Чего хотел Закхей? Это что получается: заплатил и свободен? Дал денег и откупился? 29 января, 2017 Это что получается: заплатил и свободен? Дал денег и откупился? «Почему же Господь принял деньги от Закхея-мытаря и благословил его?.. По мирским меркам он поступил как неудачник. Растратил добро и разорил наследство детей. Потерял все», — проповедь священника Константина Камышанова на Евангелие о Закхее. Заплатил и свободен Сегодня в храмах читали Евангелие о Закхее Мытаре. Вот Иисус идет по Иерихону и видит, как на инжире сидит местный начальник налоговой полиции и смотрит на Него. Христос зовет его, и они вместе отправляются к чиновнику в гости на обед. За обедом налоговик вдруг решает отдать тем, кого он обидел, вчетверо, а половину имения раздать нищим Это что получается: заплатил и свободен? Дал денег и откупился? За деньги купил себе Царство Небесное? Это история нам знакома. Мы все знаем, как в лихие бандитские времена грабители и убийцы носили на себе кресты и давали денег на храм. И что, они спаслись? Не знаю Знаю одного священника, который отказался принять помощь от таких людей. Он отказал им в праве строить храм на грязные деньги Знаю место из Евангелия, когда один колдун хотел купить у апостола Петра благодать и силу Божию. Звали колдуна Симон. А грех покупки должностей в церкви с той поры зовется «симония». Закхей ничего не просил Почему же Господь принял деньги от Закхея-мытаря и благословил его, а в случае с Симоном убил колдуна? На самом деле Закхей ничего не просил. Ни Царства Божьего, ни царства земного. По мирским меркам он поступил как неудачник. Растратил добро и разорил наследство детей. Потерял все. Стал епископом в Кесарии. Потом, по слову Климента Римского, пошел вместе с апостолом Петром в Рим и там принял мученическую смерть Для любого из нас такой обмен имущества на лютую смерть в чужой стране есть искушение, страсть, горе и верх несчастья. Мы-то наоборот молимся, чтобы не терять ни имущества, ни здоровья, ни жизни. Утрата всего этого для нас — личная катастрофа. А для апостола Закхея лютая смерть и жизнь, полная лишений, оказалась тем желанным житием, которое он выкупил у Бога своей жертвой нищим и обиженным.

http://pravmir.ru/chego-hotel-zakhey/

Эдикт благочестивейшего и христолюбивого императора Константина, выставленный в третьем притворе святейшей великой церкви, близ так называемого дикимвала. Во имя Господа и владыки Иисуса Христа, Бога и Спасителя нашего, благочестивейший, миролюбивый и христолюбивый самодержец Константин, верный в Иисусе Христе Боге император, всему христолюбивому народу нашему, живущему в сем богохранимом и царствующем городе нашем. – Опорой и основанием христианнейшего государственного управления, вверенного нам свыше, служат неуклонная и непоколебимая вера в Бога, на которой Христос Бог наш и создал Церковь в жилище Себе и, как Царь всех, утвердил престол нашего царства и вручил нам скипетр самодержавия. Ибо Спаситель указал нам на таинственное исповедание Его вместе с Отцом и Святым Духом, как бы на какой высокий и отовсюду видный камень, возвышающийся от земли к небу, чтобы по нему, как по лестнице, мы восходили к небесному житию и получили в награду державу божественного царства. На этом камне, на котором нам повелено стоять твердо, мы утвердили стопы рассуждения и повелеваем твердо держаться за него своим подданным, чтобы кто-нибудь по беспечности не был свергнут злым и лукавым духом и не упал в пропасть нечестия. Человеконенавистному духу всегда приятно удалить от Бога человека, созданного по образу Божию, и увлечь всякого рода обольщениями; но нет ничего привлекательнее и вожделеннее для него, как враждовать против благочестия и возмущать мир церковный. Он показал это и в недавнее время, возбудил между церквами войну, при помощи орудий, скрывающих преступную мысль под священной оболочкой и покровом и изрыгающих христолюбивому народу тлетворное учение. Они выдумали новое положение об одной воле и одном действии в вочеловечении Спасителя или в двух Его естествах, божеском и человеческом, так что хотят Таким образом прикровенно ввести и одно естество во Христе, возобновивши в новом виде ересь того старинного и глубокого слияния, с которою погиб Аполлинарий, анафематствован нечестивый Фемистий, низложены Евтихий и Диоскор вместе с зломыслием того и другого, и все эти и те, которые последовали за ними и шли против истины, осуждены соборными и отеческими определениями.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Эсхатология сект протестантского происхождения (баптистов, пятидесятников, адвентистов седьмого дня и свидетелей Иеговы) (кандидатская диссертация) Введение Актуальность темы исследования Эсхатологическая проблематика играет важную роль в баптизме и пятидесятничестве. Она составляет ядро богословия в вышедшем из баптизма адвентизме, под влиянием которого возникли свидетели Иеговы. О важности эсхатологической тематики в баптизме и пятидесятничестве свидетельствует огромное количество публикаций. Например, только на русском языке после 1990 г. опубликовано несколько сотен книг и статей, в которых в той или иной мере затрагивается сектантское видение последних событий 1 . Еще больше публикаций издано на английском и других европейских языках. Широкая полемика ведется также на различных Интернет-форумах 2 , где обсуждаются различные эсхатологические концепции и предлагается их богословское, экзегетическое и историческое обоснование или опровержение. Активная проповедь эсхатологических взглядов ведется и вне Интернета, особенно со стороны свидетелей Иеговы (СИ) и адвентистов седьмого дня (АСД). Все это стимулирует распространение эсхатологических идей и ожиданий в обществе. Масштаб этой проповеди довольно значительный: в России насчитывается до 700–800 тыс. баптистов, пятидесятников, АСД и СИ 3 . В свою очередь, и в православной среде актуализировались эсхатологические и апокалиптические ожидания и связанные ними вопросы: о штрих-кодах, печати антихриста, чипах в паспортах и т.д. Современный интерес к эсхатологической тематике не случаен. Священное Писание и отцы Церкви учат не только вере и нравственности, но и дают твердую надежду на будущее. Ап. Павел в воскресении Христовом видит залог нашего будущего воскресения, побеждающего смерть, грех и тление ( 1Кор. 15:20–27 ). Первые христиане усиленно ждали пришествия Спасителя, как земледелец ждет драгоценного плода от земли ( Иак. 5:7 ). В «Учении двенадцати апостолов» (Дидахе 16, 2) христианское совершенство возводится к последнему времени, а некоторые творения мужей апостольских даже по преимуществу эсхатологичны (например, «Пастырь» св. Ерма ). Через евхаристию, по словам св.  Николая Кавасилы , верные получают наследие Царства Небесного 4 . В творениях многих преподобных отцов (например, прп. Макария Великого и прп. Симеона Нового Богослова) прослеживается глубокий интерес к тематике Царства Божия и путям его обретения в земной жизни. При этом условием спасения и успешной борьбы со страстями выступает личная «память смертная», которая, согласно свт. Тихону Задонскому , является одним из последних четырех (смерть, Суд Христов, ад и Царство Небесное) 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

Датировано 18 мая 862 г. Перевод выполнен Д.Е. Афиногеновым по изданию: MGH Epistolae Karolini aevi. IV. Berolini, 1925. P. 447–451. В издании И. Манси данное послание имеет номер 6 (Mansi XV, 174В), в PL – номер 12 (PL119,785). Николай епископ, раб рабов Господних, мудрейшему мужу Фотию После того как Господь и Искупитель наш Иисус Христос , от утробы Девы ради нашего спасения удостоивший, как Он был истинным Богом прежде веков, явиться истинным человеком в конце веков, уделил блаженному Петру, первоверховному апостолу (principi apostolorum), власть вязать и решить на небе и на земле и препоручил отворять двери Небесного Царствия, Он благоволил основать Свою святую Церковь на твердыне веры, согласно истинному Своему слову, гласящему: Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах ( Мф.16:18–19 ). По этому обетованию на цементе святого апостольского установления основания ее стали прирастать драгоценными камнями и благоволением Божественной милости, благодаря стараниям строителей и попечению апостольской власти она была нерушимо возведена до самой вершины, чтобы пребывать вне натиска неблагоприятного ветра: первенство (primatum) ее, как ясно всем православным мужам (sicut omnibus orthodoxis manifestum est viris) и как было очень кратко объявлено выше, блаженный Петр, первоверховный апостол и привратник Царствия Небесного (princeps apostolorum et ianitor regni caelestis), стяжал по заслугам. После него и наместники его, искреннейшим образом работая Богу, вне густых туч, которые обычно сбивают с прямого пути, стали достойными преемниками и заботливо пребывали в попечении правления, которое взяли на себя о Господних овцах. Среди коих всесильное Божие милосердие удостоило сопричислить и нашу малость, из-за чего мы страшимся настолько, насколько помышляем о том, что на вечном испытании дадим ответ за всех и прежде всех, зовущихся Христовым именем.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Двадцать второй день. Поучение 1-ое. Празднование в честь Казанской иконы Божией Матери. (О чем мы должны молиться к Божией Матери?) I. Россия видела над собою, в продолжение всего своего существования, непрестанное попечение Матери Божией. С самых первых времен озарения отечества нашего православною верою, Царице небесной угодно было избрать его в место селения славы Своей, – и с тех пор, по мере распространения веры Христовой в пределах нашего царства, распространялся и чудодейственный покров Владычицы, и наконец объял собою все лицо русской земли, так что ныне, можно сказать, нет ни одного, сколько-нибудь замечательного в летописях отечественных, града, где бы не было видимого знамения благодатной Ея помощи. Что значат многочисленные чудодейственные иконы Божией Матери, на всем необъятном пространстве земли русской, источающия спасительную благодать всем, с верою притекающим к ним, – как не явные знаки особенного благоволения Богоматери к нам, недостойным? И верные сыны России не напрасно во всех нуждах отечества, притекая в храмы с теплою молитвою, прославляют Царицу небесную усердною Заступницею своею. Ныне в приснопамятный день торжества веры и отечества нашего, не умолчим о заступлении Божией Матери, оказанном нашим предкам. 1612-й и предыдущие годы были самым бедственным временем нашей народной жизни. Пресекся у нас тогда царствовавший дом Рюрика; неповинно пала последняя царственная отрасль сего дома; престол русский стал колебаться. Настали самозванцы и страшное междуцарствие; мятеж распространился по земле русской. Самая столица скоро подпала власти врагов и, к довершению бедствий, к венцу царскому простиралась уже враждебная рука иноземца. И вот Россия, как тело без главы, государство без державы, царство без царя, отечество без сынов!.. В это время, когда, казалось, никакая земная сила не могла спасти погибавшей России, – явилась помощь небесной Заступницы рода христианского. Движимые чувством благочестия, предки наши заповедали трехдневный пост и слезно молились под стенами московского Кремля пред Казанскою иконою Богоматери об избавлении от врагов. От небесной Заступнйцы скоро явился вестник избавления преподобный Сергий. «Ваши и наши молитвы услышаны, сказал он в видении архиепископу Арсению, – предстательством Богоматери суд Божий об отечестве преложен на милость». Радостная весть о заступлении Преблагословенной распространилась среди православного воинства. Дерзая о имени взбранной Воеводы, народная рать побеждает врагов, освобождает царствующий град, а с ним и всю Россию.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Закрыть itemscope itemtype="" > Монархизм русской поэзии Выступление на конференции, посвящённой 100-летию Приамурского Земского Собора 21.06.2022 980 Время на чтение 9 минут Фото: Из личного архива автора Боже! Царя храни! Славному долги дни Дай на земли! Гордых смирителю, Слабых хранителю, Всех утешителю – Всё ниспошли! Литературный процесс – процесс национального самосознания. Как человек мыслит словом, так народ мыслит литературой. И как язык формирует нацию, так литература созидает общество. Именно литература определяет и утверждает, делая для всех в обществе равно признанными, те нравственные императивы, на которых уже строятся и политические, и экономические, и социальные институты. Можно утверждать, что литература является основой цивилизации, ибо насколько человек и мир вокруг его осмысляемы, настолько и словесно описуемы – за пределами литературы нет цивилизации. К теме! Думаю, в этой аудитории нет необходимости никому доказывать религиозно-онтологическое обоснование творчества как единственно возможное. Поэзия – дитя молитвы: гимны рождаются религиозным созерцанием, вскармливаются религиозной благодатной синергией. И точен Николай Гоголь, утверждая в «Избранных местах из переписки с друзьями» в 10 письме «О лиризме русской поэзии», что «наши поэты» видят «всякий высокий предмет в его законном соприкосновении с Богом, одни сознательно, другие бессознательно». Наша поэзия письменная, наследуя поэзии устной, закрепила традицию видеть всё земное относительно небесного, традицию понимать земное царство как проекцию Царства небесного, рассматривать русскую национальную государственность сквозь сакральную призму Православия. И, понятно, образ царя земного ревностно соотносить с иконой Царя Небесного. Отец Павел Флоренский: «… в сознании русского народа самодержавие Царя относится к числу понятий не правовых, а вероучительных, входит в область веры, а не выводится из вне-религиозных посылок, имеющих в виду общественную или государственную пользу». Поэтому насколько возможно проследить – от Иоакима Корсунянина, Иоанна и Иллариона Киевских – и до наших с вами современников, сменяющие друг друга типы и события, художественно описываемые русской литературой, всегда и обязательно соотносимы с архетипами и протосюжетами Ветхого и Нового заветов. Это восхитительно честное, опорно покаянное свойство нашего наследного мировоззрения – оценивать всё и всех от идеального, а не оправдывать мир и себя тем, что, мол, бывает и хуже.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/06/21/mo...

Седмица 11-я по Пятидесятнице Понедельник. О православном миссионерстве Мф.23:13–22 2Кор.2:14–3:3 «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам: ибо сами не входите, и хотящих войти не допускаете». Врата Царства Небесного всегда есть на земле. Но на страже их всегда стоят люди, а точнее, собственно люди и составляют эти врата. Так что желающий чтить Бога непременно должен войти в семью богочтителей. Так было и в Ветхом Завете. В книге «Руфь» овдовевшая иноплеменница говорит своей свекрови: «твой народ будет моим народом, и твой Бог моим Богом» ( Руф.1:16 ). Тем более в христианстве: обратить ко Христу всегда значило – ввести в круг своей любви, своей заботы. «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее» ( Деян.4:32 ). Принимая человека, община берет и ответственность за него. И если истинный хранитель врат Царствия Небесного видит для кого-то опасность отпадения, он пишет об этом «от великой скорби и стесненного сердца». А если ему приходится на время отлучить кого-то за смертный грех, то он страдает вместе с грешником, и при первой возможности советует «простить его и утешить, дабы он не был поглощен чрезмерной печалью». Истинный хранитель врат Царствия Небесного, опираясь на Бога, одновременно опирается и на всех членов Церкви: «Если же кто огорчил, то не меня огорчил, но … и всех вас … А кого вы в чем-то прощаете, того и я: ибо и я, если в чем простил кого, простил для вас от лица Христова». И он все делает, чтобы не утратить ни единого члена из народа Божия, «чтобы не сделал нам ущерба сатана, ибо нам небезызвестны его умыслы». Ну а те, которые «лицемерно долго» молятся, и в то же время поедают домы братьев, – навлекают на себя «тем большее осуждение». Отношение к Богу и отношения внутри Божьего народа настолько неразрывны, что нарушивший второе неизбежно нарушит и первое. Поедающие домы детей Божиих непременно придут к уничижению и Самого Бога, и будут говорить: «если кто поклянется храмом, то ничего (то есть, можно и не выполнять клятву); а если поклянется золотом храма, то повинен (если не выполнит клятву)». Или: «если кто поклянется жертвенником, то ничего; если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен». Но что же больше: «золото или храм, освящающий золото»? «дар или жертвенник, освящающий дар»? – А у них получается, что приносимое ими – больше Самого Бога! Поистине – «безумные и слепые».

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Скачать epub pdf Глава 22 Притча о брачном пире ( Мф.22:1–14 ). Ответ фарисеям о дани кесарю ( Мф.22:15–22 ). Ответ саддукеям о воскресении ( Мф.22:23–33 ). О наибольшей заповеди в законе ( Мф.22:34–40 ). Христос – чей сын ( Мф.22:41–46 ). Мф.22:1 . Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал: «Продолжая говорить»: собственно – отвечая ( ποχριυει’ξ), т.е. на враждебное покушение фарисеев схватить Иисуса Христа, не приведенное в исполнение только по страху пред народом ( Мф.21:46 ), Господь отвечал им новым обличением приточным – о пире брачном. «Справедливо эта притча предлагается после предыдущей притчи. Сказав в предыдущей беседе: и «дано будет» (царство Божие) «народу, приносящему плоды его», Иисус Христос показывает здесь, какому оно дастся народу» (Злат.). Мф.22:2 . Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего «Царство Небесное подобно» и пр.: см. прим. к. Мф.3:2 и Мф.13:1 ; т.е. Бог действует в отношении к людям, призываемым в царство Мессии так же, как некоторый царь и пр. – «Человеку царю, который» и пр.: царем называется здесь Бог Отец – Царь всего мира; Сын Его жених (ср. Мф.25:1 ; Откр.21:2,9 ), – Мессия, Господь Иисус; брачный пир – учреждение царства Мессии, или церкви Христовой в мире (ср. Мф.9:15 ; Еф.5:27 ). «Почему Царство Небесное называется пиром брачным? Дабы ты познал попечение Божие, любовь Его к нам, великолепие во всем, познал то, что там нет ничего печального и прискорбного, но все исполнено духовной радости. Поэтому и Иоанн называет Его женихом ( Ин.3:29 )» (Злат.). Притча эта очевидно изображает отвержение иудеев и призвание язычников. Евангелие прежде всего предназначено и проповедано иудеям как народу избранному, но в своем ослеплении они отвергли его; тогда оно обращено было к язычникам, и они приняли его, – такова мысль, лежащая в основе притчи. Что касается до подробностей и частностей, то многие из них служат лишь простым украшением образной речи и не заключают в себе таинственного знаменования (ср. прим. к Мф.13:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Уподобися царствие небесное, человеку царю, иже сотвори браки сыну своему и посла рабы своя призвати званныя на браки: и не хотяху приити ( Мф.22:2–3 ). Царство небесное есть Святая Церковь , воинствующая на земле и торжествующая на небе. А Церковью мы называем общество православных христиан, соединенных верою во Святую Троицу, Господа Иисуса Христа и Духа Святого, приемлющих священство, таинства и Божий закон. Это общество есть духовное тело Христа, и оживотворяется и одушевляется оно Духом Святым. Как тело Христово, Церковь и освящена Самим Христом. Посему она и есть Святая. Един Христос, едино и духовное тело Его, Церковь . Господь Иисус Христос есть единый Глава ее. Нет у нее, и не может быть другой главы, а иначе она не имела бы единства. А так как святая Церковь Христова имеет своим назначением обнять всех людей прошедшего, настоящего и будущего времени, то она именуется соборною, по греческому речению, кафолическою. Апостольскою ее называют потому, что она неизменно сохраняет дары Святого Духа, и учение веры, и законы святой жизни от времен апостольских. Итак, единая, святая, соборная и апостольская Церковь есть Царство небесное, Божие. Это царство Богом учреждено, Им и управляется. Бог Отец есть Царь в сем Царстве. Сына Своего Единородного Он послал в мир, чтобы открыть и устроить его на земле. Не просто устроить и оставить, а быть во главу сего благодатного Царства на все времена, святить его и оберегать. Дух же Святой оживотворяет членов и соединяет их со Христом. В притче это пришествие в мир Сына Божия выставлено под образом брачного пира. Бог Отец избрал Сыну Своему невесту. Обычное дело в нашем житейском быту, что заботливый родитель за честь почитает найти невесту сыну своему в семье знатной и богатой. Но Бог, Творец всего, где мог избрать невесту единосущному Своему Сыну, Богу? Вот и поймите любовь Божию к людям. К своим тварям приходит Бог Сын во плоти. И плоть и душу человеческую Он соединяет со Своим Божественным естеством во единство Лица. Сей таинственный, непостижимый союз есть велия благочестия тайна ( 1Тим.3:16 ) Но, благоволивший принять человеческое естество от Пресвятой Девы Марии, Господь наш Иисус Христос обручил Себе Деву чистую, Церковь , и таинственным образом соделал ее Своим духовным телом. Этот союз Церкви со Христом и представляется приточно под образом брачного торжества. Обыкновенно при браках устрояются пиршества. Вот по притче и Отец Небесный устроил брачный пир для Сына Своего. На пирах брачных бывает веселье. Конечно, и в притче указывается на это, чтобы мы знали, что духовный союз со Христом в Церкви есть радость неизреченная. Самый союз этот представляется источником неоскудевающих духовных наслаждений.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

I. О ПРОИСХОЖДЕНИИ, ПРОСТРАНСТВЕ И ЦЕЛИ ЦЕРКВИ § 167. Основание Церкви Господом Иисусом Христом Пришедши на землю для спасения людей, и принесши с Собою для них спасительное учение, Господь Иисус желал, чтобы люди, приняв новую веру, содержали ее не в отдельности друг от друга, а составили для сего определенное, религиозное общество; сам непосредственно положил начало этому обществу, и потом, посредством учеников и апостолов, распространил и утвердил его во всех пределах земли. Почему мы веруем и исповедуем, что «нет другого основания Церкви, кроме единого Христа, по слову Апостола: основания бо инаго никтоже может положити, паче лежащаго, еже есть Иисус Христос ( 1Кор. 3, 11 )» (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 85). 1) Желание основать из последователей своих единое общество Спаситель выражал неоднократно, например: а) после того, как апостол Петр, от лица всех апостолов, исповедал Его Сыном Божиим: на сем камени (т. е. исповедании), сказал тогда Господь наш, созижду церковь мою, и врата адова не одолеют ей ( Матф. 16, 18 ); б) в притче о добром пастыре – словами: Аз есмь пастырь добрый, и знаю моя, и знают мя моя…, и ины овцы имам, яже не суть от двора сего, и тыя ми подобает привести, и глас мой услышат, и будет едино стадо и един пастырь ( Иоан. 10, 14. 16 ); в) в молитве к Отцу небесному: да вси едино будут, якоже ты, Отче, во мне, и аз в тебе, да и тии в нас едино будут ( Иоан. 17, 21 ). С мыслию об основании своего благодатного царства на земле Он начал первую свою проповедь людям, как повествует евангелист Матфей: оттоле начат Иисус проповедати и глаголати: покайтеся, приближися бо царство небесное ( Матф. 4,17 ). С тою же точно проповедию посылал Господь по Иудеи и учеников своих: идите, сказал Он им, ко овцем погибшим дому Израилева; ходяще же проповедуйте, глаголюще, яко приближися царствие небесное ( Матф. 10, 6–8 ). И как часто вообще Он беседовал к людям об этом царствии Божием и в притчах и не в притчах ( Матф. 13, 24. 44–47; 22, 2; 25, 1 ; Лук. 9, 11; 10, 11; 17, 21; 21, 31 и др.)!

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010