VIII. Управление и хозяйство церкви Причт собора, как и всех других не только приходских, но и казенных церквей, подлежит ведению епархиального начальства, при посредстве благочинного данного округа, и перебывал уже во многих благочиниях: сперва Никольском-Морском, Казанском, Скорбященском, Пантелеймоновском; затем имел самостоятельное благочиние в среде окружающих его казенных церквей, с благочинными, настоятелями собора, Окуневым и Протопоповым; потом 10 лет числился центром благочиннического округа, во главе с настоятелями же Красноцветовым и Сперанским; наконец ныне находится в благочинии Христорождественской Песковской церкви. Конечно, влияние управления светского начальства заметно отражается и на нем, что можно усмотреть даже и из одного открытия и закрытия сверхштатной священнической вакансии, из назначения квартир и изменения их и т. п. За то сам храм совсем изъят из порядка обыкновенного епархиального управления. Уже самое положение 1835 г., по пункту 1, дав собору двойственное назначение, поставило его в исключительные отношения к епархиальной власти, а по пункту 7 и совершенно устраняло ее влияние. Правда, мысль составителей положения не простиралась так далеко, а ограничивалась только устранением лишних для епархиальной власти затруднений, в поддержании храма, с принадлежащими к нему сооружениями, в надлежащей исправности и в ведении хозяйственной, довольно сложной части, на средства, специально назначенные из сумм Государственного Казначейства, которые, по значительности своей, требовали и ближайшего государственного контроля. Но общие черты положения, не выясненные в частностях, повели к спутанности отношений и к тем затруднениям, которых хотели избежать. Не будь у собора прихода, он стал бы в ряд и положение, общее всем церквам казенных ведомств, получающим от них и себе, и причту средства содержания и вполне от них зависящим. Но Государю Императору благоугодно было, дав эти средства собору, назначить его и приходской для окрестностей церковью, чем вводился он в круг общего епархиального управления.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Касимов. Казанский женский монастырь. Церковь Рождества Христова. Карта и ближайшие объекты Кирпичная церковь, построенная в 1735 г. купцом А.Г. Полежаевым. Высокий трёхсветный четверик, завёршенный декоративным пятиглавием, с трапезной, в которой помещались Пятницкий и Никольский приделы. Колокольня в стиле классицизма пристроена в 1781 г. В 1930-х гг. разрушена, на ее месте магазин. Первоначально приходской храм. В 1825 г., при расширении территории Казанского монастыря, включен в ее состав. http://www.history-ryazan.ru/ Существовавшая ранее церковь Рождества Христова, стоявшая близ церкви Пятницкой, одновременно упоминается в писцовых книгах 1627 г. Вместо обветшавшей Христорождественской церкви, упоминаемой в писцовых книгах, в том же столетии поставлена была новая церковь в то же храмонаименование, которая в 1753 г. уступлена была прихожанам сгоревшей Успенской церкви. Вместо двух деревянных церквей Пятницкой и Христорождественской, существующая каменная Христорождественская церковь с приделами Пятницким и Никольским построена была Алексеем Григорьевичем Полежаевым в 1735 г., а колокольня в 1781 г. купцом Иваном Степановым и коллежским секретарем Кириллом Федоровичем Скорняковым, как значится в записке о Христорождественской церкви, данной в 1799 г. благочинному Успенскому священнику Федору бывшим Христорождественской церкви священником Петром Борисовым. Церковь эта о пяти главах и имеет вид креста: в длину простирается на 50, а в ширину на 29 аршин. 28 августа 1803 г. в Никольском приделе сильно пострадал от пожара иконостас, посему в декабре того же года купец Федор Степанов обращался к епархиальному начальству с просьбою о выдаче сборной книги, которая и дана была ему при указе Консистории от 13 января 1804 г. за 156. В 1810 г. в настоящей Христорождественской церкви был устроен новый, величественный по своим размерам иконостас, и староста церковный Иван Герасимович Грошев испрашивал дозволение освятить его и утвердить обще с храмом Рождества Христова и храм Рождества Богородицы; кроме того, просил вследствие бедности церкви утвердить к Христорождественской церкви крестное хождение на день Рождества Богородицы. Журнальным определением Консистории освятить новоустроенный иконостас было дозволено, о чем и послан был указ иерею Поликарпу; об учреждении особого крестного хода замечено, что «особой нужды в нем не предвидится, а об украшении храма должны заботиться сами прихожане».

http://sobory.ru/article/?object=42434

03.08.2017 Издательский совет передал книжные комплекты многодетным семьям Христорождественского храма деревни Осташково 2 августа 2017 года, в день памяти святого пророка Божия Илии, Издательский совет передал книжные комплекты многодетным семьям  Христорождественского храма деревни Осташково. 2 августа 2017 года, в день памяти святого пророка Божия Илии, Издательский совет передал книжные комплекты многодетным семьям  Христорождественского храма деревни Осташково. После завершения Божественной литургии состоялась церемония вручения книжных подарков многодетным семьям. В благотворительной акции приняли участие настоятель Христорождественского прихода священник Дионисий Попов, сотрудник сектора внешних связей аппарата Издательского совета Русской Православной Церкви А. В. Завалов и член Общественной палаты городского округа Мытищи И. В. Ермаков. Мероприятие открылось приветственным словом священника Дионисия Попова, по окончании которого выступил член Общественной палаты городского округа Мытищи И. В. Ермаков. Затем выступил сотрудник сектора внешних связей аппарата Издательского совета А. В. Завалов. Алексей Вадимович поздравил собравшихся с престольным праздником храма и передал приветствие и благословение председателя Издательского совета Русской Православной Церкви митрополита Калужского и Боровского Климента, после чего состоялось вручение книжных подарков многодетным семьям прихода. Историческая справка Первое письменное упоминание о селе Осташково относится к началу XVII века. Тогда Осташково находилось во владении князей Черкасских. Их предок князь Инал был владетелем Кабарды.  Осташково принадлежало князю Ивану Борисовичу Черкасскому, двоюродному брату и ближнему боярину царя Михаила Федоровича Романова. Отец Ивана Борисовича приходился племянником кабардинскому князю Темрюку и был женат на Марфе Никитичне Романовой, тетке царя Михаила. Его подмосковное владение – село Осташково никогда не было большим и многонаселенным, причем население его неуклонно сокращалось. Если в XVII веке в селе имелось 14 дворов, то к концу XVIII века их было всего 7, а в середине XIX века и вовсе 6, в которых проживало 15 человек мужского пола и 24 – женского.

http://new.izdatsovet.ru/news/izdatelski...

23.12.2016 В библиотеку Христорождественского храма села Осташково передали комплект литературы 22 декабря 2016 года сотрудник Издательского совета Русской Православной Церкви передал комплект духовной и детско-юношеской литературы для библиотеки прихода Христорождественского храма села Осташково Мытищинского благочиния Московской областной епархии. 22 декабря 2016 года сотрудник Издательского совета Русской Православной Церкви передал комплект духовной и детско-юношеской литературы для библиотеки прихода Христорождественского храма села Осташково Мытищинского благочиния Московской областной епархии. В благотворительном мероприятии приняли участие научный сотрудник сектора внешних связей Издательского совета Русской Православной Церкви Алексей Вадимович Завалов и настоятель Христорождественского храма священник Дионисий Попов. Историческая справка: Первое письменное упоминание о селе Осташково относится к началу XVII века. Тогда Осташково находилось во владении князей Черкасских. Их предок князь Инал был владетелем Кабарды. Осташково принадлежало князю Ивану Борисовичу Черкасскому, двоюродному брату и ближнему боярину царя Михаила Федоровича Романова. Отец Ивана Борисовича приходился племянником кабардинскому князю Темрюку и был женат на Марфе Никитичне Романовой, тетке царя Михаила. Его подмосковное владение – село Осташково никогда не было большим и многонаселенным, причем население его неуклонно сокращалось. Если в XVII веке в селе имелось 14 дворов, то к концу XVIII века их было всего 7, а в середине XIX века и вовсе 6, в которых проживало 15 человек мужского пола и 24 – женского. В 1617 году в Осташкове по распоряжению князя Черкасского была построена деревянная церковь Рождества Христова с приделом Николая Чудотворца. Видимо, она простояла недолго, так как 17 октября 1621 года Святейший Патриарх Филарет дал князю Ивану Борисовичу Черкасскому храмозданную грамоту на построение новой церкви в селе Осташково вместо сгоревшей. В Писцовой книге за 1623 год указано, что «в церкви образы и свечи, и книги, и на колокольнице колокола строенье боярина князя Ивана Борисовича Черкаскаго».

http://new.izdatsovet.ru/news/v-bibliote...

Данков. Церковь Рождества Христова. Сортировка: Карта и ближайшие объекты Сторожевская слобода с находившеюся в ней церковью упоминается в писцовых книгах 136 и 137 г. (1628 и 1629 гг. соответственно) и писывается так: «в Донкове на посаде, на берегу реки Везовенки слобода сторожевых козаков, а в ней церковь во имя Рождества Христова да придел Николы Чудотворца». Первая церковь была деревянной. По всей видимости, церковь неодократно перестраивалась. В апреле 1801 г. прихожанин, титулярный советник Ф.И. Варсанофьев, просил дозволение у епархиального начальства, с общего согласия прихожан, «для лучшего вмещения приходских людей из ветхой Успенской упразднённой церкви устроить при Христорождественской церкви с северной стороны придел во имя Успения Божией Матери с прибавлением, буде потребно будет, нового леса»; на что и выдана была в том же году и храмозданная грамота. В августе 1802 г. благочинный донёс в Консисторию, что и «доселе к построению при Христорождественской церкви из упразднённой Успенской церкви придела во имя Успения Божией Матери никакого приготовления не видно»; почему Консистория журнальным постановлением от 3 сентября 1802 г. устройство означенного придела решила запретить на основании указа о нестроении деревянных церквей». По штату 1873 г. в причте положены 1 священник и 1 псаломщик. В 1873 году началось строительство каменной Христорождественской церкви. Строительство продолжалось 37 лет и окончено было в 1910 г. В 30-е годы XX века (по некоторым данным, в 1933 г.) приход перестал существовать. Однако в 2005 г. в церкви вновь начались богослужения, а в 2006 г. на купол церкви был воздвигнут новый крест, и храм стал постоянно действующим. Официальное описание церкви: Церковь построена на средства прихожан. Стиль – эклектика. Компактный объем крестовокупольного храма, с пятигранной алтарной апсидой увенчанный цилиндрическим световым барабаном шлемовидного купола поставлен на высокий рустованный подклет. Короткая, в один световой проем трапезная соединяет церковь с шатровой колокольней. Центральные ризалиты северного и южного фасадов венчают треугольные фронтоны. В богатом архитектурном декоре здания (перспективные наличники, декоративные пояса поребрика, зубцов, наборные архивольты, мотив аркатурного пояса в оформлении тройных окон в верхней части ризалитов северного и южного фасадов, светового барабана, арочных проемов звона колокольни) широко использованы формы т.н. кирпичного стиля.

http://sobory.ru/article/?object=12081

Тамбов. Церковь Рождества Христова (новая). Карта и ближайшие объекты Казанская часовня на Базарной площади, 1874-1875 гг. Часовня Богородице. Была построена в 1875 г. на Базарной площади недалеко от Христорождественского собора. Разрушена в годы Советской власти (1930-е гг.). http://ok.ru/tmbvedom/topic/66406677031714 В центральной части города Тамбова начато возрождение храма в честь Рождества Христово, который до революции 1917 года располагался на Центральном рынке областного центра. Первым шагом к восстановлению Христорождественского храма стало обустройство на месте строительства временного деревянного храма. 28 декабря 2015 года митрополитом Тамбовским и Рассказовским Феодосием был совершен чин освящения куполов и крестов храма. 7 января 2016 года в день Рождества Христова (престольный праздник) в Христорождественском храме по ул. Красная/Пятницкая города Тамбова было совершено первое богослужение. Чин молебна совершил ответственный за строительство храма священник Александр Неплюев. Дореволюционный Христорождественский собор города Тамбова был построен на средства потомственных почетных граждан города Тамбова: братьев Ашурковых, А.М. Носова и В.М. Аносова и освящен в 1873 году. Храм имел три придела: центральный в честь Рождества Христова, правый в честь святителя Николая Чудотворца, левый – преподобного Иоанна Лествичника. Собор в честь Рождества Христова являлся основной достопримечательностью города Тамбова середины XIX века. История собора началась с 1836 года, когда Тамбовский почетный гражданин купец I гильдии И.А. Суворов завещал своим душеприказчикам построить храм на базарной площади. С момента основания до момента освящения собора прошло 14 лет. В 1873 году последовало торжественное освящение всех трех приделов храма. Собор стал близкой копией Благовещенского храма конногвардейского полка в Петербурге. Через год после возведения храма представители городской думы обратились с ходатайством в Священный Синод о присвоении храму статуса городского собора, хотя никаких оснований для этого не было. Однако принимая во внимания усердие благотворителей и горожан, их обязательства построить в городе новый храм, Священный Синод счел возможным в 1876 году переименовать храм в Христорождественский городской собор.

http://sobory.ru/article/?object=39256

Ковров. Собор Спаса Преображения. Спасо-Преображенский собор Сортировка: Карта и ближайшие объекты Построен в 1870-1884 гг. на средства ковровчан, особенно значительными были пожертвования купцов Дунаевых, Сомовых и дворян Култашевых. Ковровский купец 2-й гильдии Михаил Дмитриевич Сомов руководил строительством храма, построенного по проекту владимирского епархиального архитектора Николая Андреевича Артлебена. Главный престол в честь Преображения Господня. Приделов два: южный во имя святителя и чудотворца Николая, северный в честь иконы Божьей Матери " Всех Скорбящих Радость " . Храм был приписным к Христорождественскому собору. Ему принадлежали каменная ризница и сторожка. В 1920-е гг. в отличие от Христорождественского Собора, Спасо-Преображенский храм постоянно находился в ведении сторонников патриарха Тихона (Белавина) и его приемника патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Старогородского). Закрыт в 1934 г., использовался в качестве тюрьмы и склада. Здание значительно пострадало, завершение храма и колокольни оказались утраченными, а церковная ограда разобрана до основания. Возвращен епархии в 1991 г. после длительных усилий верующих и ряда депутатов Ковровского Горсовета во главе с Владиславом Борисовичем Богатыревым. В настоящее время работы по приведению собора в вид, близкий первоначальному, продолжаются. Источник: prvskovrov.narod.ru Центральной фигурой панорамы старого Коврова является колокольня Спасо-Преображенского собора. Высокая, величественная, стоящая на вершине крутого спуска к реке, она видна за много километров и является как бы указателем для путешественников, следующих со стороны Камешково в Ковров. Планы постройки ещё одной церкви в Коврове, помимо издревле находящегося там Христорождественского собора, озвучила ковровская городская Дума на заседании 26 февраля 1874 года. Решение «возвести новый храм на месте, которое отведено на плане под городской сад» было отправлено в марте архиепископу Антонию (Павлинскому) ковровским городским головой Я.А. Мытарёвым.

http://sobory.ru/article/?object=04062

Слободской. Христорождественский монастырь. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Спасская церковь. Церковь.  Утрачена.   Престолы: Спаса Нерукотворного Образа , Параскевы Иконийской , Смоленской иконы Божией Матери Год постройки:не позже 1740. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Кировская область, г. Слободской. На территории Христорождественского женского монастыря. Координаты: 58.73041, 50.179627 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Проезд:Центральная часть г. Слободского. Монастырь занимает квартал, ограниченный улицами Рождественской, Большевиков, Гоголя и Вятской. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Монастырь Рождества Христова был известен еще в начале XVII века под именем Спасского. В 1764 году закрыт. В 1823 году возобновлён после перевода в него инокинь Уфимского Христорождественского монастыря. В начале ХХ века в монастыре было 3 храма, двухэтажные: первый - во имя Нерукотворенного Спаса вверху и в честь Смоленской иконы Божией Матери внизу, второй – во имя Митрофания Воронежского вверху и в честь Рождества Христова внизу, а также трапезный в честь иконы Божией Матери Скоропослушницы. Из книги: " Православные русские обители " . 1910 г. Слободской Христорождественский женский монастырь основан в первой четверти XVII века усердием граждан, которые выстроили для монашествующих двухэтажную деревянную церковь и небольшие кельи. Для содержания монастырю был отведен небольшой приход. До этого монашествующие жили при приходских церквях. Первоначально монастырь носил название Спасского - по имени первого храма на его территории. К 1740 году монастырская Спасская церковь перестраивается в каменном исполнении. Площадь, занимаемая монастырем, имела форму квадрата и была обнесена высокой каменной стеной. С каждой стороны в стене были ворота. Одни из них на восток - «святыми». Над ними была помещена икона Спаса Нерукотворного. Среди монастыря находился холодный храм, а вокруг него были разбиты огромные цветники. Направо от Святых ворот - корпус настоятельницы, старая и новая трапезные. На самом углу монастыря - Иверская часовня. Рядом с новой трапезной – Свечной завод.

http://sobory.ru/article/?object=35529

Борисоглеб. Церковь Рождества Христова. Христорождественская церковь Сортировка: Карта и ближайшие объекты Наиболее древнее сооружение в Муромском районе, не считая храмовых сооружений XVII в. в самом Муроме. Действующий храм. Вход один, с западной стороны маленькая дверца, в которую надо входить в глубоком поклоне. Борисоглебский монастырь, помимо холодной Христорождественской, включал и тёплую церковь к северно-западу от нее, но, к сожалению, сегодня бывший тёплый храм руинирован настолько, что поместить его в Каталог не представляется возможным, остались фрагменты лишь одной стены. Весьма интересными объектами на территории рядом с Христорождественской церковью являются белокаменные намогильные памятники с древними надписями церковно-славянской вязью. От ограды монастыря остались несущественные фрагменты. Первые летописные сведения о Борисоглебском монаствыре датируются 1345 годом. Летописи повествуют о смерти в конце зимы князя Василия Ярославича и о захоронении его в Муроме, " в церкви святую мученику Бориса и Глеба " . Никоновская летопись уточняет: " ...в монастыре на Ушне " . Это вполне допустимо, так как Муром тогда " лежал в пусте " , и только в 1351 году начинается его восстановление князем Юрием. Самый ранний исторический документ Борисоглебского монастыря относится к 1506 году. Монастырю принадлежали Татарово, Ожигово, Пенза, Благовещенское, Вариж, Петраково, Степаноково, Барановка, Глебовка, Борис-Глеб, Борисово и др. О богатстве и могуществе Борисоглебского монастыря свидетельствует наличие кафедры архимандрита. По писцовым книгам первой четверти 17 столетия можно представить, как выглядел Борисоглебский монастырь в период своего благополучия. В нём находились две деревянные церкви святых Бориса и Глеба и святых Флора и Лавра. Из хозяйственных построек были хлебня, поварня, погреб, ледник, сушило, семнадцать братских келий. В конце 1670-х годов во время правления архимандрита Авраамия было решено построить новый каменный соборный храм Вознесения. В 1680-е годы рядом с Вознесенским собором возводится вторая каменная церковь - Рождественская. Завершил архитектурный ансамбль Никольский храм, построенный в 1699 году Матвеем Дорофеевым, сыном Волыгиным " в вечное поминовение родителей своих " . До настоящего времени уцелела только двухэтажная пятиглавая Рождественская церковь. С западной стороны к ней примыкает шатровая колокольня. Ещё совсем недавно у Вознесенского храма лежали семь крупных могильных камней с надписью славянской вязью. Самый ранний - 1584 года, поздний - 1659 года. Это был некрополь старинного рода Борисовых, ктиторов монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=04295

святитель Феофан Затворник, Вышенский Содержание 1. На освящение придела святой великомученицы Екатерины (Об устроении в себе каждым духовного храма по образцу видимого) 2. На освящение храма в честь мученика Максимилиана (О благотворности для детей часто бывать в храмах и молиться) 3. На освящение храма (О значении храма для жизни христиан) 4. На освящение храма (Храм — воспитатель духовной жизни) 5. На освящение храма (Храм — училище, питомник, врачебница, странноприемница) 6. На освящение Предтеченского теплого храма (Как в храме обучаться истинной молитве) 7. На устроение храма (Как и чем почерпать духовные блага в храме и потом плод от них иметь) 8. На освящение теплого придела во имя Благовещения Пресвятой Богородицы (Как возлюбить хождение в храм и возжелать самих себя устроить в храм духовен) 9. В неделю 2-ую Великого поста, по случаю шума в храме в неделю торжества Православия (О благоговеинстве в храме) 10. На освящение Крестовоздвиженского храма (О созидании духовной жизни в храме, с соответственными уроками) 11. На освящение храма (О приближении к детям Господа и Божией Матери чрез храм, и как им вследствие того относиться к храму) 12. Молитва в конце молебна в день открытия училища (Благослови, Господи, детовоспиталище сие!) 13. На освящение Крестового Христорождественского храма (О построении внутреннего в себе храма с напоминанием, что это не делает, однако ж, излишними храмы внешние) 14. На освящение придела в честь Иверской иконы Божией матери (Отображение в душе устройства скинии, в чаянии сподобиться обетования, данного скинии) Информация о первоисточнике 1. На освящение придела святой великомученицы Екатерины (Об устроении в себе каждым духовного храма по образцу видимого)    Наконец благоволил Господь, чтобы в наши дни было приведено к окончанию давно начатое и столько желанное дело здания сего священного храма. Благодарение Господу! Храм есть великое дело, кем бы и где бы он ни был устроен. В нем проповедуется слово Божие, совершаются Таинства и возгревается дух молитвенный. Он есть хранилище всех Божественных даров ко спасению — возрождению, очищению, благодатствованию, духовному питанию — с приставниками и раздаятелями их. Приходи всякий и черпай черпалом веры из сей сокровищницы! Но не забудем, братие, что, посвящая Господу храмы, мы налагаем на себя или возобновляем наши обязательства в отношении к Церкви Божией.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2938...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010