Исследуйте Писания Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 12, 1997 30 марта, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 12, 1997 Проповедь, прочитанная в Кембриджском университете Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне. Ин 5:39 Христианство есть не религия книги, но религия Слова; Слова, действительно записанного и провозглашенного, но, сверх того, произносимого Богом в вечности и ставшего одним из нас. Оно, как это говорится в стихе из книги Варуха, часто цитируемом Отцами и встречающемся в литургических текстах, “явилось на земле и обреталось между людьми” (см. Вар 3:38). В оригинале эти слова обозначают Премудрость, которая есть “книга заповедей Божиих и закон, пребывающий вовек”. Но Церковь видит в этом пророчестве прообраз Воплощения, Евангелия, и это главное, о чем я бы хотел сегодня говорить. Христианское чтение Писания — это чтение и часто, как в данном случае, перечитывание в вере . Церковь читает Ветхий Завет в свете Нового, а Новый — в свете осмысления тех текстов, которые происходят из ее опыта жизни в Святом Духе. Напомню вам, что Православная Церковь, следуя Отцам, верит, что греческая Септуагинта, включая так называемые апокрифы, богодухновенна. Более того, она в этом не одинока, например, в прошлом веке эту позицию защищал Джон Кэбл, а также доминиканец Пьер Бенуа. “Один — Бог, возвещаемый Ветхим и Новым Заветом, — пишет преп. Иоанн Дамаскин, — в Троице воспеваемый и прославляемый, так как Господь сказал: «не нарушить Закон пришел Я, но исполнить» (см. Мф 5:17). Ибо Сам Он совершил наше спасение, ради которого открыто все Писание и все таинство. И опять: «исследуйте Писания», ибо «они свидетельствуют о Мне» (Ин 5:39). И так как апостол сказал: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последнии дни сии говорил нам в Сыне» (Евр 1:1–2), то поэтому через Духа Святого говорили и закон, пророки, евангелисты и апостолы, и пастыри, и учители” 1 . Все Писание есть слово Божие к человечеству.

http://pravmir.ru/issleduyte-pisaniya/

Название, которое я избрал для этих заметок, «Чтение Священного Писания по учению Святых Отцов», заимствовано из работы, которую издал и снабдил предисловием весьма известный специалист в области изучения Священного Писания, отец А.-Г. Гамман. Вот уже два года, как я получил от него экземпляр этой книги со следующим посвящением: «Профессору Иоанну Бреку исследование по вопросу, который столь редко выносится на обсуждение. С уважением. А.-Г. Гамман». То, о чем я намерен здесь сообщить, суть по большей части выводы из некоторых наблюдений над святоотеческой герменевтикой, к которым я пришел со своими студентами за последние годы преподавательской деятельности. Кроме того, это есть также попытка все-таки «вынести на обсуждение» значимый вопрос о святоотеческой экзегезе. Как справедливо отмечал отец Гамман, эта область остается по большей части вне поля зрения исследователей. Вклад, который он внес, в частности, в результате сотрудничества с Обществом Ж.-П. Миня, а также участия в издательской серии святоотеческих творений под названием «Святые Отцы в вере»,  неизмерим. Мое же участие ограничится весьма скромным взносом в изучение вопроса, который только начинают оценивать по достоинству в Соединенных Штатах и за пределами Франции. Я исполнен признательности и чувства благодарности отцу Гамману за то драгоценное наследие, которое он нам оставил. Прежде чем начать размышление о подходах к пониманию Библии у Святых Отцов, следует сделать принципиальное утверждение: с точки зрения Православной Церкви, Священное Писание характеризуется совершенным единством, целостностью и истинностью. В том, что касается его единства, Православное Предание твердо придерживается того взгляда, что Ветхий Завет — христианская книга в той же мере, что и Новый. Оба Завета составляют единое свидетельство о Божественном Логосе, Превечном Слове, Которое пришло в мир, чтобы осуществить спасение детей Божиих (см. Ин 1:12–13; 20:31). Более того, свидетельство и боговдохновенность Священного Писания, которые основываются на Нем, рассматриваются как существующие во взаимном дополнении или полноте в той мере, в какой всякое место Священного Писания отражает одну и ту же истину. Это есть основание для того, чтобы любое место могло быть использовано для прояснения других, менее понятных мест. Например, размышление святого апостола Павла об искупительном подвиге Христа в Послании к Римлянам 5:9 «Будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева» и далее может служить для прояснения и раскрытия места из 1 Ин 1:7 «Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха». Таинственный образ пророка (дева родит Сына Еммануила, Ис 7:14) может быть понят в свете того места из Евангелия от Матфея, где Дева Мария, понесшая во чреве Превечного Сына Божия, исполняет это пророчество (Мф 1:23).

http://bible.predanie.ru/protopresviter-...

Некогда двое придворных прогуливались по лесу близ Трира (город в рейнской Пруссии в древности же римская колония). Они дошли до одной хижины, в которой жили неизвестные пустынники. Здесь они увидели на столе книжку: жизнь св. Антония вел. Один из них начал читать эту книжку, и – вдруг пришел к мысли переменить свою шумную жизнь на тихое уединение. Он переговорил об этом со своим спутником и снова стал читать. Дальнейшее чтение утвердило его в той же мысли, и – он действительно избрал себе пустынническую жизнь. Примеру его последовал и спутник. 1 – Столь благодетельно может подействовать чтение жития святых на людей, которые живут в греховной беспечности! Скажем и о себе. Житие святых пристыжают нас пред нами самими, раскрывая нам, – как мы-то идем в жизни своей широким путем 2 , как не далеки уже и от вечной погибели. В то же время они отгоняют от нас отчаяние, напротив, возвышают наш дух, располагают нас к подражанию святым. Они занимают и всех тем, что просты, вместе с тем мудры, что в них чувствуется благоухание св. Духа, который для каждого из нас есть сила еже хотят и еже деяти 3 . Обильна высокими примерами для подражания и жизнь св. Стефана пермского. В молитвах церковных он называется равноапостольным, как, например, были равноапосталами Мария Магдалена или князь Владимир. В его жизни на каждом шагу мы встречаемся то с его беспредельною любовью к ближнему, то с готовностью его жертвовать всем для истины Христовой. И так мы предлагаем почитателям его памяти (как и вообще всем) жизнеописание его. По местам и прямо будем указывать в его жизни трогательные примеры для нашего подражания. I. Жизнь св. Стефана в г. Устюг Рождение его Стефан жил на свете уже более 500 лет. Он родился в г. Устюге. В то время Устюг был окраиной России на северо-востоке, a ныне он принадлежит вологодской губернии. Когда св. Стефан родился, то в России еще не было единодержавия, и Устюг зависел от князей ростовских 4 . На родине его числилось несколько христианских храмов, хоть можно было назвать еще и Устюг городом „полузырянским” Этого мало.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Popov/...

Николаевич Четверухин (14.01.1886, Москва - 18.12.1932, Вишерский ИТЛ Уральской обл. (совр. Пермский край)), сщмч. (пам. 5 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), прот. Из семьи учителя Московской военно-фельдшерской школы. В 1904 г. окончил с золотой медалью 2-ю муж. гимназию в Москве и поступил на историко-филологический фак-т Московского ун-та. Летом 1907 г. И. сдал экстерном экзамены за курс ДС и поступил в МДА. В 1911 г. окончил академию со степенью кандидата богословия за соч. «Жизнь и труды аввы Исаака Сирина». В том же году рукоположен во иерея, служил в храме при Ермаковской богадельне в Сокольниках. Исправлял должность законоучителя в Елизаветинском ин-те благородных девиц, позднее - в городском уч-ще в Сокольниках. Будучи талантливым художником, писал картины на религиозные сюжеты. Вместе со свящ. Павлом Флоренским и С. Н. Булгаковым (впосл. протоиерей) принимал участие в работе религиозно-философского «Кружка ищущих христианского просвещения» мч. Михаила Новосёлова. Осенью 1918 г. Ермаковскую богадельню закрыли, церковь разрушили. В июне 1919 г. И. был избран на должность настоятеля приходским советом храма во имя свт. Николая в Толмачах, где в течение 28 лет (до 1895) служил диаконом его духовный отец иеросхим. Алексий. Ко времени назначения И. многие прихожане, бывшие раньше благотворителями храма, либо умерли, либо уехали, диакон и псаломщик уволились, просфорницы, трапезника, сторожа и звонаря не было. Приходу не хватало самого необходимого (свечей, муки, вина, масла для лампад). Первую зиму храм не отапливался. Несмотря на трудности, И. служил каждый день. Вначале ему помогали только его дети и супруга, но постепенно церковное чтение и пение стали совершать прихожане, которые также звонили на колокольне, пекли просфоры и принимали участие в благоустройстве храма. Чтение в храме было неспешным, четким и громким. По возможности полно соблюдался богослужебный устав. По воспоминаниям сына И., Серафима, это привлекало в храм даже старообрядцев. Проповеди И. произносил не только за литургией, но и за др. службами. Он также толковал прихожанам тексты Свящ. Писания и читал им творения св. отцов. Исповедь И. проводил индивидуально и обстоятельно, предлагая советы и поучения. Среди прихожан были искусствовед В. Т. Георгиевский , ученый-ботаник мч. Николай Рейн, диаконом служил сщмч. Павел Понятовский.

http://pravenc.ru/text/389329.html

Публичное чтение в Новоторжском духовном училище марта 19,1898 г. Вера и Церковь , Книга 3. Против поста, как особого церковного установления, в настоящее время все громче и громче раздаются голоса людей, которые или вовсе отвергают его значение, называя пост учреждением отжившим, несовременным, или утверждают, что пост мыслим только для простого народа, который не умеет отличить в религии важного от неважного, несущественного, и поэтому живет и удовлетворяется одной внешней религиозной стороной. Думаю, что для многих из нас такие голоса не безразличны. К религиозным вопросам, к предметам веры, к вековым установлениям Церкви равнодушным быть нельзя. Ведь пост, как установление церковное, имеет начало от Христа и от апостолов. Неужели же он теперь только стал не нужен? Или мы, современные христиане, больше развились и усовершенствовались в христианской жизни, чем христиане первых веков? Сомнительно. Таковы побуждения, вызвавшие собою настоящее чтение и определяющие собою и задачу его и характер содержания. Несомненно известно, что древние евреи до пришествия Господа содержали много постов. Были у них посты периодические, в известное время года, как и у нас, были посты особенные, которые устанавливались по случаю народных бедствий – порабощения иноплеменниками, войны, голода, мора. Фарисеи, еврейская секта, содержали свои посты, особенные по своей строгости. Как же Господь отнесся к еврейским постам? Уничтожил ли их, заменил ли их чем, назвал ли необязательными? Нет, Он не сделал ни того, ни другого, ни третьего. Однажды, обличая фарисеев за их лживый, лицемерный пост, особенно за то, что во время своих постов они строили печальные лица, стараясь заявить пред другими о своем благочестивом подвиге, Господь сказал окружающему народу: ты, когда постишься, помажь голову и лицо твое умой ( Мф.6:17 ), т.е. не давай понять другим о своем посте, напротив, всеми мерами старайся, чтобы об этом не знал никто, кроме Отца Небесного, умой лицо твое, кажись людям радостным, праздничным, веселым.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Galahov/...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Слово Божие пусть сеется у вас обильно священник Алексий Хотеев Чтение Священного Писания является необходимой частью православного богослужения. «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью», – говорит св. апостол Павел ( Кол. 3:16 ). Библия состоит из книг Ветхого и Нового Завета. В течение церковного года в храме прочитываются все книги Нового Завета, кроме Апокалипсиса, а также полностью или отчасти многие книги Ветхого Завета. Как во времена апостольские, когда, по свидетельству книги Деяний, слово христианской проповеди нередко сочеталось с ежедневным чтением Священного Писания ( Деян. 17:11 ), так и теперь слово Божие звучит на церковном богослужении ежедневно. Библейский текст читается в храме не по главам, а по особым тематическим отрывкам – «зачалам». Одно зачало может включать в себя целую главу или только ее часть, например, рассказ о каком-либо чуде, пророчество, притчу. Священное Писание читают на службе разные лица. Одни зачала читает священник, другие диакон, третьи чтец. Для удобства чтения привычная нам и достаточно объемная Библия разделена в церкви на несколько частей, каждая из которых представляет особую книгу. «Евангелие» – самая главная часть Священного Писания Нового Завета, в которой изложены слова и деяния Господа Христа, содержит в себе повествования четырех евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Евангелие обычно украшено красивым окладом, на лицевой части которого находится изображение Христа, воскресшего из мертвых, и лики четырех евангелистов. Слово «Евангелие» в переводе с греч. означает «Благая весть» – это проповедь о божественном достоинстве Иисуса Христа, которое явно открылось в Его тридневном воскресении. Евангелие находится в главной части храма – алтаре, на престоле, и символизирует присутствие в храме Христа, Сына Божия, Который в Священном Писании именуется также Словом Божиим ( Ин. 1:1 ). «Апостол» – эта книга содержит другую часть Нового Завета, где помещен рассказ об апостольской проповеди (Деяния) и послания святых апостолов Иакова, Петра, Иоанна, Иуды и 14 посланий апостола Павла. На православном богослужении не читается последняя книга Нового Завета Апокалипсис или Откровение апостола Иоанна. В этой книге, наполненной таинственного содержания, запечатлены видения апостола Иоанна о Втором Пришествии Господа Христа и конечных судьбах нашего земного мира. Поскольку эта книга не совсем воспринимается на слух и нуждается в толковании, то ее чтение за богослужением исключено. Достаточно руководствоваться учением о Втором Пришествии и конце мира, которое находится в Евангелии и апостольских посланиях. Впрочем различные слова и образы из Апокалипсиса вошли в богослужебную поэзию и символику.

http://azbyka.ru/biblejskie-chteniya-na-...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей протоиерей Георгий Митрофанов Проповедь в Неделю 4ю Великого поста " loading="" decoding="" title=""/> Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Сегодняшний воскресный день является для всех нас, соблюдающих Великий Пост, днем, когда мы, наконец, ощущаем, что большая часть Поста уже позади. И не случайно в этот день празднуется память преподобного Иоанна Лествичника , замечательного подвижника Православной Церкви, который стяжал великую мудрость, преображая себя, и поделился этой мудростью со всеми людьми. Он написал сочинение, в котором очень подробно, очень последовательно указал все те человеческие страсти, преодолевая которые постепенно каждый христианин, как по ступеням, как по лестнице поднимается к Господу, обретает свое духовное совершенство. Когда, как не сегодня, нам, православным христианам, соблюдающим Великий Пост, задуматься над тем, а чем же стали для нас эти предшествующие недели Великого Поста. И нужно сказать, что Церковь в период Великого Поста дает нам очень важное указание для того, чтобы мы могли действительно всерьез понять свою духовную жизнь. И одним из этих указаний являются воскресные евангельские чтения, каждое из которых далеко не случайно читается именно во время Великого Поста. Сегодняшнее евангельское чтение повествовало нам об исцелении бесноватого. А предшествующее евангельское чтение говорило нам о том, что тот, кто хочет сохранить свою душу, тот потеряет ее; но тот, кто пожертвует свою душу во имя Христово, обретет ее вновь, преображенной и просветленной. А еще две недели назад читалось евангелие об исцелении расслабленного. Давайте зададимся вопросом, а какое отношение к нам имеют эти евангельские чтения? Почему Великим Постом Церковь повествует нам в воскресных евангелиях о великих чудотворениях Господа нашего Иисуса Христа, исцеляющего расслабленных, исцеляющего бесноватых? Разве мы с вами являемся таковыми? Наверное, среди нас не так уж много найдется людей расслабленных, то есть парализованных. Надо надеяться, что еще меньше среди нас найдется людей бесноватых. И тем не менее, эти евангелия обращены ко всем нам. Господь действительно исцелял болящих. И действительно эти великие исцеления Спасителя приводили к тому, что за Христом шли сотни, тысячи людей, и каждый ждал от Него исцеления. И многие получали эти исцеления.

http://azbyka.ru/propovedi/propoved-v-ne...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Великая суббота. Страстная седмица день за днем 5 мин., 14.04.2023 Страстная неделя — шесть самых важных дней в году в жизни христианина. Каждый день — особая службы и особый смысл. О богослужениях и темах, которые Церковь предлагает нам для осмысления и поклонения, в цикле «Страстная седмица: день за днем» . Великая суббота Богослужение Великой субботы Утром: Часы. Изобразительны. Вечерня. Литургия свт. Василия Великого Днем между богослужениями: освящение куличей, яиц и пасох Вечером перед началом ночного Пасхального богослужения: Чтение апостольских деяний Богословие Великой субботы Еще кругом ночная мгла. Еще так рано в мире, Что звездам в небе нет числа, И каждая, как день, светла, И если бы земля могла, Она бы Пасху проспала Под чтение Псалтыри. Роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго», опубликованный в 1957 году за границей, принятый там на ура и в первые же два года переведенный на 24 языка, в Советском Союзе имел хождение в списках и нелегальных копиях, впервые он был опубликован для российского читателя только в 1988 году, в перестройку. Из-за этого романа Пастернак подвергся жестокой травле советской общественности и властей. А многие российские деятели культуры, науки, политического андерграунда, пережившие то время, 60-е и 70-е годы, эпоху хрущевского самодурства и брежневского застоя, вспоминают: к христианству нас привел Пастернак. Стихи, написанные им от имени главного героя, Юрия Живаго, и присоединенные к роману, для многих людей в атмосфере свинцового атеистического давления стали окном в православную духовность ... Одно из замечательных стихотворений этого цикла — «На Страстной», оно хорошо знакомо тысячам читателей, в наши дни вошло в школьные хрестоматии и антологии христианской лирики. И со Страстного четверга Вплоть до Страстной субботы Вода буравит берега И вьет водовороты. И лес раздет и непокрыт, И на Страстях Христовых, Как строй молящихся, стоит Толпой стволов сосновых.

http://foma.ru/velikaya-subbota.html

Самоисправление и тренировка воли Митрополит Давид (Качахидзе) (1872-1935) Брат, если хочешь стать истинным христианином, молись, читай духовные книги, обязательно тренируй волю, улучшай и совершенствуй свою природу! Святая Церковь обязывает христианина молиться и читать книги духовного содержания. И действительно, это очень важно и весьма необходимо христианину, ибо приносит великую пользу. В молитве, если она искренна, глубока и горяча, возвышается душа, разум стремится к Господу, сердце наполняется радостью и человек чувствует близость Бога. Небесный Отец, видя восторженную душу, стремящуюся к Нему и желающую соединиться с Ним, по милости Своей, желая удовлетворить это стремление, приближается к ней, осеняет ее Своими лучами, наполняет небесной сладостью и предоставляет Свою спасительную благодать, которая помогает очищению души молящегося. Чтение Священного Писания просветляет разум человека, полностью и ясно показывает ему Божию волю, указывает путь к вечности, очищает и облагораживает его сердце, порождает в нем чистые чувства, высшие устремления и желания. В результате душа начинает возвышаться. Чтение житий святых знакомит человека с теми нравственными идеалами, добродетелями, достижение которых подвластно человеку, показывает пути и средства для подавления зла и исполнения добра, поддерживает, укрепляет и подталкивает человека к максимальному овладению христианскими добродетелями. Но, чтобы молитвы и чтения духовных книг действительно были результативными, богоугодными и полезными человеку, для этого необходимо, чтобы они были соединены с развитием воли, укреплением духа, настоящей евангельской жизнью. Если молитвы и чтения духовных книг не будут сопровождаться духовным образованием, добродетельной жизнью, они не смогут принести соответствующего результата. Спаситель говорил нам : «Не всякий, говорящий мне: «Господи! Господи! », войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю отца моего Небесного» (Мф. 7: 21). Апостол Павел говорил, что не слушатель Священного Писания оправдан будет, а исполняющий его.

http://pravoslavie.ru/45124.html

Священник Анатолий Гармаев. Пути и ошибки новоначальных. Ответы на вопросы (беседы в паломническом рейсе). [ главная каталог по темам каталог по авторам каталог по названиям хронология поступлений ] [ Опубликовано на сайте " Православное чтение " : Zavet.Ru ] ПУТИ И ОШИБКИ НОВОНАЧАЛЬНЫХ. ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ (БЕСЕДЫ В ПАЛОМНИЧЕСКОМ РЕЙСЕ) Священник Анатолий Гармаев [ < < назад вперед > > к оглавлению ] Оглашение и воцерковление совершает Господь В этой беседе я попробую рассказать о том пути оглашения и воцерковления, который проходит каждый из нас, когда вступает в церковную ограду и обретает отношения с Господом. Всякий раз буду задерживаться на двух вопросах. Первый — с чем приходится на этом пути встречаться, и второй — над чем нам необходимо работать. Мы живем в мире, устроенном Богом в определенном порядке и последовательности, в силу чего значит, и в нашем духовном развитии каждый из нас может предположить существование некоторых закономерностей. Большое счастье родиться в такой семье, в таком роду, где духовное преемство сохранялось непрерывно. Нет ничего более драгоценного, чем живое дыхание Духа Божия, которое совершается в семье, в поступках верующего человека. Те же, кто с детства не были воспитаны в спасительной ограде Православной Церкви, кому не посчастливилось родиться в семье, непрерывно хранившей во многих поколениях христианскую веру, наверное, помнят тот момент своей жизни, когда они впервые обратились к Богу. Мы много сейчас читаем. По милости Божией ныне издается большое количество книг. В связи с этим для читающего человека открывается возможность узнать об опыте Церкви очень много, от самых простых вещей и до самых глубин сокровенного церковного жительства. Но узнать об опыте и узнать сам опыт — это разные вещи. Каждый христианин, даже самую малость времени пребывающий в Церкви, знает, что опыт чтением не берется. Более того, в каких-то случаях чтение может оказаться даже неполезным. Стать действительно церковным человеком — значит стать человеком, несущим в себе Христа, Его нрав, Его характер. Поэтому для того, чтобы жить и действовать по Христу, должно иметь еще что-то помимо книг. Что же? Необходимо живое участие Бога, то действие благодати, которым Господь призывает к Себе всякое сердце, пробудившееся к вере, и наставляет его непосредственно Сам. Но, кроме непосредственного благодатного опыта, не менее важны встречи с живыми людьми, которые живут этим дыханием духа. Без них порой невозможно узнать, что такое милосердие, или что такое терпение, или что такое великодушие. Это может открыться только благодаря встрече с человеком, много лет пребывающим в Церкви, много потрудившимся в молитве и приобретении Христова нрава.

http://zavet.ru/garmaev/ways01.htm

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010