Считается, что древняя часовня с Владимирским образом была выстроена здесь, на подступах к Кремлю, в том же 1395 году, когда икону встречали в Москве, или же позднее, но именно в честь этого события, по московскому обычаю. Так или иначе, часовня стояла тут задолго до построения стены Китай-города. И когда в 1534 году итальянский зодчий Петрок Малый, архитектор кремлевской Успенской звонницы, стал возводить крепостную стену, то на этом участке она вплотную примкнула к часовне: тогда здесь была устроена башня с ворота, получившими официальное имя «Никольские» по местной улице и «Владимирские» - по часовне. А потом, приблизительно в XVI веке список с Владимирской иконы поместили и на наружной стене Никольской башне Китай-города. Эта башня и оказалась на участке той самой эпохальной для Москвы Сретенской дороги… И царица Наталья Кирилловна Нарышкина решила построить тут церковь, освященную во имя Владимирской иконы. Ведь к тому времени не только в Москве, но и в этом историческом месте еще не было ни одного приходского храма в честь чудотворной иконы, а только Сретенский монастырь и часовня. И праздничные крестные ходы из Кремля совершались прямо в обитель. Царица дала обет – возвести здесь церковь. Причиной тому было не только знаменательное место – царица считала Владимирскую икону своей покровительницей, поскольку ее именины приходились на день праздника чудотворной иконы. И именно Владимирским образом родители царицы (по другим данным, ее воспитатель боярин Матвеев) благословили ее в день свадьбы с царем Алексеем Михайловичем в далеком 1671 году. Именно этот фамильный образ овдовевшая государыня и пожаловала царским подарком в новоустроенную церковь, хотя до освящения своего обетного храма ей дожить не довелось. Строительство красавицы-церкви в ярком, узорчатом стиле нарышкинского барокко было начато по личному указу Петра I, очень любившего мать, летом 1691 года на казенные средства Стрелецкого приказа, а освящена она была в октябре 1694 года. Тогда к ней был установлен крестный ход из Кремля 21 мая - в празднование чудесного спасения Москвы от набега крымского хана в 1521 году.

http://pravoslavie.ru/46.html

Из икон этого храма замечательны: местная храмовая икона святого великомученика Феодора Стратилата в житии. Письмо на ней древнее, но поновлено. На иконе риза серебряная, позолочена с разными драгоценными украшениями: вклад девицы Фотиньи. Венец на ризе с сиянием осыпан стразами, пояс и некоторые другие места украшены камешками разных цветов и бирюзой со стразами, – малых венцов на ризе вызолоченных 20. Кроме этой ризы в ризнице на эту же икону есть ещё две серебряные: одна листовая, известная по описи 1763 года, – другая серебряная с драгоценными украшениями. На ней в венце 3 запанки золотые, а в запанках искры алмазные и яхонтовые, 3 изумруда и 7 жемчужин больших зёрен; ожерелье обведено 2-мя нитками – одной из бурмицкого жемчуга, другой из кафимского; между жемчужинами в серебряных гнёздах вставлены изумруды и пронизки яхонтовые. Другие местные иконы в серебряных же ризах, письма XVII века, но поновлены. Образ Спасителя, живоначальной Троицы, Святого Николая Чудотворца, Пресвятой Богородицы Смоленской в серебряной ризе с золотыми венцами. Из икон неместных замечательны: 1 . Икона Грузинской Божией Матери, писана она на масле на полотне и наложена на деревянную доску. На Божией Матери и Младенце риза серебряная с позолоченными венцами и драгоценными украшениями; убрус низан в узор мелким жемчугом по малиновому бархату со стразами. На венце Божией Матери корона стразовая с бирюзою, – в середине оной звезда с 30 алмазными искрами, – выше оной звезды три больших топаза; вверху короны крестик из 4 аметистов. 2 . Икона Неопалимой купины – художественного письма. На ней риза серебряная, вызолочена. Этой иконою Архимандрит Фотий благословил девицу Фотинью, когда определял её в Фёдоровский монастырь. 3 . Икона Фёдоровской Божией Матери – прекрасного письма XVII века. Риза на ней серебряная с жемчужным убрусом и другими украшениями. По сторонам изображены– Святой Феодор Стратилат, Николай чудотворец и два херувима. II. Тёплый храм во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. Храм этот стоял прежде напротив церкви святого Феодора Стратилата на западной стороне монастыря и переделываем был два раза: сперва после пожара в 1655 году, а потом за теснотою в 1685 году. Наконец в 1710 году, по обещанию царевны Наталии Алексеевны, построена новая каменная церковь на том месте, на котором стоит доселе. Главный храм построен во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, а в нём два придела: во имя Знамения Божией Матери и во имя святого мученика Адриана и Наталии. В переписных книгах 1635 года о нём пишется так:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Так и в таком виде принесена из Грузии в Красногорский монастырь святыня первых веков христианства. Черной горе явлено новое знамение благоволения Царицы Небесной. В явлениях, знамениях и чудесах от святых икон исходящих, верный залог Её любви и заступления православным. Для полноты славы и святости места Черной горы к чудотворному образу Владимирской Божией Матери, по особому указанию свыше туда принесённому, также изволением Божественным, из дальней страны переносится на север другая чудотворная икона Божией Матери, названная по имени страны, в которой до этого находилась (Грузинскою). И действительно, с тех пор слава о святости места возрастает! Красногорский монастырь прославляется обилием чудотворений, подаваемых от святых икон: Владимирской и Грузинской Божией Матери. Крепка вера православных в заступление Богоматери в посредстве её святых икон, и велики благодеяния, в разное время и различно чрез них изливаемые. Проявляющаяся в исцелении неисчислимых болезней, чудотворная сила Божией Матери произвела своё действие на умы и сердца верующих: слава о них распространилась, стечение богомольцев возрастало, а с тем вместе возвышалось и материальное благосостояние монастыря. Удостоившийся Божественного откровения, по которому св. икона принесена из Грузии на Черную гору, ярославский купец, Егор Третьяков Лыткин был и щедрым благотворителем Красногорского монастыря. Имея особенную веру к образу Богоматери, он воздвигнул новый (лучший первого) храм, украсил и снабдил его приличною утварью. В тот храм перенесены были и чудотворные иконы. Игумен Макарий, в просьбе о дозволении построить новый храм, писал митрополиту Киприяну, что прежний храм близок к разрушению и что в нем нельзя отправлять Божественные службы. Митрополит, разрешив постройку, велел заготовлять лес и всё потребное для храма, а старый храм разобрать, ненужные для постройки бревна и доски отвезти в реку или сжечь, пепел же опустить с камнем в воду, за тем даёт наставление освятить храм соборно, и с того дня в течение шести недель беспрерывно отправлять в нём Божественные службы.

http://sobory.ru/article/?object=23774

В 1922 г. имение занял санаторий Центральной комиссии улучшения быта ученых. В нем в 1923 г. отдыхал художник и знаток истории Москвы А.М. Васнецов, который изучив Казанский храм, писал, что «иконопись мало пострадала, в общем, хорошо сохранилась, особенно в приделах, которые остаются неотапливаемыми. В левом приделе есть образ Николая Чудотворца, удивительный по выразительности. Придельные иконостасы трехъярусные, образа в них тоже хороших мастеров. Хороши изображения архидиаконов Евпла и Стефана на диаконских дверях. На колокольне есть один небольшой старый колокол с надписью о том, что он вылит к Троицкому собору. На колоколе есть следы от удара ядром, вероятно, во времена Наполеона, от какового удара колокол несколько сдвинут в сторону». Храм закрыли для верующих в 1929 г., и впоследствии его интерьер был утрачен. В 1960 г. Узкое вошло в черту Москвы. А за год до этого знаменательного события усадебный храм был обезглавлен. Но через двадцать лет реставраторы восстановили шлемовидные купола XVII века и старинное изображение Казанской иконы Божией Матери над входом в храм. В 1990 г. храм был возвращен Русской Православной Церкви, и с Пасхи 22 апреля 1992 г. в нем возобновились богослужения. В церкви установлен резной иконостас работы современных мастеров из Палеха. Освящены приделы: святителя Николая и Первого и Второго обретения главы Иоанна Предтечи, которые существовали здесь с давних пор. Михаил Вострышев. Москва православная. Все храмы и часовни. Церковь Казанской иконы Божией Матери в усадьбе Узкое - одно из интереснейших произведений нарышкинского стиля в Москве и Подмосковье, единственное строение стрешневского периода истории усадьбы. Она торжественно парит над усадьбой, подчиняя себе все усадебные постройки. Об этом памятнике существует много небылиц, кочующих по путеводителям и сайтам в Интернете, которые пересказывают ошибочные гипотезы столетней давности, разбавляя их буйными фантазиями современных авторов. Подлинная история этого храма ничуть не менее удивительна, только она опирается на документы.

http://sobory.ru/article/?object=03294

В обители пять храмов: соборный, в честь Боголюбской иконы Богоматери, соборная церковь во имя Св. Сергия Радонежского, храм во имя Св. митрополита Московского Петра , церковь в честь Толгской иконы Божией Матери и Покровский храм в колокольне. В монастыре находятся следующие замечательные иконы: Боголюбская икона Богоматери, Влахернская икона Божией Матери и Толгский образ Царицы Небесной. Управляет обителью архимандрит. Греческий Николаевский монастырь. Необщежительная Греческая обитель помещается на Никольской улице. Впервые она упоминается в летописях под 1890 годом. Исторически обитель становится известной со времен Иоанна Грозного. Раньше этот монастырь назывался «Николою Старым» и «Большими Главами». При царе Алексее Михайловиче обитель получила разрешение совершать богослужения на греческом языке, так как монастырь этот еще Грозным подарен был инокам Хилендарского Афонского монастыря и в нем жили греческие монахи. В Греческой обители пребывала три года икона Иверской Божией Матери до перенесения ее в часовню. Хотя монастырь этот в 1892 году и причислен к синодальному ведомству, но остается по-прежнему приписным в непосредственной зависимости от Афонского Иверского монастыря. Храмов два, и оба каменные: соборный двухэтажный, в честь Св. Николая Чудотворца и Успения Богокатери, и во имя Свв. Константина и Елены. Особенным торжеством в монастыре отличаются дня: вторник Светлой седмицы, 9 и 21 мая, 15 августа, 17 сентября, 30 ноября и 6 декабря. В четверг на Страстной неделе совершается елеосвящение, а в первый день Св. Пасхи по веточному обычаю за вечерней читается Евангелие на разных языках. Управляет обителью архимандрит. Данилов монастырь. На южной окраине Москвы, в 4 верстах от Кремля, вот уже 640 лет существует один из известнейших русских монастырей – Данилов. Обитель не славится обширными соборами, высокими колокольнями и многочисленностью братии, но зато известна каждому грамотному человеку как ковчег, хранящий умственную святыню русской земли. Здесь похоронены дорогие останки знаменитых представителей литературы, поэзии, музыки, бывших в то же время и истинными христианами. Достаточно назвать имена Гоголя, Языкова, Венелина, Хомякова, кн. Черкасского, Рубинштейна и Самарина, чтобы понять, какое сокровище русской мысля, русской славы вмещает в своих стенах Даниловская обитель!

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Из книги " Клин Православный " , Клин: Фонд «Христианская жизнь», 1998 Церковь строилась по проекту, присланному в 1846 году из мастерской Константина Тона. Она была освящена в 1861 году и с тех пор действовала, несмотря ни на что. В 1938 году служившие в ней священник Пётр Соколов и архидиакон Серафим Вавилов были расстреляны за " религиозную работу с контрреволюционными выпадами против советской власти " . Они не признали себя виновными, несмотря на пытки, и ныне оба причислены к лику святых. В 1941-м году купол церкви пробил снаряд. Чтобы отремонтировать купол, пришлось вынуть драгоценный изумруд из оклада Клинской иконы Божией Матери и продать его, заменив стразом-подделкой. Постройка завершена в 1860 г., храм освящен в 1861 г. http://klinpedia.ru/ В 40-х годах XIX века на западной окраине города Клина было устроено новое кладбище. Одновременно с его возникновением появился замысел выстроить кладбищенский храм, в котором будут отпевать умерших и совершать по ним церковные поминовения. Однако до конца 50-х годов XIX века это намерение осуществлено не было, вероятно, в связи с недостатком средств. Наконец, нашелся щедрый благотворитель, пожертвовавший большую часть средств, необходимых для постройки этого храма - клинский купец Николай Александрович Кудрявцев. Строительство каменной церкви на городском кладбище было начато в 1846 г., завершено в 1860 г., а в 1861 г. храм была освящен в честь иконы Божией Матери " Всех Скорбящих Радость " . Строительство здания храма велось по проекту, присланному из Санкт-Петербурга еще в конце 40-х годов XIX века. Храм псевдорусского стиля сложен из кирпича, в плане крестообразный. Над средокрестием поставлен восьмигранный световой барабан, увенчанный рядом кокошников и декоративным шатром, несущим небольшую главку. Над западной папертью поднимаются два восьмигранных яруса стройной шатровой колокольни. Декоративные детали - карнизы, наличники окон - выложены из белого камня. Во внешнем убранстве храма использованы декоративные формы московского барокко: наличники с разорванными фронтонами, угловые колонки. Автор проекта Скорбященской церкви до настоящего времени не установлен. Облик храма наиболее близок к постройкам знаменитого в те годы архитектора Константина Андреевича Тона, автора проектов Храма Христа Спасителя и Большого Кремлевского Дворца.

http://sobory.ru/article/?object=01147

В 1752-59 гг. была построена колокольня с храмом преподобной Марии Египетской. По указу Тобольской Духовной Консистории от 8 апреля 1885 года за 2310 церковь пр. Марии Египетской была переименована в Вознесенскую. Таким образом, храмовый комплекс был построен еще до учреждения здесь мужского монастыря. В 1783 году при епископе Варлааме (Петрове) по высочайшему повелению императрицы Екатерины II на месте Абалакского прихода учреждается Знаменский Абалакский мужской монастырь, ради нахождения здесь почитаемой Абалакской иконы Божией Матери «Знамение». Сюда переводятся монахи из Богоявленского мужского монастыря с. Невьянского Пермской губернии. В начале XIX веке вокруг монастыря возводится каменное ограждение. Помимо храмов в XIX веке в монастыре возводится еще ряд зданий: братский корпус, архиерейский дом, монастырская гостиница и прочие подсобные помещения. Последним строением в ансамбле монастыря было строительство в 1904 году монастырской гостиницы на средства вдовы генерала Зряхова. Говоря об архитектурной красоте ансамбля Абалакского монастыря, нельзя не сказать и о тех многочисленных чудесах, которые были явлены здесь Пресвятой Богородицей у Ее чудотворного образа по молитвам просящих. Как мы уже сказали выше, только в XVII веке их было записано более 130. Приведем лишь несколько примеров. Так крестьянский мальчик по имени Иаков долго болел глазами, от чего лишился зрения, и из опухших глаз, когда он плакал, шла вместо слёз кровь. Отец его, крестьянин Иван Смирной, видя сына в такой болезни, сильно переживал за него и думал, как бы ему помочь. Он решил идти с сыном в Абалак и молиться перед иконой Божией Матери. Вскоре решение было исполнено, и мальчик получил исцеление. Жена тобольского служилого Евдокия полтора года страдала от головной боли. Слыша, о чудесах, совершавшихся от Абалакской иконы Божией Матери, они с мужем дали обещание идти в Абалак и отслужить там молебен Божией Матери и вскоре, 7 марта 1669 года, это своё обещание исполнили. И во время молебна больная получила исцеление.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Знаменск...

В 1994 г. пустынь вновь возродилась. 12 сентября 1996 г. Свящ. Синод УПЦ одобрил присвоение обители ставропигии Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины. К 1994 г. осталось несколько корпусов, перестроенных для нужд расположенного на территории обители интерната. К 1997 г. в одном из корпусов был оборудован временный храм. В 1997–1999 гг. на месте явления Глинской иконы Божией Матери сооружена каменная часовня свв. правв. Иоакима и Анны. В 1997–2001 гг. на месте снесенной Успенской церкви построен каменный Свято-Николаевский храм, в 1999 г. взамен утраченной церкви Иверской иконы Божией Матери воздвигнут новый одноименный (оба сооружения отличаются от предшествующих). В 2002 г. обустроен Преображенский колодец с каменным 4-столпным навесом-часовней над ним, расчищен и восстановлен колодец Рождества Пресвятой Богородицы. С 2006 г. сооружается настоятельский корпус с Крестовоздвиженским храмом. http://azbyka.ru/palomnik Знаменитая Глинская пустынь находится в селе Сосновка Сумской области. Возникновение святыни связано с удивительной историей явления иконы Рождества Пресвятой Богородицы. В начале 16 в. пчеловоды, которые размещали ульи в лесу, увидели сияющий образ Богоматери на одной из сосен, а под деревом обнаружили целебный источник. С того времени люди стали приходить к этому чудотворному месту, где вскоре была построена часовня, а после – обитель, в которой монахи проводили богослужение. При строительстве часовни и монастыря икону несколько раз снимали с дерева, но на следующий день образ Пресвятой Богородицы находили на сосне. Первая церковь в этом месте возникла в конце 16 в. благодаря усилиям Ф. Милонова и его товарищей. Это была деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы. За всю историю своего существования пустынь несколько раз передавалась Молченскому Печерскому Путивльскому монастырю и только в 1764 г. обрела независимость. Освящение церкви с одноименным названием состоялось в 1781 г. 19 век стал периодом расцвета обители, но во времена советской власти часть пустыни была отобрана, иконы и другие ценности изъяты, а в 1922 г. монастырь закрыли. Чудотворную икону вывезли в с. Шалыгино, но вскоре она пропала. На земле прежней пустыни действовал детский городок, потом сельхозартель, колхоз и промкомбинат. Открытие пустыни произошло в 1942 г. Просуществовав 21 год, обитель снова была закрыта.

http://sobory.ru/article/?object=13951

В разных городах и весях православной обширной России имеются и с великим благоговением сохраняются те многие честные иконы Пресвятой Приснодевы Марии, которые составляют источник дивной помощи и чудесных исцелений для всех, с верой и усердием прибегающих к Ее покрову; таковы чудотворные иконы – Смоленская, Владимирская, Киево-Печерская, Иверская, Боголюбская, Донская, Толгская и многие другие. В честь чудотворных икон Пресвятой Богоматери посвящены великому Ее имени тысячи храмов и установлены церковные празднества, которые в разные дни месяцев с особенным торжеством совершаются благочестивыми местными жителями в различных местах нашего государства. К числу таких чудотворных икон принадлежит и Феодоровская икона Божией Матери, которой город Кострома уже более шести с половиной веков имеет великое счастье обладать как особым знамением покровительства и защиты себе. Все жители города Костромы от лет древних и доселе с глубоким благоговением почитают свою великую святыню, общее же чествование ее совершается Церковью в особенные празднества ежегодно 14 марта и 16 августа. Припадая с теплыми молитвами ко Пресвятой Богородице пред Феодоровским Ее образом, костромичи здесь почерпают силу и бодрость жизни, утешения в житейских невзгодах и общественных бедствиях и непостыдную надежду на милосердие Божие по ходатайству Преблагословенной Владычицы Богородицы. По справедливости, в чудотворной этой святыне заключается и залог православия костромичей и устойчивость в добром религиозном настроении и благочестии. Под сенью же Феодоровской иконы Божией Матери костромичи воспитывают в себе и строгий патриотизм в достохвальном духе дедов и отцов, хорошо памятуя, что пред этой иконой почти три века назад – 14 марта 1613 года – юный Михаил Феодорович Романов, родоначальник царствующего Дома, изъявил согласие принять на себя тяжелое бремя царского правления, посвятить свою жизнь благоденствию русского народа, утвердить поколебленный в смутную эпоху царский трон и спасти русскую народность и вместе Православную Церковь от иноверного ига поляков. Об этой-то достопамятной в отечественной истории великой святыне костромской и предлагается наш очерк – в целях не только удовлетворить любознательности верующих, но вместе в одних оживить, в других же возбудить сознание высокой ценности и преимущества обладаемого костромичами чудесного дара Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Владимирский собор построен в византийско-русском стиле. В основе плана лежит четырех-конечный крест; четыре внутренние зиждительные столба соединяются подпружными арками; пять куполов поставлены на высоких трибунах; западному выступу соответствуют три алтарных полукружия. Желая видеть собор оконченным при жизни, В.М. Бородавкин очень спешил с его постройкой. По окончании кладки стены снаружи и снутри он вскоре же оштукатурил, чтоб потом приняться за роспись внутренних стен собора живописью. Вследствие недостаточной просушки кирпичной кладки, или же по причине употребления в дело не вполне хорошо обожженного кирпича, наружная штукатурка по местам отваливается и крошится сам кирпич. Но достопочтенному храмоздателю не привел Бог видеть свое создание оконченным: 1892 г. 3-го Августа он скончался, прослужив в должности церковного старосты при соборе 11-ть лет. Продолжателем и завершителем его заветного дела явился зять его Иван Иванович Камкин, нынешний церковный староста соборов г. Красного Холма. Вступив на должность церковного старосты 12-го Октября 1892 года И.И. Камкин деятельно продолжал работы по отделке и украшению нового собора. Особенную примечательность Владимирского собора составляют его резные из липового дерева иконостасы очень сложной художественной работы, а также многочисленные резные же киоты для икон и хоры. По завещанию строителя В.М. Бородавкина иконостасы для сохранения своей непосредственной красоты и оригинальности не должны покрываться позолотой. Резную работу производил крестьянин Кашинского у. Твер. губ. Тиволинской вол. Степан Кузьмин с сыном в течение четырех лет, - два года при строителе В.М. Бородавкине и два при И.И. Камкине. Всю эту дорогую работу покойный строитель храма производил на свой счет, - платил и за работу и давал содержание мастерам, число которых одновременно доходило до 30 человек. И никому неизвестно, во что обошлось это дело. Одновременно с резными работами шли работы по росписи стен живописью и орнаментом. Стенную живопись писал Московский живописец Александр Никифоров Поляков, а орнамент - Московский живописец Димитрий Алексеев Клевцов. Живописные работы были окончены в Сентябре 1899 года. Оригиналами для Полякова служили картины профессоров: Маковского, Сведомского, Нестерова, В. Васнецова, Кошелева, Бронникова, Верещагина, Котарбинского и некоторых иностранных художников. 2-го Сентября 1901 года состоялось освящение главного престола новосозданного храма во имя Владимирской иконы Божией Матери, совершенное Тверским Архиепископом Димитрием в сослужении архимандрита Калязина монастыря Анатолия, настоятеля Красно-Холмского собора протоиерея Петра Знаменского и прочего духовенства. Освящение других двух престолов - правого во имя Донской иконы Божией Матери и левого - во имя преп. Василия Парийского и св. ап. и ев. Иоанна Богослова было совершено архим. Анатолием в сослужении местного духовенства 1903 года Сентября 21-22 дня.

http://sobory.ru/article/?object=51470

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010