Новый картуш с ярко раскрашенным гербом Святополк-Мирских изготовлен уже не из свинца, а из цинкового сплава и установлен на часовне. Главный фасад часовни-усыпальницы украшен большим многоцветным мозаичным панно — Спас Нерукотворный «Христос Пантократор». По некоторым сведениям, панно было выполнено в знаменитой мозаичной мастерской Фролова в Санкт-Петербурге. По другой версии, его изготовил мозаичист из Познани, в паре с которым работал местный мастер Панько Иван Прокопович. Так или иначе, мозаика с ее насыщенными цветами, сияющим золотым фоном и пристальным взглядом Христа производит сильное впечатление. Мозаика сделана так, что с какой стороны на нее ни посмотришь, глаза Христа обязательно встретятся с твоими. С 2008 года, после открытия часовни для посетителей, мозаика с ликом Христа Вседержителя внесена в список ЮНЕСКО как отдельный объект. Источник: Современные белорусские краеведы упорно именуют церковь часовней, опираясь на межвоенную польскую традицию именовать ее каплицей (с католических позиций, когда грань между храмом и часовней стирается, ибо везде есть открытый алтарь). Между тем, это обычный в плане устройства храм-усыпальница – с алтарем и иконостасом в основном помещении и склепом под ним, имеющим отдельный вход сбоку. Это подтверждают и исследования О. Новицкой и Л. Прокопенко, приводящих названия исторических документов, например, «церковь-склеп князей Святополк-Мирских в имении Замирье» и сообщающих точное посвящение храма, опровергая устоявшееся заблуждения, что это Спасская часовня, основанное на фасадном образе Спаса Вседержителя [Новицкая О., Прокопенко Л. Княжеская церковь-усыпальница в Мире (К 100-летнему замка. Праблема захавання прыроднага культурнага навукова-практычная канферэнцыя, г. п. 6 чэрвеня 2010 культуры Беларусь, Нацыянальны музей Беларусь, Замкавы комплекс навук. рэд. А. А. — друкарня С. Буднага, 2012]. «Церковью-усыпальницей» постройка названа и в «Архитектурной энциклопедии второй половины XIX века», где опубликован проект Р.

http://sobory.ru/article/?object=03345

Особым украшением фасадов являются 12 розеток с различными переплетениями. Признанные самыми изящными в моравской школе 2 розетки находятся на зап. фасаде. Верхняя, т. н. большая, наупарская розетка, гигантский диаметр которой заполнен тонкой резьбой, состоит из нескольких богато орнаментированных колец, из центра расходятся 12 радиальных лучей с мотивами, заимствованными из западноевроп. традиции, в т. ч. с фигурами херувима с 2 миниатюрными животными и двуглавого орла. Нижняя, меньшая, розетка находится над входом, сверху ее огибает полувенец, из ее центра исходят 13 лучей с медальонами на концах. Первоначальная роспись храма, вероятно, к XIX в. уже была утрачена, т. к. в 1835 г. стены были покрашены. В 1860 г. Никола Стругаркович (Янкович) вырезал иконостас и написал неск. икон (престольную икону арх. Михаила, убивающего змея, архидиак. Стефана, Пресв. Богородицы, св. апостолов, прп. Симеона Мироточивого и свт. Саввы Сербского) и неск. фресок (святых Космы и Дамиана, Иоанна Крестителя и свт. Николая). В 1888 г. серб. исследователь М. Валтрович сообщал, что в Н. ничего из древних фресок не сохранилось ( М. Белешке с пута//Старинар. Београд, 1888. Год. 5. Бр. 3. С. 87-99). В 1992-1995 гг. группа реставраторов под рук. М. Станойловича и С. Поповича раскрыла многочисленные фрагменты фресок кон. XIV - нач. XV в. Несмотря на то что иконографическая программа просматривается только частично, очевидно, что изначально росписи покрывали все внутренние стены храма: в куполе были представлены Христос Пантократор, пророки и евангелисты; в подкупольном пространстве, на сводах и полукалотах боковых апсид,- великие праздники; в правой зоне юж. певницы - св. воины; в юго-вост. части припраты находилась ктиторская композиция, в люнете над входом в наос - поясное изображение Пресв. Богородицы с Христом ( 1994). Арх.: Т. Описание монастира Неупаре (у окр. Крушевачком, писано 1852)//Архив САНУ. Бр. 9115. Лит.: М. С. П. Православни манастири enapxuje нишке//Православни календар за 1942 г.

http://pravenc.ru/text/2564760.html

При почти повсеместном исчезновении икон в византийский столице, Охрид наряду с монастырём святой Екатерины на Синае и монастырями Афона является обладателем лучшего собрания образцов исключительно высокого художественного уровня, отражающего достижения XI–XIV вв. Некоторые из них, возможно, служат списками более ранних, притом прославленных образов. Не исключено, что к их числу принадлежит икона Христа Пантократора, написанная в 1262–1263 гг. по заказу архиепископа Констан­тина Кавасилы, из церкви Богородицы Перивлепты в Охриде 21 . Христос изображён почти фронтально, с благословляющей рукой скорее в оратор­ском жесте и со свитком в левой руке как символом исполнения проро­честв. Высветления вишнёвого хитона выделены золотым ассистом, пере­ходящим в сплошные широкие пятна. Тёмно-синий гиматий собран в широ­кие складки. Лицо в обрамлении каштановых волос моделировано с при­менением тончайших притенений и рефлексов. Очень тактично введена и покрывающая нимб басма несложного геометрического узора. Вместе с тем надо заметить, что греческие иконы XIII в. весьма разнообразны и явно неравноценны по своему художественному уровню; они причудливо сочетают изящные формы с несколько тяжеловесным монументализмом 22 . Здесь в соответствии с поставленной задачей речь идёт об элитарном направлении, наиболее чётко отражающем всё то качественно новое, что входило в сакральное искусство Византии, особенно в эпоху его последнего расцвета, и оказало определяющее воздействие на иконопись православ­ного славянского мира 23 . Было время, когда исследователи рассматривали захват Константи­нополя крестоносцами в 1204 г. как дату смерти византийского искус­ства. Но, как выяснилось, даже период существования Латинской империи на Востоке не стал временем одних лишь потерь для истории иконописания Византии 24 . Отсюда, в частности, и готические элементы в константинопольской иконописи эпохи Палеологов, впервые замеченные ещё Д. А. Айналовым. Существование сложившихся национальных школ соответ­ственно формировало и художественные традиции, тем не менее не разрушавшие общий организм византийского искусства в такой мере, как, скажем, это отличает западный мир 25 . Нет ничего удивительного, что столичные образцы, занесённые в провинцию, подвергались схематизации и упрощению в зависимости от того, насколько были подготовлены к их адекватному восприятию местные мастера. Отсюда бросающееся в глаза разнообразие, в котором порой — лишь эхо цареградского классицизма.

http://pravmir.ru/vizantiyskiy-etalon-v-...

Роспись купола пронаоса кафоликона. 1537 г На пространстве наоса и алтаря изображен Небесный Иерусалим, помещены росписи, указывающие на торжество Церкви, а также охватывающие евангельские сюжеты. Роспись алтаря представлена композицией «Божия Матерь с Младенцем», фланкированной фигурами праведных Иоакима и Анны и 2 др. святых. Там же находится композиция «Причащение апостолов» в 4 сценах. В композиции «Тайная вечеря» (южная стена) Христос сидит не с краю, что было характерным для росписей того периода, а в середине стола, имеющего форму подковы. В боковых апсидах помещены изображения св. воинов, на северо-западной стене представлены равноапостольные Константин и Елена. Купол церкви расписан сценами на библейские темы и фигурами святых, в куполе наоса помещено изображение Христа Пантократора. Сотворение человека. Роспись притвора кафоликона. 1537 г. Сотворение человека. Роспись притвора кафоликона. 1537 г. Пронаос и гробница представляют единое тематическое пространство, на к-ром представлены композиции: «Вселенские Соборы», «Минейный цикл» и «Церковь». «Минейный цикл» изображен полностью, в него включены все праздники и святые церковного года. Цикл начинается в сев.-вост. углу вост. стены пронаоса с 1 сент., продолжается в пространстве пронаоса до 29 февр., праздники и святые с 1 марта по 31 авг. воспроизведены в усыпальнице. Над дверью, которая ведет из пронаоса в усыпальницу, помещена фреска с изображением Благовещения Пресв. Богородицы. В своде портала находится фреска с изображением Пресв. Богородицы с Младенцем. На куполе портала - херувимы, архангелы и святые ( Nicolescu. 1965. P. 20). Иконография притвора занимает зап. стену и 4 колонны. Сцены «Сотворение человека», «Грехопадение» и «Изгнание из рая» на западной стороне колонн помещены в хронологической последовательности и соответствуют сцене «Страшный Суд», представленной на зап. стене храма в открытом притворе в 4 регистрах. На северной, восточной и южной сторонах колонн изображены циклы «Победы великомучеников», «Житие свт.

http://pravenc.ru/text/2564046.html

Собрание икон включает ок. 300 произведений, большинство из них датируются сер. XVI-XVIII в., лишь 3 относятся к более раннему периоду: «Положение во гроб» кон. XV - нач. XVI в., «Распятие» нач. XVI в. и «Деисус» нач. XVI в. (?). В коллекции есть работы критской школы (напр., образы Христа Пантократора и Божией Матери Одигитрии 1593 г.), но со 2-й пол. XVII в. преобладают иконы местных мастеров. Среди икон есть редкие по иконографии: «Первые шаги Христа» и «Христос, благословляющий монахов» (кон. XVI - 1-я пол. XVII в.). Церковные облачения происходят из К-поля, с Крита, из М. Азии, Адрианополя и Дунайских княжеств, а также из местной золотошвейной мастерской (напр., плащаница 1587 г.). Кладбищенский храм Успения Пресв. Богородицы с росписями XVI в. расположен вне стен мон-ря. На расстоянии 1 км от Л. находится одно из его подворий с ц. Преображения Господня (XVI в., фрески 1577 г.). В наст. время (2016) в Л. подвизаются 3 монаха, игум.- архим. Никодим (Павлопулос) (Δπτυχα. 2016. Σ. 750). Лит.: Μουτζορης Ι. Λειμνος, Μον//ΘΗΕ. 1966. Τ. 8. Σ. 176-179; idem. Ο μοναχισμς τς Λσβου. Μυτιλνη, 1989. Σ. 122-130; Λκκος Ε. Π. Τ μοναστρια το Ελληνισμο. Πειραις, 1998. Τ. 2. Σ. 363-365; Γοναρης Γ. Μεταβυζαντινς τοιχογραφες στν Λσβο 16ο - 17ο α. Αθνα, 1999; idem. Εκνες τς Μονς Λειμνος Λσβου. Θεσσαλονκη, 1999; Κκορης Δ. Θ. Ορθδοξα Ελληνικ Μοναστρια. Αθνα, 20023. Σ. 467; Σπανς Α. Ιερ Πατριαρχικ κα Σταυροπηγιακ Μον Λειμνος. Αθνα, 2002; idem. Συνοπτικ στορα Ιερς Μονς Λειμνος. Καλλον, 2003; Ιερ Μον Λειμνος: Ιστορα - Παλαιογραφα - Τχνη: Πρακτικ Συνεδρου Ιερ Μον Λειμνος, 27-30 Σεπτεμβρου 2001. Αθνα, 2009. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова: АГИАС Богоматери Живоносный Источник жен. мон-рь в митрополии Сироса, Тиноса, Андроса (Элладская Церковь) АГНУНДОС бывш. муж. ставропигиальный киновийный мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы в Арголидской митрополии (Элладская Церковь) АНАПАВСА муж. мон. во имя свт. Николая в комплексе Метеорских мон-рей (Стагонская и Метеорская митрополия Элладской Церкви)

http://pravenc.ru/text/2110511.html

Основной догматический смысл этого изображения проясняется уже самим именем «Пантократор», которое сопровождало его с IX в. 16 . История этого термина была тщательно прослежена Орсалиной Монтевекки 17 . Греческое слово, которое можно перевести как «всевластный, всесильный, вседержитель», не было известно классическим авторам. Впервые оно появляется в Септуагинте в III или II в. до н.э. Еврейские переводчики, перелагавшие Ветхий Завет на греческий язык, ввели в обиход слово «Пантократор» как имя Бога, воспроизводя древнееврейское выражение «Jahweh Adonai Sabaoth» как «Kyrios ho theos ko Pantokrator». Таким образом, самое раннее в христианстве использование слова «Пантократор» – употребление его в качестве имени Бога-Отца. Арианское отрицание божественности Христа побудило св. Афанасия присвоить имя Отца также и Сыну, то есть назвать Пантократором и Христа. Это расширение значения богословы называют «communicatio idiomatum» – «сообщение имен». Таким образом, изображение в куполе может нести имена Отца, и помимо надписи «Пантократор» оно часто имеет обозначение «ho оп» (Сущий). Но это не делает его изображением Бога-Отца или Иеговы – изображается только Христос, и ему обязательно сопутствует греческая аббревиатура IC ХС (Иисус Христос). Следовательно, догматически этот образ является подтверждением единосущности Христа и Бога-Отца, по никейскому определению: «Бога от Бога, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу». Однако догматический смысл изображения дает одновременно и слишком много, и слишком мало пищи для нашего исследования. Много – ибо реально всякий образ Христа заключает в себе этот смысл; мало – потому что неясно, отчего именно это изображение располагается в куполе. Существенным является вопрос не о самой иконографии, но о назначении этого образа, вопрос, предполагающий одновременное рассмотрение изображения и архитектурного пространства, в котором оно располагается. Дело не просто в том, какие атрибуты и надписи сопровождают его. Важно, как зритель соотносился с этим изображением, как он взаимодействовал с ним. Подобное же поясное изображение благословляющего Христа могло использоваться и использовалось в обычных иконах на досках, однако оно было в совсем ином соотношении со смотрящим. Восприятие иконы – род индивидуального почитания, для которого в греческом языке существуют два термина: «aspasmos» – приветствие поцелуем как объятием, и proskynesis – поклонение, когда повергались ниц перед иконой. Эти термины были использованы для обозначения истинного иконопочитания на втором Никейском соборе 18 . Пантократор в куполе храма, однако, слишком далек для поцелуя, а если вошедший упадет ниц, исполняя «proskynesis» под куполом, он будет обращен к изображению спиной.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

Мир, вынужденный принять христианство, которое победило его верою отдельных людей, поклонился Христу, признал свое поражение – и предложил Ему себя полностью, целиком. Мир предложил Христу самое свое существо – свою власть , чтобы этой земной властью покорять все и вся Богу. Мир хотел отдать Богу самое важной и дорогое – но по-мирскому: он нарек Христа Пантократором – вседержителем и всевластителем. Но мир в мирском смысле слова – как " суета сует " , как суета здешней власти – это то, чем не осквернился Христос, придя в мир. Этот мир (а согласно святоотеческому пониманию, мир – это то, что в человеке, его греховные страсти, его духовное тление) есть враг и противник Христов: " В мире скорбны будете, но Я победил мир " . Самая главная богословская тема сегодня – это тема власти . Эта тема объединяет в одно смысловое целое и тему обожения, и тему цивилизации. Как властвует Бог? Как властвовать в этом мире от лица Бога? Каково христианское, евангельское понимание власти и, соответственно, как относиться христианам к феномену и факту обычной человеческой власти – власти одних людей над другими? И вторая, оборотная, сторона темы власти – свобода. Что такое свобода в христианском понимании: свобода от греха или свобода осуществлять любовь, жертвуя собой и своим? Свобода моего пребывания в Истине или готовность и способность уважать другого , воздерживаться от физического и духовного насилия над ним? Тема власти является центральной, ключевой для христианского богословия не только по существу, но и потому, что это сегодня главная " цивилизационная " и общественная тема. Сегодня мы являемся свидетелями рождения новых форм власти, причем этот процесс опережает способность ученых и философов осмыслить и описать его в фундаментальных трудах. Все старые европейские схемы о власти и свободе рушатся на глазах. Власть наступает на нас с новыми средствами, с новой энергией, с новым антихристианским пафосом. Старый европейский гуманизм, который, отвергнув Христа, тем не менее питался именно христианством, сегодня превратился в дряхлого старика, сентенции которого воспринимаются как старческое слабоумие. Идеологии давно не работают.

http://religare.ru/2_25336_1_21.html

Но самое главное и самое сильное, что, по-видимому, указывает на божественность власти – это то, что в библии Бог всегда называется Царем небесным и земным, «всевластителем» (пантократором), и Христос называется Царем, которому «дана всякая власть на небе и земле», и преображение и обожение мира всегда обозначается, как Царство Божие. Оно и есть центральный символ Ветхого и Нового завета. 4. Антиномия власти Такова изумительная антиномия власти: власть от Бога, и власть от диавола. Упрекнем ли мы христианство и библию в том, что они заключают в себе «глубочайшее внутреннее противоречие»? Но ведь мир и человек и все бытие состоят из глубочайших внутренних противоречий: мир конечен и бесконечен, прекрасен – и «весь во зле лежит», человек смертен и бессмертен, он «царь и раб, червь и Бог». Противоречия действительно глубочайшие, а потому их видит только тот, кто способен заглянуть в таинственную глубину бытия. Философия и мистика в своих прозрениях так же антиномичны, как антиномичны жизнь и история в своих трагизмах. Смысл христианства, смысл великой религии, состоит в том, что она переживает и разрешает глубочайшие противоречия, глубочайшие трагизмы бытия. Наличие «глубочайшего внутреннего противоречия», установление антиномии, есть признак подлинного откровения, подлинной философии, и это потому, что Бог есть единство противоположностей. Все высшие начала истинной религии антиномичны: таково Богочеловечество, брак и девство, провидение и свобода. Конечно, религия обещает их разрешение, но не тотчас и не здесь, а только «в конце концов», т. е. в Боге. Существуют антиномии как будто и совсем неразрешимые для человека (в этом духе Бог отвечает Иову после увещания друзей) – это ничего не говорит против их подлинности, скорее наоборот. Но существуют и такие, разрешение которых мы «отчасти видим в зерцале и в гадании», угадываем, в каком направлении оно возможно. К числу таких как раз принадлежит антиномия власти. Нам кажется, что ее решение наиболее дано, или точнее, наиболее ясно задано в христианской философии истории и эсхатологии. 5. Ошибочные решения антиномии власти

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Vyshesla...

Но самое главное и самое сильное, что, повидимому, указывает на божественность власти – это то, что в библии Бог всегда называется Царем небесным и земным, «всевластителем» (пантократором), и Христос называется Царем, которому «дана всякая власть на небе и земле», и преображение и обожение мира всегда обозначается, как Царство Божие. Оно и есть центральный символ ветхого и нового завета. Такова изумительная антиномия власти: власть от Бога и власть от дьявола. Упрекнем ли мы христианство и библию в том, что они заключают в себе «глубочайшее внутреннее противоречие?» Но ведь мир и человек, и все бытие состоит из глубочайших внутренних противоречий: мир конечен и бесконечен, прекрасен – и «весь во зле лежит», человек смертен и бессмертен, он «царь и раб, червь и бог». Противоречия действительно глубочайшие, а потому их видит только тот, кто способен заглянуть в таинственную глубину бытия. Философия и мистика в своих прозрениях также антиномичны, как антиномичны жизнь и история в своих трагизмах. Смысл христианства, смысл великой религии, состоит в том, что она переживает и разрешает глубочайшие противоречия, глубочайшие трагизмы бытия. Наличие «глубочайшего внутреннего противоречия», установление антиномии, есть признак подлинного откровения, подлинной философии и это, потому что Бог есть единство противоположностей. Все высшие начала истинной религии антиномичны: таково Богочеловечество, брак и девство, провидение и свобода. Конечно, религия обещает их разрешение, но не тотчас и не здесь, а только «в конце концов», т. е. в Боге. Существуют антиномии как-будто и совсем неразрешимые для человека (в этом духе Бог отвечает Иову после увещания друзей) – это ничего не говорит против их подлинности, скорее наоборот. Но существуют и такие, разрешение которых мы «отчасти видим в зерцале и в гадании», угадываем, в каком направлении оно возможно. К числу таких, как раз принадлежит антиномия власти. Нам кажется, что ее решение наиболее дано или точнее, наиболее ясно задано в христианской философии истории и эсхатологии.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Vyshesla...

Христос Пантократор. Монастырь святого Луки (Осиос Лукас) Христос Пантократор. Монастырь святого Луки (Осиос Лукас) Мозаики главного храма монастыря являются одним из наиболее выдающихся образцов византийского монументального искусства во всем мире. Мозаики созданы константинопольскими мастерами, их отличает четкая система иконографии, неповторимый стиль, тонкость исполнения и в то же время строгость композиции. Монастырь святого Луки был одновременно царским, то есть находился под покровительством императоров, и сельским, удаленным от главных центров империи. Оба этих обстоятельства наложили свой отпечаток на схему расположения мозаик и выбор сюжетов. Нет сомнений, что создание такого памятника в провинции говорит о высочайшем уважении, которое питали императоры к основателю обители - святому Луке. Впечатляет и огромная площадь мозаик - в сущности, они занимают все внутреннее пространство церкви, видимое с уровня пола. О провинциальном аспекте мозаичного убранства говорит, прежде всего, монашеская строгость и даже суровость изображений (композиции нартекса выдержаны в несколько более свободном стиле), относительная скупость цветов, строжайшая симметрия. Как отмечает в своей работе " Мозаики византийских храмов " известный немецкий исследователь Отто Демус, " из всех сохранившихся памятников самой строгой иконографической системой обладает Осиос Лукас. Мозаики этого храма расположены с абсолютной симметрией относительно оси запад-восток, и даже позы, одежды и цвет второстепенных фигур во второстепенных компартиментах церкви в соответствии с их положением выбраны с учетом этой оси " . Христос Пантократор. Монастырь святого Луки (Осиос Лукас) Христос Пантократор. Монастырь святого Луки (Осиос Лукас) / Монастырский характер видится и в том, что основной акцент сделан на образы святых монахов, многие из которых являются местночтимыми. Например, образы основателя обители Луки Стириота, святых Луки Гурникиота и Никона Метаноита занимают видные места, которые в других архитектурных памятниках обычно отводились отцам Церкви.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010