В 1930 году Казанский собор закрыли, колокольню снесли, здание храма перестроили, и могила Радищева – его основателя - была утрачена. В соборе был кинотеатр, в алтаре были устроены туалеты. Вернули его верующим только в 2000-х годах. Требовалась большая перестройка и реставрация. Эти работы идут и сегодня. Один из наиболее пострадавших в ходе сражения 24 октября 1812 года - храм Казанской иконы Божией Матери, оказавшийся в самом эпицентре битвы. По воспоминаниям протоирея М.Я. Никольского, " ...соборный храм, после монастыря, потерпел более других церквей, потому что главною ареною боя были монастырская площадь, Боровская улица и городская площадь, храм же находится на повороте с Боровской улицы на городскую площадь " . Возведённый в 1742-1744 годы из кирпича " на том же погосте " , что и пришедшая в негодность деревянная церковь Георгия Победоносца, в одну главу со световым барабаном, храм имел типичное строение восьмерика на четверике и соответствовал всем канонам барокко. Примечательно, что деньги на строительство пожертвовал дед автора знаменитого " Путешествия из Петербурга в Москву " Афанасий Прокофьевич Радищев, здешний помещик и отставной бригадир. В 1746 году благодетель скончался и был погребён в Георгиевском приделе воздвигнутого им храма. Главный престол был посвящён Казанской иконе Божией Матери, левый придел, как и в Успенском соборе, - св. Иоанну Воину, особо почитаемому святому в этом городе воинской славы. Со второй половины XIX века храм активно обустраивали, во многом благодаря петербургскому купцу Гавриилу Петровичу Целибееву, пожертвовавшему деньги на трёхъярусную колокольню в классическом стиле (1855), с красивыми чвсами работы английских мастеров. 1883-й стал годом перестройки трапезной по проекту популярного в Малоярославце архитектора М.Д. Скловского. В 1887 году над дверями и за алтарём появились иконы Святого Георгия Победоносца, Святого Иоанна Воина, Казанской иконы Божией Матери, Спаса Преображения и Вознесения Господня. В последний год уходящего XIX века стены храма украсились живописными копиями картин с изображениями ликов святых работы московского художника М.С.

http://sobory.ru/article/?object=02755

http://www.donsloboda.ru/about/hramy/ В 1894 г., 4 октября, потомственный дворянин Николай Семенович Перлов обратился к Митрополиту Московскому Сергию (Ляпидевскому) с прошением, в котором выразил свое желание «…построить в «Перловке» на свои средства, не приходскую деревянную однопрестольную церковь во имя Донской Божьей Матери ради того, чтобы доставить дачникам возможность посещать по праздникам церковные богослужения. … Будущую церковь в Перловке я просил бы приписать к местной приходской церкви села Тайнинского». Строительным отделением Московского Губернского правления уже в следующем году и начал, вероятно, осуществляться строительный план, а в 1896 г. он был закончен. Во всяком случае, путеводитель 1897 г. сообщал: «...богатые крестьяне, живущие в Перловке и окрестностях, помогают благолепию нового храма, сооруженного недавно рядом с Перловкой». 6 мая 1897 г. в 9 часов утра «недалеко от Москвы по линии Московско-Ярославской железной дороги в семнадцати километрах от Кремля... было совершено освящение воды и освящение храма Донской иконы Божьей Матери». Проект церкви был разработан архитектором Петром Павловичем Зыковым (1852-1899) - Зыковым-вторым, как называли его в то время. Он был сыном Павла Петровича Зыкова, одного из самых знаменитых московских зодчих. Деревянная церковь Донской иконы Божьей Матери была одним из самых значительных архитектурных произведений П.П. Зыкова-второго. Это был небольшой одноглавый шатровый храм в русском стиле, относившийся к весьма распространенному в средневековой Руси типу - «восьмерик на четверике». Другими словами, кубический объем главного храмового пространства увенчивался небольшим восьмигранным срубом с шатром и луковичной главой, крытым по-старинному деревянным лемехом. Звонница с колоколами работы П.Н. Финляндского была устроена в стороне от храма. Храм перестал существовать в начале 1980-х г.г. Но до сих пор никто не может ответить точно, когда в церкви прекратились службы. При ознакомлении с архивными материалами выяснилось, что храм Донской иконы Божией Матери в Перловке Мособлисполком закрывал трижды: в 1930, 1935, 1940 г.г.

http://sobory.ru/article/?object=41858

Богослужебные песнопения исполнил хор храма Казанской иконы Божией Матери в Коломенском, регент Н.А. Мышкин. В сугубую ектению было включено прошение: «Еще молимся Тебе Господу Богу нашему, о еже прияти исповедание и благодарение нас недостойных рабов Твоих, о Твоих благодеяниих, яже излиял еси изобильно на Церковь Русскую, от лет древних, наипаче же в мимошедшее столетие чрез милостивое явление иконы Пречистыя Твоея Матери, именуемыя «Державная», ею же страна и Церковь наша, в годы гонений невредима и непреоборима от всех стрел вражиих восстающих на ню сохраняшеся, и припадаем и славословия Тебе, яко Богу приносим и умиленно вопием: избави и впредь от всех бед верныя люди Твоя и всегда яко Милостив, исполни во благих прошения наша, прилежно молим Ти ся, Благосерде Господи, услыши и помилуй» . Святейший Патриарх Кирилл вознес молитву: «Господи Иисусе Христе, Боже наш, Боже всякого милосердия и щедрот, Его же милость безмерна и человеколюбия неизследимая пучина! Ко Твоему величеству припадающее со страхом и трепетом, яко раби недостойнии, благодарение Твоему благоутробию о Твоих благодеяниих на Церкви Русской в мимошедшем столетии бывших, ю же велиею милостию Своею невредиму сохранил еси и даровал ей знамение милости Своея, чрез явление чудныя иконы Пречистыя Матери Своея, именуемыя «Державная», ею же Церковь наша в годы лихолетия и гонений, от страшных бед, скорбей и разделений предивно ограждашеся и спасашеся. Молим Тя, Благосерде Господи, огради и ныне Церковь Твою святую и страну нашу и всю Русь, от всякого злаго обстояния и от поползновения многих распри, разделения и расколы творящих. Пробави милость Твою любящим и ныне усердно благодарящим Тя. Утверди благословение Твое на державе нашей и на всей земле Русской, да Дух Твой благий почиет на нас и якоже древле, так и ныне прославится всесвятое имя Твое, молитвами Пречистыя Твоея Матери, от лет древних покрывающей и заступающей страну нашу, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков». Затем были вознесены молитвы о упокоении душ «усопших рабов Божиих, в революционной междоусобной брани погибших».

http://patriarchia.ru/db/text/4834726.ht...

" Над царскими вратами в киоте с сиянием и на шнурах и блоках по образцу Киево-Печёрской лавры находится икона Успения Богоматери в серебряной вызолоченной ризе с мелким жемчугом. Внизу вычеканены слова: " Изображение и мера с чудотворной иконы Успения Пресвятой Богородицы, что есть в Киево-Печёрской лавре " . " В ней имеется 4 части Св. мощей, принесена при гробе храмоздательницы Марии Петровой Яковлевой " , читаем в метрике церкви в Поречье в 1887 году " Местный образ Спаса Нерукотворного принесен при гробе Николая Михайловича Яковлева. Два серебряные вызолоченные креста, в каждом по 40 частей Св. мощей " , - читаем там же " . В 1997-м году, сильно разрушенный в советские годы Казанский храм в селе Поречье, полностью восстановлен. Святыни же, к сожалению, были утрачены. Из журнала: " Московские епархиальные ведомости " . Выпуск Абросова. Из истории села Васильевского и Воскресенской церкви Недалеко от поселка Тучково городского округа Руза у берега реки Москвы находится село Поречье. Когда-то здесь располагалась одноименная усадьба, от которой до нашего времени сохранилась красивая церковь Казанской иконы Божией Матери. О том, что общего у этой церкви с известным храмом Знамения в Дубровицах под Подольском, и почему Казанский образ Богородицы называют еще и Каплуновским, читайте в этой статье. Храм Казанской иконы Божией Матери был построен в 1763 году на средства местных помещиков Марии Петровны и Михаила Александровича Яковлевых – родственников писателя Александра Ивановича Герцена (1812-1870). Через двадцать лет после постройки храма на деньги Марии Петровны Яковлевой была возведена отдельно стоящая колокольня. В 1848 году при новом помещике Иване Алексеевиче Бартоломее колокольня была соединена с храмом трапезной частью, и церковь приобрела тот вид, который имеет сегодня. Храм в Поречье интересен с точки зрения архитектуры – он представляет собой разновидность так называемого «лепесткового» храма, и это роднит его с известной подмосковной церковью Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах. Стены таких храмов напоминают «лепестки», полукруглые выступы, выходящие из центра здания. У Казанской церкви в Поречье есть только три лепестка, а четвертый выступ с западной стороны заменяет трапезная и колокольня. Один из первых храмов подобного «лепесткового» плана был построен в конце XVII века – это собор Митрополита Петра в московском Высоко-Петровском монастыре. В XVIII столетии в подмосковных усадьбах богатых вельмож стали появляться церкви такой необычной формы.

http://sobory.ru/article/?object=01399

К концу века церковь была достаточно ветхой, и после пожара решено было выстроить новую каменную. В 1789 году состоялась закладка каменной Знаменской церкви с приделом святой великомученицы Екатерины. Основными застройщиками храма были потомки первостроителя. Строительство шло медленно- 14 лет. Лишь в 1803 году 15 октября был освящён северный придел во имя святой великомученицы Екатерины — небесной покровительницы императрицы Екатерины II, подписавшей прошение о строительстве каменной Знаменской церкви, а 9 ноября 1810 года, был освящён главный престол – в честь Абалакской иконы Божией Матери «Знамение». Через десять лет, 9 октября 1820 года в церкви произошел пожар от печи, сгорела крыша на Екатерининском приделе. После ремонта 28 января 1821 года придел был вновь освящен. Впоследствии Знаменская церковь стала трехпрестольной: центральный престол освящен в честь Знамения Пресвятой Богородицы, южный престол – во имя святых первоверховных Петра и Павла, северный – во имя Всех Святых. В этом последнем приделе находились две большие украшенные серебряными окладами иконы с изображениями святых, написанные по заказу богатой прихожанки, чье имя осталось неизвестным. Иконы она заказала для закрепления на них частиц мощей. На одной размещались 34 частицы, на другой – 40 (последняя икона, без частиц мощей, хранится в запасниках Томского художественного музея). В этом же приделе стоял серебряный ковчег с частью мощей святой великомученицы Варвары. В центральном храме находилась икона святого Александра Свирского с частицей его мощей. Среди храмовых святынь особенно ценной была часть животворящего Древа Креста Господня, а также иконы с частицей мощей пророка Иоанна Предтечи, апостола Павла, евангелиста Марка, царевича Димитрия и других святых. Особо почитаемой была икона Христа Спасителя, высеченная на чёрном аспидном камне - шунгитном углероде. По преданию, колокольня, куда однажды была вынесена эта икона, в ночное время вся была озарена исходящим от неё сиянием. Верующие восприняли это событие как указание свыше, и святыню вернули в храм. В годы богоборчества все святыни были утрачены.

http://sobory.ru/article/?object=07328

Постройка и отделка церкви Смоленской иконы Божией Матери в Пулкове были завершены к концу 1785 г., когда состоялось освящение церкви. Ветхая деревянная церковь простояла рядом с каменной еще несколько лет и была разобрана в 1793 г. В дальнейшем церковь несколько изменила свой внешний вид. В «Историко-статистических сведениях о Санкт-Петербургской епархии» сообщается: «В 1823 году петербургский купец Василий Семьянов пристроил каменный притвор». В 1831 г. была построена каменная часовня, находившаяся в церковной ограде. Одновременно с церквями строились каменные дома для священников и приходских школ также по проекту Кваренги. Сохранилось подробное описание проекта дома для священников, составленное архитектором Кваренги . Приход церкви, помимо села Большое Пулково, составляли еще пять деревень: Подгорное Пулково, Каменка, Редкое Кузьмино, Толмачи и Катлино. В 1883 г. прихожан было: мужского пола - 1384, женского - 1780. С 1885 г. при церкви работала церковно-приходская школа, сначала в наемном доме, а с 1903 года - в новом, специально для нее выстроенном доме. Церковь в Пулкове была официально закрыта в 1938 г. В 1943 г. во время боев церковь была разрушена. До настоящего времени сохранился лишь фундамент церкви с глубоким подвалом и фундамент находившегося рядом одноэтажного каменного причтового дома. Село Пулково имело своеобразную историю. Его жители были потомками государственных крестьян, не знавших крепостного права. Это обстоятельство, наряду с близостью к Петербургу, сыграло свою роль. Задолго до отмены крепостного права жители села Пулкова занимались торговлей, извозчичьим промыслом и т.д. Церковь Смоленской иконы Божией Матери в Пулковой слободе вначале была деревянной, её построили в 1755-1757 гг. по повелению Императрицы Елизаветы. Храм был освящён 28 июля (8 августа) 1757 г. епископом Сильвестром (Кулябкой). В новую церковь была перенесена часть икон с иконостаса Никольского придела Знаменской церкви из Царского Села, но так как иконостас не приходился в меру новой церкви, то вместо него присланы от духовника шесть местных образов: образ Смоленской Божией Матери «с чудами», Тайная Вечеря, царские врата, двух архидиаконов - на левые двери, вся церковная утварь, сребропозлащенные священные сосуды весом в 2 фунта 83 золотника, оловянный ковчег для запасных даров, ризница, церковные книги, четыре медные колокола, из коих самый большой в девять пудов. Все это доставлено из придворной конторы Царского Села.

http://sobory.ru/article/?object=07055

http://www.znamene.ru/ Старинная Переяславская слобода возникла в XVI веке, как следует из документов, недалеко от села Напрудного, на Поклонной горе, рядом с большой Троицкой дорогой, ведущей в Переславль и далее на север. Известно, что в слободе насчитывалось около полусотни ямщицких дворов. По другую сторону дороги жителям выделили пашню. Также известно, что в конце XVI века приход храма в Переяславской слободе уже существовал. А сам храм был сначала деревянным. Потом, почти через сто лет, стал каменным, постепенно обрастал приделами и приобретал новое посвящение... Деревянный храм в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи (по тезоименитству Ивана Грозного). Вскоре у него появился придел особенно почитаемого ямщиками Николая Чудотворца. Церковь сгорела в 1712 году, но очень быстро была отстроена заново, благо нашлись состоятельные жертвователи, да и сами прихожане не остались в стороне от столь важного и богоугодного дела. Вот только освятили новый храм по-новому. Почему - неизвестно. Как бы то ни было, в Переписной книге 1638 года уже значилось: " В Переславской в Гонной слободе во имя Знамения Пречистыя Богородицы " . В 1757 году " тщанием прихожан и посторонних доброхотных дателей " в Переяславской слободе начинают возводить каменный храм, тот самый, что мы видим сегодня; однако его окончательная композиция сформировалась только через век с небольшим. Строительство длилось 10 лет. В 1766 году церковь освятили снова во имя новгородской иконы Божией Матери Знамение. Боковые приделы получили посвящения Усекновению главы Иоанна Предтечи и святителю Николаю Мирликийскому. Прошло сто лет, приход разросся, храм перестал вмещать всех молящихся. И вот, в 1888 году, церковь перестроили по проекту епархиального архитектора С.В. Крыгина, увеличив её внутреннее пространство. У колокольни появились пристройки. Также возвели переход между вторым ярусом и хорами, а сам храм обнесли оградой. С тех пор и по сей день внешний вид Знаменской церкви не менялся. А вот отделкой интерьеров занялись годом позже. Стены храма украсили росписи, выполненные художником Я. Е. Епаничковым. Среди них - фреска " Битва за Новгород " , рассказывающая историю, связанную с иконой Божией Матери " Знамение " . Благодаря тому, что храм никогда не закрывался, в нём сохранилось всё его убранство. Это и иконы, и росписи, и резной позолоченный иконостас работы конца XIX века - пятиярусный в центре и двухъярусный в боковых приделах, и даже колокола.

http://sobory.ru/article/?object=03724

Храм был закрыт в январе 1932 года и передан Управлению строительства Полномочного представительства ОГПУ в Ленинградском военном округе, позднее в ее здании были размещены проектные организации, и наконец, здесь расположилось Общество охраны памятников истории и культуры. Богатое убранство этой небольшой, но очень чтимой в народе церкви, к сожалению, совершенно не сохранилось. Храм был вновь возвращен церкви 15 марта 1994 года. К числу известных храмов Петербурга принадлежала церковь во имя иконы Божией Матери " Всех Скорбящих Радость " , построенная по проекту архитектора Луиджи Руска в 1817-1818 годах на углу Воскресенского проспекта и Шпалерной улицы. Участок, где расположено здание, прежде был собственностью сестры Петра I - царевны Натальи Алексеевны. В 1711 году для неё построили здесь небольшие каменные палаты. В особом покое этих палат была устроена церковь Воскресения Христова, в память избавления царя от плена во время Прутского похода. Позднее каменные палаты с находившейся в них церковью перешли в распоряжение Канцелярии строений. Их фундамент и часть стен были использованы при сооружении нового храма. Церковь Божией Матери " Всех Скорбящих Радость " является, пожалуй, лучшей среди храмовых построек Л. Руска. Здание представляет собой куб, увенчанный куполом на не высоком барабане. Учитывая угловое расположение храма, зодчий украсил его главный, северный, фасад шестиколонным ионическим портиком, а другой, восточный, подчеркнул только окнами и рельефными панно на библейские темы. Аттик восточного фасада увенчали фигуры двух ангелов с крестом, изваянные по модели скульптора С. С. Пименова. На алтарной стене в чугунной раме находился большой образ Скорбященской Божией Матери (кисти И. А. Тюрина). В 1931 году статуи и образ были сняты, вследствие чего облик здания заметно потускнел. В архитектурном отношении церковь интересна как сооружение, решённое в формах русского позднего классицизма. Обширный церковный зал представляет собой ротонду. Колоннада из двадцати четырёх ионических мраморных колонн поддерживает купол, расписанный кессонами. Это придаёт помещению особенную камерность, уютность. Подобное впечатление усиливалось благодаря иконостасу, вырезанному охтинским резчиком Я. А. Дунаевым и отличавшемуся тонкой художественной работой. Образа для него написали живописцы С. С. Курляндцев и В. К. Шебуев. В церкви находилась одна из самых чтимых святынь - чудотворная икона Божией Матери " Всех Скорбящих Радость " , известная в Москве со второй половины XVII века, привезённая царевной Натальей Алексеевной в Петербург. В церкви любил молиться поэт А. Н. Майков. Посетив её в 1868 году, он выразил свои чувства в стихах: Дорог мне, перед иконой - В светлой ризе золотой, - Этот ярый воск, возжженный - Чьей неведомой рукой. - Знаю я: свеча пылает, - Клир торжественно поёт - Чьё-то горе утихает, Кто-то слёзы тихо льёт, - Светлый ангел упованья - Пролетает над толпой... - Этих свеч знаменованье - Чую трепетной душой.

http://sobory.ru/article/?object=01546

Именно этому событию — 135-летию со дня официального прославления чудотворной иконы Божией Матери «Знамение» Серафимо-Понетаевской — и был посвящен Крестный ход, организованный православным движением «Святая Русь», в котором приняли участие представительницы Женского православного патриотического общества (председатель правления Галина Васильевна Ананьина). Крестоходцы прибыли в Понетаевку в памятный день — 18 октября 2020 года, и по благословению Епископа Лысковского и Лукояновского Силуана совершили молебен на месте строительства Храма в честь чудотворной иконы Божией Матери «Знамение» Серафимо-Понетаевской. Крест, доставленный участниками шествия, был изготовлен в мастерской «Уфимский иконостас» в храме священномученика Гермогена и является точной копией одной из самых великих православных святынь — Небоявленного Креста Господня. В исторических источниках говорится, что он был обретён на болотах, недалеко от Ростова Великого и явился «от греческой стороны» в 1423 году, то есть за 30 лет до падения Константинополя и Византии. Без преувеличения можно сказать, что явление Креста Господня в 1423 году стало знамением к державному строительству Руси. У подножия Креста расположена надпись, которая гласит: «Будет на сем месте благодать Божия и дом Божий, аще кто с верою приидет помолитися, будут многие исцеления и чудеса от Животворящего Креста молитв ради чудотворца Николы. Шедше проповедите сия всем людем, чтобы на сем месте людие поставили Церковь Мою». По словам Елены Андреевой, куратора православных проектов Женского патриотического общества, в каждом городе и поселении православные встречали Крестный ход с радостью: «Крест освящен в монастыре на Ганиной Яме 17 декабря 2019 года — в день 90-летия разрушения Собора Архангела Михаила Чудова Монастыря. Он неразрывно связан с историей России, с историей православия, с именем патриарха Гермогена. Этот крест уже прошел удивительный путь. И везде с любовью и радостью встречают эту святыню». Не стали исключением и жители села Понетаевка: одной из тех, кто с большим воодушевлением встречал Крест Господень, была жительница этого села Валентина Салова, инициатор и организатор строительства Храма в честь чудотворной иконы Божией Матери «Знамение» Серафимо-Понетаевской.

http://ruskline.ru/opp/2020/11/21/wit_i_...

Знаменский собор. В 1777 г., когда уже многие постройки были оканчиваемы в новой Семипалатинской крепости, епископ Тобольский Варлаам снесясь с генерал-майором А. Д. Скалоном выдал грамоту заказчику омского духовного правления протоиерею Петру Федорову на перенесение храма из старой крепости и на заложение в новой крепости каменного храма во имя св. Антония и Феодосия, Печерских чудотв., с прибавлением еще двух приделов во имя Андрея Первозванного и св. вмч. Георгия Победоносца. Храм этот заложен 15 августа 1777 г., но еще не окончена была постройка храма, как вследствие сообщение генерал-майора Н. Г. Огарева Тобольскому епископу Варлааму о том, что жители новой крепости единодушно желают главный придел новостроящегося храма посвятить имени чудотворной иконы Знамения Божией Матери. Епископ Варлаам повелел грамотою от 30 июля 1782 г. протоиерею Федорову заменить Знаменскою главный придел св. преп. Антония и Феодосия Печерских, посвятив его иконе Знамения Божией Матери, а второй придел посвятить имени св. вмч. Георгия Победоносца. Придел св. преп. Антония и Феодосия Печерских был освящен в 1782 г. 10 окт., придел Знамения Пресвятой Богородицы 24 сен. 1788 г., а придел св. вмч. Георгия Победоносца 25 сен. 1788 г. В 1790 г. на 14 сен. был в Семипалатинске сильный пожар, причем, пострадала и церковь, особенно приделы во имя Знамения и Антония и Феодосия Печерских. В 1793 г. церковь была исправлена и в том же году 14 сен. был освящен придел во имя Знамения Божией Матери, а 27 сен. придел во имя Антония и Феодосия Печерских. В Семипалатинском соборе есть три драгоценные для верующих святыни: чудотворная икона Знамения Божией Матери, икона в серебряной ризе с изображение святых Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, Иоанна Предтечи, Иакова Пермского, Федора Стратилата, Иакова Боровицкого, Алексия Божия человека, Ефрема Новоторгского, Иакова Брата Господня, муч. Каприана и муч. Космы и Дамиана.; напрестольный крест. Дома для причта церковные, деревянные. Всех домов четыре: для помещения протоиерея, священника, диакона и двух псаломщиков; последний дом ветхий, для жительства неудобен. Жалования причт не получает, содержится на добровольные пожертвования прихожан; дохода в год собирается до 4500 руб. Причтового капитала 3493 руб. 10 коп., процентов получается 130 руб. 48 коп.; церковного капитала в процентных бумагах 41 435 руб. 16 коп.

http://sobory.ru/article/?object=31633

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010