12 февраля по церковному календарю в Москве всегда совершали празднование в честь Иверской иконы Матери Божией. Русские государи и царь-мученик всегда, прибывая в Москву, прежде чем зайти в Кремль, молились в часовне у Воскресенских ворот перед Благой Вратарницей. А 13 февраля благочестивая пожилая крестьянка Евдокия Адрианова, которая тогда жила в Перерве, услышала явственно во сне необыкновенный голос. Есть в селе Коломенском большая черная икона, ее нужно взять, сделать красной, пусть молятся. Во сне она увидела необыкновенную устремленную ввысь белую церковь, все, кто бывал в Коломенском, знают Вознесенский храм. Он необыкновенный. И видела она, что в Церкви на троне восседает величественная жена, и Евдокия, не видя ее святого лика, сердцем почувствовала, что это Царица Небесная. Вскоре она сподобилась третьего видения. Видела она икону, запомнила ее. Потом исповедовалась, причастилась Святых Христовых Тайн, она пошла из Перервы в Коломенское, а когда увидела Вознесенский храм, сразу узнала церковь, виденную во сне. Настоятель храма отец Николай Лихачев побеседовал с ней, понял, что она без всякой экзальтации, благочестивая женщина. Стали все иконы просматривать, не узнала она ни одну из икон. На колокольне, на лестнице, в чуланах стали искать. А в церковном подвале среди тряпок и рухляди - старая черная икона. Стали промывать от многолетней пыли и копоти, проявились лики Царицы Небесной, Богомладенца. Матерь Божия в багряных царских ризах с короной на главе восседала на троне и в руках Ее были скипетр и держава. На коленях Ее находился благословляющий Богомладенец Иисус. Тут же отслужили молебен. Это было 2 марта. Перед Державной иконой зазвучали слова о страждущем отечестве нашем. Икона попала в Коломенское из Вознесенского монастыря в 1812 году. При нашествии Наполеона икону отвезли  на хранение в Коломенское, а потом забыли. Отречение государя было страшным событием для людей. Весть о явлении иконы Божией Матери разнеслась по всей Москве. Благочестивые русские люди стали стекаться в Коломенское.

http://radonezh.ru/2023/04/03/mater-bozh...

В Ильинском храме хранятся бесценные святыни, памятники русской культуры и истории. В местном чине иконостаса - " Нерукотворный Спас " и Казанская икона Божией Матери XVII века письма Симона Ушакова, перенесенные еще из деревянного храма. Здесь же у левого клироса находится очень чтимый в Москве чудотворный образ Божией Матери " Нечаянная радость " - главная святыня Ильинского храма. Есть легенда о том, что от иконы " Нечаянная радость " чудесно получил помощь на фронте Патриарх Пимен. Эта икона изначально находилась в кремлевской Благовещенской церкви в Тайницком саду, после ее разрушения была передана в церковь св. Власия у Пречистенки, а затем оказалась в храме Воскресения в Сокольниках, куда в советские годы передавали все чудотворные и наиболее чтимые иконы из разрушенных московских церквей. В Ильинский храм образ был передан после ликвидации обновленческого раскола в обмен на копию (этот список и хранится сейчас в Петропавловском приделе Сокольнического храма напротив Иверской иконы). А у правого столпа при входе в Ильинский храм находится дивный образ Спасителя, написанный митрополитом Серафимом (Чичаговым). Одна из местных особенностей храма, о которой остались воспоминания его прихожан - на Страстной неделе духовенство служило здесь не в черных ризах, а в темно-лиловых. Храм не закрывался в советское время, хотя вопрос об этом поднимался несколько раз, и по странному совпадению, всегда на Крестопоклонной седмице. И только после возобновления патриаршества в 1943 году попытки закрыть Ильинскую церковь прекратились. Поскольку он был одним из немногих действующих в те тяжелые времена храмов, на Пасху в нем собиралось множество людей. В целях антирелигиозной пропаганды в толпу специально подсылали группу хулиганов, которые свистели в храме и толкали людей, пытаясь помешать богослужению, осквернить чувства верующих, создать сумятицу, панику и давку. И хотя храм чудом уцелел, он все же пострадал в эту черную годину русской истории - на его колокольне выломали часть решетки и через зияющий провал сбрасывали на землю колокола. А во время войны храм повредила бомба, но его быстро восстановили, и богослужения продолжались даже при воздушных тревогах.

http://pravoslavie.ru/24.html

После революции на долю Костинской церкви выпали все испытания, на которые щедр был трагический послереволюционный период нашей истории. Церковь была разгромлена: уничтожен чудесный старинный пятиярусный иконостас, разграблена церковная утварь, исчезли иконы. Вандалы не пощадили даже главной святыни храма: чудотворной Смоленской иконы Божией Матери, которая находилась в алтаре храма более двух веков. Во время хрущёвского гонения на Церковь здание храма было окончательно разрушено, тогда же был снесён и домик причта. Ныне на месте небольшого домика причта стоит пятиэтажка, а по кладбищу, прилегавшему к территории церкви, проходит улица Дзержинского... 16 июня 1995 года Костинские верующие решили возродить в Костино приход Русской Православной Церкви и воссоздать храм Рождества Пресвятой Богородицы. Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий благословил создание нового прихода, и приходская жизнь началась. Тем же летом рядом с местом, где некогда стоял древний храм, был установлен памятный Крест. С 1996 по 1999 гг. служились молебны у памятного Креста о скорейшем возрождении храма. 10 октября 1999 года в храме появился новый настоятель отец Борис Куликовский. Приходу было предоставлено временное помещение для совершения богослужений. Под руководством отца Бориса полуразрушенное помещение было преобразовано в  храм: построен алтарь, приобретена церковная утварь на собранные пожертвования. Храм освятил благочинный Пушкинского округа, протоиерей Иоанн Монаршек. 13 января 2000 г. состоялась первая Божественная литургия. Начался долгий и трудный процесс согласований по землеотводу и рабочему проектированию. 14 июля 2003 года в день летних святых бессребренников Косьмы и Дамиана строительство было начато. 26 октября 2003 года в день празднования в честь Иверской иконы Божией Матери по благословлению Его Высокопреосвященства Ювеналия, Митрополита Крутицкого и Коломенского была произведена закладка Камня под главный престол храма Рождества Пресвятой Богородицы. Храм строится каменный, двухуровневый: нижний – в честь Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Проектировал храм выдающийся современный зодчий, удостоенный звания Почетного архитектора России, академик А.Н. Белоконь. Центральный купол, венчающий шатер, вознесется к небу на 51,5 м. Это – высота современного 17-этажного дома. Общая вместимость – 1400 чел. Главный купол храма окружают четыре малые главки.

http://sobory.ru/article/?object=03532

Двухэтажный собор Николая чудотворца построен на месте древних храмов в 1696-1700 гг. В нижнем этаже его - придельный храм св. Сергия, построенный тогда же; в колокольне - церковь Успения Божией Матери, одновременная им. Освящен святейшим патриархом Адрианом в октябре 1700 г. В главной части иконостас 1712 г., стенопись 1773 г. Колокольня украшена четырьмя рядами ценных изразцов с серафимами, остроконечными розетками, " георгиевскими " крестами - от основания звона до верха барабана. По преданию, " золотую комнату " над церковью Успения под колоколами отделывал В. Растрелли. Облик старого собора был обезображен трубами, пристроенными заводом игрушки, внутреннее убранство уничтожено. В конце 1970-х гг. в старом соборе началась медленная реставрация, к 1982 г. на нем установили позолоченный крест и новую луковичную главу, также покрытую сусальным золотом. Новый собор нач. ХХ в. и корпуса обители, бывшие ранее жилыми, до сих пор используются заводом ЭНИМС. В 1904-1908 гг. рядом со старым был построен новый собор в честь Иверской иконы Божией Матери (арх. П.А.Виноградов). В марте 1991 г. были возобновлены богослужения в старом соборе. Сегодня в монастыре идет реставрация и богослужения совершаются во всех храмах. В 1998 г. Патриарх Алексий II освятил приделы Иверского собора. Святыни. Особо почитаемые иконы Божией Матери " Державная " , " Боголюбская " и " Иверская " . Источник:  Памятник митрополиту Платону (скульптор А.Бичуков) открыт в Николо-Перервинском монастыре в октябре 2008 года. Митрополит Платон (1737-1812 гг.) - выдающийся деятель Русской Православной Церкви. В сан митрополита возведен в 1787 году. В 1775 году Платон (тогда еще архиепископ Московский и Калужский) основал в Николо-Перервинском монастыре Духовную семинарию. Известен также как основатель семинарии в Спасо-Вифанском монастыре (ныне окраина г. Сергиев Посад) и реформатор Славяно-греко-латинской академии в Москве. Принимал активное участие в утверждении " единоверия " как формы воссоединения старообрядцев с православной церковью. Митрополит Платон - автор первого научного труда по истории Русской Церкви.

http://sobory.ru/article/?object=03495

День этот (8 ноября по церковному календарю) - главный из всех праздников в честь святых Ангелов. В просторечии он именуется Михайловым днем, и очень чтим верующими людьми. А Церковь именует его «Собором Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных». Собор, то есть соединение, совокупность всех святых Ангелов во главе с Архистратигом Михаилом, ибо они все совокупно и единогласно славят Святую Троицу, единодушно служат Богу. далее... 26.10.02 - Итоги... По возможности, христианские Иеромонах Григорий, 26 октября 2002 г. Своими мыслями до и после освобождения заложников в Москве делится иеромонах Григорий. далее... 25.10.02 - Иосиф Муньос: " Мы не должны бояться смерти за Христа " Владимир Воропаев Восемнадцать лет тому назад, осенью 1982 года, неведомыми путями православный испанец, потомок древнего испанского рода Иосиф Муньес-Кортес, преподаватель истории искусств в Монреальском университете, был призван Господом на особенное служение, которое довелось ему запечатлеть мученической кончиной. Зловещие обстоятельства гибели брата Иосифа еще далеко не ясны, но перед лицом этой смерти невольно задаешься вопросами, далекими от тех, кои составляют предмет полицейского расследования. Что почувствовал он, впервые посетив Рождественский скит на Святой Горе Афонской, где потряс его будто случайно замеченный им образ Иверской Божией Матери? В чем выразилось для него постепенное осознание чуда с того самого дня 24 ноября 1982 года, когда около трех часов пополуночи Хосе, проснувшись в своей монреальской квартире, ощутил непонятно откуда доносящееся благоухание?.. далее... 25.10.02 - Акафист Пресвятой Богородице в честь чудотворной иконы Иверской 25.10.02 - Часовня Иверской иконы Божией Матери Елена Лебедева, 25 октября 2002 г. Иверская икона Божией Матери в часовне у Воскресенских ворот с XVII века была и остается самой чтимой московской святыней. Список с чудотворного Иверского Образа был написан иконописцем Иверского монастыря специально по просьбе московского царя. Москвичи всегда очень любили свою часовню. Ее называли " отрадным перепутьем для всех верующих " .

http://zavet.ru/bhr0201.htm

Донская икона Божией Матери. 1591 - 1598 гг. (Большой собор Донского монастыря) 1-е упоминание о мон-ре содержится в «Житии царя и великого князя Федора Иоановича», составленном в нач. XVII в. (до 1605) патриархом Иовом . Согласно «Житию...», на том месте, где в обозе стояла походная Сергиевская ц. с чудотворной Донской иконой, царь Феодор Иоаннович «повеле устроити» общежительный мон-рь (Там же. С. 43). Д. м. был основан вскоре после победы над Казы-Гиреем - «по прихожении же единаго лета или мало вяще», т. е. в 1591 или 1592 г. (Там же. С. 15). Возведенная в мон-ре церковь первоначально была названа «во имя Пречистыя Богородицы и славныя Ея Похвалы» (Там же). Тогда же, в 1591-1598 гг., для нее был выполнен список «подобие пречюдные иконы Пречистые Богородицы Донския» (Там же). В память избавления от врагов был установлен крестный ход в Д. м., к-рый первоначально совершался 3 янв. В Смутное время Д. м. был разорен, у стен обители произошло неск. сражений, в т. ч. в 1612 г. войск под командованием кн. Д. М. Пожарского с отрядами гетмана Г. А. Ходкевича, полков кн. Д. Т. Трубецкого с польск. отрядами (РИБ. Т. 13. Стб. 1216-1217). С воцарением Михаила Феодоровича Романова возобновилась память о мон-ре как о государевом строении. В 1622 г. царь пожаловал в Д. м. служебные печатные Минеи. Во время нападения крымских татар на окраинные юж. рус. земли царь Алексей Михайлович 2 янв. 1646 г. молился перед Донской иконой в Благовещенском соборе, а 3 янв. крестным ходом с Донской иконой посетил Д. м. Когда нападение «агарян» было отбито, 12 июля царь снова ходил крестным ходом к литургии в Д. м. ( Забелин. 1893. С. 8-12). 30 мая 1647 г. крымский хан готовился к очередному набегу на пограничные земли Русского гос-ва, и царь Алексей Михайлович вновь молился за литургией в Д. м. Особый крестный ход в мон-рь состоялся 15 мая 1654 г., перед войной с Речью Посполитой. В поход царь Алексей Михайлович взял чудотворный Иверский образ Божией Матери. Крестным ходом, сопровождаемая войсками и народом, эта икона была перенесена в Д. м., где состоялся напутственный молебен. С 1649 г. помимо чрезвычайных установился уже постоянный крестный ход в Д. м., который стал совершаться ежегодно 19 авг., но иногда по разным обстоятельствам он происходил 20 авг. (1652 и 1653) и 25 авг. (1665).

http://pravenc.ru/text/178962.html

Иверская обитель, расположенная на скате крутаго волжскаго берега, украшает собою северную часть города. Источник: " Иллюстрированный спутник по Волге в 3-х частях с картою Волги. Историко-статистический очерк и справочный материал " . Составил С. Монастырский. Казань. 1884 год. В первой половине XIX века в уездном городе Самаре Симбирской губернии не было православных обителей. Девицы и вдовицы, решившие уединиться, вынуждены были подвизаться самостоятельно. По ходатайству сестёр, православных жителей Самары и с благословения Симбирского епископа Феодотия решено было организовать в центре Самары иноческую женскую обитель. Несколько именитых жителей города даже пожертвовали свои земли на берегу Волги. В 1850 году, 27 сентября, в день Воздвижения Креста Господня, епископ Симбирский Феодотий благословил и освятил место новой женской общины, а также её первых насельниц иконой Иерусалимской Божией Матери. С первого же богослужения эта икона прославилась чудотворениями и стала особо почитаемой в Самаре. В 1851 году Самара из уездного города преобразуется в губернский, образуется самостоятельная Самарская епархия. Вместе с ростом и расцветом города растёт и обустраивается обитель. Через 10 лет община была преобразована в общежительный женский монастырь. Первой в обители была построена часовня во имя Казанской иконы Божией Матери с 8-ми келиями под ней и вокруг неё, в которых и поселились первые 38 подвижниц. В 1855 году Преосвященный Евсевий, первый епископ Самарский, освятил небольшую деревянную церковь в честь Иверской иконы Божией Матери, для которой приспособили ранее построенную часовню. В 1869 году был построен 5-главый каменный храм в русско-византийском стиле во имя прп. Сергия Радонежского и первоверховных апостолов Петра и Павла. С 1902 года после капитального ремонта храм стал называться Успенским. Просторный, наполненный воздухом и светом, прохладный в жаркое самарское лето, Успенский храм пользовался особой любовью горожан. До построения нового Кафедрального собора он был самым большим и благолепным из всех церквей Самары.

http://sobory.ru/article/?object=02519

После революционного 1917 года в церкви Успения Пресвятой Богородицы еще долго совершались службы. Ее закрыли предположительно в 1937 году. Во время войны храм пришел в запустение, обветшал. Иконы исчезли, церковную утварь растащили, роспись уничтожили. На кровле выросли березки. Небольшой деревянный храм, примыкавший к церкви с востока, находился в аварийном состоянии. Было опасно не только входить, но даже подходить к нему. Однако церкви Успения Пресвятой Богородицы удалось избежать участи быть полностью разрушенной. В 1970-е годы старую часть церкви разобрали, а в каменном храме разместили производственные мастерские «Росреставрации». В это время большим искажениям подвергся интерьер здания. В помещении храма установили станки для литейного производства. Старожилы говорят, что в мастерских отливали много скульптур, особенно Ленина и Сталина. К началу 1990-х годов церковь Успения представляла собой жалкое зрелище, как снаружи, так и внутри, ее стены и пол были черны от копоти и грязи. В августе 1996 года, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, было принято решение о передаче Успенского храма Русской Православной Церкви. Восстановление храма осуществлялось объединением «Росреставрация» под руководством архитектора Е.А. Резвина. 28 августа 1997 года, спустя ровно год после возвращения церкви Московской епархии, прошло первое богослужение. В храм были возвращены старинные иконы, вновь мелодично зазвучали колокола, созывая прихожан со всей округи. Реставрационные работы по обустройству территории продолжаются и сейчас. Духовному возрождению храма активно помогали жители Трахонеева. Первым проявлением этого было возвращение в церковь Иверской иконы Божией Матери. Ее в 1937 году вынесла из церкви и сохранила у себя прихожанка Татьяна Качурина. Она обернула большую икону тканью, положила в мешок и спрятала в сенях. Условия хранения были далеки от идеальных. Поэтому когда Татьяна принесла икону в храм, она была сильно повреждена. Отец Александр Золотов отдал ее на полную реставрацию. Сейчас этот образ особо почитается верующими. Татьяна Качурина сохранила и другие иконы — «Тайную Вечерю» и «Успение Пресвятой Богородицы».

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Успения_П...

Главной святыней новопостроенного храма стала точная копия чудотворной Казанской иконы Божией Матери, выполненная по заказу епископа Бийского Макария (Невского). Архивная запись свидетельствует о том, что в 1885 году копия иконы была готова и в том же году доставлена в Бийск выпускниками Казанской учительской семинарии - бывшими стипендиатами Алтайской миссии. Эта икона была спасена во время пожара 1886 года и заняла почетное место в новом храме. Храм был хорошо обеспечен утварью. По состоянию на 1905 год, здесь числилось 16 архиерейских облачений, 61 - священническое, 53 -диаконских; было также три потира с принадлежностями, четыре напрестольных Евангелия, три креста... По Указу Святейшего Синода от 5 апреля 1905 года, причт собора состоял из двоих священников, диакона и двоих псаломщиков. В страховой оценке Казанского архиерейского собора от 31 августа 1910 года, в частности, говорится: " Церковь построена в 1891 году, сохранилась хорошо. Оценка вместе с иконостасом и колокольней 25.000 рублей " . В ведении храма было две часовни: одна на " ярмарочной площади во имя св. и Чудотворца Николая, построенная в память Священного Коронования Их Императорских Величеств Императора Николая Александровича и Императрицы Александры Федоровны; вторая - на базарной площади - во имя иконы Божией Матери, именуемой Иверская " (П.С. Коваленко, " Бийские святыни " ). В соборе часто совершались торжественные архиерейские богослужения, которые собирали огромное количество верующих... На момент освящения в храме не было колокольни. Почти двадцать лет спустя, в 1910 году, на деньги бийского купца второй гильдии Власа Максимовича Рыбакова, старосты храма, построили нарядную каменную колокольню. Трагические события октября 1917 года нарушили привычный уклад жизни православных бийчан. В 1920 году архиерейское подворье Алтайской духовной миссии было закрыто, а Казанский архиерейский собор передан обновленцам. Еще через десять лет, в 1930 году, храм закрыли для богослужений... Более 60 лет - до 1992 года - храм использовали не по назначению: сначала здесь размещалась конюшня, затем - солдатский клуб, спортзал, позднее - овощехранилище, склад ГСМ...

http://azbyka.ru/palomnik/Димитриевский_...

По благословению Святейшего Патриарха Пимена и заботами правящего архиерея в 1975 году был проведен капитальный ремонт главного Вознесенского храма, который имеет форму в плане креста. Храм по-монашески прост, не имеет привычных архитектурных украшений. Тем не менее силует его четок, а после ремонта приобрел некоторую выразительность, благодаря обновленным куполам и венчающим их православным восьмиконечным крестам. Для обновленного храма устроен новый деревянный иконостас с позолотой. Иконы для иконостаса приобретены стараниями игумении Наталии (Ильчук), настоятельницы Корецкого монастыря. В обители также есть домовая церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы и часовня во имя пророка Божия Илии. По внешнему виду храм обители подобен многим русским храмам, внутри же имеет свои национальные особенности: иконы украшены украинскими рушниками, расшитыми вручную крестиками, цветами и традиционными церковными орнаментами. Все хоругви - из различных тканей с иконами по обеим сторонам. Чумалевская обитель - общежительная. Уединенностью своей, скромностью деревянных построек, простотой и строгостью иноческой жизни она напоминает скит. Устав заимствован из различных монастырских уставов, с учетом местных условий иноческой жизни. После освобождения Закарпатья в 1944 году и воссоединения Мукачевской епархии c Матерью - Русской Православной Церковью обитель стали посещать и русские паломники. Благодаря им сестры обители стали знакомится с сочинениями русских церковных композиторов. Первоначально Богослужения совершались исключительно по Минеям, а после воссоединения в монастыре совершались службы чтимым иконам и святым по богослужебным книгам на церковнославянском языке. В монастырь на богомолье приезжают верующие многих национальностей: русские, украинцы, молдаване, румыны, венгры, словаки и другие. Особо чтимые святыни монастыря: четыре иконы Божией Матери " Сладкое лобзание " или " Гликофилусса " , " Ченстоховская " , " Скоропослушница " и " Иверская " . Икона Божией Матери " Сладкое лобзание " входит в список чудотворных икон, находящихся на Святой Горе Афон Филофеевского монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=28316

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010