Глава вторая. Песненные часы Преемственная связь службы дневных часов с ветхозаветным общественным и частным богослужением естественно предполагает и заимствование основных элементов часовой службы у древних евреев. В действительности так и было. 1. Древность песненных часов Ветхозаветное богослужение, за выключением жертвоприношений, состояло из молитв, псалмопения и чтения св. Писания. Эти же части всегда входили и в состав христианского богослужения. Молитвы ( Деян. 1:24; 2:1; 4:31; 12:12 ) вместе с пением псалмов ( 1Кор. 11:20; 14:26 ) и чтением св. Писания ( Колос. 4:16 ) употреблялись уже при апостолах. Но в христианском богослужении эти ветхозаветные формы наполнялись новозаветным содержанием и всецело были проникнуты благодатным духом учения Христова. – Молитвы, псалмопение и чтение постоянно чередовались между собою, и в этом состоял древнейший чин христианского богослужения. Так именно было при Тертуллиане . «Более усердные в молении, – говорит он, – обычно к молитвам присоединяют Аллилуиа и псалмы таким образом, чтобы заключительными словами их могли отвечать присутствующие» 52 . Уже и в этом простом иудео-христианском строе богослужения можно различать существенные элементы известного в литургической науке «песненного последования» (σματικ κολουϑα), которое было в употреблении на православном Востоке, по крайней мере, до XIII века 53 . Песненный тип часов сохранился до настоящего времени в древних Типиконах 54 и Евхологиях 55 . Отражение этого строя заметно отчасти и в чине нынешних часов. Все службы песненного строя характеризуются, главным образом, двумя существенными признаками: во-первых, обычным чередованием трех начальных псалмов – антифонов с таким же числом молитв и, во-вторых, преобладанием певческого исполнения 56 . Из менее важных признаков следует отметить произнесение ектений и чтение молитв отпуста и главопреклонения. Эти особенности, свойственные до некоторой степени еще ветхозаветному богослужению, были издревле присущи и богослужению христианскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Закрыть itemscope itemtype="" > Христианская цивилизация: новый перелом? Статья 3 25.10.2007 940 Время на чтение 19 минут Статья 1 Статья 2 Статья третья, историософско-богословская: " Узловые моменты истории " , или Об истоках кризиса европейской цивилизации Несколько слов о пресловутом единстве христианского мира Либеральные " просветители " наших дней, неустанно готовящие, по западному образцу, наш, православный, " II Ватиканский Собор " , убеждены в непреложности основного либерального догмата о " единстве христианского мира " . Как относиться к этому, если строго следовать исторической правде? Понятно, что все зависит от " точки отсчета " . То, что изначально Западная и Восточная Церкви, основанные на общем вероучении, были едины, общеизвестно и не подлежит сомнению. Однако известно и последующее расхождение двух традиций, как догматическое, так, что не менее важно, и духовное. Считать это расхождение несущественным, тем, чем можно пренебречь, может только человек с абсолютно антинаучным и вырожденческим сознанием. Афонские исихасты, Нил Сорский, Паисий Величковский, преподобный Серафим, оптинские старцы, весь сонм отцов " Добротолюбия " , мастеров " умной молитвы " , с одной стороны, и неистовый основатель ордена иезуитов Игнатий Лойола, а также изнывающие от специфического эротического возбуждения во время своих религиозных экстазов католические дамы типа " святой " Терезы или " блаженной " Анжелы, с другой, никак не могут быть носителями одной и той же традиции. Многие православные богословы связывают это крайне принципиальное расхождение, так сказать, в " методе " духовной жизни, в способе богообщения с проблемой Filioque. Дело в том, говорят они, что данное учение об исхождении Святого Духа от Отца и Сына вносит субординацию внутрь Пресвятой Троицы и принижает Третью ипостась по сравнению с первыми Это приводит к тому, что Святой Дух, то есть ипостась, как бы заведующая духовной жизнью человека, непозволительно сближается с чувственным (эмпирическим), тварным миром, и таким образом чувственный элемент вносится в духовную жизнь, в молитвенную практику. В этом и заключается главная особенность католической мистики, которая, с точки зрения строгого Православия, есть прелесть, то есть духовное искажение, помрачение. Об этом подробно писал, в частности, святитель Игнатий В понимании исихастов, это есть сведение ума в нижнюю часть сердца, близкую к утробе и к половым органам. (Правильная православная умная молитва основана на сведении ума в верхнюю часть сердца.) Данная ересь порождает многие особенности романско-католической культуры с ее специфической чувственно-мистической взвинченностью, истеричностью и прямой эротоманией (яркие примеры чего находим в многочисленных и достаточно подробных жизнеописаниях " прекрасных дам " Римско-Католической Церкви, составляющих излюбленное чтение прозападно настроенных рафинированных интеллигентов как недавнего прошлого, так и наших

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/1...

— Как осуществляется руководство издательством, кто ставит задачи, определяет и разрабатывает планы работы? — Стратегию деятельности издательства определяет правление, которое, согласно уставу, возглавляет ректор духовной академии. Все тактические, оперативные вопросы текущей деятельности издательства решают проректор по научно-богословской работе протоиерей Димитрий Юревич и директор, которые также входят в состав правления. — Какие издания уже вышли в свет, что можно сказать о периодике? — С осени 2013 года по настоящее время выпущены: учебные пособия — «Введение в Священное Писание Ветхого Завета» (автор Д.Г. Добыкин), «История Древней Греции» (А.Б. Егоров), «Россия и православный Восток» (Л.А. Герд), «“Русская идея” в русской литературе» (П.Е. Бухаркин), монография М.В. Шкаровского «История Болгарской Православной Церкви», сборник материалов юбилейной научной конференции «Архиепископ Михаил (Мудьюгин) в воспоминаниях и размышлениях», нотный сборник «Осмогласие на “Господи, воззвах”». Весной 2014 года также вышли в свет мультимедийные учебные пособия из цикла «Библейская археология»: «Святая Земля», «Малая Азия», «Иордания». Этот уникальный проект осуществлен кафедрой библеистики Санкт-Петербургской духовной академии. Научно-богословский журнал «Христианское чтение» в течение этого года приобрел новое оформление и более строгий, академический вид. В августе 2013 года журнал включен в Российский индекс научного цитирования, а со второго полугодия 2014 года входит в каталоги «Роспечать» и «Почта России». Таким образом, журнал «Христианское чтение» теперь подписное издание, и в любом отделении «Почты России» по всей стране и в странах ближнего зарубежья можно подписаться на наш журнал. После небольшого перерыва было возобновлено издание студенческого журнала «НЕвский БОгослов» (НЕБО). Рассчитанный на самую широкую аудиторию журнал стал издаваться в новом, более качественном полиграфическом оформлении. Обновился состав молодежной редакции журнала, теперь в нее входят студенты бакалавриата, магистранты и аспиранты духовной академии.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3727191...

Обязанности относительно частного и домашнего служения Богу 9 Необходимость и разделение сих обязанностей Св. Церковь не оставляет нас без своего руководства и вне общественного Богослужения, когда мы находимся дома и одни. Ибо бытие и промысл Бога, всем управляющего, смиряющего и милующего нас, ощутительны как для целого общества, непрестанно устами Церкви возносящего мольбы и жертвы свои ко Всевышнему, так и для всякого из нас. Посему руководя и освящая целое общество, Церковь внушает и каждому члену своему особенные частные обязанности, проистекающие или вообще из духа христианского благочестия‚ каковы: домашняя молитва , чтение Слова Божия, исповедание Бога, или из особенной любви к Богу, –каковы: обеты. Домашняя молитва Бывая в известные дни в общественных храмах молитвы, мы обязаны молиться Богу и дома, ежедневно в известные часы, следуя внушениям Священного Писания и Предания. Пророк и Царь Давид говорит о своей домашней молитве: вечер, заутра и полудне повем и возвещу и услышите глас мой ( Пс. 54:18 ). Пророк Даниил в горнице, обращенной к Иерусалиму, в три времена дне бяше преклоняя колена своя, молился и исповедаяся пред Богом своим ( Дан. 6:10 ). Сам Господь наш Иисус Христос сокровенно и уединенно молился, и нам заповедует входить для молитвы в клеть и затворив двери молиться Отцу небесному ( Мф. 6:6 ). Ап. Петр входил в особую горницу для сокровенной молитвы ( Деян. 10:9 ). Молитва домашняя ежедневная и особенная, при некоторых обстоятельствах, указанная Словом Божиим, напр. пред отправлением в путь, пред начатием учения и иными начинаниями и по окончании дел, столь же необходима, сколь необходимо постоянное сознание наших немощей и вседетельного Промысла Божия, без содействия и попущения коего ничто не совершается. Домашнею молитвою к Богу, по силе обетования Божия, мы ежедневно освящаем себя и свои дела, приобретаем особенное благословение Божие и помощь на доброе и успешное делание, исповедуем свою веру в вездеприсутствие Божие, свое смирение перед всемогуществом Божиим, упование на всеблагий Промысл и высокое стремление к общению и единению с Господом и Святыми. Домашнее чтение слова Божия

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Послесловие Быть христианином – значит не только знать Символ веры , не только регулярно ходить в храм, исповедоваться и причащаться, но и жить по-христиански. А жить по-христиански – значит жить не по стандартам «мира сего», а по иным правилам и законам. Это предполагает готовность плыть против течения, требует духовного героизма, а в ситуации прямых гонений – исповедничества и мученичества. Иисус первым прошел по этому пути и Своим последователям не указал никакого иного пути. Старайтесь каждый день читать Евангелие – по главе, по зачалу 137 , или хотя бы по нескольку строк. Положите Евангелие на видное место (на рабочий стол, на прикроватную тумбочку) и обращайтесь к нему как можно чаще. Через это чтение Христос будет незримо присутствовать в Вашей жизни, Его живой голос будет звучать в Ваших ушах и откликаться в Вашем сердце. Евангелие – школа духовной жизни. Даже если Вы прочли тот или иной евангельский рассказ много раз и уже знаете его почти наизусть, он может неожиданно раскрыться для Вас по-новому. Хотел бы дать Вам совет, основанный на опыте многих людей: если у Вас есть полная Библия , не пытайтесь прочесть ее сразу целиком. Начните с Нового Завета: читайте сначала только четыре Евангелия, потом попробуйте почитать книгу Деяний апостольских и соборные послания. Прежде чем читать послания апостола Павла, обратитесь к Ветхому Завету и прочитайте из него первые две книги – Бытие и Исход. Потом вернитесь к Евангелиям и перечитайте их заново, а затем уже переходите к посланиям апостола Павла. Чтение Библии в таком порядке поможет Вам привыкнуть к ней, почувствовать ее внутренний ритм, уловить взаимосвязь между Ветхим и Новым Заветами. Далее Вы уже сможете самостоятельно путешествовать по Библии, выбирая для себя те книги, которые Вам интересны. Старайтесь каждый день читать Псалтирь – хотя бы по одному или нескольким псалмам 138 . В этой библейской книге содержатся самые разные молитвы – и скорбные, и радостные, и короткие, и длинные. Вся гамма молитвенных переживаний отражена в ней, и в каком бы духовном, эмоциональном или физическом состоянии человек ни пребывал, он всегда найдет в ней что-нибудь подходящее для себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

1)  Наставник богословских наук, как мы видели, должен был преподать: а) Богословие изъяснительное, б) Богословие созерцательное, или Догматическое, в) Богословие нравственное, г) Археологию и д) Чтение священного писания. Ректор и учитель богословских наук архимандрит Афанасий в течение первого учебного курса преподал: а) Богословие изъяснительное по системе Рамбахия с приложением к сему образца изъяснения, по преподанным правилам, на послание св. апостола Павла к Ефесеям, б) Богословие созерцательное по учебной книге Irenaei compendium Theologiae dogmatico-polemicae в том объеме, в каком оно изложено в этой книге; в) Богословие нравственное по сокращению из Institutiones Theologiae moralis Buddaej, именно: а) Богословие деятельное подлежательное, или богословское нравоучение; b) Богословие деятельное предметное, или право богословское, и с) Христианское благоразумие, – при чем прочитана была и книга о должностях пресвитеров приходских; г) Археологию. Так как для этой науки учебника не было указано, то записки по ней составлены были самим наставником при пособии Antiquitatum ecclesiasticarum Bingami и отечественных книг: Новой скрижали и изъяснения на литургию 87 . При сем в каждый учебный день в начале класса предлагаемо было ученикам чтение нового завета с надлежащими объяснениями и нравственными приспособлениями; также учащиеся как по окончании созерцательного богословия так наиболее по окончании археологии занимаемы были чтением священного писания с требованием от них отчета по руководству к чтению священного писания и, сверх означенных занятий в классе и сверх надлежащих приготовлений к урокам, ученики упражняемы были как чтением писаний св. отец догматических, как-то: Афанасия Александрийского , Григория Богослова и Иоанна Дамаскина и нравственных: Иоанна Златоустог о, Амвросия Медиоланского , Григория Великого , Августина, Макария Египетского , о подражании Иисусу Христу и прочих с должными также отчетами, замечаниями и выписками, так и пространными, равно как и краткими, рассуждениями и сочинением поручений на праздничные дни.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3. Имена Божии в молитвословиях мусульман 1) Исламские молитвословия (салять, намаз) слагаются из молитвенных воззваний к Богу (Величания, Хваления, чтения Корана, Благословений). Эти молитвословные воззвания и чтения из Корана, произносимые и читаемые в установленном для них порядке, и сопровождаемые определенными положениями тела (состоянием, коленопреклонением, сидением), составляют так называемые рякъяты (порядки). Суточные пятивременные молитвословия (утренняя, полуденная, павечения, вечерния, повечерния) различаются только числом рякъятов; но внутренний состав их всегда одинаков. И так как они повторяются и в каждодневных пятикратных молитвословиях, и в полуденное молитвословие сборнаго дня (пятницы), недельного праздника у мусульман, и в молитвословиях годовых у них праздников – Фитра и Курбана, и в молитвословиях семи благословенных ночей в известные месяцы года: потому можем здесь привести все главные части, составляющие их богослужение, и в них иметь основание судить, сколько помогают мусульманину его молитвословия или намазы к уразумению имен Божиих. Для этого приводим здесь полный арабский текст исламских молитвословий и при нем русский перевод. В каждый рякъат входит: При состоянии: а) Величание, из слов: Велик Бог. б) Хваление, из слов: Хвала Тебе, Боже, и слава Тебе! да благословится имя Твое, и да превознесется величие Твое, потому, что кроме Тебя нет никакого Бога. в) Чтение Корана: а первая глава его, фатиха: Убежище мое в Боге от Сатаны, прогнанного камнями. Во имя Бога, милостивого милосердаго. Слава Богу, Господу миров, милостивому, милосердому, держащему в своем распоряжении день суда. Тебе поклоняемся и Тебя просим помощи: веди нас путем прямым, путем тех, которых ты облагодетельствовал, не тех, которые у Тебя под гневом, и тех, которые блуждают. б, Сюря – чтение небольшой главы, какая в конце Корана; или из других глав три, два стиха, даже один, если он величиной в слов пятнадцать. Для образца сюры приводим 112 главу Корана: ихляс «Чистота веры»:

http://azbyka.ru/otechnik/Gordij_Sabluko...

7. Протопопы выступают Зеньковский С.А. Русское Старообрядчество После своего освобождения из первой ссылки Неронов выступает в Нижнем Новгороде уже окруженный значительным числом а город начинает под его влиянием жить более благочестивой жизнью, следуя примеру его самого и его последователей из числа духовенства и мирян. “Начати быти тишина и неблазненное [т. е. благочинное] житие в граде Нижнем”, — отмечает его Авторитет бывшего ученика Дионисия так растет, что в середине 1630-х годов объединившаяся вокруг него и, видимо, влиятельная группа священников решается давать советы самому патриарху, как управлять церковью и что должно делать главе русской церкви, чтобы поднять духовный уровень духовенства и прихожан. Правда, Нижний Новгород был в это время частью московской епархии, главой которой был сам патриарх, и поэтому патриарх и был ближайшей епископской инстанцией, к которой могло бы обратиться нижегородское духовенство. Но священники, все же решаясь на такой шаг, минуя местных духовных старост и благочинных, делают весьма необычный для русского православия поступок. В 1636 году девять нижегородских протопопов и священников, возглавляемых Нероновым, подают патриарху Иоасафу (1634—1641), преемнику Филарета, “память”, или по-современному доклад, в котором дают весьма печальную картину русских церковных нравов и просят принять срочные меры для поднятия благочестия и спасения находящегося в опасности Протопопы и священники начинают свою “память”-челобитную с указания на царящие в храмах “мятеж церковный и ложь христианскую”, т. е. на непорядки и несоблюдение духа веры. Далее они обвиняют само духовенство в “ленности и нерадении”. По вине причта церквей, спешащего поскорее отбыть богослужение, в церквах водворилось так называемое многогласие — одновременное чтение молитв и пение песнопений членами клира и хором. “Говорят голосов в пять-шесть и более, со всем небрежением, поскору”. Вместо ясного и внятного богослужения прихожане должны терпеть одновременное чтение разных молитв, возглашения диакона, пение стихир хором. В результате никто не может понять богослужения, и прихожане не могут приобрести пользы душевной от пребывания в храме. В самой церкви во время службы нередко происходит шум, прихожане даже не считаются с тем, что идет церковная служба, ходят, разговаривают, не слушают молитв и Евангелия. “Прокураты”, т. е. призреваемые церковью люди острят, обмениваются шутливыми замечаниями, спорят...

http://sedmitza.ru/lib/text/439481/

  разделы   рассылка  распечатать Епископ Егорьевский Марк (Головков) " Книга была моим спутником, начиная с детства... " Источник:  Православная книга России – Что для Вас чтение, книги? Какую роль все это сыграло в Вашей жизни? – Я всегда любил книги, с самого детства. Когда я был ребенком и еще не умел читать, мама читала мне по вечерам духовную литературу, например Киево-Печерский патерик, Византийские легенды (в те времена под такими названиями проходили жития святых), житие Симеона Столпника. Чрезвычайно любил книги и мой отец. У него была достаточно неплохая библиотека, которая включала в себя множество дореволюционных книг. Собирая библиотеку, отец общался с разными коллекционерами, приобретал или обменивал на светские книги и журналы духовную литературу, например труды святителей Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника. Временами ему попадались книги, когда-то принадлежавшие священникам. Таким образом, с детства меня окружала не только та литература, которая была положена по программе, не только учебники, но и литература духовного содержания и, разумеется, молитвослов. Вспоминаю, как мы собирались всей семьей и читали молитвы. Потом, когда я подрос и стал учиться в школе, я любил листать старые духовные журналы, труды Киевской духовной академии, Казанской Духовной Академии, журнал " Христианское чтение " Санкт-Петербургской Духовной Академии, журнал " Нива " . В то время духовная литература была в основном дореволюционной: либо непосредственно дореволюционные книги, либо какие-то перепечатки с дореволюционных книг, и достать их было очень непросто. Отец не был сторонником приобщения к массовой культуре и из принципиальных соображений не покупал телевизор, говоря так: " Если дети захотят пойти в кино, я дам им 10 копеек (сколько стоил раньше детский сеанс), но они не будут портить глаза, часами сидя дома перед телевизором " . Поэтому в свободное время я ходил в библиотеки, читал книги, которые проходили по программе в школе, и то, что было мне в тот момент интересно. Надо сказать, что не только духовная литература меня привлекала. Я читал и историческую, и патриотическую, и приключенческую литературу.

http://religare.ru/2_43577.html

Беседа 11. Если потребуется, Бог встанет со Своего трона и спустится, чтобы помочь тебе. Сколько рук у Бога? Не будь занудой! Праведному Церковь не нужна. Святые и мы – одно Тело. Какой молитвослов был у апостолов. Сегодняшнее Евангельское чтение показало нам, что Господь готов искать нас по улицам, по переулкам, по дорогам и по изгородям. Сегодня мы продолжаем наши беседы по Книге Откровение Иоанна Богослова и начинаем чтение 4-й главы Апокалипсиса. 4 глава содержит в себе начало нового видения, второго видения, изображение нового величественного зрелища, открывшегося пред взором святого Иоанна. И начинается повеление ему взойти в отверстую дверь Неба, чтобы увидеть, чему надлежит быть после сего. Итак, 4 глава начинается такими словами: «После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе» ( Откр.4:1 ). Мы с вами изучили в Откровении послания семи церквам. Как мы с вами увидели, семь церквей – это и семь реальных общин, которые существовали в древние времена, во дни апостолов, но это в то же время и семь периодов в истории Церкви, а также – это и семь духовных состояний, которые могут переживать разные христианские собрания. Отличительная черта собеседования Господа с разными церквами – это доброжелательное отношение к каждой христианской общине, хотя мы увидели, что у этих общин были различные, иногда очень серьезные проблемы. Но, как сегодня было сказано на проповеди, Бог не меняет отношения к нам, Бог неизменяем, Бог – не человек, чтобы Ему изменяться. Итак, 4 глава начинается словами: «После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе» . Андрей Кесарийский поясняет: «Отверзение двери означает раскрытие сокровенных тайн Духа». Господь имеет намерение не скрывать Свои тайны от рабов Своих. И в разные времена существования исторического христианства Господь всегда по-новому открывает людям Свои тайны, потому что каждое время, имеющее свои особенности, имеет и новое видение Божественных Тайн. Помните, как мы с вами беседовали о печати антихриста, и мы вспоминали наших родителей, наших дедов, прадедов. Когда была октябрьская революция, они все были уверены, что это пятиконечная звезда. И они были правы. В другие времена христиане имели другое представление о том, что такое печать антихриста, и они тоже были правы. Для каждого времени есть свои искушения.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010