Томас Метьюз. Преображающий символизм византийской архитектуры и образ пантократора в куполе 1 Структура, которая появляется в византийской архитектуре IX в. и повторяется с небольшими вариациями в последующие столетия, представляет собой, если выразиться совсем просто, пространственный крест, несущий центральный купол 2 . Крест, самый универсальный из христианских символов, изображает победу Христа над смертью и новую жизнь, которая утверждается благодаря этой победе. Это не есть какой-то абстрактный знак или иероглиф – это инструмент, посредством которого совершается личное преображение верующего в Христа. Апостол Павел выражает позицию христианина так: «Я сораспялся Христу. И уже не я живу, но живет во мне Христос ( Гал. 2:19–20 )... А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира. Ибо во Христе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь» ( Гал. 6:14–15 ). Входя в здание церкви, верующий телесно входил в пространство креста. Оказавшись внутри, он литургически приобщался к крестной жертве Христа. Он склонялся для получения благословения от епископа в крестчатых одеждах, который держал над ним драгоценный крест, и сам многократно осенял себя крестным знамением. Эти повторы на разных уровнях символизируют и осуществляют отождествление верующего с распятым Христом, сформулированное св. апостолом Павлом. Иоанн Дамаскин в VIII в. заметил: «Сила Бога в его победе над смертью , а явлена она нам в кресте» 3 . Однако в византийском церковном здании доминирует не крест, а скорее купол. Лежащий на четырех или восьми арках, на парусах или тромпах, разделенный на восемь, девять, двенадцать или шестнадцать секций, купол увенчивает центральный световой колодец, являющийся ядром внутреннего пространства 4 . Символическая интерпретация этой формы несколько сложнее. Назвать купол просто (и в то же время вычурно) «сводом небесным» – значит дать ему наименование, которым Карл Леман определял космологическую символику свода в язычестве. А она, как уже было доказано, не может быть перенесена на христианский церковный декор 5 . Чтобы постичь христианское сооружение в христианских же терминах, требуется известное усилие. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСКРЕЦКИЙ МОНАСТЫРЬ [болг. Искрецки манастир], недействующий, в честь Успения Пресв. Богородицы, Софийской епархии Болгарской Православной Церкви (БПЦ). Находится на склонах гор Стара-Планина в 2 км от с. Искрец (Софийская обл.). Согласно преданию, о котором сообщала поздняя (1845; см.: Василиев. 1949. С. 61) надпись на воротах, был основан в XII в. Как предполагают исследователи, в период Второго Болгарского царства И. м. был частью комплекса из крепости и неск. церквей, от к-рого сохранились лишь каменные и мраморные плиты с изображениями и основание большого, вероятно митрополичьего, храма в местности Белинов-Крыст ( Кацев-Бурски Д. Искрец в миналото и сега. София, 1924. С. 3-4; Динев Л. Селищната област по Искърския пролом: Антропогеографски проучвания//ГСУ, ИФФ. 1943. Т. 49. С. 18; Василиев. 1949. С. 59). Во время османского нашествия И. м. был разрушен и восстановлен в 1602 г., когда была построена одноапсидная церковь (6,4×17 м) с толстыми (0,75 м) стенами, с 4 маленькими окнами, перекрытая цилиндрическим сводом с двускатной кровлей. В 1841-1846 гг. к наосу (5,8×3,8 м) был пристроен притвор, а к храму - массивные контрфорсы. С юж. стороны к церкви примыкает 7-гранная крещальня-исповедальня - единственное сохранившееся подобное строение в болгарском монастыре. Относительно времени ее возведения есть 2 версии: в XVIII в., согласно датировке Г. Чаврыкова плохо сохранившихся росписей ( Чавръков. 1974. С. 178), и в 1856 г., к-рый упоминается в надписи в нише окна ( Василиев. 1949. С. 61; Коцева. 1984); по архитектурным особенностям строение относится скорее к сер. XIX в. В центре крещальни сохранилась каменная купель. Искрецкий мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Искрецкий мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы В церкви есть фрески XVII и XIX вв. Наиболее ранние из них находятся в наосе церкви и относятся к 1602 г. На своде в 4-угольных рамках представлено 3 типа изображения Христа: Христос Вседержитель (Пантократор), Христос Еммануил и Христос Ангел Ветхий Денми ( Каменова. |
Архангел Михаил изымает душу богатого. Вторая половина XIX века В Третьяковской галерее открылась новая выставка икон, предметов мелкой пластики, церковного шитья и книг XIII – XIX столетий из музеев Болгарии. Искусство этой такой близкой нам и при этом так незаслуженно мало известной страны особенно интересно узнать и понять, потому что в обширном многонациональном семействе византийского мира эта культура во многом прошла путь, схожий с путем нашего, русского искусства. Болгария раньше Руси (в 864-м году) приняла христианство восточного образца, а с ним впитала и основы греческой культуры, искусства, письменность и ученость. И так же, как и Русь, постепенно вырастила на плодородном корне византийской системы свое, самобытное и неповторимое, художественное древо. Эта культура во многом прошла путь, схожий с путем русского искусства Столетия византийского владычества сменялись периодами независимости Болгарского царства, церковной автокефалии, а потом и османских завоеваний, и на этом сложном и множественном культурном палимпсесте выросло необыкновенно прекрасное, интересное и самобытное явление болгарского искусства. Близость Константинополя с его богатейшими культурными традициями во многом определила облик живописи XIV столетия, несколько выдающихся памятников которой мы имеем счастье видеть на выставке. Христос Пантократор. Христос во гробе. Двусторонняя икона. XIV век, оборот –XVII – XVIII века Известный образ Христа Пантократора XIV столетия с более поздней сценой на обороте из церкви Святого Стефана в Несебре поражает и захватывает своим монументальным великолепием и напряженной сосредоточенной глубиной. Фронтальный образ парит в сияющем пространстве золотого фона, в его антично-прекрасном силуэте, легкой асимметрии позы и едва заметном движении – вся возвышенная и утонченная красота константинопольского палеологовского искусства. Богатство цвета, тонкое взаимодействие оттенков зеленого, красного, пурпурно-коричневого и розового, аристократичные и изящные черты лика, виртуозные легкие мазки пробелов и алых акцентов передают все богатство и неземную гармонию этого величественного и мощного образа. |
Великий Новгород. Церковь Рождества Христова на Красном поле. Церковь Рождества Христова на поле Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь Рождества Христова на Красном поле известна также как церковь Рождества на Кладбище. Ранее она являлась главным храмом Рождественского монастыря. Как отмечалось в летописи, построена церковь в 1381 году при архиепископе Алексие. В качестве ее основателя в синодике церкви упоминается имя великого князя Дмитрия Донского, а так же имена бояр и состоятельных граждан, участвовавших в строительстве и ремонте храма с начала строительства и до 18 века. Особенностью Рождественского монастыря было существование при нем скудельницы – для погребения умерших от эпидемий, кроме того, здесь, возможно, хоронили безвестных странников, нищих, умерших насильственной смертью и казненных. В середине 18 века кладбище при Рождественском монастыре стало местом погребения князей Долгоруковых, попавших в опалу во время правления Анны Иоанновны. Церковь Рождества Христова в основных чертах сохранила свой первоначальный облик. Это характерный образец новгородского монастырского зодчества 14 века.Ее формы предельно просты, архитектура скромна. Храм четырехстолпный с трехлопасным завершением. Здесь наблюдается отказ от декора.Стены неоштукатурены, кладка выполнена с использованием традиционного для Новгорода ракушечника и плитняка. Для декоративных элементов фасада, обрамления проемов, облицовки лопаток использован красный большемерный кирпич. Фундаменты сложены из валунов, закрепленных глиняным раствором. Полы церкви во время реставрации 1975-1980гг. выложены кирпичом «в елочку». На западном фасаде сохранился древний портал со стрельчатым завершением. Церковь кажется приземистой, грубоватой. Интерьер церкви скромен. Освещение скудное: небольшие щелевидные окна пропускают свет лишь в верхнюю зону объема. Храм был расписан возможно не сразу после строительства, но уже в последнем десятилетии 14 века, и лишь в верхней части. Слой древнейшего штукатурного грунта, обнаруженный в нижней части, следов живописи не имеет. Ансамбль фресок скромный по размерам, но сохранился лучше других. В подкупольном пространстве написан Христос Пантократор в окружении фигур четырех архангелов, двух херувимов и двух серафимов. Следуя общепринятым канонам, живописцы выполнили композиции, изображающие основные евангельские события. |
Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Добавлено на опознание: 2012-07-18 07:27:37 Владелец: ANNADAVID Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Эта икона много лет жила в одной семье. Сейчас её передали в наш храм. Икона была сильно испорчена, а имя святого вырублено топором. от имени осталось только св. - святитель и верх первой буквы имени (похожа на Вили С) Ответов нет. Добавлено на опознание: 2012-07-17 19:26:15 Владелец: OSKAP Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Икона была передана прабабушкой, хотелось бы узнать возраст этой иконы.Заранее спасибо. Ответов: 1. Последний ответ: Христос Пантократор. Конец 19 - начало 20 века. Мастер Синодальной церкви. Добавлено на опознание: 2012-07-16 19:31:45 Владелец: MariYa Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Добрый день! Меня зовут Мария, эту икону подарил нам дядя мужа на венчание, помогите пожалуйста найти ее название и узнать какие святые на ней изображены. Ответов: 3. Последний ответ: Там же сверху подписи есть и читаются неплохо, просто на фотографиях Ваших их не видно, к сожалению. Добавлено на опознание: 2012-07-15 22:01:26 Владелец: betonnn Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов: 1. Последний ответ: Иконы Святой Троицы и Воздвижения Креста Господня Добавлено на опознание: 2012-07-15 21:58:39 Владелец: betonnn Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов: 1. Последний ответ: Икона Двунадесятых праздников Добавлено на опознание: 2012-07-12 14:54:26 Владелец: Mary05 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Обратная сторона Ответов нет. Добавлено на опознание: 2012-07-12 14:52:55 Владелец: Mary05 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Добрый день. Подскажите пожалуйста название иконы и примерно год. Передается в нашей семье по женской линии. Ответов: 1. Последний ответ: ТРОИЦА ВЕТХОЗАВЕТНАЯ. сюжет " гостеприимства Авраама " http://pravicon.com/icon-436 |
Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Добавлено на опознание: 2012-09-29 13:12:56 Владелец: nickguitar Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Икона досталась от родственников. Вверху надписи " iйc " " хс " По середине " Обга: гда Все " а слева " Держим " Ответов: 1. Последний ответ: Перевод надписи: " Иисус Христос " " Образ Господа вседержителя " . 19 век. Возможно первая половина. Добавлено на опознание: 2012-09-25 07:38:27 Владелец: Pol Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: [Добавлено 2012-09-24 23:41:14]: Добавляю фотографии к " Четырехчастная икона с образами Богоматери " Казанская " , Господа Вседержителя, Св. Параскевы Пятницы " размещенные ранее для детального опознания... Ответов нет. Добавлено на опознание: 2012-09-21 15:24:33 Владелец: imbi Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: об этой иконе мне также мало что известно. достоверно находилась в Карелии с середины XIXb. прошу вашей помощи в установлении, хотя бы приблизительной даты создания. от себя: похожа на икону " распятие с предстоящими " Середины XVI века. но этот извод многочисленно повторялся, поэтому предполагать возраст очень сложно. заранее спасибо за помощь [Добавлено 2012-09-21 07:27:08]: P.S.: могла прийти из Архангельской об-ти. Ответов: 2. Последний ответ: да, фото, конечно, отвратное, но иначе пока никак(( попробую что-нибудь придумать. большое спасибо за подсказку. Добавлено на опознание: 2012-09-20 11:42:59 Владелец: Pol Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Как называется икона? Ее датировка?? Ответов: 2. Последний ответ: Икона Господа " Спас Вседержитель (Господь Вседержитель, Пантократор) " http://pravicon.com/icon-422 Добавлено на опознание: 2012-09-20 11:42:19 Владелец: Pol Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Икона в деревянном окладе. Как называется и ее дата?? Спасибо.. Ответов: 1. Последний ответ: Четырехчастная икона с образами Богоматери " Казанская " , Господа Вседержителя, Св. Параскевы Пятницы (внизу справа) и ....? - по таким фотографиям не смогла определить святого. Я уж не говорю о святых на полях, которых даже под микроскопом определит [...] |
Пала д’Оро (базилика Сан-Марко в Венеции) [Итал. Pala d " Oro, букв.- «золотая доска»], «Золотой алтарь», передняя сторона престола (алтаря) - антепендиум в базилике Сан-Марко в Венеции; ныне находится над престолом (обычно развернут в сторону алтаря). Представляет собой группу собранных в единое смысловое целое изображений на христ. сюжеты; размеры - 350×210 см. Считается, что П. д " О. украшают 137 эмалей, 526 жемчужин, 330 гранатов, 320 изумрудов, 255 сапфиров, 183 аметиста, 75 рубинов, 175 агатов, 34 топаза, 16 сердоликов и 13 яшм. Центр верхней части занимает квадрифолий с образом арх. Михаила в лоратном одеянии, с лабарумом в руке, на к-ром написано Трисвятое («ΑΓΙΟΣ ΑΓΙΟΣ ΑΓΙΟΣ»); по его сторонам - по 3 сцены двунадесятых праздников в полукруглых арочных обрамлениях: слева - «Вход Господень в Иерусалим», «Сошествие во ад» и «Распятие»; справа - «Вознесение», «Сошествие Св. Духа на апостолов» и «Успение Пресв. Богородицы». В центре нижней части в медальоне представлен восседающий на престоле Христос Пантократор; вокруг Него - 4 евангелиста, пишущие Евангелия; над образом Христа - Этимасия, а по ее сторонам - силы небесные: 2 херувима и 2 ангела, за ними с каждой стороны - по 6 архангелов с кадилами (только на 4 эмалевых пластинках написаны имена), поклоняющихся Иисусу Христу и Этимасии. Под рядом ангелов - апостолы, их фронтальные в рост фигуры помещены под готические арочные обрамления; в руках у них кодексы, причем апостолы Андрей и Павел изображены с кодексом в левой и со свитком в правой руке, ап. Петр - со свернутым свитком. Под образом Христа Пантократора размещается изображение Божией Матери «Оранта», по Ее сторонам - визант. имп. Ирина (надпись: «ειρηνη σεβεστατη αυγουστη») и дож Орделаффо Фальер (1102-1117), заказчик П. д. " О. У ученых нет единства мнений об идентификации императрицы: имя Ирина носили супруга имп. Алексея I Комнина (1081-1118), в правление к-рого связи между Византией и Венецией были наиболее крепкими (в это время была изготовлена в К-поле П. д. " О.), супруга его сына имп. Иоанна II (1118-1143), а также супруга имп. Мануила I Комнина (1143-1180). Некоторые полагают, что на месте эмали с дожем некогда находилось изображение визант. императора и общая структура этой 3-фигурной композиции напоминала мозаику в юж. галерее собора Св. Софии в К-поле (1118-1122), на к-рой по сторонам Божией Матери - имп. Иоанн II Комнин и Ирина Венгерская; другие считают, что фигура дожа была там изначально, но, вероятно, в нач. XIII в., чтобы подчеркнуть значимость этого персонажа, его решили представить с нимбом и сделали новое изображение его головы, меньшего размера ( Buckton, Osborne. 2000). Было высказано также предположение, что донаторских портретов по сторонам от образа Божией Матери первоначально было 4, 2 из них располагались на тех местах, к-рые занимают надписи XIV в.: ближе к центру - имп. Алексей I Комнин и его супруга Ирина, а за ними - сын и соправитель Алексея, Иоанн II, и дож Фальер ( Luigi-Pomori š ac. 1966). |
Русский «образ», греческая «икона» и западный «имидж» Христос Пантократор. Икона VI в. Синайский монастырь святой Екатерины В каждом языке есть слова (их немного), которые призваны выражать коренные особенности народного мировосприятия. В первую очередь к числу таких слов относятся обозначения сущности творчества, художественного освоения действительности. Для русских, например, это образ, для англичан – имидж (image – «представление, воплощение, статуя, икона, изображение, отражение»). Если слово такого достоинства проникает из одного языка в другой и начинает теснить свои «туземные» соответствия, значит, принимающий народ духовно подчиняется дающему. Если слова при этом еще и сильно различаются по содержанию, покорение осложняется изменением, стиранием духовно-нравственных особенностей слабейшего народа . Английское слово имидж проникло в русский язык в середине 1980-х годов вместе с перестройкой всего нашего общества в лучах западного, закатного просвещения. Как водится на Руси, чужое слово восприняли со смирением, переходящим у некоторых в подобострастие, а у других – в настороженное опасение. Слово имидж еще не вошло в академические толковые словари русского языка, однако в летучих электронных словарях, а также в электронных и печатных статьях его уже несколько лет на все лады толкуют. Преобладающее настроение – принять слово как неизбежную, быть может, временную, данность, точно определить его значение и различить в оттенках с близким (как многим кажется) русским словом образ. Нынешнее пришествие «имиджа», точнее, его корневого смысла, установившегося на Западе, стало уже вторым по счету. Впервые этот корневой смысл получил у нас некоторое распространение во французской огласовке (image – «имаж») благодаря деятельности русских «имажинистов» (1919–1927), в сообщество которых до 1924 года входил Сергей Есенин. Это русское художественное течение возникло «вслед за “имажистами” европейской и американской литературы» . Современный «имидж», как и в начале XX века «имаж», стремится к художественно-творческому освоению всех уровней бытия человека – от искусства до быта. «Имиджевый» способ творчества видит в искусстве самое средоточие жизни, а в жизни – проявления искусства и на этой объединенной почве жизнетворчества возвышает человека-художника, творца собственного мира. Основным видом подобного творчества на русской почве в конце XX века стало создание образными средствами (пусть и в нарочито упрощенных «рекламных» проявлениях) облика (имиджа) какого-либо человека, товара. Творцы имиджей (имиджмейкеры) считают себя обладателями права и способности создавать новую действительность, которая именно действует, хотя бы и обманывая, и позволяет достигать поставленных целей, в конечном счете преобразовывать окружающий мир в угоду себе. |
Толкование Евангелия на каждый день года. Светлый четверг Оклад Евангелия конца X – начала XI в. Константинополь. Ныне в Национальной библиотеке Марциана (Венеция, Италия). Христос Пантократор в окружении архангела Гавриила, пророка Илии, апостолов Андрея, Павла, Иакова, Фомы Филиппа, Симона Зилота, евангелистов Луки, Иоанна, Марка и Матфея. Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских. Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог. Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа. Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть? Иисус отвечал и сказал ему: ты – учитель Израилев, и этого ли не знаешь? Истинно, истинно говорю тебе: мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете. Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, – как поверите, если буду говорить вам о небесном? Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах. И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Перед нами – долгая беседа с Никодимом. Никодим, известный всем фарисей, учитель закона, приходит ко Христу «ночью». Эта ночная встреча погружает нас в таинственную атмосферу. Поистине – мы все в ночи пред Богом. Мы все как Никодим – те, кто ищет Христа среди ночи. |
Февраль месяц 1-е число Мученик Трифон, уроженец фригийский, сначала пас гусей. Еще в отрочестве за благочестие он был удостоен дара исцелений и пользовался сим даром для распространения веры Христовой между язычниками. Многие из язычников, видя в делах св. Трифона силу Божию, принимали крещение. Узнав об этом, правитель, язычник и гонитель христиан, Акилин велел привести Трифона к себе и сначала ласками склонял его отречься от Христа, а затем приказал мучить; его повесили на дереве и жестоко били палками; наконец, мучитель сказал: «Вбейте в ноги его острые гвозди и водите так по городу». Св. угодник, укрепляемый силой Божией, чувствовал, что гвозди вбиты как бы не в ноги, а в сапоги. После того он был усечен мечом. Это было в 250 г. Глава св. Трифона хранится в Ксенофском, рука – в Костамоните, перст – в Пантократовском монастырях, на Афоне. Части мощей его хранятся в Москве, в церкви св. Трифона, что в Напрудной, в Киево-Софийском соборе, а также на Афоне, в Покровском соборе русского Пантелеймонова монастыря, и в монастырях: Зограф, Ватопед и Есфигмен. Мученица Перпетуя и с нею мученики: Патир, Ревокат, Саторнил и Секунд и мученица Филикитата, пострадали в Карфагене в 203 году. Перпетуя, 23-летняя женщина, принадлежала к знатному и богатому роду, а прочие происходили из рабского сословия. Перпетуя крестилась тайно в отсутствие отца своего язычника и, несмотря на слезные его просьбы отречься от Христа, оставалась твердой и непоколебимой в вере. «Пощади седину отца своего, не делай меня предметом поругания у моих единоверцев, сжалься и над своим малолетним сыном, – ему не жить без тебя», – говорил отец Перпетуи, склоняя ее отречься от Христа. «Я – христианка!» – отвечала она отцу. Филикитате пришлось родить в темнице, и во время мук она простонала. «Вот ты не могла перенести и легких страданий. Что же будет тогда, когда бросят тебя на съедение зверям?» – сказал ей темничный страж. «Теперь я терпела одна, а тогда будет терпеть за меня Христос, за Которого я буду страдать», – отвечала мученица. Свв. исповедники все, кроме Секунда, умершего в темнице, были отданы на растерзание зверям, а когда те не тронули их, – усечены мечом. |
| |