Томск. Церковь Николая Чудотворца. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты С 1671 по 1776 год церковь входила в состав Христорождественского женского монастыря. Каменное здание было построено в 1898 году в стиле " сибирское барокко " . В 1920-м Никольскую церковь национализировали, по договору передали в пользование верующим, а в 1936 году закрыли. В начале 1950-х годов остатки стен и фундамента разрушенного храма использовались для постройки жилого дома по улице Крылова, 6а. Храм Рождества Христова В 1766 году на месте обветшавшего храма упраздненного Рождественского девичьего монастыря была заложена деревянная двухпрестольная церковь, которая в 1769 году по благословению епископа Тобольского Варлаама была освящена игуменом Нафанаилом: главный престол - в честь Рождества Христова, придельный - во имя святителя Николая Чудотворца. В 1792 году эта церковь была заменена новой каменной с каменной колокольней. В 1806 году по благословению архиепископа Тобольского Антония придел с северной стороны был освящен во имя святителя Николая Чудотворца игуменом Палладием. В 1836 году к храму пристроен третий придел. В 1856 году иждивением Томского первой гильдии купца Гавриила Игнатьевича Елисеева была выстроена новая каменная церковь. Однако она скоро перестала вмещать всех прихожан. Никольский храм Рождественский храм был разобран, а вместо него в 1898 году воздвигнут каменный трехпрестольный храм. Главный престол его был освящен 8 июня 1900 года во имя святителя Николая Чудотворца епископом Томским Макарием (Невским), придельные - во имя мученика Евграфа и Пророчицы Анны. 80000 рублей израсходовали на строительство братья купцы Евграф и Всеволод Королёвы, доброхотные подаяния составили 30000 рублей. Храм и колокольня были покрыты железом, увенчивались семью главами и позолоченными на средства прихожан ажурными крестами. Внутренние стены храма были оштукатурены, стенная роспись сделана на средства прихожанина Ивана Ивановича Логунова, пожертвовавшего 7000 рублей. Храм освещался электрическим светом.

http://sobory.ru/article/?object=43891

Вертепы, концерты, скульптуры, поделки – Россия готовится к Рождеству (+фото) 5 января, 2016. Мария Строганова Как готовятся к Рождеству в регионах Рождество уже совсем близко, «пред дверьми», и по всей России началась подготовка к этому радостному празднику. Как это делается в епархиях Русской Православной Церкви – в нашей очередной подборке из регионов. В Калужской епархии у стен храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы состоялось торжественное открытие «Рождественского вертепа». Воспитанники воскресных школ встретили митрополита Калужского и Боровского Климента у вертепа и устроили концерт. Установили вертеп и в Тамбовской епархии на Центральной площади города Тамбова. Митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий совершил освящение вертепа. В Элистинской и Калмыцкой епархии был торжественно открыт вертеп при Казанском кафедральном соборе города Элисты. Главными героями праздника стали воспитанники Детского сада города Элисты. А в Якутии даже вертепы изо льда! Работа над ледяным вертепом ведется возле Градоякутского Преображенского кафедрального собора, а возле Покровского храма (город Покровск, Хангаласский улус) уже стоят ледяные фигуры. Работа над вертепом возле Градоякутского Преображенского кафедрального собора В Улан-Удэнской и Бурятской епархии в Сретенском Батуринском женском монастыре тоже установили ледяной вертеп. Украшаются и храмы Нерчинской и Краснокаменской епархии. Соборную площадь Нерчинска впервые украсил Рождественский вертеп, а в кафедральном соборе установлены и украшены ёлки. А в Казанской епархии открылась выставка «Свет Вифлеемской звезды», на которой можно познакомиться с историей возникновения вертепов. Выставка проходит в музее истории Благовещенского собора Казани. В Санкт-Петербургской митрополии прошел праздничный благотворительный концерт «Христорождественское приношение» для людей с ограниченными физическими возможностями, ветеранов, малообеспеченных семей, детей из приютов и детских домов, пациентов детского хосписа, воспитанников православных детских клубов и воскресных школ.

http://pravmir.ru/vertepyi-kontsertyi-sk...

Видимирь. Церковь Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты Один из немногих дошедших до нас исторических документов, а именно «Историко-статистическое описание Христорождественской и Троицкой церкви во Видимирском погосте Боровичского Уезда», составленное в 1856 году священником Сопинского погоста Григорием Фортунатовым, гласит: «Видимирский Христорождественский Погост расположен на гористой возвышенности в 50 саженей на восток от озера Видимира. (Место расположения его в географическом отношении достойно замечания тем, что оно как будто бы самою природою образовано для построения на нём Святыни Христианской). И потому с древних времён (точные даты установить не представляется возможным) на данном месте были церковь Рождества Христова и церковь во имя Святой Живоначальной Троицы. Здания церквей со временем ветшали, сгорали, но усердием прихожан и священников выстраивались и возрождались заново. В 1824 году при императоре Александре Благословенном, с благословления Преосвященного Моисея Епископа Старорусского, заложен каменный храм во имя Святой Живоначальнй Троицы с двумя приделами во имя Святого Князя Александра Невского и Тихвинской Пресвятой Богородицы. Как построению, так и украшению сей Церкви весьма много содействовал Священник Церкви Иоанн Федотов. Видя совершенную невозможность, по недостатку кошельковой суммы, продолжать и окончить начатый им храм, Священник Федотов исходатайствовал у Епархиального Начальства сборную книгу, с которою сперва посылал сборщиков из крестьян, а потом, передав место зятю, посвятил себя исключительно на изыскание средств, дабы привести к концу начатое им дело Божие. В таких Евангельских подвигах Священник Федотов провёл более 10 лет, и Господь увенчал труды его желанным успехом. Кроме Священника Федотова также много содействовал при постройке Церкви своими пожертвованиями Церковный староста крестьянин деревни Клеймиха Иван Филиппов. Строительство храма завершено в 1853 году». На Руси испокон веков храмы строились «всем миром». Строительство храма во имя Святой Живоначальной Троицы на Святой горе Видимирь, как указано в исторических документах, не было исключением. Многие десятилетия храм являлся украшением и средоточием духовной жизни многочисленной паствы, подлинной «русской свечой», исполняя, как и многие тысячи храмов по всей Руси, своё Евангельское призвание — благовестие Слова Христова. Но в 40е годы прошлого века храм был закрыт и впоследствии разрушен. К величайшему сожалению, на сегодняшний день на Святой горе сохранился только фундамент от деревянной церкви Рождества Христова (1782 г. постройки) и частично каменный храм во имя Св.Живоначальной Троицы (1853 г. постройки).

http://sobory.ru/article/?object=19953

Владимир. Церковь Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Сретенская церковь, Солдатская церковь Карта и ближайшие объекты Сретенская церковь в Солдатской слободе В 1992 году, через 55 лет после закрытия, Русской Православной Церкви передан храм во Владимире, известный в истории как Сретенский в Солдатской слободе. Поставленный на нынешнем месте в 1785 году, он между тем имеет более длинную историю, насчитывающую ни много, ни мало… 8 веков! Впервые Сретенская церковь построена на берегу Клязьмы по приказу великого князя Андрея Боголюбского. Повод для её возведения был выбран особый – в этом месте князь в сопровождении духовенства, при большом стечении местных жителей встречал перевозимую в Успенский собор из Боголюбова Владимирскую икону Божией Матери. В память встречи иконы – сретения – и был выстроен деревянный храм. При постройке Сретенской церкви князем был установлен крестный ход 21 сентября (по старому стилю), который совершали священнослужители Успенского собора. Эта традиция продержалась недолго, и уже в 1177 году соборным причтом крестный ход был отменён. Во время разорения Владимира в 1237 году «дикие орды монголов» сожгли среди прочих и Сретенскую церковь. С тех пор она долго не возобновлялась и лишь в 1656 году упоминается в архивах «прибылою вновь». Перестраиваемый и обновляемый, храм позднее встречается в документах второй половины XVII столетия. В это время он также был приписан к Успенскому собору, но уже в 1710 году в Сретенской церкви богослужения проводил свой священник. А теперь на время оставим деревянный Сретенский храм на берегу Клязьмы и перенесёмся на «эту» (правую) сторону речки Лыбедь в Гатилову слободу, соседствовавшую со слободой Стрелецкой. Здесь с давних пор стоял Никольский храм, о котором принято думать, что во времена «литовского разорения» прекратил своё существование, хотя в 1628 году он ещё платил дань в патриаршую казну. Правда, уже в 1640 году храма не было, как не было и кладбища, «да на церковной же земле место пустое попово». К началу XVIII столетия, на месте Гатиловой и Стрелецкой слобод начала заселяться Солдатская слобода, а поскольку своей церкви здесь не было, жители слободы посещали близлежащие Петропавловский и Казанский храмы. Позднее Петропавловская церковь сгорела, а Казанская вместе с Ямской слободой была перенесена за город. Оставшиеся без храма жители Солдатской слободы, причисленные при учреждении губернии к владимирскому городскому мещанству и купечеству, в 1784 году просили епископа Владимирского и Муромского Виктора (Анисимова) о переносе к ним в слободу из города ветхой деревянной Христорождественской церкви. Преосвященный Виктор просьбу удовлетворил, но перенести повелел Сретенский храм с берега Клязьмы, который годом ранее имел в приходе всего три двора. К весне 1785 года храм разобрали и поставили в новом месте – Солдатской слободе.

http://sobory.ru/article/?object=01995

Дивеево. Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Вскоре после освящения храма Рождества Христова прп. Серафим призвал к себе М.В. Мантурова и сказал: «Худо мы, батюшка, с тобой сделали; ведь мы храм-то во имя Рождества Спасителя выстроили, а во имя Богородицы церкви-то у нас с тобой и нет! А Царица-то Небесная, батюшка, прогневалась на меня убогого Серафима и говорит: " Сына Моего почтил, а Меня позабыл! " Так вот что и удумал я, батюшка, нельзя ли внизу-то нам с тобою под церковью еще церковь сделать? Схлопочи-ка, батюшка, и будут у нас две церкви с тобою...» Преподобный дал нитку для мерки и сказал, что если выйдет по ней подкоп под храмом Рождества Христова, то там и следует устраивать храм в честь Рождества Богоматери. Подкоп вышел как раз в раз по этой мерке. Но свод потолка был пологим и низким, и не мог держаться без опорных столбов, а церковь и без того получалась очень маленькой. Мантуров поехал за советом к прп. Серафиму, а тот «преисполнился весь радостью неизреченною и в духовном восторге воскликнул: " Четыре столба— ведь это значит четверо мощей у нас тут почивать будут! И это усыпальница мощей будет у нас, батюшка! Во, радость-то нам какая " ». В 2000 году здесь действительно устроена усыпальница для святых мощей прпп. жен Дивеевских Александры, Марфы и Елены. Строительство церкви во имя Рождества Богородицы закончилось летом 1830 года. 8 сентября храм освятил настоятель Благовещенского монастыря архимандрит Иоаким, приехавший в Дивеево, несмотря на эпидемию холеры. В церкви Рождества Богородицы иконостас был одноярусный. Он был подобен Христорождественскому, только окрашен в зеленый цвет. На Царских вратах помещалось Распятие. Храм Рождества Богородицы был теплый. В нижней церкви был очень нарядный пол из разноцветной керамической плитки, образующей живописный орнамент наподобие ковра. После закрытия монастыря в церкви Рождества Богородицы размещался склад. Повторное освящение нижнего храма состоялось 21 октября 1992 года. В 1993 году в церкви Рождества Богородицы прошел первый после открытия монастыря иноческий постриг.

http://sobory.ru/article/?object=16529

Каргополь. Собор Рождества Христова. Христорождественский собор Карта и ближайшие объекты Христорождественский собор - древнейшее каменное здание в городе. Массивные стены еще в 17-м веке стали давать трещины и собор по всем 4 углам был укреплен каменными контрфорсами, покрытыми почерневшими от времени досками. Кроме того, в то же время были построены 2 придела - с севера (во имя Алексея и Филиппа) и с юга (во имя Всемилостивого Спаса), которые помимо культового назначения играют также важную роль в укреплении несущей способности просевших и потрескавшихся стен. Помимо приделов и контрфорсов, с запада была пристроена паперть. В летнее время года доступен к осмотру изнутри (музей). Хрестоматийной достопримечательностью является огромная железная рука, торчащая из стены центрального барабана. Рука эта ранее держала цепь, на которой было подвешено паникадило. http://www.towns.ru/towns/kargopol.html Ко времени Ивана Грозного относится возведение древнейшего архитектурного памятника города - Христорождественского собора (1552—1562). Огромное белокаменное здание должно было символизировать богатство и величие славного торгового города. Постройка типична для архитектуры городских и монастырских соборов XVI века, образцом для которых был Успенский собор Московского Кремля. Север по-своему перерабатывал формы пятиглавого кубического храма, упрощая их. Христорождественский собор был двухэтажным. За четыре века собор значительно «врос» в землю, так что окна нижнего этажа приходятся почти в уровень земли — это обстоятельство, безусловно, нарушило пропорции здания, усилило впечатление грузности, массивности. Интерьер верхнего храма — просторный, высокий. Собор отреставрирован внутри, выбелен, в нем много света, воздуха. Шесть мощных столпов поддерживают своды. Четыре приходятся на сам храм, два других отделяют алтарную часть, к ним прикреплен огромный пятиярусный иконостас. http://kenozerjelive.ru/arhonega-kargopol.html В 1552 году в Каргополе случился пожар, после чего стал формироваться новый центр этого старинного города - Соборная площадь.

http://sobory.ru/article/?object=00299

Катарач. Церковь Прокопия Устюжского. /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Прокопия Устюжского Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:не позже 1850. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Свердловская область, Талицкий городской округ, с. Катарач Координаты: 56.622374, 64.158703 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Катарацкое село лежит в 220 в. от Екатеринбурга и в 70 в. от Шадринска. По селу протекает небольшая речка. Климат местности здоровый, почва местами черноземная, а местами песчаная. Ближайшая к селу станция ж. д. Поклевская находится в 65 верстах. Катарацкий приход образовался в 1839 г. через отделение от Ирюмского. Свое название с. Катарацкое получило по имени речки Катарач, протекающей по селу и трем деревням: Верхне-Катарацкой – в 1 в., Средне-Катарацкой – в 2 в., и Нижне-Катарацкой – в 4 в. Иногда оно называется еще Беляковский Катарач. Это название указывает на то, что до перехода к Ирюмскому приходу Катарач входил в состав Беляковского прихода. Прихожане Катарацкой Христорождественской церкви все русские, большинство из них раскольники–беспоповцы; принадлежат к крестьянскому сословию. По исповедным росписям за 1900 год всех прихожан значится 1735 м. п. и 1744 ж. п.; из них издавна уклонившихся в раскол 428 м. п. и 463 ж. п. и коренных раскольников 647 м. п. и 624 ж. п. Все жители Катарацкого прихода хлебопашцы, только немногие занимаются перепродажей леса, покупаемого в казенных дачах. Нынешний деревянный однопрестольный храм с. Катарацкаго построен на государственный счет для ослабления раскола в здешней местности и освящен в 1850 году 30 января. Иконостас храма устроен на добровольные пожертвования прихожан. В 1898 году храм окрашен масляной белой краской с наложением по местам орнаментов. Все эти работы были произведены собственноручно местным священником Кронидом Теремецким. Им же в 1897 году обновлен и иконостас храма.

http://sobory.ru/article/?object=52868

Лебедянь. Кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери. Ново-Казанский собор Собор. Действует.   Престолы: Казанской иконы Божией Матери , Смоленской иконы Божией Матери , Илии Пророка , Богоявления Господня , Николая Чудотворца Архитектурный стиль: Ампир Год постройки:Между 1828 и 1835. Ссылки:   Адрес: Россия, Липецкая область, город Лебедянь, центральная площадь Координаты: 53.01042, 39.129208 Проезд: Храм стоит в историческом центре города. Сейчас вокруг площади храма расположен также базар. От ж.-д. (он же авто-) вокзала регулярно ходят городские автобусы. Проезд на автомобиле: со стороны трассы Данков-Липецк к Лебедяни ведут две неплохие дороги. Северная - мимо автовокзала, южная напрямую (отв ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Храм стоит в историческом центре города. Сейчас вокруг площади храма расположен также базар. От ж.-д. (он же авто-) вокзала регулярно ходят городские автобусы. Проезд на автомобиле: со стороны трассы Данков-Липецк к Лебедяни ведут две неплохие дороги. Северная - мимо автовокзала, южная напрямую (ответвление у поста ГАИ). Южная короче. Эти две дороги встречаются у ж.-д. переезда (справа на углу -бетонная стена), через него - прямо и чуть левее, через старый мост, затем направо в гору по " серпантину " . Въехав на гору, поверните налево, и через 500 м перед вами предстанет центр г. Лебедянь. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Став к началу XIX столетия одним из торговых и ярмарочных центров региона, уездная Лебедянь росла и хорошела. Город постепенно застраивался, в том числе и каменными домами, в соответствии с генеральным планом, высочайше утверждённым в 1822 г. В основе генерального плана лежала геометрически правильная сетка улиц, ориентированных на городские площади. На незастроенном месте прежнего острога, между Старо-Казанским собором и Христорождественской церковью, находилась Базарная, или Сенная площадь. Здесь помимо храмов располагались деревянные присутственные места, соляной магазин, каменная кладовая, деревянный казённый дом, винный выход и тюремная изба.  С ростом города территория бывшей крепости перестаёт восприниматься как центр Лебедяни; к этому времени он переместился к западу. Соборный храм Казанской иконы Божией Матери, построенный в 1771 г., становится мал: «Прежде бывшая в помянутом городе издавна построенная соборная церковь коя стенами и в основании тверда и прочна, но малопоместительна». Городское общество Лебедяни ещё в начале 1820-х гг. приняло решение построить на запроектированной генпланом 1803 г. новой Базарной площади обширный собор с торговыми рядами вокруг. Строительство нового собора в центре этой площади было предусмотрено и генеральным планом 1822 г.

http://sobory.ru/article/?object=04417

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАЙЦ Кирилл Иванович [Зайцев, Закис Карл Янович] (15.07. 1869, мест. Яунамая Рижского у. Лифляндской губ.- 18.10.1948, с. Долинское (Долинка) Карагандинской обл., Казахстан), митрофорный прот., руководитель Псковской миссии в 1941-1944 гг. Из крестьянской семьи переселенцев из Польши. Окончил Рижскую ДС (1891). 6 нояб. 1896 г. рукоположен во иерея к Успенской ц. в имении Боловск Люцинского у. Витебской губ. (ныне в черте г. Балви, Латвия). С 1897 г. настоятель Ильинского храма с. Липно (ныне Лиепна, Латвия). 4 янв. 1899 г. переведен настоятелем Эржепольской Покровской ц. (ныне в черте г. Виляка, Латвия). Под его рук. был проведен капитальный ремонт и благоустройство храма. З. организовал церковный хор и приходскую школу. В приходе была начата катехизация женщин и детей. В 1900 г. окончил Высшие курсы миссионерства в С.-Петербурге, принимал активное участие в деятельности Витебского епархиального миссионерского об-ва. В 1902 г. по почину З. было учреждено Эржепольское Свято-Покровское правосл. братство. 1 авг. 1911 г. назначен противокатолич. и противосектантским миссионером в Двинске (ныне Даугавпилс, Латвия). Проводил миссионерские и катехизаторские беседы с правосл. верующими - латышами и русскими, участвовал в собеседовании с инославными и сектантами. В 1917 г. З. был избран представителем духовенства Полоцкой епархии на Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Был возведен в сан протоиерея. С 1918 г. настоятель гродненского кафедрального Софийского собора. В окт. 1920 гг. Гродно отошло Польше. В 1921 г. Софийский собор был отобран у православных, З. перешел в ставший кафедральным Покровский собор Гродно. Польск. власти негативно воспринимали активную позицию З. по защите правосл. веры. В 1922 г. ему было предложено покинуть территорию Польши. Он выехал в Латвию, где стал служить в рижском кафедральном Христорождественском соборе. Был редактором журналов «Вера и жизнь» и «Tiziba un Dsihwe» (1922-1934). С 1923 г. стал членом Синода автономной Латвийской Православной Церкви, начальником Миссионерского стола (отдела) при Синоде. Преподавал литургию, богословие и сектоведение в Рижской ДС (1926-1936). В 1929 г. стал настоятелем Христорождественского собора Риги. Был духовным руководителем «Единения русских православных студентов Латвии» (Рус. студенческое христианское движение).

http://pravenc.ru/text/182489.html

Пятидесятилетний юбилей протоиерея Христорождественской кладбищенской города Торжка церкви Василия Федоровича Соколова 22 января 1901 года в Христорождественской кладбищенской церкви г. Торжка происходило редкое торжество. В этот день духовенство г. Торжка, с разрешения Высокопреосвященнейшего Димитрия, чествовало настоятеля сей церкви и своего духовника, протоиерея В. Ф. Соколова, по случаю исполнившегося 50-летия служения его в священном сане. Кроме духовенства, в храм пришло много богомольцев, жителей г. Торжка. Несмотря на будничный день, небольшой кладбищенский храм оказался тесен для собравшихся. Всем хотелось быть на торжестве и вознести молитву за виновника торжества, всеми уважаемого протоиерея Василия Фёдоровича. Протоиерей В. Ф. Соколов, сын пономаря с. Ясеновичь, Вышневолоцкого уезда, родился 23 января 1829 года; обучался в Новоторжском духовном училище и Тверской семинарии, где окончил курс в 1849 году со званием студента. Жизнь встретила молодого студента сурово. Отец его вскоре умер, а мать осталась без всяких средств к существованию, имея на руках 8 человек детей. Все надежды возлагались на единственного кормильца, – старшего сына. Но места даже студентам семинарии в те времена доставались не скоро. Только через полтора года по окончании курса студент Василий Соколов нашел себе место, и то благодаря случаю. 31 октября 1850 года последовал указ Священного Синода об открытии, согласно ходатайству новоторжских граждан, самостоятельного причта при Христорождественской церкви на городском кладбище. На вновь открытое место священника к этой церкви Архиепископом Гавриилом 12 ноября 1850 года определен студент Василий Соколов . Рукоположение его во священника состоялось 22 января 1851 года. Таким образом юбиляр Василий Федорович явился первым настоятелем Христорождественского кладбищенского храма. До него этим безприходным храмом заведывали соседние причты Никольский и Власьевский; богослужение отправлялось в нем весьма редко. Условия первоначальной службы молодого настоятеля были далеко не благоприятны. Кладбищенская церковь была крайне бедная, ветхая, деревянная. Печей не было. Поэтому зимой в ней было так же холодно, как на улице. Ветер свободно проникал во все щели ветхого здания. Между тем служить приходилось почти каждый день. Домов для причта вблизи кладбища не было и нет. Ходить к службе нужно было из города, не меньше полуверсты. Все это не могло не повлиять на здоровье Василия Федоровича. В 1855 году он заболел и несколько месяцев не мог отправлять богослужение. В 1860 году на место ветхой деревянной церкви построена была каменная теплая, хотя и небольшая церковь . Постройка церкви совершилась при деятельном участии Василия Федоровича, расположившего сердце некоей помещицы Муромцевой к доброму делу. «И вступил я, рассказывает отец Василий, с неописанной радостью в новый теплый храм, точно в рай». Не мало трудов выпало на долю Василия Федоровича по благоустройству нового храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Galahov/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010