XLIII. Поучение при освящении храма в новооткрытой, в г. Ревеле, женской общине 42 О значении новооткрытой общины для православных жителей г. Ревеля «Царство небесное подобно зерну горчичному, которое человек посеял на поле своём; царство небесное подобно закваске, которую хорошая хозяйка положила в замешанное тесто и оставила, доколе все скисло» В обеих этих кратких, но многосодержательных притчах евангельских, Господь наш Иисус Христос изобразил постепенное распространение Своего божественного учения и основание царства Божия на земле. Именно, как горчичное зерно, будучи меньше всех зёрен, когда прорастёт, то разрастается в обширное ветвистое дерево, в котором могут поместиться птицы небесные, и как закваска, положенная хозяйкой в замешанное тесто, так разрыхляет и поднимает последнее, что оно не только наполняет кадку, но идёт даже через край; так и царство Божие, или общество верующих во Христа, состоявшее сперва из небольшого числа учеников Его, постепенно, все более и более увеличивалось вследствие проповеди апостолов, и наконец, распространилось почти по всей вселенной... Невольно приходят на мысль эти краткие Евангельские притчи, при виде устрояемой в сем граде, зарождающейся монастырской общины, и под живым впечатлением только что освящённого в ней сего храма, как нельзя более подходящая к этим событиям. Ибо что такое новооткрываемая здесь эта община и устроенный в ней и освящённый ныне храм сей, как не подобие евангельского зерна горчичного? Как из сего зерна, при благоприятных условиях, вырастает обширное ветвистое дерево, так и из сей устрояемой общины, при помощи Божией, может, со временем, возрасти и, несомненно, вырастет великое дерево монашеского общежития, образуется целая женская обитель, если не будет к тому препятствий. Я сказал, – «если не будет к тому препятствий.» Потому, что одного зерна, как бы оно доброкачественно ни было, ещё недостаточно, чтобы из него выросло дерево, для сего нужна ещё благоприятная почва, нужна влага, нужно удаление сорных трав...

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

     Скачать (MP3 файл. Продолжительность 8:50 мин. Размер 8.5 Mb ) Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Человек мира, задумываясь о своей жизни, о ее цели и смысле, часто ищет ответ в самой жизни, но только в жизни внешней, в самом факте своего биологического бытия в этом мире. Ищет – и не находит ответа. И горько такому человеку, потому что «смерть пасет его» (ср.: Пс. 48: 15) на тучных полях суетливых забот. Но еще трагичнее, когда мы, христиане, ученики Христа и носящие имя Его, бываем тоже беспомощны пред этим вопросом и, как бы застигнутые врасплох его неожиданностью, ни примером личной жизни не можем никого убедить, ни слов достойных найти для ответа, потому что глухая стена личного греха и холодности сердечной скрывают от нас и смысл, и цель, и истину, и жизнь, и сам путь к жизни вечной – к Христу Спасителю. Но в благодатные дни поста, дни ожидания – и иногда томительного ожидания – Воскресения Христова нам дается возможность воочию видеть ответ на этот вопрос. Ибо на кресте мы видим спасительный плод совершенного смирения и святой любви – Господа нашего Иисуса Христа. Мы стоим у подножия древа крестного, ставшего для христиан древом смерти греха и древом жизни вечной. «Благо ходить в дом плача, нежели в дом пира» (ср.: Еккл. 7: 4), – говорит древняя мудрость. Ныне и храмы наши, но более сердца должны обратиться в дома плача, плача о своих грехах, о своем одиночестве без Бога, Которого мы, называя Господином своей жизни словом, не почитаем делом исполнения Его закона, ведущего к жизни, что обещана Им – жизни полной, вечной, жизни с избытком – Царства Небесного. Стоя у креста и вспоминая крестную цену нашего воскресения от греха, должны мы сами себя осудить, и каковы грехи наши, таким должно стать и покаяние. Если же нет ни сил, ни решимости, а, может быть, уже времени для покаяния, то остается нам еще одно средство – со смирением принимать посылаемые страдания и благодарить за них Отца нашего Небесного. Мы боимся страданий, понимая их по-житейски, видим в них только одну боль, от которой часто ищем забвения в царстве греха.

http://pravoslavie.ru/111202.html

Беседа 44. Евангелие от Матфея, глава 13, 1–23. «Притча о сеятеле» Сегодня мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж» по Евангелию от Матфея и мы приступаем к изучению 13-й главы. Тема сегодняшней беседы называется: «Притча о сеятеле». В целом почти все притчи связаны с темой «О Царстве Небесном». То есть об установлении теократического Божьего Царствия «яко на Небеси и на земли». Во всех проповедях Сына Божия тема о Царствии Небесном занимает центральное место. Суть притч об установлении Царства Бога – есть слова надежды, что однажды рухнут все формы человеческого правления и Земля (наша планета) подчинится всецело воле Создателя. Сказано: «И падет величие человеческое, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день» ( Ис.2:17 ). Мятеж, вспыхнувший в грехопадении наших прародителей с его печальными и трагическими последствиями, будет подавлен, и на новой Земле возникнет порядок, подобный тому, который царит на Небесах. Грехопадение наших прародителей есть земное продолжение мятежа, устроенного на Небесах дьяволом. И именно в таком смысле и надо рассматривать данный вопрос. Сказано: «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» ( 1Ин.3:8 ). Наступления Дня Господня не сулит ничего хорошего тем, которые не избрали для себя пути Господни. Сказано о таковых: «Горе желающим дня Господня! для чего вам этот день Господень? он тьма, а не свет, то же, как если бы кто убежал от льва, и попался бы ему навстречу медведь, или если бы пришел домой и оперся рукою о стену, и змея ужалила бы его. Разве день Господень не мрак, а свет? он тьма, и нет в нем сияния» ( Ам.5:18–20 ). Поистине! День Господень для неверующих будет великим потрясением, разочарованием и ужасом. И сегодня мы будем в притче рассуждать о разных группах людей в их реакции на проповедь Святого Евангелия. И мы читаем 1-й стих 13-й главы от Матфея: Мф.13:1–2 . «Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря. И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

В это время, то есть в год от Воплощения Господня 605, блаженный папа Григорий, находившийся в великой славе на престоле Римской апостольской Церкви в течение тринадцати лет, шести месяцев и десяти дней, умер и перешел к Престолу Царства Небесного. Нам приличествует более пространно рассказать о нем в нашей “Церковной Истории”, ибо своими неусыпными трудами он обратил наш народ, то есть народ англов, от власти сатаны к вере Христовой, и мы можем и должны по справедливости называть его нашим апостолом. Ибо, как только он стал править понтификатом всего мира и был поставлен над Церквями, давно уже обращенными к истинной вере, он сделал наш народ, до того времени поклонявшийся идолам, Церковью Христовой, так что мы можем применить к нему слова Апостола, а именно: «Если для других он не Апостол, то для нас он Апостол, ибо печать моего апостольства вы в Господе» ( 1Кор 9:2 ). Святой Григорий был родом римлянин; отца его звали Гордианом 1 . Он происходил от предков не только знатных, но и благочестивых 2 . Так, Феликс 3 , некогда епископ этого же апостольского престола, муж великой славы о Христе в Церкви, был его прапрадедом. Но и сам святой Григорий не менее преданно, чем его родители и родственники, поддерживал высоту веры. То высокое положение, которое, как казалось мирским людям, он занимал, с помощью Божественной благодати он полностью обратил к обретению славы Небесных почестей. Ибо, внезапно оставив мир, он устремился в монастырь, где стал вести жизнь столь совершенную и благодатную, что, как он позже свидетельствовал со слезами, душа его оставила далеко внизу все бренное 4 , поднялась над всем преходящим, не имела обыкновения помышлять о чем-либо, кроме Небесного, что, будучи еще удерживаема телом, она покидала узилище плоти в богосозерцании, что самую смерть, которая почти для всех является наказанием, душа его любила, словно вход в Жизнь [вечную] и награду за труд. Святой Григорий имел привычку это рассказывать о себе, не хвалясь преуспеянием в добродетелях, но скорее оплакивая ущерб, который, как ему казалось, он нанес себе по причине пастырского попечения. Так, однажды, разговаривая наедине со своим диаконом Петром, он перечислял прежние добродетели своей души и внезапно, опечаленный, добавил: «А ныне по причине пастырского служения мне приходится терпеть дела мирских людей; оставив славную красоту моего безмолвия, я оскверняюсь пылью земных деяний, и, когда ради снисхождения ко многим, я расточаю себя на внешнее, – после, устремляясь ко внутреннему, я, без сомнения, возвращаюсь к нему поврежденным. И так я обдумываю то, что претерпеваю, обдумываю и то, от чего отказался; и когда постигаю то, что потерял, моя ноша становится тяжелее» 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

Вмешательство Бога в историю. Возвращаясь к основным принципам античной философии, византийские гуманисты, противники св. Григория, приняли, по крайней мере отчасти, греческую концепцию замкнутого мира. Воплощение не занимало в нем реального места, а в истолковании того, что проистекало из него как следствие (таинства Церкви, познание Бога), они склонялись к символизму. Как мы увидим, определенные доводы в пользу такого взгляда они нашли в произведениях человека, которого сам св. Григорий Палама не мог не называть «великим Дионисием». Что касается учителя безмолвия, то его учение строилось на утверждении решающего вмешательства Бога в историю посредством Воплощенного Своего Сына, после которого уже невозможно говорить об абсолютной «непознаваемости» Божией и неизбежно приходится учитывать изменение, которое Бог внес в Свои отношения с человеком, открывшись ему актом Своего всемогущества. Именно это коренное изменение и отрицал «философ» Варлаам, когда ограничивал познание Бога лишь косвенным пониманием, «исходящим от тварей»: «Философ, – пишет о нем св. Григорий, – сообщил нам, что он считает самым совершенным видением Бога знание, отправляющееся от тварей, и что каждый человек обладает им в полной мере, если знает все видимые части мира и его скрытые силы.» Значит, человеку достаточно углубить свое «научное» познание тварей, чтобы узреть Бога! Значит, это видение зависит лишь от человеческого усилия, а не от благодати, «и однако же мы все познали Сына по гласу Отца, свыше сообщившего нам это знание ( Мф. 3, 16–17 ), и Сам Дух Святый, Сам неизреченный свет показал нам, что это воистину Возлюбленный Сын Отца; и Сам Сын явил нам имя Отца Своего и обещал, восходя на небеса, ниспослать нам Духа Святого, дабы Он всегда пребывал с нами ( Ин. 14, 16 ); и Сам Святой Дух снизошел, вселился в Нас, объявил нам всякую истину и наставил нас в ней (ср.: Ин. 16, 13 )». «Если обожение, – пишет далее учитель безмолвия, – есть только состояние разумной природы… то Христос, придя в мир, даде область чадами Божиими быти не только тем, кто поверит во имя Его ( Ин. 1, 12 ). Значит, обожение было достоянием всех языков даже до Его пришествия». «До воплощения Сына Божия, – утверждает он в Физических главах, – царство небесное было от нас так далеко, как небо отстоит от земли (ср.: Пс. 103, 11 ); но когда Царь Небесный пришел обитать среди нас, когда Он соблаговолил соединиться с нами, приближися нам всем Царствие Небесное ( Мф. 3, 2; 4, 17 )». Утверждать после Воплощения, что Бог остался неведом человеку, или говорить, что Его действия не ставят нас в соприкосновение с реальностью Его нетварной жизни, – значит уничтожать тайну христианства, «отказываться от царства, пришедшего в силе в день Преображения, по слову Господа ( Мк. 9, 1 )».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Глава 33 Цари иудейские: 14-й – Манассия и 15-й – Амон (Ср. 4Цар.21.1–26 ) 1–9. Время воцарения и продолжительность царствования Манассии; общий – нечестивый – характер первой половины его царствования; смешение истинного богопочтения с идолослужением. 10–13. Наказание Манассии пленом, раскаяние его и возвращение ему царства. 14–20. Укрепление Иерусалима, уничтожение идолов, возобновление законного богослужения и смерть Манассии. 21–25. Двухлетнее нечестивое царствование Амона и насильственная смерть его. 2Пар.33:1 .  Двенадцати лет был Манассия, когда воцарился, и пятьдесят пять лет царствовал в Иерусалиме, 2Пар.33:2 .  и делал он неугодное в очах Господних, подражая мерзостям народов, которых прогнал Господь от лица сынов Израилевых, 2Пар.33:3 .  и снова построил высоты, которые разрушил Езекия, отец его, и поставил жертвенники Ваалам, и устроил дубравы, и поклонялся всему воинству небесному, и служил ему, 2Пар.33:4 .  и соорудил жертвенники в доме Господнем, о котором сказал Господь: в Иерусалиме будет имя Мое вечно; 2Пар.33:5 .  и соорудил жертвенники всему воинству небесному на обоих дворах дома Господня. 2Пар.33:6 .  Он же проводил сыновей своих чрез огонь в долине сына Енномова, и гадал, и ворожил, и чародействовал, и учредил вызывателей мертвецов и волшебников; много делал он неугодного в очах Господа, к прогневлению Его. 2Пар.33:7 .  И поставил резного идола, которого сделал, в доме Божием, о котором говорил Бог Давиду и Соломону, сыну его: в доме сем и в Иерусалиме, который Я избрал из всех колен Израилевых, Я положу имя Мое навек; 2Пар.33:8 .  и не дам впредь выступить ноге Израиля из земли сей, которую Я укрепил за отцами их, если только они будут стараться исполнять все, что Я заповедал им, по всему закону и уставам и повелениям, данным рукою Моисея. 2Пар.33:9 .  Но Манассия довел Иудею и жителей Иерусалима до того, что они поступали хуже тех народов, которых истребил Господь от лица сынов Израилевых. 2Пар.33:10 .  И говорил Господь к Манассии и к народу его, но они не слушали.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава вторая О скорбях, страданиях и труде 1 Любовь нашего Небесного Отца да будет с вашими душами, чтобы, оживотворяемые ею, вы сотворили послушание Его жизнеподательным заповедям. Желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы 47 . Поскольку вы, посвятив себя ангельскому житию, последовали за Спасителем Христом, то величайшим вашим долгом является терпение скорбей, которые происходят либо от естества, либо от лени, либо от грехов, либо от людей. Раз мы желаем жить жизнью по Христу, то должны быть послушными воле Божией, потому что все приходит от Бога, а если от Бога, то является Божией волей. Небесный Отец так предписывает, и мы не послушаем Его? Разве мы не возгласим вместе с блаженным Иовом: как угодно было Господу, так и сделалось; да будет имя Господне благословенно? 48 Терпением и благодарением Бога мы показываем послушание Божественной воле. И разве слушающийся Бога не удостоится уже здесь стяжать в себе вечную жизнь? Да, он будет жить во веки веков! Итак, будем подвизаться. Отточим наши души камнем терпения, чтобы принести Богу благоугодное дело. Скорби, болезни, огорчения, искушения – ничто из этого да не отлучит нас от любви Христовой. 2 Много у нас огорчений, чадо мое, но блажен тот, кто с терпением и благодарением переплывает море скорбей настоящей жизни. Да, мы должны благодарить Бога, Который посредством этих скорбей приуготовляет нашу бессмертную душу, чтобы она стала наследницей вечных благ Небесного Царства! Господь наказывает для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его 49 . Через разнообразные скорби соделывается в нас полнота вечной славы! 50 Посему не нужно и даже вредно роптать во время наказания Господня, но для каждой души полезно совершенное послушание Целителю душ и телес наших, Который во время различных скорбей врачует невидимую душевную рану со святой целью – даровать здравие или сердечное очищение от бесчестных страстей. Такого премудрого духовного Врача мы обязаны непрестанно благодарить на деле – так, чтобы не огорчать Его никакими грехами.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

Глава третья. Цель Христова пастырства § XIV. Царствие небесное Спасителя есть не земное а чисто духовное После того как мы присутствовали при первоначальном зарождении единственного из человеческих дел, которое возникло не помимо сознания Его Основателя, должно перейти к стороне положительной и материальной. – Но здесь, судя по всему, первый вопрос есть отнюдь не методический, спрашивающий: как Спаситель вел дело основанного Им христианского пастырства. Как бы там ни казалось, но более кардинальным является вопрос о цели, для которой основано христианское пастырство. И в этом случае, начиная с критической стороны мы встречаемся с взглядом, который принято считать явившимся в 18 в.; здесь высказал его Реймарус и обнародовал в Вольфенбюттельских фрагментах. Реймарус полагает, что цель пастырства Иисуса Христа есть Царство Божие, Царство Небесное, но под этим царством нужно разуметь не то, что разумеют «ортодоксальные» богословы, – не царство духовное, а царство земное, наступления которого ждали Евреи. Аргументация, которою обставил Реймарус это оригинальное мнение представляет нечто замысловатое и по местам довольно искусное. Он указывает во 1-х на то, что во время Своей проповеди Спаситель постоянно говорил о Царстве Божием, но или с той стороны, что Он принес его, или с той, что оно не замедлить возникнуть, или с той, как оно будет распространяться, – словом сказать, со всех возможных сторон; но того, в чем оно заключается и как его представлять по существу, этого Он не указывал. А если Он не касался этого, то, значит, и не считал нужным по общеизвестности дела; таким образом, значит, давал полное право и возможность подкладывать под идею Царства Божия своим слушателем те представления, которые существовали у них раньше. А так как тогда существовало представление о Царстве Божием как о царстве земном, какого представления держались бесспорно все евреи; то, следовательно, и Сам Спаситель разумел под ним царство земное. Во 2-х, Иисус Христос, посылая учеников на проповедь, ничего не говорит им об уничтожении предрассудков Еврейского народа в их представлении о Царстве Божием.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sollert...

Досточтимый Беда. Житие святого Григория Великого. Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 30, 2001 22 июля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 30, 2001 В это время, то есть в год от Воплощения Господня 605, блаженный папа Григорий, находившийся в великой славе на престоле Римской апостольской Церкви в течение тринадцати лет, шести месяцев и десяти дней, умер и перешел к Престолу Царства Небесного. Нам приличествует более пространно рассказать о нем в нашей “Церковной Истории”, ибо своими неусыпными трудами он обратил наш народ, то есть народ англов, от власти сатаны к вере Христовой, и мы можем и должны по справедливости называть его нашим апостолом. Ибо, как только он стал править понтификатом всего мира и был поставлен над Церквями, давно уже обращенными к истинной вере, он сделал наш народ, до того времени поклонявшийся идолам, Церковью Христовой, так что мы можем применить к нему слова Апостола, а именно: если для других он не Апостол, то для нас он Апостол, ибо печать  его  апостольства — мы  в Господе (ср. 1 Кор 9:2). Святой Григорий был родом римлянин; отца его звали Гордианом 1 . Он происходил от предков не только знатных, но и благочестивых 2 . Так, Феликс 3 , некогда епископ этого же апостольского престола, муж великой славы о Христе в Церкви, был его прапрадедом. Но и сам святой Григорий не менее преданно, чем его родители и родственники, поддерживал высоту веры. То высокое положение, которое, как казалось мирским людям, он занимал, с помощью Божественной благодати он полностью обратил к обретению славы Небесных почестей. Ибо, внезапно оставив мир, он устремился в монастырь, где стал вести жизнь столь совершенную и благодатную, что, как он позже свидетельствовал со слезами, душа его оставила далеко внизу все бренное 4 , поднялась над всем преходящим, не имела обыкновения помышлять о чем-либо, кроме Небесного, что, будучи еще удерживаема телом, она покидала узилище плоти в богосозерцании, что самую смерть, которая почти для всех является наказанием, душа его любила, словно вход в Жизнь и награду за труд. Святой Григорий имел привычку это рассказывать о себе, не хвалясь преуспеянием в добродетелях, но скорее оплакивая ущерб, который, как ему казалось, он нанес себе по причине пастырского попечения. Так, однажды, разговаривая наедине со своим диаконом Петром, он перечислял прежние добродетели своей души и внезапно, опечаленный, добавил: “А ныне по причине пастырского служения мне приходится терпеть дела мирских людей; оставив славную красоту моего безмолвия, я оскверняюсь пылью земных деяний, и, когда ради снисхождения ко многим, я расточаю себя на внешнее, — после, устремляясь ко внутреннему, я, без сомнения, возвращаюсь к нему поврежденным. И так я обдумываю то, что претерпеваю, обдумываю и то, от чего отказался; и когда постигаю то, что потерял, моя ноша становится тяжелее” 5 .

http://pravmir.ru/dostochtimyiy-beda-zhi...

Если обижает тебя неверный, то отрекись и от имения своего;  ЕСЛИ ЖЕ СОГРЕШИТ ПРОТИВ ТЕБЯ БРАТ ТВОЙ , по вере имеющий с тобой одного Отца Небесного – Бога, и одну матерь – Церковь , если он станет соблазнять тебя неправым учением, неправыми мыслями, развращающими словами, погибельным примером, если он причинит тебе без вины обиду, нанесет оскорбление и тем свяжет свою душу грехом, то не оставляй его без братского о нем попечения, пожалей его,  ПОЙДИ  к нему; оскорбивший, соблазнивший тебя от стыда неохотно пошел бы просить у тебя прощения; ты не жди, когда он придет к тебе, – сам пойди к нему; от гнева и стыда он находится как бы в болезненном усыплении; ты – здоровый, и пойди к нему, больному;  И , чтобы врачевство твое скорее и удобнее могло быть принято, не обвиняй, не укоряй его, но только ОБЛИЧИ ЕГО , напомни ему о грехе его, объясни ему то зло, какое может произойти из его поступка или из его ложного мудрования, обличи наедине  МЕЖДУ ТОБОЮ И ИМ ОДНИМ , дабы обличение его в присутствии многих свидетелей не показалось ему тяжелым; обойдись с ним с любовью, осторожно, благоразумно и терпеливо. Дружеское обличение, «чистое и смиренное», согретое братской любовью, идущее от сердца того, против кого согрешил обличаемый, часто бывает действительнее всяких законных взысканий и лучше всяких наказаний исправляет его. Если ты, имеющий право требовать от него удовлетворения за обиду, являешься перед ним с заботой о спасении его, то и он скорее устыдится, когда увидит, что ты обличаешь его не с тем, чтобы отомстить, но чтобы исправить. ЕСЛИ ПОСЛУШАЕТ ТЕБЯ , если сознается в своем грехе, если осудит себя и смирится, то ты уже сделал два дела: и себя оправдал в его глазах, и его с собою примирил, ТО ПРИОБРЕЛ ТЫ БРАТА ТВОЕГО; сберег его для Бога, для себя и для Церкви и Царства Небесного, которого он из-за своего греха лишился бы. Как бы ни был он несправедлив к тебе, заботься больше о его спасении, чем о своем оправдании. Без сомнения, тебе придется пожертвовать своим самолюбием, может быть, выслушать и оскорбление. Зато разве не велика будет тебе награда, если спасешь погибшую овцу, о которой так нежно заботится добрый Пастырь? ЕСЛИ ЖЕ НЕ ПОСЛУШАЕТ брат твой, не сознается в своем грехе, будет упорствовать в своем заблуждении, во вражде против тебя, не оставляй его и в этом положении; ты был слаб, когда один увещевал его, будь сильнее при помощи других, ВОЗЬМИ С СОБОЮ ЕЩЕ ОДНОГО ИЛИ ДВУХ , но не больше, и обличи его перед этими свидетелями, чтобы они подкрепили твое слово, приняли участие в увещании обличаемого, ДАБЫ УСТАМИ ДВУХ ИЛИ ТРЕХ СВИДЕТЕЛЕЙ ПОДТВЕРДИЛОСЬ ВСЯКОЕ СЛОВО , как заповедано в Писании (мысли Никанора, архиеп. Херсонского).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010