В Москве проходит выставка шедевров болгарской иконописи Москва, 4 сентября 2009 г. Выставка «Шедевры иконописи XIII-XIX вв. из музеев и частных собраний Болгарии» открылась 2 сентября в Государственном историческом музее в рамках Года культуры Болгарии в России. Предыдущая выставка болгарского церковного искусства проводилась в ГИМе в 2003 году, сообщает Благовест-инфо . В нынешнюю экспозицию вошли 56 икон XIV-XIX веков и плащаница XV века из Бачковского монастыря. Многие произведения выставляются впервые. Они отобраны из коллекций Национального исторического и Церковного историко-археологического музеев, а также Национальной художественной галереи, Регионального исторического музея Варны и частного собрания Светлина Русева. Ключевое место в экспозиции принадлежит пяти двусторонним иконам, каждая из которых – более метра высотой. В их числе руководитель проекта доктор Ралица Русева особо отметила икону св. Георгия (XIII, XVI-XVII вв.), на оборотной стороне которой изображены его родители – святые Геронтий и Полихрония: «Целая семья святых на одной иконе!» Скорее всего, икону выполнили константинопольские мастера, а происходит она, по всей вероятности, из Георгиевской церкви древнего города Несебр – одного из самостоятельных художественных центров средневековой Болгарии. Изображения родителей св. Георгия редко встречаются в византийской живописи, а изображение всех троих на одной иконе и вовсе уникально. Другой впечатляющий образец византийского искусства – монументальный поясной образ «Христос Пантократор» XIII века – также происходит из Несебра. Этот памятник, как и образ св. Георгия с родителями, выставляется впервые после реставрации. Размещенная рядом с Пантократором древняя икона Богоматери Одигитрии (XIV в., Пловдив), напротив, пострадала от времени – лик Девы Марии стерт, зато черты лица благословляющего Младенца все так же выразительны, как семь веков назад. В процессе реставрации плащаницы из Бачковского монастыря (XV в.) с обратной стороны были обнаружены пришитые фрагменты страниц трех разных рукописей XIII-XV веков. Они послужили в качестве подкладки для шитья, благодаря чему реставраторы смогли прочесть тропарь XV века, что и определило окончательную датировку памятника. Реставрация этого выдающегося произведения лицевого шитья еще не окончена. Директор Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева Геннадий Попов, пришедший на вернисаж в качестве почетного гостя, отметил смелость болгарских музейщиков: «Шитье всегда очень трудно перевозить».

http://pravoslavie.ru/31802.html

Разделы портала «Азбука веры» Описание Образ Иоанна Предтечи является фрагментом мозаики Деисусного чина, которая включает  изображение Христа (чаще всего в иконографии Пантократора), а справа и слева от него соответственно — образ Богоматери и Иоанна Крестителя, представленных в традиционном жесте молитвенного заступничества. Основным догматическим смыслом деисусной композиции является посредническая молитва, заступничество за род людской перед лицом грозного Небесного Царя и Судии. Примечательно, что Иоанн Креститель, также как Иисус Христос и Дева Мария изображены без нимбов, для которых попросту не осталось места. На представленной мозаике Иоанн Предтеча изображен по пояс, с длинными волосами, облаченный в одежду из грубой ткани.Руки его в молитвенном жесте указывают на изображенного рядом Спасителя — Иисуса Христа. Цветовая гамма в данной мозаики достаточно скупая, подчеркивающая аскетичность облика, его строгость, минимализм. Резкие угловатые линии, отсутствие декоративности,  излишних украшательств на данной мозаике характерны для македонского стиля, во многом связанным с ростом популярности монашества. Именно поэтому в образе Иоанна делается акцент на суровости и аскетичности.Тип лица Иоанна очень близок к Предтече из церкви Осиос Лукас. История Собор Святой Софии — величайший памятник древнерусского зодчества. Основателем его считают князя Ярослава Мудрого, во времена правления которого Русь слыла образованнейшим государством Европы. В 1037 году на месте битвы киевлян с печенегами во славу победы русских воинов князь повелел заложить каменную церковь Святой Софии. В переводе с греческого имя «София» означает «мудрая», поэтому посвящение храма святой Софии воспринималось, как символ христианской мудрости, знак победы православия над язычеством. Храм, построенный в эпоху расцвета Киевской Руси, затмил все, что создавалось в русской земле в предыдущие эпохи. Начиная сооружение храма, а затем его внутреннюю отделку, князь Ярослав использовал как заезжих греческих мастеров, так и местные силы. Общая схема декоративного убранства восходит, в своих главных чертах, к константинопольским образцам.В куполе расположен медальон с Пантократором, окруженный четырьмя архангелами (сохранилась одна неполная фигура). В простенках барабана  изображены апостолы, над высокими подкупольными арками четыре медальона с полуфигурами Христа-священника, Богоматери и Иоакима и Анны, а в парусах евангелисты. На склонах подкупольных арок медальоны с полуфигурами сорока севастийских мучеников. Над триумфальной аркой представлен заключенный в медальоны Деисус, на столбах триумфальной арки Благовещение, в апсиде Оранта, Причащение под двумя видами и фриз со стоящими святителями и архидиаконами Стефаном и Лаврентием. Стены и свод вимы также были покрыты мозаиками.

http://azbyka.ru/art/ioann-predtecha/

Синаксис: собрание религиозной живописи Греции на дереве и бумаге: 1450-2000 гг. В Отделе личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина открылась выставка «Синаксис: собрание религиозной живописи Греции на дереве и бумаге: 1450-2000 гг.». 19 июля, 2010 В Отделе личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина открылась выставка «Синаксис: собрание религиозной живописи Греции на дереве и бумаге: 1450-2000 гг.». В Отделе личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина открылась выставка «Синаксис: собрание религиозной живописи Греции на дереве и бумаге: 1450-2000 гг.». Уникальная ретроспектива христианского искусства XV-XX веков продолжает многолетнее сотрудничество ГМИИ им. А.С. Пушкина с музеями, а также представительствами частных коллекций Греции. Слово «синаксис» (от греческого συναξις ), вынесенное в название выставки, буквально означает внебогослужебное собрание (собор) верующих для духовного совершенствования, на котором пели псалмы и читали Священное Писание.  На выставке представлены иконы из коллекции Эмилиоса Велимезиса, хранящиеся в Музее Бенаки в Афинах и в Общественном фонде Александроса С. Онасиса; собрание прорисей, эскизов и икон известных греческих мастеров с 1450 года до наших дней из коллекций Христоса и Эмилиоса Ф. Маргаритисов и Александроса Гер. Макриса; три редких образа из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина; икона XV столетия из коллекции Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева «Христос Пантократор» (единственная критская икона из коллекции Георгиоса Костаки); «Оплакивание Христа» (1566) — работа великого мастера Доменикоса Теотокопулоса (Эль Греко). Всего в экспозиции представлено более 130 икон. Выставка продлится до 26 сентября 2010 года. Портал «Правмир» подготовил для читателей фоторепортаж с выставки. Фотографии — Михаила Моисеева Нажмите на фотографию для запуска галереи просмотра Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/sinaksis-sobranie-reli...

Предстоятель Русской Церкви совершил молебен в монастыре Пантократор 6 июня 2013 г. 00:57 5 июня 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси посетил монастырь Пантократор на Афоне. За молебном, который совершил в храме обители Его Святейшество, молились представитель Константинопольского Патриархата на Святой Горе Афон митрополит Милетский Апостол, члены официальной делегации Русской Православной Церкви, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе А.Д. Беглов, председатель комитета Государственной Думы России по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками Л.Э. Слуцкий, братия монастыря. После молебна к Святейшему Патриарху обратился игумен монастыря архимандрит Гавриил. «Ваше Святейшество, мы радуемся, что Вы посетили нашу обитель и стоите ныне перед святой иконой нашей Матери, предстательницы и защитницы от всякого зла Пресвятой Богородицы Геронтиссы, что означает Старица… Желаем, чтобы Она всегда защищала Ваше Святейшество, даровала многие годы жизни во здравии, поддерживала Вас в Вашей ответственной деятельности, в служении на благо виноградника Спасителя нашего Христа», — сказал он. Затем Святейший Патриарх Кирилл обратился к присутствующим: «Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Милетский Апостол! Ваше Высокопреподобие, отец архимандрит Гавриил! Досточтимые отцы и братия! Христос Воскресе! Рад возможности посетить вашу прославленную обитель. Она носит величественное имя Вседержителя и посвящена Преображению Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Этому празднику посвящены многие монашеские обители, в том числе и в России — например, Валаамский монастырь, называемый у нас Северным Афоном. Спаситель явил в день Преображения обоженное человечество, представ верным ученикам Своим в сияющей славе нетленного Света как Вседержитель. К преображению призван и каждый монашествующий, которому на тесном пути духовного подвига суждено познать своего Господа и Подвигоположника как могущественного Вседержителя.

http://patriarchia.ru/db/text/3023128.ht...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание иконы Христос Лоза Истинная (Христос Виноградная Лоза) ХРИСТОС ВИНОГРАДНАЯ ЛОЗА Икона правильно называется Христос Виноградная Лоза или Христос Лоза Истинная, или Христос Виноградарь, а не Вино Истины. ЛОЗА ИСТИННАЯ, Христос Лоза Истинная, Христос Виноградная Лоза --- одно из символических именований Христа, основанное на словах Евангелия (Иоан.15:1, 5), а также несколько иконографических композиций, связанных с этим именованием. В одной из них Христос в образе Пантократора окружен лозой, в ветвях которой изображаются апостолы и иногда Богородица и Иоанн Предтеча. В другом варианте из Гроба Господня или прободенного ребра Христа вырастает лоза, гроздь которой опускается в Его руки. Христос выдавливает из нее вино в потир. Виноград - символ мудрости (in vino veritas). Гроздь винограда - атрибут божеств плодородия и сельского хозяйства. Виноград олицетворяет вино жизни и, следовательно, бессмертие. Наиболее часто он ассоциируется с Дионисом (Бахусом) и символизирует жертвоприношение, так как вино ассоциируется с кровью. Этот же мотив используется в христианской иконографии. Именование Христа Лозой основано на евангельских словах: " Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой - виноградарь. " (Иоан.15:1), " Я есмь лоза, а вы ветви... " (Иоан.15:5). Иконография сложилась, скорее всего, в греческих монастырях и представляет Христа в образе Вседержителя, окруженного лозой, в ветвях которой изображаются апостолы (а иногда еще и Богородица и Иоанн Предтеча). Евангелие открыто на соответствующем отрывке (Иоан.15:1), в греческом варианте икона подписывается " ??????? " , что, собственно и означает " виноградная лоза " . Крест процветший - это символическое изображение, а не историческое. Есть изображение, где лоза вырастает из ребра Христа и обвивает крест, а Христос отжимает гроздь в чашу, и написано " Пийте от нея вси... " Виноградная Лоза - символ плодородия и жизни. Древа Жизни, а в некоторых традициях - Древо Познания. Иногда посвящается умирающим богам. Лоза с гроздьями винограда символизирует плодородие и страсть, дикая лоза - лживость и вероломство. В буддизме сплетенная лоза алчности и желания должна быть подрезана под самый корень. В христианстве Христос - истинная лоза, а последователи - ветви ее (Ев. от Иоанна, 15). Также она символизирует церковь и верующих. Изображенная как Древо Жизни с голубями, отдыхающими на его ветвях, виноградная лоза символизирует души, отдыхающие во Христе, и духовное плодородие. Лоза с колосьями хлеба символизирует евхаристию. В Египте виноградная лоза посвящена Озирису. В греко-римской традиции это дерево преимущественно считается символом Диониса (Бахуса), а также посвящено Аполлону. У евреев виноградная лоза символизирует народ Израиля как божьих избранников, а изображенная вместе с фиговым деревом - мир и изобилие. В шумеро-семитской мифологии посвящена Таммузу и Баалу и является атрибутом богини вина Гештинанны.

http://pravicon.com/info-861

– Выставка получилась сильнее, чем в прошлый раз, есть что посмотреть, – то и дело слышала я мнение пришедших на открытие выставки-фестиваля христианского искусства «Видеть и слышать» . Это говорили художники-иконописцы, искусствоведы и просто любители искусства. И я с ними соглашаюсь, хотя можно добавить, что не сильнее даже, а цельнее, хотя на ней вновь представлен широкий спектр искусства Церкви нашего времени. Вообще, увы, сегодня с выставками современного церковного искусства ситуация складывается не совсем так, как хотелось бы, если говорить в общем. Чаще происходят некие междусобойчики (слово не очень литературное, но более точное подобрать сложно). Организаторы выбирают, в основном, художников или по идеологическим (в смысле отношения к искусству) предпочтениям, или по близко-дружественным связям, причем часто эти пункты совпадают. И ты с тоской идешь на очередную заявленную выставку, досконально зная, что ты там увидишь, ведь те самые предпочтения организаторов хорошо известны. Или не идешь, потому что чего время тратить? У организаторов «Видеть и слышать» тоже есть личные художественные предпочтения. Но мы о них не догадываемся. Точнее, можно назвать одно предпочтение – церковное искусство во всем его разнообразии и сложности. И вот уже второй раз выставка оказывается сюрпризом, хотя вроде бы тоже представляешь, какие мастера будут выставлять свои работы, и так далее. Христос Пантократор, копия мозаики XIII в. из Софии Константинопольской. Сделана Ольгой Леоновой под руководством Светланы Васютиной. Фото – протоиерей Андрей Кольцов Выставку открывают копии шедевров христианского искусства. Сразу делается акцент: на что должны опираться художники, работающие для Церкви Как и в прошлом году, выставку открывают копии шедевров христианского искусства, мастерски сделанные студентами ПСТГУ в разное время под руководством опытных мастеров. Сразу делается акцент: на что должны опираться художники, работающие для Церкви, наглядно демонстрируется, какова она, церковная традиция. Это, например, мозаичная икона «Христос Пантократор» – копия мозаики XIII века из Софии Константинопольской (сделана Ольгой Леоновой под руководством Светланы Васютиной); архангел Гавриил и Дева Мария из композиции «Благовещение» – копия фрески XII века церкви св. Георгия в Курбиново, выполненная Александром Чеботаревым, Анастасией Алексеевой и Александрой Ханеевой под руководством Алексея Крючкина. Шаг – и вот ты уже в пространстве современного церковного искусства, очень разного.

http://pravoslavie.ru/157025.html

Недавно в издательстве «Никея» вышла книга протоиерея Геннадия Фаста «Кто же Сей? Книга об Иисусе Христе». Издательство «Никея» любезно предоставило нашему сайту несколько эссе из этого сборника для публикации. Христос Пантократор. Икона VI в. Синайский монастырь святой Екатерины Христос и антихристы – тема в наше время животрепещущая! Мне бы хотелось обратить внимание не столько на апокалиптический, сколько на евангельский и исторический аспекты. Кто такие антихристы, откуда они берутся? Господь обращается к иудеям: «Я пришел во Имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете» (Ин. 5: 43). Что значит «во имя свое»? Человека, делающего что-либо во имя свое, называют самозванцем. Такого самозванца, говорит Христос, вы и примете. Причем самозванец этот даже не будет прикрываться Именем Отца Небесного. Господь предупреждает: «Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, – не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам. Итак, если скажут вам: «вот, [Он] в пустыне», – не выходите; «вот, [Он] в потаенных комнатах», – не верьте; ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» (Мф. 24: 23–27). Великий вторник Страстной седмицы, осталось совсем немного времени до Голгофы, и Господь беседует на Елеонской горе со Своими учениками, провозвещая им будущее. «Восстанут лжехристы и лжепророки»… Лжепророк – явление более-менее понятное всем – человек, имеющий в себе необычного духа (но не Божия) и с помощью этого духа что-то вещающий, но кто такие лжехристы? Апостол Иоанн, слышавший Самого Спасителя, говорил: «Всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; А всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет, и теперь есть уже в мире» (1 Ин. 4: 2–3). Иоанн Богослов ставит своего рода диагноз: антихрист – это дух, не исповедующий Иисуса Христа, пришедшего во плоти.

http://pravoslavie.ru/58221.html

Протоиерей Сергий Правдолюбов: Не надо смущаться словами байкера Хирурга 30 апреля, 2016. Протоиерей Сергий Правдолюбов Не стоит смущать людей дикими идеями и говорить о том, чего не понимаешь «Мы обожествили Победу. Для нас Победа как Христос, а эта 30-миллионная жертва — это как жертва Христа во время противостояния ада с раем, добра со злом. Когда мы начали готовить этот фильм, мы узнали, что у нас городов-героев ровно 12, как и апостолов у Христа, среди них один предатель-Иуда — это Киев. И понятно, что Москва — это Богородица», — заявил лидер байкерского клуба «Ночные волки» Александр Залдостанов по прозвищу «Хирург». Как относиться к этому заявлению? Комментирует член Синодальной богослужебной комиссии, настоятель храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве протоиерей Сергий Правдолюбов: Протоиерей Сергий Правдолюбов — Не надо смущаться словами байкера под именем Хирург. Во все времена после Воскресения Христа очень и очень многие хотели «встроить» христианство и Самого Христа в свою или философскую систему, как было с гностиками, или в то или другое мировоззрение, далекое в сущности от духа христианства, как было в некоторых попытках богоискательства в начале советской эпохи, как мы видим и сейчас в самых последних высказываниях коммуниста Зюганова. Не смешите и не тащите в свою мировоззренческую норку событие совершенно другого масштаба. Не проявляйте свой удивительно открытый провинциализм, это глупость! Господь пришёл для всего мира, для всех людей. Он Творец мира, его Создатель. Он не вождь одного племени, одного народа. Он Вседержитель, Пантократор! Поэтому не позорьтесь скудостью своего ума и не смущайте людей, которые тоже не могут отличить — что похоже на истину, а что даже и близко не подходит к ней. Прежде чем говорить о Христе, подумайте — можете вы это сделать или нет. Есть у вас такое право или нет. Христос, как мощнейшее Зеркало, сразу покажет ваш неприкрашенный портрет, который будет страшным для вас самих. Что уж говорить о байкере Хирурге, когда сам Гегель, взявшийся рассуждать о христианстве, так разоблачил себя и так самого себя высветил, что лучше бы он этого не делал. Поэтому не стоит смущать людей дикими идеями и говорить о том, чего не понимаешь. А тем, кто слушает, лучше вспомнить: заслуживают ли доверия мысли нового учителя, насколько основательны его доводы, и стоит ли обращать на них внимание.

http://pravmir.ru/protoierey-sergiy-prav...

/ В Москве ко дню Покрова завершено строительство православного храма-памятника всем российским воинам. В нём собраны копии пяти величайших христианских святынь: Гроба Господня, Камня помазания, Гробницы Божией Матери, Голгофы и Вифлеемской звезды. Представьте себе: прямо перед вами - византийская София. Только не в Константинополе, а в Ясенево - в одном из «спальных районов» на юго-западе Москвы. Вокруг раскрываются складни многоэтажек, по обе стороны мчатся бесконечные потоки машин, а в центре всего этого - огромнейший храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Голубые главы в позолоте взмывают на головокружительную высоту, а вместе с ними взлетаешь и ты. Когда я пришла сюда, работы уже заканчивались. Многометровые фигуры святых на стенах храма, Христос Пантократор в самом куполе, пожалуй, так же торжественны и величественны, как создания византийских мастеров XI-XII веков. Удивительной красоты образы писаны не красками, а составлены из вечных, не тускнеющих камешков - мозаики. Кажется, что эти фигуры дышат, живут: Матронушка Московская, Ксения Петербургская, киевские святые князья, равноапостольные царь и царица... Сколько в это вложено труда! Сколько кусочков смальты подобрано друг к другу - не сосчитать! Одному человеку, будь он хоть великим художником, или даже бригаде такой труд не под силу. Поэтому рядом с профессиональными мастерами мозаики, приехавшими из Волгограда, Владимира и других городов, работают добровольные помощники. Например, Татьяна Гейдер, преподаватель математической спецшколы. Она никогда мозаикой не занималась, но научилась выкладывать прекрасное золотое шитьё на одеждах. Это её, так сказать, специализация. Вместе с двумя взрослыми сыновьями она все летние каникулы провела здесь. Люди приезжали с разных уголков Москвы, даже с Октябрьского поля, откуда добираться полтора часа. И так изо дня в день. Работали и учились - учились и работали. Антонина Клипинина - А я научилась всему у Насти Денеш, - рассказывает мне Антонина Клипинина, с которой мы встретились во дворе храма. - Сама-то я технарь, после Бауманки работала в оборонной промышленности. Но Анастасия толково всё объясняла, показала. Она Суриковский институт закончила и несколько лет работала под руководством художника-мозаичиста, заслуженного художника России Александра Давыдовича Корноухова. Представляете, какая школа! Давайте покажу вам лик Христа Пантократора, который Настя на куполе выложила. Только придётся вверх по лесам забираться.

http://pravoslavie.ru/67198.html

Выставка шедевров болгарской иконописи открылась в Москве 3 сентября 2009 г. 17:21 Выставка «Шедевры иконописи XIII-XIX вв. из музеев и частных собраний Болгарии» открылась 2 сентября в Государственном историческом музее. Мероприятие проходит в рамках Года культуры Болгарии в России. Предыдущая выставка болгарского церковного искусства проводилась в ГИМе в 2003 году. В нынешнюю экспозицию вошли 56 икон XIV-XIX веков и плащаница XV века из Бачковского монастыря. Многие произведения выставляются впервые. Они отобраны из коллекций Национального исторического и Церковного историко-археологического музеев, а также Национальной художественной галереи, Регионального исторического музея Варны и частного собрания Светлина Русева. Ключевое место в экспозиции принадлежит пяти двусторонним иконам, каждая из которых более метра высотой. В их числе руководитель проекта доктор Ралица Русева особо отметила икону св. Георгия (XIII, XVI-XVII вв.), на оборотной стороне которой изображены его родители святые Геронтий и Полихрония. Скорее всего, икону выполнили константинопольские мастера, а происходит она, по всей вероятности, из Георгиевской церкви древнего города Несебр одного из самостоятельных художественных центров средневековой Болгарии. Изображения родителей св. Георгия редко встречаются в византийской живописи, а изображение всех троих на одной иконе и вовсе уникально. Другой впечатляющий образец византийского искусства монументальный поясной образ «Христос Пантократор» XIII века также происходит из Несебра. Этот памятник, как и образ св. Георгия с родителями, выставляется впервые после реставрации. Размещенная рядом с Пантократором древняя икона Богоматери Одигитрии (XIV в., Пловдив), напротив, пострадала от времени лик Девы Марии стерт, зато черты лица благословляющего Младенца все так же выразительны, как семь веков назад. В процессе реставрации плащаницы из Бачковского монастыря (XV в.) с обратной стороны были обнаружены пришитые фрагменты страниц трех разных рукописей XIII-XV веков. Они послужили в качестве подкладки для шитья, благодаря чему реставраторы смогли прочесть тропарь XV века, что и определило окончательную датировку памятника. Реставрация этого выдающегося произведения лицевого шитья еще не окончена.

http://patriarchia.ru/db/text/732727.htm...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010