Над неодушевленною природою, как известно, возвышается царство животных, для которых растительное царство служит как бы субстратом. Говоря о появлении на земле растительного царства, Св. Писание свидетельствует, во-первых, о том, что бытие животных обязано особому творческому акту Бога, несколько отличному, собственно, в одном моменте начала жизни от создания Богом растительного царства, и, во-вторых, о том, что судьба животного царства так же соединена с землею, как и судьба царства растительного. Внесенное творческим актом отличие жизни животного царства против царства растительного, как замечают толкователи Св. Писания, состоит в том, что новым актом творения Господь вносит в проявление жизни от земли и ее стихий новое некое начало напряжения в проявлении жизненности, соединенной, впрочем, исключительно с землею и ее стихиями, создает жизнь собственно животную, что и выражено в Св. Писании словом «сотворил» (bara), а не «создал» или «образовал» (aca), «душу животных, душу живую по роду ее» ( Быт.1:21–24 ). Но, однако, эта душа живая животного царства не вносится Богом, как некая новая сущность, а творческим словом возводится лишь к своему проявлению от земли и ее стихий. Подобно тому, как, по слову Божию, явились из земли определенные Творцом роды и виды растительного царства, так, при создании животного царства роды и виды оного создаются Богом в связи со стихиями и с содержанием сил природы. В растительном царстве творческий акт возвел неорганическую природу в способность переходить в органическую; в животном царстве творческий акт неорганическое и органическое, но неодушевленное и нечувствующее возводит в органическое, чувствующее и движущееся. Царству животных поэтому дано Творцом одно лишь степенное, а не существенное превосходство над царством растительным, ибо судьба того и другого царства всецело связана с землею и ее стихиями. Подобно тому как о появлении растительного царства из земли, совершенно в том же смысле Господь говорит и о появлении родов и видов животного царства от земли же и ее стихий: «...да произведет вода пресмыкающихся, – говорит Господь, – душу живую, и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. [И стало так.] И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях... и зверей земных по роду их. И стало так. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо» ( Быт.1:20–25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

    Тертуллиан. Царство, испрашиваемое нами у Отца небесного есть будущее царство по кончине мира. Мы молим Его о скорейшем пришествии сего царства, чтобы нам скорее вступить в него и не быть надолго задержанными в рабстве, порываясь «войти в покой оный» (Евр.4:11). В Апокалипсисе души под алтарем вопиют к Господу: «доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?» (Откр.6:10) — Итак, мы молимся: скорее, Господи, «да придет царствие Твое» — сие желание христиан, смятение язычников, торжество Ангелов, ради которого страждем и которого неудержимо желаем.     Св. Киприан Карфагенский. Мы просим о пришествии к нам Царства Божия в таком же смысле, в каком молим Бога, чтобы святилось в нас Его имя. Ибо когда же Бог не царствует или когда положить начало Его Царства, которое всегда было при Нем и не перестает быть? Мы просим, да придет наше Царство, обещанное нам Богом, приобретенное кровью и страданием Христовым; просим, чтобы нам, послужившим в этом веке, царствовать потом с Владыкой Христом, как и Сам Он обещает это, говоря: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф.25:34). …И мы правильно испрашиваем Царства Божия, т.е. Царства Небесного; ибо есть и царство земное. Но кто отрекся уже от мира, тот выше мирских почестей и царства. Таким образом, посвящающий себя Богу и Христу желает не земного, но Небесного Царства. А при этом необходима непрестанная молитва и моление, да не отпадем от Небесного Царства так, как отпали иудеи, которым оно было обещано прежде. Господь ясно говорит: «многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф.8:11—12). Он показывает, что иудеи были прежде сынами Царства, доколе не переставали быть сынами Божиими; потом же с упразднением у них имени Отеческого упразднилось и Царство. Потому-то мы, христиане, которые стали называть в молитве Бога Отцом, просим, да придет к нам Царство Божие.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2923...

Говоря о Себе, Спаситель также употребляет понятие Царства Божьего для обозначения сверхъестественного потустороннего нематериального мира. Спаситель о Себе говорит так. «Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием» ( Мк.14:25 ). Поскольку эти слова Спаситель произносит на Тайной вечере перед восхождением на гору Елеонскую, то понятие Царства Божьего в этих словах употреблено для обозначения нематериального сверхъестественного мира. Подобная мысль высказана и в другом месте из Библии. «Но то скажу [вам], братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления» ( 1Кор.15:50 ). Таким образом, понятие Царства Божьего, которое употреблено в данной цитате, применяется для обозначения потустороннего нематериального сверхъестественного мира. Однако, несмотря на то, что термин Царство Небесное и Царство Божье применяются в Библии для обозначения разнообразных религиозных понятий, в описании Царства Божьего никаких противоречий нет. Наоборот, применение словосочетания Царство Божье для обозначения различных понятий, говорит о том, что это очень широкий и многогранный термин. Но, несмотря на свою многогранность, это понятие объединено единой сущностью и представляет собой цельную монолитную структуру. И это доказывается глубинной сутью этого понятия. И в каком бы смысловом значении не употреблялось бы понятие Царства Небесного и Царства Божьего, прежде всего оно указывает на присутствие Божественного Начала на том человеке, предмете или явлении, о котором говорится. Именно в этом главное смысловое значение понятий Царства Небесного и Царства Божьего. Поэтому, указывая на то, что Спаситель ходил, проповедуя Царствие Божие, Евангелисты и говорят о том, что такая проповедь была угодна Богу-Отцу. Сказав человеку о том, что «недалеко ты от Царствия Божия» ( Мк.12:34 ), Спаситель указал на определенную степень праведности и богоугодности этого человека. Сказав людям «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» ( Мф.6:33 ), Спаситель говорит о том, что люди должны совершать богоугодные праведные поступки, на которых лежит Благодать Божья. Сказав людям «ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» ( Лк.17:21 ), Спаситель говорит о том, что такие люди вели праведную богоугодную жизнь и поэтому достигли благочестивого состояния своей души. И на них также присутствует Благодать Божья.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/o-zhiz...

Достигнут ли Царства Божьего ищущие его? (см.стих 32) Откровение Иоанна Богослова, глава 12 7 И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали [против них], 8 но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. 9 И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним. 10 И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь. 11 Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти. Ответьте на вопросы ко всем отрывкам: Что нового и важного для себя вы узнали/поняли о Царстве Божием из этих трех отрывков? Прочтите толкования Святитель Киприан Карфагенский Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин Святитель Тихон Задонский Святитель Феофан Затворник Святитель Киприан Карфагенский Мы просим о пришествии к нам Царства Божия в таком же смысле, в каком молим Бога, чтобы святилось в нас Его имя. Ибо когда же Бог не царствует или когда положить начало Его Царства, которое всегда было при Нем и не перестает быть? Мы просим, да приидет наше Царство, обещанное нам Богом, приобретенное кровью и страданием Христовым; просим, чтобы нам, послужившим в сем веке, царствовать потом с Владыкой Христом, как и Сам Он обещает это, говоря: «приидите, благословенный Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира» (Мф.25,34). …И мы правильно испрашиваем Царства Божия, т.е. Царства Небесного; ибо есть и царство земное. Но кто отрекся уже от мира, тот выше мирских почестей и царства. Таким образом, посвящающий себя Богу и Христу желает не земного, но Небесного Царства. А при этом необходима непрестанная молитва и моление, да не отпадем от Небесного Царства так, как отпали иудеи, которым оно было обещано прежде. Господь ясно говорит: «мнози от восток и запад приидут и возлягут со Авраамом и Исааком и Иаковом во Царствии Небеснем; сынове же царствия изгнани будут во тму кромешнюю: ту будет плач и скрежет зубом» (Мф.8,11-12). Он показывает, что иудеи были прежде сынами Царства, доколе не переставали быть сынами Божиими; потом же с упразднением у них имени Отеческого упразднилось и Царство. Потому-то мы, христиане, которые стали называть в молитве Бога Отцом, просим, да приидет к нам Царство Божие.

http://blog.predanie.ru/article/da_priid...

Более рельефно выступает значение иерусалимского храма в еврейской жизни уже после Соломона. В еврейской истории в это время произошли события, которые должны были явиться пробным камнем, показателем значения храма в жизни и истории еврейского народа. При преемнике Соломона Ровоаме еврейское царство разделилось на два царства: Израильское и Иудейское, причем Израильское царство не имело у себя храма, который остался в Иудейском царстве. В этом случае, в целях выяснения значения иерусалимского храма для еврейской жизни, важно сравнить религиозно-нравственное и национально-политическое состояние Израильского царства, не имевшего храма, с таковым же состоянием царства Иудейского, сохранившего у себя храм. Что представляла собой религиозная жизнь евреев Израильского царства? – Постепенное падение в народе религии Иеговы. В самом начале существования Израильского царства Иеровоам ввел культ тельцов и, по политическим расчетам, запретил евреям северного царства посещать храм иерусалимский. По причине невозможности религиозных посещений храма, евреям царства Израильского не удалось освободиться от их религиозного заблуждения до конца политического существования их царства. Даже лучшее из царей Израильских, как например, Ииуй, сознававший за собой Божественную миссию ( 4Цар.9:25–26 др.), ревновавший, по его словам, о Господе ( 4Цар.10:16 ), истребивший культ Ваала в царстве Израильском, ( 4Цар.10:28 ), – и те «не отступали от грехов Иеровоама, сына Наватова, который ввел Израиля в грех , от них не отступал Ииуй, – от золотых тельцов» ( 4Цар.10:29 ). Введением культа этих тельцов для израильтян была открыта дверь к проникновению и постепенному распространению в Израильском царстве различных языческих ку тарты и проч.; Израильтяне «поклонялись всему воинству небесному, и служили Ваалу, и проводили сыновей своих и дочерей своих через огонь, и гадали, и волшебствовапи, и предались тому, чтобы делать неугодное в очах Господа и прогневлять Его» ( 4Цар.17:16–17 ). Религиозное колебание и развращение евреев царства Израильского доходило до того, что Илия пророк сомневался, существуют ли еще, кроме него, почитатели истинного Бога в Израильском царстве; «сыны Израилевы, восклицал он к Богу, оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечем; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее» ( 3Цар.19:10–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Господь Иисус Христос, предлагая учение о блаженстве праведных в загробной жизни и как бы исчисляя добродетели, доставляющие своим делателям блаженную жизнь за гробом, говорит, что нищие духом, а также и изгнанные за правду, суть наследники царства небесного. Вот уже третье название состояния праведников, или места пребывания их в загробной жизни. Чтобы уничтожить гордое заблуждение иудеев, думавших, будто бы они одни только войдут в царство Мессии, а также те из язычников, которые примут их веру, – Господь сказал, что все уверовавшие в Него, со всеми мира, придут и возглянут с Авраамом, Исааком, Иаковом в царстве небесном ( Мф.5:3–10; 8:11 ). Иногда же Господь место пребывания праведников на небе называл царством Божьим, например, в речи, обращенной к осужденным: «там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова, и всех Пророков в царствии Божьем; а себя изгнанными вон. И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в царстве Божьем» ( Лк.13:28,29 ). И ап. Павел место пребывания Святых называет царством Божьим, когда говорит, что плоть и кровь царства Божьего не наследуют ( 1Кор.15:50 ). Далее в заповеди, данной христианам: «ищите прежде царства Божия и правды Его, и это все приложится вам», т.е. ищите, заботьтесь, старайтесь, чтобы ум и сердце были заняты небесным, вечным стремлением к приобретению царства небесного, чтобы небесное было предпочтено земному. Тогда при такой заботе о вечной загробной жизни, при таком усердии сделаться истинным членом царства Мессии, царства Христова, при таком старании удовлетворить прежде всего потребности души, – все земное приложится как бы само собою. Такому искателю царства Божьего в награду прилагается все нужное, потребное, чувственное. Для ищущих царства Божьего не много нужно на земле чувственного; они довольны бывают малым, и видимая скудность (по понятию светского мира) составляет для них совершенное довольствие. В другом месте Господь Иисус Христос местожительство праведных называет домом Отца небесного со многими обителями ( Ин.16:2 ), что выражает загробное состояние праведников, определенное место, где Бог особенным образом являет Свое присутствие Святым, и где Господь Иисус Христос пребывает в славе со Своим прославленным телом – на небесах. Св. ап. Павел райское состояние праведных за гробом называет градом Бога живого, Иерусалимом небесным ( Евр.12:22 ; Гл.4:26).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

В этом мы убедимся, если точнее рассмотрим выражаемое нами здесь исповедание о Царстве, силе и славе нашего Небесного Отца. Прежде всего мы говорим в славословии: яко Твое есть Царство. Спрашивается теперь, какое Царство приписывается здесь Богу? В 102-м псалме говорится: «Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает». Значит, Царство Божие простирается на все, на небо и землю, одним словом, на всю вселенную. Бог владычествует ею, поскольку Он сотворил ее. Земные цари получают свои царства от Бога, почему и называют себя царями «Божиею милостью». Но Бог Сам создал Себе Царство и есть неограниченный Владыка вселенной. Земные цари смертны, и царство их после их смерти Бог передает другим царям. Но не таков Бог, Небесный Царь наш. «Он есть Бог живой и присносущий, и Царство Его несокрушимо, и владычество Его бесконечно». Но кроме царства природы Бог есть также Царь царства благодати и царства славы. Об этих царствах говорится во втором прошении молитвы Господней. Царство благодати составляют все верующие на земле. Царство это создано Сыном Божиим и управляется Духом Святым, наставляющим верных на всякую истину. На царство славы указывает апостол Павел в словах: «избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства». Об этом же Царстве свидетельствует и евангелист Иоанн в Откровении своем: «И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила, и царство Бога нашего и власть Христа Его». Таким образом, если мы говорим в славословии: «яко Твое есть Царство», то при этом должны думать о том, что Небесный Отец наш есть высочайший Царь царства природы, царства благодати и царства славы, и что Ему покорно все. Кто же осмелится после этого сомневаться в том, что Бог может даровать нам просимое? Наверно никто, ибо как беспредельно владычество Его, так точно беспредельны также сила и могущество Его. Это приводит нас ко второму положению славословия: " яко Твоя есть сила». По силе и могуществу Своему Бог именуется Всемогущим, каковым именем означается, что для Бога все возможно, и нет ничего невозможного.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Мы не можем без трогательного умиления читать ответ Иисуса книжникам и фарисеям, которые явилась к Нему с упреком: «почему ученики Иоанновны и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся»? В ответ на это «сказал им Иисус могут ли печалиться и поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься. Но прийдут дни, когда отнимется у них жених; и тогда будут поститься, в те дни» 89 . И эту самую естественную общечеловеческую радость брачного торжества Христос понимал, разделял и поддерживал потому, что Он знал глубокий смысл брака и таинственное его значение. Своим участием в радости брачного торжества, Он охранял и возвышал чистоту и святость этого таинственного и поистине священнейшего акта в жизни человека. И как далеко и высоко отстоит этот Евангельский брак в мыслях Христа от того будничного акта в современной жизни, который опошлили люди и извратили до полного скотоподобия, – и даже хуже того! IV. Высота и духовное значение брака по притчам Христа Высота и духовное значение брака по притчам Христа. Брак – образ царства небесного. Осуществление основной идеи христианского брака, т. е. идеи раскрытия тайны царства Божия (в браке или в безбрачии), – обязательно для всех Апокалиптическая картина. Взгляд Христа на высоту брачного торжества. Объяснение Его взгляда на брак. Особенно таинственная высота и духовное значение брака раскрывается Христом в Его Божественных притчах. «Царство небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего» 90 . Брак – это образ царства небесного, и не просто образ, но основание и развитие царства небесного, в смысле его распространения путем семейного воспитания. В браке – зерно этого царства небесного. Через брак реализуется это царство небесное! Через брак размножаются наследники царства небесного и становятся сынами этого царства Божия путем христианского воспитания. Отсюда, быть званным на брачный пир – особая честь, и пренебрежение к этому зову и самому торжеству строго наказывается изгнанием и лишением такой высокой чести. Даже явившийся на этот пир не в брачной одежде был строго наказан. Царь приказал слугам «связав ему руки и ноги, возьмите его, и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов» (ст. 13).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/i...

На это ответил им Иисус, указав все случаи, где брак невозможен «Не все вмещают слово сие (т. Е. лучше не жениться), но кому дано. Ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так», т. е. неспособными к брачный жизни и потому, если бы брак случайно состоялся, он – не брак, потому что он не осуществляет самой основной идеи брака; «и есть скопцы, которые оскоплены от людей» и потому не могут даже вступать в брак; «и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для царства небесного» «δια δν βαζιλιαν τν ουρανν». К числу таковых относятся все те, которые сами отреклись от семейной жизни для высшего служения, по слову Христа «кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня, и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» 177 . Эти лица, объятые пламенем любви Христовой все земное считают за нищету 178 . Ради Христа они считают все за сор (ст. 8). Вкусив сладость «царства небесного», которое они уже носят внутри себя 179 , они отрекаются от всех радостей земных, считая их ничтожными, отрекаются от семейной жизни, чтобы беспрепятственно и свободно служить царству небесному распространять его на земле и делать сынов погибельных членами его. Хотя брак, как мы уже сказали, и содействует умножению членов этого царства, путем естественного рождения и нравственного воспитания своих детей, но они не удовлетворяются узкими границами такого расширения царства Божия через брачную жизнь Брак, как бы ни был идеален, все-таки привязывает к земле и земному. «Неженатый (т. е. отрекшийся от семейной жизни, или как выразился Христос, сделавший себя скопцом для царства небесного (с греч. – по причине царства небесного) заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене». А равно, незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом, и духом; а замужняя о мирском, как угодить мужу» 180 . Такими высокими примерами духовного «самооскопления по причине и для царства небесного» являются нам Иоанн Креститель, ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/i...

Мф.6:30 . Если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! «Будет брошена в печь». Указывается на ничтожность назначения этих прекрасных лилий сравнительно с назначением человека. Ныне они растут, ими любуются, они восхищают взор человека своей прелестью – завтра их может не быть, их сорвут, они засохнут, их бросят в печь, а человек создан для вечности. Если же Отец Небесный так печется об этой траве, то не тем ли более о человеке? Если ее одевает, то оставит ли так человека? (ср.: Златоуст, Феофилакт). К чему же чрезмерная заботливость? Мф.6:31–32 . Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. «Ищут язычники». Те, которые не знают истинной религии и, следовательно, не понимают истинно Божественного Провидения, «которые весь труд свой ограничивают настоящей жизнью, которые ни мало не рассуждают о будущности и не мыслят о Небесах» (Златоуст), – им свойственна такая забота и о пище, и питье, и об одежде, и о прочем. Но вы, ведущие вашего Отца Небесного, который знает нужды ваши (ср.: Мф.6:8 ), вы, которые всем существом должны стремиться к небесному, – вы не должны беспокоиться обо всем этом, если желаете быть верными и преданными чадами Божиими. Отец ваш Небесный Сам заботится о вас. Мф.6:33 . Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. «Ищите же прежде Царства Божия». Ищите, заботьтесь, старайтесь прежде всякой заботы о телесных и временных житейских потребностях найти Царство Божие (ср.: примечание к Мф.3:2 ), сделаться истинными членами Царства Христова, Царства истинной веры и надежды, Царства, в котором прежде всего должны быть удовлетворены потребности духовной природы человека. «И правды Его». Оправдания пред Богом, какое по заслугам Спасителя даруется всякому члену сего Царства, – праведности пред Богом. «Приложится». Присоединится как бы в придачу и воздаяние за труды и искание Царства Божия. Приложится – и чувственно, внешне, так как праведники получают иногда и внешнее воздаяние, а особенно внутренне, так как истинно ищущие Царства Божия вполне и во всем довольны своим состоянием внешним и видимая скудость для них – истинное довольство.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010