дома Иконы, вышла брошюра того же содержания, издание Православного Вестника, «Покаяние» 2. Праздник десятилетия явления Иконы явился апогеем Ее почитания. Он был торжественно отмечен в Свято-Николаевском соборе Монреаля Митрополитом Виталием, многочисленным духовенством и приехавшими отовсюду гостями. С большим подъемом был пропет акафист Иверской Иконе Божией Матери всем духовенством посреди церкви во время всенощной. После литургии Дом Иконы предложил всем гостям обильный буфет. Днем брат Иосиф принимал у себя поздравления до поздней ночи. О. Павел Ивашевич смог тогда взять у брата Иосифа интервью, которое было напечатано в «Православной Руси». Это благодатное торжественное празднество стало апофеозом глубокой благодарности, благоговейной признательности и величания славы нашей всемилостивой Владычицы. Нераздельно с Ней праздновали и Ее преданного и верного избранника-хранителя Иконы, в окружении которого в этот день особенно ощущалось духовное ликование. Отметим, что в повседневной общественной жизни брата Иосифа большое значение имел телефон. Брат Иосиф отвечал на вопросы и давал советы по телефону, утешал и обещал молиться перед Иконой, он вел и окормлял многих своих духовных чад, проповедывал, комментируя злободневные события. Он также посещал больных с Иконой на дому, в больницах и в домах престарелых. Люди всегда с радостью возили его с Иконой в Церковь или туда, куда ему было нужно. После этого в машине долго оставалось благоухание от Иконы и счастливое чувство благодати. Перед каждым путешествием он молился и земно кланялся, испрашивая у Божией Матери благословение, без которого ничего не предпринимал. Брат Иосиф держал Дом Иконы в курсе своих передвижений и иногда звонил из дальних стран. Были короткие поздки на 2–3 дня (суббота, воскресение или какой-либо праздник), обыкновенно, в Восточные США. Были и более далекие путешествия, за океан, организованные приглашающим приходом. Все заранее испрашивали благословение у Митрополита на приезд Иконы. В последнее время, из-за отдаленности местожительства Митрополита и более редкого с ним общения, брат Иосиф получил от него доверенность, чтобы самому составлять расписание своих коротких путешествий на весь год с условием посещать лишь приходы РПЦЗ.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/monreals...

Можайское. Казанской иконы Божией Матери, моленная (1995), Древлеправославная Поморская Церковь Нижнемарьино. Николая Чудотворца, старообрядческая моленная (2011), Русская Древлеправославная Церковь (РДЦ) Прогорелое. Казанской иконы Божией Матери, церковь (1910), Петропавловское благочиние Старая Криуша. Рождества Пресвятой Богородицы, церковь (1863), Петропавловское благочиние Забайкальский край Доно. Николая Чудотворца, церковь (1851), РПСЦ, Иркутско-Забайкальская епархия Харагун. Андрея Первозванного, церковь (2014), Читинское благочиние Черемхово. Николая Чудотворца, церковь (1910), утрачена . Чита. Аввакума протопопа, церковь , РПСЦ, Иркутско-Забайкальская епархия Ивановская область Вичуга. Николая Чудотворца в Новой Гольчихе, церковь (1868), утрачена . Вишня. Покрова Пресвятой Богородицы, церковь Золотилово. Василия Великого, церковь (1895), РПСЦ, Нижегородско-Владимирская епархия Золотилово. Василия Великого (старая), церковь (1914), утрачена . Кинешма. Неизвестная моленная (1798), утрачена . Мугреевский. Святоезерская Иверская пустынь. Церковь Казанской иконы Божией Матери (1904), Монастырское благочиние Пестяки. Троицы Живоначальной, церковь (1905), утрачена . Приволжск. Казанской иконы Божией Матери, часовня (1882), РПСЦ, Ярославско-Костромская епархия Шуя. Всехсвятский единоверческий женский монастырь (1880), Единоверческие храмы Шуя. Шуйской Смоленской иконы Божией Матери, церковь (1906), РПСЦ, Ярославско-Костромская епархия Иркутская область Иркутск. Ризоположения (Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне), церковь , Русская Древлеправославная Церковь (РДЦ) Иркутск. Покрова Пресвятой Богородицы, церковь , РПСЦ, Иркутско-Забайкальская епархия Иркутск. Покрова Пресвятой Богородицы, церковь (1906), утрачена . Моты. Симеона, Киприана и Иосифа, святых мучеников Иргенских со дружиною, часовня (2013), Русская Древлеправославная Церковь (РДЦ) Моты. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, церковь (2015), Русская Древлеправославная Церковь (РДЦ) Казахстан Бобровка. " Знамение " иконы Божией Матери, церковь (1994), Белокриницкое согласие

http://sobory.ru/oldbelief/

Когда Президент России В.В.Путин в День Вашего рождения зачитал текст Указа о награждении Вашего Святейшества орденом «За заслуги перед отечеством», I степени, Вы сказали, что все заслуги, которые отмечены в указе, относятся не к Вам, а ко всей Русской Православной Церкви. Позвольте же сегодня, в свою очередь, сказать, что Вы как Предстоятель Русской Церкви за четырнадцать лет своего Патриаршества превратили ее с помощью Божией, говоря образно, в цветущий духовный сад. Это Вы, Ваше Святейшество, за это время подготовили достойных кандидатов в епископы Церкви, Вы направляете весь епископат, духовенство и паству нашей Церкви на путь возрождения духовной жизни. Мы знаем, Ваше Святейшество, сколь почитаете Вы Пресвятую Деву Марию. Вся Ваша жизнь проходит под покровом Пресвятой Богородицы. Мы отметили праздник в честь Иверской иконы Божией Матери и нам хочется от лица всех присутствующих здесь, от лица Священного Синода попросить Вас принять в дар этот образ Пречистой Девы – список Иверской иконы Божией Матери. Желаем Вам, чтобы и дальнейшее Ваше Патриаршее служение проходило также благополучно и успешно на благо Святой Церкви, для процветания нашего народа и Отечества, чтобы Господь во благоденствии и здравии хранил Вас на многая и благая лета! Фото - Ю.В.Клиценко, " Седмица.Ru " Владыка Ювеналий передал Святейшему Патриарху Алексию список Иверской иконы Божией Матери. Затем Предстоятель Русской Православной Церкви обратился ко всем молившимся за богослужением с Первосвятительским словом: – Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка митрополит, собратья архипастыри, всечестные отцы, матушки игумении, монашествующие, дорогие братья и сестры! Я сердечно благодарю владыку митрополита за его приветствие. В этом году день памяти святителя Алексия, Митрополита Московского, выпал на первую седмицу Великого поста, когда нужно сугубо молиться и совершать пост, а не праздновать День Ангела. Поэтому на неделю Торжества Православия был перенесен день памяти святителя Алексия, Митрополита Московского и всея Руси, чье имя судил мне Господь принять в монашеском постриге.

http://sedmitza.ru/text/398941.html

Вдова построила Церковь недалеко от своего дома и, поместив в ней Святую икону, вместе с сыном непрестанно слезно молилась Владычице о спасении души. Но недолго они утешались. Свирепые и корыстолюбивые иконоборцы снаряжали отряды в поисках св. икон, истязая христиан. Они увидели св. икону Божией Матери в церкви и стали требовать, чтобы вдова заплатила им большую сумму денег, иначе они угрожали замучить ее и сына. Один из них в своей жестокости и дерзости ударил мечом св. икону Божией Матери, и вдруг, чудесным образом, из этого места, на ланите Божией Матери, истекла кровь, как из живой раны. Это первое чудесное явление так поразило воина, что он впоследствии раскаялся в своей дерзости и кощунстве, принял иночество с именем Варвар и, подвизаясь, мирно окончил свою жизнь в Иверском монастыре. Тогда же вдова всю ночь горячо и слезно вместе с сыном молилась перед иконой, затем с трепетом и благоговением она отнесла икону на берег моря и, взывая к Божьей Матери, говорила так: «Владычица Мира! Ты, яко Матерь Божия, имеешь власть над всеми тварями. Ты можешь избавить нас от гнева нечестивого царя и образ Свой от потопления» (Описание Афонских монастырей, Санкт-Петербург, 1859 г., стр. 43). Когда же вдова опустила икону в море, икона Божией Матери не упала, но встала прямо и понеслась по волнам к Западной стороне. Это чудо поразило и утешило вдовицу, и, возблагодарив Господа и Пречистую Матерь, она обратилась к своему единственному сыну: «Теперь, – сказала она, – наши моления не тщетны». Благочестивая вдова, укрепленная Чудодейственной силой иконы Божией Матери, уже не боялась смерти и готова была умереть за Христа, но своего сына просила бежать в греческие страны. Сын послушался и, простившись с матерью, отправился в г. Солунь, а оттуда в пределы св. горы Афон. Он, прибыв на св. гору Афон в Иверскую обитель, поведал инокам о чудной иконе Божией Матери, вставшей на водах моря и поплывшей к Западу. Прошло почти два века после кончины сына благочестивой Никейской вдовы. Как-то вечером иноки Иверской обители увидели, что далеко в море стоит столб огня, уходящий своей вершиной в небо.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/monreals...

Кроме сей святыни, есть несколько других замечальных икон. Между ними первое место занимает «Нерукотворенный образ Спаса на убрусе», высотою 1 арш. с вершком и шириною 8 ½ вершк. 19 Он находится в великолепном большом резном кионе, у левой колонны собора, под сребропозлащенною ризою. Ниже Божественного лика Спасителя, поверх ризы, в особом кресте находится частица животворящего древа креста Господня. По монастырской описи образ этот значится списанным с оригинальной иконы Евангелиста Луки. Древневизантийское письмо и надпись «таагион мандимон» (образ нерукотворный 20 ) действительно убеждают в том, что он списан с греческой иконы давнего времени. Глинский образ Спасителя написан был одним благочестивым иноком в XVIII веке и дан в родовое благословение своему сыну. По смерти последнего, он принесен из г. Мурома в Глинскую пустынь внуку того инока – монаху Авксентию, в мире коллежскому регистратору Афиногену Андрееву. По показанию которого еще в доме его родителей этот образ ознаменован был необычайными явлениями. Когда в комнате, где находился образ, кто-либо начинал пустословить или смеяться, то от него происходил треск, устрашавший говорунов и заставлявший их невольно умолкать. В Глинской пустыни от этой иконы также было несколько благодатных знамений 21 . По воскресеньям пред этим образом служатся соборные акафисты Спасителю. VI. Другие замечательные иконы и плащаница В киоте, за левым клиросом, находится точная копия чудотворной Иверской иконы Божией Матери, что в Софрониевой пустыни. Эта икона священна по воспоминанию об игумене Филарете, как данная ему в благословение от упомянутой пустыни, когда он в 1817 г. назначен был Глинским настоятелем. Риза на иконе сребропозлащенная, – приношение Глуховского помещика Туманского. 22 Правде Иверской иконы на аналогие – древнего письма икона св. Николая Чудотворца (8X10 верш.) 23 , пожертвованная о. Филарету в 1821 году генеральшей А. П. Хвостовой. Благочестивый авва писал об этой иконе: «некиим (особым) образом начертана» 24 , (пером): лики святителя (в пол роста), Спасителя (с Евангелием) и Божией Матери (с омофором) кажутся покрытыми как бы волосами и высматривают весьма старыми. На главе св. Николая малая шапочка с меховою опушкою, на подобие древних царских «венцов» (корон). От лика святителя по всей иконе идет сияние, Сребропозлащенная риза, как видно, сделана на икону значительно позднее и не соответствует рисунку. По четвергам пред этой иконою служатся соборные акафисты святителю Николаю, введенные с благословения Архипастыря в 1899 году. Пред тем, как надобно было начать первый раз соборный акафист, Настоятель во сне видел церковь , а в ней на полу икону святителя Николая, покрытую паутиной. Утром он просил ризничего – иеромонаха Иеронима поискать такой иконы, и она нашлась между иконами, не бывшими в употреблении.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На следующий день после длинных дискуссий мы с женой решили оставить иконы дома и пойти в церковь. После Литургии мы рассказали отцу Анатолию обо всем происшедшем. Он нас терпеливо выслушал и сказал: «Принесите эти иконы в церковь!». Мы договорились с отцом Анатолием, что принесем иконы в среду, 10 октября. До среды иконы продолжали мироточить. Я собирал с них миро ватками и молился перед ними о выздоровлении моей сестры и других болящих людей. На следующий день моя сестра позвонила отцу и сказала, что ее доктор никак не может объяснить, как это случилось, но ее щитовидная железа, которая совсем отказалась работать, вдруг сама по себе пришла в нормальное состояние и что теперь ее диабет под контролем. Мы с женой едва-едва смогли дождаться среды... В среду мы принесли иконы и поставили их на аналои посреди церкви. Отец Анатолий вытер их ватками и сразу начал служить акафист Пресвятой Богородице Иверской. После акафиста он снова вытер обе иконы ватками и объявил, что иконы без сомнения мироточат и что от них идет очень чистое миро. Воздух в церкви был насыщен запахом роз. Наш приход освящен в честь Иверской Монреальской Мироточивой Иконы Божией Матери, которая никогда не бывала на Гавайях. Брат Хосе очень хотел побывать у нас с иконой, но ему так и не удалось эту поездку осуществить. Я должен признаться, что иногда с грустью думаю о том, что наши православные собратья на материке забыли про наш маленький приход и нашу маленькую общину верующих. Живя здесь, на Гавайях, посреди большого Тихого океана, нам очень трудно сохранить свой приход. Одно ясно - Пресвятая Богородица нас не забыла. Она нас не оставила сиротами. Господь нам показал, что Он есть! Смеем ли мы пренебречь этим дивным чудом, которое появилось у нас? Чеду теперь тоже приходится много путешествовать, и мы спросили, есть ли у него планы побывать с иконой в России. Он ответил утвердительно. Господи! Какое бы и для меня было счастье, если бы Чед, пусть и не Хосе, даже с мироточивой копией Монреальской Богородицы, но побывал в России!

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В приделе Казанской Иконы Божьей Матери замечательны по древности иконы: храмовая икона Божией Матери в киоте с сребропозлащенной резьбой, длиной в 17, а шириной в 14 верщков, с убрусом и ризой, украшенными жемчугом и Драгоценными камнями. В подобном же киоте Владимирская икона Божией Матери, с убрусом и ризой, украшенными разного сорта жемчугом и драгоценными камнями. Об этой иконе разсказывают, что однажды какой-то хищник тайно взошел в церковь и хотел снять с нее украшения. Но во время сего хищения вдруг невидимой силой был удален от иконы и повергнут на землю. В этом искренне сознавался сам хищник во время произведенного над ним суда. В таком же киоте Цареградская икона Божией Матери, с убрусом и ризой, украшенными также жемчугом и драгоценными камнями. К этой иконе с особенным усердием и благоговением прибегали жители села Павлово во время холеры. Образ Господа Вседержителя без киота, длиной в аршин и 11 вершков, а шириной в аршин и 5 вершков, в сребропозлащенном окладе, с тремя драгоценными камнями необыкновенной величины в венце. Образ сей писан иконописцем Ушаковым и приложен в церковь князьями Черкасскими. В приделе во имя св. апостолов Петра и Павла находятся иконы также замечательные по древности: Икона Божией Матери Утолимые печали, с убрусом и ризой из жемчуга и драгоценных камней. На убрусе два венца серебряные чеканные. В резном позолоченном киоте Иверская икона Божией Матери, также с убрусом и ризой из жемчуга и драгоценных камней. Венец серебряный чеканный в 3 фунта 36 золотников. В подобном же киоте Смоленская икона Божией Матери, длиной в аршин и три четверти, шириной в аршин и 6 вершков, с убрусом и ризой из серебра, украшенного жемчугом и драгоценными камнями. Икона сия писана иконописцем Ушаковым и приложена в церковь князьями Черкасскими. В этом же приделе замечателен по древности напрестольный серебряный чеканный крест в 64 золотника с мощами св. угодников Божиих, а именно: «прор. Даниила, еванг. Марка и Луки, четверодн. Лазаря, великмч. Екатерины, митр. Петра, Алексия, Iohы и Филиппа, Гeopriя победоносца, Димитрия Солунск., Феодора стратил., царев. Димитрия, великом. Прокопия и Меркурия, Максима исповедн., Максима Блажен. Вместе с сими мощами есть камень гроба Господня и камень Голгофы».

http://sobory.ru/article/?object=09076

В последние годы, когда в честь Божией Матери «Скоропослушницы» была устроена церковь при новой трапезе, празднование это перенесено на 9 ноября – день прославления святой иконы. Список с другой Афонской иконы Божией Матери, именуемой «Утешение в скорбях и печалях». Это точный снимок с древней чудотворной иконы, которую в 1863 г. афонские монахи приносили во время странствования по России и в г. Слободской (из Афонского Андреевского скита), и от которой 19-го ноября здешним живописцем Владимиром Неволиным получено исцеление от немоты. Этот снимок с чудотворной иконы снят самим исцеленным. Риза на монастырской иконе та самая, которая находилась на чудотворной иконе и пожертвована братией Андреевского скита в Слободской монастырь в память благодатных исцелений, полученных многими из притекавших с верою к св. образу Богоматери. Празднество в честь этой иконы 25 января и 19 ноября – в память чудесного исцеления Неволина. Список с «Иверской» иконы Божией Матери, это – также точный снимок с чудотворной иконы. На ней риза, украшенная разноцветными каменьями, сооружена игуменией Пульхерией на свои средства при участии некоторых граждан. Празднество иконе совершается 12 февраля, 31 марта и на 3-й день Пасхи. Из икон святых угодников особенно чтится икона великомученика и целителя Пантелеймона с изображением по сторонам его чудес, писанная на кипарисовой доске. Послана она в здешний монастырь в 1871 году из Афонского Русского Пантелеимоновского монастыря. Еженедельно по вторникам читается акафист в честь святого. Кроме святых икон есть в обители и части свв. мощей, хранящиеся в ковчеге, числом пятнадцать. Но более всего замечательна в обители икона Божией Матери «Целительницы». Эту икону берут к опасно больным, и многие от нее получают исцеления. Благоговейная игумения с заботами о храмах и святынях соединяла и заботы о благоустройстве быта сестер. В 1869 году ею была введена в обители община на 60 человек; в 1871 году в хорошем помещении открыта школа для бедных детей. Приведена в лучшее состояние монастырская мельница, при ней построен дом для приезда настоятельницы и отдельно – изба для крестьян-помольцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010