Это характеризовало ее как очень набожную, высоконравственную и патриотически настроенную женщину. Следует отметить, что далеко не все исследователи признали достоверным рассказ летописей о захвате Владимиром Херсонеса, его крещении и женитьбе на Анне в этом городе. Они решили, что весь сюжет взят из некоей Корсунской легенды, а на самом деле князь крестился в Киеве. Однако целый ряд фактов заставляет усомниться в правильности этого мнения. Во-первых, Новгородские летописи, не имевшие в начале «Повесть временных лет», сообщали, что первым новгородским архиепископом был Иоаким Корсунянин, то есть человек, прибывший из Херсонеса. В новгородском Софийском соборе даже были Корсунские врата. Во-вторых, в европейских хрониках, описавших поход польского короля Болеслава, отмечено, что в числе его пленников оказался настоятель Десятинной церкви херсонесский священник Анастас. Так, два независимых от «Повести временных лет» источника подтвердили содержавшуюся в ней информацию об обстоятельствах крещения Владимира в Херсонесе: Анастас помог князю захватить город и поэтому был взят в Киев, Иоаким, очевидно, находился в составе духовных лиц, поехавших с Владимиром на Русь. В-третьих, доказательством реальности сообщенных в древнейших летописях обстоятельств крещения Владимира являлись и вещественные памятники: вывезенные из Херсонеса конные статуи, которые находились в Киеве в конце XI века, когда создавался «Начальный свод», и мощи святых Климента и Фива, подаренные херсонессцами только что крестившемуся русскому князю. Именно их в 1007 году, очевидно, перенесли в Десятинную церковь , поскольку других святых мощей в Киеве в то время не было. Исследователи, полагавшие, что Владимир крестился на родине, не учитывали тот факт, что в Киеве не было подходящего храма для столь важного для всей страны акта. Маленькая церковь в честь Ильи Пророка, существовавшая со времен князя Игоря, вряд ли для этого подходила. Как известно, киевлян крестили прямо в водах Днепра, но для князя такой упрощенный обряд не подходил.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

— Это подло, — проговорил Никита дрожащим голосом, и нежный, претендующий быть бородой пушок на его подбородке задрожал тоже. — И делать этого я не буду. — А нас не подло? — разъярился Анастас. — И учти, не только из института тебя погонят, но и мы с Вилей с тобой знаться перестанем. А это похуже будет. Так, сержант? — Так, — желчно сказал Вилен: ему было стыдно в этом сознаться, но Вальдес нравилась ему самому. Училась у них на курсе девочка. Не сказать, чтобы красивая. Да и трудно было удивить на их факультете красотой. Как выражался по поводу женской красоты областного пединститута искушенный Анастас, в МГУ идут самые умные, в Ленинский — самые старательные, а в областной — самые красивые. По внешности Сашка скорее подходила к МГУ. Худая, с острым, вытянутым лицом, гладкими прямыми волосами, которые она носила убрав в хвост, равнодушная к одежде, вовсе не красившаяся, она обожала на свете одно — лошадей. — Женщина всегда должна ходить в юбке, чтобы в любую минуту иметь возможность зайти в церковь, — изрек однажды Никита. — А эта ходит в штанах американских пастухов, чтобы в любую минуту вскочить на коня. Никогда она ни с кем не тусовалась, не имела ни одного романа. Говорили, будто бы отец ее был кубинским революционером, который когда-то воевал вместе с Кастро, а потом с ним разругался и закончил дни в концлагере на острове Молодежи, успев перед тем загубить партийную карьеру советской партийки связью с иностранцем. И даже то, что сама Варвара Петровна в годы войны выявляла женщин, ложившихся под немцев на оккупированных территориях, не помогло. Скорее наоборот: припомнили ей собственную принципиальность и отослали в институт, откуда дороги наверх не было. Девчонки Вальдес не любили, считали задавакой, а она иногда так зыркала на них черными карибскими глазищами, что всем не по себе становилось. Залетная была птица Александра Вальдес, не по-женски решительная и резкая, слишком самостоятельная и прямая, и когда перед ней появился с нерешенным моральным вопросом в глазах долговязый, покрытый краской юношеского стыда Никита, раскусила его с ходу, неловкие ухаживания отклонила и велела передать друзьям всего несколько слов.

http://azbyka.ru/fiction/valdes-aleksej-...

Имя «Ижьбернъ» Г. М. Халанский интерпретировал как Skibjorn или Sigbjorn. Но оно транскрибировалось бы на русский язык как Шихберн. Такое имя носил посол Сфандр (Svanheidr) – жены Улеба (Oleifr), подписавшей вместе с другими родственниками Игоря договор с греками 944 г. 656 Ижьберн могло получиться из Ingibjorn. Это довольно редкое имя, например, в «Круге земном» Снорри Стурлусона оно встречается всего один раз. В Распространенном ПрЖ по спискам Рум. 435 и ГИМ, Син. 639 имя варяга передано как «Ждьбернъ». Это уже второй этап русификации. Известно мирское имя Жидята второго Новгородского епископа Луки (1036–1060). Очевидно, агиограф превратил непонятного ему Ижьберна в более привычное для слуха имя. В списке РГБ, ОР, ф. 113 (Волок.), 654 читается «Жьберн», но сам текст сильно отличается от двух других списков. В Особом житии в качестве посла сначала в Корсунь, а затем к императорам упоминается воевода Олег (Helgi). Исследователи считали, что это имя заимствовано из преданий о князе Олеге, но вероятнее всего оно фигурировало в варяжской саге о взятии Корсуня. Авторы двух самостоятельных версий взятия Корсуня не знали о рассказах друг друга. Такая же ситуация выявляется в летописных описаниях Любечской битвы 1016 г. Ярослава Владимировича со Святополком Ярополчичем. В киевской версии, сохранившейся в «Повести временных лет», сказано, что новгородцы решились, наконец, напасть на вражеский лагерь, потому что их обидели насмешки киевлян. В Новгородской 1 летописи младшего извода воспроизведение Начального свода заканчивается 1015 г. Дальше начинается местный летописец, в котором сказано, что у Ярослава в лагере Святополка был «мужь въ приязнь» (ср. «приятеля Ижьберна»). Он и сообщил, что нападать следует в этот вечер. Почему, выясняется опять из киевского рассказа: этой ночью Святополк дал пир дружине. В предании, сохранившемся в Десятинной церкви, говорилось о корсунянине Анастасе, который указал Владимиру расположение водопровода. Когда в Киеве была построена каменная церковь Богородицы, именно ему князь «вдасть десятину», т. е. назначил экономом. В Новгородской 1 летописи младшего извода в статье 6499 г., где говорится о закладке храма, Анастас назван «иереем». В двух других случаях, в описании осады и в статье 6504 г., где и говорится о даровании десятины, он упоминается только как «корсунянин». Следовательно, в Начальном своде о его «иерействе» не говорилось, это поправка новгородского летописца. В «Повести временных лет» сказано, что впоследствии Анастас предал сына Владимира Ярослава и в 1018 г. был приставлен к вывезенной теперь уже из Киева боевой добыче. На этот раз греку удалось втереться в доверие к польскому князю Болеславу, который захватил стольный город под предлогом помощи своему зятю Святополку.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но предпо­ложим, что Анастас был епископом – тогда весь текст становится понятным и единственным вопросом, подлежащим дальнейшему выяснению остается лишь упорный отказ «Повести» называть Анастаса епископом Киевским. Объяснение подобного нежелания дает сама «Повесть». Первое упоминание об Анастасе раскрывает нам его личность и его отношения с Владимиром. Под 988 г. «Повесть» рассказы­вает, что во время осады Корсуни «некий муж корсунянин Ана­стас пустил стрелу в стан Владимира, написав «Перекопай и пе­рейми воду, она идет по трубам из колодцев, которые за Тобой с Востока». Владимиру удалось захватить Корсунь, благодаря со­вету, данному ему Анастасом. Согласно некоторым источникам Анастас был по происхождению варягом. Возможно, он был со­глядатаем Владимира и, очевидно, был ему хорошо известен. Не удивительно поэтому, что выбор лица для епископа в Киеве пал на соратника и сотрудника князя, который ценой риска своей жизни помог Владимиру добиться победы. Взяв Корсунь, Влади­мир смог диктовать свои условия Византии. Василий II был при­нужден послать свою сестру в лагерь варвара, полу варяга, полу славянина. Очевидно, греческая иерархия должна была тоже по­святить в епископа Анастаса, лица для нее мало приемлемого, ва­ряга, мирянина, предателя греческого города, и, наверное, чело­века без богословского образования. Вместо того, чтобы возгла­вить Русскую Церковь своим доверенным и ученым монахом – дипломатом, греки отдали в руки Анастаса Киевский Престол. Естественно, что грекофильские редакторы «Повести» упорно не хотели называть его епископом. Но возникает вопрос, почему сам Владимир предпочел ученому греку своего варяга Анастаса. От­вет на этот вопрос приоткрывает для нас замыслы дерзновенного князя, строителя новой империи на берегах Днепра. Владимир был выдающимся правителем, в его планы входило построение державы, которая объединила бы земли и народы от Карпат до Волги. На его владениях жили и христиане, и язычники, и среди христиан были, как западные, так и восточные члены Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Мужское имя с тем же древнегреческим корнем не часто встретишь в России. Большинство людей вспомнят лишь Анастаса Микояна - советского руководителя с краткой формой имени «Анастасий». О Микояне сейчас чаще всего говорят в связи с одноименным мясокомбинатом. В 30-е годы Анастас Иванович был народным комиссаром пищевой промышленности и создавал советский фастфуд. В частности не без его участия была придумана знаменитая «Докторская» колбаса и печально известные «рыбные дни» в советских столовых. Мало кто знает, что Анастас Микоян учился в 1916 году в духовной академии, расположенной в Эчмиадзинском монастыре. В других странах мужское имя Анастасий было распространено больше, доказательством этого могут служить четыре римских Папы и два византийских императора. Папа Анастасий IV, живший в XII веке, вошел в историю Церкви как римский епископ с одним из самых коротких сроков пребывания на кафедре вечного города. Он был папой чуть больше одного года - с 12 июля 1153 года по 3 декабря 1154, но за это время он перенес мощи святой равноапостольной Елены – матери Константина Великого в скромную раку, а роскошный античный саркофаг, где ранее хранились останки святой, он приготовил для себя. В этом саркофаге он и был погребен в крипте святого Петра. А вот среди женщин знаменитостей было гораздо больше – теннисистка Мыскина, героиня Достоевского Настасья Филипповна, женщина – богатырь Настасья Микулишна, дочь последнего русского императора Николая – вот лишь краткий список исторических лиц и литературных персонажей с именем Анастасия. Еще Анастасией была дочь князя киевского Ярослава Мудрого – королева Венгрии. Ее изображение можно найти на фреске Софийского собора в Киеве. Судьба самой царицы была очень непростой - из Венгрии ей с детьми пришлось бежать в Баварию. Один из ее сыновей поспорил с Анастасией Ярославной и даже поднимал на нее руку. Имя Настя В новом тысячелетии редко найдешь школу, институт или работу, где не было бы девочки или девушки Насти. В 1978-1981 году Анастасиями называли 31 младенца из тысячи, и это имя было всего лишь на 11 месте. Но затем начался стремительный рост популярности.

http://foma.ru/imya-anastasiya.html

Ник. лет. 1. 105 Ст. кн. 1. 151, 154 Снес.: прим. 17. Татищ. Ист. росс. Кн. 1. Ч. 1. С. 38; Кн. 2. С. 39 П. собр. р. лет. 1. 50 Татищ. Кн. 1. Ч. 1. С. 38 Впрочем, должно заметить, что сами болгаре во дни нашего князя Владимира имели весьма мало досуга заботиться о просвещении нас, русских. То был едва ли не самый несчастный период для Болгарии — период покорения ее греками. Война упорная и ожесточенная длилась более сорока лет сряду (974–1019); Болгария напрягала все свои силы, чтобы спасти свою самостоятельность, и ежегодно, систематически, была опустошаема как греками, так и другими народами, которых нанимал греческий император Василий (подробнее см. в Русск. истор. сборн. Т. 6. С. 117–145 О умножении пресвитеров при Ярославе — П. собр. р. лет. 1. 66 О церквах Десятинной и берестовской — там же. 1. 52, 67. О вышгородских церквах святого Василия и потом святых мучеников Бориса и Глеба — преподобный Нестор в рукописн. житии святых Бориса и Глеба (по списку XIV в., Сильвестровскому, и Румянц. муз. 152. Л. 110 Анастас Корсунянин был несомненно лицо духовное (иначе ужели Владимир не мог бы указать своему любимцу другого поприща?) и, судя по его назначению, занимал при соборной Десятинной церкви место ключаря, эконома и старшего иерея, или протоиерея, как и называют его некоторые наши летописи (П. собр. р. лет. 5. 121 Степ. кн. 1. 160 Гизел. Синопс. Л. 48 об. Киев, 1680 Т. е. Анастас сделался первым лицом в нашем белом духовенстве. Комментарии Даты жизни ал-Макина (хотя и родившегося в Каире, но в семье христиан-коптов) следует уточнить: 1205–1273. Его сведения о крещении св. Владимира являются, судя по всему, неточным заимствованием из хроники сирийца Яхъи Антиохийского (ок. 980 г. — ок. 1066 г.), еще не известной митр. Макарию. Сообщения обоих авторов в русском переводе с комментарием см.: бар. Розен В. Р. Император Василий Болгаробойца: Извлечения из летописи Яхъи Антиохийского. СПб., 1883 (Прилож. к т. 44 Зап. имп. АН. 1). Сводку сообщений восточных авторов (с немецким переводом и комментарием) о крещении Руси см. также: Kawerau P. Arabische Quellen zur Christianisierung RuЯlands. Wiesbaden, 1967 (Marburger Abhandlungen zur Geschichte und Kultur Osteuropas. Bd. 7).

http://sedmitza.ru/lib/text/435789/

Алтарь обустроили в лабораторной. Директор школы был против, администрация колонии – за. В день памяти святого Спиридона Тримифунтского в 1996 году владыка освятил храм. Своими силами расписали храм, я купил в Троице-Сергиевой лавре бумажный иконостас. Заключенные меня поначалу подначивали: мол, батюшка, неправильно молимся – на запад. Я сказал: «Стройте церковь – будем молиться на восток. А пока – как Бог дает». Вот уже семнадцать лет прошло, и все еще полноценного храма нет. А представьте, если бы отказались тогда, сколько времени упустили бы. В колонии 1530 человек; всего в области в 13 исправительных учреждениях 11 000 человек. Обо всех заключенных Церковь печется: в четырех колониях построены храмы, в остальных – молитвенные комнаты или домовые церкви, за каждой закреплен священник. Я курирую в епархии церковное попечительство колоний. Везде доброжелательное отношение, трений с администрацией нигде нет. Мне даже медаль дали за это. Поначалу на исповеди слышал о таких грехах, о которых и не знал никогда. Приезжал домой совсем разбитый, говорил матушке, чтобы ни о чем не спрашивала. Сейчас считаю, что делаю Божие дело. Церковь в колонии в Перимерках открыта каждый день, туда приходят утром и вечером, молитвенное правило совершают. Воцерковились многие из заключенных, хотя, конечно же, не все. И из администрации колонии тоже многие пришли к Богу. «Просто так» не крещу, обязательно поговорю, чтобы понять, для чего человек крещение принимает. Прямо предупреждаю: если крест на шею вешать, как язычник – амулет, храм не посещать и слово Божие не изучать, то и креститься незачем. Для некоторых воцерковление как отдушина. А другие сначала наблюдают, сравнивают, порой и в течение нескольких лет. Когда спросишь потом: «Чего в храм не ходил?», отвечает: «Читал восточную философию, выбирал». Тем, кто воцерковился, говорю: не навязывать другим того, чего сам еще как следует не знаешь, не быть начетчиком. А если спросят, да притом и с любовью, тогда ответь. Многие искренне приходят, по-евангельски.

http://pravoslavie.ru/4752.html

На территории О. и К. е. в наст. время действуют более 20 католич. костелов, к-рые входят в 3 деканата Киевско-Житомирского диоцеза: Емильчинский, Коростенский и Радомышльско-Коростышевский. Главными католич. храмами Житомирского Полесья являются костел св. Гонората в Коростене, построенный в 1997 г. на месте старого, и костел св. Анны в Малине. Лютеране, баптисты, пятидесятники, харизматы Лютеран. общины существовали в местах компактного проживания нем. колонистов. Первая нем. колония в Житомирском Полесье была основана в кон. XVIII в. меннонитами (Скерневские Голендры, ныне Хорошевского р-на). В 60-х гг. XIX в. появились нем. колонии в селах Горщик Ушомирской вол., Андреевка и Ольгановка Олевской вол., Альбертовка и Королева Базарской вол. Нем. лютеранские колонии существовали в Радомысльском у. Киевской губ. В 1869 г. в Малине на территории нем. поселения была открыта лютеран. школа с церковью в подчинении киевского евангелическо-лютеран. прихода; в 1883 г. открылась нем. школа с церковью в с. Елевка. По переписи 1926 г., наибольшее число немцев (26% населения) проживало в Володарск-Волынском р-не. По данным этой же переписи, в Коростенском окр. насчитывалось 26 593 немца. В период Великой Отечественной войны все нем. колонии на Вост. Волыни перестали существовать. В 1999 г. были зарегистрированы независимые лютеран. общины в Коростене и Радомышле. Первые баптист. общины в Житомирском Полесье созданы в нач. XX в. нем. колонистами в с. Сорочень (ныне Емильчинского р-на) и в с. Горщик (ныне Коростенского р-на). Крупная община баптистов существовала в колонии Нойдорф (ныне с. Заздровка Хорошевского р-на). В наст. время в Житомирском Полесье действуют более 10 баптист. общин, из них крупнейшие - в Коростене и Радомышле, а также в Радомышльском и Малинском районах, где существуют села, в к-рых живут в основном приверженцы протестантизма. В 2004 г. в Коростене открылся обл. библейский колледж баптистов. Более распространенными, чем баптисты, на территории Житомирского Полесья являются пятидесятники. В 1991 г. в Коростене было зарегистрировано «Областное объединение христиан веры евангельской», в том же году при нем открылась «Областная библейская школа св. Иакова». Пятидесятническими являются села Белая Криница Радомышльского р-на, Гранитное и Йосиповка Малинского р-на. В 90-х гг. XX в. появились общины харизматического и неопятидесятнического направления. В Коростене действуют харизматические «Церковь благодати» (1993), «Церковь победы» (1996), в Олевске - «Осанна» (1997), «Новое поколение» (2003), в Овруче - «Непоколебимое основание» (с 2000, ранее, с 1997, в пос. Емильчино), в пос. Хорошев - «Посольство Божье» (2008). Общины адвентистов с 90-х гг. XX в. действуют в Коростене и Радомышле.

http://pravenc.ru/text/2578157.html

Приведем лишь один случай. Некто из активных членов сектантской общины в колонии попытался во время посещения проповедников нелегально передать на волю письмо. Естественно, сами проповедники ни о содержании письма, ни о его дерзких намерениях ничего не знали. Письмо было перехвачено сотрудниками учреждения и прочитано. Содержание его потрясает. Один листок предназначен для передаче матери, где пишется о том, каким хорошим стал автор, что он теперь “с Богом”, постоянно читает духовную литературу и т. д. и т. п. Второй листок предназначался брату, и там в отвратительной бранной форме были изложены некоторые инструкции о действиях в отношении какой-то беременной женщины, описывался личный опыт ее избиения, рекомендовалось на сей раз бить ногой в живот. Для чего упоминать про этот случай, спросит читатель, неужели среди крещеных православных (а крещеных в колонии более 80 процентов, но не все посещают церковь) никто не мог написать подобное, неужели среди православных, да еще в колонии, нет гораздо более страшных преступников? Такие люди могут встретиться (и встречаются) и в православной общине колонии; это становится бедой всей общины, осквернением святыни, болезнью всего тела Церкви. Такие люди подвергаются воспитательному воздействию, главную роль в котором играют другие члены общины; священник и администрация лишь участвуют в диалоге. В настоящее время язык православного мировоззрения — это единственный язык, на котором представители администрации и вольные граждане могут разговаривать с осужденными. Именно православная вера, соединяющая людей в Церкви — мистическом Теле Христовом, способна объединить и верующих воспитателей, и верующих осужденных. Ничего подобного нет и не может быть у сектантов, где нет Церкви, где каждый спасается сам, а кроме того (и это для зоны самое страшное) большинство сектантов считает себя уже прощенными Богом. От самого проповедника церкви “Новое поколение” можно было не раз слышать, что после принятия их крещения он практически не грешит, разве лишь по ошибке иногда что-нибудь не то скажет.

http://pravmir.ru/tserkov-v-kolonii/

Господь говорил, что тот, кто посетит находящегося в заключении, это он посещает Его, то есть Христа. Эта миссия посещения темницы, тюрьмы для нас спасительная и необходимая. Трудно передать душевное состояние людей, которые лишены свободы. Но через молитву Церкви, люди здесь должны получать надежду, тепло наших сердец, чтобы оно помогло не только относительно благополучно пробыть свой срок заключения, но выйти отсюда полноценным, добрым человеком. Христос Спаситель, встречаясь с грешниками, не нес им осуждения, а прощая, говорил: " Иди и больше не греши " . То есть начинай как бы с чистого листа свою новую жизнь. Мне очень хочется, чтобы храм этот служил именно такому назначению, чтобы посещающие его полюбили этот дом Божий и когда окажутся на свободе, по месту жительства посещали бы церковь, участвовали в таинствах Церкви и духовно совершенствовались. Молитва, Церковь дают человеку надежду в этой жизни, а не только в будущей, загробной». В память о молитвенном общении митрополит Ювеналий преподнес храму образ Божией Матери «Взыскание погибших» и икону святых Константина и Елены. Иерарх поблагодарил инициатора восстановления храма В.Н. Поселенова и главного благотворителя Н.В. Девятых, вручив им по просфоре. Также памятная икона святых равноапостольных царей Константина и Елены была вручена ветерану Великой Отечественной войны, сотруднику колонии В.А. Чечур, который трудился в ней на протяжении сорока лет. Затем гости проследовали к памятнику основателя и попечителя, построенного в 1904 году приюта для подростков, К.В. Рукавишникова, где митрополит Ювеналий возложил цветы и совершил заупокойную молитву. После этого все проследовали в клуб колонии, где гостям и заключенным был представлен концерт народных фольклорных коллективов, организованный главой Дмитровского района В.В. Гавриловым. Окончился праздничный день трапезой, на которой митрополит Ювеналий наградил благотворителей и сотрудников УФСИН и колонии епархиальными наградами и памятными иконами. В 1904 году в районе станции Икша Савеловской железной дороги (ныне поселок Новое Гришино Дмитровского района), торжественно был открыт филиал Московского Рукавишниковского приютаколония для малолетних с «земледельческим уклоном» на площади около 200 десятин.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010