Томск. Церковь Рождества Христова. Церковь Николая Чудотворца, Никольская (Христорождественская) церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Каменная церковь во имя Рождества Христова была заложена в 1795 году, достроена и освящена в 1810 году. Она располагалась на Юрточной горе, рядом с мужским монастырём, на том месте, где начиная с 1-й трети XVII века стояли её деревянные предшественницы – Никольский и Христорождественский храмы. Эта территория входила в состав первого Томского женского монастыря (1671–1776). Каменная колокольня построена в 1856–1857 годах купцом Г.И. Елисеевым. Тогда же было решено вместо обветшавшей и тесной церкви строить новую, что и было сделано в 1900 году. Безруких Олег, протоиерей. Храмы города Томска. Опыт церковного историко-археологического исследования: дис. на соискание ученой степени кандидата богословия по кафедре церковной археологии Сергиев Посад, Троице-Сергиева Лавра. 2003. С. 105-109. Никольская (Христорождественская) церковь Первоначально деревянная Христорождественская церковь упоминается в исторических документах с 1634 года. С 1671 по 1776 год церковь с приделом святителя Николая Чудотворца входила в состав Христорождественского женского монастыря. Наиболее почитаемыми святынями храма являлись древние скульптурные образы Св. Николая и Св. Параскевы Пятницы. Каменный трёхпрестольный Христорождественский (Никольский) храм был построен в 1898 г. на Аптекарском переулке, д. 1 и освящён 8 июня 1900 года преосвященным Макарием (Невским). Храм создан в архитектурном стиле «сибирское барокко». Прихожане Никольской церкви были знамениты своей активной благотворительной деятельностью. 30 декабря 1901 года при церкви было открыто общество трезвости. На 1912 г. настоятелем Никольской церкви был протоиерей Симеон Сосунов, священник Василий Окороков и псаломщик Ф. И. Пилиглотов. В 1920 г. Никольская церковь была национализирована и по договору передана в пользование верующим. В июне 1922 г. в Никольской церкви состоялось общегородское собрание сторонников обновленческого движения. Обновленческая община занимала храм в течение восьми лет. В августе 1936 г. Никольская церковь была закрыта. В начале 1950-х годов остатки стен и фундамента Никольского храма послужили для постройки жилого («лигачёвского») дома по улице Крылова, 6а.

http://sobory.ru/article/?object=43892

Уварово. Кафедральный собор Рождества Христова. Христорождественнский собор Карта и ближайшие объекты Уварово. Христорождественская церковь, каменная, теплая, построена в 1840 г. на средства прихожан. Престолов два: главный – Рождества Христова и придельный – св. Михаила Архангела. Дворов 704, душ мужского пола 2558, жен. пола 2614, великороссы, земледельцы, имеют земли по 17 сажень в каждом поле на душу. В приходе три двора хлыстов. Река Ворона. Школы: церковно-приходская и министерская, законоучителю последней одному 60 руб., другому 90 руб. в год. Есть церковно-приходское попечительство и товарищество мелкого кредита. Имеются опись церковного имущества и метрические книги с 1800 г. Штат: два священника, диакон и два псаломщика. У причта 100 десятин полевой земли, из которой 10 десятин неудобной. Кроме этого сей церкви духовным завещанием купца Иванова отказано в 1889 г. в Шибряйском поле 6 десятин земли, половинною частью которой пользуется и причт Троицкой церкви сего села. Причтовый капитал 4433 руб. 3 коп. Дома у причта собственные. А.Е. Андриевский «Историко-статистическое описание Тамбовской епархии». Тамбов, типо-литография Н. Бердоносова и Ф. Пригорина, 1911 г. Борисоглебский уезд, стр. 332. Церковь построена в 1840 г. в формах позднего классицизма. Один престол был освящен в честь Рождества Христова, второй престол - Михаила Архангела, позже устроен придел Серафима Саровского. Закрыта в 1937 г., колокольня сломана. В 1991 г. возвращёна верующим, отремонтирована. В 2013 г. получила статус кафедрального собора Уваровской епархии. http://uvarovo.cerkov.ru/ Открытие Христорождественского храма в селе Уварово относится к 1840 году. Это время, когда село быстро развивалось; в нем числилось 249 дворов, где проживало более 2.5 тыс. человек. Храм был построен в южной части села, каменный, крытый железом, с калориферным отоплением. Строительство велось на средства прихожан. Прихожан насчитывалось 704 двора (мужчин 2558, женщин 2614 ). В штате храма на 1910 год числились 2 священника, диакон и 2 псаломщика.

http://sobory.ru/article/?object=03856

Христорождественский храм (Барыбино) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Содержание История [ править править код ] Микрорайон Барыбино, а ранее — поселок Барыбино получил свое имя по названию открытой в 1900 году станции Павелецкой железной дороги. За пять лет у железнодорожного вокзала появилось несколько строений с буфетом, продуктовыми и мануфактурными лавками. Станция обслуживала многие близлежащие села и деревни: Растуново, Купчинино, Юсупово, Шишкино, Кузьминское, Гальчино, Введенское, Лобаново, Успенское, Ильинское, Ляхово, Кишкино и другие. Постоянных жителей на станции было мало, поэтому храма в Барыбине не было. Со строительством в 1932 году третьего «товарного» пути, а особенно в послевоенные 50-е годы, население станции стало стремительно прирастать завербованными рабочими и дачниками. Однако православная вера в те времена преследовалась, действующими были лишь редкие храмы. Верующие люди из Барыбина добирались по железной дороге до переполненной церкви в Бирюлево. В 1990-х годах народ стал возвращаться в Церковь, и многонаселенный поселок Барыбино начал крайне нуждаться в собственном храме. В 1999 г. председатель Домодедовского Райпотребсоюза Федор Николаевич Пимениди отдал в пользование церковной общине Знаменской церкви села Кузьминское бывший магазин. Первые службы, крестины, венчания, отпевания стали проводиться именно там, в приспособленном щитовом финском домике. Строительство храма в честь 2000-летия Рождества Христова начал протоиерей Александр Васильев по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. Трудами настоятеля, прихожан и благотворителей храм был построен. Он считался приписным к Знаменской церкви села Кузьминское. В 2005 году настоятелем Христорождественской церкви в Барыбине был назначен иерей Алексий Сизинцев. При его попечении были завершены внутренние отделочные работы, а первая служба состоялась в день Благовещения — 7-го апреля 2007 года. Постепенно церковь благоукрашалась, появились новые иконы, был изготовлен и установлен иконостас.

http://azbyka.ru/palomnik/Христорождеств...

Церковь равноап. Марии Магдалины (Мадрид) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь равноапостольной Марии Магдалины построена в 2011-2016; является одним из самых заметных православных храмов Испании. Содержание История [ править править код ] Приход Рождества Христова Русской Православной Церкви в Мадриде существует с 1761 года, однако за всю его историю — два с половиной века — у него не было настоящего дома. Домовая церковь святой равноапостольной Марии Магдалины переезжала вместе с посольством, вплоть до упразднения в конце 19-ого века. Храм святой мученицы царицы Александры, существовавший в послевоенную эпоху, располагался в арендованных помещениях. Богослужения Христорождественского прихода, учрежденного в 2001 году, совершались поначалу дома у первого настоятеля иеромонаха Арсения (Соколова), затем в бывших магазинах, переговорных пунктах и мастерских. 9 июля 2010 г. в мэрии Мадрида было подписано соглашение о выделении городскими властями участка земли Русской Православной Церкви для строительства храма. Подписание договора о передаче земли для строительства стало плодом многолетних усилий Посольства РФ в Мадриде и лично Посла — Александра Игоревича Кузнецова. 5 октября 2011 г. было получено разрешение на строительство. 6 декабря 2011 г. архиепископом Егорьевским Марком и епископом Корсунским Нестором, в присутствии С. В. Медведевой, был освящен закладной камень будущего храма. Само строительство было начато через несколько дней после церемонии. В состав Попечительского совета, вместе с архиепископом Егорьевским Марком — секретарем Московской Патриархии по зарубежным учреждениям, вошла Государыня Великая Княгиня Мария Владимировна Романова, которая живет в Мадриде. Фактически, впервые после революции, в год празднования 400-летия Дома Романовых, был построен храм, в строительстве которого принял участие участие российский Императорский дом. При храме действует культурный центр “Русский Дом”. В нем проводятся занятия русским, испанским и английским языком для взрослых, а также занятия с русскими детьми, направленные на сохранение родного языка и культуры.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_равноа...

Челябинск. Собор Рождества Христова (старый). Христорождественский собор /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Рождества Христова Год постройки:Между 1748 и 1767. Год утраты:1932 (снесён) Адрес: Челябинская область, г. Челябинск, пл. Искусств (площадь возле театра оперы и балета) Координаты: 55.167485, 61.402836 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Христорождественский собор — главный православный храм Челябинска до 1931 года. Первый в городе Кафедральный собор и главный православный собор Исетской провинции. Снесён большевиками по приказу Е. М. Ярославского в 1932 году. Христорождественский собор находился на Соборной площади (ныне — площадь Ярославского), на пересечении улиц Симбирской (ныне — Труда) и Христорождественской (ныне — Цвиллинга). Собор в честь Рождества Христова был заложен 23 марта 1748 года немного южнее деревянной церкви Святого Николая Мирликийского, на территории Челябинской крепости. Христорождественский собор стал первым каменным храмом Челябинска. Строительство велось на средства и силами прихожан, также активно помогал строительству храма отец местного бургомистра А. В. Боровинский. В связи с тем, что население Челябинской крепости составляли преимущественно казаки, которые не имели опыта подобного строительства, местная канцелярия обратилась к настоятелю Далматовского монастыря с просьбой: " ...для указания делать кирпичи так и для клажи церкви святой необходимо мастеров достойных прислать... " Из Далматовского монастыря в Челябинск был прислан каменщик Денисов для начала работ. Храм, названный в честь Рождества Христова, имел два основных придела: в честь Святого Николая и апостола Иоанна Богослова. Известный уральский краевед В. А. Весновский в своей книге-справочнике «Путеводитель по Уралу» так описывал убранство Христорождественского собора: " В одном из приделов храма в особом киоте имеется в натуральный рост фигура Святого Николая Чудотворца в полном облачении, сделанная не то из дерева, не то из какой-то массы... "

http://sobory.ru/article/?object=35980

Александрович Андреев (8.02.1869, г. Венден Лифляндской губ. (ныне Цесис, Латвия) - 10.12.1937, полигон Бутово Московской обл.), сщмч. (пам. 27 нояб.- в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Из семьи военного. Окончил начальную школу и Прибалтийскую учительскую семинарию в г. Гольдинген Курляндской губ. Был помощником учителя в Рижском Петропавловском народном уч-ще с 1 авг. 1889 г. по 1 апр. 1893 г. С 1 апр. того же года по 25 янв. 1894 г.- учитель-воспитатель Рижской земледельческой ремесленной колонии для несовершеннолетних преступников; с 25 янв. 1894 г. по 1 июля 1896 г.- учитель рижского Всехсвятского церковноприходского училища. С 6 сент. 1897 г.- псаломщик Рижской Всехсвятской ц. С 10 сент. 1907 г. по 21 авг. 1909 г. был законоучителем в Мариинском детском приюте в Риге. 14 февр. 1910 г. Рижский и Митавский архиеп. священноисп. Агафангел (Преображенский ; впосл. митрополит) в рижском кафедральном Христорождественском соборе рукоположил Н. во иерея и назначил священником к Раксольской Крестовоздвиженской единоверческой церкви (ныне Метриенас пагаст Мадонского р-на Латвии). 1 сент. 1912 г. переведен в Богоявленскую ц. с. Богозо (ныне Лохусуу, Эстония) Юрьевского у. Лифляндской губ. на Чудском оз. 1 окт. 1912 г. был назначен законоучителем в Логозское 2-классное уч-ще Министерства народного просвещения. В 30-х гг. XX в. занимал должность священника в Богоявленском соборе в г. Богородске (ныне Ногинск) Московской губ. Был возведен в сан протоиерея. К осени 1937 г. власти арестовали большинство клира и активных прихожан Богоявленского собора. Поскольку были арестованы и все члены приходского совета, Н. предложил верующим организовать новый приходский совет, чтобы не допустить закрытия храма. 26 нояб. 1937 г. Н. был арестован и заключен в тюрьму в Ногинске. Обвинялся в произнесении «контрреволюционных проповедей и распространении клеветы на советскую власть и коммунистов». Не признал себя виновным в контрреволюционной деятельности. Был расстрелян по приговору Особой тройки при УНКВД по Московской обл. от 1 дек. 1937 г. и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

http://pravenc.ru/text/2565656.html

Бакшеево. Церковь Димитрия Солунского (новая). Дмитровская церковь Карта и ближайшие объекты Возвратим долги Господу! Деревянная церковь в селе Бакшеево Александровского района существовала с древних времен (16-17 вв.). Она была построена во имя святого великомученика Дмитрия Солунского, память которого отмечалась Православной церковью недавно – 8 ноября. В первой четверти 18 века, в царствование Петра I, строителем Я.А.Буевым здесь была построена каменная церковь с колокольней. В ее возведении участвовали крестьяне села – добывали глину и известь, устроили небольшой кирпичный заводик. И на свои крестьянские гроши воздвигли храм на века! Удивительно, но церковь достояла почти до конца 20 века, пережив несколько волн разрушений, в том числе и последней – хрущевской поры. Что касается богослужений, то они продолжались здесь до 1964 года. Тем более трагично, что древняя церковь все же была уничтожена (в 1978 году) самими селянами, потомками строителей по указанию директора совхоза и сельской администрации. И это при том, что предлагался вариант восстановления храма! На месте утраченной церкви был построен сельский магазин. Однако по прошествии полутора десятка лет – в начале 90-х годов – в Бакшееве заговорили о восстановлении церкви. Но строить – не ломать. Средств не нашли. Прошло еще более 10 лет, прежде чем в селе все же началось возведение новой церкви. Под церковное здание было приспособлено недостроенное здание котельной. Вот так: сначала церкви превращали в склады и «котельные», а теперь «котельные» приходится приспосабливать под церкви! Но и за это слава Богу! Летом прошлого года бакшеевцы завершили кирпичную кладку стен, возвели купол, сделали временную крышу и начали отделочные работы. Иконостас был пожертвован благочинным, о. Борисом, из Христорождественского собора, игуменья женского Успенского монастыря матушка Иоанна прислала распятие, плащаницу и другие предметы церковного обихода. В строящейся церкви начали регулярно служить молебны священники – о. Борис Толкачев, о. Валерий Родэ, о. Николай Михайленко, о. Олег Турков. А в начале 2005 года настоятелем прихода был назначен протоирей о. Алексей Пыжов. Нынешнем летом, благодаря спонсорской помощи, удалось сделать немало: покрыли церковь металлической крышей, провели отделочные работы, установили иконостас, оборудовали алтарь, приобрели недостающее для богослужения. По воскресеньям и праздникам служатся молебны. Но работы впереди еще много. Например, нужно поставить и освятить Поклонный Крест на месте алтаря первоначальной церкви.

http://sobory.ru/article/?object=08012

Брянск. Храмовый комплекс церквей Введения во храм Пресвятой Богородицы и Рождества Христова на Рождественской горе. /// Объект утрачен Храмовый комплекс.  Утрачен.   Год постройки:не позже 1823. Год утраты:Не установлен. Адрес: г. Брянск, бульв. Гагарина Координаты: 53.240342, 34.369158 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы построен в XVII веке на Рождественской Горе трубчевским помещиком, имя которого неизвестно. Находился в одной ограде с храмом в честь Рождества Христова. Причт в обоих храмах был один. Неоднократно перестраивался, вместо продолговатой формы получил вид Креста. В храме было три Престола: главный - в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, правый придел - в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, левый придел - во имя Великомученика Феодора Стратилата. Во время Великой Отечественной войны храм был почти полностью разрушен. Затем его разобрали. В настоящее время на его месте стоит торговый центр «Дубрава». Храм в честь Рождества Христова - небольшой, каменный, крестообразной формы; построен в 1823 году вместо старого деревянного храма на средства брянского купца Некрасова. Гора, на которой он стоял, называлась Рождественской. В приходе имелась школа грамоты. Решением Брянского окрисполкома 21 от 17 ноября 1929 года храм был закрыт и передан под общежитие медтехникума. Это решение было подтверждено постановлением Западного облисполкома 811 от 11 января 1930 года. Во время Великой Отечественной войны храм был почти полностью разрушен. Затем его разобрали. В настоящее время на его месте стоят торговый центр «Дубрава» и общественный туалет. История образования прихода Христорождественской церкви неизвестна. За исключением шести крестьянских домов деревни Карачижа все прихожане проживают в пределах г. Брянска. Занятия их различны: некоторые занимают должности в местных учреждениях, другие занимаются торговлей, многие работают на заводах.

http://sobory.ru/article/?object=41542

Васильевич Исаев (1875, с. Крыловка Чембарского у. Пензенской губ.- 2.11.1937, Карагандинский ИТЛ), сщмч. (пам. 20 окт., в Соборе Липецких святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), диак. Из крестьянской семьи. В 1894 г. окончил Пензенскую учительскую семинарию, был принят на должность учителя земской школы в с. Студенки Липецкого у. Тамбовской губ. (с 1933 в городской черте Липецка). В 1899 г. женился на дочери местного диакона. В марте 1901 г. выдержал экзамен на диаконское звание и был определен на место умершего тестя в храм в честь Рождества Христова в Студенках. Рукоположен во диакона 8 апр. того же года Тамбовским и Шацким еп. Георгием (Орловым). Служил диаконом в Студенках на протяжении последующих 34 лет. В 1901-1910 гг. также был учителем местной церковноприходской школы. В апр. 1935 г. представители власти попытались снять колокола с Христорождественского храма в Студенках, но верующие, в основном женщины, оказали им сопротивление. 19 мая М. был арестован по обвинению в «антисоветской агитации с использованием религиозных предрассудков крестьянской массы». Вскоре последовали аресты липецких священнослужителей во главе с еп. Уаром (Шмариным) . Всех арестованных обвиняли в «участии в контрреволюционной группе». 11 сент. 1935 г. выездная сессия Воронежского областного суда приговорила М. к 5 годам лишения свободы. Отбывал срок заключения в тюрьме в г. Мичуринске Воронежской обл., а в февр. 1937 г. был отправлен в Казахстан в отд-ние Тартаул Карагандинского ИТЛ. Вместе с другими заключенными священнослужителями проводил тайные богослужения в приречных зарослях. 3 сент. 1937 г. лагерное начальство обнаружило «изображение церкви, алтарь, и маленькие иконы, которые сложили на песке священники з/к Тартаул, где они устраивали богослужения». 16 сент. того же года М. и др. клирики были арестованы как участники «контрреволюционной группы церковников». Виновным в контрреволюционной деятельности М. себя не признал. Был казнен по приговору Особой тройки УНКВД по Карагандинской обл. от 31 окт. 1937 г. и похоронен в безвестной могиле

http://pravenc.ru/text/2563512.html

Васильевич Соколов (15.01. 1873, Мотомский погост Белозерского у. Новгородской губ. (ныне дер. Ильина Гора Череповецкого р-на Вологодской обл.) - 17.02.1938, полигон Бутово Московской обл.), сщмч. (пам. 4 февр., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Из семьи священника. После учебы в сельской школе, подведомственной Мин-ву народного просвещения, поступил в Белозерское ДУ. По окончании училища был принят в Новгородскую ДС, но не смог завершить полный курс обучения. С 3 апр. 1891 г. псаломщик Христорождественского крепостного собора в г. Динабурге Витебской губ. (с 1893 Двинск, ныне Даугавпилс, Латвия). В 1896 г. П. был переведен к церкви артиллерийских частей и учреждений в Москве, к-рой стала ц. свт. Николая в Ст. Ваганькове (до того приписная к Николо-Стрелецкой ц., службы совершались в ней только по большим праздникам). В 1896 г. рукоположен во диакона и зачислен в штат на диаконское место к той же церкви. В это время настоятелем староваганьковского Никольского храма был свящ. Леонид Чичагов (впосл. митр. сщмч. Серафим (Чичагов) ). В 1902 г. (по др. данным, в 1904) П. был переведен диаконом в новопостроенный храм в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» 1-й гренадерской артиллерийской бригады при Николаевских казармах на Ходынском поле. 8 окт. 1908 г. рукоположен во иерея, был прикомандирован на вакансию штатного диакона к домовой ц. прп. Сергия и прав. Елисаветы Сергиево-Елисаветинского убежища для увечных воинов русско-япон. войны в с. Всехсвятском Московского у. (ныне в черте Москвы, около ст. метро «Аэропорт»). В убежище принимали и детей-сирот, чьи родители погибли на войне; для детей имелось начальное уч-ще (с ремесленным отделением), где П. был законоучителем. Сергиево-Елисаветинский храм находился под опекой председателя правления вел. кнг. прмц. Елисаветы Феодоровны. 16 апр. 1919 г. П. был назначен священником в Константино-Еленинскую ц. в с. Майданове Клинского у. Московской губ. (ныне в черте г. Клина), 25 нояб. 1921 г. он был возведен в сан протоиерея. В 1925 г. назначен благочинным храмов Клинского у. (с 1929 - района). 12 февр. 1930 г. переведен в Скорбященскую ц. в Клину. В 1936 г. благочинный храмов Клинского и Солнечногорского районов.

http://pravenc.ru/text/2580220.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010