в 1864 г. она умерла. Елизавета была погребена с западной стороны храма. Следующим кирпичиком будущего монастыря стала младшая сестра Елизаветы – Александра. В 1865 г. она была назначена попечительницей Крестовоздвиженского храма. Будучи послушницей Тульского Успенского девичьего монастыря, она оставляет его и переезжает в село Борщевое в надежде создать женскую общину. Наследники имения сестра Анна и брат Илья не возражали, но прошение было отклонено, т.к. существовал закон, по которому в родовых имениях создание монастырей запрещалось. После смерти брата Ильи вся недвижимость по взаимной договоренности была продана невестке Анне Николаевне Хрипковой, которая пожертвовала ее Серпуховскому Владычнему монастырю. Так было положено начало созданию общины в селе Борщевое. Разрешение на создание общины последовало по определению св. Синода от 11 ноября 1892 г. Она обрела свою самостоятельность и получила название Борщевской Крестовоздвиженской. Постепенно количество сестер и богомольцев увеличивалось. Поэтому было решено начать строительство второго храма, более обширного, в честь Иверской иконы Божьий Матери. Храм предполагался двухэтажным с шестью престолами: на первом этаже - в честь иконы Божией Матери «Скоропослушницы», свт. Николая Мирликийского, вмч. и целителя Пантелеимона; на втором – в честь Иверской иконы, Успения Пресвятой Богородицы и свт. Феодосия Черниговского. Закладка храма состоялась в 1896 г. при настоятельнице Аполлинарии. А в 1898 г. определением св. Синода община была преобразована в общежительный Успенско-Иверский женский монастырь. Храм сооружался 20 лет. Первоначально предполагался проект с куполами в шатровом стиле, но из-за нехватки средств, проект видоизменился, и формы куполов были упрощены. 10 сентября 1913 г. состоялось торжественное освящение храма викарием Тульским и Каширским Евдокимом. В 1915 г. Архиепископом Тульским и Белевским Парфением освящен придел в честь свт. Феодосия Черниговского. Двухэтажное здание Успенско-Иверского женского монастыря было замечательнейшим по красоте и техническому оснащению.

http://sobory.ru/article/?object=02230

Небольшая икона Успения Б. М. над царскими вратами имеет следующую надпись; «Изображение и мера с чудотворного образа Успение Пресвятой Богородицы; обретается в Киево-Печерской лавре, над царскими вратами. Явилась в 6593 (1085) году». За правым клиросом, на боковой стене, Тихвинская икона Божией Матери, почитаемая как чудотворная. Икона древняя, в серебряной вызолоченной, с таковым же венцом, ризе, весом в 9 фун. 81 золот. За левым клиросом иконы: св. Николая, в серебряной вызолоченной ризе; Неопалимой Купины, в серебряной вызолоченной ризе, со следующей надписью: «1803 года месяца ноября 1-го числа вризи весу 10 ф. 1 з., цена за фунт 36 рублей итого сумы 350 руб». Икона поступила из Николо-Сапожковской церкви. Небольшая икона Распятия и Благовещения и святителей Николая и Спиридона с частями св. мощей 132 . В трапезе иконы Божией Матери; 1) Абалакская Знамения, в серебряной вызолоченной чеканной ризе, древнего письма, бывшая храмовая Знаменского придела Николо-Сапожковской церкви; 2) Иверская и 3) «Всех Скорбящих Радость», над аркой, в серебряной вызолоченной ризе. В приделе св. Николая местные иконы из Николаевской, в Сапожках, церкви, все в серебряных вызолоченных ризах. Образ Спасителя в царском одеянии, в короне, со скипетром в левой руке и с благословляющей правой, поясной. На ризе по сторонам, на особых накладках, надписи: вверху слева: «Верен и истинен и правосудны и воинственный, очи же ему еста яко пламень огнен, и на главе его венцы мнози»; справа: «Имы имя написано, еже никто же весть, такмо он сам и облечен в ризу червлену кровию и нарицается имя его»; ниже, слева: «из уст его изыде оружие остро»; справа: «да тем избиет языки» 133 . Внизу иконы, с левой стороны, вырезана надпись: «1803 го месеца маия 1 числа, вризи весу 15 ф. 64 з., цена за фунт 38 рублей»; с правой стороны: «итого сум. всей 596 р. 66 коп». Образ Знамения Б. М., Храмовой образ св. Николая, меньшего сравнительно размера, вставлен в вызолоченную доску. Донская икона Б. М., в особом киоте, в серебряной вызолоченной ризе, с таковым же венцом. Убрус был, но ныне нет. Внизу на ризе следующая надпись: «1771 году октебря дня церквы Николая Чудотворца, что у Старого Каменного мосту, тоя же црквы при свещеннике Андрее Максимове на образ Тонской Пресвятой Богородицы сделана сия риза, весу 7 ф. 47 зол. фунтов».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Абхазия, Новый Афон Архитектор: Н.Н. Никонов Год постройки: 1875 Новоафонский монастырь Симона Кананита. Церковь Андрея Первозванного Абхазия, Новый Афон Архитектор: Н.Н. Никонов Год постройки: 1894 Архитектурный стиль: Эклектика Псковская область Украина, Одесская область Пантелеимоновский мужской монастырь Одесса, город, Одесса Архитектор: Н.Н. Никонов, Л.Ф. Прокопович Год постройки: не ранее 1876 Пантелеимоновский мужской монастырь. Собор Пантелеимона Целителя Одесса, город, Одесса Архитектор: Н.Н. Никонов, Л.Ф. Прокопович Год постройки: Между 1892 и 1895 Архитектурный стиль: Эклектика , Русский стиль Украина, Полтавская область Церковь Сампсона Странноприимца Полтава, город, Полтава Архитектор: И.И. Шарлемань (исходный проект), Н.Е. Ефимов (переработка проекта), Н.Н. Никонов (реконструкция 1894-95) Год постройки: Между 1852 и 1856. В 1894-1895 расширен и реконструирован в формах русского стиля Архитектурный стиль: Эклектика , Русский стиль Эстония г. Санкт-Петербург Церковь Иверской иконы Божией Матери Санкт-Петербург, Адмиралтейский район Архитектор: Н.Н. Никонов Год постройки: Между 1886 и 1888 Церковь Тихвинской иконы Божией Матери при подворье Троицкого Лютикова монастыря (утрачена) Санкт-Петербург, Калининский район Архитектор: Н.Н. Никонов, Н.Н. Никонов мл. Год постройки: Между 1905 и 1911 Архитектурный стиль: Эклектика , Русский стиль Церковь Сретения Господня в Полюстрове (утрачена) Санкт-Петербург, Калининский район Архитектор: В.И. Карпов (церковь), Н.Н. Никонов (придел Феодосия Черниговского) Год постройки: Между 1886 и 1887. В 1898-1899 пристроен придел Феодосия Черниговского Архитектурный стиль: Эклектика Церковь Преподобной Марии, именованной Марином, на Большеохтинском единоверческом кладбище (утрачена) Санкт-Петербург, Красногвардейский район Архитектор: Н.Н. Никонов Год постройки: Между 1895 и 1898 Архитектурный стиль: Эклектика Церковь Грузинской иконы Божией Матери при подворье Красногорского Богородицкого мужского монастыря (утрачена) Санкт-Петербург, Красногвардейский район

http://sobory.ru/architect/nnnikonov

С радостью принесли эту икону в соборную церковь и поместили в алтаре. Но она пожелала остаться над вратами монастыря, и Богоматерь опять явившаяся Гавриилу сказала: «Я сама хочу быть вашей хранительницей, ... и доколе вы будите видеть Мою икону в этой обители, то до тех пор благодать сына моего к вам не оскудеет». По молитвам к этой иконе происходило много чудес, она не раз спасала монахов в трудных ситуациях. И однажды явившаяся Богоматерь сказала монахам: «Пока моя икона будет находится в Иверском монастыре, ничего не бойтесь, живите в своих кельях; когда же изыду из монастыря Иверского, пусть каждый берёт свою суму, и идёт, куда знает». Афонские монахи рассказывают, что лампадница над Иверской иконой начинает раскачиваться, когда в мире надвигаются грозные события, как бы предупреждая про усиленные молитвы. Когда апостолы решили расходиться по всему миру, и нести народам Евангельские истины, они решили кидать жребий, кому куда идти. И Богородице выпал жребий - Иверия. Но потом к ней явился ангел, и сказал, что место Её проповеди будет иное. Этим местом оказался Афон, куда буря пригнала их корабль. И получается, что именно поэтому приплывшая в столпе света икона пожелала остаться именно в Иверском монастыре. Иверские врата стали как символ нашей небесной защиты, и как напоминание о вхождении в вечные обители. Так получилось, что Иверская икона стала предвестником, предтечей, моральной поддержкой, вразумлением нашим современникам накануне всех цветных и перестроечных процессов, которые надвигались и надвигаются на нас. 15 лет возил по всему миру обильно мироточащую Иверскую икону брат Иосиф Хосе Муньос. Миро этой иконы, появлявшееся на глазах прихожан, удивляло, поражало, исцеляло. Ватки от этой иконы расходились в Москве среди прихожан. Митрополит РПЦЗ Виталий не разрешил брату Иосифу привести икону в Россию. А он очень хотел приехать, и говорил, что хотел бы жить в России. Родился и вырос Хосе Муньос в благочестивой испанской католической семье, которая проживала в Чили. Но ещё подростком судьба свела его с архиепископом Леонтием Чилийским, который перевёл его в православие. А после кровавого чилийского переворота 1973 года, он оказался в Канаде, в Монреале, отозвавшись на призыв владыки Виталия вступать в монашествующие ряды РПЦЗ...

http://ruskline.ru/analitika/2018/10/201...

В конце ХХ столетия прославилась мироточивая икона Иверской Божьей Матери из Монреаля, хранителем который был православный испанец Иосиф Муньос Кортес. К сожалению, в октябре 1997 года после злодейского убийства Иосифа чудотворный образ бесследно исчез. Празднование чудотворной Иверской иконы Божией Матери в Русской Православной Церкви совершается трижды: 12/25 февраля (этот день связан с перенесением списка Иверской иконы в монастырь на Валдае), 13/26 октября (день торжественной встречи Афонской святыни в Москве в 1648 году) и во вторник Светлой седмицы (именно во вторник Светлой седмицы, по преданию, было явление иконы на водах перед иноками Иверского монастыря). Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 5 октября, 2005 25 февраля, 2011 26 октября, 2021 11 октября, 2023 22 сентября, 2023 26 мая, 2023 24 мая, 2023 23 мая, 2023 8 июня, 2022 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730)

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-pamy...

С начала 1930-х гг. в храме размещалась главная кафедра обновленческой церкви. В 1944 г. настоятель Воскресенской церкви протоиерей А.И. Расторгуев вместе с общиной верующих вернулся в Московскую Патриархию. В феврале 1945 г. здесь проходили заседания Поместного Собора, избравшего на патриарший престол Алексия I. Памятная доска об этом событии находится в северном приделе. В 1948 г. в храме праздновали 500-летие автокефалии Русской Православной Церкви. Со времени закрытия и разорения московских храмов и часовен церковь Воскресения Христова хранит множество чудотворных и древних икон. В 1929 г. сюда перенесли одну из главных святынь Москвы – чудотворную Иверскую икону Божией Матери XVII века. Из Боголюбской часовни у Варварских ворот Китайгородской стены передали Боголюбскую икону Божией Матери, написанную в конце XIX века с древней иконы XII века, прославившейся чудесами. Сюда же передали Страстную икону Божией Матери из Страстного монастыря, Грузинскую икону Божией Матери и образ Господа Вседержителя «в червленых ризах» из Алексеевскою монастыря, образ святого Пантелеймона из Пантелеимоновской часовни у Владимирских ворот и многие другие чтимые иконы. В храме хранятся ковчежки с частицами мощей святого Пантелеймона, Сорока Севастийских мучеников и других святых. В 1960-1970-е гг. невысокую окружающую застройку уничтожили, и ее место заняли сначала пятиэтажки, а позднее современные многоэтажные дома. Некогда популярные у монарших особ охотничьи угодья в Сокольниках превратились сначала в парк, окружённый дачами, а затем в промышленный квартал с фабриками, заводами, домами для рабочих, и множеством, как сказали бы теперь, социально значимых объектов - больниц, богаделен и приютов. Все они строились на деньги фабрикантов и промышленников - благотворительность у торгового сословия в России всегда была в особом почёте. Одно из таких медучреждений - это Бахрушинская (Остроумовская) больница, при которой существовала больничная церковь. Больничный священник Иоанн Кедров был очень любим прихожанами. Известно, что жители Сокольников долго уговаривали отца Иоанна возвести в Сокольниках большой просторный храм. И вот в 1909 году батюшка решил исполнить пожелание своих прихожан и объявил сбор средств на новую церковь. Вот уже и место для сокольнического храма выбрали, а священник всё не решался дать добро непосредственно на строительство: смущали нехватка средств и множество других препятствий. Однажды священнику явилась Божия Матерь и повелела начать строительство. Второе явление Богородицы тоже не убедило батюшку. Лишь после третьей встречи с Царицей Небесной священник приступил к строительству.

http://sobory.ru/article/?object=03335

В результате пожара были полностью уничтожены святые ворота и церковь св. Иакова. В 1792 г. на том же месте были построены новые монастырские святые ворота уже из кирпича, а над ними каменная церковь св. Иакова. Этот храм, построенный продолговатым четвероугольником, был расписан внутри и снаружи. Завершала его архитектуру каменная четырехугольная одноярусная колокольня с красивым металлическим крестом. На ней в начале ХХ было 10 колоколов, некоторые из них были очень древними.  В 1872 г. церковь св. Иакова была переосвящена в честь иконы Божией Матери Иверской, потому что было закончено строительство нового величественного храма во имя св. Иакова в северо-восточной части монастыря. Иверская икона Божией Матери была очень почитаема в Боровичах, т.к. явление мощей Боровичского чудотворца произошло в праздник иконы Иверской Божией Матери. Длительное время с 1654 г. Свято-Духов монастырь был приписан к Валдайскому монастырю, построенному в честь Иверской иконы патриархом Никоном.  Новый храм, в честь св. пр. Иакова Боровичского чудотворца, был построен из красного кирпича, имел прямоугольную форму, был теплым, двухэтажным. Его украшали пять глав. Центральная глава с большим крестом была устроена на красивом восьмигранном световом барабане с шатровым завершением. Одной стороной церковь выходила на улицу, которая так же называлась в честь боровичского чудотворца Яковлевской (ул. Александра Невского). Храм имел престолы: главный – во имя св. пр. Иакова, с южной стороны – во имя св. блг. влк. кн. Александра Невского, т.к. мощи св. князя некоторое время находились в Свято-Духовом монастыре при торжественном перенесении их, по указанию Петра I, из г. Владимира в г. Санкт-Петербург. Св. Александр Невский стал покровителем новой российской столицы. Тогда, 30 августа 1721 г., Петр I, после продолжительной и изнурительной войны со шведами, заключил Ништадтский мир. Этот день решено было освятить перенесением мощей блг. кн. Александра Невского из Владимира в новую столицу – г. Петербург. 30 августа 1724 г. Петр I встретил святые мощи у устья реки Ижоры, они были поставлены на галеру, сам император правил рулем, а чиновные особы сидели за веслами. Торжественно, в окружении русских генералов, Петр I поднял раку и перенес в Александро-Невскую Лавру, воздвигнутую в честь св. кн. Александра.

http://azbyka.ru/palomnik/Боровичский_Св...

В обители пять храмов: соборный, в честь Боголюбской иконы Богоматери, соборная церковь во имя Св. Сергия Радонежского, храм во имя Св. митрополита Московского Петра , церковь в честь Толгской иконы Божией Матери и Покровский храм в колокольне. В монастыре находятся следующие замечательные иконы: Боголюбская икона Богоматери, Влахернская икона Божией Матери и Толгский образ Царицы Небесной. Управляет обителью архимандрит. Греческий Николаевский монастырь. Необщежительная Греческая обитель помещается на Никольской улице. Впервые она упоминается в летописях под 1890 годом. Исторически обитель становится известной со времен Иоанна Грозного. Раньше этот монастырь назывался «Николою Старым» и «Большими Главами». При царе Алексее Михайловиче обитель получила разрешение совершать богослужения на греческом языке, так как монастырь этот еще Грозным подарен был инокам Хилендарского Афонского монастыря и в нем жили греческие монахи. В Греческой обители пребывала три года икона Иверской Божией Матери до перенесения ее в часовню. Хотя монастырь этот в 1892 году и причислен к синодальному ведомству, но остается по-прежнему приписным в непосредственной зависимости от Афонского Иверского монастыря. Храмов два, и оба каменные: соборный двухэтажный, в честь Св. Николая Чудотворца и Успения Богокатери, и во имя Свв. Константина и Елены. Особенным торжеством в монастыре отличаются дня: вторник Светлой седмицы, 9 и 21 мая, 15 августа, 17 сентября, 30 ноября и 6 декабря. В четверг на Страстной неделе совершается елеосвящение, а в первый день Св. Пасхи по веточному обычаю за вечерней читается Евангелие на разных языках. Управляет обителью архимандрит. Данилов монастырь. На южной окраине Москвы, в 4 верстах от Кремля, вот уже 640 лет существует один из известнейших русских монастырей – Данилов. Обитель не славится обширными соборами, высокими колокольнями и многочисленностью братии, но зато известна каждому грамотному человеку как ковчег, хранящий умственную святыню русской земли. Здесь похоронены дорогие останки знаменитых представителей литературы, поэзии, музыки, бывших в то же время и истинными христианами. Достаточно назвать имена Гоголя, Языкова, Венелина, Хомякова, кн. Черкасского, Рубинштейна и Самарина, чтобы понять, какое сокровище русской мысля, русской славы вмещает в своих стенах Даниловская обитель!

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Сердце нашего Отечества Первопрестольный град Москва имел очень тяжелую судьбу, сложную историю. В течение 300-летнего татаро-монгольского ига время от времени орды противника нападали на столицу и разоряли ее, были и другие случаи, когда Москва стояла на краю гибели. В правление царя Алексея Михайловича по совету Патриарха Никона россияне обращаются сюда, на Святую Гору Афон в Иверский монастырь, с просьбой, чтобы была привезена икона в Первопрестольный град Москву. Русские люди верили, что с пришествием этой иконы прекратятся нашествия и нападения на Первопрестольный град. Братия монастыря написали чудную копию с чудотворного образа и отправили ее к царю Алексею Михайловичу. В 1648 году этот образ был торжественно встречен в Москве. Позже был написан еще один список, он был установлен в часовне на Красной площади у врат, которые ограждали самый центр столицы. В самых тяжелых случаях москвичи прибегали к молитвенному покрову Матери Божией и перед святым образом Ее Иверским просили Царицу Небесную о помощи. Первый список, прославившийся многими чудесами, был помещен в Новодевичьем монастыре Первопрестольной столицы нашей и находился там до самой революции. Но когда был закрыта обитель, образ был изъят, помещен в музей, и не было никакой возможности вернуть эту икону. Ее не хотели отдавать по разным поводам, и один из доводов был такой: якобы Церковь не сумеет сберечь этот шедевр иконописи, как будто не сберегала она на протяжении тысячелетий свои святыни. А если кто-то и разрушал храмы и иконы, то это была не Церковь. Хотел бы рассказать вам о радостном событии, которое произошло год назад. В ответ на мою просьбу по личному указанию Президента нашей страны В.В. Путина эта икона была торжественно возвращена Церкви и сейчас находится на своем исконном месте в Новодевичьем монастыре. Возвращение святыни было великим событием, мы встречали ее торжественно крестным ходом, в котором вместе с Патриархом участвовал также и Президент страны. Сегодня тысячи людей поклоняются чудотворному списку Иверской иконы Божией Матери.

http://patriarchia.ru/db/text/3022595.ht...

В 1994 г. пустынь вновь возродилась. 12 сентября 1996 г. Свящ. Синод УПЦ одобрил присвоение обители ставропигии Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины. К 1994 г. осталось несколько корпусов, перестроенных для нужд расположенного на территории обители интерната. К 1997 г. в одном из корпусов был оборудован временный храм. В 1997–1999 гг. на месте явления Глинской иконы Божией Матери сооружена каменная часовня свв. правв. Иоакима и Анны. В 1997–2001 гг. на месте снесенной Успенской церкви построен каменный Свято-Николаевский храм, в 1999 г. взамен утраченной церкви Иверской иконы Божией Матери воздвигнут новый одноименный (оба сооружения отличаются от предшествующих). В 2002 г. обустроен Преображенский колодец с каменным 4-столпным навесом-часовней над ним, расчищен и восстановлен колодец Рождества Пресвятой Богородицы. С 2006 г. сооружается настоятельский корпус с Крестовоздвиженским храмом. http://azbyka.ru/palomnik Знаменитая Глинская пустынь находится в селе Сосновка Сумской области. Возникновение святыни связано с удивительной историей явления иконы Рождества Пресвятой Богородицы. В начале 16 в. пчеловоды, которые размещали ульи в лесу, увидели сияющий образ Богоматери на одной из сосен, а под деревом обнаружили целебный источник. С того времени люди стали приходить к этому чудотворному месту, где вскоре была построена часовня, а после – обитель, в которой монахи проводили богослужение. При строительстве часовни и монастыря икону несколько раз снимали с дерева, но на следующий день образ Пресвятой Богородицы находили на сосне. Первая церковь в этом месте возникла в конце 16 в. благодаря усилиям Ф. Милонова и его товарищей. Это была деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы. За всю историю своего существования пустынь несколько раз передавалась Молченскому Печерскому Путивльскому монастырю и только в 1764 г. обрела независимость. Освящение церкви с одноименным названием состоялось в 1781 г. 19 век стал периодом расцвета обители, но во времена советской власти часть пустыни была отобрана, иконы и другие ценности изъяты, а в 1922 г. монастырь закрыли. Чудотворную икону вывезли в с. Шалыгино, но вскоре она пропала. На земле прежней пустыни действовал детский городок, потом сельхозартель, колхоз и промкомбинат. Открытие пустыни произошло в 1942 г. Просуществовав 21 год, обитель снова была закрыта.

http://sobory.ru/article/?object=13951

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010