архимандрит Константин (Зайцев) Скачать epub pdf Часть вторая Лекция Первая. Церковь – Царство Благодати Благодать! Это слово буквально не сходит с уст молящегося: его нарочито внедряют в нас ежедневные молитвы, с младенчества, облекающие наше сознание в плоть к Богу обращаемого слова, отображающего Бога Слово. Всмотритесь в утренние и вечерние молитвы установленного Церковью правила вы поразитесь, как часто, как постоянно и неуклонно, возвращает молитва нашу мысль к слову «благодать». Вдумайтесь и в то, что имя «благодать» дано было велением Неба величайшему из рожденных женами, пророку, предтече и крестителю Господню, находящемуся на пороге Ветхого и Нового Заветов. Обратите вместе с тем внимание на то, как редко употреблялось слово «благодать» в Ветхом Завете и как нарочито умножает, как бы в квадрат возводит, заключающееся в нем содержание другой Иоанн Богослов, в первых же строках своего Евангелия: «благодать на благодать». Не определяется ли этим самая духовная природа Завета Нового? Так оно и есть: «царством благодати» именуем мы новозаветную жизнь, в отличие от ветхозаветного «царства закона», подготовившего человечество к принятию благодати новозаветной и «Царства Славы», которое в Вечности сменит наш временный мир. Задумайтесь и над тем, что только наш церковно-славянский язык, а через него и русский, слово «благодать» восприняли, как нечто совершенно особое, неким мистическим содержанием насыщенное и отдельное, не допускающее никакого сближения с другими, казалось бы, тесно соседствующими, даже однозначными явлениями. В языках европейских нет соответственного особого слова, почему и приходится, для уточнения понятия «благодать» употреблять слово греческое: иначе сливается «благодать» с милостью вообще, с благотворением, с благословением, с благоволением и т.д... Лишний раз, с нарочитой силой, можем мы сказать, каким мы, русско-православные, сокровищем обладаем, в нашей верности своей Церкви. Церковь живет и дышит Божией благодатью. Так было от самого ее возникновения. Но лишь постепенно Церковь до конца осознала и вразумительно разъяснила верующим природу благодати и пути ее воздействия на верующих. Церковь изначала говорила о благодати: «Будучи сухим деревом, мы никогда не плодоносили бы без небесного дождя благодатного», учил св. Ириней Лионский . «Благодать в своих благодеяниях всегда идет впереди нас», учил св. Иоанн Златоуст . Церковь не переставала изливать на своих чад потоки благодати. Но специально богословствовать о благодати Церковь начала лишь в V веке в связи с обнаружившимися тогда лжеучениями, требовавшими отпора.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

Беседа в неделю сыропустную Сказана в Донском кафедральном соборе в 1846 году Нощь убо прейде, а день приближися; отложим убо дела темная и облечемся во оружие света. Рим.13:11,12 . Слова из читанного сегодня Апостольского послания. Св. Апостол Павел пишет таким образом к Римлянам: нощью называя время жизни их в неверии, а днем – состояние в христианстве, в которое вступили они, бывшие недавно иудеи и язычники. Св. Церковь , распределяя свои чтения из Слова Божия, по соображению со днями, назначила чтение сих Апостольских слов в настоящий недельный день в самом преддверии Великого поста с тем, без сомнения, дабы напомнить нам, братия мои, что время бывших перед сим веселостей мирских было временем похожим на ночь, а приблизившийся пост святой есть время дня и света, время истинного делания, исполнение дел благочестия. «Довлеет вам, – пишет другой Первоверховный Апостол ко христианам, также новообратившимся из идолопоклонства, – довлеет вам мимошедшее время жития, волю языческую творившим, хождшим в нечистотах, в похотях, в пьянстве, в козлогласованиях» 67 . В самом деле, инде, не у вас, бывающие на прошедших днях между христианами особенные веселости, по мнению нравонаблюдателей, суть остатки еще языческих обычаев, в которых живали древние наши предки по плоти. Обычаем сим доселе платятся как бы оброки какие несколько дней в году, подобно как оброцы греха смерть, по слову Апостольскому 68 . Но теперь, говорим, время их уже прошло и у христиан: приблизились другие, святые дни христианского жития. Стоя ныне на пределе того и другого времени, размыслим мы, слушатели, по разуму слов Св. Апостола, взятых сегодня за основание беседе, что в самой вещи, когда бы то ни было, жизнь несообразная с Евангелием, жизнь греховная, подобна времени ночному, – состоянию мрака и опасностей. Сегодня, для краткости, слово только о нощи. Во тьме ночи все видимые днем предметы скрываются от очей наших, и ничего видеть нам нельзя, кроме того только, что слабо, изблизи освещается искусственными светильниками нашими: так и для ума нашего в собственном его мраке, в каком он бывает при греховной жизни, исчезают из вида прекрасные произведения Божии и явления не только царства благодати, Царства Божия, Небесного, но и видимой природы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Выпуск первый. 1906г. Кто должен быть в Государственной Думе. 1 Люди русские, православные! Братья-сограждане! Снова открываются в отечестве нашем предвыборные собрания пред созывом Государственной Думы. Вы пригласили в настоящее собрание ваше служителя Церкви Божией, вы начинаете его молитвой. Господи, благослови! Припоминаются нам при этом случаи, когда первым христианам приходилось избирать из среды своей тех или других лиц, облечённых общественным доверием; во всех таких случаях мы видим горячую молитву христиан и пристрашливую, спасительную насторожённость, чтоб избранными оказались «люди изведанные, исполненные Святого Духа и мудрости» ( Деян. 6:3 ). Что же иное может сказать и пожелать пастырь Церкви в напутствие и вашему великому и ответственному делу? Но уместно ли в этом деле слово молитвы и особенно слово поучения пастырского? Вот вопрос, который слышится ныне нередко, вызывает тревогу и недоумение у многих. Ответ на него вместе с тем будет поучением и для вас, возлюбленные братья и сограждане, в настоящем собрании. Пастырь Церкви, призванный для молитвы и слова церковного учительства, как таковой, конечно, не может и не должен выступать, как член, служитель и радетель определённой той или другой политической партии: иначе слово его будет мало авторитетно и действенно; оно может быть, естественно, заподозрено и обвинено в партийной окраске, в вольном или невольном пристрастии. Пастырь есть служитель и радетель иного великого и вековечного союза – Церкви Христовой, сей скинии истинной, юже водрузи Бог , а не человек ( Евр. 8:2 ). Он провозвестник царства Божия на земле, по завету Пастыреначальника, Который с первого же дня служения Своего человечеству «начал проповедать и говорить: покайтеся, приблизилось царствие небесное» ( Мф. 4:17 ); посему и пастырь Церкви, прежде всего, и более всего есть слуга и гражданин этого именно царства. Значит ли это, однако, что для него уже совсем не существует царство земное, человеческое? Значит ли это, что все запросы, нужды и явления текущей человеческой жизни для него совершенно безразличны, так что ни думать, ни говорить о них, ни интересоваться ими для него не нужно, не полезно и даже непозволительно?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Глава 12. Книга Пророка Ионы 49. Сведения о пророке Ионе и время его служения Пятая книга в ряду меньших пророков содержит слово Господне Ионе, сыну Амафиину ( Ион 1:1 ). В четвертой книге Царств упоминается Иона, сын Амафиин, пророк от Гефаховера, предсказавший исполнившееся при Иеровоаме II восстановление древних пределов царства Израильского от входа Емафова даже до моря Аравитского или Мертвого ( 4Цар 14:25 1132 ). Отсюда очевидно, что Иона был сын Амафии или Амитая из Галилейского города Геф-Офера, в колене Завулоновом (Иис. Нав. 19:13 1133 ). Блаженный Иероним говорит, что этот город незначительный, лежит в двух милях от Диокесарии или Лидды на пути в Тивериаду; – и что там в его время показывали гроб этого пророка (Praefat. in Jonam). Турки чтут это место и никому не дозволяют в обуви спускаться в гробовую пещеру Святого Ионы. Поскольку пророчество Ионы о восстановлении древних пределов царства Израильского, по указанию четвертой книги Царств, исполнилось при Иеровоаме II (царств. 842–801 г. до Рождества Христова): то очевидно оно произнесено раньше сего времени, вероятно при отце Иеровоамовом Иоасе (858–842 г. до Рождества Христова), когда царство Израильское вступило в борьбу с царством Сирийским, но не могло одержать над ним решительного перевеса, и следовательно имело нужду в одобрении и подкреплении извещением о благополучном исходе начатой войны. К этому же времени надобно относить изложенное в сей книге путешествие Ионы в Ниневию с проповедию покаяния; потому что: 1) Ниневия была еще городом великим, на три дня ходьбы ( Ион 3:3 ), каковой она едва ли осталась после разрушения Мидянами под предводительством Арбака за 800 л. до Рождества Христова; – и 2) жители ее и царь настолько еще сохранили чувство страха Божия, что по одному слову пришедшого вестника или пророка назначили всеобщий пост и исполнили его со всею строгостью не по внешности только, но по исправлению своей жизни; что едва ли вероятно после того, как Ниневия понесла самое суровое наказание от руки Арбака конечно за грехи, требовавшие небесного отмщения и воздаяния?!

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Глава 4 1–42. Христос среди самарян. – 43–54. Возвращение Христа в Галилею. Ин.4:1 .  Когда же узнал Иисус о дошедшем до фарисеев слухе, что Он более приобретает учеников и крестит, нежели Иоанн, – Ин.4:2 .  хотя Сам Иисус не крестил, а ученики Его, Ин.4:3 .  то оставил Иудею и пошел опять в Галилею. До фарисеев дошло известие о том выдающемся успехе, какой имела в Иудее деятельность нового Крестителя. Эти фарисеи могли обратить внимание иудейских начальников на Христа, и потому Христос, зная, что час Его страданий еще не пришел, не нашел нужным преждевременно вступать в споры с фарисеями и прекратил Свою деятельность в Иудее. Это Он мог сделать без ущерба для приготовления людей к принятию Царства Небесного, так как Иоанн Креститель продолжал свою проповедь о приближении этого Царства и по-прежнему совершал крещение покаяния. Евангелист при этом замечает, что Христос Сам лично не крестил, предоставляя это дело Своим ученикам. Это объясняется тем, что «приготовительное крещение к Царству не могло совершаться Лицом, положившим начало этому Царству» (Эдершейм, с. 492). Затем тут же замечается, что удаление Христа в Галилею, о котором начинает говорить евангелист, было вторичное: первое удаление или возвращение имело место после принятия Христом крещения от Иоанна в Иордане ( Ин.1:43 ). Ин.4:4 .  Надлежало же Ему проходить через Самарию. Для своих читателей, которые не имели достаточно ясного представления о географии Палестины, евангелист замечает, что Христу при Его путешествии в Галилею нужно было пройти через Самарию. Таким путем скорее всего можно было достигнуть Галилеи (когда отношения между иудеями и самарянами обострялись, то иудеи ходили в Галилею окольными путями: или по западному берегу Иордана, или даже восточным берегом этой реки). Ин.4:5 .  Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. (О Самарии, самарянах и об отношении иудеев к самарянам см. комментарии к Мф.10:5 ; Лк.9:52 ; 4Цар.17:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава III. Таинство Покаяния 1. Символика Таинства В Таинстве Покаяния человек поставляется перед реальностью жизни Царства Божия, близкой его душе, но которую он утрачивает через грехи, совершаемые после Крещения. Основанием для совершения Таинства является призыв Христа Спасителя: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» ( Мф. 4:17 ). При совершении Таинства Покаяния особое значение придается молитве пастыря и его духовной силе воздействия на душу согрешившего человека. Пастырь, как Херувим с пламенным оружием у дверей рая ( Быт. 3:24 ), возбраняет вход в жизнь Царства Божия нераскаявшимся грешникам. Для совершающих покаянное делание он ходатай о прощении грехов и примирении с Богом. При очищении от грехов сердца человека, священник – свидетель восстановления его завета с Богом, его обещания доброй совести и жизни. Своей молитвой, отеческим болезнованием о спасении человека, словами богооткровенного учения Церкви священник-духовник помогает кающемуся довести свое покаянное настроение до решительного завершения в Таинстве – прощения грехов и способности прикоснуться благодатной жизни Церкви, к выявлению для себя воли Божией. Со своей стороны кающийся христианин прилагает усилие и труд восстановить духовные силы и верность Богу, поколебавшиеся от совершенных грехов. Кающийся христианин просит у Бога благодатной помощи видеть свои грехи, чтобы через слово исповедать их перед Богом в присутствии священника и тем самым оторвать грех от своего сердца. Душа человека, сознающего свою вину перед Богом, предстает тогда пред Ним, и Спаситель Христос освобождает ее от греха, исповеданного и ненавистного христианину. Прощение грехов согрешившему подается через молитву и священнодействие священника, получившего от Христа благодать прощать грехи на земле, чтобы они были прощены на Небе. Наряду с отпущением грехов покаявшемуся в Таинстве подается оправдание и освящение благодатию Божиею. Грех не только прощается, но полностью изглаживается из жизни человека, перестает тяготить душу человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Доклад, читанный (на английском языке) на 2-ой англо-русской студенческой конференции в St. Albans 30 декабря 1927 года. Божественная литургия св. Иоанна Златоуста начинается возглашением: «благословенно царство Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков». И, может быть, нет другого выражения, которое бы чаще повторялось в церковных возгласах, нежели прославление Божия царства, державы, славы. Церковь в своих тайнодействиях и священнодействиях, славя царство Божие, возвещает, вместе с тем, и о его наступлении, выражает свое сокровенное ведение о нем. В том же смысле надо понимать и постоянное возглашение в Церкви евангельских блаженств, предваряемых молитвою: «во Царствии Твоем помяни нас Господи», непрестанное повторение молитвы Господней, в которой сердцевину составляет: «да приидет Царствие Твое». На литургии при Великом входе, при перенесении приготовленных даров с жертвенника на престол также произносится ряд разных поминовений: «да помянет Господь Бог во Царствии Своем». Подобное же значение имеют и моления в погребальных службах о даровании Царства небесного, как и то напутственное пожелание, которое обычно творится о покойниках: Царство ему небесное! В этом восклицании выражается надежда и молитвенное пожелание, дабы совершилось спасение души усопшего. Во всем этом словоупотреблении содержится целая гамма разных оттенков в понимании смысла Царствия Божия и преподается непрестанное, хотя до сжатости своей почти молчаливое о нем научение. В православном вероучении доктринально вопрос о Царствии Божием совершенно не занимает того исключительного места, какое он получил в новейшее время преимущественно в протестантизме, и однако эта идея есть тот воздух, которым дышит молитвенная жизнь в Православии. В сокровенных своих устремлениях оно проникнуто его исканием «прежде всего», по слову Господа: «ищите прежде всего Царствия Божия, и прочее приложится вам». В учении о Царствии Божием, может быть, самым важным и трудным является это разграничение Ц. Б. от «прочего», что с ним неким образом связано, ибо к нему прилагается, но вместе с тем и противополагается. И решающее значение получают эти оттенки, не тона, но полутона, большее или меньшее ударение на той или иной мысли. И различие между разными тонами учения о Ц. Б. относится не столько к содержанию учения, которое остается общим для всего христианского мира, сколько к этим ударениям.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Заключение Храм и богослужение есть олицетворение, осуществление всего христианства: тут в словах, в лицах и действиях возвещается всё домостроительство нашего спасения, вся священная и церковная история, вся благость, премудрость, верность и неизменяемость Божия… правда и святость Его, вечная сила Его. Тут чудная во всем гармония, изумительная логическая связь в целом и частях: это истинная божественная премудрость, доступная простым, любящим сердцам» 1357 . Эти слова святого праведного Иоанна Кронштадтского выражают суть православного богослужения как школы молитвы, богословия и богомыслия. Все элементы богослужения, включая убранство храма, возгласы священника и пение хора, подчинены единой цели – настроить верующего на молитвенный лад, способствовать тому, чтобы его ум и сердце соединились с Господом. Если православное богослужение в целом можно назвать школой богословия и богомыслия, то Божественная Литургия является таковой по преимуществу. Она научает тайнам Царства Небесного, потому что сама является иконой этого Царства, наиболее полным отображением небесной реальности в земных условиях, явлением трансцендентного через имманентное. В Царствии Божием отпадут символы, останутся только реальности. Там мы не будем причащаться Тела и Крови Христовых под видом хлеба и вина, но будем «истее» причащаться Самого Христа – Источника жизни и бессмертия. Но, хотя изменится вид, образ, форма нашего приобщения к Богу, не изменится его сущность: это всегда будет личная встреча человека с Богом, причем человека не изолированного от других, но находящегося в общении с другими. В этом смысле справедливо говорится о том, что Литургия, совершаемая на земле, – лишь часть той непрестанной Литургии, которая совершается человеками и ангелами в Царстве Небесном. Служение Литургии – творческий акт, в который вовлечена вся полнота Церкви. Текст Литургии всегда один и тот же, но каждая Литургия дает возможность пережить его по-новому, а следовательно, и заново пережить встречу с живым Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Русские и сербы воевали вместе за Крест Честной и Свободу Златую» Сербы, помните соколиные белоснежные оклеветанные крылья, которые закрыли Вас от демонов войны 12.04.2022 760 Время на чтение 7 минут Фото: Из интернет-источников В центре казачьего края в 1999 г. организовано югославское общество «Юговичи» в год бомбардирования НАТО альянсом Югославии. Святитель Николай Сербский утверждал: «Именно Косово сделало сербов великим народом. Оно – наша национальная Голгофа, но в то же время наше национальное воскресение, духовное и нравственное». Царь Лазарь выбрал за целый сербский народ: Царство Небесное, так как «царство мирское преходящие. Царство Небесное вечно». Св. Николай Сербский говорит: «Поражение и гибель для православной Сербии явилось духовной победой». «Поэтому для сербов Видовдан – день гибели земного " Сербского царства " . Но вместе с тем – это и день памяти великого жертвенного подвига, победы Царства Небесного над царством земным, победы Вечной Жизни над преходящей, победы жертвенной любви над законами тленного мира». Сербы, живущие на Кубани, выбрали поэтому название «Юговичи» для сербской диаспоры. Многие сербы здесь женились на русских женщинах, родились у нас дети и стали едины по крови с русским народом. Сербы и русские разделяют радость, что живёт и здравствует Республика Сербская в Боснии и Герцеговине. Нельзя забывать, какой ценой далась свобода сербам на Балканах. Всё началось 1 марта 1992 г. с расстрела сербской свадьбы перед старой православной церковью Преображения Господня в г.Сараево, где обвенчались Милан Гардович и Диана Тамбур. На них напали Мухамед Швракич (сын основателя вооружённого формирования боснийских мусульман в Сараеве « Зелёные береты » ), Суад Шабанович, Таиб Торлакович и 29-летний Рамиз Делалич – участник «Зелёных беретов», которые расстреляли свата Николу Гардовича и ранили священника Раденко Миковича, сожгли сербский флаг. Однако к ответственности за нападение группу лиц с Делаличем не привлекли. Правительство Боснии во главе с Алией Изетбеговичем провозгласило независимость республики. По всей Боснии и Герцеговине мусульмане принялись резать сербов и брать под контроль городские центры. Это было несложно – сербы из Боснии составляли меньшинство городского населения, и Югославская народная армия, пребывавшая в растерянности, не оказывала им никакой поддержки.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/04/12/ru...

Закрыть «Верующая русская душа тяготеет к самодержавной форме правления» По словам митрополита Вениамина, путь к восстановлению монархии в России лежит в религиозно-духовном преображении русской души Митрополит Вениамин (Пушкарь)   08:56 27.06.2022 1645 Фото: Из интернет-источников «Дорогие братья и сестры, участники конференции, посвященной столетию Приамурского Земского Собора! Поздравляю всех Вас с юбилейной датой нашего святого желания и надежды на то, что многострадальный русский народ вернется на свой прежний исторический путь, по которому он шел на протяжении многих веков под знаменем монархического самодержавного правления!», - говорится в поступившем в редакцию РНЛ обращении митрополита Вениамина (Пушкаря) к участникам конференции, посвященной 100-летию Приамурского земского собора. «Никакое правление на земле не сравнится с теократическим правлением, в котором Бог Любви и Добра и Милосердия является Царем Неба и земли. Но теократия для нас, грешных, является идеалом на земле, к которому мы должны стремиться, духовно преображаясь. К идеальному же Царству, в котором Бог будет всяческая во всем, мы должны идти путем монархического правления, на который указал нам в Святой Библии Сам Господь через библейского судью и пророка Самуила», - говорится в послании. Православие - душа русского патриотизма «Установленная Богом монархическая система правления является не столько политической, сколько религиозной. Вот почему верующая русская душа тяготеет к самодержавной форме правления. Ведь задача монарха, Помазанника Божьего заключается в созидании царства на земле по образу Царства Небесного. Это нерелигиозному человеку трудно понять. Вот почему, борясь с Самодержавием, революционеры старались убить религиозное чувство в русском народе», - подчеркивается в документе. «Итак, - пишет владыка, - путь к восстановлению монархии в России я вижу в религиозно-духовном преображении русской души. Пусть же Ваше доброе деяние напомнит всем нам, как надо жить, по какому пути надо идти и к чему нам надо стремиться».

http://ruskline.ru/news_rl/2022/06/27/ve...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010