— Ваше Высокопреосвященство, тема богатства и бедности всегда волновала человечество. Если первое в мирском понимании дает ощущение некой свободы, то второе воспринимается как некое бессилие. А как Церковь относится к богатству? — Для начала обратимся к Слову Божию. Когда Господь сотворил человека, Он одновременно дал ему и заповедь — возделывать и охранять райский сад. Т. е. труд является неотъемлемой частью нашей жизни. Трудиться и пользоваться плодами своего труда, заботиться о своем комфорте — естественно для нас. В молитве, которую Иисус Христос дал Своим апостолам и последователям, мы прямо обращаемся к Отцу Небесному: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». И в то же время Господь заповедует нам не замыкаться только на земном. На страницах Евангелия Он говорит: ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6: 33). Ведь земная жизнь проходит, а человек создан для вечности. Как сказал блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский, Бог призвал нас из небытия, чтобы через бытие мы приобрели благобытие. Заботясь о земном, не нужно забывать и о небесном. — Довольно часто говорят, что богатство — это благословение Божие, а бедность — наказание и даже проклятие. Вы согласны с таким мнением? — При рассмотрении этого вопроса мы не должны уподобляться протестантам. Некоторые из них, например кальвинисты, так и утверждают: мол, внешнее благополучие — признак того, что человек спасен. Скажем, Жан Кальвин был приверженцем учения о безусловном предопределении Божием. Согласно этому представлению Бог еще до создания мира одних предопределил ко спасению, а других — к вечной погибели: от человека уже ничего не зависит, он не может изменить этого божественного благословения. И закономерно, что в среде кальвинистов возник вопрос: а как определить — ты спасен или обречен на вечную погибель? В итоге появился вот такой признак «спасенности»: внешнее благополучие, материальный достаток показывают, что Господь тебя возлюбил, и ты находишься в среде спасенных. Разумеется, нам, православным, с этим согласиться невозможно, ведь в таком случае святые были бы самыми богатыми людьми. В связи с этим хотелось бы привести библейский сюжет о многострадальном Иове. Он был самым праведным человеком в то далекое время, но на него обрушились всевозможные беды. И даже друзья его осуждали: они говорили, что, наверное, Иов совершил какой-то страшный грех и не хочет в этом покаяться, поэтому Господь его и наказывает. На самом деле через наказания Господь проявил праведность Иова. Так случается и в нашей жизни: различные невзгоды, в том числе и материальные, могут посылаться Богом для того, чтобы укрепить наш характер и утвердить нас в добродетели.

http://pravoslavie.ru/82080.html

     Редакция портала попросила митрополита Антония (Паканича) прокомментировать ситуацию, связанную с запретом для верующих участвовать в богослужениях на Афоне, а также поделиться своим мнением о ставших столь популярными сегодня паломничествах по святым местам. - После падения железного занавеса, когда среди прочего для наших соотечественников открылись возможности поездки заграницу, верующему человеку стали доступны паломнические поездки на Святую Гору Афон, Святую Землю, остров Корфу (к святителю Спиридону), Бари (к святителю Николаю) и к другим святыням. К паломничеству мы не просто привыкли, но среди некоторых верующих появилось даже мнение, что каждый уважающий себя православный чуть ли не должен в обязательном порядке посещать святые места, таким образом «набираясь благодати». Безусловно, горячая молитва в святом месте, у мощей святых вдохновляет и укрепляет. Но является ли это панацеей для спасения? Вспомним, что сами святые говорили об этом. В «Послании Кинситору о тех, кто предпринимает путешествия в Иерусалим» святителя Григория Нисского (брата святителя Василия Великого и друга святителя Григория Богослова) сказано: «Там, где Господь призывает благословенных к наследию Царства Небесного, Он не поставил в числе добрых дел, хождения в Иерусалим. И там, где возвещает блаженства, такого подвига не называет. Кто имеет разум, пусть размыслит: зачем стремиться совершить то, что не делает ни блаженным, ни управленным в Царстве Небесном?» Следовательно, мы не можем рассматривать паломничество как обязательное средство познания Бога, а ведь именно это является целью христианской жизни. Позволю себе даже сказать, что паломничество – второстепенное делание для верующих. А для некоторых оно даже может стать опасным явлением, подменой духовной жизни или способом ухода от проблем в духовной жизни. Далее в «Послании» святой прямо говорит об этом: «Поэтому боящиеся Господа восхвалите Его в тех местах, в которых находитесь. Ибо перемена места не приближает к нам Бога». При этом святитель Григорий указывает на обязательное условие принятия Господа: «Но где бы ты ни был, Господь приидет к тебе, если обитель души твоей окажется такою, чтобы Господь мог вселиться в тебя и ходить. А если внутренний человек твой полон лукавых помыслов, то хотя бы ты был на Голгофе, хотя бы на горе Масличной, хотя бы под памятником воскресения, ты столько далек от принятия Христа в себя, сколько и те, которые не исповедали и начала веры. Итак, возлюбленный, советуй братьям путешествовать от тела ко Господу, а не из Каппадокии в Палестину…»

http://pravoslavie.ru/116604.html

  БОГОСЛОВИЕ Ответы Протоиерея Александра Шаргунова на вопросы читателей журнала " Русский Дом " - ноябрь 2009 г.   Многие говорят, что причиной экономического кризиса, который сейчас переживает мip, является кризис нравственный и прежде всего духовный. А недавно я услышала по православному радио, что слово «кризис» переводится с греческого как «суд». Означает ли это, что приближается Страшный Суд? И не явный ли признак его приближения — то " уныние народов " , о котором пророчески возвещает Христос и которое мы наблюдаем сегодня? О. Туманова, г. Кисловодск Церковь учит, что прежде последнего Страшного Суда над мipoм совершается суд. С пришествием Христа в мip уже произошло решающее событие человеческой истории. Суд над мipoм уже начался. История входит в критический период. И этот критический период определяется временем Церкви. В течение всего этого времени мip — в состоянии кризиса. Это значит, что мы не находимся в прочной, устойчивой ситуации, но во временной, колеблющейся. Это время — постоянное пришествие Христа и наша постоянная устремлённость к Его Второму Пришествию. Слово Божие так определяет это время: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4, 17) и «Господь близ» (Флп. 4, 5). Всё время Церкви определяется этой близостью Второго Пришествия. Оно выражается в постоянных пришествиях Христа в мip и в души человеческие. Это время — время судьбоносных решений. Оно даёт возможность сделать выбор: за или против Христа. Суть христианского призвания заключается в понимании, что исторический момент, который мы переживаем (вне зависимости от внешнего благополучия или неблагополучия), — всегда критический. Речь идёт не о том, как народам достичь лёгкого существования, а о том, как каждому здравомыслящему человеку настроить свою душу в единственно истинном измерении, где все события происходят во времени кризиса. И, следовательно, жить так, чтобы быть всецело устремлённым на исход из этого кризиса. В этом наше христианское служение. Потому первая черта, характеризующая христианина, есть мужество. Боязливые — вне Царства Божия. Мужество — это отвержение уныния, это такое состояние духа, который опирается не на себя, а на силу Божию, чтобы противостоять самым невероятным трудностям, происходящим от людей, от явлений или от бесов.

http://moral.ru/dom_1109.html

 - Во всяком случае, дорогие друзья, в крещенские дни мы, наблюдая за освящением воды, участвуя в этом событии, приобщаясь Святых Христовых Таин, прежде всего всем  сердцем чувствуем нечто таинственное. Речь идет не только об освящении Божьей Десницей природных водоемов в ночь под Крещение, когда вода испытывает таинственное прикосновение к ней Божественных энергий,  освящается Силой Божьей.  Но, конечно же, и о том самом дне нашего духовного рождения, когда мы во  имя Отца и Сына и Святого Духа вошли в купель и стали причастниками благодатных даров. Когда со Христом мы соумерли и совоскресли, принеся Ему по вере наших крестных или нас самих обеты веры и верности, когда  вступили в полк Христовых учеников. Тогда над нами отверзлось небо,  и  огненной язык Духа Святаго сошел в наше сердце,  мы стали сынами царства, света. Но перестали быть сынами гнева Божия, сынами противления. Хотя Дух Господень дарован нам был лишь в зачатке,  в той лишь мере, чтобы чувствовать дыхание Божие в ноздрях своих, теплый ветер за спиною. Мы начали подвизаться, сотрудничать, соработничать с Богом. Храня в чистоте свои помыслы и желания, посвящать свою деятельность прославлению имени Господнего. Вступили в брань с лукавым, от которого отреклись, и  власть которого была сокрушена над нами силою воскресшего Христа. Тем не менее, для нас этот день стал вхождением в вечность. День  усыновления Небесным Отцом. Днем,  когда пред нашим взором невидимо отверзлись врата небесного Иерусалима, а сами наши имена были запечатлены в книге Жизни на Небесах. И именно праздник Крещения, Богоявления -  то событие, которое и было днем установления для нас Спасительной Купели. Оно  как будто напоминает нам о  пуповине веры, посредством которой мы связаны с лоном Матери - церкви. Речь идет о рождении скромном, бесстрастном, ибо мы были рождены не от похоти, не от семени человеческого, не от кровей, не из женского лона вышли, но неистленным семенем Слова Божия. И на  праздник Крещения мы чувствуем благодать и соединение с Богом, и нашему сердцу бывает очень радостно.

http://radonezh.ru/text/v-psalme-108-om-...

 — Перед вами типичный представитель «правого крыла». Да, я не ношу длинных волос и кирзовых сапог, хотел бы иметь длинную густую бороду, но вот Господь не дал   мне ее. Тем не менее в Церковь я пришел через ультраконсервативные круги, и всегда был убежден в том, что только чада истинной Церкви войдут в небесное Христово Царство. Я верю в милость Божию по отношению и к иноверным, и даже к неверующим — но Христос ясно дал обетование Царства только Своей Церкви.   Более того, я убежден, что православный христианин должен буквально и бескомпромиссно понимать Священное Писание. Не только колебания в вере, но и обмирщенность жизни, скованность бытом,   житейская мораль — все это очень далеко от евангельского идеала. Христианин должен, всегда должен быть готов по первому   Божиему призыву оставить сети, оставить своих мертвецов и идти за Господом. Можете считать меня типичным представителем фундаменталистов. При этом я больше 20 лет работаю под руководством Святейшего Патриарха Кирилла, сперва в бытность его   председателем Отдела внешних церковных связей, теперь в бытность его Патриархом — и никогда не испытывал ни малейшего внутреннего   дискомфорта, имея те взгляды, о которых я только что сказал. Но есть огромная разница между верностью Православию,   с   одной стороны, и бесконечными попытками правого оппозиционерства, фрондерства и сектантства — с другой. Второго я никогда не мог понять и принять. Хотя еще в юные годы знал массу людей, объявлявших себя катакомбниками, а также тех, кто были тогда сторожами и алтарниками, а сейчас объявили себя епископами и митрополитами бесчисленных   раскольничьих карликовых «юрисдикций». Церковь — это не то место, где истина открывается через создание узкой группы единомышленников, которым удобно промывать друг другу мозги и объявлять всех остальных отпавшими от истины. Такие группы совершенно не способны на какую-либо соборную дискуссию. Церковь — это не блог, не кухонные посиделки и не набор группировок, ведущих заочную полемику в светском медийном пространстве.

http://pravmir.ru/protoierej-vsevolod-ch...

§ I. Беседовать с баптистами мы собрались весной, в саду одного богатого православного христианина. День был праздничный. На дворе тепло. Слушателей сошлось много. Стол, покрытый белою скатертью, мне поставили на возвышении, в тени большого, развесистого дерева. Кругом меня разместилась сельская «знать», а против – баптисты. Их было немного. «Отвечать» мне они уполномочили своего «брата» Михаила. Это был малограмотный, но хитрый и пронырливый баптист. Он, улыбаясь, посматривал на народ, видимо, желая показать людям, что «не сробел». Пропели молитву. Народ притих. Тесным полукругом он придвинулся к столу. – Я объявил, что, по желанию батюшки и православных, беседовать будем а крещении младенцев. По тому же желанию, беседовать станем покороче, без взаимных перебивок и от Слова Божия. Баптисты согласились с этими условиями и выразили свое удовольствие «потолковать» именно о крещении младенцев. Я начал говорить: – Господь Иисус Христос явился – Савлу, шедшему в Дамаск, и сказал ему: «встань и стань на ноги твои: ибо Я для того и явился тебе, чтобы поставить тебя служителем и свидетелем того, что ты видел, и что я открою тебе избавляя тебя от народа Иудейского и от язычников к которым Я теперь посылаю тебя, открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными » ( Деян. 26, 16 – 18 ст.). Из этих слов Господа ясно следует, что и после страданий Христовых в мире осталось два царства: «власть сатаны» и «власть Божия», – «тьма» и «свет». Также об этом свидетельствует Ап. Павел. Он говорит, что Бог Отец избавила нас «от власти тьмы» и ввел «в царство возлюбленного Сына Своего» ( Кол. 1, 13 ). «Царство возлюбленного Сына Божия» на земле осуществляется по мере возможности истинною Церковью Христовой. Это вытекает из учения Самого Спасителя, Который царство небесное уподобляет то полю, засеянному пшеницей и на котором выросли плевелы, то неводу, закинутому в море, то десяти девам – (Мф. гл. 13 и 25). Ясно, что плевелы могут расти и девы дремать лишь в Церкви земной, а не в небесном царстве, где не может быть никакой нечистоты ( Откр. 21 – 27 ). – Согласны вы с изложенным учением Господа и Его Апостолов? спросил я Михаила.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

А. Кордочкин Перевод с латинского P. Л. Шмаракова. Послание короля Сисебута сыну Тевдилану Автор публикуемого письма – вестготский король, вошедший на престол в 612 г. Сисебут был, безусловно, самым просвещенным из вестготских монархов, а кроме того, церковным писателем. Он скончался в 621 г. Сохранилось пять писем короля, одно из которых публикуется ныне. Основной его труд – «Житие и страдание святого Дезидерия», епископа Вьеннского, казненного в 607 г., одно из самых значимых произведений вестготской агиографии. Кроме того, Сисебут является автором стихотворения «Carmen de luna», посвященного свт. Исидору Севильскому , которого король очень почитал. В своем стихотворении Сисебут, скорбя о том, как мало времени государственные дела и войны с басками и кантабрами оставляют для созерцания и занятий литературой, рассуждает о солнечных и лунных затмениях. Публикуемое письмо в полной мере отражает традиционное представление о Сисебуте как о благочестивом правителе. Р.Коллинс предположил, что Тевдилан был незаконным сыном Сисебута, так как в момент смерти Сисебута его наследник Рекаред был еще ребенком. 684 Современный немецкий исследователь Г.Камперс пошел еще дальше, считая, что монашество Тевдилана не было добровольным, а стало следствием неудачного бунта против отца. 685 Камперс предполагает, что Тевдилан сбежал из монастыря после смерти отца и принял участие в борьбе за престол после смерти Сисенанда в 636 г., и 17-е правило VI собора в Толедо, запрещающее клирику претендовать на трон, имеет в виду именно адресата публикуемого письма. 686 Обращение короля Сисебута к сыну Тевдилану, когда тот отказался от мирского образа жизни и удалился в монастырь Кто всеми силами души не вознесет благодарение вам, кого Святой Дух, воспламенив, соделал Своими ревнителями? Кто, услышав об устремившихся в вечные царства, не станет превозносить их в исполненных веры похвальных словах? Ибо тогда вера подтверждается делом, когда по вере совершается доброе дело; и мы тотчас же признаем, что те, кто по собственной воле оставил земное, стяжали небесное.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Апостольская вера и неверие Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 41, 2004 26 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 41, 2004 Современный человек привык связывать веру с областью предположений, необоснованных мнений, недоказуемых гипотез. Вера воспринимается как неполноценное знание, потому что это знание нельзя проверить и оно не может быть общезначимо. Вера, тем самым, — это знание, которое всегда можно поставить под сомнение, знание зыбкое, эфемерное, не выдерживающее серьезной критики. Для библейского сознания дело обстоит противоположным образом. Вера по своему смыслу — твердыня, непоколебимое основание для человеческой жизни. Здание веры — не колосс на глиняных ногах, но дом, построенный на скале, который устоит перед разбушевавшейся стихией благодаря своему крепкому основанию. Вера человека — проявление силы, а не слабости. Во многих языках есть слово аминь, взятое из Библии без перевода. Оно звучит как решающее слово и не допускает никакой двусмысленности, сомнений. Именно в таком духе использует его Христос: Аминь, аминь глаголю вам, яко всяк творяй грех раб есть греха (Ин 8:34; в русском переводе: Истинно, истинно говорю вам). Аминь в переводе означает истинно. Древнееврейские слова аминь и эмуна (вера) — однокоренные. Иначе говоря, истина и вера в библейском языке — родные сестры. Вера Христова преподносится Апостолами не в виде системы предположений, а как явление истины такой важности и очевидности, что свидетели проливают свою кровь ради веры. Яркий пример мученического свидетельства веры во Христа — личность апостола Петра. Сам Христос дает нам целостный образ Апостола, когда нарекает ему имя Петр, что означает камень, точнее, скала. Вера во Христа, как твердыня, делает Апостола камнем, и этот камень будет иметь фундаментальное значение в строительстве дома Божия для всех народов (Мф 16:18). Нельзя сказать, что вера Петра — само совершенство. Эта вера знает взлеты и падения, причем от взлета до падения порой один шаг. Проследим этот шаг по Евангелию. Апостол Петр исповедует веру в Иисуса и свидетельствует Ему: Ты — Христос, Сын Бога Живаго (Мф 16:16). Этот взлет веры был назван от Бога блаженным состоянием: Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах (Мф 16:17). Христос пророчествует, что благодаря твердой как камень вере Апостол будет иметь основополагающее значение для Церкви и получит ключи Царства Небесного (Мф 16:18,19).

http://pravmir.ru/apostolskaya-vera-i-ne...

«Без откровения свыше народ необуздан...» ( Притч 29,18 ) Как прекрасно, когда человек или народ, имеет друзей среди Божиих друзей на небесах. Святые, которые любят и Бога и которые пострадали за Христа – друзья Его. Господь именно так и сказал апостолам – «Вы друзья Мои..». Одно из утверждений нашей веры в том, что святые в духовном мире свободно общаются с Богом как Его друзья и что они особенно усердно ходатайствуют за тех, кто их почитает и призывает, так же, как это делаете сегодня вы, обращаясь к святому Дунстану, вашему покровителю и защитнику. Ибо Господь любит тех, кто любит Его и исполняет их желания и отвечает на их молитвы. Если бы не было святых мужей и жен, перед которыми всегда витало видение невидимого Бога и Царства Божия, многие народы были бы необузданны и страдали, будучи слепы для невидимой реальности. Ибо как сказано и подтверждено историей – ..Без откровения свыше народ необуздан.. Однажды я спросил известного афонского монаха: – Скажи, отче, в чем твое главное духовное упражнение? – Он ответил: – Совершенное созерцание Божия присутствия со всеми его великими последствиями. С тех пор я постоянно пытался созерцать Божие присутствие. И сколь бы мало я не преуспел в этом, эта малость очень помогла мне хранить себя от грехов на свободе и не пасть в отчаяние в заключении. Однако есть шесть видений, определяющих наше поведение в земной жизни и судьбу нашего будущего. Первое: видение Бога, Который объемлет нас со всех сторон во времени и в пространстве; Второе: видение своей смерти и ее приближения; Третье: видение Христа, Его откровений, дел и страдания на земле и Его величественной небесной славы; Четвертое: видение бесов и их тонкого воздействия на души; Пятое: видение посмертного – воскресения и Страшного Суда Шестое: видение биллионов и биллионов очей ангелов и святых, которые смотрят на нас и ожидают, что мы присоединимся к ним. Без этих видений народ будет необуздан, как были необузданны Содом и Египет, Тир и Сидон, Вавилон и Рим, Монтесума и его народ. За то, что христианские народы не были необузданны, нужно благодарить многие святым душам, которые жили этими шестью видениями. Нужно благодарить за любовь и ходатайство пред небесным Престолом огромные воинства наших святых предков.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Беседа о честном Кресте. Св. Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского Мы – в преддверии праздника Креста: да ликует лик ангелов! Приближается зрелище Креста – род смертных да поклоняется! Возвышается божественная держава Креста – полчища бесов да обратятся в бегство! О, божественный Кресте, ангелов неизреченное созерцание, смертных похвала, царей держава! Как с живым, я хочу беседовать с тобою, виновником радости и победным оружием нашего спасения. Тобою отверзаются заключенные двери рая, тобою сокрушается держава смерти, тобою ад лишается добычи, тобою мертвые удостоиваются жизни, тобою разбойник ликует в раю, тобою сочетается небесное с земным, тобою – познание истины, тобою даровано крещение возрождения, тобою людям снискано оставление грехов, тобою запечатлен дар Святого Духа, ознаменованные тобою церкви именуются домами Божиими, тобою мы сподобляемся Тела и Крови Христовых, тобою удостаиваемся быть сынами Божиими и наследниками Царства небесного, тобою праздники и торжества наши просветляются и облистаются. Никакой язык не мог бы изобразить все то, что Христос Бог даровал чрез тебя роду человеческому. Зная и помня это, о, освященное и чтущее праздники собрание, с чистыми сердцами приступим облобызать чистыми устами чтимое и животворящее древо, на котором был вознесен Христос Бог наш, на котором распростер Он Свои, пробитые гвоздями, длани, на котором копьем пронзили христоубийцы Его Божественные ребра, на котором напоили Его уксусом, смешанным с желчью, – при чем мимоидущие кивали главами своими и с насмешкой говорили: уа, ины спасе, Себе ли может спасти ( Марк. 15:29, 31 )? Аще Сын есть Божий, да снидет ныне со креста, и веруем в Него ( Матф. 27:40, 42 ). Вот на что дерзнуло неблагодарное и ослепленное иудейское соборище, насладившееся благодеяниями Его Божественных чудес! Мы же будем с верою покланяться животворящим страстям Христовым, Его распятию, Его гробу, Его тридневному из мертвых восстанию, чтобы вместе с Ним воскреснуть и прославиться, если и пострадаем, как предрек сосуд избрания – божественный Павел ( Римл. 8:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010