«Архив напоминаний и размышлений» В Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина открылась выставка «Синаксис. Искусство Греции XV–XX веков. Иконы на дереве и бумаге». Открытие выставки «Синаксис. Искусство Греции XV–XX веков. Иконы на дереве и бумаге» Около 15 лет назад началось путешествие греческих икон поствизантийского периода из коллекции Эмилиоса Велимезиса по лучшим музеям мира – от Лондона до Александрии, от Сеула до Лимы… Круг мастера Андреаса Ритзоса. Богоматерь Умиление. Втор. пол. XV в. Доска, яичная темпера Иисус Христос Царь Царей и Великий Архиерей. Ок. 1600. Доска, яичная темпера Прошлой осенью греческие иконы были представлены в Эрмитаже в Санкт-Петербурге на выставке «Божественные лики», прошедшей с триумфальным успехом. И вот наконец добрались до Москвы, где стали составной частью уникальной выставки «Синаксис. Искусство Греции XV–XX веков. Иконы на дереве и бумаге», устроенной в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Христос Маргаритис, организатор выставки Помимо коллекции Э. Велимезиса здесь экспонируются и замечательные памятники православного искусства из Музея Бенаки в Афинах, из других частных коллекций Греции. Кроме того, выставка дополнена тремя редкими иконами из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина и иконой «Христос Пантократор» из коллекции Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. Эти иконы, по словам организатора выставки Христоса Маргаритиса , будут «общаться» со своими «сестрами» из Греции впервые спустя пять веков, прошедших с того дня, как они покинули мастерские, расположенные в находящемся тогда под властью венецианцев критском городе Кандия (сегодня Ираклион). Ирина Антонова, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина – Мы уверены, что представленные на выставке работы – а их более 130 – вызовут огромный интерес у отечественного зрителя, так как становление двух национальных школ – греческой и русской – шло одновременно, питаясь из одного источника византийской культуры, – сказала на пресс-конференции, приуроченной к открытию выставки, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Ирина Антонова . – Вынесенное в название выставки греческое слово «синаксис» означает внебогослужебное собрание (собор) верующих, жаждущих духовного самосовершенствования, и памятники изобразительного искусства как раз отвечают такой цели, воплощая в ясные визуальные образы учение святых отцов. Мы надеемся, что благодаря этой удивительной выставке наши люди смогут познакомиться с религиозным искусством Греции во всей полноте.

http://pravoslavie.ru/36095.html

Господь Вседержитель Спас Вседержитель. Россия. XVI в. Галерея Темпл. Лондон. Иконописный тип Христа Вседержителя (Παντοκρτωρ) выражает в человеческих чертах воплощенного Сына Божия божественное величие Творца и Искупителя, правящего судьбами мира. Вседержитель восседает на престоле, благословляя правой рукой и держа в левой свиток или книгу. Таким Он изображается, например, в композиции Деисус, где по сторонам престола Ему предстоят Богоматерь и Предтеча 155 . Представлен ли Он один или в окружении святых, в этом иконографическом типе изображение Господа Вседержителя может быть сокращено до поясного, когда престола не видно (за исключением икон Страшного Суда, где Господь всегда изображается в полный рост на престоле славы). Огромные полуфигурные изображения Господа Вседержителя в мозаиках или фресках византийских куполов выдержаны в монументальном стиле, подчеркивающем грозный облик Господа, Владыки мира, грядущего судить живых и мертвых. Однако на моленных иконах Христос Вседержитель, сохраняя все Свое величие, не имеет ничего устрашающего. Строгое выражение Его лика исполнено милости. Это милосердный Господь, пришедший в мир, чтобы взять на Себя его грехи. Книга в Его левой руке раскрыта, и в ней читаются слова Евангелия, которые могут отличаться на разных иконах. На нашей иконе (см. с. 122) приведены слова из Евангелия от Матфея: Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененные, и Аз успокою вы иго бо Мое благо ( Мф.11:28–30 ). На этой русской иконе XVI в. Христос облачен в темно-синий гиматий. Хитон же Его изображен как одеяние славы, на что указывает золотая разделка (ассист 156 ). Густые волосы Господа ниспадают на Его левое плечо. Десница сложена в жесте благословения и указывает на книгу Евангелия, предлагаемую Христом верующим. Надпись и крест в нимбе частично утрачены. Христос Пантократор. Москва. XV в. Музей Метрополитен, Нью-Йорк Большая икона, воспроизведенная на с. 124, датируется концом XV столетия. Здесь Спаситель изображен как Царь славы, окруженный небесными силами. Он восседает на великолепном резном престоле, благословляя правой рукой и держа в левой раскрытое Евангелие с комбинированным текстом: «Не на лицы зря судите, сынове человеческие, но праведен суд судите. Каким судом судите...» (ср.: Ин.7:24 ;

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕЛЮСА [македон. Beлjyca, Пресвета Богородица Елеуса], мон-рь в честь Божией Матери Елеусы (Милостивой), жен., действующий; расположен в 9 км к северо-западу от г. Струмица в с. Велюса (Республика Македония). Основан в 1080 г. и причислен к ставропигиальным мон-рям Струмицким еп. Мануилом, прежде подвизавшимся в мон-ре св. Авксентия около Халкидона (Вифиния). Об этом свидетельствуют 2 греч. надписи на мраморных плитах, находившихся над дверями, ведущими в нартекс (во время первой мировой войны они были увезены в Болгарию и хранятся в Археологическом музее в Софии; в наст. время заменены копиями). Между 1085 и 1106 гг. еп. Мануил составил ктиторский типик (предусматривавший общежительное устройство мон-ря) и наделил В. поместьями, иконами, книгами. Для постройки церкви он пригласил мастеров из К-поля или Халкидона. Храм представляет собой тетраконх с куполом на высоком 8-угольном барабане, с юж. стороны пристроен придел во имя Спаса, увенчанный куполом, с зап.- нартекс с куполом. Кладка комбинирует камень и плинфу. Храм был украшен мозаичным полом и резным мраморным иконостасом. Спас Эммануил. Роспись купола юж. придела собора в Велюсе XII в. Спас Эммануил. Роспись купола юж. придела собора в Велюсе XII в. Роспись храма, выполненная вскоре после 1080 г., сохранилась фрагментарно: изображения Богоматери с Младенцем на престоле в конхе алтаря, «Сошествие во ад» в сев. конхе, «Сретение» - в зап. Уникальны по своей иконографии росписи апсиды и купола. «Служба святых отцов» в апсиде отражает начальный этап формирования данной композиции в алтарях визант. церквей: святители Василий Великий и Иоанн Златоуст изображены обращенными к Престолу уготованному (этимасии), а Григорий Богослов и Афанасий Великий - стоящими фронтально. В скуфье купола - Христос Пантократор, в барабане - Богоматерь Оранта, св. Иоанн Предтеча, 2 ангела в царских одеяниях и 4 пророка, т. о., в этой иконографии объединены темы Деисуса и пророков. Появление в барабане наоса фигур пророков - предзнаменование нового типа декорации куполов в Византии, к-рый впосл. станет господствующим.

http://pravenc.ru/text/150175.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Вмч. Георгий. Икона. 1814 г. Мастер Иоанникий Папа Витанов [Витановичи; болг. Витановци], династия иконописцев и резчиков; представители художественной школы г. Трявна в Болгарии. Согласно легенде, в кон. XVII- нач. XVIII в. родоначальник Викентий (Витан) Карчов был приведен афонским монахом на Св. Гору, в мон-рь Зограф, для обучения иконописи и искусству резьбы. Иконописцами были его сын Димитр (род. ок. 1730), поселившийся в Трявне и внук Цоню Димитров, трое сыновей к-рого - свящ. Папа Витан Старший, Кою (Константин) и Симеон Цонювы - работали в кон. XVIII-haч. XIX в. Еще 3 поколения В. писали иконы и резали по дереву до кон. XIX в.; исследователям известны ок. 50 мастеров из этой династии, среди них живописцы Иоанникий (Йонко) Папа Витанов, Витан Коюв, Феодосий Коюв и резчик Кою Витанов (впосл. архим. Константин). Икона Божией Матери " Троеручница " . Кон. XVIII - нач. XIX в. (Художественная галерея. Пловдив) Икона Божией Матери " Троеручница " . Кон. XVIII - нач. XIX в. (Художественная галерея. Пловдив) Произведения В. встречаются на территории всей Болгарии и в Румынии. Наиболее ранние датированные иконы исполнены в 1798 г. Папой Витаном Старшим (Христос Пантократор - Нац. худож. галерея, София) и его братом Симеоном (свт. Николай Мирликийский - там же) для церкви с. Радуил, близ Самокова, что свидетельствует как о широкой известности тревненских мастеров, работавших вдали от родных мест, так и об их творческой активности. Для произведений В. характерны сохранение традиций иконописного письма, простота, спокойствие и цельность композиционных форм и колорита, отсутствие барочного натурализма или приемов академической живописи Зап. Европы. Иконописцы В. получали преимущественно заказы от приходских церквей богатых ремесленных городов, напр. Габрова, Сливена, Севлиева, Шумена. В основном они писали иконы св. покровителей различных ремесленных объединений (прор. Илия, свт. Спиридон, ап. Андрей, вмч. Пантелеимон и др.) с житийными циклами. Обычно В. работали вместе, одной артелью, исполняя как иконостасы, так и их резное убранство. Если в первое время существования тревненской школы (кон. XVII - нач. XVIII в.) художников часто приглашали для росписи храмов, то позже они практически перестали получать подобные заказы, за исключением Феодосия Коюва, к-рый в составе артели участвовал в росписи храма Раковицкого мон-ря, церкви в Видине (до 1825) и врачанской ц. Вознесения.

http://pravenc.ru/text/158846.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕРОФЕЯ СВЯТОГО МОНАСТЫРЬ Ангел. Фрагмент композиции «Богоматерь на троне, с поклоняющимися ангелами». Роспись кафоликона мон-ря св. Иерофея. Кон. XII в. Ангел. Фрагмент композиции «Богоматерь на троне, с поклоняющимися ангелами». Роспись кафоликона мон-ря св. Иерофея. Кон. XII в. [греч. Ιερ Μον Αϒου Ιεροθου], жен., действующий, принадлежит Мегарской и Саламинской митрополии Элладской Православной Церкви, расположен примерно в 8 км от г. Мегара. Основан в XI в. как муж. мон-рь. Возможно, его основателем был прп. Мелетий Киферонский, о котором известно, что он построил неск. мон-рей в окрестностях горы Киферон. В небольшом крестово-купольном монастырском соборе (кафоликоне), освященном в честь Успения Пресв. Богородицы и во имя сщмч. Иерофея , еп. Афинского, сохранились сильно закопченные фрагменты росписей в куполе («Небесная литургия»), барабане (8 пророков), парусах (4 евангелиста), апсиде (Пресвятая Богородица с Младенцем на троне и поклоняющимися архангелами), своде вимы («Вознесение Господне») и в верхней части сев. стены («Благовещение»). В 1978 г. были расчищены фрески купола, к-рые исследователи датировали кон. XII в. В центре композиции «Небесная литургия» представлен Христос Пантократор, восседающий на троне. Вокруг размещены 4 медальона с изображениями Этимасии, Пресв. Богородицы и 2 ангелов. По сторонам Этимасии и Богоматери представлены коленопреклоненными 2 пары архангелов. Эта композиция получила распространение в визант. монументальной живописи с XII в., фреска в И. м. является одним из ранних примеров. Стиль росписи И. м. близок к классицизирующему направлению позднекомниновского искусства. Отсутствие бурной динамики и напряженности отличает эти фрески от большинства произведений монументальной живописи данного периода в Греции и славянских землях. Для росписей И. м. характерны спокойные движения фигур, правильные благородные черты лиц, плавная пластическая моделировка объемов в сочетании с изящной декоративной стилизацией рисунка. В качестве аналогий можно указать ряд пелопоннесских памятников этого периода, таких как росписи церквей Евангелистрии в Ераки (см. Гераки ), Живоносного Источника разрушенного мон-ря Самарина близ Андрусы, Епископи на п-ове Мани (все кон. XII в.), а также росписи «Енклистры» в мон-ре прп. Неофита близ Пафоса (1182-1183) и в Аракос Панагии церкви (1192) близ Лагудеры на Кипре.

http://pravenc.ru/text/293776.html

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 15 дней Вершина горы Афон Вершина горы Афон           Вершина горы Афон Вершина горы Афон - самая высокая точка Афонского п-ова (2033 м над уровнем моря). Ц. Пресв. Богородицы (τς Παναϒας), основанная в 1665 г. на пожертвования Патриарха К-польского Дионисия III, находится на высоте 1500 м. По преданию, в строительстве участвовали монахи, к-рые готовились к исповедничеству христ. веры и к мученической смерти. Сюда чудесным образом был восхищен прп. Максим Кавсокаливит, в нач. XVI в. подвизался прп. Иаков Новый († до 1520). Разрушившаяся до основания церковь была заново отстроена на средства В. Л. в 1972 г. На вершине горы Афон возвышается храм в честь Преображения Господня, по преданию построенный прп. Афанасием Афонским в 965 г. на месте языческого капища (ωρθεος, μον. Τ. 2. Σ. 161). Храм, подвергавшийся разрушениям в основном от ударов молний, неоднократно отстраивался: сначала нмч. Давидом из скита св. Анны († 26 июня 1803), в 1895 г. Патриархом К-польским Иоакимом III и, наконец, в 1977 г. Торжественная служба совершается в нем на престольный праздник в день Преображения Господня. За алтарной частью храма, на самой высокой точке Афона, в 1897 г. был установлен железный крест (3´ 4 м).   Комментарии Всего комментариев: 7 2019/05/20, 16:21:48 Христос Воскресе! В прошлом году Господь сподобил и я побывал на Афоне. Оформляли все через Музинидис. Посетили монастыри, Хиландар, Зограф, Иверский, Пантократор, Ватопед, Пантейлимонов. Маршрут паломничества составлял заранее и писал запросы в монастыри. Замечательная была поездка, Богородица провела нас как на крылышках. По приезду домой, договорились в следующем году если будем живы и на то будет Божия воля побывать еще раз на Афоне и подняться на гору. В этом году решили все оформить самостоятельно, с 23 сентября по 29 сентября. Уже купили билеты с пересадкой в Стамбуле. Забронировали гостиницу в Урануполисе, на первый день приезда и перед отьездом. Диамонтирион и разрешение попросили Братию Пантейлимонова монастыря оформить. На визу сказали подавать не раньше трех месяцев перед отьездом, будем это делать в июне.

http://isihazm.ru/?id=596

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 15 дней Пресвятая Богородица Герондисса   Пресвятая Богородица Герондисса       Пресвятая Богородица Герондисса. Афон. Пантократор     Икона Богородицы Герондисса изъявляет свою особенную попечительность об умирающих старцах...     Пресвятая Богородица  Герондисса (Старица) Находится в левом киоте монастырского собора на Афон е в Лавре. Богородица изображена в полный рост, в преклонном возрасте, без младенца Христа. Сосуд, изображенный на иконе, - это напоминание о чудесном умножении в обители елея во время голода по молитвам одного из игуменов. Икона принадлежит к типу «Скоропослушницы».     Предание   По преданию, во время литургии Богородица указала служащему иеромонаху не продолжать службу, а поспешить причастить одного из братьев афонского монастыря , который был в предсмертной агонии. С этой иконой связаны не раз совершавшиеся чудесные события. Во время разграбления Пантократора турками икона была брошена в колодец, серебрянные ризы были сняты. По дороге турки были поражены слепотою и сами поняли кару за святотатство с иконой. Несколько лет спустя, с возобновлением иноческой жизни, монахи нашли икону невредимой в колодце. Многократно Богоматерь изъявляла свою особенную попечительность об умирающих старцах, отсюда закрепилось название иконы " Старица " или " Геронтисса " .       Икона Богоматери Герондисса (Старица). Икона находится в левом пределе храма. Согласно легенде, икона чудесным образом перенеслась из города Нигрита. Комментарии Всего комментариев: 466 2014/05/19, 19:47:05 Пресвятая Богородица! Владычица наша, Заступница наша! Твоя любовь безгранична, Твоя милость во все времена на нас грешных и недостойных рабах твоих уповаем на тебя! Блогадорю тебя за заботу обо мне и моей семье, блогадорю тебя за все,что ты мне даёшь! Помоги мне Матинка Божья укроти мой гнев, сохрани мою семью и подай по твоей милости священника русскоязычного! Христос Воскресе! 2014/05/14, 08:54:54 Пресвятая Богородица! Помолись за РБ Вадима защити его от лукавых людей на работе. Помоги ему устроиться на новое место в Майкрософт . Прошу помоги нам. Но на все воля Божья . Аминь.

http://isihazm.ru/?id=641&c_pid=6

Сайт Православие.ру продолжает публикацию фрагментов готовящейся к изданию книги В.И. Немыченкова «Православное богословие иконы и современные проблемы иконопочитания». Христос Пантократор. Икона из монастыря Хиландар. 1260-е гг. Часть 1 – http://pravoslavie.ru/153915.html д) О благодати и божественной энергии в иконе О том, что прп. Иоанн Дамаскин понимает под божественными энергиями, кратко и ёмко сообщает «Православная энциклопедия». Во избежание возможных упреков в неточности приведем этот фрагмент целиком: «Хотя у И.Д. [Иоанна Дамаскина. – В.Н. ] нет сколько-нибудь разработанного учения о божественных энергиях, это понятие в “Точном изложении православной веры” встречается довольно часто (см.: Ioan. Damasc. De fide orth. 7. 15; 8. 22, 219, 241, 245, 270; 9. 22; 10. 12, 16; 11. 5; 13. 13, 14, 18, 25, 73; 14. 19 и др.); оно сближается с понятиями божественной “благодати” (χρις – см.: Ibid. 13. 18) и “благой воли” (γαθ θλησις), которая, по определению И.Д., есть “творческая, сохраняющая и промыслительная сила” Бога (Ibid. 43. 10-12). Действительно, согласно И.Д., “энергия есть природная сила и движение каждой сущности” (φυσικ κστης οσας δναμς τε κα κνησις), а также “сила, обнаруживающая каждую сущность” (φυσικ δηλωτικ κστης οσας δναμις, Ibid. 37. 412). Хотя нередко И.Д. говорит о множестве божественных энергий, являющих Бога (см.: Ibid. 11. 5; 13. 73), в строгом смысле энергия у Бога только одна: “Поскольку Божество просто, Оно имеет одно простое благое действие (μαν πλν χειν νργειαν γαθν), производящее все во всем (πσι τ πντα νεργοσαν), подобно солнечному лучу, который все согревает и в каждой отдельной вещи действует сообразно с ее природным свойством и ее способностью к восприятию” (Ibid. 10. 11–16; cp.: 13. 37–38). Вслед за автором “Ареопагитик” И.Д. отождествляет понятие божественной энергии с “озарением” (λλαμψις), которое, “будучи единым, простым и неделимым и благовидно разнообразясь в делимых вещах и раздавая всему этому составляющие природу каждого свойства, остается простым, умножаясь в делимых вещах неделимо и делимое сводя и обращая к своей собственной простоте” (Ibid. 14. 19–23; ср.: Areop. DN. 5)» .

http://pravoslavie.ru/153931.html

Страшный Суд: бояться или радоваться? Каким будет Страшный суд? Для чего ходить в храм, приступать к Таинствам, если Господь будет спрашивать с людей по делам милосердия? Почему страх Суда вытеснил радость Встречи? Отвечают священники. 9 марта, 2013 Каким будет Страшный суд? Для чего ходить в храм, приступать к Таинствам, если Господь будет спрашивать с людей по делам милосердия? Почему страх Суда вытеснил радость Встречи? Отвечают священники. Каким будет Страшный суд ? В Евангелии от Матфея мы читаем, что Господь будет спрашивать с людей по делам милосердия. Для чего же тогда ходить в храм, приступать к Таинствам? С другой стороны, как быть с атеистами, людьми, исповедующими другую веру: неужели у них нет шансов на спасение? Сегодня люди чаще ждут Второе пришествие не как встречу со Христом, а именно — как Страшный Суд, который связан с описаниями ужасных событий конца света: атомная война, горящие серные реки, землетрясения, эпидемии. Почему страх вытеснил радость Встречи? На эти вопросы отвечают священники. Христос Пантократор и Страшный суд. Италия, 1300 г. Мозаика в Баптистерии Сан Джованни во Флоренции Когда страшно без кинематографических ужасов Протоиерей Александр Степанов, главный редактор радиостанции «Град Петров» Протоиерей Александр Степанов Для христиан первых веков окончание земной истории воспринималось, прежде всего, как торжество Церкви. Его ждали с нетерпением. «Маранафа!» — «Господь, приди!» — так заканчивалось каждое евхаристическое собрание. Они ждали и чаяли этого момента, потому что жили в предельном напряжении своих духовных сил, в любой момент готовы были к встрече с Богом. В этом контексте и надо воспринимать заключительную книгу Нового Завета «Апокалипсис»  — Откровение Иоанна Богослова. Она — о торжестве Церкви. Да, будут катаклизмы, испытания, многое из этого уже происходило, когда книга писалась: христиан гнали, преследовали, уничтожали. Но в этом и смысл, указанный Самим Христом: «Претерпевший же до конца спасется» (Мф. 10.22). Поэтому они радостно шли на мучения и смерть. Избегать страдания, искать возможности тихо отсидеться, заключить мир c мipoм сим означало для них лишить себя вечной радости жизни со Христом, к которой они уже начинали приобщаться здесь.

http://pravmir.ru/strashnyj-sud-boyatsya...

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет Христос Пантократор (Вседержитель; от греч. Пαντοκρατωρ — Всевластный, Всесильный) — центральный образ в иконографии Христа, представляющий Его как Небесного Царя и Судию. Вседержителем Господь многократно именуется в Ветхом и Новом Завете. В левой руке Христа изображают свиток или Евангелие, правая обычно в благословляющем жесте. Описание На стенах Верхней галереи находится верхний фрагмент мозаики второй половины XIII в., на которой Дева Мария и Иоанн Креститель в Судный день просят Христа Пантократора смилостивиться над человечеством (т. н. Деисус). Мозаика является частью деисусного чина, который располагается в южной галерее храма. Характерная черта данного изображения – это отсутствие императорской четы, обычной для вотивных портретов. Мозаика выполнена очень живописно. В образе Христа-Пантократора высокий духовный смысл соединён с камерностью художественной интерпретации, с виртуозной техникой, рассчитанной на индивидуальное восприятие образа. В облике Спаса акцент сделан на индивидуальности – Лик Его очень выразительный, живой, характерной чертой Его является естественность. Он кажется абсолютно цельным, нераздельным, нерасчленимым в окружении пышной, дышащей шапки волос и всё время изменчивым, обладающим чудесной светящейся, трепетной внутренней сутью. Здесь мы видим мерцающее внутреннее сияние самой плоти Господа — индивидуальное, ипостасное проявление его природы, которое несёт конкретное ощущение неотмирности Божества. Богословское духовное, интеллектуальное прозрение выходит на конкретный художественный уровень Воздушность и подвижность фона фиксируется виртуозным выкладыванием кубиков золотой смальты, что создает эффект волнообразного свечения. История Деисус в южной галерее храма Святой Софии Константинопольской возник после возвращения греками Константинополя – столицы империи. Мозаичное изображение является частью деисусного чина. Данная композиция по своему художественному стилю относится к шедеврам палеологовского Ренессанса. Храм Святой Софии – чудо архитектурной техники. Во времена Византийской империи собор находился в центре Константинополя рядом с императорским дворцом. После захвата города османами Софийский собор был обращён в мечеть, а в 1935 году он приобрёл статус музея. В 1985 году Софийский собор в числе других памятников исторического центра Стамбула был включён в состав Всемирного наследия ЮНЕСКО. Однако в настоящее время Собор снова стал мечетью. Рекомендуемая литература Тематическая подборка Прочее Популярное Сейчас в разделе 44  чел. Всего просмотров 1.1 млн. Всего записей 1118 ©2024 Азбука искусства к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/art/iisus-hristos-panto...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010