Православное чтение ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ [Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Тематики] [Вопросы] [Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая] ГЛАВНАЯ СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВО Современные искушения Жизнь после смерти Демографическая война Секты и лжеучения ИНН Все темы ВОПРОС - ОТВЕТ МАМАМ И ПАПАМ РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕЧКА КРОХОТКИ НОВОСТИ ГОСТЕВАЯ К ПРОБЛЕМЕ ЧИСЛА " 666 " ДОКЛАД М.С. ИВАНОВА, ПРОФЕССОРА МОСКОВСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ VII Пленум Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви Московская Духовная Академия 19-20 февраля 2001 г. Интерес к христианской эсхатологии, значительно возросший в церковных и даже околоцерковных кругах в последнее время, сводится в основном к двум темам: о " конце света " и о явлении антихриста. Причем вторая тема, в свою очередь, тоже предельно сужается и ограничивается только " начертанием " , или " именем зверя " и " числом имени его " (Откр. 18,17-18). Выяснение причин смещения эсхатологических акцентов не входило в мою задачу, хотя такое выяснение, на мой взгляд, в значительной мере помогло бы понять, на какой почве возникли существующие сегодня разногласия в понимании тех или иных проблем эсхатологии. В своем выступлении я остановлюсь на второй теме, причем в том же суженном варианте, какой и стал в наши дни предметом горячих дискуссий. В центре дискуссий находится известный текст св. ап. Иоанна Богослова: " всем - малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам - положено будет начертание на правую руку их или на чело их. И... никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть " (Откр. 13,16-18). Совершенно очевидно, что ап. Иоанн употребляет в этом тексте число не в его арифметическом, а в каком-то ином значении, определить которое нам поможет знакомство с древней вообще и библейской в частности традициями употребления чисел. Общим для этих традиций является то, что числа в них выступают не только в системе счета, но и в мировоззрении, в ритуальных и культовых отправлениях, в философии, искусстве, народных обычаях. В этих случаях числа несут, как правило, значительную смысловую нагрузку, что даже позволяло создавать о них то или иное учение, т.е. ту или иную нумерологию. Что же касается расхождений в нумерологических традициях, то они были более существенны, чем их сходства. Это объясняется тем, что Израиль жил в окружении языческих народов, мифология которых оказывала влияние и на их нумерологию.

http://zavet.ru/inn-ivanov.htm

Прежде всего, по смерти каждого христианина тело его предают христианскому погребению. Тотчас по смерти тело умершего омывают и одевают в белые одежды (саван), или же в одежды, приличные его званию и должности, какие он занимал при жизни. Белые одежды обыкновенно указывают на то, что каждый христианин при крещении дает обет проводить жизнь в чистоте и что умерший отходит в другую жизнь с очищенною покаянием душею; одежды же звания означают то, что он должен будет дать Богу отчет в тех делах, которыми занимался при жизни. Омывши и одевши умершего полагают во гроб. На лоб его возлагают венчик, т. е. ленту с изображением Иисуса Христа, Божией Матери и Иоанна Предтечи, – в знак того, что умерший всегда вел борьбу с грехом и умер с надеждою получить венец на небесах, а на руки полагается икона или крест в знак того, что умерший, как православный христианин, имел веру в распятого на кресте Спасителя. Тело его покрывается покровом в знак того, что он находится под покровом Церкви Христовой. Погребение обыкновенно совершается на третьи сутки. До этого времени при гробе умершего служатся панихиды, и отправляется чтение Псалтири. Слово панихида – греческое и означает всенощное богослужение. Название произошло от обыкновения древних христиан собираться ночью, во избежание подвергнуться преследованиям со стороны язычников, в подземных пещерах, так называемых катакомбах, и там, при гробах умерших христиан, в продолжение ночи отправлять свои молитвы и песнопения. По своему составу панихида есть сокращенный чин отпевания. Кром панихид над умершим читаются псалмы. В Псалтири есть псалмы полные грусти и утешительные, и чтение их доставляет много утешения скорбящим. Но чтение Псалтири кроме этого приносит облегчение и душе умершего. В псалмах содержатся молитвы человека, взывающего к Богу о прощении грехов. В этих молитвах, возносимых читающим Псалтирь и домашними, участвует и душа умершего. Посему при чтении Псалтири чрез несколько псалмов повторяется особенное молитвенное обращение к Богу об умершем. В назначенный для погребения день тело умершего, по совершении литии, выносят в храм. Во время выноса поется Трисвятое. Этим пением родственники умершего просят Бога о помиловании его и о том, чтобы Он дал ему вместе с ангелами непрестанно славословить Господа. Во время выноса производится звон. Он напоминает о трубе ангела, которая раздастся в последний день мира. В храме гроб с телом умершего ставится посреди церкви, лицем к алтарю, а около гроба возжигают свечи. Погребение обыкновенно совершается после литургии, хотя по нужде может быть совершено и в другое время.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Богословский вестник Братский вестник Богословские труды Вестник древней истории Вера и разум Воскресное чтение Душеполезное чтение Журнал Московской Патриархии И.Флавий, Арх Иосиф Флавий. Археология, или Об иудейских древностях Новый энциклопедический словарь, изд. Брокгауза и Ефрона Православная богословская энциклопедия Православная мысль Православное обозрение Православный собеседник Прибавление к творениям св.Отец Толковая Библия Странник Труды Киевской Духовной Академии Христианское чтение Чтения в Обществе любителей духовного просвещения Bible et Terre Sainte The Jerome Biblical Commentary. Ed.R.Brown, J.A.Fitzmyer, R.E.Murphy, v. I- II, London, 1968. Robert A., Feuillet A. Introduction а la Bible, v. I- II, Tournai, 1959. I. Жизнь Иисуса Христа: общие труды, источники —————————————————— Звездочкой отмечены книги, рекомендуемые начинающим изучать Евангелие. Список литературы, посвященной историческому фону Евангелий и библейской религии последних веков до н.э. см. в кн.: Мень А. На пороге Нового Завета. Библия с приложениями. – Брюссель, Жизнь с Богом, 1973–1977. 2. Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа. – М., Московская Патриархия, 1976. 3. Новый Завет с приложениями. Брюссель, Жизнь с Богом, 1965; фототип. изд. Брюссель, Жизнь с Богом, 1967; 2е фототип.изд., 1970. Новый Завет. – Рим, 1944 и 1946. 5. Новый Завет. Новый перевод с греческого подлинника с параллельными местами. Лондон, 1970. 6. Aland K. Synopsis Quattuor Evangeliorum. Stuttgart, 1973. 7. Benoit P., Boismard M. Synopse des quatre Evangiles, t. I- II, Paris, 1972. 8. Novum Testamentum graece cum apparatu critico curavit, Eberhard Nestle. Stuttgart, 1963. Гладков Б.И. Евангельская история. СПб., 1913. Слово Жизни вечной. Евангельское повествование. Составил по текстам Нового Завета свящ. Иоанн Корниевский. Брюссель, Жизнь с Богом, 1959. 11. Феофан (Говоров), еп. Евангельская история о Боге-Сыне, воплотившемся нашего ради спасения, в последовательном порядке изложенная словами святых Евангелистов. М., 1918.

http://azbyka.ru/syn-chelovecheskij/9

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей протоиерей Георгий Митрофанов Проповедь в Неделю Торжества Православия " loading="" decoding="" title=""/> Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Вот и завершилась Первая седмица Великого Поста. И сегодняшний воскресный день в сознании каждого из нас запечатлен прежде всего празднованием Торжества Православия. Это событие, которое произошло более тысячи лет назад, когда была повержена одна из самых значительных ересей в истории Церкви, как правило, закрывает от нас смысл евангельского чтения, которое звучит на Литургии первого воскресного дня Великого Поста. А между тем, это евангельское чтение, прозвучавшее сегодня по окончании Первой седмицы имеет очень глубокий не очень бросающийся в глаза на первый взгляд смысл. Давайте вспомним сегодняшнее евангелие, содержание которого даже для некоторых из вас уже основательно забылось. Ибо прозвучавшее сегодня евангелие, чин Торжества Православия величественно утвердило в наших сердцах торжеством в Церкви. А вот евангельское чтение за Литургией, как ни странно, поразительным образом перекликается с тем духовным состоянием, которое, наверное, возникло у многих из нас в Первую седмицу Великого Поста. Когда много каялись, когда мы, от многого отказавшись, попытались забыть о мирском, о суетном, а значит, приблизились к Богу. И вот сегодняшнее евангельское чтение удивительно человечно и, внимательно вчитываясь, вслушиваясь в слова этого евангельского чтения, мы открываем для себя Христа, как очень нам близкое, очень дорогое существо. И Он стал для нас таковым именно потому, что Первая седмица Великого Поста стала для нас приближением, временем отвержения от мира и приближения к Богу. В сегодняшнем евангельском чтении говорится о том, как пришедший в Галилею Спаситель, еще почти никем не узнанный и не признанный, встретился с еще одним Своим будущим апостолом, Филиппом. Святой апостол Филипп сразу узнал в проповеднике из Назарета Мессию, Спасителя и устремился поделиться этой радостной вестью с одним из своих ближайших единомышленников, единоплеменников, тоже будущим апостолом Нафанаилом. Он прибежал к нему, именно прибежал, ибо исполнен был радости и восторга, и торжественно возвестил о том, что пришел Мессия; что Тот, о Ком говорил Моисей в законе, о Ком писали пророки, пришел – и это сын Иосифа, Иисус.

http://azbyka.ru/propovedi/propoved-v-ne...

Скачать epub pdf Библиография Принятые в Библиографии сокращения БВ – Богословский вестник БВс – Братский вестник БТ – Богословские труды ВДИ – Вестник древней истории ВР – Вера и разум ВЧ – Воскресное чтение ДЧ – Душеполезное чтение ЖМП – Журнал Московской патриархии И. Флавий, Арх. – Иосиф Флавий. Археология, или Об иудейских древностях НЭС – Новый энциклопедический словарь, изд. Брокгауза и Ефрона ПБЭ – Православная богословская энциклопедия ПМ – Православная мысль ПО – Православное обозрение ПС – Православный собеседник ПТО – Прибавление к творениям св. Отцев ТБ – Толковая Библия Ст – Странник ТКДА – Труды Киевской духовной академии ХЧ – Христианское чтение ЧОЛДП – Чтения в Обществе любителей духовного просвещения 1. Жизнь Иисуса Христа 1. Общие труды, источники 1 . Библия с приложениями. – М.: Московская Патриархия, 1968:1988. 2 . Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа. – М.: Московская Патриархия, 1976. 3 . То же с приложениями. – Брюссель: Жизнь с Богом, 1965; фототип. изд. – Брюссель: Жизнь с Богом, 1967; 2-е фототип. изд., 1970. 4 . То же – Рим, 1944 и 1946. 5 . То же. Новый перевод с греческого подлинника с параллельными местами. – Лондон, 1970. 6 . Гладков Б. И. Евангельская история. – СПб., 1913. 7 . Слово Жизни вечной. Евангельское повествование (составил по текстам Нового Завета свящ. Иоанн Корниевский). – Брюссель: Жизнь с Богом, 1959. 8 . Феофан (Говоров), еп. Евангельская история о Боге-Сыне, воплотившемся нашего ради спасения, в последовательном порядке изложенная словами святых Евангелистов. – М., 1918. 9 . Бобровский А. Из эпохи зарождения христианства: 1. Свидетельства нехристианских писателей первого и второго веков о Господе нашем Иисусе Христе. – Париж, 1929. 10 . Вега (В. В. Гейман). Апокрифические сказания о Христе: Книга Никодима. – СПб., 1912. 11 . То же: Книга Девы Марии. – СПб., 1912. 12 . Тоже: Книга Иосифа Плотника. – СПб., 1914. 13 . Лопухин А. П. Незаписанные в Евангелии изречения Христа Спасителя и новооткрытые изречения Его. – СПб., 1898.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

Соната о смерти (+Аудио) Чтение на каждый день поста 2 декабря, 2014 Чтение на каждый день поста Рубрика Правмира – «Чтение на каждый день поста», – это проповеди, слова и главы из книг лучших мыслителей, богословов и проповедников. Аудиобеседы на 10-20 минут, сопровождаемые текстом — можно успеть прослушать даже между делом. Мы отбираем недлинные и глубокие фрагменты, чтобы у каждого была возможность хотя бы 10 минут в день подумать о главном. Интродукция Христианство — странная религия. Странная и мрачная. Посудите сами: черные одежды, посты и поклоны, самоистязания и ограничение своей воли, послушание, терпение и смирение — никаких человеческих радостей не остается! Все настолько серьезно, что возникает соблазн объяснить суровость обычаев позднейшими влияниями: католическими, манихейскими, эллинскими, римскими… По этому пути пошли протестанты: мол, засохла первоначальная апостольская чистая радость под чуждыми культурными наслоениями. Но дело оказывается еще хуже. Не только в крайностях и уклонениях, но и в самом идеале христианской жизни — те же мрачные тона. Мученики и монахи-подвижники — вот два главных образца для последователей Христа—и сегодня, и в глухие средние века. Мучеников, как понятно из самого названия, мучили — детали изощренных пыток (со строганиями и прижиганиями) занимают практически весь объем их жизнеописаний. Преподобные отцы-отшельники тоже принимали мучения, но не публично, а в уединении пустыни, и не от жестоких правителей, а по доброй воле, в борьбе со своими страстями. Продвинемся еще дальше—дальше от внутреннего опыта Церкви, взглянем на христиан глазами стороннего наблюдателя — и зрелище откроется поистине жуткое. На каждом углу и в каждом храме орудия пыток и убийств выставлены для поклонения и прославления, изображения умирающих и гробницы умерших — это самые почитаемые предметы. Со времен первых христиан Литургия, общее собрание за Трапезой, совершается на кладбищах, вместо столов — гробы мучеников. До сих пор на престолах православных храмов полагаются останки святых. Так что нет ничего удивительного, что для прямолинейных и честных римлян новый мрачный культ был под большим подозрением.

http://pravmir.ru/sonata-o-smerti/

Чтение Священного Писания по учению святых Отцов Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 32, 2002 26 ноября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 32, 2002 Название, которое я избрал для этих заметок, — Чтение Священного Писания по учению Святых Отцов, — заимствовано из работы, которую издал и снабдил предисловием весьма известный специалист в области изучения Священного Писания, отец А.-Г. Гамман. Вот уже два года, как я получил от него экземпляр этой книги со следующим посвящением: “профессору Иоанну Бреку исследование по вопросу, который столь редко выносится на обсуждение. С уважением. А.-Г. Гамман”. То, о чем я намерен здесь сообщить, суть по большей части выводы из некоторых наблюдений над святоотеческой герменевтикой, к которым я пришел со своими студентами за последние годы преподавательской деятельности. Кроме того, это есть также попытка все-таки “вынести на обсуждение” значимый вопрос о святоотеческой экзегезе. Как справедливо отмечал отец Гамман, эта область остается по большей части вне поля зрения исследователей. Вклад, который он внес, в частности, в результате сотрудничества с Обществом Ж.-П. Миня, а также участия в издательской серии святоотеческих творений под названием “Святые Отцы в вере”, неизмерим. Мое же участие ограничится весьма скромным взносом в изучение вопроса, который только начинают оценивать по достоинству в Соединенных Штатах и за пределами Франции. Я исполнен признательности и чувства благодарности отцу Гамману за то драгоценное наследие, которое он нам оставил. Прежде чем начать размышление о подходах к пониманию Библии у святых Отцов, следует сделать принципиальное утверждение: с точки зрения Православной Церкви, Священное Писание характеризуется совершенным единством, целостностью и истинностью. В том, что касается его единства, Православное Предание твердо придерживается того взгляда, что Ветхий Завет — христианская книга в той же мере, что и Новый. Оба Завета составляют единое свидетельство о Божественном Логосе, Превечном Слове, Которое пришло в мир, чтобы осуществить спасение детей Божиих (см. Ин 1:12–13; 20:31). Более того, свидетельство и боговдохновенность Священного Писания, которые основываются на Нем, рассматриваются как существующие во взаимном дополнении или полноте в той мере, в какой всякое место Священного Писания отражает одну и ту же истину. Это есть основание для того, чтобы любое место могло быть использовано для прояснения других, менее понятных мест. Например, размышление святого апостола Павла об искупительном подвиге Христа в Послании к Римлянам 5:9 — будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева и далее — может служить для прояснения и раскрытия места из 1 Ин 1:7 — Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. Таинственный образ пророка (дева родит Сына Еммануила, Ис 7:14) может быть понят в свете того места из Евангелия от Матфея, где Дева Мария, понесшая во чреве Превечного Сына Божия, исполняет это пророчество (Мф 1:23).

http://pravmir.ru/chtenie-svyashhennogo-...

Что такое Библия? «Заблуждаетесь, не зная Писаний.» Мф.22:29 . «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, наставления в праведности, – да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.» 2Тим.3:16–17 . Библиею 1 называем мы книги Священного Писания , писанные Богом призванными к тому мужами, – по внушению Духа Божия, и потому Священное Писание называется также Словом Божьим, обращенным к людям. «Все Писание богодухновенно», – свидетельствует апостол Павел ( 2Тим.3:16 ). Послушаем также, что свидетельствуют о Священном Писании св. отцы Церкви. Св. Ефрем Сирин писал следующее: «Берегись, чтобы в то время, когда ты намерен читать Св. Писание, кто-нибудь не отвлек тебя от этого. Когда ты располагаешься к чтению или слушанию Св. Писания, помолись (примерно) такою молитвою: «Господи Иисусе Христе! Отверзи мой слух во услышание и разумение слова Твоего и даруй мне силы к исполнению воли Твоей; очи же мои просвети, дабы узреть чудное в законе Твоем.» И, сотворив молитву, предайся чтению и помни, что многие, полагавшиеся на собственное суждение, не уразумевали читаемого и впадали в заблуждение. Примите от меня добрый совет: дни наши проходят подобно тени, и мы не замечаем, как быстро подходит наш Судия. Надо постараться о едином на потребу: надо, чтобы не вся жизнь прошла в одних заботах о вещественных нуждах. Стоит же и душа твоя пищи, без которой она умрет, а этой пищи она нигде не найдет, как в Слове Божием, доступном каждому, чрез чтение Св. Писания. Законодатель даль нам закон, не требуя никаких толков, а потому при чтении отбрось всякие сомнения и пустые возражения. Тот, Кто даровал тебе Закон, требует от тебя веры, а не споров.» Св. Василий Великий с благодарною радостию говорит: «По милосердию Божию и благодати Господа нашего Иисуса Христа, я воспитан христианскими родителями и с младенчества был наставляем в Священном Писании , которое меня и вело к познанию истины. Надежнейший путь к достижению истины есть чтение Св. Писания, ибо в нем мы находим, что нам делать и чего не делать. Тут давно почившие святые люди как бы воскресают пред нами с их высокою жизнию и указывают путь тем, кто хочет подражать их добрым примерам. Вот почему каждый из нас, чувствующий себя слабым в исполнении своих обязанностей, читая Библию, может найти в ней подкрепление сил. Советую только, чтобы такое чтение сопровождалось молитвой.»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Astafe...

Н.К. Смирнов Выводы из дошедших до нас сведений касательно христианского общественного и частного богослужения первых трех веков Вышеприведенные свидетельства относительно древнехристианского богослужения приводят нас к следующих выводам. Христианское общественное богослужение уже в непосредственно следующее время после апостолов совершалось по определенному порядку: для этой цели были назначены известные времена и часы, нарочитые места и лица, которые исключительно были облечены правом священнодействия 92 . Вне этих лиц совершение общественного богослужения считалось признаком отделения от истинной церкви службой диаволу 93 . В состав христианского богослужения входили следующие части: 1., Таинства , при совершении которых таинственным образом низводится благодать, или невидимая спасительная сила св. Духа на человека, приемлющего таинство 94 . 2., Молитва , которой постоянно приписывается важное значение в деле богослужения. Тертуллиан , Киприан и Ориген писали целые сочинения о молитве. Рекомендуется молитва в духе, проникнутая усердием, благоговением и надеждою, совершаемая со смирением и чистотою сердца. Предметом молитвы служит: то прошение , то благодарение , то славословиеБогу . Молитва Господня пользуется особенным уважением и входит в широкое употребление 95 . В Апостольских постановлениях предписывается читать ее три раза в день. Затем находим в употреблении прошения, подобные нашим ектениям 96 , возглашаемые при богослужениях диаконами и сопровождаемые словами от народа: «Господи помилуй». 3., Свящ . песнопения . По характеру своему христианское пение противополагается языческому 97 , и признается преимущественным средством обращения язычников 98 . Предметом пения являются частью псалмы 99 , частью гимны, составленные самими христианами 100 . Для пения еще не были отделяемы особенные лица, а весь народ мог принимать в нем участие 101 . Существовало пение антифонное, или переменное, введение которого приписывается св. Игнатию Богоносцу . 4., Чтение священного писания . Первенствующая церковь предлагала чтение писания особенно на литургии. Читались книги как ветхого, так и нового завета: книги Моисея и пророков, послания и деяния апостольские и евангелия 102 . Находим даже указание на порядок в распределении чтений из книг свящ. писания. По крайней мере это надобно сказать о книге Иова, которая читалась в страстную седмицу 103 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

А. П. Лопухин. Фотография. 2-я пол. XIX в. Александр Павлович (1.10.1852, с. Митякино Камышинского у. Саратовской губ. (ныне Руднянский р-н Волгоградской обл.) - 22.08.1904, дер. Тюрисевя близ С.-Петербурга (ныне пос. Ушково в черте города)), правосл. богослов, библеист, историк, проф. СПбДА. Л. род. в семье священника Саратовской губ. В 1866 г. окончил Камышинское ДУ, в 1874 г.- Саратовскую ДС по 1-му разряду, поступил на казенное содержание на церковно-историческое отделение СПбДА (ЖЗС СПбДА. 1874. С. 166, 186), но в февр. 1876 г. отказался от казенной стипендии в пользу более бедных однокурсников (Там же. 1876. С. 29-30). По свидетельству его друзей, Л. обладал «от природы живым, общительным характером, тонкой наблюдательностью и добрым, отзывчивым сердцем», а также невероятной энергией и работоспособностью ( Потехин. 1904. С. 7-8). На 3-м курсе Л. написал канд. соч. «О гражданских законах Моисея», удостоившееся похвальной оценки профессора библейской истории Ф. Г. Елеонского (Там же. 1877. С. 237-239), и получил за это сочинение денежную премию (ЖЗС. 1878. С. 202-203); неполностью работа была опубликована в ж. «Христианское чтение». Еще во время учебы Л. начал сотрудничать в академических журналах «Христианское чтение» и «Церковный вестник», не только занимаясь корректорской работой, но и публикуя свои научно-публицистические и литературно-критические статьи (более 100), включая крупный труд о ветхозаветных пророках. Окончил СПбДА в 1878 г. с ученой степенью кандидата богословия, в к-рой был утвержден митр. Исидором (Никольским) 2 июня 1878 г., и с правом защищать магист. диссертацию без дополнительного экзамена (Там же. С. 249). Как знаток англ. языка, он был назначен 7 июня 1879 г. псаломщиком в рус. православную миссионерскую церковь в Нью-Йорке (Там же. С. 30, 181). Л. не только участвовал в издании англоязычного ж. «The Oriental Church Magazine» (Журнал Восточно-Православной Церкви), посвященного преимущественно рус. церковной жизни, но и вел подробные заметки, впосл. ставшие основой комплекса статей, путевых очерков и публичных лекций. Л. старался познакомить рус. читателей с особенностями амер. религ. жизни и духовным опытом амер. народа. По его мнению, Америка - «классическая страна сектантства», ее пример показывает, «к каким результатам может повести господство личного разума в духовно-религиозной жизни, при отсутствии прочных церковных начал» (Заокеанский Запад в религиозно-нравственном отношении//ХЧ. 1886. 11/12. С. 621). Невмешательство гос-ва в религию Л. трактовал как одну из форм рационального взаимодействия с церковью, построенную на признании ее независимости (Свобода религиозной совести в Америке. М., 1881).

http://pravenc.ru/text/Лопухина.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010