Фрески Петро-Павлова монастыря в Герцеговине Небольшой монастырь Петра и Павла в каменистой Герцеговине, неподалеку от города Требине. Церковное предание хранит свидетельства о том, что здесь проходили и проповедовали апостолы Павел и Тит по пути в Далмацию. Неподалеку от монастыря в горах расположена Павлова пещера, в которой останавливался апостол. Храмы монастыря восходят к античным временам, о чем свидетельствуют проводившиеся здесь археологические раскопки и научные изыскания. Более крупная базилика апостола Петра была восстановлена в далеком 1906 году стараниями священномученика митрополита Петра Зимоньича, пострадавшего от хорватских усташей в 1941 году. Меньший по размерам храм посвящен апостолу Павлу. На протяжении столетий он был в полуразрушенном состоянии, но в 2007 году был полностью восстановлен. Фактически он был достроен над существующей базиликой и представляет собой триконх. В нем бережно сохранены остатки древней базилики и баптистерия. Сейчас это действующий храм, в котором вновь совершается Божественная литургия. В его оригинальной фресковой живописи сплетаются события апостольского века и история Сербской Церкви. Фото и текст: иером.Игнатий (Шестаков) vk fb tw ok @ g+ lj Храм апостола Павла до восстановления, 2006 г. vk fb tw ok @ g+ lj Храм апостола Павла, 2015 г. vk fb tw ok @ g+ lj Храм апостола Павла, 2015 г. vk fb tw ok @ g+ lj Христос Пантократор vk fb tw ok @ g+ lj Богородица Оранта vk fb tw ok @ g+ lj Апостол Петр vk fb tw ok @ g+ lj Остатки древнего храма и баптистерия vk fb tw ok @ g+ lj Иконостас храма vk fb tw ok @ g+ lj Сцены из жизни апостола Павла vk fb tw ok @ g+ lj Апостол Павел проповедует в Герцеговине vk fb tw ok @ g+ lj Апостол Павел и святитель Савва Сербский vk fb tw ok @ g+ lj Апостол Павел проповедует в ареопаге vk fb tw ok @ g+ lj Христос Эммануил vk fb tw ok @ g+ lj Распятие Христа vk fb tw ok @ g+ lj Святитель Василий Острожский, митрополит Герцеговинский vk fb tw ok @ g+ lj Прп. Иосиф Гимнограф vk fb tw ok @ g+ lj Святой мученик князь Лазарь

http://pravoslavie.ru/114390.html

Симеона Мироточивого. Ближе к алтарю помещены образы мучеников Сергия и Вакха и сцена «Введение во храм Богородицы». В алтаре традиционно в нижней зоне находятся сцена «Служение Агнцу», фигуры свт. Кирилла Александрийского, архидиак. Стефана, святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого, в др. зоне - Деисус. Над ними - поясной образ Пресв. Богородицы с 2 преклоняющимися ангелами, а на своде - Христос Пантократор в медальоне, по кругу к-рого написана часть 102-го псалма. Железный иконостас 1913 г. с чеканными иконами. В 1994 г. храм отреставрировали. В 1774 г. мон. Михаил (Васоевич) пристроил к храму притвор, который расписал даскал Симеон (росписи сохр. фрагментарно). Храм Животворящего Креста Христос Пантократор. Роспись в Крестовоздвиженской ц. мон-ря Острог. 1667–1668 гг. Христос Пантократор. Роспись в Крестовоздвиженской ц. мон-ря Острог. 1667–1668 гг. Находится над Введенской ц., он украшен фресками (1667-1668) известных мастеров того периода Йована и Радула. На своде представлен лик Христа Пантократора: в пандан ему написан образ Пресв. Богородицы со Христом на юж. стене в окружении первомч. Стефана, архидиак. Прохора, прор. Исаии и вмч. Феодора Тирона. Над ними - «Сошествие Св. Духа на апостолов». В нижней зоне - сцена «Христос во гробе», а слева - список-помянник архиепископов Сербских, епископов Захумских, 6 монахов и 4 священников. Близ входа на сев. стене в нижней зоне помещены фигуры в рост свт. Николая, прп. Симеона Мироточивого и свт. Саввы Сербского, над ними - сцены «Распятие» и «Схождение во ад», выше «Крещение Господне», по сторонам - поясные фигуры царей Давида и Соломона. В юж. алтарной части над окнами представлены поясные фигуры св. воинов Георгия, Димитрия и Нестора, между окнами - лик св. Симеона Столпника. На зап. стене алтаря помещены ростовые фигуры святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого, в следующей зоне - фигура прор. Осии со свитком в руке и сцены «Преображение», «Воскрешение Лазаря», «Вход Господень в Иерусалим», в верхней зоне - «Благовещение», «Рождество Христово» и «Сретение».

http://pravenc.ru/text/2581665.html

Погребение св. Ефрема Сирина в Ивере. Обретение св. главы Иоанна Предтечи там же. Географическая икона «Путь Богоматери Иверской на Афон», там же. Страдания св. великомученика Георгия в Карее (два рисунка). Икона Иисус Христос Всевидец в Карее. Копии с диптихов Рисунок с Кутлумушского диптиха. Деисус на этом же диптихе. VI. По части стенной и мозаической живописи Прощание св. апостола Павла с ефесскими пресвитерами В притворе Иверского соборного храма Арий и его сподвижники на 1-м вселенском соборе Сила Вышнего. Витии многовещанные Из живописного акафиста Богоматери там же Аристотель Солон Плутарх В паперти Иверского параклиса вратарницы В притворе Хиландарского собора «Премудрость созда себе дом» Святой мученик Прокопий Святой Иаков Перс Святой Говдели В соборном храме Варлаамского монастыря в Метеорах Св. Феодор Св. Георгий Св. Мина В соборном храме Преображенского монастыря в Метеорах Игрок на органе В притворе Кутлумушского собора Портрет Панселина В стене одной Афонской кельи Рисунок с мозаики В Солунском храме святого Георгия Всего 18 рисунков VII. По части книжной живописи Св. евангелист Марк Из евангелия 562 г. в Ивере Его же поясное изображение Из того же евангелия Из жития Иоасафа, индийского царевича, ΧI века Св. Иоанн Богослов Из евангелия 1168 года в. Кутлумуше Протоспафарь с супругой пред Иисусом Из того же евангелия Исцеление расслабленного у овчей купели Распятие Иисуса Христа Сошествие во ад Снятие со креста Воскресение Явление мироносицам Исцеление кровоточивой Из греческого рукописного евангелия XIII века в Ивере Два перспективных рисунка Из евангелия XIII века в Пантократоре Св. евангелист Лука Из рукописи 1302 года в Руссике Рисунок Из нотного обихода еп. Арсения 1700 г. Моление о чаше Из русской рукописи 1740 года в Руссике Преподобный Варсонофий Горница и письменный прибор евангелиста Марка Молитва мытаря и фарисея, миниатюра Из книги Иова в Ватопеде (шесть рисунков) Св. Меркурий Св. Екатерина Из Минеи в Дохиаре 5 рисунков Из псалтири в Пантократоре

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Так как же верующий был соотнесен с этим изображением? Я позволю себе предложить для сравнения образ, взятый из совершенно другой культуры, как модель, которая в определенной степени поясняет назначение образа Пантократора в куполе и, соответственно, поможет его интерпретировать. В качестве альтернативы нашим обычным иконографическим методам рассмотрим буддийскую и индуистскую мандалу, которую Александр Сопер в своей полемической статье о декоре купола на Востоке сопоставил с византийской купольной декорацией 19 . Центральный круг мандалы занимает Божество – вневременное начало. Радиусы, идущие из круга, указывают направление четырех сторон сотворенного мира. Очевидно зрительное сходство этой композиции и византийского расположения образа вневременного Бога-Христа внутри круга, откуда по четырем направлениям развертывается творение. Аналогия здесь, однако, не просто зрительная. По определению Джузеппе Туччи, мандала – это «прежде всего карта космоса» или «вселенная в ее схематическом начертании, эманации и обратном свертывании... геометрическая проекция мира, сведенная к модели», это «космограмма» 20 . Из сокрытого первоначала – Абсолюта или Единого, которое неизменно, вечно, постоянно и всемогуще, эманирует все сущее в тварном мире. Разумеется, эта концепция творения совершенно отличная от христианской. В индуистской доктрине Бесконечное проецирует себя самого и посредством майи полагает пределы в мире опыта: временные, пространственные, пределы в желаниях, в познании и рождении. В христианской традиции, напротив, Бог творит небеса и землю, которые совершенно отличны от Него Самого, и творит Он по свободной воле, а не по необходимости. Тем не менее, в определенном смысле и византийская церковь представляет собой космограмму. В центре ее стоит Христос, который, словами апостола Павла, «есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари. Ибо Им создано все, что на небесах и на земле, видимое и невидимое... Все Им и для Него создано» ( Кол. 1:15–16 ). Хотя в христианстве творение – это не эманация божества, оно все же подразумевает некое непрерывное действие, совершаемое Творцом: все тварное возвратилось бы в небытие, если бы Бог перестал поддерживать его существование.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

Но на новгородских таблетках это движение вверх «зело хитро» зарифмовано каноном даже гармонически (здесь кроется и глубокий богословский пласт) с движением вниз (см. фигуры апостолов и отдельно ангелов в мандорле, а на некоторых иконах не только в мандорле, но и на небе). Горизонтальное положение фигуры Богородицы из «Успения» и вертикальное – Христа из «Распятия» суть единство по контрасту. Кто-то может засомневаться, не похожи ли подобные интуиции просто на эстетские изыски? Разумеется, нет. Что объяснил Пьер Маранда своими выводами о метаморфных метафорах. Это и есть так называемое умозрение в красках, или «краски мудрости», по выражению св. Василия Великого. И слова проповеди о. Агафангела тому подтверждение. Судите сами. Мы видим в «Распятии» проводы Богородицей Сына, в «Успении» – встречу Богоматери Сыном, то есть «вертикальное» (на Кресте) принятие смерти Христом и «горизонтальное» (на одре) – Богородицей. Здесь прослеживается связь не только с Пасхалией, но и с Рождеством Христовым: единство по аналогии проявляется в положении фигуры лежащей Богородицы как в «Успении», так и в «Рождестве», с той лишь разницей, что в первом случае над Богородицей Христос в славе, во втором – Христос в яслях на фоне черной пещеры (тьма, которая не объяла Его и которую Ему еще предстоит победить); единство же по контрасту состоит в том, что в «Рождестве» Христос только-только покинул материнское лоно (служанка и Соломия обмывают Его после родов), а в «Успении» Он Сам принял Пречистую в лоно Господне. Глубокий смысл кроется и в такой, казалось бы, разности принятия смерти, но, на самом деле, как было замечено выше, единстве по контрасту: Христос умирает на Кресте в муках, Богородица «не познала скорби в час Своей кончины». Но тут и там, в отличие от западноевропейской традиции, эмоции уведены на второй план (снова единство по сходству!). Страстям нет места в иконе. Да что там икона, посмотрим на Туринскую плащаницу: сам документ, засвидетельствовавший смерть Господа, говорит нам о величавом, даже эпическом принятии смерти. Вспомним знаменитые византийские изображения Пантократора в куполах монастырей Дафни (кон. XI века) и Хора (Константинополь, 1315-1320 гг.), на нескольких синайских иконах XIII-XIV веков, не ошибемся, если причислим сюда Пантократора из Софийского собора и из церкви Спаса на Ильине кисти Феофана Грека (оба в Новгороде, софийский «Пантократор» утрачен), – так вот, на Туринской плащанице запечатлен тот же самый образ, только после распятия.

http://pravoslavie.ru/238.html

А как быть с изображением Христа вообще? Да, на иконе, по строгому канону, изображение допустимо. Но кто и когда предписал, чтобы на знаменитой Синайской иконе Христос Пантократор был изображен с преломленной бровью, как у орла, почти как, простите, у Петра Глебова в роли Григория Мелехова? Никто этого не предписывал. Неизвестный греческий, или, может быть, местный синайский иконописец взял и написал, и получилась гениальная икона, с необычным ликом Христа. Или Христос в куполе Дафни в Афинах, или знаменитый Христос Феофана Грека в Новгороде — тоже необычный образ, с круглыми глазами... Кто предписал? Никто. И самые первые изображения, времен Равеннских мозаик, появились, когда никаких еще не было канонов и рамок... Так можно или нельзя? Седьмой Вселенский Собор говорит: можно. Святые отцы, собравшиеся в 843 году в защиту иконопочитания, во главе с императрицей Феодорой, говорят: можно. Здесь важнейший критерий не можно или нельзя — а удалось или не удалось. Церковь признает четыре Евангелия. А ученые уже 14 или 24 издали. Почему? Помимо богословских и исторических причин, критерий отбора из того, что имелось, был в красоте. Церковь взяла самые красивые, самые цельные и стройные Евангелия. Или, к примеру, утреннее и вечернее правила. Они состоят из ряда замечательных, мудрых молитв. Но ведь изначально их было множество вариантов, а остались в церковном Предании именно те, которые, помимо прочего, удались. Один святой говорил своему послушнику, который плел половички, и у него не всегда получалось: «Что получается, оставь, а что не получается, выбрось и забудь». Вот так и Церковь поступает. Вопрос ведь не в том, что один автор более греховен, чем другой, а в том, что греховны мы все. И если у нас что-то получилось, то это не наша заслуга. Это благодатью и благословением Божьим свершается. Вот и получается: два подвижника, у каждого — свой вариант канона, но у одного удался, а у другого нет. И каноном становится тот, который удался. Поэтому фактор творческой удачи, удачливости, неявным образом входит в понимание и святости, и церковности, и духовности, и православности. Произведения, которые мы признаем гениальными, — это произведения, по сути, боговдохновенные. А кому нужна вообще гениальность? Тоже не простой вопрос.

http://foma.ru/zritel-dolzhen-znat-czenu...

Антоний Великий в нижней зоне, над ним погрудные изображения святых Климента и Агафангела, Кира и Иоанна). В нишах на вост. стороне юго-зап. и сев.-зап. столпов помещены соответственно группы святых: 3 пророка, под ними прп. Максим Исповедник и 3 преподобных (нижняя секция утрачена). По сторонам эти группы обрамлены меньшими по размеру погрудными изображениями святых. В нартексе сохранились изображения святых воинов (вмч. Димитрий, мч. Пров) в нижней зоне, над ними - сцена «Христос исцеляет слепорожденного». Помещенные в нишах на зап. сторонах юго-зап. и сев.-зап. столпов композиции «Крещение Господне» и «Три вавилонских отрока в пещи огненной» сохранились лучше др. фресок. В проходе из главного храма в нартекс с сев. стороны юж. столпа находится древнейшее из дошедших до наших дней изображение свт. Григория Паламы; он представлен склоненным влево, в архиерейском облачении с книгой в руках. Росписи юж. придела, выполненные, по мнению Х. Мавропулу-Циуми, в кон. XIV - нач. XV в., были раскрыты из-под слоя штукатурки в 1907 г. (в наст. время закопчены и плохо различимы). В апсиде изображены Богоматерь Оранта и «Служба святых отцов», в куполе - Христос Пантократор, в парусах вместо традиц. фигур 4 евангелистов - изображения 4 богословов (свт. Григория Богослова, ап. Иоанна Богослова, свт. Григория Паламы и, вероятно, прп. Симеона Нового Богослова), на сев. стене: в нижнем ярусе - фигуры святых в рост (прмч. Стефан Новый, вмч. Георгий, вмч. Димитрий, ап. Иоанн Богослов), в верхнем ярусе - сцены из жития свт. Иоанна Златоуста, на юж. стене: внизу - изображения сщмч. Климента, еп. Анкирского, св. Иоанна Предтечи, неизвестного святого (сохр. фрагментарно) и сщмч. Дионисия Ареопагита, над ними - перенесение мощей святителя, видимо Иоанна Златоуста. На участке между входным проемом на зап. стене и основанием купола придела помещена композиция сложного содержания: Христос над открытой гробницей, над к-рой изображены арки и лампады (возможно, храм Гроба Господня в Иерусалиме), ниже - фигуры в рост прп.

http://pravenc.ru/text/155027.html

В конхе апсиды помещена Богоматерь «Платитера», ниже в 4 ряда расположены погрудные образы пророков, «Причащение апостолов», «Свыше пророцы Тя предвозвестиша» и «Служба св. отцов». В композиции «Свыше пророцы Тя предвозвестиша» Богоматерь с Младенцем на лоне не восседает, как обычно, на троне, а помещена в медальон в виде огненного диска с 7 языками пламени, к-рый исходит из сосуда, стоящего на престоле вместе с кадильницей и ковшом для вина. С каждой стороны медальон с Богоматерью фланкируют 6 пророков, стоящих под арками. На фронтоне апсидной арки изображено «Гостеприимство Авраама» («Св. Троица»), на вост. стене по сторонам апсиды - ростовые фигуры первомч. Стефана, свт. Кирилла Александрийского, сщмч. Дионисия Ареопагита и ап. от 70 Филиппа, на своде вимы - сцены двунадесятых праздников и Богородичного цикла, над конхой жертвенника - Спас Еммануил, стоящий по пояс в потире, в конхе жертвенника - «Спас во гробе», ниже - Богоматерь и ап. Иоанн Богослов (под ними диптихи с именами для поминания); на сев. стене алтаря вертикальными рядами - погрудные изображения святых, сцены «Страшного Суда», прп. Андрей Критский и видение свт. Петра Александрийского, под ними - святые в рост и Мелхиседек; на своде жертвенника под арками - поясные изображения мучеников-юношей; в конхе диаконника - «Христос Великий Архиерей», ниже - свт. Григорий Палама, свт. Марк Эфесский и прп. Алипий Столпник, над конхой - св. Иоанн Предтеча; на юж. стене алтаря вертикальными рядами - погрудные образы святых, сцены «Страшного Суда», священномученики Елевферий и Ферапонт, под ними - прор. Даниил и 3 отрока Вавилонских; на своде диаконника под аркой - поясные изображения мучеников-средовеков. В куполе представлен Христос Пантократор (вокруг «Небесная литургия»), в барабане - пророки в рост и оплечные образы святых, в парусах - евангелисты с символами, на сев. своде - чудеса Христа, в люнете свода справа и слева от окна - «Исцеление расслабленного» и «Преполовение Пятидесятницы», ниже - композиция «О Тебе радуется», под ней - прп. Иоанн Дамаскин; на юж. своде - чудеса Христа, в люнете свода - «Неопалимая Купина» и «Жертвоприношение Авраама», ниже - «Собор всех святых»; на зап. своде - сцены Страстного цикла, в люнете свода - «Распятие», ниже - «Иосиф Аримафейский перед Пилатом», «Снятие с креста», «Оплакивание», под этими сценами - погрудные изображения мч. Нестора, нмч. Иоанна Нового из Янины и ктиторская надпись, на своде юго-зап. компартимента - Христос «Великого Совета Ангел» и сцены жития ветхозаветного патриарха Иосифа, на своде сев.-зап. компартимента - Спас Еммануил и притча о блудном сыне в 4 сценах.

http://pravenc.ru/text/1319917.html

В предании сохранились две версии происхождения нерукотворного образа ( правда , обе прослеживаются только с VI века ): одна из них была распространена на Западе , другая — на Востоке. В первой рассказывается о праведной женщине Веронике, которая из чувства сострадания отерла Лик Спасителя своим платком, когда Он нес на Голгофу Крест. И чудесным образом Лик Христа запечатлелся на ткани. Читайте также — Иконография Рождества Христова Вторая история повествует о заболевшем проказой царе Авгаре. Христос передал царю холст, на котором запечатлелись Его черты, и царь исцелился, приложившись к нерукотворному образу. Позже произошло другое чудо: оберегая от врагов, полученную от Христа святыню замуровали в стене, однако образ Спасителя проявился на камне . В иконографии, особенно русской, были распространены два типа Нерукотворного образа: « Спас на убрусе» , то есть на куске ткани , и « Спас на чрепии» , то есть на черепице или камне. — Обе истории, вероятно, восходят к Туринской Плащанице , — рассказывает Ирина Языкова, — ткани , на которой действительно нерукотворным образом отпечатался не только Лик , но и Тело Господа нашего Иисуса Христа. История П лащаницы полна загадок, однако для нас важно то, что она является прототипом иконографической схемы ( и идеи ) Нерукотворного Спаса — самой первой и главной иконы . Христос Пантократор Второй, очень распространенный тип иконы Иисуса Христа — образ Христа Пантократора (Вседержителя), творящего Вселенную, держащего все в Своей руке . — В этой иконографии, — объясняет Ирина Языкова, — выражен уже не догмат Боговоплощения и не тайна вочеловечивания Христова , а идея пребывания Христа на земле как Богочеловека . Поэтому Христа изображают в красно — синих одеждах. Это символ двуединой природы : красная одежда — человеческая природа, а синяя (небесная) — Божественная . Есть три варианта этой иконографии: изображение фигуры Христа в рост , на престоле и поясное. Самое частое — поясное . — Обычно такой образ помещали в иконостасе возле Царских врат, — рассказывает Ирина Языкова, — Христос вводит молящегося в Царство Божье. «Я есмь дверь: кто войдет Мною , тот спасется…» ( Ин . 10: 9). Обычно на такой иконе Спаситель изображен с закрытым Евангелием, так как , подходя к вратам , мы только приближаемся к той тайне, которая откроется во всей полноте в последний день, в день Суда, когда « все тайное станет явным », с Книги Жизни будут сняты печати, и Слово будет судить мир. Но этот принцип не всегда соблюдается, иногда иконы Христа Пантократора в иконостас пишут с открытым Евангелием, хотя обычно такой тип иконографии больше используется в небольших иконах — моленных или келейных. Явление Божией славы

http://pravmir.ru/ikona-iisusa-hrista/

Возможно, этот мастер также участвовал в создании росписи в ц. свт. Николая в Челопеке близ г. Тетово (Македония, кон. XIV в.) и ц. вмч. Димитрия Маркова мон-ря. Третий художник в среднем регистре создал большую часть композиций цикла Страсти Христовы, притчи и чудеса; возможно совместно с главным мастером написал композицию «Евхаристия», неск. поясных изображений святых на столбах и начальные сцены Архангельского цикла. Четвертый, очевидно руководивший работой артели, расписывал конху апсиды, где исполнил образ Богоматери и 2 архангелов, а также выполнил росписи нижнего яруса: цикл «Деяния и чудеса арх. Михаила», сцена «Успение Пресв. Богородицы», ростовые фигуры святых на стенах и полуфигуры на столбах. Возможно, именно его звали Георгием. Это имя оставлено на изображении щита вмч. Георгия. В росписях наоса Л. использованы новые иконографические сюжеты («Христос Архиерей, служащий с ангелом литургию» - в апсиде; «Христос Архиерей благословляющий» - в диаконнике, в цикле «Деяния и чудеса арх. Михаила» много необычных деталей и подробностей. Роспись купола в притворе ц. архангелов Михаила и Гавриила. Лесново. 1349 г. Роспись купола в притворе ц. архангелов Михаила и Гавриила. Лесново. 1349 г. Арх. Михаил. Роспись притвора ц. архангелов Михаила и Гавриила. Лесново. 1349 г. В куполе притвора - Христос Пантократор и поклоняющиеся Ему ангелы, в барабане - пророки с атрибутами пророчеств, в парусах написаны уникальные для монументальной живописи того времени композиции, получившие название «Реки Премудрости». Это изображения св. отцов Церкви - святителей Василия Великого (сев.-вост. парус), Иоанна Златоуста (юго-вост.), Григория Назианзина (сев.-зап.) и Афанасия Великого (юго-зап.), которые создают свои сочинения, вдохновляемые Божественной Премудростью. Монахи, священники, цари, народ пьют воду из рек, вытекающих из-под столов, за которыми сидят св. отцы. Отдельные элементы таких композиций были известны в византийском искусстве в послеиконоборческое время, в таком виде иконография до палеологовского времени не существовала.

http://pravenc.ru/text/2463597.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010