В то же время в Риге получил Миних печальное известие о кончине своих обоих родителей, одного за другим, и для устройства своих дел отпросился в Ольденбург. Он посетил свою родину, и то было последний раз в его жизни, хотя его постоянным желанием было под старость воротиться туда. Его старший брат (главный смотритель водяного дела, назначенный датским королем) оспаривал отцовское завещание, которым оставлялось все отцовское имение не ему, а второму сыну. Христоф Миних уладил спор с братом, примирился с ним и воротился в Россию. Заботясь о Петербурге, своем любимейшем произведении, Петр беспокоился о том, что водяное сообщение новопостроенного города с внутренними странами России затрудняется порогами на реке Тосне при ее впадении в Неву. Царь хотел устроить шлюз, провести обводный канал и проложить дорогу по берегу Невы от Шлиссель-бурга до Петербурга. Все это исполнил Миних. Петр поручил ему начертать план рогервикской гавани, которую царь намеревался строить. Миних представил его царю. В 1723 году Миниха ожидала другая, более важная и сложная гидравлическая работа. Еще с 1710 года начат был Ладожский канал с целью дать возможность плавающим судам избежать Ладожского озера, чрезвычайно беспокойного и бурного в осеннее время, где каждый год пропадало множество судов. Работы шли под надзором генерал-майора Писарева и шли чрезвычайно медленно. Когда в 1723 году Петр возвращался из персидского похода и остановился в Москве, он обратил внимание на то, что Ладожского канала сделано было за такое продолжительное время едва только на двенадцать верст. Петр находил, что нужно поручить надзор за канальными работами другому лицу. Генерал-фельдцейгмейстер Брюс указал царю на Миниха. Царь виделся с Минихом, слушал его соображения и поручил посетить канал и удостовериться, точно ли вода в Ладожском озере то возвышается, то понижается, и нужно ли, сообразно с этими изменениями уровня воды в озере, проводить канал. Миних совершил эту поездку. Жители берегов Ладожского озера уверяли, будто вода в озере в течение семи лет возвышается на семь футов, а в течение следующих семи лет на столько же опускается; но Миних, опытный и сведущий в законах гидравлики, нашел, что в такой степени различие в повышении и понижении уровня воды невозможно, и хотя оно, собственно, и существует, но не достигает более трех футов.

http://sedmitza.ru/lib/text/435702/

В[арвару]. Если Вам нужно деньги, скажите, я вышлю, сколько могу. Я потому не высылаю, что Вы говорите, что Вам не нужно. Д. 8. Л. 1–2 об. Подлинник. Автограф. 6. 11 июля 1955 г. Родной наш Владыко святой! Приветствую Вас с праздником св[ятых] Апостолом П[етра] и Пав[ла] и спомнила день юбилея Вашего хиротонию. Благодарю Вас за присланных гостинцев, раздала м[атери] Христоф[оре], схим[нице] М[арии], Ол[ьге] Ил[и]од[оровне], Жене с дочерями 175 , Ксен[ии] Ив[ановне] и Параскеве и Анне Серг[еевне], Зин[аиде] М[оисеевне?] и Тане. Поразила меня смерть о. Д[амаскина], я ожидаю такую же участь при моем плохом сердце. О. Д[амаскин] счастлив, а я куда очушусь, об чем немало сетую. Заказала сорокоуст и еще на год поминать, наверно, получили мое письмо, где писала помолиться о болящей м. Анне, умерла она 16, посылаю Вам 200 руб[лей]. Помяните о упокоении. Присланные 2 портрета Варвара Анцевна 176 просит ей одну, благословите, а другую кому? Теперь непременно нужно хлопотать об снятии судимости, 58 статья аннулируется и разбирается, и это пройдет, может быть, очень долго, и кто подавал, многим тут же сняли. Как Вы смотрите если Вы напишете прошению Карпову 177 (представителю церковной власти), он многим помогает и внимательно выслушает, и пришлите мне, я бы лично ему передала в руки, если он сам не может, то посодействовать может, свою положению опишите и пришлите в посылке, только не по почте. Около Ярославля, забыла, городок один, котори сейчас живет в Загорском, подал он заявление [в] Ярославль жалоб[у], что ему выдали такую паспорт, что не может отлучиться из области Ярославскою, ответили ему, что паспорт правильно выдано, тогда подал дальше, и тут же сняли судимость, теперь много озорничает местная власть. Я была сегодня у Сергея Васильевича 178 , я немного полюбопытствовала об характере Карпова, он тоже говорил, что Карпов сильный человек и отзывчивый. Про Вас ничего я не говорила. Одним словом, нужно хлопотать. Елена Васильевна изъявила желанию каждый месяц Вам помогать, оплачивает мне дорогу к ним приехать, теперь дала для Вас 200 руб[лей], желательно, чтоб за 100 р[ублей] Вам купила на посылочку, но я уже раньше купила, так, как благословите, может быть, на следующую посылочку или все деньгами и что Вам желательно, что купить?

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Более известны следующие в этом роде сочинения: С. Пагниина лукского Isagoge ad sacras litteras, и Isagoge ad mysticos S. Scrip­turae sensus. Lugdini. 1528. – Сикста сенского Ars interpretandi Scripturas Sacras absolutissima. Venetiis. 1556. – М. Флакка Clavis Scripturae Sacrae. Basii. 1567. – И. Гофмейстера Canones ad inter­pretandas litteras. Paris. 1573. – Ioc. Акосты o иствпном способе толкования священного Писания, в сочинении De Christo reve­lato. Romae. 1590. – Волфг. Франца Tractatus theologicus novus et perspicuus de interpretatione Scripturarum Sacrarum maxime legi­tima. Vittenberg. 1610. – Сал. Гласса Philologia Sacra. lenae. 1623; Lipsiae. 1795–1797. – Дан. Гуета De optimo genere in­terpretandi et de claris interpretibus. Paris. 1661. – Dom. Jean Martianay Méthode sacrée pour apprendre et expliquer l’Ecriture Sainte par l’Ecriture meme. Paris. 1704 et 1716. – И. Иак. Рамбаха In­stitutiones Hermeneuticae Sacrae. lenae. 1723; Petropoli. 1816. – I. Авг. Эрнеста Institutio interpretis N.T.Lipsiae. 1761. – I. Iak. Гесса Ueher die beste Art die göttlichen Schriften zu studiren, mit Rücksicht auf die gegenwärtige Lage des Christenthums. Zürich. 1774. – I. Юлия Монспергера Institutiones Hermeneuticae Sacrae Y. T. Vindobonae. 1776. – Адама Вицера Hermeneutica Sacra N. T. Budae. 1784. – Готл. Вилг. Майера Versuch einer Her­meneutik des A.T.Götting. 1 Th. 1779; 2 Th. 1780. – Дам. Черни Institutiones Hermeneuticae N. T. Brun. 1780. – Христоф. Фишера Institut. Hermen. N. T. Pragae. 1788. – Г. Лавр. Бауера Entwurf einer Hermeneutik des A. und N. T. Leipz. 1799. – Ал. Зандбихлера Darstellung der Regeln einer allgemeinen Auslegungs­kunst. Salzh. 1813. – Ариглера Hermeneutica biblica generalis. Viennae. 1813. – Дан Тобенца Institutiones S. Scripturae. Vindob. 1814. T. 2. Pars 2. p. 416–491. – Яна Enchiridion Hermeneuticae generalis. Viennae. 1815. – I. Неп. Албера Institutiones Her­meneuticae Scripturae Sacrae V. et N. T. Pestini. 1817. – Бернарда де Poccu Sinopsi della Ermeneutica sacra, o dell’ arte di ben interpretare Ia sacra Scrittura. Parmae. 1819. – Kacn. Унтеркирхера Hermeneutica hihlica generalis. Oeniponti. 1831. – M. Виттманна Katholische Prinzipien von der heiligen Schrift. Landshut. 1834. – Георга Риглера Biblische Hermeneutik. Augsburg. 1835. – I. Канольдера Hermeneuticae biblicae generalis principia rationalia, cbristiana et catholica. Quinqueeccl. 1838. – I. M. Alh. Loehnis Grundzüge der biblischen Hermeneutik. Giessen. 1839. – B. Рейхеля Introductio in Hermeneuticam biblicam. Viennae. 1839. – Адольфа Багиеньскаго Hermeneutica biblica, seu ars interpretandi Scripturam S. Vulgatae latinae accommodata. Vilnae. 184–0. – Xpucm. Г. Вильке Biblische Hermeneutik nach katholischen Grund­sätzen in streng systematischem Zusammenhänge und unter Berück­sichtigung der neuesten approbirten hermeneutischen Lehrbücher. Würzburg. 1853.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Под всеми этими письмами автор их подписался просто: «Митрофан Критопул, иеромонах, из Веррэи Македонской», и лишь на одном, помеченном 16 числом скирофориона (декабря) 1628 г., – «Митрофан иеромонах, великий архимандрит Константинопольский, и великий протосинкел Александрийский, Критопул, из Веррэи Македонской». Рукописи эти принадлежали некогда Захарии Уффенбаху, синдику Франкфуртскому, а по смерти его, в 1734 г., были приобретены покупкою вместе с другими книгами Ио. Христоф. Вольфом и переданы в Гамбургскую публичную библиотеку. Кодекс под 49, кроме писем Критопула, содержит в себе письма разных немецких ученых к Критопулу и аттестаты, выданные ему разными правительственными и учеными лицами и учреждениями, относительно его честного, истинно-христианского образа жизни и поведения во время пребывания в Европе. Перечитывая все эти документы, о. Андроник у видел, что они объясняют многое, доселе неизвестное в жизни Критопула, и исправляют некоторые ложные сведения и суждения о нем разных писателей, и вследствие этого решился, на основании этих несомненно верных документов, составил его краткую биографию ( Προλ. σελ. 1–2). В тексте составленного о. Андроником, на основании вышеуказанных документов, исследований, некоторые из этих документов помещены в целом составе и могут дать наглядное понятие о том глубоком интересе, который представляет исследование. Так, здесь мы находим весьма любопытную грамату английского короля Иакова 1 (1603–1625), выданную Критопулу в 1623 г., когда он, по окончании своего образования в Оксфордском университете, собирался оставить Ангию. Грамата эта с одной стороны дает ему аттестацию в поведении и успехах, с другой – имеет характер открытого листа для свободного пропуска предъявителя и рекомендует всем, до кого она будет касаться, оказывать ему всевозможное содействие, в каком он будет нуждаться на своем пути (стр. 9–10). Подобные же аттестации и рекомендации были выданы Критопулу от университетов Гельмештадтского (от 15 июля 1625 г., за подписью ректора университета И.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickij/...

Начало этому направлению, получившему название посредствующего или примирительного, положили: Газе 233 , Нитш († 1868 г.) 234 , Твестен 235 и Швейцер 236 , продолжали же твердо следовать ему Лянге (р. 1802) 237 , Эбрард (р. 1818) 238 , Шенкель (р. 1813) 239 . Конфессионального же, или церковного, направления по преимуществу держались и держатся Мартенсен (род. 1808 г.) 240 , Филиппи (р. 1809) 241 , Томазий (р. 1802) 242 , Геппе 243 , Шмидт 244 , Канис (р. 1814) 245 и другие. Заметим, наконец, что многие из протестантских теологов довольно трудились и продолжают трудиться для разработки истории догматов. Из них более известны: Мюншер († 1814) 246 , Фридрих Мюнтер († 1830) 247 , Августи († 1841) 248 , Л. Бертольд († 1822) 249 , Баумгартен-Крузиус († 1843) 250 , Енгельгардт (†1855) 251 , Карл Мейер († 1860) 252 , Баур († 1860) 253 , Гизелер († 1854) 254 , Неандер († 1850) 255 , Христоф. Руд. Гагенбах (род. 1801 г.) 256 и Нитш (р. 1832) 257 . __________ Заканчивая этим краткий исторический обзор догматики на западе, мы невольно приходим к тому несомненному убеждению, что причина фальшивого, безжизненного и бесплодного направления католической догматики заключалась не в чем ином, как пренебрежении ею и забвении внутренних исторических связей с вероучением, веросознанием и духом древней Вселенской Церкви; причиной же всякого рода колебаний и поражающих крайностей в направлении догматики протестантской было не что иное, как совершенная потеря и перерыв этих связей. То и другое, как мы видели, более или менее ясно стало сознаваться как католическими, так и протестантскими догматистами, и это сознание, в свою очередь, стало располагать тех и других к более внимательному и тщательному изучению истории вероучения древней христианской Церкви. Тем более здесь должен находить для себя православный догматист побуждений к тому, чтобы излагать свою науку во внутренней и неразрывной связи с вероучением древней Вселенской Церкви, духу веры которой он всегда был и остается верным. § 23.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

19 Себастиян остался на руках [Иоганна] Христофора... - В 1694 г. умерла мать И. С. Баха, а в начале следующего года скончался и отец. Иоганна Себастьяна вместе с другим братом, Иоганном Якобом, взял на воспитание старший брат Иоганн Христоф (1671-1721), органист и школьный учитель в Ордруфе. 20 Бюффон Жорж Луи Леклер (1707-1788) - французский ученый-натуралист, автор многотомной " Естественной истории " , вышедшей в русском переводе под названием " Всеобщая и частная история естественная графа де Бюффона " (СПб., 1789-1808). 21 септима ... нона - разновидности музыкальных интервалов. 22 Гаффори Франклино (1451-1522) - итальянский музыкальный теоретик, знаток теории музыки греков, стремившийся согласовать эту теорию с требованиями современной музыки. 23 теорба - струнный щипковый инструмент, представлявший собой басовую разновидность лютни; применялся с XVI в.; во второй половине XVIII в. вышел из употребления. 24 ...в дивной библиотеке Сергея Александровича Соболевского... Начало своей обширной библиотеке С. А. Соболевский (1803-1870), друг Пушкина и В. Одоевского, библиограф, библиофил и поэт, положил во время долгого путешествия за границей (с 1828 г.). О библиотеке С. А. Соболевского см.: В. А. Кунин. История библиотеки Соболевского. - В кн.: Альманах библиофила. М., 1973, с. 78-98. 25 ...один форшлаг и два триллера... - Форшлаг и триллер представляют собой разновидности мелодических украшений в музыкальном произведении (мелизмов). Форшлаг состоит из одного или нескольких звуков, предваряющих основной звук мелодии; триллер, или трель - многократное, быстрое чередование двух смежных звуков. 26 Керль Иоганн-Каспар (1625-1690) - немецкий композитор и органист, имевший влияние на творчество И. С. Баха. 27 Фроберг Иоганн-Якоб (1616-1667) - немецкий композитор, один из предшественников И. С. Баха в органном и клавирном исполнительском искусстве. 28 Фишер Иоганн (1650-1746) - немецкий композитор, автор многочисленных мадригалов, а также сюит, арий, увертюр, танцев. 29 Пахельбель Иоганн (1653-1706) - немецкий композитор и органист.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=707...

Член прогрессивной группы протоиерей г. Саратова Николай Русанов Член той же группы протоиерей Сергий Дедовский – Л. 23-об. Рукописный карандашный подлинник, автограф Н. Русанова и С. Дедовского (последним написаны его фамилия в начале документа и формула его подписи в конце). Датируется, как 24–15. 24–17 Ходатайство псаломщика С. Я. Стадника во ВЦИК о помиловании приговоренных к расстрелу по делу московского духовенства и верующих [Около 12–13 мая 1922 г.] В ВЦИК Псаломщик Стефан Стадник Заявление Настояще ходатайство о приговорены к растрелу За[о]зерском, Ф[р]язенове, Соколове, Надеждине[,] Орлове[,] Добролюбове, Телегине[,] Вишнякове и Брусилове. Стефан Я. Стадник – Л. 24. Рукописный подлинник, автограф. Датируется, как 24–15. 24–18 Ходатайство священников В. Д. Красницкого и С. В. Калиновского во ВЦИК о помиловании приговоренных к расстрелу по делу московского духовенства и верующих [Около 12–13 мая 1922 г.] Во Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет: Председателю, тов. Калинину Представителей групп прогрессивного духовенства Покорнейшая просьба Признавая совершенную справедливость приговора Трибунала по делу 54 обвиняемых в противодействии Власти при изъятии ценностей, мы нижеподписавшиеся покорнейше просим об отмене высшей меры наказания для нижеследующих обвиненных – Священнослужителей – протоиреев Заозерского, Вишнякова, Фрязинова, Орлова, Надеждина Христоф[ора], Добролюбова, Священника Соколова Вас[илия] и монаха Телегина, Макара – несомненно руководившихся привычной обязанностью послушания распоряжениям Церковного начальства и даже не подозревавших возможности представить патриарху свои возражения против подписанного им воззвания. Гражданку Брусилову – муж которой убит был на фронте бе[ло]гвардейцами и после которой останется двухмесячный младенец круглым сиротой. Дарование просимой нами милости несомненно, с добрым чувством и глубокой благодарностью 131 – будет принято всем православным духовенством и послужит укреплению его доверия и расположения к Народному Рабоче-Крестьянскому Правительству.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1656 г. января 7 ими послан к императору гонец Николай Минцент (Винцент), который вместе с царским гонцом Богдановым приехал к государю 26 мая 1656 г., и от него отправился к цесарским послам, которые в то время были во Пскове (приехал сюда 5 июня), с цесарскою к ним грамотою. 1656 г. апреля 23 . Послами отправлен к императору гонец Яков Милин. 1657 г. января 10. Цесарь присылал к гетману Хмельницкому Петра Парцивика, архиепископа Трианополитанского с грамотою, предлагая себя посредником в примирении его, гетмана, с Польшею и всячески убеждая отстать от России и приступить опять к польскому подданству, где он может наслаждаться большими, чем прежде, вольностями, в чем он цесарь сам охотно ручается. 1657 г. мая 6–20 февраля 1658 г. (отпущен). Посланник короля Венгерского Леопольда: Иоганн Христофор Фрагштейн и Христоф Бевер фон дер Бинн, – см. в Венгерских. 1661 г. января 11 – ок. 31 августа 1662 г. (выехали из Смоленска). – Послы императора Леопольда: Августин фон Маерн (Майрен=Майерберг) и Гораций Вильгельм (Волм) Кальвуцци (Калюциуш, Калуверий, Калуцыус) для посредничества в заключении мира между русскими и поляками. – В Москву прибыли 15 мая 1661 года. – 18 мая приняты. – 15 апреля 1662 года отпущены в Смоленск на съезд. Прибыли сюда 9 мая. – В числе посольства находились: пастор Себастиан Блавинск, дворецкий Христофор Элерц, секретарь Михаил Гамар, посольские люди: Данило Бернгард, Лукас Бислярн, Яган Сторм, Габриель Шейделох, трубач Геновогегер, Яков Носов, лекарь Анцастей Нигер, скатертник Лаврентий Каниян, портные мастера: Лукаш Теглин, Мелхерт Унгератен, повара: Леонард Фридрих Мяргефор (Левонтей Фринрик), Анц Носовский, Томас Вашер, Анц Шилер. 1662 г. апреля 25 послами был отправлен к императору из Москвы на вел. Новгород гонец Магнус Христофоров, а 17 мая из Смоленска гонец Лукаш Боглеин (Бонлеин) к польским комиссарам и гетману Гоисевскому. ( 1664 г. Грамота императора от 24 июля – о пропуске иезуитов Иоганна Грубера, Генриха Ротта и Филиппа Цеферина через московское государство в Китай прислана «чрез почту»).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

писателей от ошибок в вопросах веры. Центр тяжести учения о Библии он полагал в понятии об Откровении, внутреннее же свидетельство Св. Духа о боговдохновенности св. книг он отодвигал на задний план. Так как апостолы и св. писатели, рассуждали такие рационалисты, могли и желали, как свидетели Откровения, писать истину, то и писания их совершенно подлинны, а потому и достоверны. Представителями такого рационалистического супранатурализма были Дёдерлейн, Морус, Рейнгард, Шторр и др. Иоганн Христоф Дёдерлейн (1745–1792), профессор богословия в университете г. Йены, небезызвестен в истории протестантизма, как догматик и апологет христианства против нападений на него во фрагментах Реймаруса 142 . Для своей учёной деятельности он поставил жизненную задачу провести разграничительную линию между древним и новым временем, между ортодоксальным и рационалистическим миросозерцанием 143 . Но задачу эту он не мог разрешить удовлетворительно: в его богословских трудах заметна столько же дружба с рационалистами, сколько и страх пред их злоупотреблениями. Сам Дёдерлейн, конечно, считал себя настоящим ортодоксалом, а вовсе не таким богословом, который приспособляет своё учение к обстоятельствам времени (qui accommodate ad temporis nostri rationes traditurus est theologiam) 144 . На самом же деле от существа христианской веры у Дёдерлейна осталось очень мало, если сравнить его учение со старо-протестантской ортодоксией, и очень много, если сравнить с совершенной пустотой и безграничными нелепостями позднейшего рационализма. В частности теория Дёдерлейна о вдохновении отличается большой неопределённостью. Без преувеличения можно сказать, что она характеризуется бесплодными усилиями преодолеть необычные трудности вопроса и разрешается в полную невозможность выпутаться из поставленной проблемы 145 . Дёдерлейн, собственно, не отрицает возможности вербального вдохновения, так как между мыслями и словами существует самая тесная связь и без вдохновения слов. Откровение не могло быть понятно людям. Но в то же время у него приметно желание ограничить вдохновение только предохранением св. писателей от ошибок. Неоднократно Дёдерлейн говорит о вдохновении, как об обыкновенном поэтическом воодушевлении, и даже пытается сделать различие между вдохновенными и не вдохновенными частями св. Писания. Во всём, что не относится непосредственно к вере, он признаёт для пророков и апостолов совершенно достаточной чисто человеческой мудрость 146 . Только то, что непосредственно касается вероучения, написано „ ν Πνεματι γω 147 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Leonar...

104 Закон Буддийский далеко распростирает степени плотского родства, препятствующего брачному союзу. По линии мужеской доходят они до девятого колена, а по женской до шестого. И хотя со стороны Лам часто делается снисхождение, но бракам, состоявшимся в запрещенных степенях, общее мнение никогда не дает полной законности и считает их неблагополучными. В отвращение чего, лица почетные стараются при браках избегать даже однофамильцев. 105 Бурятские и Тунгусские девицы по большей части заплетают волоса в восемь кос (найман гедзеге), и каждая коса украшается моржанами и разными цветными камнями, известными под общим именем кеге, а на голову надевают что-то похожее на венок – боголту дарулга, пестреющий корольками. Украшения эти теряет невеста по вступлении к женихову в юрту, оставаясь лишь с правом носить: а) две косы (туйба), налегающие на грудь и всегда прикрытые особого рода орнаментом, называющимся хабчар и шибергел. Последний прикрепляется к первому и служит как бы футляром для волос; b) ожерелья – холопчи, которые состоя из монет и моржанов, служат выставкою вкуса и богатства; с) наплечник – муруин гоу, делаемый из металла и всевозможно украшаемый: d) малогайн дензе – это остроконечная шапочка, примененная к китайскому вкусу, и ее носят как женщины, так и мужчины. 106 Изваяния, полагаемые в бумханах, делаются из глины и имеют вид столбиков – субарга, или пирамидок, с изображением Шигемуния. Пирамидки служат памятниками победы над злыми духами, одержанной Шигемунием и его предместниками. Эта же победа воспоминается особыми обрядами. И затем в каждую из пирамидок вкладывают лоскутки бумаги с означением числа покоренных духов. Все цифры в общей сложности дают всегда один и тот же стотысячный итог. 107 Доктор философии и медицины И. Христоф Стебий издал в 1689 году целую книгу под названием Coelum Sephiroticum. В ней, ссылаясь на авторитет раввинов, говорит: In hoc coelo sephirotico omnes creaturarum virtutes a Deo manifestatas esse et caet. К таковому же познанию таинств природы приводится человек, по учению Буддийскому, чрез врата номов. И как кабалисты допускают 50 врат разумения (intelligentiae), так в свою очередь и Буддисты делят лестницу духовного восхода почти на такое же число ступеней.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Isakovich/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010