Николая Чудотворца. Юж. и зап. стороны храма опоясывает открытая колонада. В 1852 г. алтарь храма расписал изограф Дичо Крыстевич из Тресонче на деньги жителей с. Крушева (их имена перечислены в надписи на стене), а наос и купол в 1880 г.- его сын Аврам. В конхе апсиды расположена композиция «Причастие апостолов», рядом с жертвенником - «Иисус Христос Царь славы» и «Жертвенный Агнец», в диаконнике - образы диаконов Руфина и Аифала, на своде ниши - композиция «Иисус Христос Ангел Великого Совета». В 1-й зоне наоса расположены образы св. воинов, преподобных и др. святых, в т. ч. св. царя Бориса, крестителя болгар, во 2-й - сцены двунадесятых праздников, на юж. стене - св. Седмочисленники. В подкупольном пространстве, над монументальной сценой «Небесная литургия», изображены пророки, в куполе - «Христос Пантократор». Иконостас храма, выполненный Крыстевичем в период болг. возрождения в 1848-1865 гг., отличается красотой и величием ( Василиев. 1965. C. 179-189). В мон-ре хранятся иконы сер. XIX в., автор большинства из них - Крыстевич ( Николовски. 1990), а также царские врата и владычний трон XVI в., Деисус (XVI-XVII вв.), резной карниз с фреской «Неусыпаемое око» (1737) и созданные мастерами из Миячи царские врата (XIX) ( Снегаров. 1932. С. 448). В притворе имеется колодец, вода к-рого считается целебной. Над ним расположена почитаемая чудотворной 2-сторонняя икона Пресв. Богородицы и Христа Вседержителя (нач. XVII в., обновлена в 1868 Крыстевичем). Лит.: Кънчов В. Йордан Хаджи Костантинов Джинот//Български преглед. София, 1896. Год. 3. Кн. 4. С. 85-107; Материали по изучванието на Македония. София, 1896; Трайков Н. Монастир Пречиста. София, 1912; Милетич Л. Из един поменик на манастира Пречиста (Кичевско)//Списание на БАН. София, 1919. Кн. 17/18. С. 31-32; Попстоилов А. П. Български книжовници от Македония. София, 1922. Кн. 1; Снегаров И. История на Охридската архиепископия. София, 1932, 19952. Т. 2: От падането и под турците до нейното унищожение (1394-1767). С. 447-449; Иванов Й.

http://pravenc.ru/text/1841175.html

Третье из важных имен Бога — Господь Бог Вседержитель. В такой форме это имя встречается семь раз (1:8; 4:8; 11:17; 15:3; 16:7; 19:6; 21:22). Это обозначение также связано с божественным Именем в его развернутой форме: Яхве Элохе Цебаот. Здесь подчеркнута власть Яхве над всеми вещами и историей. Греческий перевод Пантократор (Вседержитель) говорит не столько об абстрактном всемогуществе, сколько об актуальном контроле и промысле. Наконец, следует четвертое очень важное наименование Бога в Откровении: Сидящий на престоле. В этой форме выражение повторяется ровно семь раз (4:9; 5:1,7,13; 6:16; 7:15; 21:5). Значение образа престола особенно подчеркнуто в видении небесного тронного зала в Откр 4, где описывается абсолютная суверенность Божия, осуществленная на небесах. Эта высшая реальность в эсхатоне должна быть осуществлена на земле, где силы зла бросают вызов Богу, претендуя на божественность. В образе Сидящего на престоле нет ничего антропоморфного; сказано только, что Он подобен драгоценным камням (4:3). Непостижимая трансцендентность Бога подчеркнута тем, что внимание фиксируется не на самом престоле, а на том, что происходит вокруг престола, то есть на небесной литургии поклонения Богу Творцу. Не останавливаясь на прочих свойствах Бога, символически изображенных в Откровении, упомянем только Его абсолютную святость, праведность как Судии и верность Своему творению. Иисус Христос Идентификация Иисуса Христа с Богом, достаточно явно выраженная в писаниях евангелиста Иоанна, в Откровении подчеркнута и литературной структурой книги, и числовой символикой, и другими способами. Мы уже видели, что Иисус Христос провозглашает Себя теми же именами, что и Бог Творец: Альфа и Омега, Первый и Последний, начало и конец. Эти имена обозначают вечность Бога в Его отношении к миру: Он Творец всего и все ведет к эсхатологическому завершению. Применительно ко Христу эти имена должны означать, что Он участвует в вечном бытии Бога как начало и цель всего сотворенного. В 1:18 Христос также называет Себя живой, то есть Он участвует в вечной жизненности Бога. Там же: И был мертв, и се, жив во веки веков. Его Божественная жизненность была в некотором смысле прервана перенесением человеческой смерти, но Он разделяет вечную жизнь Бога благодаря победе над смертью. Итак, Божественное самоопределение Христа в 1:18 указывает на Его власть над смертью и адом. Эту власть Он завоевал Своею смертью и воскресением: Имею ключи ада и смерти.

http://pravmir.ru/elementyi-triadologii-...

В юго-западной части наоса собора, под ктиторской фреской, находится большой саркофаг-гробница, в к-рой предположительно похоронен ктитор обители кн. Стефан. Саркофаг высечен из цельного серо-белого мрамора, его внешние стены украшены пластичной резьбой. В 40-х гг. XVII в. на него была поставлена икона «Святые Савва Сербский и Симеон Мироточивый со сценами из жития свт. Саввы» кисти Космы Иоанна (1645). Этот художник для собора написал небольшие иконы тех же святителей с равноап. Кириллом и основателем обители кн. Стефаном Вукановичем. Также в соборе хранятся многочисленные иконы XVII-XVIII вв., в иконостасе имеются образы 1600 и 1617 гг., напр., в нижнем ряду - предположительно работы попа Страхини («Христос», «Арх. Михаил с чудесами» и царские врата). Икону Пресв. Богородицы и Деисус написал мон. Георгий (Митрофанович) в 1617 г. Икона св. ап. Луки датируется 1672-1673 гг. и, вероятно, выполнена мастером Радулом. Церковь свт. Николая Чудотворца была построена в 1635 г. на фундаменте древней монастырской башни; она квадратная в плане, перекрыта цилиндрическим сводом; ориентирована по оси «северо-запад-юго-восток». Росписи церкви выполнил Косма Иоанн в период с 1 мая по 24 сент. 1639 г. по заказу игум. Антония. В нижней части по периметру помещены изображения святых в рост, над ними - святых в медальонах; на вост. стене - сцена «Гостеприимство Авраама», на зап. стене - «Успение Богородицы»; на своде - оплечные «Христос Пантократор» и «Ветхий денми». На др. стенах находится житийный цикл свт. Николая Чудотворца (15 сцен), в нижней зоне расположена ктиторская композиция. Внешние стены церкви также были расписаны, но эти росписи утрачены. В монастырской ризнице, устроенной в 2002 г., хранятся 6 рукописных книг (в т. ч. Четвероевангелия 2-й пол. XV и кон. XVI в.; Евангелие 1668 г., Апостол-апракос сер. XVII в., Требник с Апостолом и Евангелием 3-й четв. XVI в.), неск. фрагментов рукописей XV-XVI вв. и печатные Октоих (Цетине, 1493) и Острожская Библия (1581), облачения и панагия патриарха Сербского Гавриила V (Дожича) и др. Монастырская б-ка была сожжена коммунистами в 1952 г. и восстановлена в 2010 г., сейчас она носит имя патриарха Гавриила (Дожича).

http://pravenc.ru/text/2564158.html

459 . К этому же времени она относит росписи так называемых «четырехколонных церквей» Гереме с фигурами ангелов в куполах, хотя датировка последних концом XI – первой третью XII вв., предложенная А. Эпштейн, нам представляется более убедительной 460 . Имея в виду названные тенденции в искусстве македонской эпохи, в росписи главы Софии Новгородской можно было бы усматривать архаические черты, связанные с изображением «ветхозаветных теофаний», поскольку в куполе, судя по некоторым источникам, Христос был изображен не только в окружении ангелов, но и серафимов и херувимов 461 , т.е. «на престоле херувимском». Можно было бы ожидать, что в соответствии с этой традицией тексты и свитки пророков, расположенных в барабане Софийского собора в Новгороде ниже Пантократора рядом с небесными силами, должны описывать открывающееся им зрелище теофании. Но против ожидания тексты Исайи и Иезекииля имеют подчеркнуто прообразовательно-эклессиологический смысл и впрямую не связаны с видением явления Бога. Только один текст из восьми – на свитке пророка Даниила – представляет собой описание теофании ( Дан. 7:9 ). Но именно в этом описании отсутствует упоминание шестокрылов – херувимов и серафимов, о которых говорят пророчества Исайи и Иезекииля. Тут нельзя не усмотреть тенденции эпохи. Если в доиконоборческий период и сразу после торжества православия изображения сцен Ветхого и Нового Заветов «выбирались для поучения и наставления верующих», то в постиконоборческое время акцент постепенно переносился на «воображение», комментирующее литургическое действие, на параллельное следование молитвословий, хода богослужения и порядка чередования изображений 462 . Эта тенденция была определена еще в текстах, приписываемых патриарху Герману (VIII в.), где о чтении Евангелия на Малом Входе говорится: «Евангелия есть приход Сына Божия, когда Он стал зрим для нас, но уже не говорящим к нам через облака и завесы, как к Моисею посредством голосов, громовых раскатов и трубных кликов, чрез звук, темноту и огонь на горе, или к как пророкам древности посредством сна, но Сам является ясно, как реальный человек, и стал виден нам как добрый и совершенный Царь, тот, перед приходом которого исчезает молчание, подобно росе на руне».

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

ΜΗΤΗΡ ΘΕΟΥ Η ΠΛΑΤΥΤΕΡΑ ΤΩΝ ΟΥΡΑΝΟΝ. ниже святители, купина Моисея, три отрока в огненной пещи, Даниил во рву львином и Св. Троица ветхозаветная. Средняя часть храма. Роспись купола сходна как по памятникам, так и по подлиннику, за исключением надписей при изображениях: Пантократор, ангелы с Богоматерью ( Мр. у. κυρα τν γγλων) и Иоанном Предтечею, пророки и в парусах сводов (ες, δ τς γωνας τν ψδων) евангелисты; изредка в памятниках встречается здесь изображение литургии. Между евангелистами (на архивольтах сводов) с восточной стороны нерукотворенный образ, с западной св. чрепие 316 , с правой стороны Иисус Христос с Евангелием, в котором написано: «Аз есмь лоза, вы же рождие»; с левой Еммануил со свитком: «Дух Господень на мне, его же ради помаза мя». От этих четырех изображений, продолжает подлинник, идут виноградные ветви и достигают до углов пандантивов; а в этих ветвях пишутся св. апостолы. В памятниках мы не встречали этой подробности: апостолы встречаются здесь иногда в трибуне купола, но без всяких символических украшений из ветвей. Внутри арок свода, по подлиннику, пишутся пророки со свитками; то же и в памятниках. На стенах храма – южной, западной и северной – главное место занимают изображения евангельских событий; точного и правильного разделения рядов здесь нет, но замечается последовательность такого рода: на южной стороне помещаются по преимуществу изображения детства Иисуса Христа, крещения и преображения, на западной начинаются страсти Иисуса Христа, а распятие и следующие за ним события – на северной. Притчи и чудеса, равно как и события из жизни Богоматери в храмах, посвященных Ее имени, встречаются на всех трех стенах. На столбах храма – воздвижение честного креста, торжество православия; на столпах предалтарных или на триумфальной арке – Благовещение Пресв. Богородицы. Сверх того на западной стене успение Пресв. Богородицы и Недреманное Око; а в нижних частях стен мученики, св. воины и христианские поэты. Те же самые изображения указаны и в подлиннике, который говорит, что «в верхнем ряду нужно изображать праздники, страсти Христовы и чудеса, последовавшие за воскресением, во втором – деяния и чудеса Иисуса Христа, и с восточной стороны над двумя столпами – Благовещение Пресв.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

В 1518 г. церковь была расписана (дата содержится во фрагментированной фресковой надписи, сделанной на тимпане зап. входа). По иконографии и стилю роспись близка к афонской живописи XVI в. На своде в медальонах изображены: в центре - Христос Пантократор, по бокам - Пресв. Богородица и Иоанн Предтеча; на подпружных арках свода - пророки; в алтарной апсиде - Божия Матерь «Одигитрия»; на приалтарных устоях - «Благовещение», разделенное на 2 части; на продольных стенах - праздничные сцены (в верхнем регистре), чудеса Христовы (в среднем регистре), а также одиночные и парные фигуры святых (в нижнем регистре). На вост. грани 2-го с востока столба сев. ряда сохранился портрет ктитора с венцом на голове, указывающего на модель церкви базиликального типа в руке. Его одежда украшена 2 вертикальными рядами крупных медальонов с изображениями двуглавых орлов - образом визант. императора, крайне редко встречающимся в груз. искусстве. Портрет не имеет надписи, но можно с большой долей уверенности сказать, что это кахетинский царь Леван (1520-1574), делавший значительные пожертвования церквам и монастырям не только Кахети, но и всей Грузии, а также Св. земли и Афона. Выбор необычного места для ктиторского портрета можно объяснить статусом царя - он правил Кахети с 1518 г., когда была сделана роспись, но на царство был венчан лишь в 1520 г. Д. Хоштария Ист.: Муравьёв А. Н. Грузия и Армения. СПб., 1848. Ч. 1; Бакрадзе Д. Кавказ в древних памятниках христианства. Тифлис, 1875. Т. 1. (ЗОЛКА; Кн. 1); Белокуров С. А. Сношения России с Кавказом. М., 1889. Вып. 1; Пурцеладзе Д. Катцаретский Самебский (Троицкий) мон-рь//Новое обозр. Тифлис, 1891. 2475. С. 3; 2477. С. 3; Хаханов [Хаханашвили] А. Экспедиции на Кавказ в 1892, 1893 и 1895 гг.//МАК. 1898. Вып. 7. С. 1-68; Иврели (псевд.). Опять о мон-ре Самеба/И. Имедашвили//Сахалхо газети (Народная газета). Тифлис, 1912. 640 (на груз. яз.); Джаши И., свящ. Катцаретский Самебский (Троицкий) мон-рь и Иосиф Самебели//ДВГЭ. 1914. 15. С. 1-6; Меликсет-Бег Л. Кацарети//Саисторио моамбе (Исторический вестник). Тбилиси, 1924. Вып. 2. С. 159-172 (на груз. яз.); Мокцеваи Картлисай//ПДГАЛ. 1963. Т. 1; То же [Обращение Грузии]/Пер. с древнегруз.: Е. Такаишвили; ред., исслед., коммент.: М. Чхартишвили. Тбилиси, 1989; Исторические док-ты Гареджи XIII-XVIII вв./Сост.: Д. Ломидзе, М. Чумбуридзе, З. Схиртладзе. Тбилиси, 2008. Т. 1; 2011. Т. 2 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/1683955.html

В XIX веке число насельников монастыря колебалось от 20 до 30 человек, в основном греков с островов Эгейского моря. В начале 20 века количество насельников сократилось, и в 1902 г. там проживало всего 17 монахов. После Октябрьской революции монастырь потерял все свои подворья в России. Во второй трети XX века в Синайском монастыре была достроена церковь Св. Троицы, построена картинная галерея и гостиница для паломников. Во второй половине XX века в связи с военными действиями монастырь был несколько раз оккупирован. Из-за случившегося в ходе боевых действий пожара пострадала северная стена монастыря. В настоящий момент монастырь Святой Екатерины является центром автономной Синайской православной архиепископии. Кроме данной обители в нее входит ряд монастырских подворий в Египте, Греции, на Кипре, в Ливане и Турции. Игуменом монастыря в соответствии с древней традицией является архиепископ Синайский, чью хиротонию совершает Иерусалимский Патриарх. Делами монастыря управляет собрание монахов. Основные строения монастыря — это базилика Преображения Господня (главный храм монастыря), часовня Неопалимой Купины, трапезная (построенная еще в IX веке). На территории монастыря также имеется множество других часовен, которые находятся внутри монастырских стен. Десять из них соединены с архитектурным комплексом базилики Преображения Господня. Также внутри стен монастыря находится и до сих пор снабжающий монастырь водой колодец Моисея, рядом с которым, по Преданию, пророк-боговидец встретил семь дочерей мадиамского священника Рагуила. Монастырь обладает уникальной коллекцией древнейших рукописей и икон (среди которых — знаменитая икона «Христос Пантократор»), которая по своему историческому значению уступает лишь коллекции Апостолической библиотеке Ватикана. В 2001 г. открылось новое здание ризницы-музея, где разместились самые ценные иконы, церковная утварь и облачения. Этот музей был освящен тремя патриархами — Константинопольским Варфоломеем, Александрийским Петром VII и Иерусалимским Иринеем.

http://pravicon.com/info-2043

К вершине скалы ведут 154 ступеньки. Первые постройки, которые встречаются на пути - это замок с балконом и бывший монастырский состав. Недавно в помещении склада открыли фольклорный музей, где собраны древние орудия и посуда обителей. Немного выше фольклорного музея находится Собор. Также поблизости находится алтарь и больница, расположенная напротив него. По правую сторону от Собора находятся две часовни. Мегало Метеора представляет собой комплекс зданий поствизантийского периода, поныне оставшиеся неповрежденными, создавая полноценную картину быта древнего монастыря. Преображенский собор Собор монастыря Мегало Метеора - это итог сочетания трех различных этапов строительства: древний храм святого Афанасия; храм, который построил его преемник Иоасаф; храм, отстроенный 1545 года игуменом Эпира Симеоном. Восточная стена храма выглядит так: византийская кладка и своды с двумя куполами, арками и наклонными крышами. Внешними особенностями храма являются кладка стен квадратными камнями, окруженными кирпичами через ряд. Эти тонкие кирпичи также окружают арки над окнами, заканчивающиеся зубцами и керамически-пластическими украшениями. На мраморной плите на месте маленькой колонны арки окна есть надпись о реставрации храма, выполненная игуменом Иоасафом: «В 1388 году храм Господа Бога Иисуса Христа отреставрирован монахом Иоасафом ... » На северной стене сохранилась единственная полная сцена Второго Пришествия, принадлежащая к периоду первого оформления Собора во времена святого Афанасия. Слева от входа высечена надпись о строительстве храма в 1544-1545 г.г. под руководством игумена Симеона. Живописное убранство Собора также выполнялось в три этапа, правда, с большими перерывами друг от друга. В первый этап создана роспись храма (это было примерно в 1388 году). Единственной сценой, сохранившейся с тех времен, является Второе Пришествие на внешней стороне северной стены старого собора. Основу композиции составляет Христос Пантократор под сводами, окруженный двумя ангелами. Слева и справа под сводом Богоматерь и Иоанн Предтеча, умоляющие Христа о спасении человечества. В центре - фигуры апостолов, сидящих на прямоугольной скамье. На двух нижних поясах композиции изображен Рай и Ад с праведниками и грешниками соответственно. В дверях, которые были построены в 16 веке, изображены прародители.

http://sobory.ru/article/?object=10176

На входе в храм слева на стене нас встречает табличка: «Сей святый Соборный храм благоукрасися стенным писанием во едино 1909-ое лето, с благословения Преосвященейшаго Парфения епископа Тульскаго И Белевскаго тщанием настоятельницы сего монастыря игумении Магдалины и благотворителей». Первое, что бросается в глаза, это изображение в центральной апсиде Троицы: Бога-Отца, Бога-Сына и Духа Святаго в виде голубя. Причем Иисус Христос изображен не с Евангелием, а с крестом. Такое изображение называется «Троица Новозаветная». Изображение это абсолютно не канонично, поскольку на нем присутствует изображение Бога-Отца, что было запрещено еще в иконоборческую эпоху, а на Руси — Стоглавым собором 1551 г. Обычно же в центральной апсиде царит образ Богоматери Оранты, заступницы всех людей перед Богом-Сыном. В двух других апсидах — изображения Иисуса Христа, оба являются копиями васнецовских. В левой апсиде — Спас Еммануил, в правой — Вседержитель. В главном куполе отсутствует, закрепленное каноном, изображение Христа-Пантократора. Вместо него изображена шестиконечная звезда с лучами, в центре которой – комбинация букв, известная под именем монограммы Константина, получившая широкое распространение в раннехристианскую эпоху. Купол представляет собой имитацию звездного небосвода. Ниже - медальон с изображением звезды окружают архангелы – небесное воинство. В барабане между окнами располагаются растительные узоры. Ниже окон роспись - «Несение креста». Второй ярус росписей — праздничный — представлен такими сюжетами как: «Успение Пресвятой Богородицы» (на южной стене), «Явление Пресвятой Троицы св. Александру Свирскому» (восточная часть алтарной арки левого придела), «Явление Моисею Неопалимой Купины» (восточная часть алтарной арки правого придела), «Явление Пресвятой Богородицы преподобному Сергию» (северная стена). В алтаре также присутствует композиция «Явление Иисуса Христа Марии Магдалине» над местом, где располагался жертвенник. На западной стене —Страшный суд. В восточной части алтарной арки — Богоматерь с предстоящими ангелами.

http://sobory.ru/article/?object=05523

Настя столько труда, столько любви отдала нам, чтобы научить всему! Она сразу увидела, кто что может. Выделила группу личников - тех, кто стал выкладывать лики, другим поручила орнаменты и всё остальное. Мы могли звонить ей в любое время, чтобы посоветоваться. Бывало, приходит с тремя детками: один на ножках, другой в коляске, а третий - на руках. Пока мы за детками поглядим, она всё посмотрит, замечания сделает, рекомендации даст: по цвету, по выкладке, по всему. С ней приходил и помогал нам Алексей Мальцев, с которым Настя работала у заслуженного художника Корноухова. Вот так, общими усилиями... Поднимаемся в верхний храм, Антонина говорит: - У нас здесь, наверху, в куполе уже готов Христос Пантократор. Он будет на всех нас смотреть. Мы увидим всю полноту красоты, когда леса будут убраны. А ещё на центральном куполе есть мозаика креста. Мне, как и многим, доверили в него камешек положить. Это наш как бы общий крест. Осматриваю храм Михаила Архангела. Со всех сторон со стен смотрят святые с нимбами: Георгий Победоносец, Дмитрий Солунский, киевские князь Владимир и княгиня Ольга, равноапостольные Константин и Елена. - Ох, сколько мы в это вложили! - вздыхает Антонина. - Особенно трудно делать складки одежды. Здесь нужно знать и строение тела, и уметь рисовать, и правильно всё видеть. Очень сложны женские фигуры со множеством предметов одежды, которые надо правильно ощутить, чтобы это было красиво и сочеталось одно с другим. Одному-то человеку сложно всё это цельно, в гармонии воспринять. Но нас, во главе с бригадиром Еленой Вилковой, много разных людей - кто-то делает лик, кто-то ножки, кто-то ручки. И если всех нас сложить, то, к удивлению, получается целое. - Сложить как мозаику? - Получается, что так, - улыбается Антонина. - Ведь Свыше мы, люди, тоже, наверное, выглядим как мозаика. И если рисунок красивый сложился, то Господь радуется. С трудом и со страхом забираюсь на леса вслед за Антониной. Увидев образ Христа Пантократора, заворожённо замираю: в нём величие и любовь, недосягаемые для простого смертного. Его взгляд направлен в душу, а надо всем - крест. Он сохраняет и обнимает каждого, ступающего под сень храма, помогает сделать первые шаги, идти, не озираясь, навстречу Небу...

http://pravoslavie.ru/67198.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010