Одно время некоторых из прихожан стали одолевать сомнения: в том ли месте обустраивается монастырь? Таких Господь вразумил чудом: неожиданно в волжской воде появилась старинная икона святой великомученицы Варвары. Несмотря на быстрое течение, икона остановилась напротив монастыря. Её вытащили на берег рыбаки. После того как перед иконой начали служить молебны, тёмный от времени образ начал светлеть. Что касается насельников монастыря, то первый «набор» братии в большинстве состоял из бывших осуждённых. Как вспоминает архимандрит Гермоген, было с ними немало неприятностей, некоторых пришлось удалить. Но стала налаживаться в колониях и тюрьмах области духовная жизнь, повсюду открывались храмы и домовые церкви. В монастырь после освобождения стали приходить люди, уже укрепившиеся в вере, некоторые, как Александр Серёгин, по рекомендации священника. И всё же Воскресенский монастырь остаётся пока единственным в епархии, в котором бывшие осуждённые находят дом и братьев по духу. Например, в Сызранском Вознесенском мужском монастыре люди с судимостью долго не задерживаются. «Наш монастырь расположен в городе, соблазнов много – вот и уходят обратно в мip», – объяснил мне настоятель монастыря игумен Марк (Алексеев). Судя по всему, желающих попасть в монастырь после заключения будет всё больше. Самарская Епархия и Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по Самарской области проводят большую работу по возвращению оступившихся людей к нормальной жизни. В каждой колонии сейчас действует православный приход. Из тех, кто пришёл к вере в колониях и тюрьмах, за колючую проволоку возвращаются очень немногие. Почти все создают семьи, честно работают, учатся. Священник Виталий Тимаков, окормляющий десятую колонию, теперь подробно рассказывает осуждённым о жизни Серёгина в монастыре. Эта тема – предмет горячих дискуссий для 1800 человек в серо-чёрных робах. Его искренности в колонии верят, многие ему завидуют. Не повредил общему настрою даже случай с Фёдором С. Тот тоже пришёл после зоны в монастырь, но сорвался, выпил, что-то натворил и снова оказался в колонии. Сейчас он староста молитвенной комнаты и мечтает вновь вернуться в духовную семью. А недавно в десятой колонии

http://pravoslavie.ru/36339.html

Повод для надежды — Вы общаетесь с родственниками осужденных? — Конечно. Осужденные сами приглашают меня пообщаться, когда к ним приезжают их родители, дети. Бывает, что некоторые близкие родственники, матери в основном, смотрят на меня как на волшебника, с огромной надеждой, что их дочь, когда выйдет на свободу, изменится. Просят помочь: уделите ей, пожалуйста, особое внимание, звоните, если что-то нужно. И надеются, что ее приход к вере, ее молитвенная жизнь поможет ей быстрей освободиться.  — Как выстроена в колонии духовная жизнь? — Службы в Покровском храме дважды в месяц; если на этот период выпадают двунадесятые праздники, то чаще. В общине около четырех десятков человек, и меньше не становится, хотя число осужденных в колонии постепенно сокращается. По наблюдениям тюремных священников, в общину — независимо от того, женская это или мужская колония — входит не больше десяти процентов осужденных. В общине есть старшая, которая ежедневно утром и вечером открывает храм для молитвы. Обычно в дни, когда нет богослужений, верующие заключенные читают акафисты или молитву по соглашению. За богослужениями поют клирошане Знаменского храма, своего церковного хора в колонии пока нет. Встречи со священником по просьбе психолога проходят примерно один раз в неделю. Если во время беседы у кого-то появляется желание исповедаться, мы сразу идем в храм. На Рождество Христово и на Пасху вместе со своими прихожанами с воли поздравляю всех заключенных колонии. Сначала служим молебен, а потом раздаем подарки и проводим беседу. Обязательно на хлебозаводе заказываем куличи, чтобы хватило всем. То же и с крещенской водой: женщины стараются наполнить все свободные емкости, какие у них есть. Община следит за храмом. Осужденные благоукрашают его, красят, белят, моют полы, сажают вокруг цветы. А наш Знаменский приход привозит им землю и рассаду.  До революции на территории нынешней колонии стоял Покровский монастырь. Главный храм обители, Покровский собор, был взорван большевиками в 1931 году. В нем под спудом в алтаре покоились мощи преподобного Антония Ардатовского, друга преподобного Серафима Саровского. И на этом месте был поставлен большой поклонный крест, который освятил епископ Выксунский и Павловский Варнава. Присутствие этой святыни немного шокирует, потому что рядом находится плац, где осужденные ежедневно строятся на поверку. И я им иногда говорю: «Смотрите, как устроена жизнь. Здесь раньше монахини жили, молитва звучала, а теперь матерная брань. Ладан курился, а сейчас сигаретный дым. И может, наступит момент, колонию расформируют и всю территорию передадут Церкви. Останется здесь вас человек сто, и все вы пострижетесь в монахини». Они смеются: всё, говорят, бывает. А некоторые признаются: мы чувствуем — это место необычное. Но я всегда молюсь преподобному Антонию и чувствую его духовную поддержку. И вижу: по его молитвам сердца осужденных как бы оттаивают во время богослужения и становятся более восприимчивы к слову Божию. 

http://e-vestnik.ru/society/krest_na_pla...

Закрыть itemscope itemtype="" > Константин Душенов на свободе Ленинградский областной суд оставил в силе решение Всеволожского районного суда об условно-досрочном освобождении политзаключенного 15.11.2012 2458 Сегодня, 15 ноября, состоялось заседание Ленинг радского областного суда по делу известного политического заключенного, бывшего главного редактора газеты «Русь православная», пресс-секретаря митрополита Санкт-Петербуржского и Ладожского Иоанна (Снычева) Константина Юрьевича Душенова, сообщила «Русской народной линии» супруга Душенова - Елена Ивановна. По ее словам, администрация колонии-поселения Борисова Грива до последнего сопротивлялась вынесению справедливого судебного решения. Представитель колонии даже не явился на заседание суда, вероятно, в надежде, что без его участия дело не будет рассматриваться. Однако суд решил иначе. Ленинградский областной суд оставил в силе решение Всеволожского районного суда от 28 сентября об условно-досрочном освобождении К.Душенова и отказал в удовлетворении протеста прокуратуры. В течение ближайших трех дней К.Душенов должен получить выписку и вернуться домой. Супруга политзаключенного Елена Ивановна Душенова и «Движение за освобождение Константина Душенова» благодарят всех, кто оказывал молитвенную поддержку, юридическую и материальную помощь Константину Юрьевичу Душенову. Напомним, что бывший пресс-секретарь митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) Константин Душенов , как автор фильма «Россия с ножом в спине. Еврейский фашизм и геноцид русского народа», был обвинен в возбуждении религиозной и национальной розни и приговорен к трем годам колонии-поселения. Кроме того, в начале июля прошлого года против него было возбуждено уголовное дело по факту якобы имевшего место побега из исправительной колонии. Заключенному вменили побег из колонии 8, расположенной в поселке Борисова Грива Всеволожского района 28 мая 2011 г. во время посещения больницы. Однако провокация с «побегом» заключенного в итоге провалилась , а сам Душенов был переведен в колонию в Обухово. Во время заключения узник неоднократно подвергался издевательствам со стороны сотрудников ФСИН, которые впоследствии препятствовали получению им инвалидности . Кроме того, в марте с.г. Куйбышевский суд отклонил требование прокуратуры о возбуждении гражданского иска в отношении Душенова (редакции «Руси православной» ставилась в вину «публикация экстремистских материалов»). Позже, после того, как все провокации в отношении заключенного провалились, стало известно, что Душенова готовят к досрочному освобождению . 5 сентября во Всеволожском городском суде состоялись два заседания , непосредственно связанные с правом Константина Душенова на свободу.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/11/15/ko...

— Окунаться сюда будете, — объясняю ему. Михаил поеживается. — А просто умыться не получится? — Нет, не получится, — начинаю ему объяснять о крещении в смерть Христову, об умирании для греха и воскресении в жизнь вечную, подобно тому, как Христос провел во гробе три дня… На этом моменте Михаил, шумно сглотнув, перебивает меня: – Так нам что, в этой бочке ТРИ ДНЯ сидеть???!!! (неприязненно смотрит на якута Степу) С НИМ???!!! ОБОИМ СРАЗУ?!!!! Но от крещения не отказался! Вот на что человек был готов, чтобы стать христианином! С тех пор, когда меня спрашивают о том, каким должно быть стремление ко крещению и настоящее христианское смирение – я всегда вспоминаю Михаила. Пасха в колонии и почетный Дед Мороз Два раза мы в колонии были прямо на Пасху. Когда ко мне подошел заместитель начальника колонии по воспитательной работе и предложил приехать прямо на ночь, я ответила, что с радостью, но как я оставлю детей, ведь мы привыкли, что на службу – все вместе. «Вписывай имена всех в пропуск, пропустим», – последовал ответ. Итак, в Пасхальную ночь в колонии собрались волонтеры, мы с мужем, двое детей – 14 и 13 лет. Я запустила сына и дочку в храм, переполненный осужденными. Попросила одного из своих «студентов» присмотреть за детьми. Сама я пела на клиросе, хоть петь не умею, но выбора не было. К тому же я была занята организационными вопросами. Людей собрали рано, до службы оставалось много времени, и я, для создания настроения, рассказывала о смысле поста, о Пасхе, объясняла Пасхальную службу. То есть все время была занята. Когда все-таки выкроила время посмотреть, как там мои дети, обнаружила, что они очень удобно устроились в уголочке, завернутые в ватники, около них собралась небольшая компания, они смеются, рассказывают заключенным, как ходили в поход. Заключенные тоже какие-то истории им рассказывали. Потом, после службы, они все вместе помогали на стол накрывать. Бывает, что отправляемся семьей в колонию на Рождество. Муж у меня почетный тюремный Дед Мороз. Началось все с того, что мы нашли костюм Деда Мороза и решили просто устроить сюрприз. Уже в колонии муж переоделся и зашел в красном одеянии, с белой бородой. Как раз подарки у нас были хорошие – пояски, освященные у Пояса Богородицы.

http://pravmir.ru/ded-moroz-v-kolonii-i-...

Прежде всего, меня интересовало, имеют ли возможность осужденные свободно исповедовать свою веру, на ее взгляд. Я знал, что священник посещает храм в ИК-14 регулярно, литургию служит дважды в месяц. В библиотеке при храме хороший выбор литературы. Надежда подтвердила, что в этом нарушений нет, но она считает, что администрация колонии отводит осужденным мало времени на посещение храма. Я спросил у начальника колонии, нужно ли чем-то помочь православной общине колонии? В ответ он попросил привезти свечи для богослужения. Вот вам маленький факт: начальник колонии знает, в чем нуждается храм. Из таких мелочей и состоит вся жизнь. Это не встроишь в структуру, такой ответ заранее не спланируешь. —  Как Толоконникова относится к личной вере? —  Я задал вопрос Надежде, осознает ли она себя верующей православной христианской? Она ответила, что все немного сложно и предложила поговорить подробнее в другой раз, но взяла в качестве благословения Казанскую икону Пресвятой Богородицы и призналась, что посещала храм.  В нашем разговоре о Церкви у нее не было агрессии, отвержения или отрицания Бога. Что меня поражает во всей этой ситуации - впечатление, что  какая-то группа товарищей пытается использовать раскрученное имя Толоконниковой и играет «в темную» так, как она не договаривалась играть. Надежда часть этих «игр» даже не понимает, не знает, кто за ними стоит – адвокаты или какие-то другие силы. Повторюсь, я рассказываю свое впечатление, как я все увидел. —  Какое впечатление произвел на Вас разговор с Надеждой? —  У меня не осталось после беседы нехорошего осадка, будто я приехал зря. Разговор состоялся. Я предложил Толоконниковой встретиться после освобождения и в заключение нашей встречи  перекрестил - положил ей руку на голову, она не отвергла ее, не нагрубила, а склонила голову и благодушно приняла от меня благословение.  Справка: 21 февраля 2012 года вместе с четырьмя другими членами группы Pussy Riot Надежда Толоконникова провела в храме Христа Спасителя так называемый панк-молебен. 3 марта 2012 года по подозрению в хулиганстве в связи с несанкционированным выступлением в храме она была арестована. 17 августа того же года суд признал Толоконникову виновной «в грубом нарушении общественного порядка, выражающем явное неуважение к обществу, совершенном по мотивам религиозной ненависти и вражды», и приговорил к двум годам лишения свободы в колонии общего режима.

http://e-vestnik.ru/interviews/protoiere...

Таким образом, новая церковь стала местом сбора поступлений с княжеского двора — десятины. Для заведования такой ее деятельностью был назначен верный Владимиру человек, который оказал ему неоценимую услугу — помог овладеть Корсунем,— Анастас Корсунянин. Его упоминание в Повести и в Памяти и похвале наряду с попами (Владимир «поручи ю (церковь.— Я.Щ.) Анастасу Корсунянину и попы корсуньския пристави служите в ней») позволяет считать, что это доверенное лицо не было священником церкви, но имело другие, хозяйственные функции. Анастас выполнял их не только при Владимире, но и позднее, при Ярославе, так как, по сообщению Повести, Болеслав Храбрый, захватив Киев в 1018 г., приставил к своим награбленным богатствам «Настаса десятиньного» , доверяя ему за его измену, как в свое время Владимир, распоряжение хозяйством. Княжеской десятиной обеспечивалась не одна церковь Богородицы, но и другие киевские и провинциальные церкви, и функцией нового учреждения и его хозяйственного главы должны были быть сбор и распределение этих средств. Судя по свидетельству Слова о чуде Климента Римского, при церкви существовал клирос, который автор Слова называет старшим клиросом (в Киеве?), т. е. он должен был существовать с момента создания церкви . Десятинная церковь наряду с кафедральным митрополичьим Софийским собором в XII—haчaлe XIII в. была хранительницей больших ценностей, имевших не только религиозный характер, как, например, мощи, иконы, но и материальных — золотые и серебряные изделия с драгоценными камнями и пр. На это указывают сообщения о разграблениях ее в ходе княжеской борьбы за Киев. Так, в 1171 и 1203 гг. после взятия Киева наряду с другими соборами и монастырями была разграблена и Десятинная церковь . Можно думать, что само учреждение митрополии и содержание значительного штата священно- и церковнослужителей требовало предварительного определения тех источников, которыми он мог быть обеспечен. Так было с учреждением и Смоленской епископии в 1136 г.: средства, на которые она должна была существовать, были определены и выделены заранее, и об этом был поставлен в известность грек — кандидат в епископы . Создание Десятинной церкви в качестве государственного института кня-жеско-церковного сотрудничества подготовило предстоящее учреждение митрополии — значительно более сложного внутри- и внешнеполитического учреждения; И вместе с тем эта древняя церковь продолжала нести не только литургические, но и хозяйственные функции и во время существования митрополии не только в пору общегосударственного, общерусского единства в XI в., но и позднее, вероятно до тех пор, пока, как будет показано ниже, сама десятина не уступила свое место в системе обеспечения церковной организации другим его формам, т. е. до XIII в. На сохранение ее «десятинных», фискальных функций в XII в. указывают названные свидетельства памятников этого времени.

http://sedmitza.ru/lib/text/438144/

Надпись Евстафия обнаружена в предположительно церковном строении, в апсиде которого была найдена греческая мозаичная надпись, что свидетельствует о совместном подвизании греков и армян в одних и тех же монастырях в данный период, в том числе и в самом Иерусалиме, а не только в Пустыне Святого Града. Греческие же имена армян (неважно, данные при крещении или при пострижении в монахи) свидетельствет о принадлежности этих армян к Иерусалимской православной церкви, в которой главным и первым языком и поныне остается греческий.    Подводя итог, следует признать, что армянская эпиграфика в церкви св. Полиевкта говорит лишь о значительном присутствии «этнических» армян в данном районе города. Вероятность же того, что церковь эта была неправославной, примерно равна вероятности того, что она была построена не армянами, то есть крайне мала, если не сказать – ничтожна.    Посвящение церкви    Посвящение церкви следует считать условным. История его появления такова. Анастас Вардапет – армянский историк VII века, автор труда «Об армянских монастырях Иерусалима», упоминает «монастырь св. Полиевкта к северу [от городской стены], построенный тетрахом Армении» (приводится по Стоуну). Когда в этом районе была обнаружена армянская мозаика соответствующего периода, то церковь/часовню, нимало не сумняшеся, немедленно назвали церковью св. Полиевкта, при этом полностью игнорируя тот факт, что Анастас пишет о монастыре, а в действительности была найдена небольшая церковь. Однако с течением времени и появлением новых археологических находок стало ясно, что в этом районе, немного к западу от мартирия св. Стефана, построенного императрицей Евдокией, в V-VII веках существовал обширный монастырский комплекс, в котором, в основном, подвизались армяне. По своему местоположению комплекс этот соответствует упомянутому Анастасом монастырю св. Полиевкта Мелитинского. Так что церковь св. Полиевкта с большой вероятностью была частью этого комплекса, хотя, скорее всего, сама и не была посвящена св. Полиевкту.

http://sobory.ru/article/?object=16372

«Повесть» неоднократно упоминает о том влиянии, которое Вла­димир имел, и в Венгрии, и в Польше, и в Чехии... (многие поля­не приняли свою веру с Запада). По мысли Владимира, его Цер­ковь должна была быть объединяющим началом для всего его многонародного государства и он не только хотел иметь Церковь независимую, как от Византии, так и от Рима, но в его планы также входило включение в ее жизнь и западных и восточных элементов. Так, например, собор св. Богородицы, в Киеве был украшен греческими мастерами, но план церкви был западный, да и само имя «десятинной» указывало на западный обычай, не практиковавшийся в Византии. Отсюда следует, что греческий епископ или православный бескомпромиссного византийского на­правления не подходил Владимиру. Ему нужен был созвучный ему иерарх, готовый выполнять его предначертания, а таким ли­цом, очевидно, и был Анастас. Карташев был большим поклонни­ком Владимира, но он не решался признать возможным, что Вла­димир построил Церковь в своей империи независимой и равно­правной с другими автокефальными Церквами. А. В. считал, что Владимир подчинил ее епископу Охридскому. «Повесть» не дает никаких оснований для подобного предположения, да и психоло­гично оно мало правдоподобно. Владимир называл себя само­держцем; как и другие славянские владетели, он подражал им­ператорам и хотел поэтому иметь свою независимую Церковь. Охридское царство, отдаленное и маломощное, не могло импо­нировать могущественному Киевскому Князю, не признававшем над собою иного высшего политического авторитета. Смерть Владимира, междоусобицы его сыновей разрушили его грандиозные планы. Политика объединения западных и восточных христиан в лоне единой Русской Церкви кончилась неудачей. «Повесть» была составлена сторонниками строгой ви­зантийской традиции, и потому они с нескрываемой враждой от­неслись к тому епископу, который согласился проводить в жизни задания Великого Князя. В последний раз Анастас упоминается в 1018 году. Описывая временное занятие Киева Болеславом Поль­ским, союзником Святополка Окаянного, «Повесть» говорит: «Бо­леслав же бежал из Киева, захватив с собою ценности, бояр Яро­слава, его сестер и Анастаса, вкравшегося к нему в доверие, ко­торого он приставил к этим сокровищам».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Зависимость повествования редакции А от летописи типа Софийской I очевидна, потому что только в XV веке появляется название церкви св. Иакова, где крестился Владимир Святославич (в Лаврентьевской летописи церковь называлась св. Василия, в Новгородской I – св. Василиска, в Радзивиловской – св. Богородицы, в Ипатьевской – св. Софии), только в XV веке Анастас Корсунянин стал называться иереем, чем и вызвано ошибочное отождествление с ним корсунского епископа (такая же ошибка в редакциях Жития св. Владимира, составленных в XV столетии). Важно отметить, что летописный источник Повести о Николе сближается с Московским сводом 1479 г. В Московском своде читается: «Володимер рече … поистинне велик Бог христианск» 768 , что ближе к тексту Повести.Выявленные совпадения дают некоторый материал о соотношении редакций Повести о Николе Заразском. Именование императоров Василия и Константина – «Парфиенитос, православный», присутствующее в первоначальном виде редакции А и заимствованное из известной статьи «Царие, царьствующии в Констянтине граде, православнии же и еретици» 769 , пожалуй, читалось и в оригинале Повести, поскольку приверженность к православию царицы Анны отмечается далее всеми редакциями. Но редакция А содержит и ошибочные чтения: «ничто же не видяше» вместо правильного «не видяше ничто же» редакций Б х и Б2 и неуместное добавление, что Владимира крестили «вне града Херусони», когда выше было написано, в соответствии с источником, о крещении Владимира в церкви св. Иакова «посреди града». Таким образом, редакция А, лучше сохраняя отдельные чтения оригинала Повести, вместе с тем уже и отклонилась от него. Ошибки имеет редакция Б х : в первых двух упоминаниях царицы Анны она названа «царевной», хотя дальше говорится о невесте – «царице» и попах «царицыных», корсунянин Анастас именован Анастасием. В редакции Б2 Никольская церковь определена стоящей «посреди града, близ торгу, близ церкви». Слова «близ торгу» отсутствуют в А и Б х , а на их вставной характер указывает неуклюжее повторение предлога «близ». Вставка порождена вторичным обращением к тому же самому летописному источнику (ср. тексты). Итак: каждая из редакций А, Б х и Б2 имеет вторичные чтения, и ни одна из них не могла служить оригиналом для других – все они восходят к общему протографу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Первое и второе предположение едва ли вероятны. Если Владимир мог послать епископа в Новгород (Якима Корсуняна), почему же он не мог достать его для своей столицы? Также невероятно, что имя епископа могло быть так скоро забыто. Вероятнее всего, что оно было одиозно грекофильским кругам и они поэтому упорно не желали давать ему этого титула. Наличие лица, выполнявшего епископское служение не скрыто от читателей «Повести». Несколько раз она упоминает некоего Анастаса, не объявляя его иерархического положения, но приписывая ему значительную, даже руководящую роль в деле организации Киевской Церкви. Так, например, под годом 988-м «Повесть» говорит: «После этого Владимир взял царицу и Ана­стаса, и священников корсунских с мощами святого Климента... и взял сосуды церковные и иконы на благословение себя». Под 989-м годом «Повесть» рассказывает: «Затем жил Владимир в хри­стианском законе и задумал создать церковь Пресвятой Богороди­цы и послал привести мастеров из греческой земли.... и когда кон­чил строить, украсил ее иконами, поручил ее Анастасу Корсуняну, и поставил служить в ней корсунских священников». Под 996 г. в «Повести» сказано: «Помолившись Богу, Владимир сказал: даю церкви Святой Богородицы десятую часть от богатств моих и мо­их городов... и дал он десятую часть Анастасу Корсуняну». Кто же был этот таинственный Анастас? Мог ли он быть простым миряни­ном? Такое предположение абсурдно. Владимир строил церковь на традиционных основах. Поставить во главе своего престольного со­бора мирянина было бы полным отступлением от церковного пре­дания. Карташев вместе с позднейшими русскими летописцами возводит Анастаса в сан пресвитера, но это предположение явно противоречит тексту «Повести». Анастас всюду упоминается пе­ред пресвитерами и под своим именем; он – явно стоит над ними и вне их безымянного ряда. Не было никакого основания для ре­дакторов «Повести» не назвать его пресвитером, если бы он был таковым, а если он им был, то еще непонятнее становится отсут­ствие епископа в Киеве при наличии его в Новгороде.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010