Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в кафедральном соборе Рождества Христова в г. Южно-Сахалинске 4 сентября 2016 г. 23:34 4 сентября 2016 года, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборе Рождества Христова в г. Южно-Сахалинске. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим со словом. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый владыка Тихон, архиепископ Южно-Сахалинский и Курильский! Уважаемый Александр Сергеевич, министр по делам Дальнего Востока! Уважаемый Олег Николаевич, губернатор Сахалина и Курил! Уважаемый Михаил Владимирович Леонтьев, вице-президент «Роснефти»! Высокие гости, представители власти! Дорогие отцы, матушки, братья и сестры! Для меня великая радость снова ступить на землю Сахалина и практически на том же месте, где я совершал Божественную литургию, совершить еще раз эту великую службу Богу, — но уже под сводами величественного кафедрального собора. Я хорошо вспоминаю то богослужение на площади, которое сопровождалось многими дивными явлениями. В тот день нас предупреждали о штормовом ветре, и было непонятно, как будет совершаться богослужение. Мы готовились к тому, что ветер будет действительно очень сильным. Когда служба начиналась, было тихо, — ветер стал подниматься к самому важному моменту богослужения, когда освящаются Святые Дары. Но почему-то я верил, что в момент апогея богослужения ветра не будет, — именно так и произошло. Ветер остановился, словно ножом отрезало, наступила тихая спокойная погода, так что мы совершили Божественную Евхаристию и причастились Тела и Крови Христовых. После богослужения я обратился с проповедью к жителям Южно-Сахалинска. Слово Патриарха всегда имеет большое значение и потому должно быть продуманным, как должны быть учтены обстоятельства, в которых оно произносится. Но вдруг случилось то, что практически никогда со мной не происходит, — у меня появилась настойчивая мысль сказать всем, что именно на этом месте должен быть построен кафедральный собор. Хорошо помню, как я ударил посохом, сказав, что собор должен быть возведен именно здесь. Не буду говорить о реакции светских людей, многим было абсолютно не понятно, что произошло, но мне было все ясно. Ведь если есть потребность что-то сказать, если ты чувствуешь, что Сам Господь повелевает произнести некие слова, то ты обязан это сделать независимо от того, какой будет реакция слушающих. Вот почему в течение всех этих лет я уделял очень большое внимание строительству Христорождественского собора в Южно-Сахалинске. Со мной согласовывали все детали внешнего облика и интерьеров храма, а когда возникли опасения, что возведение собора повлечет за собой забвение монумента в честь героев Великой Отечественной войны, я благословил несколько сдвинуть место строительства, поскольку очень важно, чтобы возведение собора осуществлялось в мире и согласии, а не становилось яблоком раздора.

http://patriarchia.ru/db/text/4603969.ht...

Старокленское. Церковь Рождества Христова. Христорождественский храм Карта и ближайшие объекты Христорождественский храм в селе Старокленское берет свое начало в далеком XVII веке. Точной даты появления в селе храма, к сожалению, нет. Но в окладной книге 1676 года упоминается село Старокленское в качестве села Козловского уезда, Иловайского стана с церковью «Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» и, что «у тое церкви церковные земли двадцеть четвертей в поле, в дву потомуж. Сенных покосов на сорок копен. Земли и луги великого государя жалованья. А иных никаких угодей нет. У тоеж церкви двор попа Григория, двор пономарской, двор бобыльской. В приходе той церкви: сто двадцеть два двора детей боярских, дватцеть два двора бобылей и нищих. И всего сто сорок семь дворов. И по скаске, за рукою тое церкви попа Григория и по новому(1676г.) окладу, доведетца с тое церкви дани четыре рубли двадцеть алтын три деньги, пошлин гривна. А преж сего с тое церкви дани было рубль пять алтын. И перед прежним прибыло три рубли пятьнадцеть алтын три деньги». В 1773 году в селе вместо упоминаемой в XVII столетии деревянной церкви была построена новая также деревянная церковь с прежним храмонаименованием, которая из-за ветхости также была разобрана. О существующем сегодня в селе Старокленское каменном храме в книге священника Иоанна Добролюбова «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии», изданной в 1884 году, написано: «Существующая ныне в селе Старом Кленском каменная Христорождественская церковь начата постройкою в 1850 году, а окончена в 1857 году, при оной придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы освящен в 1869 году. Церковной земли, бывшей первоначально в чрезполосном владении с прихожанами в количестве 40 десятин, в 1859 году отмежевано усадебных 4 и пахотных 34 десятины. Но плана и межевой книги на отмежеванную землю у причта не имеется. В приходе, состоящем из одного села, при 578 дворах в 1885 году числилось мужского пола – 2079, женского пола – 2126, в том числе грамотных: мужского пола – 500, женского пола – 70. Кроме земледелия, жители Старого Кленского занимаются преимущественно шерстобитством валяньем сапог, благодаря чему живут все порядочно. В причте при Христорождественской церкви по штату 1803 года положено было 2 священника (при 184 дв.), по штату 1873 года определено быть 1 священнику и 2 псаломщикам, с 1885 года состояли 1 священник, 1 диакон и 1 псаломщик, указом св.Синода от 25 августа 1886 года открыта вакансия 2 штатного священника».

http://sobory.ru/article/?object=28738

Сызрань. Собор Рождества Христова в Кремле. Собор. Действует.   Престолы: Рождества Христова Год постройки:1717. Адрес: Россия, Самарская область, г. Сызрань. На территории Сызранского Кремля (ул. Советская, д. 2А) Координаты: 53.146436, 48.453868 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Построили эту каменную церковь в далёком 1717 году, на том месте, где ранее располагался деревянный собор во имя Пречистой Богородицы (сооруженный в 1683 году при основании Сызрани). В 1728 году Христорождественский собор был сильно поврежден во время крупного пожара, произошедшего в центре города. Полностью восстановить его удалось только через 13 лет, в 1741 году. Причём, на завершающем этапе этой работы большую лепту в неё внёс сызранский помещик Алексей Васильевич (по другим сведениям – Савельевич) Кандалаев. В том же 1741 году вновь освятили эту церковь, которая по-прежнему являлась тогда для города кафедральным собором. Это следует из сохранённой в архиве надписи, сделанной на храмовом кресте: «Освятися жертвенник Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во храме Рождества Христова при державе благочестивейшая самодержавнейшая великая государыни нашея императрицы Елизаветы Петровны, по благословению великого господина нашего Преосвященнейшего епископа Казанского и Свияжского Луки в лето 1741 года, индикта 4-го месяца ноембрия в 20-й день, день памяти преподобного отца нашего Григория Декаполита». В 1872 году Христорождественский храм утратил в Сызрани свое соборное предназначение. Дело в том, что в этом году в городе была освящена новая церковь – во имя Казанской иконы Божией Матери, к которой и перешло звание кафедрального собора. Что же касается Христорождественского храма, то к моменту его упразднения в качестве соборного на территории Сызранского кремля уже был построен тюремный острог (снесённый в 30-х годах 20-го в.). К нему и была приписана эта церковь, с совершением служб для заключённых и надзирателей. Христорождественский храм был закрыт воинствующими безбожниками в конце 20-х годов прошлого столетия; тогда же ими были разворованы находящиеся в нём иконы и другое имущество.

http://sobory.ru/article/?object=07127

Тверь. Христорождественский монастырь. Кафедральный собор Воскресения Христова. Карта и ближайшие объекты Воскресенский кафедральный собор Христорождественского женского монастыря. Храм в честь Воскресения Христова по проекту архитектора Н.П. Омелюстого был возведен в 1913 г. на средства монастыря и вклад царской семьи к 300-летию дома Романовых. Он выполнен в неорусском стиле и стилизован под формы новгородской и псковкой архитектуры. Имеет форму куба с тремя апсидами и массивным, сужающимся к верху барабаном со шлемовидной главой. Художественной выразительностью, композицией построения и ярусностью более неповторим в храмовой архитектуре Твери. По статусу епархии - кафедральный собор (главный храм) монастыря и епархии. В 1936 г. храм закрыли. Воскресенский кафедральный собор вернули прихожанам в 1988 г. Возобновлены богослужения в 1992 г. В 1995 г. в Соборе побывал и отслужил всенощную Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II.  По материалам журнала СИТЕС 2001/4 (99). Тверь. Православные храмы. Путеводитель. Собор был построен по проекту архитектора Н.П. Омелюстого в 1913 году при Христорождественском женском монастыре Твери в честь 300-летия дома Романовых. На строительство собора тысячу рублей из своих средств пожертвовал император Николай II. В 1914 году чин освящения совершил Архиепископ Тверской Кашинский Серафим (Чичагов), позже прославленный Церковью как священномученик. При освящении собора присутствовала помогавшая его строительству великая княгиня Елизавета Федоровна, настоятельница Марфо-Мариинской обители, ныне тоже прославленная Церковью в чине преподобномучениц. Собор был закрыт в 1936 году. В советское время использовался под склад. Был передан обратно Тверской епархии Русской Православной Церкви и стал кафедральным собором в 1988 году, был освящен малым чином в 1992 году После восстановительных работ в 2010 году архиепископ Тверской и Кашинский Виктор совершил Великое освящение храма. В кафедральном соборе служили и молились Святейшие Патриархи Московские Алексий II (1995) и Кирилл (2010). В храме покоятся мощи преподобноисповедника архимандрита Сергия (Сребрянского).

http://sobory.ru/article/?object=04506

VIII. Управление и хозяйство церкви Причт собора, как и всех других не только приходских, но и казенных церквей, подлежит ведению епархиального начальства, при посредстве благочинного данного округа, и перебывал уже во многих благочиниях: сперва Никольском-Морском, Казанском, Скорбященском, Пантелеймоновском; затем имел самостоятельное благочиние в среде окружающих его казенных церквей, с благочинными, настоятелями собора, Окуневым и Протопоповым; потом 10 лет числился центром благочиннического округа, во главе с настоятелями же Красноцветовым и Сперанским; наконец ныне находится в благочинии Христорождественской Песковской церкви. Конечно, влияние управления светского начальства заметно отражается и на нем, что можно усмотреть даже и из одного открытия и закрытия сверхштатной священнической вакансии, из назначения квартир и изменения их и т. п. За то сам храм совсем изъят из порядка обыкновенного епархиального управления. Уже самое положение 1835 г., по пункту 1, дав собору двойственное назначение, поставило его в исключительные отношения к епархиальной власти, а по пункту 7 и совершенно устраняло ее влияние. Правда, мысль составителей положения не простиралась так далеко, а ограничивалась только устранением лишних для епархиальной власти затруднений, в поддержании храма, с принадлежащими к нему сооружениями, в надлежащей исправности и в ведении хозяйственной, довольно сложной части, на средства, специально назначенные из сумм Государственного Казначейства, которые, по значительности своей, требовали и ближайшего государственного контроля. Но общие черты положения, не выясненные в частностях, повели к спутанности отношений и к тем затруднениям, которых хотели избежать. Не будь у собора прихода, он стал бы в ряд и положение, общее всем церквам казенных ведомств, получающим от них и себе, и причту средства содержания и вполне от них зависящим. Но Государю Императору благоугодно было, дав эти средства собору, назначить его и приходской для окрестностей церковью, чем вводился он в круг общего епархиального управления.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Он обратился в правоохранительные органы с просьбой расследовать инцидент 10 августа. ПРАВМИР. Настоятель Христорождественского храма в Хабаровске священник Владимир Белогубов считает, что поджог был произведен весьма профессионально. «Поджигатели воспользовались синтетическими тряпками, которые засунули в полиэтиленовые пакеты, наполненные соляркой. Все это подожгли и бросили через забор прямо в стены храма, солярка растеклась, синтетическая ткань прилипла к стенам. Ведь это не спонтанный выход злости, это спланированные действия», — цитирует слова священника информационно-просветительский портал Хабаровской епархии. По словам священника, он уже обратился в полицию с тем, чтобы те провели проверку и разобрались в причинах произошедшего. «Мы вызвали полицию не для того, чтобы наказать, а для того, чтобы разобраться в причинах произошедшего, а также предотвратить подобные случаи в будущем», — сказал отец Владимир. Неизвестные закидали тряпками с горючим материалом один из старейших храмов Хабаровска в ночь на воскресенье. Огонь обнаружил сторож во время планового обхода территории. Он вызвал пожарных, а сам начал тушить возгорание. Помощь ему оказали проезжавшие мимо водитель со спутницей. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 27 июня, 2022 17 июня, 2021 18 июля, 2020 20 ноября, 2019 18 ноября, 2019 31 мая, 2019 18 апреля, 2019 23 января, 2019 9 января, 2019 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/nastoyatel-habarovskog...

Лебяжье. Церковь Рождества Христова. Карта и ближайшие объекты 1901 году в с. Лебяжье построен первый кирпичный храм. Освящен он был в честь Рождества Христова . Прежде тут была ветхая деревянная церковь. В 1905 году установлен иконостас. На его обратной стороне сохранилась надпись " Расписал мастер Кузьма " . В 1930 году храм, как это было принято, закрыт. В нём в разное время был склад зерна, химикатов, горючево. По народному преданию трактора заезжали прямо в храм, повредив напольную плитку. В 1989 году храм был возрождён и на Ильин день 2 августа была проведена первая служба. Существует некий источник недостоверной (в хронологическом плане) информации, который получил широкое распространение на «просторах интернета», в том числе на приходском сайте храма. Речи о постройке церкви (церковного здания) в 1901 году быть не может, поскольку проект храма утверждён только в 1902 году. Каменный Христорождественский храм был заложен в с. Лебяжье 21.07.1902 г. в нескольких метрах от старой деревянной церкви. 20.08.1906 года новый храм был построен, расписывался, а 14.12.1908 года освящён. Первые упоминания о Христорождественской церкви в с. Лебяжье Ставропольского уезда в клировой ведомости за 1849 год. Эта деревянная церковь была построена в 1745 году на средства прихожан. В 1846-1847 г.г. церковь была перестроена на каменном фундаменте и вновь освящена 05.06.1848 г. Церковь не отапливалась, не было ни печей, ни труб. Престол в церкви был один во имя Рождества Христова, холодный. Было принято решение о строительстве нового храма, так как русское село основательно выросло и в 1897 году население его составляло 3090 душ обоего пола. К тому же здание деревянной церкви было малой вместимости (всего 450 человек), да еще и холодное и обветшавшее. По штату храма полагалось 2 священника, один дьякон и псаломщик. При церкви имелись дома для священнослужителей, также деревянные (в настоящее время не сохранились). В бумагах канцелярии епископа Самарского и Ставропольского от 16 июля 1900 г. есть такая запись: «Храмы удовлетворяют потребностям населения, кроме сел: Лебяжье…». Принимается решение о строительстве нового каменного храма Рождества Христова вместимостью более 1000 человек. Церковь, предполагается, поставить «кораблем», то есть вытянуть по одной оси с востока на запад алтарь, собственно храм, трапезную и колокольню, кроме того к храмовой части сделать два боковых придела. Автора проекта Христорождественской церкви выяснить не удалось, возможно, это проект по какому-то «образцу».

http://sobory.ru/article/?object=16650

Омск. Кафедральный собор Рождества Христова. Христо-Рождественский собор Карта и ближайшие объекты Храм построен по инициативе Губернатора Л. К. Полежаева за два с небольшим года. Авторский коллектив в лице A. M. Каримова и A. M. Слинкина в конце 1998 г. приступил к разработке эскизного проекта. В февраля 1999 г. Митрополитом Омским и Тарским Феодосием в присутствии Губернатора Л. К. Полежаева и большого числа православных омичей было освящено место для будущего храма и совершена закладка символического камня во основание будущего кафедрального собора, а на строительной площадке воздвигнут закладной крест. Возведение нового храма было всецело посвящено приближающемуся 2000-летию Рождества Христова. 31 августа 2000 г. состоялось торжественное освящение и поднятие на звонницу храма 11 колоколов, которые были заказаны и отлиты на Пятковском заводе в г. Каменске-Уральском. К осени 2000 г. строительство собора вступило в завершающую стадию, а 5 ноября того же года уже был водружён первый купол на одну из пяти строящихся глав. 7 января 2001 г. в праздник Рождества Христова состоялось торжественное освящение вновь построенного Христорождественского кафедрального собора, который сразу стал главным духовным центром православного Омска. Иконостас храма был выполненный иконописцами из «Софрино», является самым высоким и большим по числу находящихся в нём икон, в Омско-Тарской епархии. Его проект разработали выпускники Московской Духовной Академии иконописцы Владимир Гурьев и Дионисий Севастьянов. Над главным входом в собор высится колокольня (высота – более 46 метров), звон колоколов которой разносится далеко по округе, а с отдаленных точек города видны главы собора, покрытые металлом цвета золота. В будущем с юго-восточной стороны будет располагаться комплекс зданий для храмовых нужд, строительство которых запланировано на вторую очередь. С момента освящения Христорождественского храма началась и жизнь прихода. 19 января 2001 г. во вновь воздвигнутом храме состоялось первое крещение, а 28 января – впервые в храме было обвенчано 5 пар.

http://sobory.ru/article/?object=03393

Иверовское. Церковь Рождества Христова. Рождественский храм-часовня Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В сентябре 2006 года в Иверовском тверской организацией ООО " СтройАльянс " начато строительство Христорождественского храма. Новый храм построили рядом с кладбищем и в память о разрушенном Христорождественском храме стоявшем в центре села Иверовского. Церковь-часовня в честь Рождества Христова в деревне Иверовское построена в память Христорождественского храма конца XIX века, стоявшего в селе и до наших дней не сохранившегося. По данным клировых ведомостей Старицкого уезда за 1828 г., в селе Иворовском (ныне Иверовское), существовала деревянная на каменном фундаменте церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая, построенная в 1786 г. На 1828 г. в храме служили: священник Иванов Василий (52 года, произведен в священника в 1809 г. из пономаря), дьячок Иовлев Михаил (24 года, определен дьячком в 1826 г.), пономарь Яковлев Иван (36 лет, определен в пономаря в 1816 г.), престарелый дьячок Кодратов Григорий (68 лет). Прихожан в селе Иворовском, сельцах Васильках, Костромине, Новом, деревнях Ерофейцеве, Мытициве, Старой, Толпине – 145 дворов с 1 290 душами обоего пола (624 мужчины и 666 женщин). В 1890 г. вместо сгоревшей деревянной церкви был построен каменный храм с тремя престолами: главным холодным – в честь Рождества Христова, правым – в честь Казанской иконы Божьей Матери, освященным 3 декабря 1890 г., и левым – во имя Святого Николая Чудотворца, освященным 19 декабря 1891 г. Справа от церкви в память о старом деревянном храме был поставлен каменный столб-памятник. Вблизи церковной ограды, рядом с дорогой стояла каменная часовня, сооруженная в 1862 г. крестьянами деревни Толпино. По данным на 1901 г., служили: священник Орлов Михаил Георгиевич (в служении с 1894 г., в священника возведен в 1899 г.), диакон Димитровский Алексей Иоаннович (диаконом с 1886 г.), псаломщик Богословский Иван Алексеевич (23 года, псаломщиком с 1896 г.). Прихожан в селе Иворовском, деревнях Белькове, Ерофейцеве, Кострашине, Мытищеве, Новом, Старой, Толпине – 288 дворов (845 мужчин и 931 женщина).

http://sobory.ru/article/?object=28403

Слободской. Христорождественский монастырь. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Спасская церковь. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Спаса Нерукотворного Образа , Параскевы Иконийской , Смоленской иконы Божией Матери Год постройки:не позже 1740. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Кировская область, г. Слободской. На территории Христорождественского женского монастыря. Координаты: 58.73041, 50.179627 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Проезд:Центральная часть г. Слободского. Монастырь занимает квартал, ограниченный улицами Рождественской, Большевиков, Гоголя и Вятской. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Монастырь Рождества Христова был известен еще в начале XVII века под именем Спасского. В 1764 году закрыт. В 1823 году возобновлён после перевода в него инокинь Уфимского Христорождественского монастыря. В начале ХХ века в монастыре было 3 храма, двухэтажные: первый - во имя Нерукотворенного Спаса вверху и в честь Смоленской иконы Божией Матери внизу, второй – во имя Митрофания Воронежского вверху и в честь Рождества Христова внизу, а также трапезный в честь иконы Божией Матери Скоропослушницы. Из книги: " Православные русские обители " . 1910 г. Слободской Христорождественский женский монастырь основан в первой четверти XVII века усердием граждан, которые выстроили для монашествующих двухэтажную деревянную церковь и небольшие кельи. Для содержания монастырю был отведен небольшой приход. До этого монашествующие жили при приходских церквях. Первоначально монастырь носил название Спасского - по имени первого храма на его территории. К 1740 году монастырская Спасская церковь перестраивается в каменном исполнении. Площадь, занимаемая монастырем, имела форму квадрата и была обнесена высокой каменной стеной. С каждой стороны в стене были ворота. Одни из них на восток - «святыми». Над ними была помещена икона Спаса Нерукотворного. Среди монастыря находился холодный храм, а вокруг него были разбиты огромные цветники. Направо от Святых ворот - корпус настоятельницы, старая и новая трапезные. На самом углу монастыря - Иверская часовня. Рядом с новой трапезной – Свечной завод.

http://sobory.ru/article/?object=35529

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010