Разделы портала «Азбука веры» ( 11  голосов:  4.0 из  5) 4. С. Есенин, Н. Клюев, С. Клычков Сергей Александрович Есенин Если Маяковскому поначалу мнилось, будто в происходящем он всё постиг и умом превзошёл («Моя революция» … и прочее), то Есенину это давалось с трудом: … я в сплошном дыму, В разворочённом бурей быте С того и мучаюсь, что не пойму — Куда несёт нас рок событий (3,58). Так уже после всех главных потрясений — в 1924 году он писал. Одно время ему, правда, казалось, что он нечто понимает, — а понимал он то, что «понимают» все несильные умом и безнадежные в своём смятении люди: жизнь бессмысленна: И, заболев Писательскою скукой, Пошёл скитаться я Средь разных стран, Не веря встречам, Не томясь разлукой, Считая мир весь за обман. Тогда я понял, Что такое Русь. Я понял, что такое слава. И потому мне В душу грусть Вошла, как горькая отрава (3,133). В том он, кажется, навсегда утвердился. Незадолго до смерти признал: Жизнь — обман с чарующей тоскою, Оттого так и сильна она, Что своею грубою рукою Роковые пишет письмена (3,175). Это то самое греховное состояние, которое называется унынием и об опасности которого так настойчиво и много предупреждали все Святые Отцы. Трудно так жить, а когда вокруг всё устремлено к хаосу — тем труднее. Есенин являл собою — отчасти — вариант классического типа «лишнего человека», не знающего своего жизненного предназначения. Конечно, легко остановиться на том, что жизнь — обман и бессмыслица. Одоление такого состояния требует внутренних усилий. Есенин пытался вырваться, осмыслить революцию — осмыслить религиозно . Появляются: «Пришествие» (1917), «Преображение» (1917), «Инония» (1918), «Сельский часослов» (1918), «Иорданская голубица» (1918), «Кантата» (1918), «Небесный барабанщик» (1918), «Пантократор» (1919), «Сорокоуст» (1920). Но он скоро забрёл в тупик: религиозность Есенина превращалась в литературщину, в нагромождение и смешение образов библейских, церковных и бытовых. Всё превращалось в игру, ибо давно он пришёл к выводу, для себя печальному: никто не знает смысла жизни, и христианство тоже не знает. Писал Панфилову ещё в 1913 году: «Жизнь… Я не могу понять её назначения, и ведь Христос тоже не открыл цель жизни. Он указал только, как жить, но чего этим можно достигнуть, никому не известно» (5,35). В таком убеждении, несомненно, Есенин продержался всю оставшуюся жизнь.

http://azbyka.ru/fiction/pravoslavie-i-r...

Иконы монастыря Пантократор Пантократор — один из православных монастырей на горе Афон. Иконостас собора этого монастыря, вероятно, самый древний на Святой Горе (XIV век). 11 октября, 2012 Пантократор — один из православных монастырей на горе Афон. Иконостас собора этого монастыря, вероятно, самый древний на Святой Горе (XIV век). Пантократор — один из православных монастырей на горе Афон. Он находится в двух часах пути от Кареи на северо-востоке полуострова, неподалёку от развалин древнего города. Расположен на утёсистом холме, на высоте 50 метров. Иконостас собора этого монастыря, вероятно, самый древний на Святой Горе (XIV век). Христос Вседержитель. Около середины XVII в. Одигитрия. Начало XV в. Св. вмч. Георгий Победоносец. Третья четверть XVI в. Преображение, с ктиторами монастыря Пантократор с видом самого монастыря Христос Вседержитель. 1363 г. Апостол Иоанн Богослов. Фреска. 1363 г. Святой Иоанн Креститель. Фреска. 1363 г. Святой Евфимий. Фреска. 1363 г. Святой Антоний. Фреска. 1363 г. Святой Петр Александрийский. Фреска. Кон. XIV - нач. XV в. Святой Дионисий Ареопагит. Фреска. Кон. XIV - нач. XV в. Христос Вседержитель. 1363 г. Святой Афанасий Афонский. 1363 г. Святой Иоанн Креститель и Матерь Божия с Младенцем. 1363 г. Распятие. Конец XIV в. Распятие, фрагмент. Конец XIV в. Собор Архангелов. Начало XV в. Сретение. XIV в. Матерь Божия Умиление. Кон. XV - нач. XVI в. Воскрешение Лазаря. Кон. XV - нач. XVI в. Пророк Иезекииль. 1535-1546 гг. Матерь Божия " Всех Радость " . 1535-1546 гг. Преображение. 1535-1546 гг. Иоанн Креститель. 1535-1546 гг. Иоанн Креститель, фрагмент. 1535-1546 гг. " Уже и секира при корне дерев лежит... " (Лк. 3:9) Сорок мучеников Севастийских. Фрагмент. 1535-1546 гг. Сорок мучеников Севастийских. 1535-1546 гг. Крещение. Около середины XVI в. Христос и Самарянка. Третья четверть XVI в. Христос учит в Храме. Третья четверть XVI в. Исцеление слепорожденного. Третья четверть XVI в. Исцеление расслабленного. Третья четверть XVI в. Воскресение Христово. Третья четверть XVI в.

http://pravmir.ru/ikony-monastyrya-panto...

Православное чтение ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ [Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы] [Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая] ГЛАВНАЯ СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВО МАМАМ И ПАПАМ РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕЧКА КРОХОТКИ НОВОСТИ ГОСТЕВАЯ НОВОСТИ ИЗ СВЕТСКИХ ИСТОЧНИКОВ Святые мощи возвращаются в Печорский монастырь. Пресс-Центр.Ру, 11.01.2001 В эти рождественские дни в Вознесенский Печерский монастырь прибыло 150 частиц святых мощей, сообщает корреспондент ПРЕСС-ЦЕНТРА.РУ. 50 из них уже включены в резную раку, изготовленную нижегородскими мастерами и установленную в Вознесенском соборе, который был построен самим Антипом Возоулиным, царским зодчим. Печерской обители 670 лет. Но лишь год назад с приходом нового настоятеля монастырь начали восстанавливать. Идея собрать воедино святые мощи угодников Божиих возникла у отца Тихона уже давно. Собирать частицы святых мощей дело довольно хлопотное, а если учесть, что на восстановление монастыря уходит немало сил и средств, то старания отца Тихона, прослужившего всего год в данной обители, удивляют и священников, и простых прихожан. Обустройством и восстановлением монастыря занимаются всего 10 монахов и столько же послушников. На днях будет установлен 1-ый этаж иконостаса. Уже отремонтированы монашеские кельи. Ещё 100 имеющихся частиц святых мощей тоже вскоре будут установлены в храме. С приходом весны отец Тихон начнет восстанавливать старый Печерский пруд, чтобы вновь плавала и рыба, и птица. На рубеже тысячелетий ученые очень активно заговорили на библейские темы. Открытие следует за открытием. Пресс-Центр.Ру, 11.01.2001 В канун Нового года московский историк Мария Чегодаева рассказала о портретной идентичности лика, изображенного на Туринской плащанице и одного из первых изображений Христа - так называемого Пантократора, то ли картины, то ли иконы, хранящейся в монастыре Св. Екатерины на Синае. Сходство этих изображений давно занимало Чегодаеву. Однако, когда она, пользуясь криминалистической методикой, наложила один " портрет " на другой... изображения ПОЛНОСТЬЮ совпали! Сама Чегодаева была так поражена результатами своего анализа, что назвала их " чудом " . Что из этого следует, никто толком не понимает. То ли Пантократора списывали с изображения на Плащанице - напомним, там - негатив, и как в пятом веке можно было позитив срисовывать с негатива, остается полной загадкой, - то ли этот негатив списывался с Пантократора. Есть, конечно, религиозная версия, согласно которой синайскому художнику явился Христос и он по памяти написал его портрет. А Туринская плащаница появилась независимо от Синайских событий. Прояснился только один момент - на Туринской плащанице изображен не кто-нибудь, а Иисус Христос. В чем, впрочем, ни кто не сомневался.

http://zavet.ru/news-s010111.htm

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Изображения иконы, именуемой Спас Вседержитель (Господь Вседержитель, Пантократор) Основная страница об этой иконе Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: Икона " Господь Вседержитель " в окладе. Дерево, масло. Оклад - серебро 84 пр., чеканка, гравировка, золочение. Россия, Москва, начало ХХ в. Файл 12932.jpg:   Размер: 800x947, 0.76 MPix, 279 Kb. Дата: 2011-07-20, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (511) , (17) . Описание: Иисус Христос Спаситель мира. 1641 г. Соломос Жертвоприноситель. Дерево, левкас, темпера. Размер - 122 х 80 см. Кипр. Свято-Киккский монастырь. Файл 13952.jpg:   Размер: 600x909, 0.55 MPix, 200 Kb. Дата: 2011-10-12, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (274) , (3) . Описание: Икона " Господь Вседержитель " в окладе и киоте. Дерево, масло. Оклад - серебро 84 пр., гравировка, золочение, перегородчатая и выемчатая полихромная эмаль, скань. 24х22 Россия, начало ХХ в. Файл 14217.jpg:   Размер: 777x900, 0.7 MPix, 788 Kb. Дата: 2011-10-30, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (397) , (13) . Описание: Спас Вседержитель со святителем Филиппом Московским и великомученицей Екатериной. Начало XVII века. Собрание А.В.Новикова (Mockba)..jpg Файл 21641.jpg:   Размер: 601x800, 0.48 MPix, 218 Kb. Дата: 2013-07-01, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (148) , (5) . Описание: Господь Вседержитель (Пантократор); Византия. Константинополь; XIV в.; местонахождение: Греция. Афины. Музей византийского и христианского искусств (Byzantine and Christian Museum, Athens); материал: золото (сусальное), пигменты натуральные; техника: золочение, рельеф лепной(пастилья), темпера яичная Файл 26375.jpg:   Размер: 3000x4027, 12.08 MPix, 4055 Kb. Дата: 2016-03-19, участник [ Milla ]. Рейтинг изображения: 3 (91) , (1) . Описание: Икона Господь Вседержитель .Размер 31см Х 27см Х 3см.Конец 18 века..Такие иконы писались архаично, с сильным налётом народного барокко, но уже на голом дереве и маслом.Такие иконы назывались ещё -народными,крестьянскими,туземными.В частном пользовании.

http://pravicon.com/icon-422-photo

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет В Византии образ Христа Пантократора появляется, приблизительно, с IV—VI веков. Древнейшим из известных его иконописных изображений является икона Христос Пантократор из Синайского монастыря (середина VI века). Образ Христа Вседержителя используется в одиночных иконах, в составе деисусных композиций, в иконостасах, стенных росписях и т. д. Так, этот образ традиционно занимает пространство центрального купола православного храма. Описание Мозаики Чефалу, время создания которых датируется 1148 г., занимают особое место, отличаясь высоким качеством исполнения. Тема Вселенской Церкви, воплощенная через представленные в иерархическом порядке образы Иисуса Христа, Богоматери, Небесных сил и святых, доминирует в программе мозаик, которые занимают только восточную часть собора. Апсида была украшена при Рожере II, а пресбитерий — при Вильгельме I. Из-за отсутствия купола Христос-Пантократор перенесен в апсиду. Занимая ее верхнюю часть, он парит над огромным пространством базилики. Пальцы правой руки Спасителя сложены для благословения, в левой руке Он держит Евангелие, открытое на стихе: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» ( Ин. 8:12 ), написанном на латинском и греческом языках. Отличие Пантократора из Чефалу от подобных ему образов — две сбившиеся пряди на лбу Иисуса Христа.   История Кафедральный собор Преображения Господня в Чефалу был основан первым королем Сицилийского королевства Рожером II. Это важнейший памятник арабо-норманнского стиля на Сицилии, сохранивший в основном свой внешний и внутренний вид XII-XIII вв.. Содержит известные византийские мозаики XII в. Согласно легенде, король Рожер II, возвращаясь кораблем на Сицилию летом 1131 г., попал в сильную бурю и дал обет построить церковь на том месте, куда прибудет корабль. 6 августа 1131 г., в праздник Преображения Господня, Рожер II благополучно причалил в Чефалу, где на месте высадки построил маленькую часовню и приказал выбрать место для будущего собора. В 1131 г. началось строительство собора. В 1145-1148 гг. были сделаны мозаики апсиды, изображающие Христа Пантократора, Богородицу, архангелов и апостолов.

http://azbyka.ru/art/hristos-vsederzhite...

Синайские иконы (ФОТО) В синайской иконе нет ни каноничности, ни оглядки на образцы. Почему? 7 декабря, 2012 В синайской иконе нет ни каноничности, ни оглядки на образцы. Почему? Есть по крайней мере одна синайская икона, которую знают, наверное, даже люди, далекие от Церкви. Знаменитый Христос Пантократор, одно из древнейших иконописных изображений Христа, был написан в Константинополе в середине 6 века и подарен Синайскому монастырю. А что вообще представляет из себя синайская иконопись? Искусствовед Галина Колпакова в одной из своих книг отмечала: «В синайской иконе нет ни каноничности, ни оглядки на образцы. И это не только потому, что образцов не существовало. Спонтанность и индивидуальность созданного воспринимаются как результат некоего ясновидения, как свидетельство сильной и живой веры и не могут быть переведены в плоскость рассчитанной системы». Мы предлагаем вашему вниманию лишь некоторые образцы синайской иконописи. Христос Пантократор. Энкаустическая икона середины VI века Богородица между святым Феодором и святым Георгием. 6 век. ( интресная визуальная параллель с иконой Вознесения: два ангела, взорами устремленные на небеса, но вместо апостолов два самых известных святых воина Востока - видимо собенная синайская молитвенная икона, к которой прибегали во время множественных осад монастыря и набегов мусульман) Богородица с орудиями Страстей 16 век. Богородица с Иоанном Богословом 17 век. Апостол Петр. 6 век Рождество Богородицы. 12 век Рождество. 7 век.   Явление Христа Марии Магдалине. 7 век Воскрешение Лазаря. 12 век Икона мучеников антиохийских Сергия и Вакха, VI в. Музей западного и восточного искусства, Киев Мученики Сергий и Вакх. 13 век Преображение. 12 век. Мозаика Преображения. Благовещение. 12 век. Лествица Иоанна Синайского 1612 год. Эта лествица отчасти имеет влияние арабских миниатюр. Одна из частей иконы, на которой изображены святые, чья память приходится на январь-февраль Пророк Малахия 6 век. св.Симеон Столпник 13 век Святой Иоанн Синайский (Лествичник) 15 век

http://pravmir.ru/sinajskie-ikony-foto/

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет Христос Вседержитель или Пантократор (от греч. παντοκρτωρ — всевластный, всесильный) — это центральный образ в иконографии Христа, представляющий Его как Небесного Царя и Судию. Спаситель может изображаться в рост, сидя на троне, по пояс, или погрудно. В левой руке Он держит свиток или кодекс Евангелия, правая обычно обращена к зрителю в благословляющем жесте. Данный образ обычно используется в одиночных иконах, а также в составе деисусных композиций, в иконостасах, стенных росписях и т. д. Традиционно в византийской и русской архитектуре он занимает пространство центрального купола. Описание В куполе представлена гигантская фигура Христа Пантократора, которая парит над пространством храма. Правой рукой Христос благословляет, в левой руке держит закрытое Евангелие, которое будет открыто в день Страшного Суда. Отсюда, с высоты купола Христос обозревает всю землю, размышляя над распорядком и образом правления. Христа окружает небесная стража – четыре Архангела, которые облачены в императорские одежды. Христос изображен фронтально, равно как и архангелы, образующие полукруг вокруг медальона, в который вписан Христос. Образуемый цезурами между крыльев золотой крест вписан в круг – сферу купола. Многократное пересечение мотивов креста и сферы зримо суммирует главную идею храма – окружность космоса, осененная крестом. Вокруг медальона нет никакой надписи. Среди изображений Пантократора XI–XII веков киевская мозаика наиболее близка к мозаикам Осиос Лукас. В могучей полуфигуре Пантократора своеобразно сочетается чисто крестьянская сила с архаической скованностью. Грузная, тяжелая полуфигура, массивная голова, короткая шея, прямые плечи, большие неуклюжие руки, жесткие, мало ритмичные складки плаща — все это придает совсем особый оттенок образу, столь непохожему на образы византийских Пантократоров (Никея, София Константинопольская, Дафни, Чефалу и др.), в которых несоизмеримо больше изящества, но которые намного уступают в свежей непосредственности выражения и в монументальности замысла. Медальон с Пантократором выкладывал тот же мозаичист, который выполнил фигуры Оранты и архангела.

http://azbyka.ru/art/iisus-hristos/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ВЕЛИКИЙ АРХИЕРЕЙ ИИСУС ХРИСТОС» Иконографический тип, представляющий Христа в архиерейском облачении; получил распространение в поздне - и поствизант. искусстве. Является одним из вариантов изображения Христа Первосвященника, в основе к-рого лежит текст: «Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Пс 109. 4) и его истолкование в Послании к Евреям (4. 14; 5. 5-10). Встречаются как отдельные изображения «В. А.», так и в композициях « Евхаристия » и « Небесная литургия », распространенных в поздневизант. искусстве. Темы архиерейского служения Христа, единства небесной и земной литургии акцентированы в сцене «Причащение апостолов» в росписи на стене центральной апсиды в церквах: св. Никиты, близ Скопье (Македония), ок. 1320 г.; св. Николая Орфаноса в Фессалонике, 2-я четв. XIV в.; Христа Пантократора мон-ря Дечаны (Сербия, Косово и Метохия), 1338-1348 гг. (сцена помещена в конхе апсиды); Богоматери мон-ря Матейче, близ Скопье (Македония), 1356-1360 гг.; св. Георгия в Полошко (Македония), ок. 1370 г.- В. А. везде представлен в саккосе, без омофора, причащающим апостолов. «Иже херувимы» . Икона. 1570 г. (ГТГ) «Иже херувимы» . Икона. 1570 г. (ГТГ) В ц. Вознесения мон-ря Раваница (Сербия), ок. 1387 г., В. А. изображен в алтаре в композиции «Евхаристия» перед престолом, благословляющим обеими руками апостолов, облачен в саккос и омофор, и в куполе в композиции «Небесная литургия» - с кадилом в руках встречающим процессию ангелов с Дарами. Так же Он представлен в композиции «Небесная литургия» на панагиаре 2-й пол. XIV в. из мон-ря Ксиропотам, в апсиде ц. вмч. Димитрия Маркова мон-ря (Македония), 1376-1381 гг., в росписи купола ряда афонских соборов, напр. мон-ря Дохиар, 1568 г. В сцене «Поклонение жертве» в алтаре ц. мон-ря в Модриште (Македония), 80-е гг. XIV в., В. А. изображен с Евангелием в руках; на шитой катапетасме из Хиландара, исполненной мон. Евфимией в 1398/99 г.- благословляющим обеими руками, с предстоящими святителями Василием Великим и Иоанном Златоустом.

http://pravenc.ru/text/150091.html

30-летие развития русского церковного искусства. Итоги ИЗБРАННЫЕ РАБОТЫ ВЫСТАВКИ «МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЦЕРКВИ» С 10 по 17 июня 2022 года в выставочном зале Московского Союза художников на Кузнецком мосту пройдет выставка-фестиваль «Монументальное искусство в Церкви» . Главный организатор выставки – Московский Союз художников, генеральный продюсер проекта – художественный руководитель мастерской «Царьград» Дмитрий Трофимов. На выставке будут представлены произведения, созданные в период с 1990-х и вплоть до сегодняшнего дня. Кроме того, на ней можно было увидеть крупные православные храмы, оформленные современными церковными художниками. Особенность проекта в том, что в нём соединяются выставка и фестиваль духовной музыки. В рамках выставки заявлены круглые столы на темы, посвященные проблемам современного церковного искусства: На выставке можно увидеть только те росписи, иконы, которые созданы для церковного пространства и благословлены Священноначалием. В выставке участвуют около 300 работ более чем ста художников. Вход на выставку «Монументальное искусство в Церкви» – свободный. vk fb tw ok @ g+ lj Борис Алексеев. Роспись в храме Прп. Серафима Саровского в г. Селятино vk fb tw ok @ g+ lj Марина Алексеева. Святой апостол Иоанн Богослов (рельеф) vk fb tw ok @ g+ lj Валерий Белых. Апостол Пётр vk fb tw ok @ g+ lj Светлана Васютина. Икона «Богородица на троне». Крестильный храм Иоанна Предтечи в 1-ой Градской больнице.2009 г vk fb tw ok @ g+ lj Светлана Васютина. Свв. Вера, Надежда, Любовь и София vk fb tw ok @ g+ lj Светлана Васютина. Богоматерь Умиление vk fb tw ok @ g+ lj Лариса Гачева, Светлана Васютина. Интерьер храма иконы Богородицы Знамение при 1 ГКБ им. Пирогова vk fb tw ok @ g+ lj Протоиерей Андрей Давыдов. Христос Пантократор vk fb tw ok @ g+ lj Протоиерей Андрей Давыдов. Св. Юлия (энкаустика) vk fb tw ok @ g+ lj Ирина Дворникова. Троица. Четверик храма Покрова Пресвятой Богородицы, село Горошково vk fb tw ok @ g+ lj Ольга Колокольцева. Никола Можайский

http://pravoslavie.ru/146594.html

В 2020 году турецкие власти превратили храм Святой Софии Константинопольской в мечеть и скрыли знаменитые на весь мир византийские мозаики. В это время протоиерей Феодор Гигнадзе, настоятель Крестовоздвиженского храма в Тбилиси, заказал точную копию самой известной византийской мозаики – образ Господа Вседержителя – и установил ее в апсиде тбилисского храма. Ниже – рассказ об этом событии. Копия Пантократора из Святой Софии Константинопольской была торжественно открыта в храме Крестовоздвижения в Тбилиси в неделю Торжества Православия 2021 года – празднества, установленного в честь победы над ересью иконоборчества. «Поскольку Господь пришел в образе Человека, поскольку я Его увидел, мне естественно иметь желание лицезреть Его постоянно», – указывает отец Феодор на естественность иконопочитания для верующего христианина. По решению отца Феодора, при создании копии учитывались все особенности: элементы той мозаики, которые были утрачены с течением времени, отсутствуют и в этой ее копии. Отсутствие части изображения отец Феодор связывает с нашими грехами: «Сколько камушков не хватает в том образе, столько и в этом не хватает. А не хватает их из-за наших грехов. Сколько камушков не хватает в том образе, столько и в этом не хватает. А не хватает их из-за наших грехов Некогда была создана огромная Византийская империя. Мы не знаем, откуда появилась та искра, которая создала эту тысячелетнюю поразительную христианскую культуру. Но пришло время, и тот великолепнейший, величественнейший храм (Святой Софии, Премудрости Божией. – Д.Т. ), который подобен небу и своим внешним видом, уже не является нашим, христианским, по нашим грехам. Случилось так, что у нас отняли и то, что было. Мы знаем, что красивейшие мозаики этого собора были закрыты, и, соответственно, у нас сегодня уже нет возможности их созерцать. Но в то же время Божественная благодать, образ воплощенного Бога есть та вода, которая, если ей перекрыть один выход, обязательно найдет другой. Здесь, наверху (в храме над алтарем. – Д.Т. ), находится то, что было сокрыто там и будет открыто здесь» .

http://pravoslavie.ru/139003.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010