ТЕЛО Бойся же, человек, осквернять свое тело чем бы то ни было: оно – Божий храм; оно – не твоя собственность, потому что создано Богом, и главное – куплено вместе с душой твоей ценою Крови Сына Божия. Потому-то и обитает в нас Дух Божий, что мы – не свои, а собственность Сына Божия. Будем держать себя в чистоте, приличной всеочищающему всесовершенному животворящему Духу (2). Хочешь ли доказать самым ясным образом истину нашего воскресения из мертвых и образ воскресения – читай 15-ю главу Первого послания апостола Павла к Коринфянам, 50-й стих: плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления. Царство Божие совсем отлично от царства человеческого, земного. Как Бог есть Дух, то и Царство Его совершенно духовное, и подданные этого Царства – тоже существа духовные. Плоть и кровь, вообще все тленное, не может иметь места в этом царстве. 53-й стих: ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в безсмертие. Боже мой! Какое чудное превращение уготовляешь Ты нашим телам. Мое тело из тленного и преходящего обратится в нетленное и вечное, из смертного и удоборазрушимого – в бессмертное и никогда, во веки веков, ничем не разрушимое. Итак, мне, земле и пеплу, предстоит вечное бытие? Так, вечное, но оно может быть двоякое: блаженное или мучительное (2). Тела человеческие – это храмины, домы, в которых живут существа небесного происхождения. Храмины эти тленные, а существа, в них живущие, вечны. Если храмина разрушится, они все-таки будут живы и целы и войдут в другую, вечную, нерукотворенную храмину, только на небе. Мы должны всей душой желать этого небесного жилища как потому, что оно светоносное и вечное, так особенно потому, что, живя в этом грубом, бренном теле, мы стоим в некотором отдалении от Господа, потому что не можем видеть Его, Его Царства, сынов этого славного Царства, равно как многих других предметов мира духовного, а можем только верой приближаться к Нему и усвоять душе своей истины этого мира. Поэтому нам приятно желать лучше выйти из тела и войти ко Господу: душа, отрешившись от тела как вещественной оболочки, скрывающей от нас мир духовный, будет тогда созерцать, если удостоится, и Господа, и святых Ангелов, и святых человеков – словом, мир духовный представится ей тогда во всем своем свете. Так как и живя на земле, в теле, и отходя с земли или разрешаясь от тела, мы равно принадлежим Богу, Который праведен и свят, то и стараемся, живя ли в теле, или разлучаясь с ним, быть благоугодными нашему Господу и будущему Судии: «всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» ( 2Кор. 5:10 ) (2).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Именно из-за несовершенства человеческой души, ее греховности и порочности, и недостатков характера, грешный человек не подходит для Царства Божьего. Об этом и говорится в Библии. «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» ( Лк.9:62 ). В данной цитате под несовершенством души понимается ее греховность и непостоянство характера человека, то есть его ненадежность. Иными словами в вышеприведенной цитате из Библии говорится о человеке, который проявляет в своих действиях непостоянство, например, кладет «руку свою на плуг» и в то же время озирается назад, чем показывает неустойчивость своих убеждений. И потому такой человек может легко поменять свои убеждения и изменить свои решения. И начав служить Богу, затем, проявляя неустойчивость своих взглядов, начнет служить противоположной Богу силе. Поэтому такой ненадежный человек также не подходит для Царства Небесного из-за греховности и порочности своей души, как и богач. Потому что не имеет преданности Богу из-за изменчивости и непостоянства своих намерений и поступков. Другой красноречивой характеристикой Царства Божьего является указание на то, кто же может войти в это Царство Божье. В Библии об этом говорится так. «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» ( Мф.19:14 ). Как в случае с богачом, которому мешают войти в Царство Небесное не богатство, а греховные чувства (алчность, стяжательство и т. д.), так и в случае с детьми их чувства позволяют им войти в Царство Небесное. Потому что дети проявляют искренность чувств, чистоту души, не запятнанной грехом, и совершают добрые непорочные поступки. И с открытой душой и чистыми чувствами и искренними помыслами они воспринимают окружающий мир и Бога. Следующей наглядной характеристикой Царства Небесного является то, что в Него может войти человек, находящийся в определенном духовном состоянии. И это состояние характеризует и его поступки, и его образ жизни. Например, «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» ( Мф.5:3 ), «Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие» ( Лк.6:20 ). Нищие духом – это такие люди, которые при помощи покаяния (как необходимого элемента духовного роста) способны осознать свои грехи и недостатки и осудить их. И через осознание своей греховности считают себя духовно бедными. И поэтому просят у Бога-Отца ниспослать им Духа Святого. Иными словами такие люди осознают то, что они нищие на присутствие в их душе Духа Божьего. То есть эти люди считают, что им не хватает Духа Святого. И молят Бога о том, чтобы Он ниспослал им Духа Святого. Об этом и говорится в Библии. «Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него» ( Лк.11:13 ). «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него» ( Ин.7:38–39 ). Как видим, нищие духом это те люди, которые осознают в своей жизни недостаток Духа Святого и молят Бога, чтобы Он Его им ниспослал.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/o-zhiz...

Об этом в Библии пишется так. «Иисус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия» ( Мк.12:34 ). То есть Спаситель, оценил слова и дела этого человека, жизненная мудрость которого и проявилась в его ответах. И видя, что он не только говорит о Боге, но и живет по Его заповедям, для обозначения праведности этого человека привлекает такое понятие, как Царство Божье. И для того, чтобы указать на то, что этот человек ведет богоугодную жизнь, Спаситель и говорит ему: «Недалеко ты от Царствия Божия». Как видим, в этих словах Спасителя понятие Царства Божьего выступает как мерило нравственности человека, его житейской мудрости и указание на его богоугодный образ жизни. В других местах Библии понятие Царства Божьего выступает как призыв к праведному образу жизни. Например, об этом пишется так: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» ( Мф.6:33 ). «Наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам» ( Лк.12:31 ). Слово «искать» обозначает «стараться найти, обнаружить; стараться получить» 5 . В этих глубокомысленных словах говорится о том, что человек, находясь в различных жизненных ситуациях, должен вести постоянный поиск того, как правильно поступить, поиск единственно правильного решения, которому человек подчиняет свои действия, поступки и слова. А главным критерием того, как правильно поступить в жизни, у человека и должно быть не что иное, как Царство Небесное. То есть перед совершением каждого своего поступка человек должен серьезно подумать о том, позволит ли совершенный им поступок войти в Царство Небесное, или нет. Соответствует или нет совершенный человеком поступок правде Царства Божьего. То есть должен поступать, руководствуясь правдой, справедливостью и добродеянием. Потому что Бог является воплощением правды «ибо Господь есть Бог правды» ( Ис.30:18 ), справедливости «Праведен Ты, Господи, и справедливы суды Твои» ( Пс.118:137 ), и добра «кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога» ( 3Ин.1:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/o-zhiz...

Всякая потеря на этом свете ради Царства Небесного означает стократное обретение там, где уже не сможет потерять обретенное. Сказал Господь: «Нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей для Царства Божия, и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий жизни вечной» ( Лк.18:29–30 ). Потому что Бог благословит его любовь к Себе и жертву, и многие будут приобщены к Царству Небесному и спасены. Таким образом он получит и на этом, и на том свете больше, чем оставил. Духовное обретение многократно возмещает телесные потери. Материально потерявший ради Христа и Царства Христова будет духовно вознагражден. Ибо кто за Христом идет и Ему служит, может в итоге только обрести, причем многое-премногое, что у него никогда не отнимется. Но прежде всего на пути за Христом требуется вера. На любом неизведанном пути требуется вера и доверие Проводнику или вознице, даже если они и незнакомые люди. Без веры и доверия никак невозможно было бы путешествовать по дорогам неизведанным. Менее всего представляется путь в Царство Небесное без веры и доверия Христу, единому Проводнику, Который знает путь. Это ясно всем. И нет ничего яснее этого, ибо это повседневно подтверждается опытом. И именно этого, что всем ясно, яснее всего, известного из любых путешествий, требует от Своих последователей Иисус однозначно и безусловно. Он требует, чтобы все, кто желает идти за Ним, имели детскую веру в Него. Не веру по старческим рассуждениям, взвешиваниям и расчетам, сложениям и вычитаниям, а веру совершенную и доверие полное, какое малые дети имеют к своему родителю. Потому сказал Иисус ученикам Своим, бородатым рыбакам, которые запрещали, чтобы детей приносили к Учителю: «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царство Божие» ( Мк.10:14 ). А потом, особо подчеркивая, говорил: «Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» ( Лк.18:17 ). Иными словами: кто не верует Свидетелю небесному, Проводнику в Царство Небесное, как дитя, верящее своему родителю, тот не войдет в Царство Небесное. Ибо нет иного спасения, чем вера в Него. А иного пути спасения нет потому, что нет, и не было, и быть не может, иного Проводника, Который из Царства Небесного пришел, дабы нас в Царство Небесное повести. Благо тем, кто уверовал в Сына Божия и пошел за Ним. В течение двух тысяч лет они заполняли райские обители, и мало осталось еще не заполненных.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

О, если бы и ты был таким, чтобы мог «наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью» ( Лк.10:19 ) и «попирать льва и дракона» ( Пс.90:13 ), того жалкого царя, который прежде правил в тебе и владел в тебе царством греха. Так пусть же теперь, когда все, кто правил тобой властью греха, уничтожены, станет править в тебе один Господь наш Иисус Христос, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия XII. О том, что войны, которые вел Иисус, должно понимать духовно, и о том, что когда народ возвратился после победы, никто не пошевелил языком своим 1 . Если то, что в общих чертах описано Моисеем о скинии, о жертвах и о всем поклонении, как сказано, «служит образу и тени небесного» ( Евр.8:5 ), то, несомненно, и о тех войнах, которые вел Иисус, об убийствах царей и врагов должно сказать, что они «служат образу и тени небесного», а именно тех войн, которые ведет Иисус вместе с воинством Своим, то есть народом верующим и его вождями, против дьявола и ангелов его. Ибо именно Он сражается вместе с Павлом и ефесянами «против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» ( Еф.6:12 ). Рассуди, еретик неблагодарный, как сочетается новое с ветхим. Древним было обещано царство святой земли, «земли, в которой течет молоко и мед» ( Лев.20:24 ), земли, которой в то время владели грешники: нечестивейшие цари правили ею и беззаконнейшие жители населяли ее. Но приходит в эту землю Иисус с воинством Господним и вождями Израиля, всех поражает, уничтожает и покоряет и в награду за победу приобретает царства побежденных. В Евангелиях обещаны тебе не царства земные, но царства небесные. Однако эти царства не брошены и не покинуты: они населены грешниками, злыми духами и падшими ангелами. Павел трубным гласом своей апостольской трубы призывает тебя сразиться с этими обитателями; и как Иисус сказал в то время, что война должна вестись против Аморреев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев, так и теперь Павел говорит тебе, что твоя «брань не против крови и плоти», иными словами, не должно нам сражаться, как сражались древние, и битва на нашей земле должна вестись не против людей, «но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего». Теперь ты, конечно, понимаешь, где должны вестись подобные сражения. Но если тебе не довольно такого понимания, если сказанное не вполне ясно, послушай то, что следует далее: «Против духов злобы поднебесных». Ты слышал, кого надлежит тебе низвергнуть с небес силой оружия, чтобы самому тебе получить эти места в Царстве Небесном как наследственный удел. И разве Господь не указывает тебе на это в Евангелии, когда говорит: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» ( Мф.11:12 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Мы видим, что для Иисуса граница между притчей и реальностью была не столь велика: то, что одни слышали от Него в форме притчи, содержащей обобщенный символ и допускающей различные толкования, другим предлагалось как руководство к действию, на которое можно было ответить немедленно «да» или «нет». Ученики ответили «да», богатый юноша – «нет». Если же касаться побочных тем, то между двумя притчами есть определенные отличия. В первой Царство Небесное предстает как неожиданная находка, во второй – как результат поиска. Купец ищет хорошие жемчужины и наконец находит то, ради чего стоит продать все остальное. Человек, купивший поле, как кажется, ничего специально не искал. Он наткнулся на Царство Небесное неожиданно, обретя его как клад, зарытый на чужом поле. Это различие может указывать на то, что люди обретают Царство Небесное разными путями. Одни ищут его и находят, что буквально соответствует словам Иисуса из Нагорной проповеди: Ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят ( Мф. 7:7–8 ). Других Царство Небесное как бы настигает само – когда они его не ищут или когда ищут что-то другое. Упоминание о радости как главной причине, по которой человек продает все, что имел, и покупает поле вместе с зарытым на нем сокровищем, может указывать на эмоциональную составляющую обретения человеком Царства Небесного. Обретение Царства не сводится к тому, что человек утвердился в каких-то убеждениях или взглядах; Царство не является просто мировоззрением или интеллектуальной установкой. На появление в своей жизни Царства Небесного человек реагирует всем естеством, включая сердце. Радость обретения Царства сродни тому всеохватывающему чувству, которое описано в словах: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею ( Мк. 12:30 ; Мф. 22:37 ; Лк. 10:27 ; ср. Втор. 6:5 ). Ни одна составляющая человеческой природы не должна быть исключена из чувства любви к Богу и Его присутствия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Вера и дела Вспомни об одном евангельском событии из земной жизни Господа Иисуса Христа. Однажды в городе Капернауме к Спасителю подошел сотник, начальник римской стражи, и просил у Господа исцелить его тяжко заболевшего слугу. Он был язычником, но слышал о Господе, как великом проповеднике и великом чудотворце, и в своем сердце носил веру в Него. Спаситель сказал сотнику: «Я приду и исцелю его». В ответ на это сотник воскликнул: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой; но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой». В этих словах сотник проявил такую веру во всемогущество Иисуса Христа, в чудодейственную силу Его слова, что удостоился за это похвалы от Спасителя. Господь сказал, обращаясь к окружающим: «Истинно говорю вам: и в Израиле не нашел Я такой веры». Господь добавил еще к этим словам: «Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут в тьму внешнюю». Обращаясь к сотнику, Он сказал: «Иди, и как ты веровал, да будет тебе». Слуга сотника выздоровел в тот же час ( Мф. 8:5–13 ). Кто эти «сыны царства», о которых говорил Спаситель? Это иудеи, современные Господу Иисусу Христу. Они гордились тем, что по плоти были потомками Авраама. Они рассуждали о себе: мы – потомки Авраама; мы сохранили истинную веру в Единого Бога; мы исполняем все обряды закона, и, конечно, мы – первые наследники, первые участники Царства Божия. Господь же Иисус Христос не раз обличал их за это самопревозношение, за то, что они почитали себя наследниками Царства Божия, невзирая на то, достойны ли этого или нет по жизни и своим делам. Вразумляя иудеев, Господь говорил им, что одно происхождение от Авраама, без духа благочестия и без добродетелей, не спасет их. «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного», – говорит Христос ( Мф. 7:21 ). А одну из Своих притчей Спаситель закончил словами в отношении иудеев: «Отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» ( Мф. 21:43 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Люди со Христом в сердце богаты и без богатства, славны и без славы, радостны и среди скорбей... Да и сами по себе разве могут удовлетворить наше сердце блага мира сего? Ведь они ограничены, а наше сердце есть бездна, которую никогда ничем земным заполнить нельзя. Поэтому и при обилии всего земного, и при славе и при могуществе – в сердце может быть пусто. О, если бы каждый из нас мог сказать сердечно слова св. ап. Павла: «Все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа» ( Флп. 3:8 ). Господь сказал: «Ищите Царства Божия». Он не сказал: «возмите его», но именно: «ищите». Значит, нужно человеку прилагать свой труд к тому, чтобы Царство Божие найти. Всегда будем помнить и следующие слова Спасителя: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» ( Мф. 11:12 ). И это понятно. Ведь каждый из нас рождается с наклонностью ко греху, каждый из нас окружен искушениями и каждый из нас по своей немощи впадает в грехи. Апостол Павел говорит, что в нем живет как бы два человека: «По внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием, но в членах моих вижу иной закон... делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» ( Рим. 8:22–23 ). «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» ( Рим. 7:19 ). Всю свою жизнь христианин и должен поборать в себе этого второго греховного человека, поборать в себе и наклонность ко греху и те грехи, какие по нашему нерадению или слабости овладевают нашим сердцем. Эта духовная борьба неизбежна в жизни христианина и, ведя ее, он духовно растет; ему в этом помогают вера и благодать Божия. В этом и состоит искание Царства Божия и правды его: освобождаясь от греха, подыматься по ступеням добродетелей к сияющей синеве вечного неба Царства Христова. О, если бы мы поняли всем сердцем, что нет и не может быть большего счастья на земле, чем быть верующим человеком и жить со Христом! Мы бы стремились к этому счастью день и ночь, искание Царства Божия сделалось бы для нас воистину первой думой среди всех дум, первой заботой среди всех забот и первым желанием для нашего сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

В целом ряде мест в Евангелиях говорится о Царстве Небесном или Царстве Божьем как об учении Христовом. Например, «Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое» ( Мф.13:52 ). То есть в этой цитате говорится о том, что книжник, как ученый человек «наученный Царству Небесному» (то есть учению Христову), выносит из своей сокровищницы и новозаветные знания, обозначенные в этой цитате словом «новое». И выносит ветхозаветные знания, обозначенные в этой цитате словом «старое». Потому что в Библии ясно сказано о том, что с приходом Иисуса Христа на смену Ветхого Завета приходит Новый Завет . «Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него» ( Лк.16:16 ). У Марка также конкретно указывается на то, что под Царством Божьим имеется в виду именно учение Христово. «Пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия» (Мк.1:14). Евангелие – это благая весть, то есть рассказ о земной жизни и учении Иисуса Христа. Евангелие Царства Божьего это и есть учение Мессии, то есть Новый Завет , который и выражает новые религиозные законы. А через эти новозаветные заповеди и законы и выражается религиозное христианское учение Царства Божьего. О том, что именно через Новый Завет, то есть через Евангелия, выражается учение Царства Божьего, ясно написано в Библии. «Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» ( Мк.1:15 ). То есть в этой цитате понятно говорится о том, что с приближением Царства Божьего нужно покаяться и уже нужно веровать именно в Евангелие, которое пришло на смену ветхозаветному учению. О том, что под Царством Божьим подразумевается учение Христово, и что Сам Спаситель должен его распространять, ясно указано в Библии. «Но Он сказал им: и другим городам благовествовать Я должен Царствие Божие, ибо на то Я послан» ( Лк.4:43 ). Из этой цитаты становится понятно, что под Царством Божьим подразумевается учение Христово, которое Спаситель и должен распространять.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/o-zhiz...

Вот высокая наука высшей школы Мессии мира. Что сосновая лучина против электрического света, то подготовительная школа против высшей школы Христовой. И что жертвование козлами и баранами против Жертвы Единородного Сына Божия, то та малая школа против этой великой. То было начало, а это конец. То символ – это действительность. То заря, а это полдень. В высшей школе Мессии мира презирается и отвергается всякое лицемерие и всякое славолюбие. «Я не принимаю славы от человеков», сказал Он 593 . И сыны Царства не должны искать никакой славы от людей. Что такое люди? Неучи и лживые свидетели того, что существует в действительности. А Отец Небесный видит все и знает все, и от Него ничто не может скрыться. «Не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас» 594 . «Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» 595 . «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» 596 . Так следует оказывать милосердие слабой и немощной братии своей. То же говорится и о молитве. Нельзя молиться из-за людей, чтобы люди тебя видели. Это лицемерие и глупость. Это как если бы мы обращались к одному человеку за помощью, а помощь ждали бы от другого. Значит, мы обманывали бы обоих. Но людей можно и обмануть, а Бога – никогда. Потому сын Царства, когда молится Отцу Небесному, забывает о людях и не думает о них, по заповеди Господней: «И, когда молишься Богу, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми... Ты же, когда молишься, войди в комнату твою» (то есть в сердце свое) «и, затворив дверь твою» (то есть все чувства свои), «помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» 597 . «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» 598 . «Сей же род» (то есть бесовский) «изгоняется только молитвою и постом». Эта заповедь относится и к посту. Сыны Царства должны поститься не напоказ людям, будто ожидают от людей похвалу и награду, но «чтобы явиться постящимися не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» 599 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010