В название церкви уже упоминается чудотворная икона Божией Матери, обретённая в окрестностях Курска в конце XIII века и в то время пребывавшая в Москве. Получив разрешение, куряне построили деревянный храм " близ рва " , освящённый в честь Рождества Пресвятой Богородицы, - вокруг него вскоре образовался Богородице-Рождественский монастырь. В 1615 году юный царь Михаил фёдорович повелел перенести Курскую Коренную икону Божией Матери в Курск; три года она пребывала в городском Воскресенском соборе, после чего, опять же по личному распоряжению самодержца, была помещена в Богородице-Рождественскую церковь. В 1631 году монастырь сгорел от удара молнии, однако быстро отстроился - правда, ненадолго: в 1634 году в ходе русско-польской войны его сожгли поляки. В 1649 году царь Алексей Михайлович приказал строить в монастыре каменный собор, прислав для этого каменщиков из Москвы. Храм окончили в 1680 году, освятив его в честь иконы Божией Матери " Знамение " ; с той поры монастырь и стал называться Знаменским. Сто лет новый собор верой и правдой служил курянам, претерпев между тем несколько серьёзных перестроек. Первый звоночек " к отходу " для него прозвенел в 1782 году, когда Екатерина II утвердила регулярный план Курска, согласно которому предстояло " правильно " застраивать город достойными зданиями - при том, что его центр выпало обозначать именно Знаменскому собору. Прежний, достаточно скромный храм для такой роли не годился, однако простоял он ещё более тридцати лет. Ветхие монастырские постройки, окружавшие собор, безжалостно сносились; до него же руки дошли только в 1810 году - да и то по причине вынужденной: в стенах появились трещины, с потолка стала сыпаться штукатурка, и по исследовании выяснилось, что фундамент храма " поплыл " . В 1815 году пришедшее в негодность здание разобрали. Строительство нового каменного собора, замысленного как памятник победе в Отечественной войне 1812 года, заняло десять лет: его возводили с 1816 по 1826 год. Кто был автором проекта, не известно.

http://sobory.ru/article/?object=05799

Сначала на месте будущего храма была устроена часовня для молитвы, а в 1892 году построен каменный двухэтажный храм в честь благоверного князя Александра Невского. Престол нижнего храма был устроен в честь иконы Божией Матери «Знамение». Всеми работами руководил живший в землянке сам старец Софроний, которому в то время шел 67 год. Особого расцвета обитель достигла при назначенной в 1897 году монахине Ангелине. В то время в монастыре подвизались 68 сестер. В течение нескольких лет при обители было построено несколько новых домов для сестер и духовенства, двухэтажный корпус с трапезной. Сестры занимались рукоделием, ткали, стегали одеяла, вышивали, писали иконы, трудились на скотном дворе. Уважая и почитая старца Софрония и веря в его молитвенную помощь, множество благотворителей жертвовали на монастырь деньги, стройматериалы, свечи. Верующие собирались в обитель преимущественно в престольные праздники в честь благоверного князя Александра Невского и на празднование иконы Божией Матери «Знамение». Множество странников-богомольцев находили здесь трехдневный приют, трапезничали и, по мере возможности, получали денежное пособие. События 1917 года затронули и Александро-Невскую обитель. В 1918 году обитель официально была закрыта, но на самом деле еще некоторое время продолжала жить и молиться. Богослужения совершались даже в самом храме. В 1919 году власть заставила богослужения прекратить, а сестры были вынуждены перебраться из монастырских стен в близлежащие села. 13 ноября 1919 года монастырь официально закрыли. Большинство сестер увезли в Казахстан в город Акмолинск, где они работали на ткацкой фабрике, а кому удалось избежать ссылки — разошлись по городам и селам. В годы безбожия Александро-Невскую обитель постигло полное разорение. В 1949 году Александро-Невский храм был полностью стерт с лица земли. Кирпич, из которого была выстроена когда-то благолепная церковь, пошел на строительство коровника. Иконы и церковное имущество частично были переданы в Покровский храм близлежащего села Ясенок, а некоторые святые образа местные жители сохранили в своих домах. В оставшихся строениях разоренной обители разместились лесники. Сохранилось и монастырское кладбище. Оставшиеся в тех местах пожилые сестры продолжали ходить в разрушенный монастырь и молились на ступеньках храма, уцелевшего после погрома. Сохранилось сказание о том, что когда монастырь еще жил, люди приходили в храм и восхищались его красотой и великолепием убранства. На это старец Софроний нередко замечал: «Все это разрушат, и не останется здесь камня на камне. Обитель моя падет, но когда придет час, найдется человек и все восстановит. А я первый войду в новый храм». Словам батюшки многие не верили, так как сложно было в то время поверить, что впереди грядет переворот и к власти придет богоборческая власть.

http://sobory.ru/article/?object=10646

Это он, единородный Сын ее по человечеству, заимствовав от нее душу и тело свое, прошел вратами ее приснодевственных ложесн, и явился князем и владыкою церкви Божией, собранной из всех стран мира; прошел не нарушив девства своей пречистой матери, так что и до рождества и в самом рождестве и после рождества Спасителя она пребыла девою, ибо Христос Иисус Богочеловек был единственным и притом сверхъестественно зачатым ее сыном. Посему св. церковь называет ее приснодевою, и ублажает как пренепорочную матерь Бога нашего без истления, т. е. без нарушения девства, Бога Слова родшую; а рожденному из нее и тридневно воскресшему Христу Спасителю воспевает так: «сохранив цела знамения, Христе, т. е., не коснувшись печатей, положенных на гробе твоем, воскрес еси от гроба, ключи девы невредивый в рождестве твоем», т. е. родился ты, Господи, так, что матерь твоя и по рождении твоем украшалась и сияла все тою-же прежнею девственною чистотою и достоинством. Непостижима эта тайна зачатия и рождения Спасителя нашего от матери-девы; но тем выше ее достоинство, ибо она послужила такой великой тайне, сделавшейся источником нашего спасения. В благоговейном восторге пред этим достоинством, св. церковь многочисленными песнопениями своими восхваляет матеродевственную славу Божией матери, и можно сказать нет ни одной песни церковной в честь матери Господней, в которой бы не заключалось хотя краткого указания или намека на то, что она есть матерь и дева в одно и тоже время. С этою же целью, т. е. чтобы нагляднее изобразить для нашего ума тайну воплощения нашего Спасителя, и согреть наше сердце благоговением пред пречистою девою Мариею, св. церковь и положила читать в богородичные праздники знаменательное видение пророка Иезекииля о светоносном храме славы Божией с затворенными вратами, которыми прошел один только Господь Бог. В этом видении содержится весьма ясное и прозрачное пророчественное указание на приснодевственность матери Господней, которая оправдалась и осуществилась на самом деле в новом завете, когда царь небесный за человеколюбие на земли явися и с человеки поживе.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Церковь иконы Божией Матери " Знамение " была построена в 1910-1915 гг. на средства прихожан по проекту арх. Н.В.Султанова (?). Одноглавый храм с двумя приделами в рестроспективном стиле строился на средства прихожан как теплый храм Троицкого прихода, достроен не был. Церковь была закрыта в 1929 г. и перестроена под клуб. С 1995 г. действует и возрождается. Главный храм Серебряно-Прудского благочиния. Кирилл Аминов, 9 апреля 2015 г. Церковь во имя иконы Пресвятой Богородицы " Знамение " в поселке Серебряные Пруды была построена в 1914 г. на средства прихожан - каменная, с деревянной колокольней. Престол освящен один, правый и левый престолы были еще не устроены и не освящены. В штат церкви входили священник и псаломщик. Земли не имелось. В 1910 г. прихожанами для священника построен дом. Приходской священник - Александр Евгеньевич Сахаров с 1906 г. служил в Троицкой церкви села Серебряные Пруды. С 19 декабря 1914 г. служил в Знаменской церкви. Одновременно преподавал Закон Божий в церковноприходской школе и в училищах. В 1922 г. получил сан протоиерея. В приходе Знаменской церкви Серебряных Прудов на 1922 г. значилось 360 хозяйств с населением более 2 тысяч человек. В 1929 г. церковь закрыли, колокольню разрушили. С 1932 г. в помещении церкви размещались клуб, библиотека. Здание обветшало. В 1995 г., когда храм передали общине верующих, по заключению специалистов церковь не подлежала восстановлению. Церковноприходская жизнь, тем не менее, возобновилась. Верующие постепенно расчистили кровлю от растущих на ней деревьев. Основные своды пришлось обрушить, так как реставрировать их не было возможности. В 1999 г. выстроили своды, положили полы, оштукатурили стены. Первую Литургию в храме после долгих лет забвения отслужили в 2000 г. в честь двухтысячелетия Рождества Христова. На это празднование приехал митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Он посетил храм и благословил настоятеля на дальнейшую реставрацию. Губернатор Московской области Б.В. Громов пожертвовал на реставрацию храма три миллиона рублей. 16 сентября 2002 г. храм увенчали купола, были установлены три креста. В настоящее время храм полностью восстановлен. В главном приделе сооружен деревянный резной иконостас, в боковых приделах каменные. Стены и своды храма расписаны фресками.

http://sobory.ru/article/?object=11176

С начала XVIII в. селом владел род Новиковых Храм в честь новогородской иконы Божией Матери «Знамение» был построен в 1806 г. А.Б.Новиковым при содействии помещиков Ключеревых. Храмоздатели заказали проект храма московскому зодчему, предположительно, из круга Казакова. Церковь выстроена «кораблем» в формах зрелого классицизма. Она имеет придел во имя великомученика Георгия Победоносца. Бесстолпный храм перекрыт постворными сводами, снаружи украшен колоннадами. Над центром храма возвышается ротонда, увенчанная серебристым куполом. Над главным входом высилась трехчастная звонница (от нее остался только нижний ярус). В 1920-е гг. храм был закрыт. В здании размещались конторы, магазин. В 1992 г. храм передали верующим. При содействии хозяйства «Непецино», на территории которого расположен этот храм, проходит восстановление церковной жизни древнего села. Главный престол храма был освящен 18 марта 2001 г. в честь Божией Матери «Знамение». Завершается внутренняя отделка храма, работает воскресная школа. В храме имеются частички мощей преподобных Киево-Печерских отцов и святого праведного воина Феодора (Ушакова). Источник: http://www.mepar.ru/eparhy/temples/?temple=331 Старинное село Непецино находится в четырнадцати километрах к северу от Коломны на берегу реки Северки. Здесь со второй четверти XVIII столетия находилась усадьба дворян Новиковых – родственников знаменитого русского просветителя Н. И. Новикова. От усадьбы сохранились парк и каменная церковь Знамения Пресвятой Богородицы 1806 года постройки. Устроителями и попечителями Знаменского прихода в XIX веке были поэт Петр Александрович Новиков и его сын дипломат, российский посол в Вене и Константинополе Евгений Петрович Новиков. Во второй половине XIX столетия Знаменская церковь была центром Непецинского благочиния Московской епархии. Это благочиние, одно из семи в Коломенском уезде, располагалось вытянутой полосой к северу от Коломны. Местность отличалась тем, что на относительно небольшом участке располагалось сразу пятнадцать церквей. Храмы стояли всего в двух-трех верстах друг от друга, и при немногочисленности населения почти все приходы были бедными, а церкви по большей части деревянными, самой простой архитектуры. Исключением были села Непецино и стоявшее в трех верстах от него Мячково, где до нашего времени сохранился кирпичный храм 1866 года постройки. В старину это село называли Мячковым-Луковым за обычай его жителей сажать много лука. На территории Непецинского благочиния встречались курганы, которые, по мнению сына священника непецинской церкви С.Л. Державина, являлись могилами русских воинов, погибших в XIII веке в сражениях с ордынцами. Другая легенда гласила, что на месте древней битвы на погосте Красно у реки Москвы был основан монастырь великомученика Феодора Тирона.

http://sobory.ru/article/?object=07343

Холодная Покровская церковь построена в 1693 году. Престолов в ней три: главный – в честь Казанской иконы Божией Матери и в приделах; в честь Покрова Пресвятые Богородицы и во имя преподобного Сергия Радонежского Чудотворца. Теплая Троицкая церковь сооружена в 1817 году тщанием села Иванова крестьянина Осипа Васильева Бандурина с братьями. – Престолов в церкви три: главный – в честь Св. Живоначальной Троицы и придельные: в честь Знамения Божией Матери и в честь Смоленской Божией Матери. Св. иконы, утварь и ризница в церквах богато украшены серебром и золотом. Из св. икон замечательна древняя икона Казанской Божией Матери, украшенная жемчужною ризою с дорогими камнями. Из церковной ризницы по древности и ценности заслуживают особенное внимание: дородоровые ризы, – дар князей Черкасских; дородоровые же ризы, – приложенные купцами Гарелиными и Зубковыми; бархатные ризы, – вклад купца Куваева; серебряной ткани шесть риз и четыре стихаря, – вклад Гарелина и Бакулиной; три ризы с двумя стихарями золотой ткани, – дар братьев Гарелиных; бархатных шесть облачений с четырьмя стихарями, – жертва Кукушкина и Диличенского. В 1882 году к Покровской церкви приписана церковь Св. Благоверного Великого Князя Александра Невского. Церковь эта построена в 1882 году усердием мещанина Парамона Коленкова из прежде бывшей часовни того же наименования. В 1887 году она старанием церковного старосты, Шуйского мещанина Ивана Немцева, была расширена и вновь освящена. В 1891 году при церкви построена колокольня усердием того же старосты Немцева. В 1898 году в церкви поставлен новый иконостас, стены расписаны священными картинами и сделана духовая печь. В таком виде церковь существует до настоящего времени. Покровскому собору принадлежат два каменные дома, из которых в одном помещается богадельня, а в другом – имеется палатка для хранения церковного имущества, палатка для склада свеч Епархиального завода, помещение для церковных сторожей и отделение для церковной библиотеки. В церкви хранятся документы: копии метрических книг с 1797 года, исповедных росписей с 1829 года и опись церковного имущества, составленная в 1895 году.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

В 1842 году Иван Тихонов выхлопотал указ об объединении двух общин. 29 лет продолжалась смута, результатом которой стали нищета и долги: в обители нечем было даже замесить хлеба, а главное – разладилась духовная жизнь. Смута завершилась после личного вмешательства государя Александра II и Святейшего Синода в 1862 году, когда община была возведена в монастырь и была назначена игумения. В 1927 году на праздник Рождества Богородицы начался разгон монастыря. В недельный срок монастырь (трудовую артель) закрыли. Большинство сестер рассеялось по округе, некоторые уехали домой. Молитвенная дивеевская жизнь не прекращалась все эти годы ни на один день. Сестры тайно собирались на молитву, правила не оставляли. До закрытия (1937 год) ежедневно ходили на службу в Казанскую церковь. Многих арестовывали и ссылали в лагеря. В рассеянии монастырь просуществовал до конца 40х гг. Сроки заключения и ссылок заканчивались, и сестры снова постепенно собирались вокруг обители, устраивались на работу. Наступали хрущевские гонения. Службы и требы совершались тайно по домам заезжими священниками. По благословению Святейшего Патриарха Пимена были и постриги. Возрождение в Дивееве церковной жизни началось в 1988 году, когда верующим разрешили купить дом над Казанским источником и перестроить его для церкви. В апреле 1989 года освятили деревянную церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. Затем в апреле 1990 года был вновь освящен Троицкий собор. 21 июля 1991 года было объявлено решение Священного Синода о возобновлении Серафимо-Дивеевского монастыря. 29 июля в Дивеево торжественно прибыли святые мощи преподобного Серафима Саровского , обретенные в Санкт-Петербурге в Казанском соборе, бывшем тогда музеем атеизма и религии. С 1989 года в Дивееве освящено семь храмов с тринадцатью престолами, а также сельские церкви в скитах: Покровском (с. Канерга), Никольском (с. Автодеево), Знаменском (с. Хрипуново), Архангельском, Троицком и в пос. Выездное и церкви в Кутузовском скиту и с. Понетаевка – всего 8 престолов. Ныне восстанавливаются Покровская церковь Архангельского скита, церкви Рождества Христова и Смоленской иконы Божией Матери на Арзамасском подворье, кладбищенская церковь преподобного Сергия Радонежского в пос. Выездное, Трехсвятительский храм Нижегородского подворья. В самом Дивееве готовятся к освящению два придела восстановленной Казанской каменной церкви, домовая церковь святой равноапостольной Марии Магдалины в старом игуменском корпусе, строится новый храм на бывшем монастырском хуторе Ломовка. Началось восстановление бывшей больничной домовой церкви в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте».

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Еще в начале настоящего столетия обитель эта занимала весьма небольшое пространство земли, так что под всем монастырем ея было гораздо менее десятины старой меры, и обнесен он был плетневой городьбой вместо стен. На том месте, где теперь стоит теплая о двух этажах церковь, во имя Преображения, стояла церковь „под именем Николы на площади”: она была вне монастырской ограды и состояла приходскою церковью. В начале текущего столетия эта церковь принадлежала уже монастырю, а причт ея переведен сил в другой приход. Окружающая монастырь каменная стена, с башнями на трех углах, с двумя каменными часовнями в стене и железными ажурной работы святыми воротами, построена в конце, прошлого и в начале нынешнего столетия. Не смотря на свою древность, монастырь не имеет никаких древних памятников благодаря неоднократным пожарам, жертвою которых была эта обитель. Особенно губителен был для нее пожар 1831 г., истребивший все документы и другие признаки древнего существования монастыря. Поэтому восстановить полную историю этой обители нет никакой возможности. Все монастырские здания, сравнительно недавние по своей постройке: от построек XVII в. не осталось никакого следа. В монастыре два храма. Настоящий холодный храм, во имя Успения Божией Матери, с двумя придельными алтарями: во имя иконы Неопалимыя Купины Божией Матери с правой стороны и во имя преп. Александра Свирского с левой, построен в конце прошлого столетия тщанием настоятельницы монастыря, игумении Тавифы и освящен в 1793 г. 23 августа. В 1859 г. тщанием игумении Клавдии храм этот быль расширен пристройкою к нему главного алтаря и трапезной части на месте бывшей колокольни, которая тогда же перенесена на занимаемое ею место. Другой храм каменный двухэтажный, теплый, во имя Преображения Господня, построен в самом начале 40-х годов попечением игумении Клавдии Ординой. В верхнем этаже три престола: главный, во имя Преображения, освящен 10 декабря 1842 года, боковые, - во имя Тихвинской Божией Матери с правой стороны и Свят. Николая Чудотворца с левой, освящены в том же 1842 г. В нижнем этаже того же здания главный престол во имя Божией Матери „Утоли Моя Печали,“ приделы: на правой стороне, во имя Архистратига Михаила, на левой во имя влмц. Варвары. Храм этот освящен в 1836 г. 22 ноября. Во 2-м этаже колокольни устроен алтарь во имя Знамения Божией Матери. Он устроен тщанием той же игумении Клавдии и освящен в 1856 г. Из священных предметов особенного внимания заслуживает в Спасопреображенской церкви монастыря икона Свят. Николая Чудотворца - единственный памятник старины. Эта икона находилась прежде в церкви „Николы на площади”. О построении этой церкви сохранилось предание, что строителем ее был днепровский казак, живший в XVI стол.

http://sobory.ru/article/?object=00827

По постановлению Президиума горсовета от 16 декабря 1929 г. Знаменский Собор был закрыт. С 1930 по 1944 гг. здание собора использовали как пересыльную тюрьму, а затем МТС. В 1944 г. Знаменский собор был передан в пользование общине верующих. В феврале 1948 г. архиепископом Омско-Тюменской Епархии Алексием (Пантелеевым) главный придел Знаменского собора был вновь освящен. При Архиепископе Тобольском и Тюменском Димитрии в 1990 г. была произведена замена деревянных полов на мраморные. В 2002 г. за счет средств благотворителей и пожертвований прихожан на звоннице установили 12 новых колоколов. В 2003 г. за счет пожертвований прихожан были заменены купола и кресты. По материалам Церковь Знамения Божией Матери каменная, построена в 1786 году. В 1854 году к ней пристроен тюменским купцом Иваном Васильевичем Иконниковым придел во имя св. Иоанна Златоустого, который потом сгорел до основания, и в 1901 году вновь построен екатеринбургским купцом Михаилом Ивановичем Ивановым. Им же устроен и другой придел во имя Божией Матери Скоропослушницы. В церкви три престола: во имя Знамения Божией Матери, во имя Божией Матери Скоропослушницы и во имя св. Иоанна Златоустого. Всего в приходе 78 дворов, прихожан муж. пола 160, жен. пола 166. Причт имеет сенокосной земли 21 дес. Церковный капитал 9623 руб. 98 коп. Причт получает проценты с билета вечного вклада в 7466 руб. Штат: священник, диакон и псаломщик. Дома для причта деревянные, приобретены в 1886 году и составляют собственность церкви. В приходе имеются: женская гимназия, четырехклассное городское училище и коммерческое училище Колокольниковых. Церковная школа помещается в наемном доме. Ближайшая церковь Успенская. Расстояние от Консистории 260 верст. Справочная книга Тобольской епархии к 1 сентября 1913 г./Издание Тобольского Епархиального Братства Св. Великом. Димитрия Солунского/Тобольск. Типография Епархиального братства, 1913 г. Тюмень стала первым русским городом, основанным за Уралом. По летописному свидетельству, в июне 1586 года воеводы Василий Иванович Сукин и Иван Никитич Мясной " по государеву царёву и великого князя Феодора Ивановича всея Руси указу приидоша с Руси... и поставиша на реке Туре град Тюмень, иже прежде бысть град Чимги... " Правда, уже спустя четыре года Тюмень перешла в подчинение основанному годом позже её Тобольску и в этом подчинённом статусе оставалась на протяжении столетий, хотя уже к концу XIX века обошла сибирский " стольный " град практически по всем показателям, включая численность населения и уровень промышленного развития.

http://sobory.ru/article/?object=00959

В.Г. Добронравов, В.Д. Березин «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии» выпуск 1. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1893 г. Место для возведения храма в Ундоле, по местному преданию, было избрано самою Богородицей. Дважды являлась Казанская икона Божией Матери у источника, у подножия холма. Рядом с источником и решено было заложить новый каменный храм. Может быть, явления иконы определили и посвящение храма - Казанской иконе Богородицы. Храм был построен в 1693-1697 гг. на месте деревянной Воскресенской церкви. Этот источник глубоко почитаем верующими приблизительно с XVI в. Сюда привозили на возах безнадёжно больных и, зачастую, после омовения водой, они возвращались домой на своих ногах. Находился он в пределах Суворовского поместья селения Ундол. Сам великий полководец посещал этот источник, когда у него сильно болели ноги. История Казанской церкви неразрывно связана с именем Александра Васильевича Суворова, владельца села Ундол, которое он унаследовал после смерти отца в 1775 г. Здесь он жил в 1784-1785 гг. в небольшом бревенчатом господском доме, стоявшем недалеко от церкви. Здесь он писал свой знаменитый трактат " Наука побеждать " . Суворов глубоко веровал в Бога и был верным чадом Русской Православной Церкви. Главной заботой Суворова в Ундоле была церковь Казанской иконы Божией Матери. Особую ревность имел Александр Васильевич к церковной службе. На рассвете всегда шел в церковь. Он, обладая прекрасным голосом, пел в церковном хоре, во время службы сам читал " Апостола " . Благочестие его проявлялось и в постоянных заботах по содержанию храма. Он пожертвовал на нее свои орденские звезды: они были нашиты на священнических ризах и хранились в ризнице. Речь, по всей видимости, идет о дубликатах орденов, которые изготовлялись из материи, украшались шитьем и нашивались на мундир. Но, возможно, что им были пожертвованы и несколько орденов с бриллиантами. Известно и о других подарках Суворова: это золотые украшения, золотая чаша, золотой крест и Евангелие.

http://sobory.ru/article/?object=01874

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010