И 1703 го декабря в 8 день великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич, в. в. и м. и б. Р. с., указал выезжего иноземца Христофора Бухнера, которого с проезжим листом отпустил посол Андрей Измайлов, принять в свою великого государя службу для учения европским языком, о которых он в роспросе своем выше сего объявил, руских детей, и ведать ево в Посольском приказе; а его великого государя жалованья давать ему на год по двести рублев, и сказать ему его великого государя указ, чтоб он Христофор учился читать и писать словенскому языку, и научился б того вскоре. И на нынешний 1703 год то его великого государя жалованье выдать по росчету с приезду ево в Колу, августа с девятого числа нынешнего 1703 года от расходу из Посольского приказу, и о том дать указ. Сей его великого государя указ приказал записать боярин Федор Алексеевич Головин. Диак Василей Посников. Диак Иван Волков. Диак Михайло Родостамов. И о даче денег к росходу указ дан. И декабря в 22 день бил челом великому государю словесно Христоф Бухнер, что он в приезде до Москвы издержал свои многия деньги, от того на Москве должен многим людем и чтоб великий государь пожаловал ево, велел ему в зачет назначенного ему жалованья дать ему на оплату долгов на предбудущий 1704 год. Christoff Buchner. И 1703 го декабря в 22 день великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич в. в. и м. и б. Р. с. пожаловал Христофора Бухнера, велел ему по ево челобитью на оплату долгов дать его великого государя жалованье в зачет на предбудущий 1704 год сто рублев от росходу из Посольского приказу и о том дать указ. Сей его великого государя указ приказал записать боярин Федор Алексеевич Головин. Диак Василей Посников. Диак Иван Волков. Диак Михайло Родостамов. 1703-го декабря в 8 день по указу в. г. ц. и в. к. Петра Алексеевича в. в. и м. и б. Р. самодержца дать его вел. государя жалованья выезжему иноземцу Христофору Бухнеру, которой принят в его вел. государя службу для учения русских детей латинскому, немецкому, французскому, италианскому, дацкому, швецкому, галанскому языком, с приезду его из-за рубежа в Колу генваря по 1-е число 1704-го году 79 руб.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

31 июля 1995 г. ЦНИИ «Прометей», занимавший почти все здания монастырского каре, передал монастырю помещения на втором этаже Духовского корпуса, где вскоре поселилась немногочисленная братия. 14 сентября состоялось первое монашеское богослужение в Никольской церкви. После смерти владыки Иоанна (Снычева) Петербургским митрополитом 26 декабря 1995 г. стал Владимир (Котляров). 26 марта 1996 г. состоялось официальное возвращение Лавры РПЦ - был подписан акт приема-передачи всех зданий монастырского каре от «Прометея». 25 октября 1996 г. к исполнению обязанностей наместника приступил архимандрит Назарий (Лавриненко). 14 апреля 1997 г. Синод утвердил его в этой должности. После назначения архимандрита Назария началось возрождение Лавры в качестве действующего монастыря. В передаваемых Лавре помещениях развернулась масштабная реставрация, началась активная социальная и просветительская работа. 3 ноября 1997 г. на монашеском собрании были избраны члены Духовного собора, в этот же день принят и утвержден митрополитом Владимиром канонический устав монастыря. С этого дня Лавра начала жить полноценной монастырской жизнью. Ирина Воробьева Историческая справка Раку, а точнее надгробие для мощей святого благоверного князя Александра Невского, весом 1,5 т изготовил по указанию императрицы Елизаветы Петровны скульптор Иоганн-Франц Дункер из первого русского серебра, добытого на Колыванских рудниках. Автором рисунка был Георг Христоф Грот, немецкий живописец, придворный портретист, работавший в пышной барочной манере. Барельефы со сценами из жизни князя, украшающие стенки саркофага, были созданы по эскизам Якоба Штелина, состоявшего в это время библиотекарем при дворе великого князя наследника престола Петра Федоровича. Гробница состоит из нескольких предметов. Это сама рака, или саркофаг, пятиярусная пирамида, малые пирамиды с воинскими трофеями и чеканные изображения событий из жизни Александра Невского: победа над шведами при Неве, над Ливонским орденом на Чудском озере, освобождение Пскова в 1242 г.; прибытие больного Александра Невского в Городецкий монастырь после поездки в Орду, кончина князя.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/d...

361. Пицундинский или Бичвинтский – Успенский , мужской, ныне древний храм Божией Матери при сел. Пицунда, Кутаисской губ., в Абхазии, Пицундинского окр., Сухумского отдела, на восточн. берегу Черного моря. Храм этот построен в 551 г. Имп. Юстинианом. В 1872 г., по ходатайству Вел. кн. Михаила Николаевича, разрешено при храме устроить муж. м-рь, с назначением на его содержание из казны по 1.200 р. в год, причем предположено со временем открыть школу для детей туземцев в видах приготовления их к поступлению в духовн. семинарию. Для устройства м-ря из Троиц.-Сергиевой лавры были посланы архим. Феофил, иеромонах, иеродиакон и 2 послушника. В 1882 г. по случаю переселения большей части абхазцев в Турцию, м-рь упразднен, храм же, по возобновлении его, приспособлен к соборному храму и приписан к Ново–Афонскому-Симоно-Кананитскому м-рю. “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1872 г., 89; 1885 г., 214; “Собр. узак. и распор. правит.”, 1872 г., 77, ст. 740; 1873 г., 60, ст. 733; 1883 г., 14, ст. 143; Ив. Чернояров, “Пицунд. Успенский и Ново-Афонский-Симоно-Кананит. м-рь в Абхазии”, брош. в 8 стр., СПб., 1877 г. 362. Пожайский – Успенский , мужской, 1-го класса, Ковенской губ. и уезда, при селе Пожайсце, в 7 вер. от Ковно, при р. Немане. Он прежде принадлежал католическому Камельдульскому монастырю, но за участие в мятеже по конфирмации 1832 г. обращен в православный 2-го класса и в 1842 г. перечислен в 1-й класс. В 1874 г. к нему приписаны здания, угодья и земли упраздненного Рождество-Богородицкого мон. в Березвечи. Великолепный храм Успения построен в 1662–1674 г. канцлером Вел. Кн. Литовского Христоф. Поцом, семейство которого здесь погребено под склепом; в 1839 г. храм перестраивался и в 1840 г. освящен. Храм замечателен чудною архитектурою, изображениями алфреско и мраморною обшивкою; Пац на постройку его употребил 8 миллионов злотых или 8 бочек золота. В 1867 г. в м-ре жил на покое архиеп. Минский Антоний. Силин, “Пожайский Успен. первоклассн. м-рь”, в “Памятн. кн. Ковен. губ. на 1890 г.”, стр. 261 – 278; Balinsky, “Staroz. Polsk.”, III, 419, 422; Афанасьев, “Ковен. губ.”, 524; “Извлеч. из отч. Об. Пр. Св. Син.”, 1838 г., 77 (переделка церкви); 1840 г., 13 (освящение); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 502; “Краткое опис. Ковен. губ.”, 1888 г., 43.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

По вступлении на престол Царя Михаила Феодоровича, укрепление Кремлевские были восстановлены; над Флоровскими и Троцкими воротами надстроены верхи Христоф. Головеем, который в 1633 г. взвел воду из Москвы реки в Свиблову башню, а оттуда на Государев Сытный и Кормовой дворцы и на поварни. Разрушенная Петровская башня с церковью С. Петра Митрополита на городе вновь сооружена; порухи в стенах починены, а после пожара 1626 года, вновь сделаны на них деревянная кровля и всходы, мосты в башнях, в 1636 г. подведено городовой стены 60 сажень. 1038 По указу Царскому 1631 года, в Устюжне Железнопольской сделаны железные опускные решетки к городским воротам. 1039 Олеарий и ГраФ Карлиль упоминают о тройных каменных стенах, кои составляли ограду Кремля. 1040 Но опись в 1646 г. состояние Кремлевских укреплений показывает, что они требовали возобновлений и поправок; ибо во многих местах стен оказались трещины, некоторые слухи, тайники и всходы обвалились. Из нее видно, что между Никольскими и Фроловскими воротами был во рву застенок, где стояла зелейная казна и что между Фроловскими и Константиновскими воротами о двух слухах в застенках возвышалась над двумя сводами глухая отводная башня. Свибловская башня тогда называлась Беклемишевскою, а Водозводная Свибловскою и Свирловскою. В Никольских воротах с верхними боями были три всхода лестничные с затворами в застенок, где находилось два слуха и еще всход со двора Князя Лыкова. Угольную башню Собакину на Неглинной окружал застенок, примыкавший к Сытному двору с загородной стороны. В южной части Кремлевских стен подле Петровской башни находилась глухая к Тайницким, или Тайниковским 1041 воротам с тайником внизу и отводною Тайницкой башней, потом Благовещенская с верхним боем и Благовещенскими воротами. Самый же тайник шел от первых ворот до других. Между Беклемишевской и Тайницкой башнями простирался по городовой стене оружейный авбар под навесом, где хранились пушки и пищали, ядра каменные и железные; у отводной Тайницкой башни был Бархатный двор Захарьина.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Дело в том, что в ноябре 1746 г. Государыня Елизавета Петровна решила, что рака, в которой находились мощи святого благоверного князя Александра Невского, недостаточно хороша и богата. Она вознамерилась «пожаловать», как тогда говорили, их новой ракой. Для работы над проектом был выбран придворный портретист Георг Христоф Грот. Резчику Ивану Шталмееру было поручено изготовление деревянной модели в натуральную величину. Работами руководил советник монетной канцелярии Иван Шлатер. Барельефы со сценами из жизни князя на стенки саркофага выбивались по эскизам Якоба Штелина. Императрица распорядилась, чтобы по мере надобности к работам привлекались ростовские мастера, чеканщики из Москвы, литейщики с Санкт-Петербургского литейного двора, немецкие мастера. За работой иностранцев наблюдал серебряных дел мастер Захария Дейхман, а за всеми работами надзирал барон Иван Черкасов. Работы были завершены в том же 1748 году, который выгравирован и на тверской раке князя Михаила Указание на Государыню Елизавету Петровну, совпадение дат и тождественность архитектуры построения повествования о жизненных подвигах святых системой взаимосвязанных барельефов дают основание предположить, что рака князя Михаила была выполнена теми же мастерами. Надписи на раке сделаны русским уставным письмом. Необходимо отметить, что рака, которая сегодня находится в Твери на Баррикадной в Воскресенском соборе, повреждена, часть клейм и надписей отсутствуют. Однако, сохраняется посвятительная надпись императрице Елизавете Петровне на правом боку саркофага. На сохранившимся в изголовье раки барельефе нет надписи «Святой Благоверный Князь молится о спасении града Твери и людей». Рядом с князем показано изображение неизвестного кремля и собора. Над ними – барельеф Пречистой Девы. Сохраняется также изображение короны на подушке, которые покрывает своими крылами херувим. Причем, эта корона по форме похожа на корону Габсбургов, а согласно «Жития Михаила Тверского» великий князь носил венец. Не сходятся мелкие детали раки - число ручек на саркофаге: в описи – 8 ручек по бокам, на реальном – 6 ручек по бокам и по одной ручке в ногах и изголовье. Все эти вопросы нуждаются в дополнительных исторических и искусствоведческих исследованиях и экспертизе.

http://ruskline.ru/analitika/2024/02/20/...

1065 В 1504г. в Пскове было постановлено относительно вдовых священников, изобличённых в нечистой жизни: „жити им в миру кроме церкви и верх тем власы свои растити и одежда им носити мирская” (Псковская 1 летопись, в Собрании Летописей IV, 277). Если бы священники уже носили длинные волосы, то следовало бы ожидать, что будет сказано об острижении этих длинных волос (косы), ибо они и при ращении верха оставались бы видимым знаком священства и притом знаком более видимым, чем гуменцо, ибо послед него не видно при закрытой голове. В помянутом выше лицевом Житии преподобного Сергия священник изображается с подстриженными волосами, – л. 14–15 и об., 59 об., 332, sqq. По свидетельству Льва Алляция, даже ещё и в его время, т. е. в первой половине XVII века, в Греции носили длинные волосы только монахи, но не священники (в трактате De monachis et monialibus in Graecia, которого мы не имеем под руками и извлечение из которого читаем в примечаниях Фелявия к Энхиридиону Христоф. Ангела, р. 675). 1066 См. Чтения Общества Истории и Древностей 1861г., кн. 3, статью: Царевич Алексей Петрович, стр. XIII. О величине бывшего гуменца свидетельствует пословица: «не грози попу плешью, у него плешь с лопату». О позднейшем мнении, что попу должна подстригать гуменцо попадья, а не кто либо другой, – в Православном Собеседнике 1861г., кн. 3, стр. 347. 1067 πολογητικ πιστολ, по изданмю Валетты стр. 156. Однако, Кедрин выражается о Константинопольском патриархе Константине II (754–766), поставленном из монахов, что он π μοναχο γνετο στεφαντης τοι κληρικς, и наш митрополит Георгий говорит как будто о монахе, что ему постригается верх не при избрании, а при поставлении, – §96. 1068 Симеон Солунский говорит о скуфьях или скадиях так, что как будто они принадлежали одним священникам и диаконам (De sacris ordinationibus сар. 186, у Миня t. 155, р. 396). Но так как назначением скуфьи было то, чтобы прикрывать выстриженное гуменцо, а это гуменцо имели и чтецы с певцами, то на этом основании следует думать, что носили скуфью и они.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Сначала участники крестного хода остановились у захоронений соратников Шмореля — брата и сестры Шоль и еще одного члена антифашистской группы, Христофа Пробста. Почтив их память минутой молчания (Шоль принадлежали к Лютеранской Церкви, Христоф Пробст был католиком), крестный ход двинулся дальше, пока не достиг могилы Александра Шмореля, усыпанной белыми розами. Началась панихида, последняя перед прославлением. Поскольку многие прихожане собора и приехавшие на канонизацию гости — немцы, заупокойное богослужение совершалось на двух языках — церковнославянском и немецком. По окончании панихиды крестный ход в таком же порядке вернулся в собор. Вскоре началось всенощное бдение. Надо было видеть выражения лиц прихожан, собравшихся в тот вечер в соборе. Такие лица бывают у людей на Пасху в ожидании первого " Христос воскресе " . На этот раз подобием пасхального приветствия стал вынос на середину храма иконы новомученика Александра. Храм словно бы взорвался изнутри тихой радостью и тут же замер в благоговейном молчании. В эту минуту все молившиеся в храме, независимо от их языка и национальности, как-то особенно отчетливо испытали чувство единства в духе и истине. Об этом ощущении на следующий день в воскресной проповеди упомянул и архиепископ Берлинский и Германский Марк. " Прославление мученика Александра Шмореля, который объединял в себе немецкое и русское начала, лишний раз показало, что все мы находимся в Единой Апостольской Церкви, и наши объятия раскрыты для всех, кто приходит сюда в поисках истины " , — отметил владыка. Кстати, как оказалось, пасхальные ассоциации также были вполне закономерны. Как позже рассказал мне друг Шмореля русско-армянский эмигрант Николай Хамазаспян, по одной из версий, название " Белая роза " было взято Александром из " Великого инквизитора " Достоевского, из эпизода, в котором явившийся в позднесредневековой Севилье Христос воскрешает умершую девочку. Помните? " Процессия останавливается, гробик опускают на паперть к ногам его. Он глядит с состраданием, и уста его тихо и еще раз произносят: “Талифа куми” — “и восста девица”. Девочка поднимается в гробе, садится и смотрит, улыбаясь, удивленными раскрытыми глазками кругом. В руках ее букет белых роз, с которым она лежала в гробу " (Ф.М. Достоевский. Братья Карамазовы. Ч. 2. Кн. 5). Белая роза для членов одноименной группы стала, таким образом, символом воскресения, победы жизни и свободы над грехом и смертью.

http://e-vestnik.ru/analytics/nemetskiy_...

Каменный мост на Москве-реке Когда еще в Москве не было каменных мостов, кроме старого Знаменского у Троицких ворот и Спасского у Флоровских, тогда Москворецкий каменный мост, соединающий обширное Замоскворечье с Кремлем, Китаем и Белым городом, почитался одним из Московских чудес, наравне с Иваном Великим, Сухаревою Башнею, Царь-колоколом и Царь-пушкою. До его построения на Москве-реке, были мосты деревянные живые, составленные из плотов, кои разбирались или разметывались пред весенним разливом вод, иногда и в осеннее половодье. Таковы издавна были Москворецкий у Водяных ворот, (1) Крымский и Дорогомиловский. Самое значение мостов в жизни Русского народа и название дало повод Ходаковскому производить имя Москвы, прежней Московы от мостка потому, что болото в Гжатском уезде, откуда берет начало Москва река, называется Калиновым мостом. (2) Самая местность представляла удобство и необходимость к построению неподвижного моста для непрерывных сношений одной части города с другою. Впадение Неглинной в Москву-реку при подошве Боровицкого холма, этой колыбели города, предполагает здесь древнейшую пристань, куда с верховья реки прибыли первые насельники Кучкова, или Москвы. До построения каменного моста, здесь, без сомнения, был перевоз; но никакого моста не видно на чертеже Москвы, изданном в Голландии в царствование Михаила Феодоровича. (3) В 1633 году на этом месте были Берсеневские водяные ворота и английский механик Христоф Головей посредством свинцовых труб извел из реки воду в Свиблову (Водовзводную) башню, а из башни на Государев Сытный и Кормовый дворцы. (4) Когда же с умножением населенности в Замоскворечьи, где были Стрелецкие слободы, открылась необходимость в соединении четырех городов с их зарецким пригородом: тогда стали помышлять о сооружении каменного моста. Для сего 1643 года вызван в Москву из Страсбурга палатный мастер Анце Яковсен, или как именовали его русские, Яган Кристлер с дядею своим Иваиом Яковлевым Кристлером; для производства привез он с собою, как видно из подлинного дела, (5) разные медные и железные снасти, как-то: медную печь, векши большие и малые, подпятки, долотники, вороты с лопатами, молоты, паздники к деревянному делу, винтовники и щурупники, кирки жерновыя, закрепки в т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

вся церк. пахотная земля, состоявшая до того времени в разбросанных в разных местах участках, отведена в одном месте, в расстоянии ¼ версты на запад от церкви и с двух сторон окопана канавой местным священником Феодотом Малькевичем на его средства. План на эту землю, составленный в 1871 г. Острожским землемером Щеголевым, не сдан в церковь . Причт: свящ. – 300 р. и псаломщ. – 50 р. Для свящ. дом о 6 комнатах и хоз. постройки новы, построены в 1887 году на средства местного священника о. Малькевича. Для псаломщ. церк. дом с кладовою ветх, а хозяйств. построек нет, кроме не большого скотного сарая, построенного на средства местного псаломщ. А. Осташевского. Школы нет. Церк.-приход. Попечительство существует с 1871 г. без доходов. Имение штаб-ротмистра Ивана Христоф. Борисова (правосл. испов.) и наследников дворянина Фомы Павлов. Яворского (р.-кат. испов.). Приписная дер. Ксионженцин (ныне называемая в простонародии по древнему Окоп) в 3 вёрстах – принадлежит помещику Карлу Матф. Залесскому (р.-кат. испов.). Дворов – 103½, прихожан – 845 д. об. п.; р.-кат. 377 д. об. п., приходом принадлежащих к Белогородскому костёлу. Свящ. – Феодот Васил. Малькевич (с 1847 г.) и псаломщ. – Александр Евстаф. Осташевский (с 1849 г.). 643 . с. Гулиовцы 266 (при р. Горыни) волости Ляховецкой, от Житомира 186 вер., от Острога и ближ. почт. ст. 40 вер., от ближ. ж.-дор. ст. Шепетовки 50 вер., от ближ. приход. с. Ляховец 4 вер., с. Синютов (Засл. у.) 1 вер. и с. Бесовки – 6 вёрст. Приход 5-го кл. Церковь во имя святого Архистратига Михаила. Построена в 1718 г. на средства прихожан. Деревянная, с такою же колокольнею, крыта жестью, крепка. Утварью, ризницею и богослужеб. книгами достаточна. Проводы бывают в Фомин понедельник. Копии метрич. книг и исповед. ведом. хранятся с 1815 г. Опись церк. имущества составлена в 1884 г. Земли: под церк. погостом 600 саж., усадебн. с огород. 2 дес. 1287 саж., пахотн. 49 дес. 1550 саж., сенок. чистой 18 дес. 477 саж., под хутором, заросшим ольховым лесом 2020 саж.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

1518 г. сентября 21 (приехал в Москву) – январь 1519 г. (выехал из Москвы). – Посол Ян Христоф (Ян Криштоп) в помощь к оставшимся в Москве за отъездом Турна послам (о заключении мира или перемирия с Польшей). 1518 г. декабря 14 прибыл в Москву Грицко, «человек» Иоанна фон Турна с грамотой к Франциску и Антонию цесарского посла у Польского короля Георгия фон Турна от 3 ноября 1518 года из Кракова о литовских делах. 1521–1522 (7030) гг. – Немчин Вартоломей с грамотой императора о 3 цесарцах, посланных для науки в Польшу и захваченных в плен русскими. 1523–1524 (7032) гг. Посол Антоний де Конти (от Кмит). 1525 г. – 11 ноября 1526 г. (выехали из Москвы). Послы императ. Карла V граф Леонгард Нугарол и брата его эрцгерцога Фердинанда – Сигизмунд Герберштейн ( Comte Leonhard de Nogarola et Siegmund de Herberstein). 1 ) 1572 г. ноября 20–15 июля 1573 г. (отпущен). – Немчин Павед Магнус и Юрий Францбек с грамотой императора о пособии сыну его достигнуть польского престола и о присылке проезжей грамоты для будущих его в Москву послов. – Принят 31 июня. 1573 г. августа 5 – март 1574 г. Гонец Андрей Крикиков, Бенедикт Грот и любчанин Индрик Велдер 29 января 1574 г. подали царю в Братовщине грамоту императора о польских делах, посланную с гонцом Григорием Вестфалем, который, повредив себе ногу в Лиговере – воинской мызе, оставался в Риге до излечения оной. Вестфаль явился 13 февраля. – Ответ ему дан в марте 1574 г. 1573 г. сентября 12–17 февраля 1574 г. (был в Москве Ливонский дворянин Анзельм Бок (Анц Елмус) с грамотой императора Максимилиана II – о возвращении ему, бывшему у Польской королевы Екатерины в казначеях, маетностей его в Дерптском уезде, завоеванных русскими. 1574 г. мая 14 подал царю грамоту (подложную) императора Юрий Крамер – (о дозволении купить ему в Москве мягкой рухляди про обиход цесарского двора), назвавшийся гонцом императора и оказавшийся впоследствии простым купцом. 1574 г. мая 8 и 17–24 декабря (принят). – Гонец Павел Магнус с грамотами императора, во 1-ых) о причине долговременной неприсылки в Москву цесарских послов и о приезде из Парижа в Варшаву короля Генриха и 2) об отпуске из Москвы его Павла Магнуса сына.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010