18 ноября 1937 г. по обвинению в контрреволюционной агитации были арестованы священники Тихвинского храма о. Димитрий Иванович Рудаков (1879-1937) и о. Сергий Михайлович Руфицкий (1884-1937), через три дня приговорены к расстрелу, ещё через шесть расстреляны. В советское время богато украшенный храм закрыт и разграблен. В 1990-х гг. обветшавшее здание передано общине верующих. Храм восстанавливается.» По материалам книги прот. О. Пэнэжко «Город Покров, храмы Петушинского и Собинского районов Владимирской области». - Владимир. 2005, стр. 53-57 Этот храм, заложенный ещё князем Александром Александровичем и достроенный его супругой, стал памятником самому фельдмаршалу и всему роду Прозоровских, роду воинов и дипломатов, четыре века честно служивших России. Храм Тихвинской иконы Божией Матери имеет два придела: Живоначальной Троицы и свят. Николая Чудотворца. Тихвинский престол находится в летнем храме, он был освящен последним, в 1835 г., а два других придела расположены в теплой трапезной и освящались последовательно в 1815 и 1816 годах. Из книги приходов по Орехово-Зуевскому благочинию конца позапрошлого, т.е. 19 в., мы узнаем, что утварью, ризницей (богослужебными одеждами), иконами и богослужебными книгами церковь была снабжена достаточно. Из святых икон особенно чтимой была Тихвинская икона Божией Матери, центральная икона храма, в честь нее и был освящен главный престол. В народе она почиталась чудотворной. Икона эта сохранилась до нашего времени. Писана она была в XVI в. На ней изображена Сама Пречистая с младенцем на левой руке, вокруг изображения Божией Матери с младенцем располагаются клейма с историей самой иконы. Сейчас этот образ находится в Свято-Покровском храме г. Покров. В годы недавнего прошлого с ним произошла история, которая уже сама стала легендой. Дело в том, что образ привлек внимание искусствоведов из знаменитой Третьяковки. Они хотели забрать образ в Москву, но верующие заступились за святыню и просили о помощи Святейшего Патриарха Алексия II, когда тот был еще управляющим делами Московской Патриархии. И Владыка помог, образ удалось отстоять.

http://sobory.ru/article/?object=06685

В 2011 г. отреставрированы колокольня и крыши над алтарем Знаменского придела и над приделом Всех Святых. В начале мая 2012 г. были привезены большие колокола (от 3 т 400 кг), а в середине октября 2012 г. доставлены все остальные, всего 14 колоколов. http://hramznameniya.ru/article/134/ В XVII веке за Петровскими воротами Белого города столицы часть Москвы от Страстного бульвара до насыпного земляного вала (теперь на этом месте - Садовое кольцо), называлась Земляным городом. Здесь размещалась крупная стрелецкая слобода, в которой проживали стрельцы, " государевы люди " . Полковой каменный храм в честь Знамения Пресвятой Богородицы был построен ими вместо ранее существовавшего деревянного храма во имя святого священномученика Климента, папы Римского. Храм находился на берегу речки Неглинной неподалеку от Трубной площади, на границе стрелецкой слободы Земляного города. Этот храм со всеми иконами сгорел в 1676 году. 1 июня (по ст. ст.) 1679 года при государе Феодоре Алексеевиче и патриархе Иоакиме стрельцами полковника Никифора Ивановича Колобова был заложен первый камень в основание будущей церкви во имя чудотворной иконы Матери Божией " Знамение " . Этот образ Пресвятой Богородицы исстари почитался у православного воинства за его особое покровительство в ратном деле, за его " пленение ратников и покорение супостатов " . Изображение Божией Матери " Знамение " было принято на многих военных знаменах и иконах, которые несли в сражениях впереди войск. Иждивением стрельцов и непосредственно с их участием был построен полковой храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» с приделом священномученика Климента. Участие в становлении храма принимал сам государь Федор Алексеевич. Дело в том, что стрелецкий голова Артамон Сергеевич Матвеев (1625 – 1682), сын дъяка Стрелецкого приказа, в детские годы воспитывался вместе с царевичем Алексеем, отцом Федора Алексеевича. Имя Матвеева, более двадцати лет верой и правдой служившего Царю и Отечеству, всегда было на слуху при царском дворе, и государевы милости сыпались на него как из рога изобилия. Артамонову приказу Матвеева был присвоен почетный третий номер. Этот статус «головного» приказа давал большие привилегии здешним стрельцам. Позднее в доме своего товарища полковника Артамона Матвеева вдовствующий император Алексей Михайлович познакомился со своей будущей женой Натальей Кирилловной Нарышкиной, находившейся на воспитании в семье Матвеевых.

http://sobory.ru/article/?object=04540

По кончине преподобного Сергия ( 1392) труды по управлению обителью принял на себя преподобный Никон, поставленный на игуменство еще самим преподобным Сергием за б месяцев до его преставления. Однако вскоре «он отказался от игуменства, чтобы удалиться для упражнения подвигом безмолвия и в продолжении 6 лет был заменяем на игуменстве, которое потом опять воспринял, Саввою Дубенским (впоследствии Звенигородским) 9 . Художественное дарование Рублева было, конечно, замечено и новым игуменом. С целью содействовать развитию этого дарования его, по-видимому, часто отпускали в Москву, вернее, в Спасо-Андроников монастырь, который был тесно связан с жизнью Троицкой обители как основанной преподобным Сергием (учеником коего был святой Андроник) и в то же время находился лишь в трех-четырех верстах от Москвы 10 . Бывая в Москве, Рублев «имел возможность ознакомиться с работами Феофана Грека, который был тогда центральной фигурой всего московского искусства» 11 . Известно, что Феофан в 1395 г. расписал (вместе с Симеоном Черным) в Москве церковь Рождества Пресвятой Богородицы «на сенях» 12 , а в 1399 г.– Архангельский собор 13 . Ю. А. Лебедева считает вполне возможным, что Андрей Рублев принимал участие в этих работах, а, может быть, и в еще более ранних по времени (1392 г.) работах по росписи построенного Дмитрием Донским Успенского собора в Коломне 14 . К сожалению, все эти росписи до нас не дошли. В 1395 г. из города Владимира в Москву была привезена для реставрации чудотворная Владимирская икона Божией Матери. Ю. А. Лебедева допускает, что в этой реставрации участвовал также и Рублев. Основанием к такому предположению она считает следующее соображение. В Государственном Русском музее хранится небольшая икона Божией Матери «Умиление», которая в старой инвентарной книге древнерусского отдела Музея значится как произведение, приписываемое Рублеву (а пометка, сделанная там же другой рукой, гласит: «Рублев, XIV век»). Эта икона, написанная несомненно кистью талантливого мастера, представляет собой как бы свободную переработку Владимирской иконы с внесением некоторых особенностей. Часть этих особенностей напоминает Донскую икону Божией Матери, написанную незадолго перед тем одним из русских учеников Феофана, в Москве и находившуюся, кажется, в Благовещенском соборе. Возможно, что облик только что реставрированной Владимирской иконы, сопоставленный с изображением Донской иконы, вдохновил Рублева написать икону «Умиление», в которой «так неожиданно сочетаются впечатления от двух замечательных произведений живописи и в то же время дается новое решение, не повторяющее знаменитых оригиналов...» Икона Божией Матери «Умиление» выполнена, по-видимому, во второй половине 90-х годов XIV в. и «является пока единственным произведением живописи этого периода, которое можно предположительно приписывать Рублеву» 15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Когда Карл XII приближался к Слободской Украине (область Украины, входившая в Российское государство), то епархиальное начальство предписало чудотворную икону Каплуновскую перенести в Харьков как в более безопасное место. Шведский король Карл XII, войдя в Каплуновку, остановился в доме священника Иоанна Уманова, который в это время находился в Харькове при чудотворной иконе. Воины Карла разорили село и хотели сжечь церковь, но все их усилия были тщетны. Три раза они пытались сжечь храм, но ничего не могли сделать. Это очень удивило Карла, спросившего Мазепу, бывшего с ним, о причине такого странного явления. На это Мазепа ответил: «Здешний храм славится чудесами иконы Божией Матери». Король Карл XII велел найти кого-либо, чтобы расспросить об этой иконе, а кстати и узнать, где находится царь Петр. Около села нашли пастуха Григория Журавля и привели к шведскому королю. «Где царь Петр?» – спросил его Карл XII. Пастух ответил: «По слухам, в Харькове». – «А где икона ваша?» – «По приказанию начальства, взята священником в Харьков». Тогда Карл, обратившись к Мазепе, сказал: «Смотри, если мы церкви без иконы не могли сжечь, то там, где будет присутствовать сама икона, мало нам надежды на успех». Все эти сведения помещены в описании явления и чудес святой иконы Каплуновской, составленном в 1744 году «в Харьковской академии» (в Харьковском коллегиуме) среди многих других чудес, связанных с этим замечательным образом Пресвятой Богородицы. Это знамение, явленное Каплуновской иконой, быстро распространилось среди русских воинов, вот почему Петр Великий и решил взять икону к войскам. Эта святыня могла вызвать особенное воодушевление в русских войсках и укрепить ревность их в битве за честь Отечества. Накануне Полтавского сражения икону носили по всему войску и благословляли ею коленопреклоненных воинов. Известно, что Петр неоднократно накануне Полтавского сражения молился перед этим чудотворным образом, испрашивая благословения и победы. Священник Иоанн Уманов все это время находился при иконе, был он и под Полтавой во время сражения, а позже приглашен был в Москву, где проживал некоторое время до своего возвращения в Каплуновку с богатыми дарами для иконы и церкви. Петр Великий принес в дар храму в Каплуновке серебряную позолоченную ризу художественной работы и ковчег на икону. На нижней доске ковчега вырезана была следующая надпись: «В сем ковчеге император Петр I, по окончании 1709 года с Карлом XII под Полтавой войны, прислал обратно в Каплуновку чудотворный образ Божией Матери». Сын, внук и правнук священника Иоанна Уманова были также священниками при этой церкви, а более дальний его потомок – Владимир Васильевич Уманов-Каплуновский, родившийся в 1865 году, – был писателем.

http://pravoslavie.ru/31123.html

От ворот вглубь монастыря вела аллея, обсаженная елями. Она огибала кельи и настоятельские палаты, образуя внутри комплекса как бы второй периметр. Справа от аллеи постепенно сложился храмовый ансамбль, некогда величественный, а ныне полностью утраченный. Первая церковь в монастыре закладывалась еще Тепловыми в год смерти прп. Серафима (1833). В 1835 храм был освящен. Судя по сохранившимся изображениям, пректировался храм крестово-купольным, в традициях позднего провинциального классицизма. В 1851, 1857 и 1858 храм был расширен приделами, освященными во имя Смоленской иконы Божией Матери и в честь Бесплотных Сил Небесных. Второй храм, во имя Воздвижения Животворящего Креста Господня (Крестовоздвиженский), строился с 1890 на собственные средства монастыря. Не смотряна большие размеры, он спустя пять лет был уже полностью готов и освящен. Замысел этого храма соотносился со знаменательным событием в жизни общины – признанием ее общежительным монастырем третьего класса. В архитектурном отношении Крестовоздвиженский собор затеивался под влиянием самого знаменитого по тем временам храма в России – Христа Спасителя. Центральный неф соответствовал престолу во имя Крестовоздвижения, левый – это придельный храм в честь свт. Николая епископа Мирликийского, правый был освящен как храм в память Усекновения главы Иоанна Предтечи. Современники отмечали хорошее качество росписей собора, писали даже, что «живопись его величественна». Кроме высокочтимых личных вещей прп. Серафима и чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери, жертвователи  передали в монастырь немало реликвий: там хранилась копия Тихвинской иконы, образ Знамения Богородицы, списанный со знаменитой иконы Понетаевского монастыря, серебряный крест с частицами мощей апостола Андрея Первозванного, ковчег с частицами мощей нескольких мучеников. Этот ковчег открывали во время богослужения. Был в соборе еще один крест с мощами святых Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова и Николая Угодника. В одну из икон, святых Пантелеймона и Харлампия, были вделаны частицы ризы Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=17592

Файл 25757.jpg:   Размер: 917x1100, 1.01 MPix, 374 Kb. Дата: 2015-11-19, участник [ qwerty ]. Рейтинг изображения: 4 (311) , (7) . Описание: 27 мая 2016 года, в день памяти иконы Божией Матери Ярославская (Печерская), в храме под звонницей Спасо-Преображенского музея-заповедника, бывшего Спасо-Преображенского монастыря, был отслужен праздничный молебен перед специально написанным к 800-летию обители списком с чудотворной иконы. Богослужение прошло на том самом месте, где в 1823 году был обретен чудотворный образ, явленный в фреске справа от иконостаса храма. Позже, в годы гонений на Церковь, фреска была утрачена и осталась только[...] Файл 27293.jpg:   Размер: 768x432, 0.33 MPix, 111 Kb. Дата: 2016-05-29, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (213) , (2) . Описание: Фрагмент. Список иконы сделан с утраченной чудотворной фрески с изображением Божией Матери, именуемой Ярославской (Печерской). Эта икона написана в честь 800-летия обители, которое празднуется в 2016 году. Файл 27294.jpg:   Размер: 768x553, 0.42 MPix, 132 Kb. Дата: 2016-05-29, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (178) , (3) . Описание: Список с чудотворной иконы из Спасопреображенского монастыря Ярославля. Дерево, темпера. Центральная Росиия, 1829. Размеры: 46 Х 38,4 Х 0,8 см. Файл 28779.jpg:   Размер: 1346x1346, 1.81 MPix, 518 Kb. Дата: 2017-02-11, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (237) , (4) . Описание: Богоматерь с младенцем на троне. XIX век. - Поморский храм Знамения Пресвятой Богородицы, С.-Петербург. " «Богоматерь с младенцем на троне», часто в описях именуемая «Печерской», что, впрочем, не совсем верно, находилась в центральной части. " Файл 31816.jpg:   Размер: 436x640, 0.28 MPix, 115 Kb. Дата: 2018-06-01, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (138) , (0) . Описание: Богоматерь тронная в раме с 20 клеймами истории иконы Период создания: XVIII в. Материал, техника: дерево, левкас, темпера Размер: Вертикальный размер: 63. Горизонтальный размер: 48,5, рама 200 х 103 см Место создания: — Номер в Госкаталоге: 16964015 Номер по ГИК (КП): ЯХМ-53403/1260 Инвентарный номер: И-1405 Местонахождение Государственное автономное учреждение культуры Ярославской области " Ярославский художественный музей " В среднике Богоматерь в красном мафории и си[...]

http://pravicon.com/icon-250

Интерьер храма составляет органично связанные между собой элементы - настенная живопись, два иконостаса, иконы, предметы, декоративно-прикладного искусства. Все выполнено примерно в 80-х годах XIX века. Все это создает единый исторический ансамбль внутреннего убранства храма. Настенная живопись по стилистическим признакам относится к концу XIX века. Письмо выполнено в традициях академической школы, но в сюжетных композициях просматриваются традиции народного искусства. Масляная живопись покрывает стены, своды и несущие столпы. Особый интерес представляет расположенная на западной стене композиция и изображением Страшного Суда. Иконостас пятиярусный, позолоченный, украшен резными витыми полуколоннами и накладной деревянной резьбой. В праздничном ряду сохранилось две иконы, которые можно отнести к памятникам, исторически связанным с данным иконостасом. Остальные иконы современного письма. Иконостас в приделе во имя Вознесения Господне трехъярусный. Также украшен витыми полуколоннами и резьбой. Поновлен бронзовой краской. Иконы датируются концом XIX века и в преобладающем большинстве исторически связаны с храмом. Есть интересные иконы письма знаменитых афонских мастерских: «Достойно есть», 1901 г. и «Скоропослушница», начала XX века. Богоборческая волна XX века прошла и через Папоротку. Богослужения прекратились в 1930 г. Второе рождение храма началось сразу после войны. С. Папоротки находится в 85 в. от Тулы и 25 в. от Богородицка, при малой речке того же названия. Недостаток речной воды восполняется водою из ключей и родников, которых в селе имеется достаточное количество. Название села и речки, по догадкам, произошло от растения папоротник, которое в громадном количестве росло в этой некогда лесистой местности. С точностью указать время возникновения прихода нет возможности. Настоящий его состав – село и деревни: Ляпуновка, Крутое и половина Владимировки с населением в 1484 м. п. и 1496 ж. п. В настоящее время в приходе каменный храм, но ранее его существовали один за другим два деревянных храма, стоявших на упраздненном теперь кладбище.

http://sobory.ru/article/?object=06947

Небольшая икона Успения Б. М. над царскими вратами имеет следующую надпись; «Изображение и мера с чудотворного образа Успение Пресвятой Богородицы; обретается в Киево-Печерской лавре, над царскими вратами. Явилась в 6593 (1085) году». За правым клиросом, на боковой стене, Тихвинская икона Божией Матери, почитаемая как чудотворная. Икона древняя, в серебряной вызолоченной, с таковым же венцом, ризе, весом в 9 фун. 81 золот. За левым клиросом иконы: св. Николая, в серебряной вызолоченной ризе; Неопалимой Купины, в серебряной вызолоченной ризе, со следующей надписью: «1803 года месяца ноября 1-го числа вризи весу 10 ф. 1 з., цена за фунт 36 рублей итого сумы 350 руб». Икона поступила из Николо-Сапожковской церкви. Небольшая икона Распятия и Благовещения и святителей Николая и Спиридона с частями св. мощей 132 . В трапезе иконы Божией Матери; 1) Абалакская Знамения, в серебряной вызолоченной чеканной ризе, древнего письма, бывшая храмовая Знаменского придела Николо-Сапожковской церкви; 2) Иверская и 3) «Всех Скорбящих Радость», над аркой, в серебряной вызолоченной ризе. В приделе св. Николая местные иконы из Николаевской, в Сапожках, церкви, все в серебряных вызолоченных ризах. Образ Спасителя в царском одеянии, в короне, со скипетром в левой руке и с благословляющей правой, поясной. На ризе по сторонам, на особых накладках, надписи: вверху слева: «Верен и истинен и правосудны и воинственный, очи же ему еста яко пламень огнен, и на главе его венцы мнози»; справа: «Имы имя написано, еже никто же весть, такмо он сам и облечен в ризу червлену кровию и нарицается имя его»; ниже, слева: «из уст его изыде оружие остро»; справа: «да тем избиет языки» 133 . Внизу иконы, с левой стороны, вырезана надпись: «1803 го месеца маия 1 числа, вризи весу 15 ф. 64 з., цена за фунт 38 рублей»; с правой стороны: «итого сум. всей 596 р. 66 коп». Образ Знамения Б. М., Храмовой образ св. Николая, меньшего сравнительно размера, вставлен в вызолоченную доску. Донская икона Б. М., в особом киоте, в серебряной вызолоченной ризе, с таковым же венцом. Убрус был, но ныне нет. Внизу на ризе следующая надпись: «1771 году октебря дня церквы Николая Чудотворца, что у Старого Каменного мосту, тоя же црквы при свещеннике Андрее Максимове на образ Тонской Пресвятой Богородицы сделана сия риза, весу 7 ф. 47 зол. фунтов».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Абалакская икона Божией Матери была написана в 1637 году протодиаконом Тобольского кафедрального собора Матфеем, «искуснейшим из иконописцев». На этой иконе Богородица изображена с двумя святыми по сторонам: святым Николаем Чудотворцем и святой Марией Египетской. Именно так просила Богородица написать Ее, явившись во сне некой вдове в селе Абалак Тобольского уезда. Когда прославилась икона Божией Матери «Знамение» Абалакская, то ее почитание стало в Сибири массовым. Каждая церковь в Сибири хотела иметь у себя и специально заказывала этот богородичный образ. Так что весьма вероятно, что енисейские казаки принесли в Забайкалье икону «Знамение» Абалакскую, столь почитаемую в Сибири. Отправляясь из своего богатого города в «страну далече», за Байкал, три брата могли заказать енисейским иконописцам почитаемый образ Богородицы «Знамение» и образы своих небесных покровителей. Традиция таких изображений в иконописании Сибири уже сложилась к тому времени. Енисейская иконописная школа была одной из самых сильных. Например, в 1669 году в Енисейске уже было пять светских иконописцев и множество «иконников духовного звания». Они писали иконы для всей Восточной Сибири . Домашняя икона енисейских братьев «Знамение» с вписанными образами святых Симеона, Киприана и Иосифа была вначале на Иргени. Потом ее передали в Кукинскую церковь Святого Духа. Когда после смерти настоятеля перестали ходить крестным ходом на Иргень из Куки, икону перенесли в Читу, в Михаило-Архангельскую церковь. Икону стали приносить на Иргень на девятую пятницу из Читы. Когда же в честь иконы «Знамение» на Иргени был выстроен храм, то ее вновь передали в Иргенский стан. Краевед Г.А. Жеребцов пишет, что икона «Знамение» сгорела во время пожара, но на Иргени была обретена другая чудотворная икона – святой Параскевы Пятницы. К святой Параскеве Пятнице обращались с теми же просьбами, что и к Иргенским мученикам: о даровании детей, об исцелении, о семейном благополучии, о хороших женихах и невестах. Считалось, что святая Параскева Пятница покровительствует воинам и торговым людям.

http://pravoslavie.ru/4318.html

В настоящее время церковь иконы Божией Матери " Знамение " не действует, ее облик сильно искажен. В здании размещаются разные коммерческие организации и социальные службы. http://www.voronezhgid.ru/architecture/ Крестознаменская церковь находится в нескольких шагах от Георгиевской, так что богослужение, особенно пение одной церкви, вероятно, слышно в другой... Обе церкви имеют весьма малочисленные приходы; в Георгиевской церкви прихожан считается 125 душ муж. пола, а в Крестознаменской - 160 душ м. пола. Построение двух храмов в таком близком расстоянии некоторые объясняют тем, что когда-то в старину богатые прихожане одного и того же прихода между собой повздорили и вздумали отделиться друг от друга и каждая партия поставила для себя особый храм... Верно ли это предание относительно этих церквей или нет, но в старину подобные случаи бывали. Крестознаменская церковь посвящена чудесному событию, бывшему 7(20) мая 357 г. в Иерусалиме - явлению на небе креста, состоявшего из света и распростертого от Голгофы, места распятия Спасателя, до Елеонской горы - места Его вознесения. Чудесно явившееся на небе крестное знамение светом своим превосходило сияние солнца (событие это было в полдень), и многие из жителей видели это дивное явление, описанное затем Иерусалимским патриархом св. Кириллом. Храмовая икона в иконостасе представляет в верхней части своей изображение большого четырёхконечного креста, из светлых лучей состоящего, а внизу патриарха и множество народа, с удивлением и благоговением взирающих на знамение св. креста. В Крестознаменской церкви две иконы, изображающие явление креста на небе, одна из них написана петербужским художником Пешехоновым, а другая - монахинею Казанского Вышневолоцкого монастыря. Крестознаменская церковь, также как и Георгиевская, существовала с XVII века. У Нарбекова под 1625 г. о ней сказано: «Храм Знамения честного креста Господня древян клецки… место церковное, что был храм во имя св. великомуч. Екатерины Александрийской; а этот храм в литовский разгром Литва сожгла совсем… место церковное поповское Знаменского попа Артемья Иванова, а сам живет в городе в осадном месте». Ныне существующая Крестознаменская каменная церковь двухэтажная, построена в 1784 г. при Тверском архиепископе Иоасафе. В верхнем отделении престол посвящен Знамению честного креста, а нижний св. великомученице Екатерине, в память особо существовавшей Екатерининской церкви.

http://sobory.ru/article/?object=11693

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010