Ибо князь в этом случае назначает не десятую часть с того, что сам получает, а „урок”, – определённую дань или определённую плату. Когда и каким образом явилась у Греков подать с населений епархий в пользу епископов, не имеем сведений. Император Алексей Комнин († 1118), говоря в одной своей новелле об обязанности архиереев обходить епархии, пишет об этой подати, называвшейся τ κανονικν (и ещё, кажется, подобно подати государственной καπνικν – подымница, ибо у позднейших Сербов она – дымница): „и каноникон для того назначен архиереям, чтобы каждый (из них), обходя (епархию) и уча, им (канониконом) питался” (у Ралли и П. V, 303), что заставляет объяснять происхождение подати так, что архиереи, обходя епархии и благословляя (как они делали в древнее время) жилища всех мирян в каждом селении, от всех получали добровольные благодарения, которые и превратились потом в обязательные сборы. Патриарх Николай Грамматик (†1111) в своей грамоте говорит о канониконе с мирян: „(государи) начатки (плодов) от мирян ( π τ ν λαικν παρχς), назвавши канониконом, определили взимать с каждого из сих (мирян) сообразно их достатку и доставлять благоговейнейшим иереям” (у Ралли и П. V, 60). Государственно узаконил подать император Исаак Комнин новеллой от 1057–59г. (не в полном виде она у Ралли и П. I, 75, в полном виде у Цахарие в Ius Graeco-Romanum III, 322; повторена в новелле Алексея Комнина, – у Ралли и П. V, 28, у Цахарие ibid. р. 365; что подать узаконена после патриарха Алексея, который † 1042г., см. помянутую выше грамоту патриарха Николая Грамматика). Новеллой Исаака Комнина подать эта определяется: с селения, имеющего 30 дымов ( καπνος), епископу: одна золотая монета, две серебряных, один баран, шесть модиев ячменя (модий по определению позднейшего Грека – Христоф. Ангела в γχειρδιον’е, ed. Fehlavii стр. 846, есть третья часть вьюка одной лошади), шесть мер вина, шесть модиев муки и 30 куриц. С селения, имеющего 20 дымов: две трети монеты золотой, одна серебряная, ягнёнок годовик (полугодовик? μσαρνον), четыре модия ячменя, четыре меры вина, четыре модия муки и 20 куриц. С селения, имеющего 10 дымов: пять серебряных монет, один ягненок, два модия ячменя, две меры вина, 10 куриц. В позднейшее время эта подать с мирян епархий называлась α ξτιαι – требования (по-старорусски – спрос, запрос) и турецким именем мирия.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Еще до организации Экуменического Совета эти идеи предносились умам деятелей протестантизма. Чтобы представить экуменическое движения в его истоках, приведем мысли двух крупных фигур протестантизма, идеологов царства Божия на земле: а) немецкого пастора, называемого среди протестантов «великим пророком современности», Христофа Блумгардта, который призывал к объединению на этой почве, хотя и не дождался его осуществления и б) краткое содержание речи нынешнего вождя экуменического движения, генерального секретаря Совета экуменического движения Виссер т " Хуфта, произнесенной в Бад Болль (Германия) в 1946 году в Евангелической Академии перед представителями прессы. Христоф Блумгардт умер в 1919 году, еще до оформления экуменического движения, но в его призывах очень ярко выражены идеи, проводимыя в экуменизме, и на Блумгардта неоднократно ссылается Виссер т " Хуфт в своей речи в Бад Болль. «Нам не нужно дрожать и пугаться, что старое кончается», вещал Блумгардт во время первой мировой войны. «Да, оно умирает! Все дорогое, красивое, к чему мы были привязаны, во что влюблены – мимо! На все время, навсегда – мимо! Старый мир рушился, и новый встает на его руинах. В его строительстве христианство должно принять живейшее участие» (пасхальная проповедь 1915 года). Три проблемы ставил перед христианством Блумгардт: осуществление лучшего общественного строя; затем, преодоление конфесссиональных, вероисповедных противоречий и, наконец, сотрудничество в образовании полного мирного сожительства народов, с полной ликвидацией войн между народами. Осуществление первой проблемы, справедливого общественного строя, представляется ему в виде социализма, осуществляемого мирныы путем, с помощью христианства. По поводу второй проблемы, уничтожения конфессиональных перегородок, Блумгардт писал еще в 1895 году: «Мы должны, наконец, отрешиться от мысли, что Господь Иисус Христос позволил бы Себя замкнуть в какой-нибудь из многих во времени появившихся церквей или сект и этою одной хотел бы осчастливить мир... Для Всемогущего Бога в Иисусе нам должно расчистить гораздо больше свободного пространства, чем может дать любая церковь ... В споры церквей Христос не станет вмешиваться. Его царство гораздо выше... Теперь, в нашем столетии, не должен ставиться вопрос о символах веры и о церквах: это время прошло, это имело смысл сорок лет назад. Это все далеко от меня, это уже руины!», в пафосе восклицает Блумгардт.

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

Стоявши с ними за твое государево имя накрепко и отказав им, что вперед от них о королевиче и слушать не хотим, разъехались». Государь отвечал послам: «Вы то сделали хорошо, что за наше царское имя стояли и письменных у них речей не взяли. И вы б делали, как вас Бог вразумит, по их речам». 1 декабря был четвертый съезд. Московские послы письменно отвечали на речи польских послов, которые были читаны на третьем съезде. Бискуп оправдывал во всем Гонсевского, говорил, что Гонсевский пан радный и человек честный и потому про него говорить таких речей не надобно. «И мы, – доносит Воротынский государю, – говорили, что знали мы Александра Гонсевского тогда, когда он в Москве со Львом Сапегою был в подьячих, а теперь он у государя вашего честь выслужил бездушеством и московским разореньем, а только бы не то, и он по-прежнему был бы в подьячих. Александр Гонсевский говорил на это сердитые и укорительные непригожие речи про тебя, великого государя, будто выбирали тебя одни козаки, а Христоф Радзивилл говорил, что целовали крест королевичу все и ныне он, королевич, на Московское государство готов, и только его на государство не возьмут, то они за его позор готовы все головы свои положить сейчас. И мы против тех их речей говорили с ними в брань, что никаких речей слушать про то не хотим. Александр Гонсевский ставил то себе в оправданье и похвалу, что он, будучи в Московском государстве, царскую казну брал и к королю и к королевичу посылал, потому, как всякие люди королевичу крест целовали, тогда вы все и казна была его, как хотел, так и владел: а когда московские люди начали королевичу изменять, то он, Гонсевский, против них стоял, этим королю своему честь сделал, а себе похвалу. А Филарет Никитич, будто бы еще с Москвы не поехав, договаривался с патриархом Гермогеном, чтоб быть на Московском государстве тебе, великому государю, а князь Василий Васильевич Голицын будто бы хотел государствовать сам. Стояли все польские послы за Гонсевского: мало задор не стался, да и разъехались; а на разъезде Гонсевский говорил с угрозами: «Либо из своего горла кровь источу, либо, пришед под Москву, столицу вашу подпалю!» Мы ему говорили: «По милости Божией поспеешь туда же, где и советник твой Федька Андронов».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Добровольные приношения в первенствующей церкви, составлявшие всё, и бывшие настолько изобильными, что ими содержались не одни служители алтаря, но и бедные, с течением времени всё более и более оскудевали и, наконец, превратились в то, что мы видим в настоящее время, – в подачу просфор на проскомидии. (Причём самые просфоры, которые представляют собой древние приношения и которых название значит именно «приношение» 981 , не оставляются священникам). В то время как мы приняли от Греков христианство, эти приношения, несомненно, уже были у них вовсе не тем, чем они были в древнее время 982 . С другой стороны весьма вероятно, что они были ещё и не совсем тем, что суть в настоящее время: какую они занимали середину, это, к сожалению, остаётся совершенно неизвестным. Грек первой четверти XVII века Христофор Ангел в своём описании современного церковного быта своих соотечественников говорит, между прочим, о наших приношениях, как о доходе священников: «Греки имеют тридцать шесть праздников в году, двенадцать называются Господскими, остальные 24 – Предтечи, святых апостолов и великих мучеников. Во все эти праздники и в каждое воскресенье священник должен служить литургию и каждый дом (прихода) даёт священнику два денария. И перед началом литургии он молится отдельно о каждом из дающих ему деньги» 983 (т. е. поминает на проскомидии). Если справедливо уверение Христоф. Ангела, что у Греков даже в начале XVII в. считалось обязательным, чтобы в каждое воскресенье и в каждый праздник от всех домов прихода была делаема известная определённая подача священнику на проскомидию; то можно, кажется, с некоторой вероятностью предположить, что так было и у нас, по крайней мере, в древнее время. Но если мы предположим это, то добровольные приношения периода до-монгольского будут не нынешними случайными грошами, а доходом определённым и сравнительно довольно значительным. Впрочем, у нас будет некоторая вероятность предполагать это только о городах, но не о сёлах. Дни, предшествующие праздникам, называются у нас канунами – «накануне такого-то праздника».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

из Харьковской Воздвиженский , Вас. Андр.(свящ.) из Орловской Божовский , Константин Васильевич из Екатеринославской Волков , Николай Алексеевич из Полтавской Петров , Иван Петрович из Екатеринославской Букасов , Косьма Иванович из Курской Шумигорский , Севастиан Александр. из Харьковской Добровольский , Пётр Иванович из Владимирской Понизовский , Пётр Михайлович из Екатеринославской Младшие кандидаты Рябинцев , Фёдор Дмитриевич из Орловской Бандорский , Ковставтив Евстаф. из Орловской Бакаревич , Иван Васильевич из Могилевской Сафонов , Фёдор Из Харьковского Колл. Максимович , Иван Яковлевич из Полтавской Гаврилович , Скрибан Христоф. из Молдавии Соколов , Яков Васильевич из Орловской Холуйский , Иван Яковлевич из Владимирской Драницын , Павел Михайлович из Костромской Еренко , Николай Григорьевич из Черниговской Стоянович , Нафанаил (иеромон.) из Болгар Ботвиновский , Ефим Егорович, из Киевской Диковский , Иван Семёнович из Херсонской Миткевич , Иван Васильевич из Казанской Вуколов , Егор Иванович из Харьковской Студенты Митропольский , Иван Михайлович из Воронежской Тростянский , Василий Григорьевич из Воронежской Выбыли Греков Павел Харьковской Левицкий Стефан Черниговской Маржина Иван Кишинёвской Шкляревский Виктор Черниговской Малышевский Николай Орловской Вильчинский Антонин Подольской Шокотов Андрей Псковской Умерли Раевский Василий Полтавской Сердюков Андрей Херсонской Егоров Александр Курской Сементовский Григорий Харьковской Положинцев Григорий Курской Чоловский Василий Полоцкой Ботвиновский Фёдор Киевской Таким образом академия Киевская, в течение пятнадцати учебных курсов, то есть с 1819 по 1851 год, выпустила семьсот четырнадцать воспитанников, из коих двести шестьдесят восемь получили звание магистров; сто тридцать степень старших кандидатов, (некоторые из них, по выслуге узаконенного числа лет, или вследствие представления ими сочинений, возведены потом в достоинство магистров); триста младших кандидатов и шестнадцать студентов. Остановимся на сем курсе и искренно пожелаем преспеяния всем последующим.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

http://www.youtube.com/watch?v=-BFTVfDJMz4 «Смена караула» у Гроба Господня в храме села Кжелькув (Нижнесилезское воеводство, Польша). С вечера Страстной субботы до пасхального крестного хода у Гроба Господня в храме дежурит «стража», и «часовые» периодически меняются. На этом видео представлено несколько моментов «смены караула». http://www.youtube.com/watch?v=lWElYgIdKLg Освящение огня и пасхальной свечи в одном из католических приходов шт. Техас. По традиции обряд совершается перед входом в храм. Освящается зажженный ранее огонь, затем происходит освящение пасхальной свечи, и от нее будут зажжены свечи в руках верующих, которые с ними войдут в храм, где пока еще совершенно темно. Можно видеть, что от того же огня предстоятель возжигает и кадильные угли. Входя с пасхальной свечой в храм, несущий ее клирик возглашает «Христос – наш свет». http://www.youtube.com/watch?v=tNsqKAxJgy4 Gloria (Великое славословие) на мессе Навечерия Пасхи в венском соборе св. Стефана. Именно в этот момент по традиции в богослужение возвращается звучание органа и других музыкальных инструментов, смолкнувших в Великий четверг, а также вновь начинают звонить колокола и алтарные колокольчики. Звучит Gloria из «Немецкой мессы» Франца Шуберта. Предстоятельствует кардинал Христоф Шёнборн. (Из телетрансляции). http://www.youtube.com/watch?v=b5eKLigpxqU Gloria на мессе Навечерия Пасхи в Кёльнском кафедральном соборе. (Из телетрансляции). http://www.youtube.com/watch?v=V51H4Go7G8g Пасхальный крестный ход (Кальваря-Зебжидовска, Польша). Процессия, идущая ранним утром ко Гробу Господню в одной из самых известных старых кальварий на юге Польши. http://www.youtube.com/watch?v=uK-tusc28i0 Кульминационный момент крестного хода ко Гробу Господню в храме села Стара Весь (Прикарпатское воеводство, Польша). У пустого Гроба священник, держащий дароносицу, возглашает весть о воскресении Христа. «Воины», стерегущие Гроб, в изумлении падают ниц. http://www.youtube.com/watch?v=3fkAy6rs30U Тот же момент в другом польском храме . Разница – в количестве и внешнем облике «воинов».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Журнал 18 СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей, о богословском собеседовании представителей Русской Православной Церкви и Евангелической Церкви в Германии («Бад-Урах V»), которое проходило с 22 по 28 февраля 2008 года в Виттенберге, Германия, по теме «Свобода и ответственность с христианской точки зрения». Справка: С 22 по 28 февраля 2008 года в городе Лютерштадт-Виттенберге (Германия) по приглашению Евангелическо-Лютеранской Церкви в Германии проходили 24-е двусторонние богословские собеседования между представителями Евангелической Церкви в Германии и Русской Православной Церкви («Бад-Урах V»). Собеседования были посвящены теме «Свобода и ответственность с христианской точки зрения». Делегацию Русской Православной Церкви возглавлял архиепископ Самарский и Сызранский Сергий; делегацию ЕЦГ – председатель Отдела по экуменизму и служению за рубежом Евангелической Церкви в Германии епископ Мартин Шиндехютте. В ходе собеседований было представлено четыре доклада: «Свобода и ответственность в Церкви и обществе: библейско-богословские основания и герменевтическая рефлексия» (профессор Христоф Гестрих); «Православный подход к правам человека» (священник Георгий Рябых); «Два значения свободы в восточной святоотеческой традиции» (игумен Кирилл (Говорун)); «Свобода и ответственность – права человека как христианское обязательство» (епископ Мартин Шиндехютте). После каждого доклада проводились дискуссии. Один из дней собеседований был посвящен размышлениям над Посланием апостола Павла к Галатам (Гал. 5. 1 – 15). Важным выводом собеседований стало единодушное признание того факта, что как в православной, так и в евангелической традиции свобода не мыслится в отрыве от ответственности. По итогам встречи было принято коммюнике, в котором, в частности, говорилось: «В результате собеседований стороны пришли к единодушному выводу, что такие понятия, как свобода, ответственность, достоинство и права человека должны рассматриваться на основании библейской и церковной традиции… Православные и лютеране согласились, что отказ общества от нравственных ориентиров при реализации прав человека угрожает достоинству личности, приводит к порабощению людей страстям и греху. Это делает необходимым сотрудничество и диалог религиозных общин с государством и гражданским обществом в целях продвижения такого понимания и применения прав человека, которое не противоречило бы христианской совести». В среду 27 февраля архиепископ Самарский и Сызранский Сергий в сослужении членов делегации Московского Патриархата в священном сане совершил Божественную литургию в русской церкви в честь святителя Алексия, митрополита Московского, в Лейпциге. На литургии присутствовала немецкая делегация.

http://mospat.ru/archive/86314-zhurnaly-...

Что значит на экуменическом языке «построение царства Божия»? Это значит социальное строительство того будущего мира на земле, который должен сменить собой прежний, старый, одряхлевший, предназначенный – мол – на слом общественный строй на земном шаре. Ныне все внимание, все усилия христианства должны быть направлены к мысли не о своем спасении каждого, не о своей душе, не о будущей вечной жизни, а о построении общества на новых основаниях. Отсюда: церковь нашего времени есть «церковь служащая», «диненде Кирхе», т. е. служащая социальным целям. Еще до организации Экуменического Совета эти идеи предносились умам деятелей протестантизма. Чтобы представить экуменическое движения в его истоках, приведем мысли двух крупных фигур протестантизма, идеологов царства Божия на земле: а) немецкого пастора, называемого среди протестантов «великим пророком современности», Христофа Блумгардта, который призывал к объединению на этой почве, хотя и не дождался его осуществления и б) краткое содержание речи нынешнего вождя экуменического движения, генерального секретаря Совета экуменического движения Виссер т’Хуфта, произнесенной в Бад Болль (Германия) в 1946 году в Евангелической Академии перед представителями прессы. Христоф Блумгардт умер в 1919 году, еще до оформления экуменического движения, но в его призывах очень ярко выражены идеи, проводимые в экуменизме, и на Блумгардта неоднократно ссылается Виссер т’Хуфт в своей речи в Бад Болль. « Н ам не нужно дрожать и пугаться, что старое кончается», вещал Блумгардт во время первой мировой войны. «Да, оно умирает! Все дорогое, красивое, к чему мы были привязаны, во что влюблены – мимо! На все время, навсегда – мимо! Старый мир рушится, и новый встает на его руинах. В его строительстве христианство должно принять живейшее участие» (пасхальная проповедь 1915 года). Три проблемы ставил перед христианством Блумгардт: осуществление лучшего общественного строя; затем, преодоление конфессиональных, вероисповедных, противоречий и, наконец, сотрудничество в образовании полного мирного сожительства народов, с полной ликвидацией войн между народами.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

В своей речи в год смерти о. Павла (1895) в «Братстве св. Петра митрополита» Н.И. Субботин говорил о нем: Думаю, что после митр. Филарета о. Павел был единственный в наше время писатель, не извлекший для себя материальной выгоды из литературного труда: свой труд он совершал единственно во славу Божию и на пользу св. Церкви... Он следовал примеру древних святых отцев и древле-русских архипастырей и пастырей, не имевших и понятия о литературных гонорарах, писавших только во славу Божию и назидание чадам Церкви... “С юных лет я не был стяжателем”, как-то сказал он мне в минуту откровенности; и в завещании своем с чистою совестью мог он написать: “имущества у меня никакого нет, потому и завещевать нечего” ( см.диакон Б.Зыкунов. Указ. соч, ). Не будь о. Павла, – писал однажды Н.И. Субботин к К.П. Победоносцеву , – не знаю, что будет с монастырем, – все разбредутся и не будет приюта старообрядцам, во множестве стекающимся сюда за советом и наставлениями. Сам же Субботин, который ни одного более или менее важного дела, направленного к ослаблению раскола, не предпринимал без благословения о. Павла: Если вы, – говорил он о. Павлу в день исполнившегося 25-летия присоединения его к Православной Церкви, – питали постоянное доверие к моему суждению относительно ваших письменных трудов, то я в моих собственных еще более доверялся вашему совету и суду. Поэтому нередко просил их у вас, особенно в сомнительных случаях, и всегда получал к моему полному удовлетворению.( там же) Надо прямо сказать, что политические взгляды Победоносцева, покровительствовавшего Никольскому единоверческому монастырю и самому отцу Павлу, последний в целом разделял. Константина Петровича ( 1827– 1907 ) считают едва ли не главным в истории России врагом старообрядчества. На самом деле все было гораздо сложнее. Три века назад немец на русской службе граф Бурхард-Христоф Миних отметил: Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует Наверное, Победоносцев мог бы это повторить.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Когда Замойский остановился в Прошовицах, месте, принадлежавшем уже к Краковскому староству, Зборовский остановился в Подоланах, в миле от Прошовиц, и при солнечном заходе отправился в Печму, к одной из своих родственниц; а в Кракове между тем толпа буйной молодежи собиралась ударить на Замойского при его въезде в город в то самое время, как Зборовский ударит на него с тылу. Узнавши, что Зборовский один в Печме, Замойский отправил отряд пехоты под начальством верных людей захватить его там ночью, что и было легко исполнено; опираясь на права старост приводить в исполнение судные приговоры, Замойский велел казнить смертию Зборовского, ибо за нарушение приговора о вечном изгнании нарушителю назначена была смертная казнь. Этот поступок канцлера возбудил страшную бурю, потому что у Зборовских была большая партия да и, кроме них, было много недовольных королем и Замойским. Выставляли сомнение относительно права 3амойского казнить смертию Самуила; говорили, что хотя король Генрих и осудил последнего на вечное изгнание, однако чести у него не отнял, следовательно, его нельзя было казнить смертию; на это возражали, что если осужденному на вечное изгнание не будет грозить смерть за нарушение приговора, то что будет мешать ему возвращаться на родину? Что на изгнание осуждают именно тех, которые по вине своей дошли до смертной казни. Между прочим, Зборовским удалось привлечь на свою сторону Станислава Гурку, воеводу познаньского, пользовавшегося самым сильным вдняняем в Великой Польше. Гурка до сих пор был в неприязни с Зборовскими и в дружбе с Замойским, но в это время умер брат его, после которого он просил себе у короля староства Яворовского; того же староства просил Замойский и получил: тогда раздосадованный Гурка перешел на сторону Зборовских. Приближался сейм. На предварительных сеймиках уже обнаружились волнения. На сеймик в Прошовицы приехал Христоф Зборовский из Моравии; когда Николай Зебржидовский, родственник Замойского, входил в церковь , раздались выстрелы; когда начались совещания, Зборовский с приятелями подняли громкие голоса против Батория: с негодованием указывали на могущество Замойского, оплакивали смерть Самуила Зборовского, называли неслыханным тиранством суд, которым правительство грозило двоим другим Зборовским.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010