Источник: Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии/Изд. Арханг. Епарх. Церковно-археолог. Комитета. Вып. 2. Архангельск, 1895. Приход состоял из с. Долгощельского, находившегося недалеко от приходской церкви, на правом берегу р. Кулоя, из д. Соенской (30 верст от Долгощельского) и из выселка Нижи (30 верст зимним путем и 70 верст летним). По устному преданию, приход был образован до 1660 г., а его жители до учреждения монастырских штатов были приписаны к Сийскому монастырю. В 1670 г. была построена церковь во имя Знамения Божией Матери. Простояв немногим более 100 лет, она сгорела, и вместо неё была построена новая церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери. 28 февраля 1782 г. и эта церковь сгорела. В 1783 г. начато строительство новой одноименной церкви, которая была освящена в 1788 г. Она также сгорела в 1890 г. Уцелели только храмовая икона и металлический крест. Новая церковь строилась из пожертвованного леса и при помощи благотворителей. Всего было потрачено около 2500 руб., из которых 400 руб. пожертвованы о. Иоанном Сергиевым (прав. Иоанн Кронштадтский). Освящена церковь 3 января 1895 г. Церковь была деревянная, на цоколе из тёсанного плитняка. Снаружи обшита тёсом и покрашена белой масляной краской. Крыта тёсом. Крыльцо прирубное. Длина церкви без крыльца 11 саж. 1 арш. (около 24 м), наибольшая ширина 5 саж., высота до верха карниза 4,5 саж. На церкви 5 глав, 1 глава над звонницей. Больших окон 19, малых - 8. Иконостас длиной 14, высотой 9 аршин. Церковь отапливалась 4-мя печами. В 19 саж. располагался общественный дом для псаломщика. Колокольня построена не ранее 1840-х годов отдельностоящая, обшита тёсом и окрашена белой масляной краской, крыта тёсом, окрашенным медянкой на масле. Размеры 3 х 3 х 6 саж. Дом псаломщика в 10 саж. на северо-запад. В 1910 г. в церковной собственности имелись: деревянные церковно-причтовые дома для священника (1902 г., 2-этажный) и псаломщика (1904 г., 1-этажный); баня (1907 г.); погреб (1,5 х 1,5 саж.).

http://sobory.ru/article/?object=58662

Первая церковь в заводе, деревянная, во имя Богоявления Господня, заложена была в 1738 г., по благословенной грамоте Тобольского и Сибирского митрополита Антония I; освящена в 1742 г., по благословению Тобольского митрополита Арсения Мацеевича. В 1754 г. для расширения церкви был устроен и в том же году освящен придел «во имя образа Пресвятые Богородицы явления Казанского». Но церковь эта со всеми иконами, книгами и церковной утварью в 1774 г., вскоре после удаления из Билимбая пугачевских шаек, сгорела, уцелела только колокольня, находившаяся вдали от церкви. В 1775 г. заложена была и в 1780 г. освящена новая деревянная церковь во имя Богоявления же Господня, с пристроенным к ней в 1792 – 93 гг. приделом во имя св. благ. князя Александра Невского. Но и этот храм в 1796 г. сгорел. Вместо него в 1801-03 гг. построена была во имя названного святого деревянная церковь на кладбище, служившая до 1843 г., когда, по ветхости, она была разобрана, а иконостас ее перенесен в построенную там же и во имя того же святого, на счет заводовладельцев, каменную часовню, существующую и поныне. Теперешний храм в Билимбае каменный, 3-х престольный, построен на средства заводовладельцев, по благословенной грамоте Пермского епископа Иустина от 23 октября 1818 г. Заложение всех трех приделов совершено в 1820 г. протоиереем Карпинским: главного – во имя Св. Троицы, южного – во имя Богоявления Господня и северного – во имя Казанской иконы Божией Матери. Хотя постройка производилась под наблюдением «знающего архитектуру» заводского служителя, но, вероятно, вследствие спешности постройки каменный купол в 1823 г. обрушился, и работы заводоуправлением были прекращены и возобновились только в 1835 г., через 12 лет. Прежде других был отстроен южный придел и 17 сентября 1837 г. Екатеринбургским епископом Евлампием освящен; 5 ноября 1839 г. тем же преосв. освящен храм во имя Св. Троицы, а северный придел освящен Екатеринбургским епископом Ионою 25 сентября 1855 г., т.е. через 35 лет после заложения. Так как приделы храма строились в разное время и разными лицами, то иконостасы в них устроены различно. Как утварью, так и ризницей церковь снабжена достаточно. Из достопримечательностей можно указать на две местные иконы – Спасителя и Божией Матери, находящиеся в иконостасе Троицкого храма. Иконы эти, писанные на полотне по золотому фону учеником знаменитого Брюллова художником Поповым, уроженцем билимбаевским, в 50-х гг. XIX ст. были куплены владельцем завода С.Г. Строгановым за весьма большую сумму – более 10 000 руб. и пожертвованы в Билимбаевскую церковь.

http://sobory.ru/article/?object=11465

В течение XVII века Поченгская церковь постоянно упоминается в окладных книгах архиерейского дома, напр. в 1634 г. (поп Михаил), в 1661 (поп Григорий), в 1671 г. (поп Григорий), в 1682 г. (поп Иван Иванов).Кроме этих упоминаний, о церкви почти ничего неизвестно до 1781 года. От 1781 года сохранилась опись имущества каменной теплой церкви - Воскресенской, освященной в 1780 году. По преданию, записанному в церковной клировой ведомости, каменная церковь на Поченге выстроена после пожара деревянной; по всей вероятности пожар был не задолго до 1780 года, потому что в описи сказано, что холодная церковь еще строится согласно данной от архиерея благословенной грамоте, теплая же, конечно, выстроена была первою по необходимости. Неизвестно, когда была достроена и освящена холодная церковь. Из описи имущества теплой церкви видно, что в ней было довольно всякого имущества. Упоминаются серебряные сосуды, кресты, оклады Евангелий, серебряное кадило, ризы и венцы на иконах серебряные позолоченные, шесть пар священнических облачений и проч.О месте построения церкви среди прихожан сохранилось предание что оно избрано самою Царицею Небесною. Прихожане рассказывают, что первоначально предполагали строить храм севернее нынешнего за ручейком, но напрасно: ибо все, сделанное днем, ночью необъяснимым путем переходило на другое место, так что на первом месте не оставалось и следа постройки. После двукратных попыток строители поняли чудесное знамение и построили храм там, где и теперь он стоит, на месте менее удобном и болотистом. http://parishes.mrezha.ru/library.php?id=23&pn=2 В двадцати пяти верстах от города Вологды по Верхвологодскому тракту, в Вологодском же уезде, есть село Поченга с церковью во имя Божией Матери " Владимирской " иконы Ее. Церковь сравнительно новая постройкою и довольно благоустроенная. В полуверсте от церкви к юго-западу, в ложбине реки, среди мелких кустов находится небольшая деревянная часовня, прославившаяся источником, над которым построена. На этом самом источнике, по местному преданию, явилась икона " Владимирская " Божией Матери, которая местно почитается за чудотворную.

http://sobory.ru/article/?object=34272

http://piters.in/nohram Знаменская церков лейб-гвардии Конно-Гренадерского полка находится в верхнем Петергофе, среди казарм Конно-Гренадерского полка. По преданию и по сказанию старожилов, особенно двух: Чудинова, прежнего фонтанного мастера, и купца Григория Иванова в Петергофе еще при Петре Великом была деревянная церковь во имя Благовещения. Она стояла в 8 саж. к востоку от Знаменской церкви. Церковь эта при Екатерине II за ветхостью разобрана. Нынешняя Знаменская церковь каменная, с таковою же колокольнею, однопрестольная, заложена была в июне 1773 г. в присутствии Екатерины II. На гранильной Петергофской фабрике для закладки храма сделана была из красной яшмы чаша с крышкою и поставлена была преосв. Гавриилом на том месте, где быть престолу. По прочтении положенных молитв императрица положила в чашу горсть червонцев, потом клали деньги лица, составляющие свиту государыни… При этом государыне был поднесен план будущей церкви, и государыня выразила неудовольствие на то, что внутренность церкви стеснена была множеством столбов. Знаменская церковь сперва была приходскою для всего Петергофа. В 1839 г. она сделана полковою, а приходскою стала вновь выстроенная среди Уланских казарм церковь Петра и Павла. Знаменская церковь имеет длины 11 саж., ширины 6 саж. 1 арш., высоты 12 саж. На колокольне – шар или купол белого железа в диаметре 1 арш.; крест железный, в 3 арш. высоты. Антиминс священнодействован митрополитом Никанором 1850 г. февраля 2 дня. Иконостас резной, вызолоченный, имеет иконы: Спасителя, Богородицы, Петра и Павла, Кира и Иоанна, Ианнуария и св. Николая чудотворца. Все эти иконы писаны на досках художником Бельским. Храмовый образ Знамения, стоящий в иконостасе с правой стороны, в серебряной ризе, с позлащенными венцами устроен усердием жителей старого Петергофа. Над иконою Тайной Вечери резное вызолоченное распятие, Богородица и Иоанн Богослов, на горнем месте – образ Господа Саваофа. Сень над престолом украшена бархатною бахромою и кистями. Под сенью – образ Господа Саваофа на полотне. Иконы эти также писаны Бельским.

http://sobory.ru/article/?object=36983

В 1897 году храм в Захарьино перестраивают вновь уже в древнерусском стиле. Автором проекта здания стал архитектор А. Каминский, московский мастер, работавший, главным образом, в стиле эклектики. Александр Степанович является автором многих известных общественных объектов Москвы, однако из-за досадного происшествия с обвалом одного из возведенных по его проекту здания, человек этот так и не смог очиститься от испорченной репутации и вернуться в строительную элиту столицы. После революции церковь Богоматери «Знамение» закрыли не сразу. Лишь в 1940 году богослужения прекратились. С 1991 года храм вновь открыт для прихожан. Тогда же он был повторно освящен. progulkipomoskve.ru В XIV веке окрестности Захарьина принадлежали отцу святителя Алексия митрополита Московского, боярину Федору Бяконту и его потомкам из рода Плещеевых. В XVI веке усадьба Захарьино стала вотчиной бояр Захарьиных-Романовых. Первый деревянный храм в усадьбе, во имя Рождества Христова, был построен в 1648 году окольничим Тимофеем Федоровичем Бутурлиным. Следующий владелец усадьбы — князь Григорий Григорьевич Ромодановский в 1672 году построил в Захарьино вместо ветхой деревянной церкви новый каменный храм, который был освящен во имя новгородской иконы Божией Матери «Знамение». Село по церкви стало называться Захарово-Знаменское. В 1846-1848 годах храм был расширен за счет устройства боковых приделов. В южном приделе был устроен Никольский престол, в северном – престол во имя преподобного Иосифа Песнописца. В 1897 году храм был перестроен по проекту архитектора А.С. Каминского в древнерусском стиле. На средства купца первой гильдии Ф.И. Соболева в 1880 году заново была выполнена роспись храма, на его же средства в 1883 году рядом с храмом было построено здание церковно-приходской школы. Ряд композиций настенной живописи 1880 года сохранился в храме до настоящего времени. Храм оставался действующим до 1940 года. В 1940 году храм закрыт, в нем был устроен колхозный склад зерна, в 1949 году здесь разместили «учреждение культуры» — базу кинопроката Подольского района.

http://sobory.ru/article/?object=16348

В деревне Нюхчезерской имеется приписная Николаевская церковь, устроенная в 1856 г. на казенные средства и освящённая 25 февр. 1864 г., и часовня. Для обучения детей имеется школа грамоты. Причт, состоящий из священника и псаломщика, имеет 3 десятины земли и получает с 1 янв. 1895 г. жалованья 392 рубля. Доходы же крайне малы. Это последнее обстоятельство, вместе с отдалённостью и глушью прихода, были причиной того, что здесь причт очень часто менялся. Мало того: бывали целые годы, когда приход этот оставался без священника, что, кажется, послужило благоприятным условием для проникновения сюда раскола, которым заражены очень многие из прихожан. Теперь же с увеличением жалованья есть основание надеяться, что описываемый приход не будет подолгу оставаться без священника, и приверженность к расколу постепенно будет ослабевать. Составлено по клировой ведомости 1894 г. Источник: Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 3 - Архангельск, 1896. - С. 31-32. В дер. Калгачиха с монастырских времен стояла деревянная часовня во имя иконы Божией Матери Одигитрия. В ночь с 15 на 16 января 1827 г. она сгорела дотла. С дозволения юрьегорского священника Захария Семенова и местного благочинного Симеона Молчанова спасенные от пожара иконы и утварь с богослужебными книгами сначала сложили «в одном небольшом домике», а затем перевезли в Троицкую церковь на Юрьеву гору. Как указано в приходской описи за 1834 г., из огня удалось вынести 18 икон. «Не имея возможности по тесноте оного (домика) вмещаться всем для моления, в сентябре 1827 года (крестьяне) письменно просили у Преосвященного дозволения построить там новую часовню». Юрьегорский священник Захарий Семенов хорошо понимал, что в краткие сроки в Калгачихе необходимо поставить новую часовню, а лучше церковь. Деревня находилась слишком далеко от Юрьегорского погоста, а ее жители «тяготели к расколу». Однако знаменитым указом Святейшего Синода от 25 декабря 1800 г. строить деревянные, а не каменные храмы «вновь на место погорелых» повсеместно запрещалось.

http://sobory.ru/article/?object=60729

До революции Троицкое подворье не раз посещали царствующие особы. Здесь бывал император Александр II с супругой императрицей Марией Александровной, наследник престола Николай Александрович, последний император Николай II, великая княгиня Елизавета Федоровна. 5 ноября 1917 года на Троицком подворье митрополит Московский и Коломенский Тихон (Беллавин) получил весть об избрании его на Патриарший престол. Здесь же в мае 1922 года святитель был арестован. После этого на Подворье ненадолго разместилась Московская богословская академия обновленческой Церкви. В 1929 году ее сменил детский сад. Домовую церковь разорили, а ее купол и шатровый верх звонницы снесли. Храм Живоначальной Троицы власти превратили в склад, потом в него вселился Мюзик-холл, Московский академический симфонический оркестр... Храм Троицы Живоначальной в Троицкой слободе с приделами в честь Владимирской иконы Божией Матери и прпп. Сергия и Никона Радонежских Представляет собой уникальный объект духовного и культурного наследия. Церковь пережила множество событий истории города, несколько раз была на грани уничтожения. Но благодаря своим настоятелям и прихожанам она сохранилась до наших дней. Род Пушкиных был среди прихожан храма почти век, великий русский писатель был дружен с потомками настоятелей Малиновских, которые не допустили разрушение храма в середине 18 в. и добились его реконструкции. Художник Виктор Михайлович Васнецов выбрал место неподалеку от храма для строительства дома и тоже стал одним из прихожан. Его, как специалиста, не раз приглашали осматривать храм, и именно он остановил расширение храма, которое повредило бы его ценной росписи. Троицкая церковь на протяжении своей истории была не только одним из храмов великой Лавры, но и имела блестящее, образованное духовенство и знаменитый приход. Митрополичьи палаты и домовой храм во имя свтт. Московских и приделом «Иверской» иконы Божией Матери Ещё с начала 19 века в Митрополичьих палатах регулярно останавливались московские архипастыри: 46 лет здесь прожил митрополит Филарет (Дроздов), в разное время палаты посещали святитель Игнатий (Брянчанинов) и священномученик Владимир (Богоявленский). На втором этаже Палат располагается домовый храм – место архипастырского служения Святителей Московских, самоотверженно трудившихся на земле Первопрестольной столицы во славу Божию. В 1917 году Митрополичьи Палаты стали резиденцией Патриарха Тихона (Белавина) вплоть до его ареста. По воспоминаниям современников, Святейший Патриарх Тихон нередко сам совершал богослужения в Домовом храме. В советские годы здание палат отдали под детский сад. Домовый храм остался в полуразрушенном состоянии: купол и звонницу снесли, иконы и богослужебная утварь оказались утеряны. Когда в середине 90-х палаты вернули Церкви, их ожидал долгий период восстановления.

http://sobory.ru/article/?object=04015

По построении новой каменной церкви, из бывшей Спасской и из теперешней Знаменской церкви утварь церковную святительскою грамотою повелевалось «обратить в оную каменную церковь», а «самую деревянную во имя Нерукотворенного образа церковь села Ляховки, как ветхую, разобрать и употребить на обожжение кирпича для новой каменной церкви». Оставшийся деревянный Знаменский храм села Ляховки существует еще и теперь, но в весьма обветшалом состоянии, и служит единственным примером деревянных храмов начала XVIII в. В начале этого столетия, как и в конце XVII в., небольшие храмы строились в простой форме, напоминающей вид обычного жилья. Такой тип постройки церкви назывался «древяна клецки», т. е. деревянная, как клеть (изба). В таком виде и построен Знаменский храм села Ляховки. Сделан он их дуба, устроен «в лапу». Представляет собой продолговатый четырехугольник, перекрытый на два ската с двумя клинчатыми сторонами. Храм небольших размеров, в него ведет простое, не обшитое, деревянное крыльцо, крытое также на два ската. На князьке в восточной стороне на небольшом фонаре куполообразная глава и крест. Иконостас дубовый; над первым ярусом есть только небольшие, продолговатые иконы. Над иконами малые, деревянные, резные изображения парящих херувимов. Царские двери сплошные, на них Благовещение Божией Матери и Евангелисты в изображениях медальонных. По стенам храма находятся иконы из бывшей Спасской церкви; три из них в настоящее время переданы в «Древлехранилище Симбирского Епархиального Церковного Археологического Общества». Старинные, ветхие, брачные металлические венцы также переданы в Древлехранилище. В архиве храма нет бумаг или предметов, которые представляли бы историческое и археологическое значение. Бывшие прежде в храме старинные предметы из иконостаса Спасской церкви в свое время были взяты в Симбирскую губернскую ученую архивную комиссию и теперь хранятся в ее историческом музее. Имеющаяся в новой церкви храмозданная грамота 1829 г. Филарета, архиепископа Казанского и Симбирского, на эту новую каменную церковь, построенную княгиней Елизаветой Ростиславовной Вяземской, проливает некоторый свет на историческую судьбу самого села Ляховки и его старинного деревянного храма.

http://sobory.ru/article/?object=51564

При устройстве Петропавловского завода владельцем завода Максимом Походяшиным была выстроена деревянная церковь во имя св. апостолов Петра и Павла, освященная в 1759 г. с благословения Тобольского митрополита Павла. В 1767 г. с благословения того митрополита Павла в Петропавловском заводе на средства Походяшина была заложена каменная двухэтажная церковь. В 1787 г. во вновь выстроенной церкви был освящен нижний храм в честь Казанской иконы Божией Матери, а в 1798 г. был освящен верхний храм во имя св. апостолов Петра и Павла. Внутри храм был несколько раз обновляем, а снаружи остался в своем первоначальном виде; только в 1893 г. ко храму было пристроено крытое крыльцо и храм обнесен каменной оградой с чугунными решетками. К Петропавловскому храму приписана Николаевская церковь в дер. Лаче. Здесь была прежде деревянная часовня, которая в 1897 г. с разрешения Екатеринбургской духовной консистории от 24 февраля 1892 г. за 1942 была обращена в церковь и 26 января того же года освящена во имя св. Николая Мирликийского. Кем, когда и по какому случаю построена бывшая часовня, достоверно неизвестно. Особого причта при Николаевской церкви не положено, Петропавловский причт служит в ней в ноябре – январе, на 2 и 5 неделе Великого поста и 3 раза после Пасхи. В приходе 3 часовни: в селе Петропавловском, на кладбище, каменная в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы, построенная в XVIII ст. Максимом Походяшиным; другая в дер. Митяевой, деревянная, в честь иконы Знамения Божией Матери, построенная на средства местных жителей, и третья в дер. Денежкиной, построенная местными жителями в честь иконы «Утоли моя печали». «Приходы и церкви Екатеринбургской Епархии». Екатеринбург, 1902 г. Комментарии и обсуждение Походяшин Максим Михайлович – один из таких людей, которые не жалели своего достояния на строительство церквей. За свою жизнь он построил четыре храма: в Петропавловском и Богословском заводе и два - в Верхотурье. К сожалению, в настоящее время сохранился в первозданном виде только один - храм Петра и Павла в городе Североуральске.

http://sobory.ru/article/?object=12530

Это типичный сельский храм. Здание имеет трехчастную композицию и является запоздалым образцом ампирной архитектуры. Бесстолпный куб храма увенчан массивной ротондой. Объем трехъярусной колокольни с граненым резонатором звона предельно скуп и лаконичен в разработке. Рядом со Знаменской церковью в конце 19 века была построена кирпичная часовня на белокаменном фундаменте. Знаменская церковь была закрыта в 1939 году и использовалась под склад удобрений, потом и вовсе заброшена. С бывшей церкви была содрана кровля, разрушены межъярусные перекрытия колокольни, церковная ограда и часовня так же были разобраны местными жителями на кирпичи. С колокольни были сняты все колокола и увезены на переплавку. В ротонде храма остались фрагменты фигурной и декоративной клеевой живописи, относящейся к 1880-м годам. В храме чудом сохранилась часть трехъярусного деревянного иконостаса середины 19 века, царские врата и иконы из иконостаса были утрачены. В 1990 году при Знаменской церкви зарегистрирована православная община. При ремонтных работах, проводившихся в храме в конце 1990-х годов были установлены медный купол и главка с позолоченным крестом, воссоздана колокольня, на которую водрузили 5 колоколов. Источник информации: www//egorievgrad.ru/hram/egorievskiyraion Знаменское, Жашково тож, упоминается в списке с Владимирских писцовых книг В. Крапоткина 1636-43 гг., где упоминается «село Жашкино, а в нем место церковное Архангела Михаила запустело до мору…». Деревянная церковь в честь иконы Божией Матери Знамения с приделом Предтеченским первоначально построена была помещиком Владимиром Ивановичем Дружининым. Кроме того, в селе находится каменная церковь также Знаменская с приделами Предтеченским и Никольским, начатая постройкою в 1849 г. Приделы были освящены в 1850 г., а настоящая в 1862 г. Церковной земли, отмежеванной в 1800 г., состоит 33 дес., кроме того, в пользу причта в 1846 г. в урочищах Савкине и Сысоихе было прирезано 34 дес.; из означенного числа находится под церквами и кладбищем 1 ½ дес., усадебной 2 дес., пахотной 16, под дорогами и кустарником 43 дес., но плана и межевой книги на церковную землю у причта не имеется.

http://sobory.ru/article/?object=02790

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010