О существовании церкви в то время, когда слобода располагалась у озера Салтосарайского, никаких сведений не имеется. По некоторым устным преданиям, сохранявшимся у местных жителей до начала XX в., церковь в Салтосарайском селении существовала уже в 1680-е гг. Когда же в начале XVIII в. слобода переместилась на новое место, то жители ее в скором времени построили церковь невдалеке от места обретения иконы Знамения Божией Матери, в честь которой она и была освящена. О существовании храма в слободе Салтосарайской в середине XVIII в. говорит и имевшийся когда-то в церкви антиминс, который был освящен в 1755 г. Высокопреосвященнейшим митрополитом Тобольским Сильвестром. Если это был даже первый антиминс, то и тогда надо допустить, что первая церковь начала строиться в слободе около 1750-х гг. Эта деревянная церковь во имя иконы Знамения Божией Матери была, как говорит предание, за ветхостью разобрана в конце XVIII в. В 1858 г. прихожане по убеждению местного священника изъявили желание строить вместо сгоревшей деревянной новую, каменную церковь во имя Знамения Божией Матери. Выстроить ее решили на прежнем месте в слободе Салтосарайской. Прихожане имели большое уважение к этому месту, потому что церковь существовала здесь издревле по указанию Божию, ознаменованному чудесным явлением иконы Божией Матери. Кроме того, участвовать в постройке пожелали жители Илецко-Иковского винокуренного завода, в результате чего слобода оказывалась в средоточии деревень, входивших в состав прихода, и завода как его приватной части. Храмозданная грамота на строительство была выдана 19 сентября 1858 г. от имени Преосвященного Феогноста, епископа Тобольского и Сибирского. С его же благословения храм был заложен 6 сентября 1859 г. протоиереем Курганского собора Михаилом Тверитиным совместно с исправляющим должность благочинного Курганского ведомства священником Петром Серебренниковым и местным священником Федором Поповым. В том же году был заключен контракт с крестьянином Нижегородской губернии Балахнинского уезда вотчины графов Блудовых Алексеем Ивановичем Малышевым, который обязался выстроить каменную одноэтажную церковь с колокольней в одной связи, вставить в окна железные решетки, установить на храме три креста.

http://sobory.ru/article/?object=21518

По инициативе Н. в Тамбовской епархии были открыты 3 жен. монастыря, существовавшие прежде в виде общин (кирсановский в честь Тихвинской иконы Божией Матери монастырь , Сезёновский Иоанновский в честь Казанской иконы Божией Матери монастырь , Сухотинский в честь иконы Божией Матери «Знамение» монастырь ), а статус общин получили будущие темниковский в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырь и Кадомский в честь иконы Божией Матери «Милостивая» монастырь . Дела об учреждении этих обителей ранее длились не один год и только попечением Н. были решены. По его ходатайствам тамбовский в честь Вознесения Господня мон-рь в 1847 г. получил участок леса в 50 дес. территории казенной выгонной городской дачи, козловский во имя Святой Троицы монастырь в 1848 г.- 150 дес. леса, лебедянский во имя Святой Троицы монастырь - 45 дес. леса близ дер. Филимоновки Тамбовского у. После кончины настоятеля Трегуляевского во имя святого Иоанна Предтечи монастыря архим. Иннокентия (Соколова) Н. в мае 1856 г. направил в Синод прошение о подчинении этой обители непосредственно епископу Тамбовскому и присоединении ее к архиерейскому дому, но эта инициатива не была поддержана. В Тамбове Н. освятил 4 храма, устроенные его непосредственным попечением. В июле 1847 г. в зале собраний Тамбовской ДС епископ освятил ц. во имя свт. Николая Чудотворца. Иконы в иконостасе были написаны по золотому фону, над царскими вратами на стекле изображена Тайная вечеря; домовую церковь украшали хрустальное паникадило и витражи из богемского стекла. Н. также устроил домовый храм св. блгв. кн. Александра Невского (1843) в новом здании Тамбовского общественного призрения и 6 авг. 1843 г.- домовую ц. во имя мц. Александры (архит. А. П. Брюллов) в Александринском ин-те благородных девиц. 2 сент. 1852 г. Н. освятил после ремонта (поставлен новый иконостас, расписаны стены) верхнюю церковь, а в 1854 г.- нижнюю церковь тамбовского собора в честь Преображения Господня. По инициативе Н. строилась ц. во имя Св. Троицы (1846-1857) в Пушкарской слободе, приделы к-рой (Рождества Пресв.

http://pravenc.ru/text/2565974.html

Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " Деревянный шатровый храм в Новой слободе Измайлова был построен царскими стрельцами летом 1664 г., каменный храм в стиле «русского узорочья» воздвигнут артелью костромских зодчих (подрядчик Спиридон Харламов) взамен деревянного попечением царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича Романовых, освящен Великим чином в 1676 г. Патриархом Иоакимом. Главный бесстолпный четверик снаружи увенчан тремя ярусами кокошников и пятью главами. Западная (трапезная) часть храма построена как двухстолпная палата в конце XVII в.; в начале XVIII в. пристроена паперть с колокольней в стиле раннего барокко. Первые иконы трех иконостасов храма написаны костромским иконописцем Сергием Рожковым и датированы 1678 г. В 1735 г. по распоряжению императрицы Анны Иоанновны было осуществлено первое поновление икон XVII в. и написаны новые образа цеховым иконописцем Петром Пискулиным. В сер. XIX в. все три иконостаса и пристенные киоты в трапезной части храма были украшены резьбой. В храме находится (с 1804 по 1854 г.г., а затем с 1927 г. постоянно) чудотворная Иерусалимская икона Божией Матери, написанная в 1649 г. в Оружейной палате Кремля при царе Алексее Михайловиче Романове для дворцового усадебного храма царевича Иоасафа Индийского (храм разрушен молнией в 1780 г., затем восстановлен в первой половине XIX в., окончательно уничтожен в конце 1920-х г.г. ). Образ прославился многими исцелениями во время моровых поветрий в 1771 и 1866 г.г. В XIX в. икона была украшена уникальным чеканным окладом работы знаменитой фирмы Сазиковых. Храм не закрывался. Престолы: главный - Рождества Христова; приделы - Казанской иконы Божией Матери (южный), свт. Николая (северный), Иерусалимской иконы Божией Матери (приставной). Святыни: чудотворные иконы Божией Матери Иерусалимская и Владимирская (с частицей мощей ап. Фомы) ; чтимые храмовые святыни: иконы «Благодатное Небо», «Спас Нерукотворный», «Спас Смоленский», вмч. Пантелеимон (афонского письма), икона XVII в. свв. прпп. Алексия,человека Божия и Марии Египетской, икона Девяти свв. мчч. Кизических (XIX в.), икона свт. Иоасафа Белгородского с частицей мощей, икона мч. Трифона с частицами мощей.

http://sobory.ru/article/?object=03247

Знаменательна и судьба священников, служивших в Казанском храме с.Туртень в годину небывалых гонений на Русскую Православную Церковь. В 1932 г. был «раскулачен», арестован и приговорен к 10 годам концлагерей священник Дмитрий Вознесенский. Больше никаких сведений о дальнейшей судьбе о. Димитрия нет. Последним священником до закрытия храма в 1961 году был схиигумен Павел (Драчев), один из последних старцев Введенской Оптиной пустыни. Сейчас храм действующий, имеет два придела - во имя Казанской иконы Божьей Матери и во имя св. мчч. Флора и Лавра. В 150 м от храма находится благоустроенный источник и купальня, оборудованная лестницей и раздевалками. В самом живописном месте Тульской области, в восточной части Ефремовского района в селе Туртень на левом берегу речки Дубрава (Колотовка), находится храм в честь Казанской иконы Божьей Матери. Название села Туртень имеет несколько вариантов происхождения. Первый происходит от тюркского корня «тур» - «стоянка», «туртень» — «древняя стоянка». Вместе с деревней Турдей (Воловский район) и Тормасово (Ефремовский район) эта группа топонимов сохранила память о передвижениях отрядов степняков. Второе значение — слово «туртень» по-монгольски значит «река». А возникновение села связано с чудесным обретением на его месте иконы Казанской Божьей Матери. По преданию, когда-то давно на берегу речушки (в источниках XVII—XIX вв. - р. Туртенка), девушка нашла икону Казанской Божией Матери. Своего храма в Туртене тогда не было, а потому икону отправили в ближайшую церковь в с. Круглое. Но икона не один раз возвращалась туда, где была найдена. На месте явления была построена часовня, затем деревянный храм. Со временем, из-за ветхости деревянной церкви на противоположной горе была построена другая церковь, из дикого камня, сейчас на ее месте старое кладбище. Третья, каменная, ныне существующая церковь, была построена в 1802 году князем Петром Ивановичем Одоевцевым. Вместо древней часовни на месте явления иконы в 1848 году стараниями управляющего именьями Ланских помещика Михаила Афанасьевича Левачова была построена каменная часовня, покрытая железом. В 1860-е г. владелицей земельных угодий указывалась помещица генерал-майорша Е.А. Лермонтова. В 1860 г. в Туртене открылась земская школа, в 1868 году – церковно-приходское попечительство, занимавшееся благотворительностью.

http://sobory.ru/article/?object=07332

Храм посвящен св. Параскеве, издавна чтимой жителями, создавшим ей часовню в центре деревни Средней Верховины. Храм снаружи очень красив, а внутри — светел и благолепен. Он греческой архитектуры, устроен крестообразно и, по стрельчатым выступам с южной и северной стороны, имеет 14 больших окон с огибами, деревянный фонарь, с просветами, и одну большую главу. Высота храма с куполом 13 саж., ширина - 6 саж. 2 арш., длина - 11 саж. 2 арш. Крест на куполе, с шаром, 4 арш. Внутри стены и своды храма покрыты живописными изображениями страданий Господа, Евангелистов и херувимов. Иконостас в 3 яруса, с позолоченною резьбою по красному полю. В храме достопримечательны иконы: Иверской Божией Матери с предстоящими, Знамения и Распятия. Первая помещена за левым клиросом, в резной киоте из бука. Икона Знамения помещена вне храма, на горнем месте. Распятие, на восьмиконечном кресте, находится в паперти. Длина креста 5 арш. Распятие и икона Знамения устроены ктитором Козьмою Захаровым, для привлечения к церкви здешних раскольников беспоповцев [Надежды на привлечение не оправдались. Раскольники большею частию проходят мимо св. церкви в моленную, смежив очи и не сняв шапки с головы. А одна из раскольниц, как уверяют, вышедши утром из дома своего и быв поражена сиянием иконы Знамения, как пресветлого солнца, воскликнула: «Ай, как бы хотелось перекреститься при взгляде на эту икону, но боюсь»]. Он же устроил икону Иверской Божией Матери, с предстоящими Александром Невским и Марией Магдалиной. Поводом к сооружению иконы послужили покушения на драгоценную жизнь Императора Александра II. На полях иконы, в клеймах, изображены Воскресение и Вознесение Господне и лики святых, воспоминаемых 4 апреля, 25 мая, 2 апреля и 19 ноября (дни злодейских покушений), а в одном из клейм, внизу иконы, написано: «В знак благоговейных чувств беспредельной благодарности Господу Богу, сотворшему многообразные и дивные чудеса, во спасение драгоценной жизни благочестивейшего Императора нашего Александра Николаевича, и в память потомству, жертвуем сию икону Козьма Захарович и Агафия Васильевна Захаровы в церковь св. мученицы Параскевы, в которой состоим прихожанами. 1880 года, ноября 1 дня».

http://sobory.ru/article/?object=02426

06.04.2021 Сегодня, 27 марта, Церковь чтит Феодоровскую икону Божией Матери Чудотворную Феодоровскую икону Божией Матери, сыгравшую важную роль в истории России XVII века, чествует Православная Церковь 27 марта. По Преданию Церкви, Феодоровская икона была написана святым апостолом Лукой. Когда эта икона была принесена на Русь точно неизвестно, но в начале XII века она уже была в нашей стране. Именно в начале XII века Великий князь Георгий (Юрий) Всеволодович, дядя святого благоверного князя Александра Невского, при обустройстве города Китеж пожелал перенести в него икону Богородицы. Однако, как ни старался князь, икона не сходила с места. Приняв это за особый знак от Матери Божией, князь основал на месте нахождения иконы, в небольшой часовне,… 27.03.2019 Икону в храме Василия Блаженного опознали как считавшийся утраченным образ из снесенной кремлевской часовни Специалисты Государственного исторического музея (ГИМ) идентифицировали икону «Спас Смоленский с припадающими преподобными Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским» из храма Василия Блаженного (Покровский собор) как образ, который ранее находился в Спасской часовне Московского Кремля. После сноса часовни в советское время эта икона считалась утраченной. «С большой долей вероятности можно предположить, что эта икона происходит из Спасской часовни, которая была построена справа от Спасской башни Московского Кремля в начале XIX века», – цитирует пресс-служба ГИМ слова гендиректора музея Алексея Левыкина, передает РИА Новости. Гендиректор Исторического музея рассказал, что Спасская часовня находилась в ведении священников Покровского собора, «которые ежедневно служили в ней молебны,… 22.03.2024 21 марта Церковь вспоминает спасение Курской-Коренной иконы Божией Матери Память одной из древнейших икон Русской Православной Церкви – Курской-Коренной иконы Божией Матери «Знамение» празднуется 21 марта. В этот день вспоминается спасение образа от злоумышленников, пытавшихся его уничтожить в Знаменском соборе Курска в 1898 году. Курский-Коренной образ был обретен 8 сентября 1295 года в окрестностях Курска, который до того был разорен полчищами хана Батыя и пришел в запустение. Однажды в близлежащем от города лесу охотник нашел образ, лежавший у корней дерева ликом вниз. Подняв икону, мужчина заметил, что она схожа с известным образом Богородицы «Знамение» из Великого Новгорода. В тот же момент от обретенного образа произошло первое чудо – на месте, где он лежал,…

http://foma.ru/themes/ikona

В документах 1914 г. сказано, что здание церкви «твердой» постройки, т.е. не ветхое. Поскольку деревянная церковь уже не могла вместить увеличившееся население погоста, в 1873 г. построена новая однопрестольная церковь из обожженного кирпича, в византийском стиле, крестообразная в плане. В средней части свод храма и купол поддерживались четырьмя колоннами. В новую церковь перенесли древнюю икону Божией Матери «Знамение». Жители рассказывали, что была предпринята попытка сделать список с иконы, чтобы подлинную икону передать в Псков в Церковно-археологический музей. После написания не могли отличить подлинную икону от списка, но всё же полагают, что подлинная была передана в музей. В середине XIX в. была составлена записка о чудесах, бывших от Знаменской иконы, судьба её неизвестна. С 1892 г. во время эпидемии холеры икону принесли в г. Опочку для общественного моления. В 1895 г. по случаю неурожая икону приносили в погост Вяз Великолукского уезда к местному храмовому празднику, носили её по домам. С 1888 г. икону ежегодно принимали прихожане соседнего погоста Глубокое. Колокольня кирпичная, построена в связи с церковью, на ней было семь колоколов. Большой колокол весил 52 п. 1 ф., второй – 22 п. 7 ф., на них были изображения иконы Божией Матери «Знамение» и головки херувимов. Третий колокол весил 10 п. 7 ф., остальные колокола не имели обозначения веса и надписи. Возле церкви находилось кладбище, с 1884 г. открыто другое кладбище, так называемое Церковное. Кроме этих кладбищ в приходе были еще четыре кладбища: возле деревень Артюхово, Воронино, Рыгозы и Ястребовское («Церковище»). На месте последнего кладбища, по преданию, некогда стояла та самая первоначальная церковь, подвергшаяся поруганию от литовцев. Часовня в приходе была одна, деревянная, находилась на кладбище в Воронино. Богадельни, больницы и церковно-приходского попечительства при церкви не было. Церковно-приходская школа в погосте открыта 15 января 1883 г. В 1900 г. в ней обучалось 46 мальчиков и 9 девочек, в 1914 г. – 19 мальчиков и 11 девочек. К этому времени, кроме церковно-приходской школы, в приходе появились четыре земские школы: в селе Панино – Яголковская, в деревне Зеленое – Кривлева, в деревне Мошки – Бычкова, в деревне Белохребтово – Сафронова школа.

http://sobory.ru/article/?object=09371

В Подмосковье, кроме упоминавшейся Знаменской церкви в Дубровицах, наиболее известны из этого ряда Спасский храм в Уборах городского округа Одинцово и храм Трех Святителей в усадьбе Волынщина-Полуектово. Последний находится в городском округе Руза и, как в случае церкви в Поречье, его центрическая композиция нарушена поздними пристройками трапезной и колокольни с западной стороны. На сайте Рузского благочиния приведен текст из метрики церкви 1887 года, в которой описаны ее реликвии. До революции здесь хранился медный лист с изображением Казанской Божией Матери и двумя ангелами. Под иконой была сделана подпись: «Помощию Божиею сооружена сия церковь во имя Пресвятыя Богородицы Каплуновския в лето от Рождества Христова 1763…» К старинным и местночтимым иконам текст метрики относил образ Макария Египетского, список с чудотворной иконы Успения из Киево-Печерской лавры и храмовую икону Казанской Божией Матери XVII века в серебряной ризе с чеканным текстом: «Изображение и мера с чудотворной иконы Пресвятыя Богородицы Каплуновския». Из текста приведенной выше метрики видно, что храм был посвящен именно Каплуновскому образу Божией Матери, который иконографически почти ничем не отличается от Казанского: единственное отличие – это короны на главах Богородицы и Младенца. Тем не менее, Каплуновский список имеет свою особую историю. В сборнике Е. Поселянина «Богоматерь: полное иллюстрированное описание ее земной жизни и посвященных ее имени чудотворных икон» приводятся предания, связанные с Каплуновской-Казанской иконой. Свое название образ получил по селу Каплуновка Харьковской губернии. В 1689 году местному священнику Иоанну Ильичу Уманову на праздник Рождества Богородицы приснилось, будто незнакомый старец предупредил его о скором приходе трех иконописцев 70, 80 и 90 лет. Старец велел принять гостей, взять у одного из них связку из восьми икон, вернуть семь, а последнюю оставить себе. Через три дня к священнику в Каплуновку действительно пришли трое пожилых иконописцев, и у одного из них в связке оказалась Казанская икона Божией Матери. Первое время икона, приобретенная у старцев-иконописцев, стояла в доме отца Иоанна Уманова, но вскоре Божия Матерь велела перенести ее в местную церковь Рождества Богородицы. Священнику явилась во сне сама Богородица, говоря: «Не вынуждай меня быть в твоей храмине, а отнеси в мою церковь!» Проснувшись, священник увидел, что из глаз Пресвятой Девы на иконе текут слезы. После этих чудесный явлений о. Иоанн Уманов торжественно перенес лик Богоматери в храм, где он с тех пор не раз являл чудесную помощь богомольцам.

http://sobory.ru/article/?object=01399

Ныне при храме создана община. В 2004 году восстановлен крест, с 2005 года совершаются молебны на престольные праздники. Планируется, что Морской собор будет полностью восстановлен к 2013 году. Недалеко от Морского собора в центре Кронштадта стоит красивый каменный собор Владимирской иконы Божией Матери . Это один из старейших храмов города. Первое упоминание е нем относится к 1728 году. Изначально храм был деревянный, но после пожара 1824 года был заложен каменный храм в 1875 году и освящен в 1880. В 1990 году собор Владимирской иконы Божией Матери был возвращен Санкт-Петербургской епархии. С того времени в храме были проведены огромные ремонтно-восстановительные работы. И сейчас вид храма радует сердце каждого православного христианина, а в самом храме регулярно проводятся богослужения. Дореволюционный период Кронштадта был славен мощным православным трезвенным движением. С 1905 года в Кронштадте действовало Свято-Троицкое братство трезвости. С самого основания братства трезвости его члены предполагали создать свою домовую церковь, но только в 1917 году храм был освящен в честь иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " . Домовая церковь была устроена в одном из помещений здания братства. До настоящего времени здание не сохранилось. В Кронштадте также действовало отделение Всероссийского Александро-Невского братства трезвости, основателем которого был знаменитый священник-трезвенник Александр Васильевич Рождественский. Это отделение действовало при эстонской Крестовоздвиженской церкви, и возглавил его настоятель, новомученик, протоиерей Николай Симо . Братство имело свой храм во имя святого благоверного князя Александра Невского. Храм и здание Кронштадтского отделения Александро-Невского братства трезвости не сохранились. Но до настоящего сохранился времени Крестовоздвиженский храм, он расположен недалеко от собора Владимирской иконы Божией Матери. Православные трезвенники помолились у его стен храма новомученику протоиерею Николаю и возгласили вечную память православным трезвенникам Кронштадта.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=197...

В настоящее время жизнь приходской общины очень насыщенна. Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» давно стал центром не только духовной, но и культурной жизни района. В храме совершаются все требы. В воскресной школе проводятся занятия по изучению церковно-славянского языка для чтецов, преподается Знаменный распев для народного хора. В рамках социального служения еженедельно проходят акции милосердия. Приход активно взаимодействует со многими общественными организациями и казачеством в целях духовно-нравственного благополучия общества и воспитания подрастающего поколения. Храм удобно расположен: на трассе Москва — Санкт-Петербург, имеет беседку для отдыха, детскую площадку. Описание [ править править код ] Здание храма с небесным цветом стен очень красиво. Несущие стены образуют восьмиугольник, над которым возвышается купол необычной формы, напоминающий пирамиду со срезанными углами (шатер). Убранство церкви поражает большим количеством старинных икон дореволюционного письма, представляющих культурную и историческую ценность. Святыни [ править править код ] Главной святыней храма является чудотворная икона Казанской иконы Божией Матери, находящаяся слева от Царских врат. История ее чудесного обретения такова. Немногим сейчас известно, что в 20 км к северо-востоку от города Любани Тосненского района в настоящее время восстанавливается некогда прославленный монастырь, основанный в середине XVI века прп. Макарием Римлянином, новгородским чудотворцем. В 1932 году, когда закрывали Макариевскую пустынь, работавший там плотник из деревни близ Любани, получив разрешения у советского начальства, забрал икону Казанской Божией Матери. Во время Великой Отечественной войны перед отправкой в Литву, мужчина попросил немца, квартировавшего в его избе, сохранить икону. Тот обещал. Вернувшись после войны в родную деревню, плотник не нашел своего дома, исчезла и икона. Вскоре жившая в этой деревне девочка рассказала родителям, что видела какой-то свет в щелях между досками, которыми забито окно заброшенного дома. Когда отбили доски, то между рамами оказалась та самая спрятанная икона Казанской Божией Матери из Макариевской пустыни. Икону плотник потом отдал на хранение своей сестре, жившей в Любани. Под иконой однажды ночевала гостившая родственница, больная молодая девушка. Ей во сне явилась Пресвятая Богородица и сказала: «В храм меня надо!». Икону отвезли в Тосно, в Казанскую церковь. В этом храме она находится и в настоящее время.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_иконы_Бож...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010