В данной статье речь пойдет об учении Православной Церкви, которое обозначается греческим словом θωσις, или, говоря по-русски, об обожении. Обращение к этой теме для нас не случайно. Есть одна весьма важная причина, которая побуждает нас изучать тему православного учения о спасении как обожении. На наш взгляд, учение об обожении как пути спасения каждого христианина в современном православном богословии незаслуженно занимает второстепенное место. О недостаточном внимании со стороны православных богословов к краеугольному вопросу спасения еще в начале XX века говорил русский богослов, церковный историк, патролог, профессор Московской духовной академии новомученик Иоанн Васильевич Попов. В своем очерке под названием «Идея обожения в древневосточной Церкви» он сказал буквально следующее: «Идея обожения, которая является в современном богословии совершенно забытой, составляла самое зерно религиозной жизни христианского Востока» . Убедиться в справедливости слов профессора можно, взяв в руки любой современный учебник по систематическому изложению православного догматического богословия, где вопросу обожения уделяется всего несколько страниц . Нельзя, однако, забывать о том, что изучение богословской системы не является самоцелью, изучением ради знания . Преподанная через учебник либо передаваемая через чтение богословского труда какого-то подвижника богословская истина, безусловно, является результатом личного духовного опыта самого подвижника. Через чтение и изучение этого опыта мы не просто пополняем багаж наших знаний, но в той или иной мере призваны стать деятельными причастниками, воплотителями этого опыта в своей жизни. Однако если с течением времени та или иная богословская мысль теряется из внимания верующих, возможность ее реализации в жизни христианина оказывается под вопросом. Нельзя не заметить, что однажды потерянное из внимания научно-богословской мысли учение об обожении утратило, безусловно, свою значимость и в повседневной церковной проповеди. Такое стечение обстоятельств привело к тому, что учение Восточной Церкви об обожении перестало являться основой духовной жизни христиан нашей Церкви. Получается, что главный жизненный вопрос каждого церковного человека: «…что мне сделать благого, чтобы получить жизнь вечную?» (Мф. 19: 16), с которым некогда обратился юноша ко Христу, в богословской литературе и пастырской проповеди остается без окончательного ясного ответа. Тем не менее, среди прочего в ответе Господа юноше прозвучало: «…приходи, следуй за Мной» (Мф. 19: 21).

http://pravoslavie.ru/73371.html

Глава II. Специальное учение св. апостола Павла о духовных дарованиях 1 Кор. 12:1–11. Показав, какое значение имеют новозаветные выражения χρις и χρισμα и классификации духовных дарований, принадлежащие разным лицам, мы приступим теперь, следуя за самим апостолом, к ближайшему рассмотрению его учения о духовных дарованиях в 1Кор. 12:1–11 . Этот отдел можно разделить на три части: 1) стихи 1–3 содержат приступ, где апостол говорят вообще о христианском состоянии, в котором одном обнаруживаются дары Св. Духа; 2) ст. 4–6 указывают источник, из которого получаются духовные дарования; 3) ст. 7–11 содержат перечисление явлений в Церкви Св. Духа, с отнесением их собственно в Е о деятельности. Речь апостола передается в подлиннике, текст которого тщательно проверен. Славянский текст не приводится, так как его легко найти в славах Библии . Русский текст предлагается в новом, исправленном и согласованном с греческим текстом переводе, при чем не обращается внимания на обработанность и литературную отделку перевода. Где нужно, указываются важнейшие варианты как греческого, так и славянского и русского текстов. 1. Приступ (1–3) 1. Περ δ τν πνευματικν, δελφο, ο θλω μς γνοεν. 2. οδατε τι τε θντ τε, πρς τ εδωλα τ φωνα ς ν γεσθε παγμενοι. 3. δι γνωρζω μν, τι οδες ν πνεματι θεο λαλν λγει· νθεμα ησος, κα οδες δναται ιπεν κριος ησος, ε μ ν πνεματι γ. Относительно же духовного, братия, не желаю, чтобы вы оставались в неведении. Вы знаете, что когда вы были язычниками, – как бы вы ходили к безгласным идолам, отводимые. Поэтому сообщаю вам, что никто, если говорить в Духе Божием, не произнесет (слов): анафема Иисус; и никто не может сказать: Господь Иисус, если не (будет говорить) в Духе Святом. В ст. 2 τι τε – чтение основывается на Син. ABCDELP н многих других. Textus receptus принимает только τι и отпускает τε с FGK и друг. В немногих минускульных кодексах – только τε. Вместо τ φωνα F и G принимают τ μορφα (безобразные). Вместо ν γεσθε G и др. – νγεσθε. Также Августин: quomodo asceodebatis (как вы восходили). В ст. 3 чтение κριος ησος принимают Син. АВС и др.; но в text. гес. с DEFKLP – винительный падеж, κριον ησον.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Fivejsk...

[ главная каталог по темам каталог по авторам каталог по названиям хронология поступлений ] [ Опубликовано на сайте " Православное чтение " : Zavet.Ru ] Сборник " Спаси и сохрани " : [ < < назад вперед > > к оглавлению сборника ] ПРОСТИ МЕНЯ, ГОСПОДИ Священник Артемий Владимиров Многие из наших соотечественников ныне с болью видят, что с Русской землей, нашим возлюбленным отечеством, совершается нечто трагическое. Целостная некогда Родина распадается на разрозненные и, что всего страшнее, враждебно друг к другу относящиеся части. Всматриваясь в причины этого распада, мы осознаем: потеряна вера, потеряна культура, потеряно экономическое единство. А мне пришло на ум недавно, что все свершающееся ныне с нами есть праведное воздаяние Божие.      Около столетия тому назад Федор Михайлович Достоевский писал о слезинке невинного младенца, из-за которой он и его герой готовы были отказаться от мировой гармонии. Если вдуматься, становится очевидным: то, что сейчас на нашей земле ежедневно свершается по нескольку тысяч убиений утробных младенцев и расчленяется под ножом убийц младенческое тельце, еще не успевшее явиться на свет Божий, убивается младенческая душа, и является главной причиной всех и всяческих внешних распадов, трагедий и того смутного времени, которое мы переживаем. Безмолвный крик каждого такого младенчика восходит на небеса и вопиет об отмщении за злодеяние. Поистине, только лишь вырвавшись на свет Божий, усвоив уму и сердцу истины веры и нравственности христианской, мы можем увидеть ту страшную непроницаемую тьму греха, которой ныне окутана вся земля, и наше Отечество в частности. И можем ужаснуться той мере безмерного злодеяния, которое ныне свершается и не вызывает ни у кого ни чувства отвращения, ни стыда, ни покаяния.      Когда зачинается телесный состав будущего человека, Господь непостижимо созидает из небытия в бытие бессмертную, по образу и подобию Божию созданную человеческую душу. Поэтому зачатие - это подлинное таинство. И Церковь особыми празднествами именует зачатие Иоанна Предтечи, Пресвятой Владычицы Богородицы. .Раскрывая Библию, мы находим в ней такие слова: " Ты, Господи, хранишь младенцев " . Господь не только созидает младенческую душу и тело, но и премудро взращивает плод во чреве матери, готовя его к исхождению на свет Божий. В самое естество человеческое, душу и сердце матери вложен инстинкт, безотчетное стремление делать все, что только способствует сохранению, возрастанию дитя. И, следуя этому инстинкту, она приближается к раскрытию своих сил в служении материнства.

http://zavet.ru/vladimirov01.htm

Закрыть itemscope itemtype="" > Наставления старца Ефрема Аризонского 16.12.2019 1236 Время на чтение 9 минут Источник: Православие.Ru Восьмого декабря отошёл ко Господу старец Ефрем Аризонский (в миру Иоаннис Мораитис; 1928 –2019), духовное чадо преподобного Иосифа Исихаста. Сегодня, на 9-й день по кончине старца, почтим его память, вспомнив его наставления. Старец Ефрем Аризонский (Мораитис) «Необходимо подчинить свою жизнь определённому чину» «Чтобы обрести спасение, необходимо подчинить свою жизнь определённому чину. Ведь где порядок – там мир, а где мир – там и Бог; но где беспорядок – там путаница, а где путаница – там диавол». «Для того чтобы в жизни был порядок, необходимо следовать наставлениям духовного отца». «Так же как врач обследует больного, ставит диагноз и на основании этого диагноза назначает лечение, как и больной, чтобы получить исцеление, должен аккуратно принимать все лекарства и в точности выполнять рекомендации врача, и как самое малое отклонение от схемы лечения ставит под угрозу всё выздоровление, – так и, когда духовный врач назначает духовную терапию, верующий обязан следовать его советам и исполнять данные ему правила». Старец Ефрем перечислял эти правила: «Молитва, земные поклоны, чтение Нового Завета и всего Священного Писания (Новый Завет – это новая Благодать Христова, вся Благодать Святой Троицы, а Ветхий – тень Её). Затем – это пост и внимание к помыслам». Как правильно организовать свой день Старец давал практические советы по организации своего дня: «Сон – это образ смерти. Мы спим и не знаем, где в это время находимся, не ощущаем времени, и вновь восстаем, возвращаемся к осознанной жизни. Поблагодарив Бога от всего сердца за то, что Он удостоил нас вновь увидеть дневной свет, станем просить Его об оставлении наших грехов». «Благодатью Божией мы поднимаемся утром, кто раньше, кто позже. Первое, что нам надлежит сделать, по нашему христианскому долгу и обязанности, по душевной необходимости, ради спасения – это встать на колени, поднять руки к Богу и помолиться».

http://ruskline.ru/opp/2019/12/16/nastav...

Закрыть itemscope itemtype="" > Путь веры Рассказ православной пакистанки 15.08.2013 295 Время на чтение 7 минут Я - священник Русской Зарубежной Церкви в Пакистане, служу в храме преподобного Сергия Радонежского в Саргодхе, а также окормляю семьи обратившихся в Православие иранцев в Исламабаде. Основное направление моего служения - научение моего народа православной вере. Я перевожу православную литературу на местные языки для наших верующих. Занимаюсь защитой прав угнетенного христианского меньшинства в Пакистане. Пишу статьи, направленные против дискриминационного законодательства страны, в защиту прав человека. Хотел бы предложить вниманию читателей беседу с одной из наших прихожанок - госпожой Робиной Аделой. Ей 46 лет, она социальный работник и активная участница Всепакистанского альянса религиозных меньшинств. Она замужем, мать троих детей. Ее муж, Халид Расид Эндрю, ранее служил в ВВС Пакистана . Старший сын Арслан Джастин учится в колледже, дочь Тахсин Монесса - в восьмом классе, а младший сын Зимран Винсент - в четвертом. Вся семья приняла Православие. Она приняла святое крещение и миропомазание от отца Адриана 31 января 2011 года. Ранее г-жа Робина Адела принадлежала к Объединенной пресвитерианской церкви в Пакистане; эта деноминация базируется в США, а свою деятельность на территории Пакистана начала еще до образования нашего государства. Сейчас Робина Адела чувствует себя счастливой и живет очень наполненной духовной жизнью. Она участвует во всех делах прихода. Мечтает и молится о том, чтобы ее младший сын Зимран Винсент стал священнослужителем. Я спрашивал г-жу Робину Аделу, которая, как и все мы в Пакистане, обратилась в Православие сравнительно недавно, о ее вере, чтобы этим примером помочь читателям лучше понять взгляды и ценности православной пакистанки, а также то, как они влияют на ее повседневную жизнь. Священник Иосиф Фарук - Начнем с вашей личной судьбы. Как вы узнали о Православии и почему решили присоединиться к Православной Церкви? - Церковная жизнь под руководством нашего пастора из Объединенной пресвитерианской церкви в Пакистане меня не удовлетворяла. Я чувствовала, что в моей жизни чего-то недостает; как я потом поняла, мне не хватало причастия Тела и Крови Христовых. Кроме того, проповеди пастора и службы в этой церкви мало что давали мне лично, всё это пение псалмов и религиозных гимнов, чтение Библии и очень длинные проповеди.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Театр - это мip 20.03.2018 11882 Время на чтение 6 минут В статье иерея Георгия Селина «Искусство в жизни православного христианина» , недавно опубликованной на сайте «Ветрово» , есть такие слова: «Можно даже сказать, что богослужение - это Божий театр, Божие представление, и никакого кощунства в этих словах не будет». Похожие слова слышала когда-то от одной актрисы: она тоже говорила, что церковь - «это такой прекрасный театр». Думаю, что если такое сравнение допустимо, то театр правильнее назвать пародией на Церковь, Церковью наоборот. Устройство театра действительно чем-то напоминает устройство Храма: сцена как будто изображает амвон, закулисье - алтарь, зрительный зал - «место верных», где стоят во время богослужения мipяhe. Вспомним известные выражения, в которых театр наделяется сакральными свойствами: «храм искусства», «священнодействуй или убирайся вон», «искусство требует жертв». Название знаменитой книги Станиславского «Моя жизнь в искусстве» едва ли случайно созвучно названию труда святого Иоанна Кронштадтского «Моя жизнь во Христе», впервые изданного тридцатью годами раньше. От актеров старшего поколения мне приходилось слышать такие слова: «Театр - это не работа, а служба». Даже слово «сцена», как оказалось, является родственным слову «скиния» (от латинского scaena - шатер, палатка; скиния - это первый храм иудеев, прообраз христианской Церкви). Истоки этого странного внешнего сходства, по-видимому, нужно искать в истории античного театра, который первоначально был религиозным (в оркестре находился алтарь Диониса). Духовную, языческую природу театра прекрасно понимали большевики, которые устраивали в зданиях Храмов театры и дома культуры и пытались подменить веру культом - не только личности, но и искусства. И это им удалось: в советское время именно в культуре искала «пищу для души» большая часть интеллигенции, считая чтение книг, посещение театров, музеев, концертных залов духовной жизнью. Парадоксально, что такая подмена происходит и в наше время, когда все считают себя верующими и даже богословски грамотными: в православных Храмах снова устраивают концерты, причем по инициативе священнослужителей и прихожан. Но если Храм воспринимается не как Дом Божий, а как дом культуры, значит, несмотря на всю образованность и желание проповедовать, миссионеры не имеют главного - живой веры, благоговения, личного духовного опыта. А ведь только тот, кто сам встретился с Богом, может привести к Нему кого-то еще.

http://ruskline.ru/opp/2018/mart/21/teat...

Закрыть itemscope itemtype="" > «У верующего человека обязанность одна – быть человеком» На 88-ом году жизни отошёл ко Господу русский писатель, литературовед и историк русской культуры Александр Николаевич Стрижев 17.03.2022 1987 Время на чтение 3 минуты Фото: Pravoslavie.ru Сегодня в 8 часов утра на 88 году жизни отошёл ко Господу один из старейших авторов «Русской народной линии» русский писатель, литературовед и историк русской культуры, библиограф Александр Николаевич Стрижев. Редакция «Русской народной линии» скорбит и приносит искренние соболезнования родным, близким и всем почитателям творчества почившего. Смерть А.Н. Стрижёва – общее горе для всех любителей и ценителей русской старины, русской культуры, русской природы и русского быта. Господь да упокоит душу новопреставленного раба Божия Александра в Своих селениях праведных. В 2019 году главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Степанов в рамках программы «Старейшины. Разговоры с теми, кого нужно слушать» беседовал с Александром Николаевичем. Теперь это уже история русского народа. Новопреставленному рабу Божию Александру принадлежит такая фраза: «А у верующего человека обязанность одна – быть человеком». И сегодня это становится поистине главным. Отпевание Александра Николаевича Стрижёва состоится в субботу, 19 марта, в храме Успения Пресвятой Богородицы в Косино, http://kosino-hram.ru/ после богослужения в здании рядом пройдёт гражданская панихида, затем поминки. Краткая биография: Александр Николаевич Стрижёв (род. 12 августа 1934) — русский писатель, литературовед и историк русской культуры; библиограф. Родился в крестьянской семье в селе Тарадеи Шацкого района (тогда — в Московской, а с 1937 года — в Рязанской области). После окончания сельской семилетней школы продолжил обучение в Москве , где в 1958 году окончил редакционно-издательский факультет Полиграфического института. С 1959 г. по 1994 г. работал в Аграрном издательстве. С детства полюбил чтение, ещё в школьном возрасте начал писать стихи, публиковался в студенческих многотиражках. Первая заметка Стрижёва о природе появилась в областной газете « Ленинс кое знамя» 11 сентября 1964 года, и с этого времени он стал постоянным автором рубрики «Заметки фенолога» в различных московских газетах. В журнале «Наука и жизнь» он с 1966 года вёл рубрики «Народный календарь» и «Русское разнотравье». В 1968 году вышел «Народный календарь», в 1971 году — «Календарь русской природы» (1971), где в условиях идеологического запрета, Стрижёв избрал форму «фенологических очерков» как единственно возможный легальный способ говорить о христианской духовности народа, где воссоздана религиозно-философская картина мира. Стрижёвым было написано более 20 книг о природе («Народные приметы», «Большая книга леса», «Календарь русской природы», «Ваш кормилец огород», «Лесные ягоды» и др.).

http://ruskline.ru/news_rl/2022/03/17/u_...

Закрыть itemscope itemtype="" > Учение и Дух Великого Златоуста Память 13/26 ноября 25.11.2011 505 Время на чтение 7 минут Ко дню памяти Вселенского Учителя и Святителя Иоанна Златоуста (13/26 ноября) ниже мы помещаем статью 1907 года одного из известных русских архипастырей, митрополита (тогда архиепископа Волынского и Житомирского) Антония (Храповицкого) (1863-1936). Впервые опубликовано: Волынские епархиальные ведомости.- 1907.- С. 1081-1086 (ч. неоф.). Публикацию (по изданию: Антоний (Храповицкий), архиеп. Полное собрание сочинений. В 3-х т. Изд. 2-е. Том II. - СПб.: Изд. И.Л. Тузова, 1911.- С.426-430), приближенную к современной орфографии, специально для Русской Народной Линии подготовил доктор исторических наук, профессор А. Д. Каплин. Курсив в тексте - авторский. Цитаты оставлены без изменений . + + + Господь открыл Своей Церкви, что три Вселенские святителя имеют равное достоинство в Его всеправедных очах; но к народу Божию, народу церковному, святый Златоуст ближе всех. He говорим о нашем времени безпросветного религиозного невежества, забвение отцев Церкви, не только одичавшею паствою, но и омирщившимися пастырями: обращаем лице свое ко временам безраздельного единодушия народа и клира в жизни церковной, которое длилось у нас от времен Владимировых до дней Петровых, которое длится на православном Востоке от времен Апостольских до дней настоящих; обратим также лицо свое к тем еще «живущим и оставшимся» инокам и мирянам, особенно - единоверцам, которые живут чистоцерковным бытом. Чье имя из святых угодников услышите вы ежедневно на общественной молитве? Златоустово! Чьи книги чаще всего встретите вы в домах христианских и в наибольшем числе во святом храме? Златоустовы! Кто единственный из святых прославляется даже в день Святой Пасхи, когда упраздняются на целых 16 дней последования дневным святым? Он же, святой Златоуст, которому воспевается тропарь после Пасхальных стихир и чтение его слова. Пока чада Церкви изучали Божественное Писание, они изучали его по Златоустову толкованию, и в церкви, и дома, ибо толкования блаженного Феофилакта Болгарского, читавшиеся народу, являются лишь сокращением толкований Златоустовых. Златоуст чрез все века церковного быта остается для христиан главным истолкователем Божественного Откровения: оно входит в разумение верующих чрез Златоуста.

http://ruskline.ru/analitika/2011/11/26/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Это изображение прошлого освещает путь в будущее В Сербии вышел перевод книги Владимира Анищенкова 18.09.2020 938 Время на чтение 8 минут Известное сербское издательство «Бернар» выпустило книгу Владимира Анищенкова «Русские святые воины». Перевёл с русского языка на сербский и отредактировал книгу постоянный автор РНЛ, издатель, председатель «Русского Собрания в Сербии», генеральный секретарь «Общесербского славянского движения» Ранко Гойкович . Приводим фрагмент Предисловия, написанного Гойковичем. Дорогие читатели, вы держите в руках драгоценную книгу! Поверьте, такое, на первый взгляд, претенциозное начало, вполне соответствует содержанию книги. Позволю себе поделиться некоторыми личными впечатлениями о том, как появилась эта книга. Будучи в конце января 2020 года в гостях на радио «Победа» в Москве я получил в подарок от радиоведущего Владимира Анищенкова книгу «Русские святые воины». Тогда я даже не предполагал, сколько духовного утешения принесёт мне чтение и работа над переводом этой книги! Издательство «Бернар» чует ценные книги, и вскоре по возвращении из России я начал переводить книгу, которая оставляет особый след и в сердце, и в душе… Эта книга, помимо духовной радости, в то же время значительно обогащает знаниями по истории России. И не только об одной эпохе, но и о жизни её великих людей на протяжении тысячи лет Руси христианской. К сожалению, из-за объёма книги сербский перевод несколько уступает русскому оригиналу, но были выбраны важнейшие фигуры Русской истории - истинные столпы Российского государства и подлинно великие деятели русской истории (всего четырнадцать биографических текстов). Осада Пскова, Осада Свято-Троицкой Лавры, Освобождение Москвы в 1612 году... Есть также короткие тексты святителей Филарета Московского и Иоанна (Снычева) о Христолюбивом воинстве и короткие тексты об авторе и книге... По договоренности с Владимиром Анищенковым мне позволено было снабжать текст комментариями, пояснявшими сербскому читателю исторический контекст описываемых событий и проводящими параллели с нашей историей.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/09/18/et...

Закрыть О выборе духовных книг для чтения Слово в Неделю 4-ю Великого поста 13.04.2024 4 Время на чтение 7 минут Фото: Из интернет-источников Четвертое воскресенье Великого поста — память преподобного Иоанна Лествичника. Многие из нас, наверное, читали его книгу «Лествица», хотя нельзя сказать, что она написана для мирян. В ней говорится о христианских добродетелях и о постепенном восхождении к Богу. Когда мы говорим о лествице, на память приходит ветхозаветный образ, который дает нам Церковь в первое воскресенье Великого поста, — ангелы восходящие и нисходящие по этой лествице. Человек должен уподобиться ангелам. Действительно, в «Лествице» и в других книгах, включенных в «Добротолюбие» и рассказывающих о людях, достигших совершенства в подвиге поста и молитвы, житие монашеское именуется житием ангельским. Мы читаем, как один подвижник видит другого с лицом, сияющим, как у ангела, и даже самого ангела, стоящего с ним на молитве. Обратим внимание на одну особенность. Поучения древних пустынников и близких к нам по времени подвижников удивительным образом перекликаются с тем, что пишет преподобный Иоанн Лествичник. Часто это буквально одни и те же слова, потому что они передают их друг другу из века в век вместе с духовным опытом. Преподобный Арсений, ученик преподобного Иоанна Колова, постоянно слышал от него наставление: «Бегай людей, и спасешься». Сам преподобный Арсений говорил: «Я вас люблю, но я не могу быть вместе с Богом и с людьми. Тысячи и тысячи ангелов имеют одну волю, а у людей множество воль, поэтому подвиг, который я избираю, есть подвиг отшельничества». И другой преподобный, тоже Иоанн, говорил, что он уходит в пустыню, потому что хочет жить, как ангелы, служа Богу. Какое отношение это может иметь к нам, как это может быть связано с нашей жизнью? Прежде всего, мы должны с рассуждением подходить к выбору книг для чтения, чтобы нам, неопытным в духовной жизни, ищущим подражания несравненно более искусным и опытным людям, не впасть в ошибку. Подражание необходимо. Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что когда народ Божий исходил из Египта или когда Лот с семейством покидал Содом и Гоморру, они были водимы: в первом случае это был Моисей, совершенный человек, верный Богу, во втором — сами ангелы. Подражание необходимо, но чтение, говорит святитель Игнатий (Брянчанинов), должно быть в соответствии с тем образом жизни, который нам дан.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/13/o_...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010