Глава 4 1–42. Христос среди самарян. – 43–54. Возвращение Христа в Галилею. Ин.4:1 .  Когда же узнал Иисус о дошедшем до фарисеев слухе, что Он более приобретает учеников и крестит, нежели Иоанн, – Ин.4:2 .  хотя Сам Иисус не крестил, а ученики Его, Ин.4:3 .  то оставил Иудею и пошел опять в Галилею. До фарисеев дошло известие о том выдающемся успехе, какой имела в Иудее деятельность нового Крестителя. Эти фарисеи могли обратить внимание иудейских начальников на Христа, и потому Христос, зная, что час Его страданий еще не пришел, не нашел нужным преждевременно вступать в споры с фарисеями и прекратил Свою деятельность в Иудее. Это Он мог сделать без ущерба для приготовления людей к принятию Царства Небесного, так как Иоанн Креститель продолжал свою проповедь о приближении этого Царства и по-прежнему совершал крещение покаяния. Евангелист при этом замечает, что Христос Сам лично не крестил, предоставляя это дело Своим ученикам. Это объясняется тем, что «приготовительное крещение к Царству не могло совершаться Лицом, положившим начало этому Царству» (Эдершейм, с. 492). Затем тут же замечается, что удаление Христа в Галилею, о котором начинает говорить евангелист, было вторичное: первое удаление или возвращение имело место после принятия Христом крещения от Иоанна в Иордане ( Ин.1:43 ). Ин.4:4 .  Надлежало же Ему проходить через Самарию. Для своих читателей, которые не имели достаточно ясного представления о географии Палестины, евангелист замечает, что Христу при Его путешествии в Галилею нужно было пройти через Самарию. Таким путем скорее всего можно было достигнуть Галилеи (когда отношения между иудеями и самарянами обострялись, то иудеи ходили в Галилею окольными путями: или по западному берегу Иордана, или даже восточным берегом этой реки). Ин.4:5 .  Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. (О Самарии, самарянах и об отношении иудеев к самарянам см. комментарии к Мф.10:5 ; Лк.9:52 ; 4Цар.17:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Доклад, читанный (на английском языке) на 2-ой англо-русской студенческой конференции в St. Albans 30 декабря 1927 года. Божественная литургия св. Иоанна Златоуста начинается возглашением: «благословенно царство Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков». И, может быть, нет другого выражения, которое бы чаще повторялось в церковных возгласах, нежели прославление Божия царства, державы, славы. Церковь в своих тайнодействиях и священнодействиях, славя царство Божие, возвещает, вместе с тем, и о его наступлении, выражает свое сокровенное ведение о нем. В том же смысле надо понимать и постоянное возглашение в Церкви евангельских блаженств, предваряемых молитвою: «во Царствии Твоем помяни нас Господи», непрестанное повторение молитвы Господней, в которой сердцевину составляет: «да приидет Царствие Твое». На литургии при Великом входе, при перенесении приготовленных даров с жертвенника на престол также произносится ряд разных поминовений: «да помянет Господь Бог во Царствии Своем». Подобное же значение имеют и моления в погребальных службах о даровании Царства небесного, как и то напутственное пожелание, которое обычно творится о покойниках: Царство ему небесное! В этом восклицании выражается надежда и молитвенное пожелание, дабы совершилось спасение души усопшего. Во всем этом словоупотреблении содержится целая гамма разных оттенков в понимании смысла Царствия Божия и преподается непрестанное, хотя до сжатости своей почти молчаливое о нем научение. В православном вероучении доктринально вопрос о Царствии Божием совершенно не занимает того исключительного места, какое он получил в новейшее время преимущественно в протестантизме, и однако эта идея есть тот воздух, которым дышит молитвенная жизнь в Православии. В сокровенных своих устремлениях оно проникнуто его исканием «прежде всего», по слову Господа: «ищите прежде всего Царствия Божия, и прочее приложится вам». В учении о Царствии Божием, может быть, самым важным и трудным является это разграничение Ц. Б. от «прочего», что с ним неким образом связано, ибо к нему прилагается, но вместе с тем и противополагается. И решающее значение получают эти оттенки, не тона, но полутона, большее или меньшее ударение на той или иной мысли. И различие между разными тонами учения о Ц. Б. относится не столько к содержанию учения, которое остается общим для всего христианского мира, сколько к этим ударениям.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Русские и сербы воевали вместе за Крест Честной и Свободу Златую» Сербы, помните соколиные белоснежные оклеветанные крылья, которые закрыли Вас от демонов войны 12.04.2022 760 Время на чтение 7 минут Фото: Из интернет-источников В центре казачьего края в 1999 г. организовано югославское общество «Юговичи» в год бомбардирования НАТО альянсом Югославии. Святитель Николай Сербский утверждал: «Именно Косово сделало сербов великим народом. Оно – наша национальная Голгофа, но в то же время наше национальное воскресение, духовное и нравственное». Царь Лазарь выбрал за целый сербский народ: Царство Небесное, так как «царство мирское преходящие. Царство Небесное вечно». Св. Николай Сербский говорит: «Поражение и гибель для православной Сербии явилось духовной победой». «Поэтому для сербов Видовдан – день гибели земного " Сербского царства " . Но вместе с тем – это и день памяти великого жертвенного подвига, победы Царства Небесного над царством земным, победы Вечной Жизни над преходящей, победы жертвенной любви над законами тленного мира». Сербы, живущие на Кубани, выбрали поэтому название «Юговичи» для сербской диаспоры. Многие сербы здесь женились на русских женщинах, родились у нас дети и стали едины по крови с русским народом. Сербы и русские разделяют радость, что живёт и здравствует Республика Сербская в Боснии и Герцеговине. Нельзя забывать, какой ценой далась свобода сербам на Балканах. Всё началось 1 марта 1992 г. с расстрела сербской свадьбы перед старой православной церковью Преображения Господня в г.Сараево, где обвенчались Милан Гардович и Диана Тамбур. На них напали Мухамед Швракич (сын основателя вооружённого формирования боснийских мусульман в Сараеве « Зелёные береты » ), Суад Шабанович, Таиб Торлакович и 29-летний Рамиз Делалич – участник «Зелёных беретов», которые расстреляли свата Николу Гардовича и ранили священника Раденко Миковича, сожгли сербский флаг. Однако к ответственности за нападение группу лиц с Делаличем не привлекли. Правительство Боснии во главе с Алией Изетбеговичем провозгласило независимость республики. По всей Боснии и Герцеговине мусульмане принялись резать сербов и брать под контроль городские центры. Это было несложно – сербы из Боснии составляли меньшинство городского населения, и Югославская народная армия, пребывавшая в растерянности, не оказывала им никакой поддержки.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/04/12/ru...

Закрыть «Верующая русская душа тяготеет к самодержавной форме правления» По словам митрополита Вениамина, путь к восстановлению монархии в России лежит в религиозно-духовном преображении русской души Митрополит Вениамин (Пушкарь)   08:56 27.06.2022 1645 Фото: Из интернет-источников «Дорогие братья и сестры, участники конференции, посвященной столетию Приамурского Земского Собора! Поздравляю всех Вас с юбилейной датой нашего святого желания и надежды на то, что многострадальный русский народ вернется на свой прежний исторический путь, по которому он шел на протяжении многих веков под знаменем монархического самодержавного правления!», - говорится в поступившем в редакцию РНЛ обращении митрополита Вениамина (Пушкаря) к участникам конференции, посвященной 100-летию Приамурского земского собора. «Никакое правление на земле не сравнится с теократическим правлением, в котором Бог Любви и Добра и Милосердия является Царем Неба и земли. Но теократия для нас, грешных, является идеалом на земле, к которому мы должны стремиться, духовно преображаясь. К идеальному же Царству, в котором Бог будет всяческая во всем, мы должны идти путем монархического правления, на который указал нам в Святой Библии Сам Господь через библейского судью и пророка Самуила», - говорится в послании. Православие - душа русского патриотизма «Установленная Богом монархическая система правления является не столько политической, сколько религиозной. Вот почему верующая русская душа тяготеет к самодержавной форме правления. Ведь задача монарха, Помазанника Божьего заключается в созидании царства на земле по образу Царства Небесного. Это нерелигиозному человеку трудно понять. Вот почему, борясь с Самодержавием, революционеры старались убить религиозное чувство в русском народе», - подчеркивается в документе. «Итак, - пишет владыка, - путь к восстановлению монархии в России я вижу в религиозно-духовном преображении русской души. Пусть же Ваше доброе деяние напомнит всем нам, как надо жить, по какому пути надо идти и к чему нам надо стремиться».

http://ruskline.ru/news_rl/2022/06/27/ve...

Закрыть Воспоминание Адамова изгнания из рая Прощеное воскресение 26.02.2023 2223 Время на чтение 5 минут Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Возлюбленные о Господе братия и сестры, с завтрашнего дня мы вступаем в великий подвиг святого поста. Чем и как лучше всего начать этот великий подвиг? Святая Церковь напутствует нас на святое поприще поста и покаяния евангельскою заповедью о примирении с ближними, об отпущении и прощении им всех согрешений их пред нами. Аще бо отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный, - говорит Сам Господь в чтенном ныне Евангелии, - аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших. Это - первое и необходимое условие примирения нашего с Богом, очищения и оправдания от грехов. Без этого сердечного примирения со всеми, без этого погашения взаимных огорчений и вражды нельзя приступить к Господу, нельзя и начинать самого поприща поста и покаяния. Почему? Потому что, во-первых, Сам Господь Бог наш есть Бог мира, а не нестроения. Как же можно явиться пред лице Его тому, кто в сердце питает вражду и злобу, кто не имеет мира, любви и святыни со всеми? Мир имейте и святыню со всеми, без чего никто не увидит Господа. Во-вторых, потому, что Царство Божие - светлое общество сынов Божьих. Святое семейство Отца Небесного есть царство мира, любви и единодушия, царство благости, милосердия, кротости, смирения и долготерпения; может ли принадлежать к нему тот, кто таит в сердце своем огорчение, досаду и злопамятство на брата своего, кто не имеет единодушия и мира со своими ближними - сонаследниками этого Царства? Мир есть высшее благо, которое Господь Иисус Христос завещал как драгоценное наследие Своим ученикам, когда отходил от них на страдание: " Мир оставляю вам, мир Мой даю вам " . Мир есть высшее счастье, которое Он прежде всего преподал друзьям Своим, приветствуя их по Своем Воскресении из мертвых, став посреди их и глаголя им: " Мир вам! " . Кто лишает себя этого духовного сокровища враждою и злопамятством, тот лишает себя и вечного наследия - Царства Божия, которое Господь завещал любящим Его.

http://ruskline.ru/analitika/2008/03/08/...

Закрыть Раздумья о будущем России В Петербурге состоялся I Всероссийский идеологический форум Всемирного русского народного собора Редакция РНЛ   Анатолий Степанов   15:33 24.10.2023 1480 Время на чтение 11 минут Фото: Олег Рукавицын В понедельник, 23 октября, как мы сообщали , в Мариинском дворце, Законодательном собрании Санкт-Петербурга, состоялся I Всероссийский идеологический форум Всемирного русского народного собора, сообщает наш корреспондент. Во второй половине дня состоялось пленарное заседание, а в первой половине дня ему предшествовала работа семи секций: 1. «Русская Идея»; 2. «Русский Мир»; 3. «Идеология и внешняя политика России»; 4. «Идеологические основы экономического развития России»; 5. «Идеологические основы демографической и семейной политики»; 6. «Идеология и культурная политика»; 7. «Идеологические основы отечественного образования и просвещения». Пленарное заседание открыл заместитель председателя Санкт-Петербургского отделения ВРНС, президент северо-Западного института РАНХиГС Владимир Шамахов. Он сообщил, что в работе идеологического форума ВРНС участвуют представители 19 отделений Собора. Затем с основным докладом выступил сопредседатель Санкт-Петербургского отделения ВРНС митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий. Он напомнил об идеологии Российской империи, сформулированной графом Сергеем Уваровым, остановился на формуле «Православие. Самодержавие. Народность», отметив её связь с другой идеологемой – Московского Царства – сформулированной иноком Спасо-Елеазарова монастыря Филофеем « Москва – Третий Рим». Владыка предложил своё прочтение триады, которая может быть приемлема для современной России: «Святость. Свобода. Справедливость». Он также напомнил, что аналогичная работа проводилась в Мордовии, где предлагали в качестве идеологической основы иную триаду: «Согласие. Порядок. Созидание». Митрополит Варсонофий напомнил слова апостола Павла о том, кто может наследовать Царствие Небесное, отметив, что попытки по иному интерпретировать эти слова Апостола, распространённые сегодня на Западе и касающиеся прежде всего гомосексуализма (Апостол, как известно, написал, что «мужеложники Царства Божия не наследуют») – это попытки исказить Священное Писание.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/24/ra...

Мне хотелось бы рассмотреть в настоящей статье несколько характерных мест из «Огласительных слов» прп. Симеона Нового Богослова 1 , в которых отражается отношение этого духовного писателя и мистика к политической и социальной действительности своего времени и оценка ее им. прп. Симеон Новый Богослов не был политическим писателем, интересы его всецело сосредоточены на вопросах духовной жизни, вполне естественно поэтому, что прямых политических высказываний у него не встречается. Тем не менее даже говоря о духовной жизни или об отношениях между человеком и Богом, прп. Симеон Новый Богослов любит пользоваться образами и примерами, заимствованными из общественной жизни, и в этих образах часто проглядывает его отношение к ее явлениям. Так, например, повторяя вслед за апостолом Павлом ( 1Кор. 1:27–28 ), что, «оставив мудрых и сильных и богатых мира, Бог избрал по неизреченной Своей благости немощных и немудрых и бедных мира» 2 , Симеон Новый Богослов делает следующее противопоставление между Божественным и земным царством: «Люди отвращаются их (т.е. немощных, немудрых, бедных), земной царь не переносит их вида, начальствующие от них отворачиваются, богатые их презирают и, когда встречают их, проходят мимо, как будто бы они не существовали, и общаться с ними никто не считает желаемым, а Бог , Которому служат бесчисленные множества ангелов, все содержащий словом Своей силы, Кого великолепие непереносимо для всех, не отказался стать отцом и другом и братом этих отверженных, но захотел воплотиться, чтобы стать подобным нам по всему кроме греха и сделать нас причастниками Своей славы и царства» 3 . В этом отрывке из второго «Огласительного слова» интересно не только яркое описание, как «богатые» с отвращением и презрением относятся к «немощным и бедным» и как «царь» даже «не переносит их вида», но и само противопоставление «земного царя» Небесному Царю, Богу, Который в отличие от земного не отказался обнищать и стать человеком, подобным нам, нашим братом. Как видно отсюда, прп. Симеону Новому Богослову была чужда мысль, будто бы «земной царь» является образом Бога на земле и что земное царство есть отражение Царства Небесного. Наоборот, земное царство со всеми его порядками представляется ему противоположностью Царству Божиему.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

«На пути в Дамаск» Беседа с ученым-физиком NASA, ныне митрополитом Месогейским и Лавреотикийским Николаем Источник: Татьянин День Митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай в Успенском соборе Московского Кремля. Фото: С. Власов/Патриархия.Ru Сегодня, когда мир возвращается к своему языческому прошлому, мы будем говорить об обращении человека ко Христу. Наиболее яркий образ принятия христианства – это ослепление и прозрение апостола Павла на пути в Дамаск: «Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению… связав, приводить в Иерусалим. Когда же он… приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь… Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил. В Дамаске был один ученик, именем Анания; и Господь в видении сказал ему: …Анания! Встань и пойди на улицу, так называемую Прямую, и спроси в Иудином доме Тарсянина, по имени Савла… он есть Мой избранный сосуд… Анания пошел и вошел в дом и, возложив на него руки, сказал: брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути… послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святаго Духа. И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его, и вдруг он прозрел; и, встав, крестился… И тотчас стал проповедовать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий» (Деян. 9:1-20). Этот краткий отрывок из Деяний апостолов ярко и точно описывает то, что происходит с душой человека в момент ее перехода из состояния неверия к вере: ослепление для мира земного с его рациональными законами и прозрение для мира небесного, парадоксального, который «иудеям соблазн» и «эллинам безумие» (1 Кор. 1:23). Невозможно умом понять проповедь «Царства», которое «не от мира есть» (Ин. 18:36), Царства, в котором «будут последние первыми и первые последними» (Мф. 20:16). Но лишь ослепнуть разумом и прозреть сердцем.

http://pravoslavie.ru/36614.html

О ВТОРОМ ПРОШЕНИИ МОЛИТВЫ ГОСПОДНЕЙ Да приидет Царствие Твое! 1. Обяснение второго прошения молитвы Господней В этом прошении под словом «Царство» разумеется Царство двоякое: Царство благодати и Царство славы. Того и другого Царства христианин, по наставлению Спасителя своего, непрестанно должен испрашивать себе молитвою у Отца Небесного. I. Необходимость Царства благодатного. Если человек, по падении своем, находится в состоянии такого бессилия по духу, что не может сам собою ни «мыслить» ( 2Кор.3:5 ), ни творить что-либо благое без Бога ( Ин.15:1–5 ), – если душа его, как сухая ветвь, не может приносить сама собою никакого плода, когда не будет на Животворной Лозе – Иисусе Христе; то очевидно, что только одно содействие благодати Божией может и руководствовать человека к добродетельной жизни, и созидать все возможное его благополучие в сем месте странствования, и вести его к приобретению вечного блаженства. Очевидно, сколь необходимо и спасительно для человека благодатное в нем воцарение Божие. II. Возможность приобрести Царство благодати. Но сколько необходимо для нас Царство благодати, столько же возможно и прибрести его, ибо – и Сам Всевышний благоволит жить не столько в «рукотворенных церквах» ( Деян.7:48 ), сколько «внутрь» нас ( Лк.17:21 ), избирая обителью Своею сердца, любящие Его ( Ин.14:23 ); и преграждавшая стена, вражда между Господом и нами, ныне разрушена ( Еф.2:14 ), так как умилостивлен к нам ныне Отец Небесный посредством крестной жертвы Агнца Божия, Единородного Сына Его, Господа нашего Иисуса Христа, – да и Сам Искупитель наш, по воскресении Своем возносясь на небо, дал последователям Своим обетование послать «иного Утешителя, да будет с ними, вовек, Духа истины» ( Ин.14:16–17 ). Это обетование Иисуса Христа, во-первых, исполнилось в день Пятидесятницы над первыми последователями Его; исполнение его продолжалось и потом во все веки, продолжается ныне и будет продолжаться до скончания мира. Никто не должен сомневаться в том, что и в наше время Дух Святой сообщается достойным христианам, т. е. всем православно верующим и проводящим истинно христианскую жизнь, ибо и пророческое слово об этом предмете весьма ясно: «излию от Духа Моего на всяку плоть» ( Иоил.2:28 ); и Сам Богочеловек столь же ясно говорит об этом во Св. Евангелии: «аще убо вы зли суще, умеете даяния блага даяти чадом вашим: кольми паче Отец, Иже с небесе, дает Духа Святаго просящим у Него» ( Лк.11:13 ). Средствами же к приобретению даров Духа Святого могут служить: усердная молитва и Таинства. (См. «Простран. христ. катехизис»).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

О Царствии Божием 46 Божественная литургия святого Иоанна Златоуста начинается возглашением: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков». И, может быть, нет другого выражения, которое бы чаще повторялось в церковных возгласах, нежели прославление Божия Царства, державы, славы. Церковь в своих тайнодействиях и священнодействиях, славя Царство Божие, возвещает вместе с тем и о его наступлении, выражает свое сокровенное ведение о нем. В том же смысле надо понимать и постоянное возглашение в Церкви Евангельских блаженств, предваряемых молитвой: «Во Царствии Твоем помяни нас, Господи», непрестанное повторение молитвы Господней, в которой сердцевину составляет «да приидет Царствие Твое». На Литургии при Великом входе, при перенесении приготовленных Даров с жертвенника на престол, также произносится ряд разных поминовений: «Да помянет Господь Бог во Царствии Своем». Подобное же значение имеют и моления в погребальных службах о даровании Царства Небесного, как и то напутственное пожелание, которое обычно творится о покойниках: Царство ему Небесное! В этом восклицании выражается надежда и молитвенное пожелание, дабы совершилось спасение души усопшего. Во всем этом словоупотреблении содержится целая гамма разных оттенков в понимании смысла Царствия Божия и преподается непрестанное, хотя до сжатости своей почти молчаливое о нем научение. В православном вероучении доктринально вопрос о Царствии Божием совершенно не занимает того исключительного места, какое он получил в новейшее время преимущественно в протестантизме, и однако эта идея есть тот воздух, которым дышит молитвенная жизнь в Православии. В сокровенных своих устремлениях оно проникнуто его исканием «прежде всего», по слову Господа: «Ищите прежде всего Царствия Божия... и прочее приложится вам» ( Мф.6:33 . – Прим ред.). В учении о Царствии Божием, может быть, самым важным и трудным является это разграничение Царствия Божия от «прочего», что с ним неким образом связано, ибо к нему прилагается, но вместе с тем и противополагается. И решающее значение получают эти оттенки, не тона, но полутона, большее или меньшее ударение на той или иной мысли. И различие между разными тонами учения о Царствии Божием относится не столько к содержанию учения, которое остается общим для всего христианского мира, сколько к этим ударениям.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010