К Шелонской битве икона Старорусской Божией Матери имеет самое прямое отношение. Интересна и предыстория, как она попала на Русь. По преданию, ее написал евангелист Лука, и со временем она оказалась в Константинополе. Ее почитали не только византийцы, но и все христиане, в том числе новокрещеные русские. По размерам она была самой большой в мире – высота ее 3 аршина 12 вершков, это примерно 280 сантиметров. Вероятно, и сейчас такой нигде нет. Когда в Византии вспыхнули иконоборческие гонения, икону переправили через Черное море в Ольвиополь, близ нынешнего Херсона. В 1470 году Ольвиополю стали угрожать турки. Это был последний оплот Византийской империи, Константинополь к тому времени уже двадцать лет как был завоеван мусульманами. Чтобы спасти святыню от поругания, византийцы отдали образ киевскому князю Михаилу Олельковичу, который как раз вел военные действия у Южного Буга. Интересно, что греки просили его переправить икону на Русский Север, поскольку оттуда в Ольвиополь часто приезжали богомольцы, почитавшие образ. И Господь так судил, что через малое время новгородцы пригласили Михаила Олельковича к себе княжить. Он пришел туда вместе с иконой – несколько десятков дружинников несли ее на огромных носилках. Потом ее переправили в Старую Руссу – ровно за полгода до Шелонской битвы. Великого князя Иоанна III весть о победе застала в Яжелбицах. 24 июля он прибыл в Руссу и повелел отсечь головы нескольким «крамольникам». Среди казненных в Руссе было два посадника: сын Марфы Борецкой Дмитрий Исакович и Василий Губа Селезнев. Посадник Василий Казимир и с ним 50 «товарищов» были отправлены в Коломну. 11 августа в Коростынь выехал из Новгорода архиепископ Феофил с посольством для заключения мира с Великим князем. Послы били челом Ивану III и клялись ему от имени мужей новгородских: «Княжение держати честно и грозно, без обиды. А за короля и за великого князя Литовского... не отдатися никоторою хитростью». Иван III взял откуп – 16500 рублей. По описанию очевидца и участника перенесения чудотворной иконы Старорусской Божией Матери из Тихвина в 1888 г. отмечено: вечером 14 сентября икона была внесена в Успенскую церковь с. Коростынь. Здесь служили при великом стечении народа молебен. Наутро 15 сентября была отслужена Божественная литургия. После совершения напутственного молебна в сопровождении Коростынского крестного хода икона продолжила свой путь в г. Старая Русса. Возможно, стараниями прихожан Успенской церкви в честь знаменательного события был приобретен список со Старорусской Божией Матери, с теми же особенностями, которые мы знаем по списку иконы в Георгиевской церкви Старой Руссы («Взыгрался Младенец»).

http://pravicon.com/image-24032

Над южным крыльцом - полуциркульный свод с распалубками, над южным приделом - свод сомкнутый. Пространство храма было связано с трапезной арочными проемами. Такие проемы ведут и в апсиды под цилиндрическими сводами, переходящими в конхи. На стенах и сводах храма сохранились фрагменты масляной живописи 19 в. В сводах уцелели голосники. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Москва, «Наука», 2001 г. Монастырь в Вязьме знаменит совершенно уникальной трёхшатровой Одигитриевской церквью, таких осталось в России всего две (вторая – в Угличе). При игумене Гурии, в 1630-1638 годах на пожертвования из царской казны поставлен каменный, трехшатровый храм в честь иконы Божией Матери «Одигитрии» Смоленской, с двумя приделами – южным во имя Иоанна Предтечи и северным во имя Симеона Богоприимца. Храм сильно пострадал в 1812 году и долгое время стоял в запустении. На пожертвования прихожан и вяземских купцов, при архимандрите Вениамине в 1832–1837 годах он был восстановлен и освящен. В 1912 году проведено исследование состояния Одигитриевского храма известным архитектором-реставратором П.Д. Барановским, материалы которого легли в основу реставрационных работ, проведенных в 1960–1980 годы. В 1946 году трапезная храма Одигитрии передана Вяземскому филиалу Смоленского государственного архива. В 1962 году под руководством мастера В.В. Петрова проведены первые реставрационные работы. Реставрация храма проводилась в 1976–1989, 1991–1994, 1999–2000 годах. Первое Богослужение в храме было совершено 10 августа 1994 года. В 1994 году при монастыре был создан Центр духовного просвещения. Храм Вознесения Господня был освящен митрополитом Кириллом, Смоленским и Калининградским 11 августа 1991 года. В 1995 году монастырь был преобразован в женский. В 2001 году 12 августа митрополитом Кириллом был освящен главный престол храма в честь иконы Божией Матери Одигитрия. В настоящее время настоятельницей монастыря является монахиня Лаврентия (Павлюченкова). 26 августа 2010 года Преосвященнейший Феофилакт за понесенные труды на благо Русской Православной Церкви и восстановление благолепия обители возвел ее в сан игумении с вручением игуменского жезла.

http://sobory.ru/article/?object=05775

Надо отметить, что в конце XIX столетия благочинным третьего Новосельского округа Муромского уезда был потомственный дворянин священник Гавриил Алексеевич Валединский, затем его в 1898 году сменил Павел Смирнов. Это подтверждается церковными метрическими книгами, сохранившимися до наших дней (Вачский районный архив Загса). В 1896-1917 гг. священником Новосельской церкви был Иван Иванович Покровский (зять Гавриила Валединского), псаломщиками: Гаврила Покровский, Николай Левитский дьяконами: Евгений Преображенский, Григорий Знаменский. В 30-х годах прошлого века началось разрушение храма, растаскивание церковной утвари, икон. В бывшем здании храма размещался склад. После проведения капитального ремонта там был обустроен сельский клуб. В 30-х годах прошлого столетия в Новосельском приходе служил священник Мраморов Михаил Иванович, которого арестовали 2.11.1937 года и в этом же году 2 декабря его расстреляли.  Двенадцатого сентября 2012 года для новосельцев и жителей района произошло знаменательное событие, связанное с тем, что в храме Казанской иконы Божией матери Владыка Варнава - епископ Выксунский и Павловский совершил Великое освящение престола в служении всего духовенства благочиния. Было совершено богослужение, крестный ход, окропление святой водой помещения, затем отслужили праздничную литургию. В храме новая утварь, установлены престол и высокий иконостас. Пол там с зеркальным блеском. Вокруг храма смонтирована кованая изгородь, площадка вокруг церкви выложена брусчаткой. Материал из книги: Г.А. Арефьева и др. Наша история. Описание церквей и приходов Вачского края XVI-XXI в. Приложение. Книга четвертая. - Вача: ВыксаПолиграфИздат, 2010. Книга памяти жертв политических репрессий Вачского района Нижегородской области. Составитель О. Михеева. Н. Новгород. «БИКАР», 2010 г. 12 сентября 2012 епископ Выксунский и Павловский Варнава совершил в селе Новоселки Вачского района чин освящения храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Храм был закрыт в конце двадцатых годов прошлого века, после чего в нем располагался сельский клуб.

http://sobory.ru/article/?object=22340

По воспоминаниям очевидцев, накануне праздника в честь чудотворной Косинской иконы Божией Матери в Косино стекалось множество богомольцев издалека. Почти при каждом крестьянском доме в саду стояли врытые в землю столы со скамейками, где богомольцы пили чай, приготовленный хозяйкой дома. Ночевали богомольцы также у крестьян, а утром шли в храм. В праздничные дни служба была необыкновенно торжественная: приезжало духовенство не только из соседних сел, но и из Москвы. Служили в этот день знаменитые протодиаконы Михаил Кузьмич Холмогоров и Максим Доримедонтович Михайлов. После торжественной службы совершался многолюдный крестный ход на Святое озеро. До настоящего времени ни одна из церковных построек уникального комплекса не сохранилась в связи с беспощадным послереволюционным временем 30-гг. ХХ века. Как  уже было сказано выше, храм здесь был не всегда, здание церкви до 1990-х годов было насосной станцией местного косинского совхоза имени Моссовета. В отличие от многих храмов, в советское время преобразившихся в хозяйственные постройки, музеи, склады и прочее, эта, наоборот, была перестроена в 2004 г. из бывшей (уже брошенной) насосной станции. И это главный фактор неканоничности строения храма. Из-за близости воды вход в храм расположен на северной стороне церкви, алтарь на южной. Соответственно и кресты на головках церкви направлены на юг, а не на восток, как это принято. В XXI веке православный приход храма Успения Пресвятой Богородицы в Косино восстановил порушенную и перестроенную святыню - часовню-храм иконы Божией Матери " Живоносный Источник " на Святом озере. Ещё в 2007 году отец Михаил с прихожанами и неравнодушными кожуховцами начал работы по обустройству часовни в бывшем здании насосной станции, которая в советские годы выкачивала воды Святого озера для поливки огородов и произрастающей продукции в многочисленных теплицах местного совхоза. В настоящее время воссоздано внутреннее убранство часовни-храма, возведена шатровая крыша над основным четвериком, установлен позолоченный купол на барабан, облагорожена прилегающая территория и заход в воды Святого озера.

http://sobory.ru/article/?object=29403

Собор Владимирской иконы Божией Матери в Спасо-Бородинском монастыре пятиглавый, и его пятиглавие − очень красивое и необычное. Архитектор поставил боковые главки по углам, далеко от центральной главы, на четырехугольные башенки с узкими высокими окнами. Они как бы уравновешивают центральный световой барабан, на который водружен вытянутый кверху купол, и от этого собор смотрится особенно гармонично. Большое внимание Быковский уделил организации интерьера собора. Нижняя часть его стен вовсе лишена окон, это не только позволило создать в нижнем ярусе целостную картину из росписей и икон, но и создало эффект света, льющегося вниз словно с самого неба. Очень многие, побывавшие в этом храме, замечали, что здесь создается редкостная молитвенная атмосфера. Этому способствует тонко и умело созданная архитектором игра света и тени, − прием, не раз с успехом примененный Быковским при строительстве храмов, в том числе, например, Знаменской церкви в Ховрине. Составляя проект, Быковский заботился и о внешнем виде храма, и о его внутреннем убранстве, и не забывал о том, каков будет его вид в ландшафте. Его замысел полностью удался − со всех концов огромного и ровного Бородинского поля виден величественный, громадный объем собора, доминирующий над всеми окрестностями. Даже если идти к монастырю не по проезжей дороге, а просто через поле, сбиться с пути невозможно − безошибочным ориентиром поднимается над ровным полем высокая полусфера − глава Владимирского собора. Входит в проект: Спасо-Бородинский монастырь. Спасо-Бородинский монастырь основан Маргаритой Михайловной Тучковой – вдовой генерал-майора Тучкова, убитого в Бородинском сражении. Главный храм монастыря – собор Владимирской иконы Божией матери – построен в 1851-1859 г.г. Проектированием и возведением Владимирского собора занимался московский архитектор М.Д. Быковский. Зодчим были спроектированы два здания – пятиглавый Владимирский собор и трапезная церковь Иоанна Предтечи. Быковского можно считать создателем архитектурного комплекса Спасо-Бородинского монастыря. Ему удалось, спроектировать все постройки в русском стиле, вместившем в себя элементы византийского стиля.

http://sobory.ru/article/?object=14037

Образ торжественно перенесли в приходскую церковь Николы Тульского, настоятелем которой был тогда благочестивый иерей, будущий патриарх Гермоген, погибший от рук поляков за свою верность Православию и причисленный к лику святых. Будущий святитель и составил подробное сказание о чудесах Казанской иконы Божией Матери. Царь Иван Грозный повелел выстроить на месте обретения иконы женский монастырь на сорок инокинь; отроковица Матрена вместе со своей матерью первыми приняли в новой обители пострижение. В 1594 году здесь был заложен Казанской обширный собор. В обитель делались обильные вклады утварью, образами, ризами; чудотворная была обложена царскими дарами — золотом, драгоценными камнями, жемчугом. Спустя два века императрица Екатерина II подарила Казанской новую ризу, главным украшением которой стала бриллиантовая корона, снятая с себя земной властительницей ради Царицы Небесной. В 1798 году для Казанской был заложен, а в 1808 году освящен новый обширный собор, разрушенный вместе со всем Богородицким монастырем уже в 1930-х. Но к тому времени иконы здесь уже не было. Божиим Промыслом явление Казанской иконы знаменовало при царе Иоанне Васильевиче начало многовекового продвижения России на восток. Через открытое взятием Казани окно в Азию Православие просветило всю Сибирь и дошло, вместе с государством Российским, до берегов Тихого океана. Как будто на всем этом движении лежало особое благословение Пречистой чрез Казанскую Ее икону. В ночь на 29 июня 1904 года несколько святотатцев-грабителей во главе с некиим В. А. Стояном-Чайкиным забрались в собор, привлеченные драгоценными украшениями ризы. Когда святотатцев поймали, ни ризы, ни самого чудотворного образа при них уже не было. Главный грабитель не раз уверял, будто ризу они распилили и продали ювелирам, а икону бросили в печку, чтобы проверить, в самом ли деле она чудотворная. Было это в доме купца Шевлягина в Академической слободке Казани. Многолетнее следствие и сопоставление противоречивых показаний святотатцев тогда ни к чему не привело.

http://pravoslavie.ru/1947.html

Узнав у священника причину своих неудач, татары вынесли икону и разрубили её на две части, после чего часовня загорелась. Спустя много лет тот священник, вернувшись из татарского плена, нашёл половинки иконы. Когда он составил их вместе, икона срослась так крепко, что место соединения на ней едва различимо. В 1597-м году царь Фёдор Иванович, сын Ивана IV Грозного привозил икону в Москву и, отправив обратно, повелел заложить мужской монастырь. Так началась Коренная пустынь. В 1611-м году её разрушили Крымские татары, а в XVIII-м веке обитель потрясли разорительные реформы Петра I и Екатерины II. Но монастырь всё же рос и богател, умножая братию. Над источником и пнём знаменитого вяза стояла обветшалая деревянная церковь Иконы Богоматери " Живой Источник " , которую перестроил в камне фельдмаршал Б.П.Шереметев, возвращавшийся в Москву после Полтавской победы. В XIX-м веке это был один из самых больших и известных монастырей в России. Его развитию способствовала также собственная ярмарка, которая была по размаху второй в России, после Нижегородской. Советская власть обошлась с монастырём жёстче, чем все напасти до этого. Собор был взорван, место паломничества и Святой источник оцеплены нарядами милиции. В 1989-м году остатки монастыря были возвращены Церкви, и началось восстановление обители. К сегодняшнему дню восстановлено очень много. Коренная Рождество-Богородицкая пустынь, общежительная, в 27 верстах от Курска, при реке Тускари. Основана в 1597 году, в том месте, где при корне дерева явилась некогда чудотворная икона Знамения Божией Матери, именуемая Коренною или Курскою (см. выше). В смутные времена самозванщины на Руси Коренная пустынь была разрушена до основания. С 1618 по 1764 годы пустынь была приписана к Курскому Знаменскому монастырю. В 1792 году в ней устроено было общежитие. Здесь находится копия с Знаменской иконы Божией Матери, присланная в 1664 году царями Иоанном и Петром Алексеевичами. В церкви Живоносного Источника, сооруженной близ места явления святой иконы, находится посредине квадратный водоем, огражденный железною решеткой, в который протекает вода от места явления.

http://sobory.ru/article/?object=02500

О духовном же состоянии Курской области во весь этот период, до явления в ней чудотворной иконы, мы имеем лишь одно частное известие в рукописном житии Св. Петра Митрополита Московского и всея России Чудотворца. Там повествуется, что Святитель этот, будучи родом из Волынской земли, по достижении 12-летнего возраста, оставил родительский дом и бежал в один из окрестных монастырей, где поселившись, принял пострижение во иноческой образ, удостоился священнического сана и между прочим изучил иконное писание. Потом оставив этот монастырь и обходя многие места и пустыни, нашёл безмолвное место на реке Рати протекающей от бывшего города Курска в 15 верстах и впадающей в реку Сейм, и здесь устроил себе жилище, воздвигнул церковь , построил кельи, и собрал не малое число братии, по просьбе коих вынужден был принять в созданном им монастыре игуменство 2 2. Однажды, говорит жнзнеописатель Святителя, когда «по преданному уставу Митрополит Максим (1283 – 1308), шествова по градам, поучения ради людей Божиих», случилось ему проходить близ Ратского монастыря; узнав о сем, блаженный Игумен Пётр вышел на встречу Святителю со всею братией, для принятия его архипастырского благословения, при чем поднес ему в дар Икону Божией Матери, им самим написанную. Митрополит Максим принял эту икону с великою любовью и достигши града Владимира, поставил её честно в тамошней соборной церкви. По смерти же Митрополита Максима, Великий Князь и все Бояре, следуя совету почившего о Господе Святителя, умолили Ратского Игумена Петра принять Святительский престол, который он занимал с честью с 1308 по 1326 год, скончался же в Москве «где богоприятное тело его и поныне видимо, источает чудеса с верою приходящим». За 13 лет до описанного выше события, то есть, до избрания Игумена Ратской обители на престол Всероссийской Митрополии, и через 60 лет по разорении Курска Батыем, Господь Бог благоволил прославить окрестность Курска явлением чудотворной Иконы Знамения Божией Матери; после того, икона эта через 300 лет светила Курской области; наконец была виною восстановления областного её города связавшего с тех пор навсегда судьбу свою с этой драгоценнейшей из местных Святынь своих, которой по сему и усвоено преимущественно перед другими наименование Курской.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Радуйся, возносимыя к Тебе молитвы от сердец верных приемлющая. Радуйся, истинныя веры Православныя утверждение. Радуйся, многие неверныя образом Сим, к вере приведение. Радуйся, сокровище Божественное иконою Твоею нам преподавшая. Радуйся, души наша на путь истинный наставляющая. Радуйся, Богомати Пречистая, града Одессы и всея земли Черноморския покрове и заступление. Кондак 5 Богосветлая звезда явися Твоя Касперовская, Пресвятая Дево, егда принесена была еси в церковь Божию. Отселе Твой благодатный Покров сим образом распространися на вся веси и грады Черномория, вси бо вернии приходящии к иконе Твоей, и с верою молящиися получаше исцеления и благодатныя помощи, воспевая Богу: Аллилуйя. Икос 5 Видеша велия чудеса во храме святем от иконы святые бываемыя, Дева Пречистая, бесчисленные народы стекахуся на торжества и прославления Ея. Крестныя ходы совершашеся в честь новоявленныя иконы Твоея, обнося Ея и о спасении и заступлении взывая Тебе со умилением: Радуйся, Заступнице, Царице Небесная, стране нашей отрадо и утешение. Радуйся, Преблагословенная Дева, Покров Свой над нами простирающая. Радуйся, яко от нас, недостойных благоизволила принимати моления. Радуйся, яко и Сама возжелала приносити моление наша ко Престолу Бога Вышнего. Радуйся, яко обретением иконы Твоея, явися чудом велия милости Божия стране нашей. Радуйся, яко образом сим низложися гордыня и шатание языческое. Радуйся, Богомати Пречистая, града Одессы и всея земли Черноморския покрове и заступление. Кондак 6 Воссия пречудною славою икона святая Касперовская, егда Святейший Синод Церкви воистину призна и засвидетельствова, яко икона сия бысть великая святыня всея земли Черноморския. И отныне всесильное заступничество святыя иконы Касперовския явися благостным Покровом Матери Божией распростертым над нашею землею. Слыша сия благостныя вещания верныя воспеваху Богу: Аллилуйя. Икос 6 Проповедают грады и веси земли Черноморския Истину святыя иконы Твоея Касперовския, Богомати Пречистая, яко благоизволила еси прославити образ Твой святый многочисленными знамениями и чудесы. Многие бо грады и веси восхотеша видети образ Твой святый, просяще доставити для молитв и поклонения ему, и в Радостех встречая сию велию Святыню, воспеваша Тебе Преблагословенней тако:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Храм был закрыт во второй половине 1930-х годов. Без богослужения Знаменская церковь простояла около двух лет. Открытие храма произошло около 1940 года. С того времени богослужение здесь не прерывалось. По материалам официального сайта Тверской епархии В старинном селе Вырец возвышается Знаменская церковь, одна из трёх действовавших в Лихославском районе в советское время. Некогда через Вырец проходил старый торговый тракт, связывавший Торжок и Бежецк, два города на восточной окраине Новгородских земель. Когда-то и сам Вырец находился на новгородской территории, а граница с тверским княжеством проходила рядом - по рекам Медведица и Тесна. К моменту постройки ныне стоящего каменного храма Вырец был одним из сёл Бежецкого уезда Тверской губернии. Каменный храм был построен в 1825 году и освящён архиепископом Тверским Ионой (Павенским) в честь иконы Божией Матери " Знамение " , а приделы в тёплой (отапливаемой) части церкви, ещё называемой трапезной, были посвящены: южный - святителю Николаю Чудотворцу, северный - святым пророку Илие и великомученику Георгию. К постройке 1825 года относится четверик, увенчанный световой ротондой и двухъярусная колокольня. - всё в стиле зрелого классицизма. Соединяющая эти две части храма трапезная с приделами в 1870-х гг. была перестроена заново, так как трапезная, построенная в 1825 году, во второй половине XIX века дала трещину в сводах и была разобрана. До появления в селе каменной церкви здесь последовательно одна за другой сменились три церкви деревянных. Из трёх вырецких деревянных храмов вторая была построена в 1682 году, а третья - в 1773. Вероятно, храмы выглядели так, как сохранившаяся Покровская церковь в селе Новый Стан Лихославского района, постройки 1777 года. Такие деревянные храмы распространённого типа " восьмерик на четверике " были нередки на территории Тверской области ещё в начале ХХ века. Стоить сказать, что все храмы были посвящены не Знамению, а святителю Николаю и имели придел в честь пророка Илии. Из поколения в поколение передаётся предание, что некогда на одной из сосен, окружавших храм, явилась икона Богородицы, то есть было чудесное явление - знамение, и от того будто бы и новопостроенный храм посвятили иконе " Знамение " .

http://sobory.ru/article/?object=22600

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010