В разных городах и весях православной обширной России имеются и с великим благоговением сохраняются те многие честные иконы Пресвятой Приснодевы Марии, которые составляют источник дивной помощи и чудесных исцелений для всех, с верой и усердием прибегающих к Ее покрову; таковы чудотворные иконы – Смоленская, Владимирская, Киево-Печерская, Иверская, Боголюбская, Донская, Толгская и многие другие. В честь чудотворных икон Пресвятой Богоматери посвящены великому Ее имени тысячи храмов и установлены церковные празднества, которые в разные дни месяцев с особенным торжеством совершаются благочестивыми местными жителями в различных местах нашего государства. К числу таких чудотворных икон принадлежит и Феодоровская икона Божией Матери, которой город Кострома уже более шести с половиной веков имеет великое счастье обладать как особым знамением покровительства и защиты себе. Все жители города Костромы от лет древних и доселе с глубоким благоговением почитают свою великую святыню, общее же чествование ее совершается Церковью в особенные празднества ежегодно 14 марта и 16 августа. Припадая с теплыми молитвами ко Пресвятой Богородице пред Феодоровским Ее образом, костромичи здесь почерпают силу и бодрость жизни, утешения в житейских невзгодах и общественных бедствиях и непостыдную надежду на милосердие Божие по ходатайству Преблагословенной Владычицы Богородицы. По справедливости, в чудотворной этой святыне заключается и залог православия костромичей и устойчивость в добром религиозном настроении и благочестии. Под сенью же Феодоровской иконы Божией Матери костромичи воспитывают в себе и строгий патриотизм в достохвальном духе дедов и отцов, хорошо памятуя, что пред этой иконой почти три века назад – 14 марта 1613 года – юный Михаил Феодорович Романов, родоначальник царствующего Дома, изъявил согласие принять на себя тяжелое бремя царского правления, посвятить свою жизнь благоденствию русского народа, утвердить поколебленный в смутную эпоху царский трон и спасти русскую народность и вместе Православную Церковь от иноверного ига поляков. Об этой-то достопамятной в отечественной истории великой святыне костромской и предлагается наш очерк – в целях не только удовлетворить любознательности верующих, но вместе в одних оживить, в других же возбудить сознание высокой ценности и преимущества обладаемого костромичами чудесного дара Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Простоявшее более ста лет церковное здание нуждалось в серьезном ремонте. Прихожане приняли решение его кардинально перестроить, но фактически построили новый храм. Финансировал строительство староста церковный, флигель-адъютант генерала-фельдмаршала графа Кирилла Григорьевича Разумовского — Иван Иванович Савинов. Капитан Савинов жил напротив церкви, на другой стороне Большой Ордынки, в 4-м квартале Якиманской части, в большом каменном трехэтажном доме, доставшемся ему в наследство от отца. Здание в перестроенном виде сохранилось (в глубине владения 40 по Большой Ордынке). Известно, что вначале была выстроена новая трапезная с двумя приделами — Иоанна Воина и Иверской иконы Божией Матери. На плане двора И. И. Савинова 1792 года изображена западная часть церковного двора с широкой новой трапезной, имеющей скругленные углы. На плане церковного участка 1797 года храм изображен со старой восточной частью (с трехапсидным алтарем) и новой трапезной, выступающей на линию Большой Ордынки. На этом плане линия церковных построек тянется вдоль Георгиевского переулка. Застройка церковных дворов была деревянной. Таким образом, новая церковь была построена в два этапа и на том же месте. В 1802 году строительство было закончено: возведен новый храм-­ротонда, над западной частью трапезной возвысилась колокольня, по сторонам церкви вдоль Большой Ордынки до переулка с одной стороны и до владения Киреевских с другой протянулась кирпичная ограда с двумя парами ворот и металлическими решетками, позднее поставили такую же ограду и вдоль переулка. Главный храм был освящен в честь Иверской иконы Богоматери, а левый придел переосвятили во имя великомученика Георгия. Со временем Георгиевский переулок был переименован в Иверский. Авторство Иверской церкви приписывается главному директору Кремлевской чертежной экспедиции архитектору И. В. Еготову. Во вновь выстроенный храм был перенесен список с Иверской иконы, который был заместительным известного образа Иверской Богоматери, находившегося в Иверской часовне у Воскресенских ворот. Этот заместительный список выставлялся вместо основного образа в этой часовне в тех случаях, если постоянно пребывающий образ брался для совершения крестных ходов, или для торжественных поклонений и молитв выставлялся в храмах и монастырях Москвы и России.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Иверской_...

Это богословие в иконе «Одигитрия» представлено в живописном повторе, создающем круг зрительных ассоциаций, в котором смыкаются символы свитка, образы Христа и Божией Матери. Во многих иконах существует четкая согласованность в положении рук Божией Матери с Богомладенцем и Христа со свитком. При существующем к тому же общем подобии фигур Божией Матери и Христа возникает своеобразный композиционный повтор, как «колесо в колесе». Богородица держит Христа словно Евангелие, а Он Её в образе свитка, в котором написался Сам. Но Богородица являет в иконах не только Себя, но и Церковь , а значит, в руках Божиих оказывается всё Творенье (другой символ свитка), которое Он для спасения соединяет в Церковь . Для этого Он воплотился и принёс Себя в жертву. Так рождается образ Новой Церкви, в которой Христос соединил творение ради вечной жизни и вручил Ей Евангелие – Благой закон, ведущий ко спасению. Новая прославленная Церковь , единая с Небесным Иерусалимом, соединит землю с Небом после всех времён: И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И сказал Сидящий на престоле: се творю все новое. И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец ( Откр.21:2–3,5,6 ). «Воплощенна родивши Божественнаго Слова, благолепное освящение Благодатная, сего оказала еси: темже Твой храм обновляем» 73 . Богородица, «Взбранная Воевода победительная», Своим образом «Одигитрии» утверждает, что побеждающий наследует все ( Откр.21:7 ). Это проповедь Церкви о Себе Самой, свидетельствующей, что только через Неё человечество может восстать и соединиться с Богом. Её Он очистил Духом Святым, в Ней восседает на престоле и в Ней благословляет всех на крестный путь спасения. Поэтому иконография «Одигитрии» более других связана с апостольским служением Пресвятой Богородицы. При жизни Божия Матерь путешествовала мало, но после Своего воскресения Она начала проповедовать учение Сына Своими иконами. Именно в Сказаниях об «Одигитрии» больше всего говорится о самостоятельном передвижении образов, о нисхождении с них Самой Богородицы, о таинственных назиданиях и пророчествах. Римская, Иверская, Тихвинская, Выдропусская… – иконы-путешественницы, которые сами приходят туда, где нужно живое свидетельство о Христе или заступление Его Пречистой Матери. В иконах Смоленской, «Отрада и Утешение», «Скоропослушница» и других Божия Матерь являлась ожившей, внушая благоговейный страх.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/bozhija-...

Святой образ иконы помогает нам, грешным, окончательно не погибнуть в мире лукавой суеты сердец. Икона, по словам Л. Успенского , как образ священный, есть одно из проявлений церковного Предания, наравне с Преданием записанным и Преданием устным. Действительно, в истории всех времен Православия Святая Церковь бережно хранит Предания о св. явлениях, о чудотворных иконах, о св. подвижниках из века в век, из поколения в поколение, передавая животворящий дух Православия. Три св. жребия Божией Матери – страна Иверская, св. гора Афон и Земля Русская – в те далекие времена своего земного устроения, по благословению и освящению Самой Божией Матери, чудно сочетались, принимая, опекая и взращивая своих духовных чад, промыслительно объединяя подвижников Христовых в их великих подвигах домостроительства. Пройдут века и тысячелетия, но, преданный Заповедям Христа, их кроткий труд с Божией помощью возсияет, окормляя Православие. У восточных берегов Македонии безконечная лазурь неба и светлых вод Архипелага окружают гору Афон, освященную в первоевангельские времена самой Божией Матерью. По вознесении на небо Господа нашего Иисуса Христа, святые Апостолы неразлучно с Матерью Божией пребывали в Иерусалиме до получения обетованного Святого Духа. Ученики Христовы с Матерью Божией бросили жребий, кому и какая страна дана будет для проповеди Евангелия. По сошествии Святого Духа Божия Матерь хотела идти в Иверскую страну, но ангел Божий удержал ее, велев не отлучаться от Иерусалима до времени, так как страна, выпавшая ей, просветится в последние дни, и Ее владычество утвердится там: «По прошествии некторого времени Тебе предстоит труд благовестия на земле, в какую направит Тебя Бог». И пребывала Пречистая Богородица в Иерусалиме довольно продолжительное время. Пути Господни неисповедимы: Матерь Божия отплывает на остров Кипр. Епископ острова – Четырехдневный Лазарь – ожидал уже давно Божию Матерь, и вот, наконец, долгожданная встреча приближается. Но вдруг сильный порыв противного ветра пригнал корабль в гавань близ горы Афон.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/monreals...

В 1991 году монастырь, находившийся в аварийном состоянии, был возвращён Новгородской епархии. В 1998 году архиепископ Лев (Церпицкий) освятил церковь Богоявления. Были возобновлены богослужения в Успенском соборе. В конце 2007 года завершилась комплексная реставрация монастыря. Святыней обители стала копия Иверской иконы Божией Матери, которая в 1950-х — 1980-х годах хранилась в единственной действующей церкви Валдайского района — Петропавловской (кладбищенской) в г. Валдай. Её новая драгоценная риза, изготовленная мастерами г. Златоуст, была освящена 25 декабря 2006 года. 11 января 2008 года для освящения восстановленного Успенского (Иверского) собора прибытием в монастырь ожидался Патриарх Алексий. 12 января Патриарх совершил Божественную литургию в соборном Иверском храме, перед тем совершив чин Малого освящения собора. 19 сентября 2009 года Валдайский Иверский монастырь посетил Кирилл, патриарх Московский и всея Руси. В январе 2011 года закончена реставрация фресковой живописи Успенского (Иверского собора), в алтаре и во всем храме до нижнего яруса. Есть небольшой музей, посвящённый патриарху Никону и истории монастыря. Состав и архитектура, престольные праздники [ править править код ] Собор Успения Пресвятой Богородицы (1653-56) Трапезная Богоявленская церковь (1657-58) с хлебней и квасоварней (1668-69) Надвратная церковь Михаила Архангела (1680-е, верх перестроен в конце XVIII в.) Михаил, Архистратиг - 19 сентября (воспоминание чуда в Хонех), 21 ноября (собор) Надвратная церковь Филиппа, митрополита Московского (1874) Больничная церковь Иакова Боровичского с больничной и трапезной палатами (1702, перестроена в XIX веке) Шатровая колокольня (1679-89) Наместнический корпус (XVII в.) Казначеский корпус (1680-е гг.) Братский корпус (нач. XVIII в.) Корпуса странноприимный, гостиный, конюшенный (XIX в.) Каменная ограда с башнями XVIII в. Николаевская (Михайловская) башня (1680-е гг.) Часовня с успыпальницей Панаевых (1870) Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Валдайский_Иве...

Митрополит Александр подвел итоги уходящего года. «Главным событием в жизни всей Русской Православной Церкви, частью которой является Православная Церковь Казахстана, в уходящем году стал Освященный Архиерейский Собор , посвященный 100-летию восстановления Патриаршества и 100-летию Поместного Собора 1917-1918 годов. Свое приветствие участникам Собора направил Президент Республики Казахстан, многоуважаемый Нурсултан Абишевич Назарбаев. В адресе главы государства, в частности, говорилось: " Православное христианство в истории суверенной Республики Казахстан занимает важное место и вносит значительный вклад в укрепление межконфессионального мира и межэтнического согласия в обществе " . В своем докладе Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил, что " Республика Казахстан уже много лет являет пример конструктивных церковно-государственных взаимоотношений " . Православная Церковь осуществляла и продолжает осуществлять свою благородную миссию как в жизни славянского населения Республики, а это более четырех миллионов человек, так и в жизни Казахстана в целом. Православие на просторах Великой степи во все эпохи являлось основой мира и источником высокой культуры. Наша Церковь в числе непреходящих духовных идеалов проповедует патриотизм, братолюбие, уважение к представителям других религиозных взглядов. Ей совершенно чужд всякого рода радикализм или какого-либо рода политизированность.  В 2017 году в пределах Казахстана совершалось празднование 145-летия учреждения Туркестанской епархии, наследниками которой на сегодняшний день являются Православная Церковь Казахстана и Среднеазиатский митрополичий округ . Главным событием юбилейного года стало принесение в пределы Казахстана по благословению Предстоятеля Русской Православной Церкви мироточивой иконы Пресвятой Богородицы " Умягчение злых сердец " . Мироточивая икона Божией Матери была принесена в Астану, Алма-Ату и все крупные города страны. Чудотворному образу поклонились более 200 тысяч человек». Были названы духовно и исторически важные памятные даты наступившего 2018 года: 100 лет мученической кончины святителя Верненского Пимена — первого страдальца за Православие на Казахстанской земле в ХХ столетии; 15 лет с момента образования Казахстанского митрополичьего округа; 125 лет со дня рождения приснопамятного митрополита Иосифа (Чернова); 10 лет установления празднования Собора новомучеников и исповедников Казахстанских; 160 лет с момента возведения первого Софийского собора Иверско-Серафимовского женского монастыря; 110 лет со дня образования Иверско-Серафимовской обители и 15 лет со времени ее возрождения.

http://patriarchia.ru/db/text/5093931.ht...

В Никольском приделе, по духу и происхождению как бы более строгом, византийском, в иконостасе находится Иверская икона Божией Матери, перед солеей справа – Казанская икона Божией Матери. Здесь расположены также образа святых Иоанна Воина, Гурия, Самона и Авива, икона Божией Матери «Нечаянная Радость». В Сергиевском приделе – иконы священномученика патриарха Гермогена, святых Власия, Флора и Лавра, преподобной Анны Кашинской и образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " В 1451 году село Воробьёво покупает великая княгиня Софья Витовтовна. Примерно тогда здесь строится храм, освящённый в честь Троицы Живоначальной. Первое упоминание о деревянной церкви содержится в письменных источниках, относящихся к XVII веку, к периоду правления первого царя из рода Романовых, примерно к 1628-1632 годам. " Церковь Святые Живоначальныя Троицы, что в селе Воробьеве, дани 18 алтын 4 деньги, и сентября в 28 день, на нынешний 7136 г. те деньги платил поп Тит, в 7140 г. - на Троицкую церковь к прежней дани по новому окладу прибавлено дани 2 алтына 5 денег " - так сказано в приходных книгах Патриаршего Казённого Приказа. Разумеется, в те времена, как и в более древние, церковь была деревянной и числилась как " жилая московская церковь за деревянным городом " . В 1720 году ветхий деревянный храм был снесён и на его месте построен новый: " Апреля въ 6 день, запечатан указ о строении церкви, по челобитью великаго государя дворцоваго села Воробьева, церкви Живоначальныя Троицы попа Ивана Васильева с прихожаны, велено им в том селе Воробьеве, вместо ветхой церкви, на том же церковном месте построить вновь церковь древяную во имя Живоначальныя Троицы, да в приделе преподобнаго Алексия, человека Божия, пошлин две гривны взято " . В 1786 году и этот новый храм пришёл в совершенно ветхое состояние, да такое, что службы здесь были запрещены. Но только в середине 1790-х годов по повелению императрицы Екатерины II Троицкий храм был разобран. Так начался новый период в истории этой церкви.

http://sobory.ru/article/?object=02278

До революции Троицкое подворье не раз посещали царствующие особы. Здесь бывал император Александр II с супругой императрицей Марией Александровной, наследник престола Николай Александрович, последний император Николай II, великая княгиня Елизавета Федоровна. 5 ноября 1917 года на Троицком подворье митрополит Московский и Коломенский Тихон (Беллавин) получил весть об избрании его на Патриарший престол. Здесь же в мае 1922 года святитель был арестован. После этого на Подворье ненадолго разместилась Московская богословская академия обновленческой Церкви. В 1929 году ее сменил детский сад. Домовую церковь разорили, а ее купол и шатровый верх звонницы снесли. Храм Живоначальной Троицы власти превратили в склад, потом в него вселился Мюзик-холл, Московский академический симфонический оркестр... Храм Троицы Живоначальной в Троицкой слободе с приделами в честь Владимирской иконы Божией Матери и прпп. Сергия и Никона Радонежских Представляет собой уникальный объект духовного и культурного наследия. Церковь пережила множество событий истории города, несколько раз была на грани уничтожения. Но благодаря своим настоятелям и прихожанам она сохранилась до наших дней. Род Пушкиных был среди прихожан храма почти век, великий русский писатель был дружен с потомками настоятелей Малиновских, которые не допустили разрушение храма в середине 18 в. и добились его реконструкции. Художник Виктор Михайлович Васнецов выбрал место неподалеку от храма для строительства дома и тоже стал одним из прихожан. Его, как специалиста, не раз приглашали осматривать храм, и именно он остановил расширение храма, которое повредило бы его ценной росписи. Троицкая церковь на протяжении своей истории была не только одним из храмов великой Лавры, но и имела блестящее, образованное духовенство и знаменитый приход. Митрополичьи палаты и домовой храм во имя свтт. Московских и приделом «Иверской» иконы Божией Матери Ещё с начала 19 века в Митрополичьих палатах регулярно останавливались московские архипастыри: 46 лет здесь прожил митрополит Филарет (Дроздов), в разное время палаты посещали святитель Игнатий (Брянчанинов) и священномученик Владимир (Богоявленский). На втором этаже Палат располагается домовый храм – место архипастырского служения Святителей Московских, самоотверженно трудившихся на земле Первопрестольной столицы во славу Божию. В 1917 году Митрополичьи Палаты стали резиденцией Патриарха Тихона (Белавина) вплоть до его ареста. По воспоминаниям современников, Святейший Патриарх Тихон нередко сам совершал богослужения в Домовом храме. В советские годы здание палат отдали под детский сад. Домовый храм остался в полуразрушенном состоянии: купол и звонницу снесли, иконы и богослужебная утварь оказались утеряны. Когда в середине 90-х палаты вернули Церкви, их ожидал долгий период восстановления.

http://sobory.ru/article/?object=04015

Статичное уравновешенное пространство храма со временем было кардинально изменено. Исполненная в академической манере настенная клеевая живопись 1866 г. частично забелена. Пол в храме из чугунных орнаментальных плит, в окнах - металлические ампирные решетки. Памятники архитектуры Подмосковья, под общей редакцией Е.Н. Подъяпольской, 1999г. На берегу Скитских прудов, вдали от шумных дорог, в глуши лесов, неподалеку от Гефсиманского Черниговского Скита Свято-Троицкой Сергиевой Лавры на месте, называемом Корбухой, полтора столетия назад (в 1858 г.) блаженный схимонах Филипп основал Боголюбскую Киновию (от греческого «киновия» – «общежитие»). В самом начале здесь была устроена двухэтажная церковь с двумя престолами: во имя святых жен Матроны и Капитолины на нижнем этаже и в честь Боголюбской иконы Божией Матери на верхнем этаже. В этом тихом, умиротворенном месте, близ двухэтажной церкви было обустроено кладбище братии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. В нижней церкви был погребен схимонах Филипп. Несколько лет назад честные останки его были перенесены в Иверскую часовню пещер Скита. Постепенно Киновия расширялась и превратилась в большой общежительный монастырь. Для братии были выстроены пять деревянных келейных корпусов, один из которых имел три этажа; за оградой стояло деревянное здание странноприимной; содержался собственный скотный двор. В 1875 г. на западном краю обители было построено каменное двухэтажное здание трапезной. Между церковью и трапезной возведены Святые врата – главный вход на территорию Киновии для богомольцев. Чтобы подойти к вратам, богомольцы должны были по деревянному мостику пересечь залив скитского пруда и затем подняться по ступеням довольно крутой лестницы, устроенной по склону холма, на котором возвышались ворота. В 1907 г. Киновию окружили каменной оградой протяженностью 250 сажен. К сожалению, даже в эти глухие места в 20-х годах прошлого века пришло страшное иго гонений на Церковь, которое разрушило не только большинство построек в Киновии, но и некрополь, надгробные плиты с которого кощунственным образом были использованы для мощения дороги. Киновия была закрыта после революции 2 мая 1922 г. Из монастыря были изъяты все ценности (иконы, утварь) и переданы в фонд помощи голодающим. Затем территория обители перешла к швейной фабрике.

http://sobory.ru/article/?object=06580

Указом Синода от 28 сент. 1872 г. община была переименована в общежительный мон-рь с количеством насельниц, позволяющим обители содержать их самостоятельно. 24 февр. 1874 г. еп. Оренбургский и Уральский Митрофан (Вицинский; 1887) возвел мон. Таисию в сан игумении с вручением ей жезла. К 1875 г. в О. У. м. проживали 104 насельницы, в т. ч. игумения, 15 мантийных и 15 рясофорных монахинь. В повседневной жизни сестры ориентировались на общежительный устав митр. Московского и Коломенского свт. Филарета (Дроздова) . В 1868-1875 гг. по проекту архит. К. А. Тона и под рук. архит. Г. Монтерот дю Шона был возведен 2-этажный 8-главый Успенский собор в т. н. русско-визант. стиле. Высота храма до креста составляла 18 саж. На нижнем этаже была освящена ц. в честь Воздвижения Креста Господня с правым приделом в честь Казанской иконы Божией Матери (19 окт. 1875) и левым - во имя св. Илии Пророка (26 марта 1876). 20 сент. 1881 г. еп. Оренбургским Митрофаном была освящена верхняя холодная ц. в честь Успения Пресв. Богородицы с правым приделом во имя свт. Николая Чудотворца (20 сент. 1881) и левым - во имя вмч. Пантелеимона (30 сент. 1881). В 1913-1914 гг. в росписи храма помимо насельниц принимал участие известный жанровый живописец Л. В. Попов (1873-1914). Верхнюю церковь украшал иконостас, полностью написанный иноками Св. Горы Афон в 1879-1881 гг. и построенный на средства благотворительницы, купеческой вдовы А. Ф. Введенской, решившей по смерти мужа и сына поступить в эту обитель. В соборе находилась икона Успения Пресв. Богородицы - дар Киево-Печерской лавры. Как особая святыня почиталась Иверская икона Божией Матери, написанная в Русском во имя великомученика Пантелеимона мужском монастыре на Афоне и 23 мая 1874 г. переданная в дар сестрам крестьянской девицей А. Суркиной. Перед этим образом в память сохранения обители от губительного пожара 16 апр. 1879 г., истребившего почти весь Оренбург, сестры читали акафист. Рядом с иконой помещался позолоченный футляр с частицами Креста Господня, мощей вмц. Варвары, преподобномучеников Афонских Евфимия Нового из Димицаны ( 1814), Игнатия ( 1814) и Акакия Нового из Нивори ( 1816), подаренный монахиням в 1874 г. схиархим. афонского Пантелеимонова мон-ря Макарием (Сушкиным) и присланный стараниями уроженца Оренбургского у. афонского мон. (с 1888 архимандрит) Паисия (Балабанова; 1834-1906). В мон-ре также почиталась икона Божией Матери «Утоли моя печали», написанная в Оренбурге живописцем Михаилом (впосл. принял на Афоне постриг в схиму с именем Макарий) и в 1864 г. пожертвованная сестрам купчихой А. А. Килимовой, а также Козельщанский образ Божией Матери, присланный 8 окт. 1870 г. гр. М. В. Капнист по благословению прав. Иоанна Кронштадтского (Сергиева).

http://pravenc.ru/text/2581507.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010